Что такое НАРТЫ, НАРТЫ это, значение слова НАРТЫ, происхождение (этимология) НАРТЫ, синонимы к НАРТЫ, парадигма (формы слова) НАРТЫ в других словарях. В чечено-ингушском эпосе нарт-орстхойцы угоняют стада баранов местного героя Горжая, которому покровительствуетСела, при этом Сеска Солса вступает в единоборство с божеством и переламывает ему рёбра. Что такое нарты кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Нарты чукчей и коряков запрягались парой оленей и были в стандартной ситуации предназначены для одного ездока.
Значение слова нарта. Что такое нарта?
Исследователь Ч. Ахриев считал, что они подразделяются на две группы: высоконравственные нарты (нярты) и злые, коварные орхустойцы. это отошедшие в глубь веков древние осетины. Когда нарты посылали свои табуны во владения могучего Мукары, Сирдон подстроил так, что жребий гнать табуны выпал Сослану (Созруко), в надежде погубить таким образом своего врага. «Сказания о нартах» – это такое произведение, которое сколько не читай, всегда найдешь что-нибудь новое и необычное. А Нарты это мифический народ Севеного Кавказа.
НАРЫ и НАРТА
Это первое. Все имена нартов у осетин находят себе полное объяснение в осетинском языке, чего нет у соседних племен. Все обычаи нартов суть древне-осетинские обычаи, остатки коих наблюдаем и сейчас в жизни осетинского народа. Четвертое то, что все древне-осетинские орнаменты и памятники зодчества, а также археологии весьма родственны памятникам старины скандинавских народов по моему личному убеждению , потому утверждение проф. Миллера, что осетины представляют из себя осколок большого народа индо-германского племени, жившего некогда в теперешней Херсонской губернии, Донской области и дальше к северу и расколовшегося на две части, из которых одна ушла на север возможно, эсты, финны, латыши , а другая - на юг Осетия , находит себе подтверждение в этом случае. А потому нет ничего удивительного, что основной мотив нартовских сказаний есть мелодия народа, отпечатавшего в них и шум степных ветров, и прибой морских волн. Перейдем к подробностям доказательства, что нарты - это отошедшие в глубь веков древние осетины.
Что такое слово "нарт"? До нартов на свете жили одмеры. Они жили в пещерах и в горах; у них не было домов. Они были гораздо сильнее и могущественнее нартов, но умом короче. Когда появились нарты, то стали сражаться против одмеров и великанов. Нарты были настолько горды, что не хотели устраивать в своих домах дверей и косяков, чтобы бог не подумал, что они ему молятся.
Ясное представление о предшественнике и о самих нартах может быть лишь в уме такого народа, который сам непосредственно является автором нартовских сказаний. Народ делит нартов на три племени: Бората, Алагата и Ахсартагката. Разве это иностранные имена?
Несмотря на то, что многие сюжеты сказаний схожи, а имена богатырей созвучны, у каждого народа эпос имеет свои особенности. Вероятно, из-за того, что народные сказители вносили в него определенные верования и представления об окружающем мире, характерные именно для своего народа. Интернациональность эпоса, то есть его принадлежность к разным по языку и этническому происхождению народам Кавказа, — удивительный факт, загадка, которую многие десятилетия пытаются решить фольклористы, но к общему знаменателю так и не приходят. Одни предполагают, что создателями эпоса были народы так называемой кавказской языковой семьи, а наличие у осетин сказаний о нартах подтверждает их местное, а не пришлое, скифо-сарматское, происхождение. Другие считают, что западно-кавказские саги сохраняют в себе древнее иранское ядро, и само слово «нарт» имеет иранское происхождение из индоевропейского корня, означающего «мужчина, герой». При этом ученые сходятся во мнении, что эпос абхазо-адыгских народов сохранил архаичные черты и осколки ранних традиций и верований, в то время как осетинские сказания были переработаны, чтобы сформировать более плавное повествование. Нартский эпос зарождался в горах Кавказа на протяжении тысячелетий.
Часть ученых утверждает, что истоки нартских сказаний восходят к III тысячелетию до нашей эры. Каковы бы ни были датировки, об одном можно говорить с уверенностью: родились они задолго до появления на Кавказе христианства и ислама. Свидетельство тому — политеизм, присущий сказаниям о братьях-богатырях. Отдельные истории о нартах объединялись в циклы, которые были связаны между собой, имели общий сюжет и определенную хронологию. Со временем из огромного количества разрозненных мифов о нартах сформировался эпос. К этому времени на Кавказе уже появились христианство и ислам, что наложило отпечаток на более поздние предания о нартах. Если в древних повествованиях преобладает языческое мировоззрение, то в поздних уже присутствуют символы и атрибуты монотеистических вероучений. Таким образом, нартский эпос выступает не только как памятник устного народного творчества, но и как исторический источник. В нем нашли то или иное отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа, создававшего его: от эпохи матриархата до установления феодально-классовых отношений. Именно поэтому нартиаду и называют подлинным автографом, полученным из рук самого народа.
У абхазов нартский эпос имеет смешанную, стихотворно-прозаическую форму, при этом прозаическое повествование преобладает. Известный абхазский ученый Шалва Инал-ипа писал: «Отдельные фрагменты его эпоса — прим. Но только в немногих своих частях эпос дошел в форме песенного повествования, неотделимого от голоса и музыки существует особая нартская мелодия , а иногда например, в «Песне матери нартов» сопровождаемого и танцами». Версий о происхождении самого слова «нарт» существует множество. Некоторые ученые выводят это название от хурритской области Нахрия. Другие говорят об абхазском происхождении термина. Часть исследователей настаивает на монгольских корнях, связывая слово «нарт» с монгольским «нара» «солнце» , к которому позднее добавился осетинский суффикс « т» — показатель множественного числа существительных при помощи этой морфемы в осетинском языке до сих пор образуются фамилии. Впрочем, по мнению большинства ученых, наиболее убедительна версия об иранском происхождении термина. Как уже было отмечено выше, они усматривают сходство слова «нарт» с иранским «нар». Равенство и демократия.
Кто они — нарты?
Он неоднократно перерабатывался и адаптировался в течение всего периода своего существования. Поэтому и образы великанов в эпосе не очень конкретизированы. Я попытался провести простейшую классификацию персонажей великанов по материалам «Сказания о нартах». Общее название для великанов в нартском эпосе — «уаиги».
Но этим словом обозначали разных человеческих существ огромного роста. При первом приближении можно выделить три типа великанов — уаигов: — фантастические великаны, — мифические великаны, — исторические гиганты племена и отдельные рода и семьи. Я специально использовал два синонима великаны и гиганты для разделения, прежде всего, по хронологическому признаку. Еще раз подчеркну: разделение очень условное и не претендующее на какое-либо методологическое обоснование. Первый тип персонажей — фантастические великаны, самый немногочисленный, они присутствуют всего в паре сказаний.
Фантастическими я их назвал потому, что они в эпосе отображены как многоголовые существа. Так В сказании «Симд нартов» упоминается: «Много лет назад семиглавый крылатый уаиг Кандзаргас за дальние горы унес одного из предков твоих по имени Уон и сделал его своим пастухом». В сказании «Доля старшего и доля младшего» упоминаются 9-ти и 12-тиглавые уаиги. Но они скорее являются аллегорическими изображениями препятствий. Можно предположить, что данный тип уаигов является сильно мифологизированным воспоминанием об очень древних временах, когда на земле жили люди огромного роста.
И развитие этого сюжета можно обнаружить в сказаниях, где встречается второй тип уаигов. Это мифические великаны и они представлены в эпосе более многочисленными образами. В сказании «Сослан ищет того, кто сильнее его» герой встречается с семьей великанов людоедов. Переступил через порог Сослан и видит: сидит у очага женщина, и так она велика, что между зубами ее ласточка свила гнездо». Здесь же упоминается и уаиг-пахарь, одноглазый и однорукий, который и спасает Сослана, спрятав у себя во рту.
Естественно, это очень гиперболизированный образ уаига. Однако от фантастических великанов он отличается тем, что эти мифические великаны показаны как ведущие такой же образ жизни как и обычные люди. Иногда даже этих великанов привязывают к конкретной местности: «Спустился Сослан по кровавому следу вниз, в ущелье, и видит — лежит на дне ущелья убитый олень, а возле него стоит человек. А человек этот ростом не меньше башни». И был он родом из страны Гум «Сослан и гумский человек».
Локализовать сегодня географическое положение земли Гум вряд ли возможно, но для древних сказителей она наверняка имела определенное место в известном им мире. Название местности встречается и в сказании «Сослан и сыновья Тара». Сослан опять встречается с огромными великанами, которые живут в стране Балга на берегу моря и богатой степными пастбищами. Конь под всадником ростом с гору, а сам всадник на коне — как стог на горе. От дыхания всадника и коня его туман поднимается над степью.
Глубокую борозду по земле оставляет его сабля. И то не вороны над тучей, а комья земли и куски дерна взлетают над головой всадника из-под копыт его коня. Мукара в эпосе тоже называют термином «уаиг». Сравнительный рост мифических уаигов показан также в сказании «Нарт Сослан и уаиг Бызгуана»: «Уаиг Бызгуана вскочил со своей постели, выскочил во двор и увидел Сослана. А Сослан ростом ему по щиколотку».
Конечно, такую информацию не следует воспринимать как всерьез описывающую рост древних великанов. Но на мой взгляд, это отраженное в народной памяти воспоминание о тех древнейших временах, когда на земле существовали великаны, чей рост был несравнимо большим не 2,5 — 3 метра , чем у обычных людей. И в подтверждение этого предположения я приведу достаточно обширный отрывок из одного любопытного сказания «Нарты и кости Уадмера». В нем говориться, что двенадцать именитых нартов поехали на охоту. На какой-то равнине они заночевали в пещере.
Утром оказалось, что это череп. А вокруг во множестве разбросаны кости. Из человеческих костей сложил он скелет великана и сказал: — А теперь я буду просить Бога, чтобы предстало перед нами это чудесное существо таким, каким оно было в свое время! Оживи этого человека, только чтобы не было у него ног ниже колен и чтобы глаза его ничего не видели. Сразу после этих слов череп заколебался, потом приросли , к нему все остальные кости, покрылись они мясом и кожей, и человек ожил.
Только не было у него ног ниже колен — потому не мог он ходить, и не было глаз — и потому он ничего не видел. Зашевелился великан, сел, потянулся». Начали нарты общаться с великаном. Вот отрывок из этого диалога: «— Жалкая у вас участь, если вы живете такой никчемной пищей! Скоро, видно, ваша погибель придет.
Огонь у вас есть? Засучил тут великан свой рукав до самого плеча и запустил руку в землю. Выгреб он полную горсть земли и сказал Сослану: — Подставь свою ладонь. Сослан вылизал то, что наполнило его ладони, — и сок земли, подобно жирному мясу, сразу ударил в его сердце. И так насытился сразу Сослан, что показалось ему, будто он объелся.
Сослан спросил великана: — А ты из какого людского рода? Преврати его снова в то, чем он был. Из этого сказания видно, что для древних великанов огромного роста существовало даже отдельное наименование, отличное от термина «уаиг». Возможно, древние жители Кавказа находили в земле человеческие черепа, во много раз превышающие их собственные. И это послужило причиной формирования таких вот мифов.
И заканчивая пассаж о мифологических великанах следует упомянуть о наличии в нартском эпосе хорошо нам знакомого сюжета о циклопе. В сказании «Урызмаг и кривой уаиг» рассказана история совершенно аналогичная истории об Одиссее и циклопе Полифеме. Впрочем в этом как раз нет ничего удивительного, поскольку нам хорошо известно о существовании тесных культурно-экономических связей между Кавказом и античным миром. И, наконец, третий тип уаигов, который я назвал историческими гигантами. Причиной этому послужило предположение о том, что судя по сведениям, приведенным в нартском эпосе, эти уаиги жили рядом с людьми уже в исторические, а не в незапамятные времена.
Сюжеты о них являются самыми многочисленными в «Сказаниях о нартах». Чтобы не утруждать читателя многочисленными цитатами, я приведу лишь ряд умозаключений, к которым можно прийти при знакомстве с этим источником. Во-первых, можно предположить, что рост этих уаигов был не столь огромен как у мифических великанов. Скорее всего, в среднем он достигал 3 метров. Прямых указаний в эпосе на это нет.
Но по косвенным данным, например, то что нарты сидели с уаигами за одним столом и т. Основная масса уаигов жила довольно далеко от земель нартов. Несколько раз упоминается, что нарты, отправляясь в поход на уаигов, проводили в пути дни, а то и недели. В одном сказании «Нарт Урадз и уаиг Ахсуалы» говориться, что уаиг Ахсуалы похитил красавицу и унес ее в страну Сеха Сехские степи , где был его замок. Там он заточил ее в высокую башню.
Сам уаиг жил охотой. Нарты отправились в поход, чтобы отомстить. Уаиг жил очень далеко, только на восьмой день нарты достигли степей Кирмыза, где бились уаиг и Бцега. Схуалы имел свои стада, но время проводил на охоте.
Примечательно, что если один олень упряжки был поражён, то ездок, как герои «Илиады» Гомера, отрезал постромок и ехал дальше на оставшемся животном [6]. Русское население Сибири изобрело также зимнее передвижное жилище на оленьих нартах — «нартяный чум » или балок.
Он представляет собой лёгкое каркасное жилище, укреплённое на длинных широких полозьях , обтянутое шкурами и сверху парусиной, с окнами и железной печкой [2]. Санки нарты для езды и перевозки клади на собаках и на оленях бывают, как правило, следующими: на собаках — длиною до шести аршин , шириной около полуаршина [1] ; на оленях — короче и шире [1]. Нарты, возимые собаками, длиннее возимых оленями, но при этом ниже [3]. Обычно на полозьях длиной не более 2,5 метра, высотой — около одного метра. Нарта зверолова — ручные салазки , чунки: полозки, по 4 копыла, черемуховые вязки, на них постельник, дощечка; сверх его нащепье по копылам, вдоль, и всё это на ремешках, без гвоздя [1].
Что такое нарты. Определение, особенности и история
Вопрос—ответ Оленьи упряжки и нарты снимок 1890—1900 годов На Полярном Урале нарты служат не только для передвижения по зимней тундре, но и для хранения одежды. Нарты — сани, в которых коренные народы Севера запрягают оленьи и собачьи упряжки, — используются уже много тысячелетий и выполняют разные функции. В них охотились и воевали, пасли оленей и ездили в гости.
Игра на нартах имеет богатую историю и культурное значение в русской культуре. Она была популярна среди северных народов, таких как чукчи, эвены, ненцы, самоеды и другие. Традиционные нарты изготавливаются из древесины березы или ели, обычно с длинными и узкими лыжами, обладающими отличной маневренностью и скоростью на снегу.
Применяются на С. Европы, Азии и Америки.
Полозья Н. Используется как зимнее передвижное жилище колхозными бригадами оленеводов и охотников Таймырского Долгано-Ненецкого национального округа. Особый тип НАРТ представляет однополозная саамская кережа.
По представлению народа, адыги произошли от нартов. Основное место в мифах принадлежит нарту Саусырыко: периоды создания неба, земли, гор, рек соотнесены с его детством, юностью, зрелостью. Он же выступает в роли главного героя: отнимает у чудовища огонь, возвращает украденные семена проса, одаривает нартов божественным хмельным напитком сано. Нарты борются с враждебными людям существами, олицетворяющими природные катаклизмы и социальные противоречия: бляго дракон , иныжи великаны , Емынэж злое чудовище , чинты воинственное мифическое племя. Для достижения целей нарты пользуются не только своей незаурядной богатырской силой, но и магией: они способны менять погоду насылать стужу и туман , останавливать солнце. Нарт Ащэмэз обладает чудесной свирелью, один конец которой способен возродить все живое на земле, другой - вызвать гибель. Надежным помощником нартского героя является боевой конь, который понимает язык птиц и зверей, с легкостью преодолевает большие расстояния иногда с помощью крыльев , помогает герою мудрыми советами. Нарты тесно общаются с ангелами, которые присутствуют на Хасэ советах и ежегодно, устраивая санопитие пир , приглашают одного из нартов и вручают ему кубок с напитком.
Официальный сайт
- Что такое нарты
- История и происхождение нарт
- Свойства конструкции нарты
- Сказания о нартах - Дигорский район
Энциклопедический словарь
- Что означает слово «Нарты»
- Ноар - РСО-Алания - Культура - Нартский эпос
- Нарты что такое
- Кто такие нарты? | Государственное информационное агентство "Рес"
- Северное многоборье
- Лента новостей
Что такое нарты?
В чечено-ингушском эпосе нарт-орстхойцы угоняют стада баранов местного героя Горжая, которому покровительствуетСела, при этом Сеска Солса вступает в единоборство с божеством и переламывает ему рёбра. НАРТЫ, нарт и НАРТА, -ы, ж. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. Длинные и узкие сани, используемые для езды на собаках и оленях на Севере. Смотреть что такое «Нарты» в других словарях: НАРТЫ — герои древних эпических сказаний многих кавказских народов осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Нарты чукчей и коряков запрягались парой оленей и были в стандартной ситуации предназначены для одного ездока. Длинные и узкие сани, используемые для езды на собаках и оленях на Севере.
Кто такие нарты?
Нарты. Здравствуйте, дорогие друзья. Основными занятиями народов ханты и манси с древних времен являются охота, рыболовство и собирательство, ведя кочевой образ жизни возникала необходимость в средствах передвижения. Нарты являются одним из старейших средств передвижения по снегу, имеющих корни в древних временах. Раньше нарты использовались в основном для охоты и передвижения по снежным просторам, особенно в Северных странах. На́рта — узкие длинные санки (сани), предназначенные для езды и перевозки клади, на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой человека.
Что означает слово «Нарты»
- Эпические нарты. Далекие и близкие » Газета «Республика»
- Как используют нарты?
- Нартовое многообразие | Кочевники арктики
- Список тайников
Как используют нарты?
Нарты и нартский эпос | Кавказ Сегодня | Дзен | И, в частности, тому, что у ненцев нарта является своеобразной единицей контроля времени и пространства. |
Нартский эпос как альтернативный источник | Что такое нарты? Стихи? Игра? Обувь? Сани? Узнай правильный ответ на |
Значение слова «Нарта» | Игра на нартах имеет богатую историю и культурное значение в русской культуре. |
что такое нарты: объясняем простыми словами! | Что такое Нарты на их исконной родине, т. е. у осетин, и у их самых последовательных восприемников? |
Технологию изготовления нарт возродят на Таймыре
Что такое нарты фото. Читайте также. Нарты устраивали Батразу и другое испытание: вернувшись с похода он видит под головой его спящей жены руку пастуха. Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) нарты? Продолжаем публиковать фрагменты из «Книги путешественника» Михаила Кречмара.В этом фрагменте о нартах и снегоступах. НАРТЫ, нарт и НАРТА, -ы, ж. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. НАРТЫ, нарт и НАРТА, ы, ж. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях.
Что такое нарты
Здесь же упоминается и уаиг-пахарь, одноглазый и однорукий, который и спасает Сослана, спрятав у себя во рту. Естественно, это очень гиперболизированный образ уаига. Однако от фантастических великанов он отличается тем, что эти мифические великаны показаны как ведущие такой же образ жизни как и обычные люди. Иногда даже этих великанов привязывают к конкретной местности: «Спустился Сослан по кровавому следу вниз, в ущелье, и видит — лежит на дне ущелья убитый олень, а возле него стоит человек.
А человек этот ростом не меньше башни». И был он родом из страны Гум «Сослан и гумский человек». Локализовать сегодня географическое положение земли Гум вряд ли возможно, но для древних сказителей она наверняка имела определенное место в известном им мире.
Название местности встречается и в сказании «Сослан и сыновья Тара». Сослан опять встречается с огромными великанами, которые живут в стране Балга на берегу моря и богатой степными пастбищами. Конь под всадником ростом с гору, а сам всадник на коне — как стог на горе.
От дыхания всадника и коня его туман поднимается над степью. Глубокую борозду по земле оставляет его сабля. И то не вороны над тучей, а комья земли и куски дерна взлетают над головой всадника из-под копыт его коня.
Мукара в эпосе тоже называют термином «уаиг». Сравнительный рост мифических уаигов показан также в сказании «Нарт Сослан и уаиг Бызгуана»: «Уаиг Бызгуана вскочил со своей постели, выскочил во двор и увидел Сослана. А Сослан ростом ему по щиколотку».
Конечно, такую информацию не следует воспринимать как всерьез описывающую рост древних великанов. Но на мой взгляд, это отраженное в народной памяти воспоминание о тех древнейших временах, когда на земле существовали великаны, чей рост был несравнимо большим не 2,5 — 3 метра , чем у обычных людей. И в подтверждение этого предположения я приведу достаточно обширный отрывок из одного любопытного сказания «Нарты и кости Уадмера».
В нем говориться, что двенадцать именитых нартов поехали на охоту. На какой-то равнине они заночевали в пещере. Утром оказалось, что это череп.
А вокруг во множестве разбросаны кости. Из человеческих костей сложил он скелет великана и сказал: — А теперь я буду просить Бога, чтобы предстало перед нами это чудесное существо таким, каким оно было в свое время! Оживи этого человека, только чтобы не было у него ног ниже колен и чтобы глаза его ничего не видели.
Сразу после этих слов череп заколебался, потом приросли , к нему все остальные кости, покрылись они мясом и кожей, и человек ожил. Только не было у него ног ниже колен — потому не мог он ходить, и не было глаз — и потому он ничего не видел. Зашевелился великан, сел, потянулся».
Начали нарты общаться с великаном. Вот отрывок из этого диалога: «— Жалкая у вас участь, если вы живете такой никчемной пищей! Скоро, видно, ваша погибель придет.
Огонь у вас есть? Засучил тут великан свой рукав до самого плеча и запустил руку в землю. Выгреб он полную горсть земли и сказал Сослану: — Подставь свою ладонь.
Сослан вылизал то, что наполнило его ладони, — и сок земли, подобно жирному мясу, сразу ударил в его сердце. И так насытился сразу Сослан, что показалось ему, будто он объелся. Сослан спросил великана: — А ты из какого людского рода?
Преврати его снова в то, чем он был. Из этого сказания видно, что для древних великанов огромного роста существовало даже отдельное наименование, отличное от термина «уаиг». Возможно, древние жители Кавказа находили в земле человеческие черепа, во много раз превышающие их собственные.
И это послужило причиной формирования таких вот мифов. И заканчивая пассаж о мифологических великанах следует упомянуть о наличии в нартском эпосе хорошо нам знакомого сюжета о циклопе. В сказании «Урызмаг и кривой уаиг» рассказана история совершенно аналогичная истории об Одиссее и циклопе Полифеме.
Впрочем в этом как раз нет ничего удивительного, поскольку нам хорошо известно о существовании тесных культурно-экономических связей между Кавказом и античным миром. И, наконец, третий тип уаигов, который я назвал историческими гигантами. Причиной этому послужило предположение о том, что судя по сведениям, приведенным в нартском эпосе, эти уаиги жили рядом с людьми уже в исторические, а не в незапамятные времена.
Сюжеты о них являются самыми многочисленными в «Сказаниях о нартах». Чтобы не утруждать читателя многочисленными цитатами, я приведу лишь ряд умозаключений, к которым можно прийти при знакомстве с этим источником. Во-первых, можно предположить, что рост этих уаигов был не столь огромен как у мифических великанов.
Скорее всего, в среднем он достигал 3 метров. Прямых указаний в эпосе на это нет. Но по косвенным данным, например, то что нарты сидели с уаигами за одним столом и т.
Основная масса уаигов жила довольно далеко от земель нартов. Несколько раз упоминается, что нарты, отправляясь в поход на уаигов, проводили в пути дни, а то и недели. В одном сказании «Нарт Урадз и уаиг Ахсуалы» говориться, что уаиг Ахсуалы похитил красавицу и унес ее в страну Сеха Сехские степи , где был его замок.
Там он заточил ее в высокую башню. Сам уаиг жил охотой. Нарты отправились в поход, чтобы отомстить.
Уаиг жил очень далеко, только на восьмой день нарты достигли степей Кирмыза, где бились уаиг и Бцега. Схуалы имел свои стада, но время проводил на охоте. Обычной смерти он не боялся.
Этот фактор свойственен многим сильным уаигам и упоминается в других сказаниях. У Схуалы была жена и богатырский конь. В сказании «Нарты и черноголовые уаиги» говорится о целом племени гигантов: «Черноголовые уаиги были могучими насильниками.
Это, беспощадное и здоровое племя победило всех людей, что жили по соседству с ними. Непобежденными остались одни только нарты — удалой народ». Когда старших нартов не было в селении, уаиги напали, разграбили нартские дома и башни и увели в плен их девушек.
Когда старшие нарты вернулись и узнали о несчастье, они отправились в ответный поход. И, опять-таки, в неблизкий: «Разгневались нарты и снарядили большой поход в Страну черноголовых уаигов. Ехали день, ехали два, неделю, две недели».
Они напали на укрепленное селение уаигов и семь дней сражались, но не могли их победить, поскольку убитые уаиги утром оживали. Здесь мы опять сталкиваемся с приписыванием гигантам волшебных свойств. Победить нартам помог небожитель Уастырджи.
С другой стороны, в разных сказаниях упоминается об отдельных семьях уаигов, которые жили по соседству с нартам, иногда даже на ближайшей горе «Батрадз и заносчивый сын уаига Афсарона». В этих сказаниях приводятся основные, так сказать, характеристики уаигов. Отмечается их огромная сила и, одновременно, глупость.
Впрочем, такие характеристики гигантов можно встретить в мифах разных народов мира. Равно как и еще одну черту, то что гиганты были каннибалами.
Нарты обладают высокой маневренностью и могут использоваться как для прогулок и развлечений, так и для спорта и туризма. Основными частями нарт являются деревянные рамы, состоящие из вертикальных бортов, соединяющих переднюю и заднюю части нарт. Прямые борта обеспечивают стабильность нарт и позволяют легко перемещаться по снегу. Рама нарт может быть выполнена из различных пород дерева, таких как осина, ель или липа.
Иногда нарты делаются с использованием современных материалов, таких как пластик или композитные материалы. На передней части нарт устанавливаются крепления для обуви, которые обеспечивают удержание стопы на нарте.
От спортсменов здесь требуется выносливость и хорошая физическая форма. Для современных состязаний используют стилизованные нарты — макеты из деревянных брусков. На площадке расставляют в ряд десять нарт, высота которых 50 см, длина — 120 см, а ширина как и в жизни колеблется от 50 см сверху до 70 см у основания. То есть в ширину нарты представляют собой трапецию, что осложняет выполнение пряжка. Деревянные макеты нарт располагают в полуметре друг от друга. Прыжки через нарты нужно выполнять с места двумя ногами, без разбега.
Спортсмены перепрыгивают через преграды в одну и в другую сторону неограниченное количество раз. Высшим мастерством является разворот в воздухе. Прыгают через нарты до первой ошибки, при этом у спортсменов есть три попытки. Интересный момент: участники соревнований прыгают не в спортивной обуви, а в высоких национальных сапогах из оленьих шкур. Такие сапоги называются кисы, их особенность в том, что они пристегиваются к поясу. Гонки на оленьих упряжках Одно из самых зрелищных соревнований. Для гонок изготавливают специальные нарты из легкой древесины. Верх может быть выполнен из кедра, ножки — из березы или лиственницы, а полозья — из ели.
Оленей для таких забегов выбирают спокойных, хорошо обученных, их заранее тренируют в тундре стоять в упряжке. Любопытный момент: почти у всех оленей на соревнованиях спилены рога, в редких случаях оставляют по одному рогу с внешней стороны. Это объясняется тем, что во время соревнований олени могут зацепиться рогами друг за друга и упасть. Но переживать за рога не стоит — они еще отрастут, ну а спиленные рога отправляют на изготовление ценных лекарственных препаратов. Этот вид спорта не теряет популярности, наоборот, с каждым годом все больше зрителей приходит посмотреть гонки на оленьих нартах. Растет и количество участников. Так, в 2023-м году, в Нерюнгринском районе Якутии прошел Международный чемпионат по оленеводству , в рамках которого 52 оленевода состязались в гонках на оленьих упряжках. Метание топора на дальность Еще одно из самых трудных соревнований северного многоборья.
Топор всегда был обязательным предметом в доме охотников и оленеводов, поэтому и стал спортивным снарядом у народов Севера. Техника метания топора имеет четкие правила.
На них коми-зыряне, ненцы и ханты, ведущие кочевой образ жизни, складывают теплую одежду, покрывают ее сверху шкурами и так хранят ее до первого снега.
Задать свой вопрос.
Как на Севере называют сани, запряженные оленями
НАРТЫ, нарт и НАРТА, -ы, ж. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. Нартами считают себя многие народы Северного Кавказа. Помните, в 2000-е была популярна команда КВН «Нарты из Абхазии»? В чечено-ингушском эпосе нарт-орстхойцы угоняют стада баранов местного героя Горжая, которому покровительствуетСела, при этом Сеска Солса вступает в единоборство с божеством и переламывает ему рёбра. Нарты для собак, как и для оленей, широко применялись в повседневной жизни чукчей, эскимосов, эвенков. Но по косвенным данным, (например, то что нарты сидели с уаигами за одним столом и т.п.), такое предположение мне кажется вполне вероятным.