Новости навруз праздник в азербайджане

любимый праздник в Азербайджане. Новруз Байрамы или Новруз Байрам – один из главных национальных праздников для всех азербайджанцев.

В условиях карантина жители Азербайджана отмечают Навруз дома

Навруз в 2024 году в Азербайджане (Nowruz) официальный выходной или нет? Как государственный праздник Навруз отмечается в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане. Вот несколько удивительных традиций и обрядов праздника Новруз в Азербайджане. В Азербайджанском деловом центре ани по инициативе Фонда Гейдара Алиева состоялось празднование Новруз Байрамы. Дни праздника были отданы лишь встречам и веселью, и эта традиция, прижившаяся в Южном Азербайджане, в целом, не нарушается и сегодня. В Азербайджане этот обряд проходит на второй день Навруза, известный как Родительский день.

Правительство Азербайджана отменило празднование Новруза

Хафт син включает в себя семь элементов, названия которых начинаются с персидской буквы "син". В соответствии с этой традицией стол накрывается скатертью, а на нем расставляют семь разных блюд или семь разных предметов. Из продуктов это могут быть яблоки, сумаляк, чеснок, а из вещей — монеты, гиацинты. Его лицо покрыто сажей, он одет в ярко-красную одежду. Хаджи Фируз танцует и веселится на городских улицах. А например, в Казахстане в ночь после прихода Навруза, согласно древнему казахскому преданию, дома обходит Кыдыр Ата, который приносит счастье и исполняет желания. Кыдыр Ата — популярный мифический персонаж, который существовал в степи еще до появления ислама.

В мифах Кыдыр — это древнее божество мира флоры, под ногами которого все расцветает. В казахском фольклоре "кыдыр" и "хыдыр" переводится как "ангел".

Each ethnic group has its main national holiday, in which the festive culture of the people is most brightly and fully realized. In Azerbaijan, the most significant holiday is Novruz.

For more than two thousand years it has been celebrated on the Day of the spring equinox and up to this day it retains the main meanings and attributes, despite the strong influence of various ideologies and religions. The article deals with the genesis of the holiday, its regional features, values and place in the culture of modern Azerbaijan. Бусыгина Новруз в культуре современного Азербайджана Каждый этнос имеет свой главный национальный праздник, в котором наиболее ярко и полно реализована праздничная культура народа. В Азербайджане самым значимым праздником является Новруз, который также отмечается во многих тюрко- и ираноязычных культурах.

Это универсальный праздник, в котором сочетается как астрономическое явление, так и оживление природы, что с давних времен служило отправной точкой нового годичного цикла. На протяжении более двух тысяч лет он отмечается в День весеннего равноденствия 20-21 марта , и до сегодняшнего дня в нем сохранены главные смыслы и атрибуты, несмотря на сильное влияние различных идеологий и религий. В статье рассмотрены генезис праздника, его региональные особенности, ценностные смыслы и место в культуре современного Азербайджана. Ключевые слова: Новруз, культура, ценностные смыслы, зороастризм, культ огня, Древний Иран, тюрки, праздничные обряды и ритуалы, победа добра над злом, Азербайджан сегодня Marina V.

Busygina Novruz Holiday in modern Azerbaijan culture Each ethnic group has its main national holiday, in which the festive culture of the people is most brightly and fully realized. Keywords: Novruz, culture, values, Zoroastrianism, fire cult, Ancient Iran, Turks, festive rites and rituals, victory over evil, Azerbaijan today С древнейших времен праздник в истории человечества был сакральным временем отдыха от труда и быта, возможностью выйти за рамки строгих правил, присущих распорядку обыденной трудовой жизни. Праздник выполнял функцию «эмоциональной разрядки» и поддержания единства рода, структурирования бытие человека, «разрывая время на определенные отрезки». Именно в это, свободное от трудовых тягот, время проявлялось творческое начало народа, появлялась возможность для самовыражения.

Через праздничные обряды, танцы и песни, костюмы и маски, украшения жилищ и улиц, специальную ритуальную пищу и продукты происходило «как бы приобщение к глубинным, значимым основам бытия человека. Таким образом, праздник был не просто действием бытового порядка, а он скорее носил характер мировоззренчески ориентирующего действа» [1, с. Обновление природы с приходом весны мистически почиталось человечеством не только потому, что заканчива- лась зима, прибавлялось больше света и тепла, но и было связано с наступлением времени земледельческих работ - упорной борьбой за урожай, что являлось главным условием выживания человечества. В большинстве культур главное божество отождествлялось с Солнцем, от которого зависело фактически все.

История возникновения Новруза ведет в середину I тыс. Первые письменные сведения о проведении праздника встречаются во времена Мидийской империи 670550 гг. Именно в его учении День весеннего равноденствия обрел особый статус, став началом Нового года первым днем месяца Фарвардин - главным праздником зороастрийского календаря. Зороастр реформировал представления огнепоклонников-язычников, сведя пантеон богов к единому создателю мироздания - Ахура Мазде, который олицетворял собой Свет и Добро, противопоставляя его другому началу мироздания -Ангро Манью, носителю тьмы и зла [2, с.

В основу зороастризма была положена триада Благой мысли, Благого слова и Благого действия. Четыре главных элемента - земля, вода, воздух и огонь считались священными, среди которых огонь приобрел особую значимость, став символом Ахура Мазды, божественной справедливости [3]. Мидия была поглощена древнеиранской империй Ахеменидов 558-330 гг. На обширной территории оставалось множество местных культов, а царская династия при поддержке мидийских жрецов-магов исповедовала новое учение и способствовала его распространению.

Великий древнегреческий летописец Страбон так описывал церемонию проведения зоро-астрийского Нового года при царском дворе Дария I 522-486 гг. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаниями, которых коснулся огонь». На праздничном столе обязательно присутствовала ритуальная пища - так называемая лорка из семи блюд - миндаля, фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов [5, с. Эти земли особенно благоприятно подходили для распространения нового учения, что было связано с уникальными геологическими особенностями - природным газом, выходящим на поверхность не только земли, но и воды.

Источники природного газа были разбросаны не только по всему Абше-ронскому полуострову, но находились даже в горной местности на высоте 2000 м селение Хыналыг. Так как огонь являлся символом Аху-ра-Мазды, ни один обряд не совершался без него. Как отмечает известный исследователь Древнего Ирана Мэри Бойс, со времен Ахеме-нидской империи, вероятней всего, существовало два типа священных огней: бытовой и храмовый. Поклонение и молитвы «соборным огням» считались особо важными, так как человек сражается на стороне Света, «не только материально - против тьмы и холода, но и духовно - против сил зла и невежества» [7, с.

Таким образом, уже в эпоху Ахеменидов в зороастрийских обрядах праздника Новруза были воплощены сущностные для данного региона ценностные смыслы. Само явление равно- денствия открыли не иранцы, а приход Нового года в День весеннего равноденствия еще отмечали древние шумеры и вавилоняне, но именно зороастрийское учение одухотворило данную традицию. Впервые в истории человеческой культуры было обозначено противостояние Добра и Зла Света и Тьмы и способность человека бороться и способствовать окончательной победе Справедливости. В 331 г.

Ахеменидская империя перестала существовать. Все ее огромные владения вошли в состав империи Александра Македонского. Но после его смерти в 323 г. За последующее столетие с 323 по 227 г.

Династия Сасанидов вернула былую мощь Древнего Ирана и создала империю 227 г. Зороастризм во времена Сасанидской империи не только не потерял позиции, а окреп и был объявлен государственной религией [8, с. День равноденствия на официальном уровне был провозглашен началом Нового года и получил свое нынешнее название «Новруз», что с персидского означает «Новый день». Согласно Авесте, в течение десяти дней до Нового года души умерших фравахары гостят у своих родственников на земле, а с наступлением Новруза возвращаются обратно на небеса.

Поэтому накануне Нового года необходимо было убрать и подготовить дом, приготовить яства, надеть красивую одежду, прочитать молитвы и зажечь на вершине дома огонь, чтобы погостившие души, увидев родственников в здравии и радости, могли найти обратный путь. На рассвете разжигали новый праздничный огонь, наступало время празднования Нового года, что означало победу Справедливости и начало новой жизни [5, с. Известный переводчик Авесты И. Брагинский отмечал по этому поводу: «совпадение праздника, посвященного душам предков, с наступлением весны, т.

Большой интерес представляют празднования при сасанидском царском дворе, продолжавшиеся 21 день. Именно в тот период были заложены основы этики, эстетики проведения церемоний, торжественных ритуалов, в числе которых и ритуальное очищение дома и омовения, подарки близким, раздача сладостей и др. Царь издавал указ о помиловании заключен- ных [10, с. По краям царского серебряного стола были разложены лепешки из разных злаков: пшеницы, ячменя, проса, риса, кунжута, чечевицы, гороха, бобов и фасоли с надписями о богатстве, изобилии, счастье и процветании, а также семь белых чаш, семь белых дерхемов и новый динар [11, с.

Сегодня в Азербайджане на праздничном столе можно проследить традицию царской церемонии. Царские монеты дошли сегодня в символическом виде золотого кольца в чашке или во рту у приготовленной рыбы. Обязательно должны быть сухофрукты и орехи, и чем богаче стол, тем больше богатства будет в семье. Традиция дарения денег детям сохранилась, в основном, в Иране.

В VII в. Сасанидская империя была поглощена. Взаимодействие двух верований поначалу не складывалось. Ислам не допускал никакого взаимодействия с прежними верованиями и обычаями.

Их принято проводить с родными и близкими людьми. Все прощают обиды друг другу и помогают нуждающимся. Стол в этот праздник пестрит изобилием. Азербайджанцы считают, что от количества блюд зависит урожай и щедрость природы в новом году. Новруз — один из самых весёлых праздников.

Люди устраивают народные гуляния.

В них набирают «немую» воду, чтобы умываться. Неся ее домой, человек должен соблюдать молчание. Лишь расплескав воду по углам жилища, он может произнести вслух свои пожелания. Не обходится праздник и без главной сладости - Сямяни халвасы. Это полезная, но очень сложная в приготовлении халва.

В условиях карантина жители Азербайджана отмечают Навруз дома

Забирают угощение только после того, как дверь закроется, так как по традиции хозяева не должны видеть своих таинственных гостей. Погадать на суженого Новруз — это время гаданий, которого с нетерпением ждут незамужние девушки. В этот вечер они бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют — останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого. Еще один популярный обычай — подслушивание у порога соседей: первое услышанное слово будет толковаться в контексте загаданного желания. Согласно другому гаданию, девушке нужно было съесть перед сном соленную выпечку, не запивая ее водой. Тот, кто во сне подаст ей воды, и считается ее суженым. Разложить на столе семь магических продуктов Магические семь продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая их, должно позаботиться о богатом урожае семьи. Поэтому на праздничном столе обязательно должна стоять семь продуктов, название которых начинается с буквы «с» — су вода , сэмэни, сумах, сюд молоко , сэбзи зелень , сиркэ уксус и др. Зажечь свечи В старину, в ночь перед Новруз, каждая семья зажигала на крыше своего дома столько факелов, сколько человек проживало в ней. В наше время факелы заменили свечами, и сегодня их зажигают за праздничным столом по числу членов семьи.

Эта традиция имеет символическое значение, ведь свеча — это огонь, оберегающий человека от злых духов. Кстати, гасить их нельзя, так как они должны сами догореть до конца. Покрасить яйца На Новруз, как и на Пасху, принято красить яйца и украшать ими праздничный стол.

Наши ежедневные молитвы о «богохранимой стране нашей, властях, воинстве и народе ее», чтобы мир и благословение Божие всегда пребывали над нами и подобно возрождению природы возрождались бы наши души для служения в любви Богу и нашим ближним.

К праздничному дню кафедральным собором свв.

Хозяйки накрывают богатые столы. На них всегда подают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз готовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов. Наиболее известное праздничное угощение во время Навруза — сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы, напоминающий по консистенции пудинг. Считается, что огонь защищает от злых духов, а зеркало символически завершает «старое» и начинает «новое». Сумаляк обычно ставят в самом центре праздничного стола среди других блюд. К слову, это ритуальное яство готовят долго, поэтому хозяйки начинают им заниматься еще накануне торжества.

Блюдом обязательно угощают всех гостей. Ограничений в этот праздник нет. Наоборот, по традициям, люди все вместе праздновали Навруз, вкусно ели и весело проводили время с семьей и близкими. Азат Ахунов исламовед По данным Духовного управления мусульман Москвы, упоминания о празднике нет ни в Коране, ни в Сунне пророка Мухаммада — это больше национальный праздник народов Средней Азии. Тем не менее там напомнили, что мусульманам к таким датам стоит относиться спокойно и взвешенно. У некоторых народов есть определенные традиции, но это не значит, что они нарушают нормы религии или выходят за рамки дозволенного. Некоторые склонны обвинять тех, кто отмечает подобные праздники, в неверии. Мусульманам совершенно не подобает такое поведение, ибо только Всевышнему известно об истинных намерениях людей», — обратили внимание авторы публикации.

Курдские сирийцы празднуют персидский Новый год, известный как Навруз. Крашеные яйца в первую очередь связывают с православной Пасхой, однако народы Средней Азии и Ближнего Востока тоже красят яйца в честь праздника Нового года и наступления весны.

Согласно другому гаданию, девушке нужно было съесть перед сном соленную выпечку, не запивая ее водой. Тот, кто во сне подаст ей воды, и считается ее суженым. Магические семь продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая их, должно позаботиться о богатом урожае семьи. Поэтому на праздничном столе обязательно должна стоять семь продуктов, название которых начинается с буквы «с» - су вода , сэмэни, сумах, сюд молоко , сэбзи зелень , сиркэ уксус и др. В старину, в ночь перед Новруз, каждая семья зажигала на крыше своего дома столько факелов, сколько человек проживало в ней.

В наше время факелы заменили свечами, и сегодня их зажигают за праздничным столом по числу членов семьи. Эта традиция имеет символическое значение, ведь свеча — это огонь, оберегающий человека от злых духов. Кстати, гасить их нельзя, так как они должны сами догореть до конца. На Новруз, как и на Пасху, принято красить яйца и украшать ими праздничный стол. Самый популярный цвет — зеленый, он олицетворяет пробуждение новой жизни. Специально для этих целей в продаже появились праздничные наклейки с атрибутами Новруза, однако чаще всего хозяйки прибегают к натуральным красителям — шелухе лука или бураку, которые окрашивают яйца в золотистый и красные цвета. Кстати, с яйцами связаны и несколько обычаев праздника, среди которых самое популярное - это состязание по битью яиц.

Новруз мубарак. Как встречают Навруз в Азербайджане

Как государственный праздник Навруз отмечается в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане. Новруз, «новый день», является древним народным праздником, символизирующим приход весны. Самые последние и актуальные новости Азербайджана, Грузии и Армении: политика, экономика, спорт, культура, нагорно-карабахский конфликт. В Азербайджане Навруз является официальным праздником, во время которого люди готовят традиционные блюда, посещают родственников и друзей, устраивают народные гуляния. Навруз – праздник весеннего равноденствия у персидских и тюркских народов, который традиционно отмечают 21 марта. Новруз Байрамы или Новруз Байрам – один из главных национальных праздников для всех азербайджанцев.

Навруз 2025: история и традиции праздника

Новруз отмечается в день весеннего равноденствия, которое наступает 20, 21 или 22 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное, что означает астрономическое начало весны. В этот день для всех мест Земли исключая районы земных полюсов день почти равен ночи. Многие народы связывали приход весны с пробуждением природы, устраивали праздник, отмечали его как начало нового года.

Они вступают в шуточную борьбу, в которой в итоге победу одерживает Кечал [10, с. В последний зимний месяц боз ай четыре последние вторника уходящего года азерб. Данная традиция совпадает с концепцией четырех священных элементов Заратуштры, в которой вода, земля, воздух и огонь являются базовыми и священными элементами мироздания, необходимыми для выживания всего живого [15, с. Для каждого из четырех элементов в народе бытуют песни, игры, стихи и обряды. Первый вторник Су Чершенбе ахшамы посвящен воде. Считается, что в этот день обновляется вода во всем мире. Рано утром по традиции необходимо пойти на берег водоема, совершить ритуальные омовения.

Следующий вторник - огненный Одлу Чершенбе ахшамы. В этот день принято прыгать через костер, который должен разжечь ребенок, в этом случае он считается чистым. В домах зажигались свечи, гуляния заканчивались на рассвете встречей Солнца. Третий вторник - Торпаг Чершенбе ахшамы или кичик чершенбе праздник земледельцев и посвящен земле, символу начала жизни и плодородия. Сегодня в этот день принято сажать деревья и проращивать пшеницу семени. Последним вторником уходящего года является Йел Чер-шенбе ахшамы - праздник пробуждения ветра, или Ахыр чершенбе последний вторник. Считается, что ветер так же необходим для богатого урожая, как и земля и солнце, в этот день завершается процесс пробуждения природы [14, с. Сегодня ритуалы, связанные с четырьмя элементами, проводятся в новых, городских условиях. Четыре стихии утратили свой сакральный смысл, очищение водой сводится к тщательной уборке дома, а праздник земли в городских условиях потерял свою актуальность в связи с отсутствием надобности выращивать продукты.

Однако память о них все еще жива. Каждый последний вторник во дворах разжигаются костры, и все знают, в какой последовательности идут вторники. В каждом доме проходят приготовления к Новрузу, кто-то проращивает пшеницу семени , кто-то покупает готовую в магазине, готовятся в большом количестве сладости не только для членов семьи, но и обязательно для угощения гостей и соседей, родственников и знакомых, что является древнейшей традицией Новруза. В последний вторник и сегодня устраиваются гадания на будущее, что особенно распространено среди незамужних девушек. Дети в этот день очень любят старинную традицию кидания шапок под двери папаг атма. Из каждого дома в шапку должны положить сладости. Как и в огненный четверг, в этот вечер во дворах разжигают костер, люди веселятся и радуются предстоящему главному празднику. В день Новруза пламя огня присутствует в домах и около них. Даже в городских условиях во дворах устраиваются гуляния, разжигаются обрядовые праздничные костры.

Продолжает жить древний обряд очищения огнем - прыжки через огонь 3 или 7 раз, при этом в Азербайджане и Иране проговариваются слова «моя желтизна тебе, твоя краснота мне», что, по мнению Е. Дорошенко, относится к зороастрийским традициям [5, с. Большой интерес представляет символика современного праздничного стола. В Азербайджане обязательно должны быть свечи, семь продуктов, начинающихся на букву «с» -семени проросшая пшеница , сябзи зелень , сумах приправа , су вода , сирке уксус , сарымсаг чеснок , а также крашеные яйца, рыба и зеркало. По зороастрийской традиции, «свечи символизируют память о священном огне, яйцо - символ зарождения жизни, а зеркало как бы является отражением света вселенной» [5, с. В каждой семье обязательно пекут национальные специально приготовленные к этому дню сладости - шекербура, пахлава и гогал. Шекербура представляет собой печеное в виде полумесяца с начинкой из протертого сахара с орехами, что символизирует Луну; пахлава - ромбовидная сладкая многослойная выпечка из меда и орехов символизирует звезду; а гогал - круглая слоеная булка с солоноватым или сладковатым привкусом и местными специями символизирует Солнце. Центральное место занимает плов, или шах-плов. В каждой семье рецепты приготовления переходят из поколения в поколение, хранится специальная утварь для приготовления.

Одним из главных атрибутов этого дня является семени. По сегодняшний день в Азербайджане сохранился древний зороастрий-ский обычай проращивать семена пшеницы. Сегодня семени присутствует в каждом доме как один из самых главных атрибутов праздника, символизирующий начало новой жизни и изобилие. Это уникальный символ, который встречается как тюрков, так и у зороастрий-цев. Самый главный семени находится в центре народных гуляний - у Девичьей башни в Баку, на вершине которой горят праздничные факелы. Сегодня проросшую пшеницу украшают красной лентой с бантом. Здесь необходимо обратить внимание на символику цветов. Красный - цвет Новруза [10, с. По народным поверьям, красный цвет означает жизнь, свет, Солнце, радость.

Красные ленты присутствуют также на свадьбах, что, возможно, является отголоском зороастрийской традиции. Таким образом, в совокупности элементы праздничного стола символизируют собой мини-конструкцию мироздания. С приобретением независимости Новруз достиг апогея творческого выражения, как, наверное, никогда ранее. С 1992 г. Если до 2006 г. Новруз стал весомой частью и имиджа Азербайджана: представительства Азербайджана за рубежом, азербайджанская диаспора и Международный Фонд Гейдара Алиева проводят праздничные мероприятия и просветительские семинары в десятках стран по всему миру. Во всех образовательных учреждениях проходят лекции и выступления профессиональных и любительских коллективов, на центральных улицах и площадях устраиваются художественные выставки, выставки народных промыслов, ярмарки, концерты, различные игры, спортивные состязания и конкурсы, театрализованные представления и шествия при участии Президента и Первой Леди. Президента страны встречает с праздничным подносом хончой девушка в национальном костюме - Бахар ханум - Госпожа-Весна. Этот образ был введен в 60-е гг.

XX столетия [16], видимо, для того, чтобы сделать праздник более нейтральным и адаптированным к социалистической культуре. Среди новых персонажей на современных государственных гуляниях необходимо отметить Деде Горгута, старца-сказителя из одноименного тюркского эпоса «Деде Горгут». Еще одной современной тенденцией, связанной с праздником Новруз, является возрождение и популяризация существовавших до революции 1917 г. Просветительские мероприятия проводятся Национальной академией наук Азербайджана [17; 18]. Проведя краткую историческую ретроспективу, можно прийти к следующим выводам. С точки зрения астрономического явления, исторической и общекультурной основ, Навруз - это универсальный праздник. Сегодня для простого азербайджанца Новруз является, безусловно, самым любимым праздником с детства. Это период радости и веселья, возможности выйти за рамки обыденной жизни и собраться в большом кругу родственников. В ритуальных приготовлениях и праздничных ритуалах каждый азербайджанец приобщается к глубоким древним пластам, что свидетельствует о сохранении живой культурной памяти.

Каждый азербайджанец, справляя Новруз из поколения в поколение, испытывает большое чувство глубокой причастности к своей земле - «стране огней».

Кольцо привязывают к волосу и раскачивают над стаканом с водой. Сколько раз кольцо ударится об стенки стакана, столько лет придется ждать замужества. Поделиться в социальной сети:.

Можно купить праздничные сувениры, отведать вкуснейшие закуски и сладости, послушать музыку и даже потанцевать. Сабира Гараева, мастер декоративно-прикладного искусства: - Новруз — это праздник, который объединяет в себе лучшие традиции и обряды нашего народа. Здесь ярко представлена и наша вкусная кухня, и фольклор, и национальная одежда. Это праздник людей, которые своими руками создают всю эту красоту. Желаю всем благополучной жизни, в первую очередь одухотворенности и крепкого здоровья. Али Алиев, студент: - Поздравляю всех с наступающим праздником! На ярмарке праздничная атмосфера, все гуляют, пробуют вкусности, улыбаются друг другу. Пусть всё у нас будет хорошо и мы никогда больше не услышим слово «пандемия». Пусть все будут здоровы.

Курсы валюты:

  • Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
  • Праздник Новруз-байрам в Азербайджане – традиции
  • Суп из семи семян
  • В Азербайджан пришел Новруз байрам
  • Какие 10 символов праздника Новруз должен увидеть каждый турист в Азербайджане | Общественная жизнь
  • Праздник Новруз-байрам в Азербайджане – традиции

20-21 марта — Новруз-байрам в Азербайджане

Традиции и обряды празднования Навруза в каждом регионе разные, но их объединяют многие особенности. В большинстве стран перед праздником готовят символический огонь и воду, традиционные танцы заканчиваются перепрыгиванием костров и ручьев. В Иране такие пляски проходят в последнюю среду перед Наврузом и известны под названием Чаршанбех Сури или Чаршанбех-е Аташ. В Азербайджане этот обычай осуществляется за четыре среды перед празднованием Навруза.

Во многих местах проведения Навруза семьи запасаются водой в последнюю среду года, а в Киргизии все тары в доме должны быть наполнены накануне праздника. Считается, что это принесет обилие в дом в новом году и отгонит невзгоды. Другой традицией Навруза является посещение кладбища перед праздником, куда люди приносят свечи, поминая умерших.

В Казахстане накануне Навруза ставят две свечи перед входной дверью дома. В Азербайджане этот обряд проходит на второй день Навруза, известный как Родительский день. В день Навруза люди идут друг к другу в гости и дарят подарки.

В частности, предстоит модернизировать ряд теплоцентралей и инженерных сетей, построить и отремонтировать 12 тысяч километров дорог. В этом году 300 тысяч человек будут обеспечены природным газом. Для жителей сел и районов будет запущена новая жилищная программа. По словам Главы государства, ставка по займу для граждан из социально уязвимых слоев населения составит не более 7 процентов. Значительно увеличится количество арендного жилья. Такие меры во благо народа будут приниматься и в будущем. Еще раз искренне поздравляю всех с сегодняшним праздником весны! Желаю всем счастья и благополучия! Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров поздравил кыргызстанцев с праздником Нооруз Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров сегодня, 21 марта, на Центральной площади «Ала-Тоо» выступил с поздравительной речью на праздничном мероприятии по случаю Нооруза. В своем выступлении Глава государства отметил свободный перевод : «Дорогие кыргызстанцы!

Уважаемые соотечественники! Мы — народ, который никогда не предает забвению свое прошлое и с уважением относится к многовековому наследию. Наши предки с волнением ждали прихода весны — начала возрождения и обновления. После изнурительной зимы, когда природа начинает оживать под лучами солнца, мы с вами празднуем этот прекрасный весенний праздник — Нооруз. От всей души поздравляю соотечественников с днем, знаменующем новые надежды и стремления. На протяжении месяца вы проращивали пшеницу, до рассвета готовили сумолок и просили у Создателя благословения. Пусть они будут услышаны и приняты. Желаю каждому кыргызстанцу, чтобы этот год стал годом успехов, больших достижений, единства и экономического роста нашей страны. Праздник Нооруз, имеющий многовековую историю, с древних времен является общим праздником для многих народов Ближнего Востока и Центральной Азии. Неспроста, учитывая его бесценное наследие в 2009 году, этот праздник был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО!

Со дня обретения независимости Кыргызстана празднование Нооруза сопровождается традиционными обрядами и национальными играми. Можно утверждать, что этот праздник, прославляющий неразрывное единство природы и человека, возделывающего землю, имеет высокое значение и является священным. Наступление весны очень важно для кыргызского народа, с древних времен живущего в тесной связи с природой. В нашей стране еще до начала весны начинается посевная работа, направленная на обеспечение продовольственной безопасности. В начале года мы ответственно подошли к рассмотрению вопроса водоснабжения как основного условия повышения урожайности в сельском хозяйстве. Мы отмечаем этот весенний день с твердой уверенностью, что мы поставили перед собой высокие цели и задачи по развитию страны и улучшению жизни нашего народа. В прошлом году мы предприняли меры по очистке оросительных каналов в стране.

Keywords: Novruz, culture, values, Zoroastrianism, fire cult, Ancient Iran, Turks, festive rites and rituals, victory over evil, Azerbaijan today С древнейших времен праздник в истории человечества был сакральным временем отдыха от труда и быта, возможностью выйти за рамки строгих правил, присущих распорядку обыденной трудовой жизни. Праздник выполнял функцию «эмоциональной разрядки» и поддержания единства рода, структурирования бытие человека, «разрывая время на определенные отрезки». Именно в это, свободное от трудовых тягот, время проявлялось творческое начало народа, появлялась возможность для самовыражения.

Через праздничные обряды, танцы и песни, костюмы и маски, украшения жилищ и улиц, специальную ритуальную пищу и продукты происходило «как бы приобщение к глубинным, значимым основам бытия человека. Таким образом, праздник был не просто действием бытового порядка, а он скорее носил характер мировоззренчески ориентирующего действа» [1, с. Обновление природы с приходом весны мистически почиталось человечеством не только потому, что заканчива- лась зима, прибавлялось больше света и тепла, но и было связано с наступлением времени земледельческих работ - упорной борьбой за урожай, что являлось главным условием выживания человечества. В большинстве культур главное божество отождествлялось с Солнцем, от которого зависело фактически все. История возникновения Новруза ведет в середину I тыс. Первые письменные сведения о проведении праздника встречаются во времена Мидийской империи 670550 гг. Именно в его учении День весеннего равноденствия обрел особый статус, став началом Нового года первым днем месяца Фарвардин - главным праздником зороастрийского календаря. Зороастр реформировал представления огнепоклонников-язычников, сведя пантеон богов к единому создателю мироздания - Ахура Мазде, который олицетворял собой Свет и Добро, противопоставляя его другому началу мироздания -Ангро Манью, носителю тьмы и зла [2, с. В основу зороастризма была положена триада Благой мысли, Благого слова и Благого действия. Четыре главных элемента - земля, вода, воздух и огонь считались священными, среди которых огонь приобрел особую значимость, став символом Ахура Мазды, божественной справедливости [3].

Мидия была поглощена древнеиранской империй Ахеменидов 558-330 гг. На обширной территории оставалось множество местных культов, а царская династия при поддержке мидийских жрецов-магов исповедовала новое учение и способствовала его распространению. Великий древнегреческий летописец Страбон так описывал церемонию проведения зоро-астрийского Нового года при царском дворе Дария I 522-486 гг. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаниями, которых коснулся огонь». На праздничном столе обязательно присутствовала ритуальная пища - так называемая лорка из семи блюд - миндаля, фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов [5, с. Эти земли особенно благоприятно подходили для распространения нового учения, что было связано с уникальными геологическими особенностями - природным газом, выходящим на поверхность не только земли, но и воды. Источники природного газа были разбросаны не только по всему Абше-ронскому полуострову, но находились даже в горной местности на высоте 2000 м селение Хыналыг. Так как огонь являлся символом Аху-ра-Мазды, ни один обряд не совершался без него. Как отмечает известный исследователь Древнего Ирана Мэри Бойс, со времен Ахеме-нидской империи, вероятней всего, существовало два типа священных огней: бытовой и храмовый. Поклонение и молитвы «соборным огням» считались особо важными, так как человек сражается на стороне Света, «не только материально - против тьмы и холода, но и духовно - против сил зла и невежества» [7, с.

Таким образом, уже в эпоху Ахеменидов в зороастрийских обрядах праздника Новруза были воплощены сущностные для данного региона ценностные смыслы. Само явление равно- денствия открыли не иранцы, а приход Нового года в День весеннего равноденствия еще отмечали древние шумеры и вавилоняне, но именно зороастрийское учение одухотворило данную традицию. Впервые в истории человеческой культуры было обозначено противостояние Добра и Зла Света и Тьмы и способность человека бороться и способствовать окончательной победе Справедливости. В 331 г. Ахеменидская империя перестала существовать. Все ее огромные владения вошли в состав империи Александра Македонского. Но после его смерти в 323 г. За последующее столетие с 323 по 227 г. Династия Сасанидов вернула былую мощь Древнего Ирана и создала империю 227 г. Зороастризм во времена Сасанидской империи не только не потерял позиции, а окреп и был объявлен государственной религией [8, с.

День равноденствия на официальном уровне был провозглашен началом Нового года и получил свое нынешнее название «Новруз», что с персидского означает «Новый день». Согласно Авесте, в течение десяти дней до Нового года души умерших фравахары гостят у своих родственников на земле, а с наступлением Новруза возвращаются обратно на небеса. Поэтому накануне Нового года необходимо было убрать и подготовить дом, приготовить яства, надеть красивую одежду, прочитать молитвы и зажечь на вершине дома огонь, чтобы погостившие души, увидев родственников в здравии и радости, могли найти обратный путь. На рассвете разжигали новый праздничный огонь, наступало время празднования Нового года, что означало победу Справедливости и начало новой жизни [5, с. Известный переводчик Авесты И. Брагинский отмечал по этому поводу: «совпадение праздника, посвященного душам предков, с наступлением весны, т. Большой интерес представляют празднования при сасанидском царском дворе, продолжавшиеся 21 день. Именно в тот период были заложены основы этики, эстетики проведения церемоний, торжественных ритуалов, в числе которых и ритуальное очищение дома и омовения, подарки близким, раздача сладостей и др. Царь издавал указ о помиловании заключен- ных [10, с. По краям царского серебряного стола были разложены лепешки из разных злаков: пшеницы, ячменя, проса, риса, кунжута, чечевицы, гороха, бобов и фасоли с надписями о богатстве, изобилии, счастье и процветании, а также семь белых чаш, семь белых дерхемов и новый динар [11, с.

Сегодня в Азербайджане на праздничном столе можно проследить традицию царской церемонии. Царские монеты дошли сегодня в символическом виде золотого кольца в чашке или во рту у приготовленной рыбы. Обязательно должны быть сухофрукты и орехи, и чем богаче стол, тем больше богатства будет в семье. Традиция дарения денег детям сохранилась, в основном, в Иране. В VII в. Сасанидская империя была поглощена. Взаимодействие двух верований поначалу не складывалось. Ислам не допускал никакого взаимодействия с прежними верованиями и обычаями. Священный праздник иранских династий и империй Новруз преследовался. Несмотря на все запреты, день прихода весны 21-22 марта продолжали тайно отмечать.

С течением времени, во многом из-за поддержки иранской знати, отношение к этому празднику менялось в положительную сторону: праздник можно было отмечать за определенное вознаграждение. Ислам не смог сломить и уничтожить тысячелетнюю традицию. Всего через сто лет слово «Нируз» стало общепринятым в арабских странах, и традиция отмечать персидский Новый год стала общепринятой нормой. К сожалению, положение Новруза в период нахождения в составе царской России и Советского Союза недостаточно освещено и изучено. Большой интерес представляет собой статья журналиста Физули Сабиро-глу, который прослеживает этапы развития и упадка праздника в советское время [13]. Как отмечает автор, до 20-х гг. В 20-е гг. Однако, несмотря на запрет отмечать различные нереволюционные праздники, Новруз справляли в каждом доме как национальный праздник, неотъемлемую часть духовного мира каждого азербайджанца. Ситуация изменилась в период «оттепели» после смерти Сталина, когда многие народные традиции были реабилитированы.

Так, по вторникам каждой недели отмечаются Су, Од, Торпаг и Ахыр чершенбе - соответственно вторники Воды, Огня, Земли и Последний предпраздничный вторник. Согласно народным сказаниям, в первый вторник обновляются и приходят в движение вода и водные источники; во второй вторник с помощью Огня, в третий - Земли, и в четвертый - Ветра набухают почки на деревьях, и все это предвещает приход весны. Каждый из этих дней наполнен своими традициями. Например, перед Ахыр чершенбе повсюду зажигаются костры, и все, независимо от возраста и пола, должны перепрыгнуть через костер, причем семь раз. Это означает, что все неудачи перепрыгнувших через костер членов семьи уходят вместе с выброшенной золой. В день праздника, посвященного воде, нужно перепрыгнуть через ручей, это означает, что ты смыл прошлогодние грехи. Водой же обрызгивали всех в последний день перед приходом нового года. Обязательны гадания, детские развлечения.

Какие 10 символов праздника Новруз должен увидеть каждый турист в Азербайджане (фото)

Весенний праздник Новруз Байрам в Азербайджане стал в этой стране одним из самых любимых. В этот период жителям Азербайджана даётся почти неделя выходных дней, даты проведения праздника Новруз на очередной год определяются и объявляются населению в декабре. Председатель Астраханского регионального отделения Азербайджанской молодежной организации России Эльвин Гусейнов отметил, что Новруз считается самым долгожданным и желанным праздником в каждой азербайджанской семье.

Баку готовится к встрече Новруза

Навруз — по-азербайджански Новруз Байрамы — наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом является одним из самых главных и самых любимых праздников в Азербайджане. Навруз – один из самых любимых праздников в Азербайджане, который отмечают в день весеннего равноденствия. Поздравление Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева азербайджанскому народу по случаю Новруз байрамы.

Национальный праздник Новруз-байрам – как отмечается, история, традиции

В мифах Кыдыр — это древнее божество мира флоры, под ногами которого все расцветает. В казахском фольклоре "кыдыр" и "хыдыр" переводится как "ангел". Они, как и в России Дед Мороз, поздравляют с Новым годом, а также настраивают на позитивные изменения с наступлением Навруза. В Центральную Азию на Навруз С каждым годом Навруз отмечают все с большим размахом, а Центральная Азия становится все более привлекательным направлением для туристов, поэтому эксперты рассказали, что нужно сделать и попробовать, оказавшись там на праздник. В Казахстане, Киргизии нужно куда-то и за город выбраться, чтобы посмотреть на игры кочевников", — считает Сапрынская. Она советует поиграть на каком-нибудь национальном инструменте, обязательно попробовать сумаляк и послушать национальную музыку. Огнев же советует в первую очередь пойти в парк. К примеру, в Таджикистане самые яркие гулянья стоит искать именно там.

Кроме того, на Навруз принято загадывать желания, читать стихи или гадать по ним; присоединиться к этим занятиям стоит и путешественникам.

Так, по вторникам каждой недели отмечаются Су, Од, Торпаг и Ахыр чершенбе - соответственно вторники Воды, Огня, Земли и Последний предпраздничный вторник. Согласно народным сказаниям, в первый вторник обновляются и приходят в движение вода и водные источники; во второй вторник с помощью Огня, в третий - Земли, и в четвертый - Ветра набухают почки на деревьях, и все это предвещает приход весны. Каждый из этих дней наполнен своими традициями. Например, перед Ахыр чершенбе повсюду зажигаются костры, и все, независимо от возраста и пола, должны перепрыгнуть через костер, причем семь раз. Это означает, что все неудачи перепрыгнувших через костер членов семьи уходят вместе с выброшенной золой. В день праздника, посвященного воде, нужно перепрыгнуть через ручей, это означает, что ты смыл прошлогодние грехи. Водой же обрызгивали всех в последний день перед приходом нового года. Обязательны гадания, детские развлечения.

Согласно приметам, такой обряд поможет очиститься от прошлогодних грехов.

Кроме того, как на Пасху, на Навруз красят яйца. В Азербайджане и Таджикистане они символизируют зарождение жизни. Во многих странах Навруз — официальный выходной день, а в некоторых государствах, например в Азербайджане или Таджикистане, он даже превращается в маленькие каникулы.

Этот образ был введен в 60-е гг. XX столетия [16], видимо, для того, чтобы сделать праздник более нейтральным и адаптированным к социалистической культуре. Среди новых персонажей на современных государственных гуляниях необходимо отметить Деде Горгута, старца-сказителя из одноименного тюркского эпоса «Деде Горгут». Еще одной современной тенденцией, связанной с праздником Новруз, является возрождение и популяризация существовавших до революции 1917 г. Просветительские мероприятия проводятся Национальной академией наук Азербайджана [17; 18]. Проведя краткую историческую ретроспективу, можно прийти к следующим выводам. С точки зрения астрономического явления, исторической и общекультурной основ, Навруз - это универсальный праздник. Сегодня для простого азербайджанца Новруз является, безусловно, самым любимым праздником с детства. Это период радости и веселья, возможности выйти за рамки обыденной жизни и собраться в большом кругу родственников. В ритуальных приготовлениях и праздничных ритуалах каждый азербайджанец приобщается к глубоким древним пластам, что свидетельствует о сохранении живой культурной памяти. Каждый азербайджанец, справляя Новруз из поколения в поколение, испытывает большое чувство глубокой причастности к своей земле - «стране огней». Уникальные геологические особенности региона, богатого нефтью и газом, способствовали укреплению и сохранению зороастрийских традиций. Все основные символы аутентичного Новруза - ритуальные продукты и блюда, проросшая пшеница, зажженные свечи и огни - фактически не претерпели изменений, они несут в себе все тот же смысл благоденствия, радости от наступления нового периода, новой жизни. Конечно, за две с половиной тысячи лет Новруз не мог полностью сохранить свою первоначальную форму. Так, например, обряд поминания предков остался в рудиментарной форме - принято посещать места захоронений за несколько дней перед праздником. Ритуал очищения огнем утратил сакральные смыслы, став сегодня для человека с современным мышлением лишь данью древней традиции и возможностью весело провести время. Однако огонь, как и тысячелетия назад, является главным символом праздника. Праздник вобрал в себя присущие данному региону тюркские этнические элементы, которые выражены во многих обычаях и обрядах, нашедших свое отражение в устном фольклорном творчестве. Этот праздник, несмотря на отсутствие зороастрийской веры, сохранил самое главное - свою гуманистическую идею победы Добра над Злом, призывая к благим помыслам, благим делам и благим словам, к миру, добру, отзывчивости, созиданию, творчеству, милости, щедрости и взаимопомощи. Будучи всенародным, Новруз - праздник для всех, он сближает людей самых разных слоев общества. Как у иранцев, так и у тюрков - это день Нового года, начала новой жизни. Именно в эти глубоких смыслах и кроется секрет долговечности Новруза. Список литературы 1. Большаков В. Особенности культуры в ее историческом развитии: от зарождения до эпохи Возрождения: учеб. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. Дандамаев М. Культура и экономика древнего Ирана. Москва: Наука, 1980. Шкода В. Иванов М. История Ирана. Москва: Изд-во МГУ, 1977. Дорошенко Е. Зороастрийцы в Иране: историко-этнографический очерк. Москва: Наука, 1982. Бойс М. Стеблин-Каменского; послесл. Москва: Наука, 1987. Дьяконов М. Москва: Изд-во вост. Брагинский И. Москва, 1956. Агаверди Х. Весенние праздники тюркских народов и Новруз. Баку: Наука и образование, 2013. На азерб. Борисов А. Сасанидские геммы. Ленинград: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1963. Сазманд Б. Москва: Садра, 2016. Сабироглу Ф. Баку: Восток-Запад, 2008. Fathi Habashi. Нури Э. В музее отметили праздник Хыдыр Наби. В Музее истории Азербайджана отметят праздник Хыдыр Наби. References 1. Features of culture in its historical development: from birth to Renaissance: textbook.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий