Новости откуда пошло крещение

Крещение Господне – один из самых главных праздников в христианстве. Об истинной сути Крещения и правилах безопасных купаний вчера шла речь на встрече в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды. По словам церковных служителей, в Крещение Господне освященной становится даже вода из крана. Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление.

Как крещение появилось в христианстве

В современном массовом сознании Крещение Руси традиционно связывается с Крымом и Херсонесом. Крещение Господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека. В этот день вспоминают предание, как Иисуса Христа крестили в реке Иордан. Крещение Руси произошло в 988 году, когда князь Владимир Красное Солнце принял христианство и распорядился о крещении всего населения Киевской Руси.

Откуда и когда взялась традиция окунаться в прорубь на Крещение, 19 января?

Что такое водное крещение в христианстве и кто его принимает 4:00:18 0 В праздник Крещения Господня традиционным священнодействием считается освящение водоемов и окунание в прорубь. Традиция окунаться в воду для омовения от скопившихся грехов идет в глубину веков. Еще в дохристианские временя таким образом старались очистить себя от неминуемо накопления грязных и порочных поступков. Но Иисус был непорочен, и своим крещением в святой реке Иордан он показал смирение которого ждут от праведного человека. Он усмирил свою гордыню, принял на себя свое предназначение и под руководством Иоанна Крестителя вошел в воду. Этим действием он показал готовность взять на себя грехи человеческие и тогда снизошел к нему святой дух в виде голубя и Глас Бога Отца возвестил о пришествии любимого Сына Его на землю. Священники из церквей в эту ночь совершают крестный ход к реке где погружением креста, и чтением молитвы благословляют воду.

Русь стала единым государством, а христианская вера стала важным элементом этого объединения.

Также улучшились нравы общества, люди стали образованнее. Ведь нужно было строить церкви, переписывать Библию и жития святых — все это способствовало росту грамотности. Помимо этого, благодаря православию повысился престиж Руси на международной арене. Было заключено много династических браков, и отношения между государствами укрепились. Традиции праздника Крещения Руси После того как день Крещения Руси стал государственным праздником, его стали отмечать все больше людей. В этот день проводятся культурные, благотворительные, богословские и просветительские мероприятия. Традиционно христиане совершают крестный ход.

Верующие славят князя Владимира, православную веру и Бога. В этот праздник не следует заниматься домашними делами и тяжелой работой.

Вы решили креститься? Это отличное решение, но крещение это настолько что-то большее, чем просто обряд, что нельзя легкомысленно к нему относиться. Быть может у вас родился ребенок, и вы решили крестить его, потому что вы хотите ему добра и всего самого лучшего.

Мы надеемся, что это действие защитит его от всех бед.

Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна в первом ярусе оформленные своего рода порталами позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика — часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием — нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, вместо шлемовидных. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами не сохранилось. К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом не сохранились. Богоявленский собор Авраамиева монастыря Во имя Богоявления освящен собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме. Богоявленский собор — древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г.

Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций. Красное-на-Волге Костромской области имеет богатейшую историю. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. Богоявленский храм в пос. Красное-на-Волге Костромской области В честь Богоявления освящена церковь в с. Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г.

Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна.

Описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете он убран в начале XX века завершался открытым ярусом звона и высоким шатром. Церковь Богоявления Господня в с. Пянтег в Пермской области В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехреньгу, и по реке Мехреньге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г. В 1933 г. Церковь Богоявления Господня располагалась в г.

Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг. Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в. Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли. На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда ныне Няндомский район Архангельской области при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным 1631-1642 гг.

В книге «Русское деревянное зодчество» 1942 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась. Богоявленская церковь в Елгомской пустыни. Фото из книги И. Грабаря «История русского искусства» Т. Труфановская Архангельской области. В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы. Богоявленская церковь на Красновском погосте.

Фото из архива Мининых Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом.

Праздник Крещения: история, традиции

Поэтому праздник имеет ныне второе название — Богоявление. В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа. День белых риз Праздновать Крещение Господне стали очень быстро — еще при жизни апостолов.

Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл. Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека Рождество , Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения Крещение — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество.

Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» по-гречески, — «Явление» , позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант — «Теофания» то есть «Богоявление». В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы.

Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно.

Лучше всего расположить ее рядом с иконами. Чтобы случайно не перепутать святую воду с обычной, стоит подписать емкость. Также утилизировать ее можно в горшки с домашними цветами или под корни деревьев на улице.

При этом любое растение не подойдет: нужно выбрать то место, где не ходят люди и не гуляют собаки. В раковину или туалет выливать святую воду нельзя, потому что так она окажется в канализации вместе с различными нечистотами Крещенские купания По традиции в ночь с 18 на 19 января православные верующие окунаются в специальные проруби — иордани, которые заранее делают на водоемах. Считается, что крещенские купания служат символом закрепления очищения от грехов. Однако аналогом покаяния или крещения этот обычай не является. Как проходят крещенские купания Выбор места Прежде всего, нужно выбрать правильное место. Окунаться можно только в иордань, которую подготовили для крещенских купаний специалисты.

Возле проруби должны дежурить медики и спасатели, способные оказать помощь при необходимости. Использовать самодельные проруби опасно для жизни: есть риск, что в водоеме будут течения, которые унесут окунувшегося человека под лед. Одежда Окунаться в иордань можно в длинной белой рубахе, а также в купальнике или плавках. На ноги лучше обуть резиновые тапочки или валенки — их нужно снять перед погружением в воду. Также в ожидании своей очереди к купели можно закутаться в махровый халат. После выхода из купели нужно максимально быстро вытереться, одеться и обуться Молитва Перед погружением в воду верующим рекомендуют молиться Богу, прося его об исцелении и укреплении тела и духа.

В иордань нужно заходить быстро и не оставаться там надолго. Окунаться в воду принято три раза, сопровождая это крестным знамением и словами «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святого Духа. Этот обряд возник из народной среды — россияне самостоятельно начали окунаться в воду в память о крещении Иисуса Христа в Иордане. При этом широкое распространение традиция получила не так давно: не существует упоминаний о том, что православные окунались в прорубь в древние времена.

Первые отрывочные рассказы о крещенских купаниях появились лишь в произведениях XIX века, причем речь в них шла только о локальных традициях. До революции как таковой традиции погружаться в прорубь не было. Это пришло к нам совсем недавно из Израиля. Дело в том, что там после освящения воды принято погружаться в реку Иордан протоиерей Николай Ельчев Особую популярность крещенские купания обрели только в конце 1990-х. Но раньше, если и находились такие смельчаки, то с верою брали на себя этот подвиг», — отметил протоиерей. Приметы на Крещение Господне Существует множество различных примет, которые связаны с этим праздником.

Многие из них касаются погоды. Погодные приметы о Крещении Если ночь с 18 на 19 января звездная, урожай ягод в сезон будет хорошим. Если за ночь выпало много снега, значит, в этом году ждать богатого урожая.

Если вы не изучали Библию на эту тему, если вы просто посоветовались «со знающими» родственниками или знакомыми или даже сходили в храм — у вас все еще нет необходимых знаний о крещении и его смысле. Вот несколько отрывков из Библии о крещении если у вас есть дома Библия — посмотрите там : Кто поверит и примет крещение, тот будет спасён, а кто не поверит, будет осуждён. Евангелие от Марка 16:16 Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать? Деяния 2:37,38 Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас.

Возьмём похожий корень ephrwt, который отличается от исходного одной гласной буквой — «эта» вместо «эпсилон» они произносятся одинаково, подобно старорусским «е» и «ять».

Найдём в Новом Завете все слова с этим корнем и в результате получим список из целых 43 стихов. В 40 из них используются опять-таки формы глагола «спросить», лишь в Мар. И в Лук. Ну и наконец, в Матф. В данном тексте слово с корнем «эперот» имеет отчётливое значение просьбы и даже почти требования, как в параллельном рассказе Луки об этом случае Лук. Теперь поищем в Новом Завете все слова с корнем «обещ» и посмотрим, как они пишутся по-гречески и нет ли у них сходства с исходным словом Петра eperwthma. Однако из найденных 22 слов самое «близкое» по написанию — это ephggeltai «эпеггелтаи» , соответствующее слову «обещание» из Евр. Как мы видим, совпадают только первые две буквы или по звучанию три, то есть слишком мало.

И в других случаях используются похожие формы ephggeilato «эпеггеилато» — «обещал» Деян. Сам же Пётр в другом своём послании использовал слово epaggellomenoi «эпаггелломенои» — «обещают» 2Пет. Наконец, даже родственное слово «обет» Деян. Таким образом, все встречающиеся в греческом тексте слова со значением обещания совершенно не похожи на слово «эперотема», и потому просто невозможно, чтобы Пётр употребил его в таком смысле. Итак, несложный контекстный анализ греческого оригинала показывает, что слово «обещание» в 1Пет. Именно так выглядит этот стих в современном переводе: «просьба к Богу о чистой совести» а если быть ещё более точными, то данное выражение состоит из пяти слов, расположенных в следующем порядке: «доброй совести прошение к Богу». Эта фраза вдобавок ко всему прекрасно вписывается в контекст: она имеет смысл избавления от духовной нечистоты и потому является гармоничным противопоставлением предыдущему выражению «не плотской нечистоты омытие» в отличие от «обещания», которое не имеет никакой логической связи с предшествующим текстом. Так что на самом деле крещение — это не какое-то неясное «обещание хранить добрую совесть», а просьба к Богу об очищении совести.

Причём подразумевается, что эта просьба не словесная, а безмолвная. То есть во время крещения не нужно говорить: «Господи, очисти мою совесть», так как оно само по сути является просьбой о прощении кстати, равным образом и при крещении по «теории завета» является излишним вопрос: «Обещаешь ли служить Богу доброй совестью? Это подобно тому, как при подаче заявления о приёме на работу нет нужды устно говорить начальнику, что вы хотите у него работать. Таким образом, мы показали, что взгляды на крещение как на «завет» или «обещание» не соответствуют Библии. Остаётся рассмотреть ещё один смысл, который сторонники «теории завета» зачастую пытаются приписать крещению: они говорят, что крещение — это свидетельство о том, что человек умер для греха и воскрес к новой жизни. На каком же месте Писания основано это утверждение? Ответ очень простой: ни на каком. Нигде не говорится, будто при крещении человек «свидетельствует», «подтверждает», «показывает», «демонстрирует», «отображает» или на худой конец «символизирует».

Такие выражения часто встречаются в протестантской печати и проповедях, вот только в Библии не сказано ничего подобного. Некоторые толкователи ссылаются на стих: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» Рим. Но разве здесь есть хотя бы намёк на какое-либо свидетельство или демонстрацию? Тут же прямым текстом написано, что при крещении происходит погребение со Христом, а после начинается новая жизнь. Та же самая картина наблюдается и в параллельном стихе: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли» Кол. Как можно толковать этот текст в том смысле, будто воскресение человека со Христом на самом деле совершается до крещения? Для этого нужно решительно отринуть грамматику, логику и здравый смысл. Ну и последний притягиваемый за уши отрывок: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение...

Здесь тоже ясно сказано, что крещение «спасает», а не «свидетельствует о полученном спасении». Все три указанных текста однозначно говорят, что крещение — это момент чудесных перемен в человеке, а вовсе не свидетельство о том, что они уже когда-то совершились. И внешняя форма крещения является сопутствующим символическим отображением того, что происходит с человеком в настоящий момент времени, а не имело место полгода назад. Затруднения вызывает и дополнительный вопрос: если крещение является свидетельством, то для кого? Возможны три варианта ответа: для неверующих, для церкви или для духовного мира. Первый вариант отпадает сразу, так как крещение часто совершается без посторонних зрителей особенно в условиях гонений. Второй также выглядит неудовлетворительно, ведь свидетелями крещения являются не все члены поместной церкви, а лишь некоторые, а иногда и вовсе один только креститель. И почему при переезде в другое место человек не может ещё раз креститься перед тамошними христианами, если никто из них не был свидетелем его крещения и не может получить никакого подтверждения этому событию?

Что это за странное одноразовое свидетельство, которое человек ничем не может доказать и однако не имеет права повторить? Нет, абсолютно очевидно, что крещение совершается не для человеческих зрителей. Остаётся последний вариант: крещение — это свидетельство для духовного мира. Но зачем тогда оно нужно, если и ангелы, и бесы давным-давно уже видели, что человек стал верующим и служит Богу? Ангелы радовались его покаянию Лук. Ровным счётом ничего. Так что смысл крещения никак не может заключаться в свидетельстве кому-то. Это дело только между человеком и Богом, и совершается оно лишь для самого человека; больше оно не нужно никому, и никакие свидетели для него не нужны.

Некоторые христиане, не находя ничего лучшего, говорят, что крещение — это просто исполнение Божьей заповеди и совершается оно для того, чтобы проявить послушание Богу. Однако это не может являться единственной целью крещения, оно обязательно должно иметь собственный смысл. Представьте, насколько было бы странно, если бы Бог вдруг сказал человеку: «Ты должен один раз в жизни окунуться в воду в белой одежде. Для чего? Просто чтобы исполнить то, что Я тебе повелел». Похожий абсурдный пример приводил Иоанн Златоуст по поводу запретного плода: «Древо доброе, но не касайся его. Потому что Я Господь, а ты раб, вот вся причина». Не правда ли, это нелепо и смешно?

На самом же деле Божий запрет не есть от дерева познания добра и зла имел целью не проверку послушания человека, а предохранение его от плохих последствий, о чём и сказал Адаму Бог: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» Быт. Так и ни одна из Божьих заповедей не представляет собой повеление совершить какое-либо бессмысленное действие ради угождения Богу. Поэтому и крещение должно совершаться для достижения конкретной разумной цели, однако «теория завета» не в состоянии указать для крещения такую цель. Теперь рассмотрим два основных возражения сторонников «теории завета» против традиционной точки зрения на крещение как на условие для получения спасения. Чаще всего они ссылаются на слова апостола Павла: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» Еф. На основании этого текста они говорят, что человек не может спастись посредством соблюдения заповедей или совершения каких-либо «хороших дел». Однако они упускают из вида или же просто не понимают, что крещение не относится к данной категории человеческих деяний. Здесь отчётливо видно, что крещение не входит в число всех заповедей и повелений, которые были даны христианам для соблюдения.

Оно стоит отдельно и предшествует всему, что ученики должны были узнать и исполнять в своей христианской жизни. Поэтому совершенно очевидно, что крещение коренным образом отличается от всех других действий человека и причислять его к «делам праведности» никак нельзя. Иначе к тому же разряду нужно будет отнести и покаяние, ведь апостол Павел однажды сказал: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» Деян. И по той же самой логике получается, что раз покаяние является исполнением одного из Божьих повелений, то оно не может быть условием для получения спасения, которое человек обретает через одну лишь веру. Но ведь никто из верующих не придерживается такой абсурдной точки зрения, и все богословы соглашаются, что покаяние наряду с верой входит в понятие «человеческая сторона спасения». Только почему-то многие никак не могут понять и принять, что аналогичным образом сюда же входит и крещение. Оно не относится к категории «дел закона», а ближе к обетованиям, как это видно из фразы апостола Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» Деян. Эти отрывки ясно свидетельствуют о том, что крещение стоит в одном ряду с покаянием и верой и вместе с ними является условием для получения человеком спасения.

Когда библейские аргументы неожиданно быстро заканчиваются, в ход идёт второе возражение, основанное на уже упомянутых ранее случаях кардинальных перемен в жизни людей, обращавшихся к Богу с молитвой о прощении грехов. Вот, допустим, человек помолился: «Господи, прости меня, грешника», ощутил Божье прикосновение, мгновенно освободился от желания пить и курить, начал славить Бога и ходить в церковь, стал делать людям добро — так неужели он ещё не получил возрождения и должен для этого дополнительно принять крещение? В это бывает трудно поверить многим христианам, особенно пережившим на личном опыте нечто подобное. Они считают, что без получения Святого Духа такие изменения невозможны. Однако в Библии описано несколько случаев такого рода, когда в жизни людей совершился коренной переворот ещё в период до воскресения Христа и сошествия Святого Духа на апостолов. Самый яркий пример — Закхей, начальник сборщиков пошлин, наживший богатство явно не самым честным образом. Так вот, когда Иисус был у него в гостях, произошло следующее: «Закхей же став сказал Господу: Господи! Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» Лук.

То есть Закхей из жадного вымогателя превратился в благотворителя и честного человека, и с его стороны это был не просто временный порыв под наплывом чувств, а начало новой жизни, истинное обращение, которое Иисус расценил как переход от состояния погибели ко спасению. Современные христиане при виде подобных событий наверняка решили бы, что здесь имело место возрождение, но ведь в то время оно ещё не было возможным. Не менее удивителен и случай с призванием будущего евангелиста Матфея, о котором написано так: «После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним» Лук. Это ведь совсем не легко — уволиться с прибыльной должности, чтобы стать учеником бродячего проповедника. Так что перемена образа жизни пришедшего к Богу человека обусловлена не принятием возрождающего Святого Духа, а является следствием покаяния — переворота в сознании грешника. Об этом сказал и Христос, когда Матфей чуть позднее сделал угощение для Него и своих сотоварищей: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» Лук. Благодаря личной встрече с Богом у человека меняется мировоззрение, и тогда он, естественно, начинает по-другому относиться к людям и стремиться к новым праведным целям.

Что же касается освобождения от греховных зависимостей, то оно тоже ещё не свидетельствует о получении человеком новой природы от Святого Духа. Оно сродни исцелению от болезни, которое люди могут получить по молитве к Богу даже без личного обращения в веру, как это было с девятью прокажёнными Лук. Ведь для избавления пьяницы от пристрастия к спиртному Богу достаточно разрушить в его мозге несколько нервных клеток, образующих так называемый «центр алкоголя», а у хронического алкоголика ещё и перевести искажённый обмен веществ с доминирующего спирта обратно на глюкозу. То есть результат может быть достигнут Божьим воздействием на тело человека, а не на душу или дух. Поэтому никакие перемены в образе мыслей и жизни некрещёного человека не являются доказательством того, что он родился свыше, принял Святого Духа и стал спасённым. А теперь в качестве встречного возражения рассмотрим похожий пример, но с небольшим отличием. Однажды наркоману опротивела его беспросветная жизнь и он возопил: «Бог, если Ты есть — спаси меня! В реальной жизни подобные взывания являются достаточно частыми, и многие христиане слышали или читали свидетельства такого рода.

И если попросить сторонников «теории завета» объяснить случившееся с этим наркоманом после его молитвы, то они наверняка скажут, что Бог откликнулся на его просьбу и даровал ему возрождение и спасение. Тогда вопрос на засыпку: а каким это образом он получил спасение при отсутствии веры? Он ведь даже не верил в существование Бога, а по этому поводу Писание ясно говорит: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» Евр. Как же он мог угодить Богу настолько, что в воздаяние получил спасение? Его слова «если Ты есть» являются выражением неверия или в лучшем случае сомнения, но уж никак не веры. А больше он не совершил никакого действия, которое пусть даже и с некоторой натяжкой можно было бы расценить как деяние веры например, если бы он исповедал свои грехи или хотя бы просто попросил у Бога прощения. И это ещё не говоря о том, что для спасения человеку нужна вера не просто в Бога, а в благую весть о прощении грехов благодаря искупительной смерти Иисуса Христа. Этот же человек вообще ничего не знал о Христе, ему лишь кто-то из верующих когда-то сказал, что Бог может его спасти.

Поэтому все произошедшие с ним перемены никак не могли быть результатом получения спасения, а были всего лишь проявлением Божьей милости. Настоящая спасающая вера появилась у него гораздо позднее, когда он узнал о главных основах христианского учения: сотворении мира, грехопадении и наказании за него, миссии Иисуса Христа и Божьих обетованиях о прощении и даровании Святого Духа. И только после этого он мог принять спасение, для чего ему, очевидно, необходимо было выразить свою веру в некотором сознательном действии, а именно в крещении, как это следует из того же Великого Поручения: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» Мар. Таким образом, в христианстве не действует стереотипный примитивный принцип «если хочешь стать спасённым — помолись и Бог спасёт». И довольно забавно, что многие христиане, уверенные в получении ими спасения после «молитвы покаяния», на самом деле пришли к истинной вере в Евангелие лишь на занятиях по подготовке к крещению, спасительное значение которого они отрицают. Такая вот у них получилась ирония судьбы с этой водной баней возрождения и обновления. Мы подошли к последнему пункту нашего анализа — толкованию спорного текста: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Иоан. Он уже рассматривался нами в разделе о связи крещения с возрождением, и теперь наконец пришло время исполнить данное там обещание и исследовать его альтернативное толкование с точки зрения учения о крещении возрождённых.

Вообще у сторонников данного учения существует несколько различных точек зрения на этот стих, но в российских протестантских церквах христиане обычно придерживаются одного объяснения, согласно которому слово «вода» здесь относится не к крещению, а является символическим указанием на Слово Божие. И многие проповедники зачастую прямо так и говорят, что человек рождается свыше «от Слова Божия и Духа Святого». В основе данного толкования лежит утверждение о том, будто в Библии вода является одним из прообразов Слова Божия. Однако на самом деле это всего лишь ложная догма, не имеющая здравого обоснования в Писании. И чтобы убедиться в этом, давайте детальнее исследуем вопрос о прообразном значении воды. Начать нужно с Ветхого Завета, ведь если Иисус под словом «вода» имел в виду Слово Божие, то Никодим мог понять Его правильно лишь в том случае, если такое уподобление встречалось в существовавших в то время ветхозаветных книгах. Но в них есть лишь один стих, в котором вода и слово сопоставляются вместе: «Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток» Пр. Данный стих не может служить основанием для вывода о прообразной связи воды и Слова Божия по трём причинам.

Во-первых, здесь говорится о человеческих словах, а не о Божьих. Во-вторых, вода здесь имеется в виду не как вещество, а как содержимое большого водоёма, то есть внимание обращается не на её способность напоять или омывать, а на объём. Ну и в-третьих, через две главы имеется аналогичный стих: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычёрпывает их» Пр. Здесь тот же самый образ глубоких вод относится к помыслам людей, однако никто исходя отсюда не заявляет, что вода является прообразом помышлений. В Писании также есть один стих, где Слово Божие противопоставляется воде: «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» Ам. Имеющаяся здесь связь Слова Божия с жаждой тоже ещё не значит, что вода является его символом. В Библии слово «жажда» зачастую означает не желание напиться воды, а сильное стремление к чему-либо. Так, в некоторых текстах упоминается о жажде имущества Иов.

Однако никто не считает воду прообразом чего-либо из этого списка, поэтому равным образом некорректно приписывать ей символическую связь со Словом Божьим. Наконец, ещё в двух местах слово связывается не с водой, а с атмосферными осадками. Вот первый из этих отрывков: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною раждать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» Ис. Нетрудно увидеть, что здесь параллель Слова Божия с дождём основана опять-таки не на подобии их воздействия на объект, а лишь на их способности достигать нужных Богу результатов. Аналогия такого же типа имеется и в другом тексте: «Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Тем не менее прообразом Слова Божия не считается ни молот, ни огонь, который однозначно воспринимается толкователями как символ Святого Духа Деян. Что же касается исходного стиха, то думается, что образы дождя и снега взяты лишь потому, что вряд ли можно найти какой-нибудь другой наглядный пример того, что сходит с неба и производит эффективное действие. А свойства воды утолять жажду и очищать от грязи Слову Божьему здесь также не приписываются.

Так что данный текст не устанавливает прообразной связи Слова Божия с дождём и снегом, а уж тем более с водой. А второе место находится в песни, данной Господом Моисею: «Польётся, как дождь, учение моё, как роса, речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву» Вт. Здесь вообще говорится не о слове как источнике информации, а о процессе речи, который имеет некоторую протяжённость во времени и потому может быть уподоблен выпадению осадков. Само же слово в данном стихе даже не упоминается впрямую, равно как и вода, поэтому отсюда нельзя сделать никаких выводов о символическом значении воды или прообразах Слова Божия. Вот и все ветхозаветные тексты, в которых каким-либо образом соседствуют вода и слово или их близнецы. Негусто, правда? И как мы видели, ни в одном из данных отрывков нет прямого и ясного уподобления Слова Божия воде. Поэтому когда Никодим услышал фразу Иисуса о рождении от воды и Духа, то у него не было никакого основания придавать слову «вода» символический смысл, не установленный в Писании, и он наверняка воспринял это слово в его прямом значении, то есть как указание на водное крещение.

В этом случае можно было бы считать, что Никодим смог бы понять Его правильно если не сразу, то хотя бы впоследствии. Однако в Библии есть лишь одно объяснённое образное высказывание Иисуса, в котором слово «вода» имеет совершенно другое значение: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Таким образом, здесь слово «вода» в устах Иисуса является указанием на Духа Святого. Более того, подобная аналогия имеется и в Ветхом Завете в Божьем обетовании: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твоё и благословение Моё на потомков твоих» Ис. Это тоже пример прямой параллели между водой и Божьим Духом. Поэтому мы вправе сделать вывод, что в Библии вода является одним из прообразов Святого Духа. И если бы Никодим попытался истолковать слова «от воды и Духа» в символическом смысле, то у него получилась бы неуклюжая тавтология «от Духа Святого и Духа», что показало бы ему ошибочность такого понимания. Зато ему было бы нетрудно заключить, что рождение свыше происходит в тот момент, когда человек подвергается одновременному воздействию Святого Духа и Его физического прообраза — воды, то есть при крещении.

И это вовсе не показалось бы ему странным, как многим современным верующим, потому что он как «учитель Израилев» привык к тому, что Бог многие Свои благодатные действия — отпущение грехов, очищение прокажённых, посвящение на служение и т. Некоторые толкователи говорят, что Иисус всё же уподоблял Слово Божие воде, и ссылаются при этом на стих: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» Иоан. На основании этой фразы они делают заявления типа «Господь очищает Свою Церковь, омывает её водой Своего Слова». Однако они почему-то — либо по невнимательности, либо из осознанного лицемерия — игнорируют предыдущие слова Христа, из которых ясно видно, что речь здесь идёт о совсем другом способе очищения: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» Иоан. Чтобы очистить виноградные ветви, садовник не моет их водой, а срезает с них лишние побеги. Так что Иисус сравнивает здесь Слово Божие не с водой, а с острым режущим инструментом — ножницами или мечом. Впоследствии этот образ использовали и апостолы: «меч духовный, который есть Слово Божие» Еф. Поэтому видеть в аллегории о виноградной лозе воду вместо меча — это всё равно что путать Божий дар с яичницей.

Таким образом, Иисус никогда не проводил аналогии между водой и Словом Божьим, равно как и авторы ветхозаветных Писаний. Поэтому предлагаемое сторонниками «теории завета» толкование Его фразы о рождении от воды и Духа является грубейшей натяжкой. Пытаясь хоть как-то обосновать свою точку зрения, они обычно ссылаются на отрывок из послания апостола Петра: «Как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» 1Пет. И они говорят, что поскольку возрождение происходит от Слова Божия, то значит именно оно скрывается под словом «вода» в высказывании Иисуса. Но неужели они не видят, что Пётр уподобляет Слово Божие не воде, а совершенно другому прообразу — семени? Иисус тоже не раз использовал этот образ, например, в притче о сеятеле: «Семя есть слово Божие» Лук. Данная аналогия основана на способности семени быть носителем генетической информации и произращать новую жизнь. У воды же подобные свойства отсутствуют, и потому её никак нельзя отождествлять с семенем.

Кроме того, так как Пётр вполне однозначно уподобил Слово Божие мужским половым клеткам нетленное Божье семя , то выражение «родится от Слова Божия и Духа» было бы столь же абсурдным и ошибочным, как и фраза «ребёнок рождается от сперматозоида и отца». То есть по сути Слово Божие является неотделимой принадлежностью Духа Святого и не может выступать в качестве второго, отличного от Духа средства для возрождения человека. Об их тождественности вполне ясно говорят и многие другие места Писания, например: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их» Пс. Таким образом, в исходной фразе Иисуса Он уподобляет духовное рождение физическому, где с отцовской стороны выступает Дух Святой, дающий жизнь через Слово Божие, а с материнской — вода крещения как окружающая среда, утроба, из которой новая жизнь выходит на свет. Причём сама вода не принимает прямого участия в процессе зарождения духовной жизни, как Иисус сказал далее: «рождённое от Духа есть дух» Иоан. Поэтому присутствие воды не является абсолютно необходимым, и в исключительных случаях человек может родиться свыше без водного крещения. Наконец, последний довод в пользу толкования «теории завета» основан на высказывании апостола Павла о Церкви: «чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова» Еф. Разве из этого стиха не следует, что вода всё же является символом Слова Божия?

Ничуть, ведь в данной аллегории слово вовсе не уподобляется воде, а опять-таки является вторым средством для очищения от греха. Иисус говорил о воде и Духе, а Павел — о воде и слове, что фактически одно и то же, как мы только что видели. Чтобы лучше понять роль воды и Слова Божия в возрождении, рассмотрим ветхозаветную историю исцеления Неемана, которая во многом аналогична новозаветной практике крещения. Итак, сирийский военачальник Нееман был прокажённым и однажды услышал, что израильский пророк может его исцелить. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твоё у тебя, и будешь чист» 4Цар. В переложении на христианский лад ситуация обычная: грешник услышал, что Бог может его спасти, и пришёл в дом Божий, а там служитель сказал ему, что он получит рождение свыше, когда примет водное крещение. Далее описана не вполне адекватная реакция Неемана на такое благовестие: «И разгневался Нееман, и пошёл, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет, и призовёт имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу. Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?

Мария Городова: Крещение - одно из таинств церкви

Крещение: История и традиции Крещение Руси произошло в 988 году, когда князь Владимир Красное Солнце принял христианство и распорядился о крещении всего населения Киевской Руси.
Крещение Господне 2023: откуда появился праздник и как правильно окунаться в прорубь Обряд крещения не учрежден Иоанном Крестителем, как думают многие.
Крещение Господне: история появления и традиции Христианство захватило Русь в 988 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Кровавый, крещение, русь на развлекательном портале
Крещение Господне. История и традиции праздника По евангельскому преданию к Иоанну Крестителю – простому смертному, руководителю одной из иудейских сект, где когда-то состоял и Христос (пока не отделился с 12-ю Апостолами) в Вифавар пришел тридцатилетний Иисус, чтобы принять крещение.
11 вопросов о Крещении Руси • Arzamas Каким бы ни был ответ, вам точно будет интересно почитать нашу статью: узнаете, когда и где купаются на Крещение, откуда пошла такая традиция, и что обо всем этом говорят священники.

Рассказываем, как правильно праздновать Крещение

Крещение Господне в 2024 году: дата, история и традиции Богоявления: Общество: Россия: на сайте издания «Новые Известия».
Откуда и когда взялась традиция окунаться в прорубь на Крещение, 19 января? Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах.
Рассказываем, как правильно праздновать Крещение Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”.
Крещение Господне. Большая российская энциклопедия Крещение Господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека.

5 вопросов о празднике Крещения Господня

Крещение есть личное повеление Господа, данное проповедникам Евангелия — крестить: “крестя их” (Мтф. По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. В праздник Крещения Господня традиционным священнодействием считается освящение водоемов и окунание в прорубь.

Крещение-2024. Что это за праздник и нужно ли нырять в прорубь. Простыми словами

Но откуда идут истоки традиции окунаться в прорубь и почему они носят языческий характер? Крещение Иоанново было подготовкой к Крещению, которое принесет в мир Иисус, это крещение более совершенное. 19 января Русская православная церковь отметит праздник, посвященный крещению Иисуса Христа: Крещение Господне. Крещение Господне – один из самых главных праздников в христианстве. Православные верующие отмечают Крещение. В этот день вспоминают о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет Иисус Христос крестился в реке Иордан.

5 вопросов о празднике Крещения Господня

Крещение Господне: история появления и традиции В праздник Крещения Господня традиционным священнодействием считается освящение водоемов и окунание в прорубь.
Крещение 2023: традиции и как правильно окунаться в прорубь | РИАМО | РИАМО Туда входят 159 нерезидентов из 20 государств, передает РИА Новости.
Традиции и современность — Крещение Господне Откуда появился в христианстве этот обряд?
Водное крещение - Библейское основание. Церковь Неемия государственный праздник в Швеции, где оно известно как "trettondedag jul" ("Тринадцатый день Йоля"), так как 6 января - тринадцатый день после Сочельника, главного дня, в который Рождество празднуется в Швеции.

Крещение Господне: история появления и традиции

О Крещенской воде Крещенская вода — это вода, которую освятили в крещенский сочельник или же в Крещение Господне, 19 января. Крещенскую воду принято набирать в сосуды и хранить дома вплоть до следующего праздника Крещения. Горожане несут освященную воду во время праздника Крещения Господня на реке Иртыш в городе Тара в Омской области. Вопрос справедливый, поскольку крещенская вода не обладает никакими внешними особенностями.

Хорошая новость в том, что в Крещение любая вода считается священной — в этот день освящается вся водная стихия на Земле. Что же делать с крещенской водой? Православная традиция советует пить крещенскую воду в течение всего дня 18 и 19 января, а в остальные дни ее можно принимать утром натощак.

Не существует никаких ограничений насчет того, как часто можно пить святую воду — в действительности, ее следует употреблять как можно чаще. Что делать, если крещенская вода заканчивается? Если ее осталось совсем мало, можно разбавить обычной чистой водой, и от этого святая вода не потеряет своих качеств.

Многие не знают, что нужно делать с прошлогодней крещенской водой. В этом случае есть несколько вариантов. На самом деле, святую воду можно продолжать пить без страха, даже если она стоит годами.

К примеру, прошлогоднюю святую воду можно вылить в горшок с цветами или в реку, но ни в коем случае не стоит сливать ее в раковину и другие нечистые места.

Воинов Константин Семенович. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаиха в Красноярске Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали церковнослужители согласно рангу, а за ними — прихожане. Борис Кустодиев. Ниже по течению от «иордани», как правило, вырубалась бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того, как священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлениям, вода мгновенно становилась святой. Остальных верующих священник просто окроплял водою. Купание после освящения воды. В основном, окунались в студеную воду те, кто «святошничал» и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые просто купались «для здоровья». И это все, невзирая на лютый мороз, который, как правило, всегда сопутствовавший этому празднику.

Ледяной Крест Из исторических летописей известен факт, касающийся Ивана Грозного, любившего удивить иностранных послов доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие.

Из этого следует, что Крещение - это только начало духовного становления, действительно, только рождение в духовную жизнь, за которым должно последовать искреннее стремление человека жить со Христом, жить во Христе, исполняя Его заповеди и участвуя в других Таинствах Церкви, которые помогут ему в этом - особенно в Таинстве Покаяния Исповеди и Таинстве Причастия Евхаристии. Что нужно человеку для Крещения? Самое главное - желание самого человека родиться в жизнь новую, жизнь во Христе и умереть для жизни греховной. Нужно и понимание человека, что ему для этого потребуется. Без такого искреннего стремления родиться в жизнь новую, а потом и дальше следовать за Христом, мы превращаем Крещение в некое магическое действо, где вместо нашего искреннего ответа на призыв Господа к нам, мы предлагаем Богу торг: "Мы покрестимся, а Ты сделай так, чтобы мы не болели, или, чтобы у нас всё было хорошо…", вариантов множество. Такой подход как минимум не полезен человеку, а может быть даже и опасен. Для того, чтобы человек осмысленно исповедовал свою веру, точно артикулировал, называл то, что ощущает его сердце христианина, в помощь ему, дана молитва, называемая Символ веры. Символ веры - это краткое и понятное изложение того, во что веруют христиане.

Молитва составлена святыми отцами в IV веке, и читается и во время Таинства Крещения.

Даже когда протестанты отделились от католиков, они сделали лишь два таинства главными: крещение и причастие. Но откуда таинство крещения появилось в христианстве? Ответы могут быть разными. Крещение младенца Крещение младенца Крещение - это ритуал омовения человека посредством погружения в воду.

В католицизме крещение сопровождается простым окроплением водой головы человека. Христиане верят, что в момент крещения человек рождается заново от Святого Духа для духовной жизни. Слово "крещение" - это старославянский термин, который произошел от слова "крест". На греческом крещение звучит как "ваптисма", то есть "окунание в воду".

19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей

на сайте издания «Новые Известия». Крещение Руси произошло в X веке, и оно считается одним из наиболее важных событий в отечественной истории. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» —. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. Иисус и другие израильтяне крестились в реке Иордан, где всегда тепло. Крещение Господне является двунадесятым праздником.

19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей

Если все же есть желание окунуться в ледяную прорубь, необходимо подготовиться к этому заранее, отметил в разговоре с телеканалом ОТР кардиолог, терапевт Андрей Кондрахин. В идеале — нужно начинать закаливаться с начала осени, но можно попробовать адаптировать организм к купаниям сейчас. Можно принимать холодные ванны на балконе, чтобы организм привык к холоду. Потом обязательно согреваемся», — пояснил специалист.

Участвовать в крещенских купаниях не рекомендуется людям с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии обострения, предостерег Кондрахин. Тем, у кого имеются повышенное давление, болезни сердца и легких лучше только умыть лицо. Если у человека хроническая болезнь не в стадии обострения, он чувствует себя удовлетворительно и никаких противопоказаний нет, то ничего страшного с ним не будет [после купания].

Но если он сразу же предпримет все методы для того, чтобы быстро согреться: тепло укутается, выпьет горячий чай, подвигается. В первые пять—семь минут нахождения в ледяной воде организм выбрасывает большое количество адреналина, чтобы спасти себя. Вырабатывается много гормонов и защитная сила, пояснил врач.

По его словам, эти пять—семь минут — тот минимум, который может позволить себе каждый человек, чтобы не получить проблемы со здоровьем. Этого момента нужно избежать. Поэтому пяти—семи минут нахождения в воде достаточно для того, чтобы получить закал бодрости и не испортить себе здоровья», — подчеркнул терапевт.

Традиция окунаться в воду для омовения от скопившихся грехов идет в глубину веков. Еще в дохристианские временя таким образом старались очистить себя от неминуемо накопления грязных и порочных поступков. Но Иисус был непорочен, и своим крещением в святой реке Иордан он показал смирение которого ждут от праведного человека. Он усмирил свою гордыню, принял на себя свое предназначение и под руководством Иоанна Крестителя вошел в воду. Этим действием он показал готовность взять на себя грехи человеческие и тогда снизошел к нему святой дух в виде голубя и Глас Бога Отца возвестил о пришествии любимого Сына Его на землю. Священники из церквей в эту ночь совершают крестный ход к реке где погружением креста, и чтением молитвы благословляют воду. После этого люди могут набирать эту воду в емкости и нести домой.

В Апостоле Тит. II, 11-14; III, 4-7 говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии Мф. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих. Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню.

Пожарского, «Народное ополчение имени К. Кушкуль г. Оренбург, «Мусульманская религиозная группа п. У, международное движение «М.

История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань

Зачем Владимир крестил Русь и почему он выбрал именно православие. Крещение Господне – один из самых главных праздников в христианстве. Крещение Господне входит в дюжину самых значимых праздников у христиан и всегда отмечается 19 января. Крещение Господне является двунадесятым праздником. В Крещение Господне проходит праздничная литургия, нередко проводят крестины. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий