Эта выставка является совместной работой Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов и Координационного Центра Знамени Мира «Юг России» МКЗМ.
Музей, который потеряла Россия
В 2023 году приглашаем слушателей в Музей-институт семьи Рерихов на лекции по новой буддийской теме «Введение в буддийскую теорию познания и традиции её преподавания в. Международный Центр Рерихов - Николай Рерих. Канал автора «Музей-институт семьи Рерихов» в Дзен: Официальный канал Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов. С 9 октября Государственный музей Востока и Музей Рерихов представляют новую экспозицию «Мемориальный кабинет Н.К. Рериха». По окончании работ в усадьбе опять разместится Музей Рерихов — филиал Государственного музея Востока, который временно находится в павильоне 13 на ВДНХ. Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Видео-комментарий к разрушенной экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха
- Музей-институт семьи Рерихов | Дзен
- Музей Рерихов в Москве
- Тут были – 4
- Кемеровчане узнали об истории сотрудничества Николая Рериха с Валентином Булгаковым (12+)
- Музей Рерихов на ВДНХ открылся после реэкспозиции
- Музей Рерихов на ВДНХ возобновил работу
Русский музей отправил произведения Рериха в Москву
В связи с этим глава ведомства дал поручение Музею Востока совместно с Третьяковской галереей рассмотреть несколько адресов. В течение двух-трех месяцев план размещения постоянной экспозиции Музея Рерихов может быть готов, полагает и.
Дошло до скандала. И деликатный, но озабоченный судьбой наследия своего отца русский интеллигент Святослав Рерих в 1976 году пишет письмо министру культуры СССР П. Остальное имущество, которое мне не хотелось бы дробить, в том числе картины, художественные коллекции, рукописи и другие архивные материалы, до сих пор находятся на бывшей квартире брата, в которой проживает И.
В родственной связи с нашей семьей она не состояла и никакого отношения к научной или творческой деятельности моих родителей и брата не имела. Вместе со своей покойной сестрой она многие годы занималась хозяйством, чем единственно ее связь с членами нашей семьи всегда ограничивалась. Сейчас я вынужден повторно поднять вопрос об имуществе моего брата и о судьбе его архива потому, что некоторые обстоятельства вызывают у меня недоумение и беспокойство. Перечисляю их коротко: 1.
С некоторых пор в советской периодической печати стали появляться публикации, в которых И. Богданова называется приемной дочерью моих родителей. От имени «приемной дочери» появились даже целые интервью, весьма некомпетентные по своему содержанию, так как И. Богданова никогда в курсе деятельности нашей семьи не была и никакого участия в ней не принимала.
Вопрос же «удочерения» сестер Богдановых моими родителями вообще никогда не поднимался, и мне непонятно, почему подобная дезинформация получает распространение. За подписью «Богданова-Рерих» в советской печати стали появляться публикации из архивных материалов моего брата. Имела место даже публикация моей статьи, переведенной без моего разрешения с английского языка и выданной за «публикацию И. Богдановой-Рерих», что вообще беспрецедентно и не укладывается ни в какие нормы.
Будучи в Москве, я имел встречу с редактором одного издательства и указал ему на недопустимость подписи с незаконным прибавлением имени моего отца, тем не менее именно в этом издательстве таковая подпись вновь появилась, причем мне сослались на «литературный псевдоним». Мне трудно предположить, что какой-либо ныне живущий художник, ради «псевдонима», позволил бы приписать к своей фамилии — «Репин», писатель — «Пушкин», композитор — «Чайковский» и т. Появление таких псевдонимов определенно встретило бы всеобщее возмущение. Поэтому меня весьма огорчила и обеспокоила подобная дискриминация имени моего отца.
В последние годы без согласования и разрешения с моей стороны имели место продажи и подарки художественных ценностей, принадлежащих нашей фамилии. На выставках стали появляться картины с этикеткой «из собрания И. Богдановой», с такими же ссылками выходили каталоги. Между тем И.
Богданова никогда никаких коллекций не собирала. Все это создано, собрано и принадлежит сфере творчества и собирательской деятельности членов семьи Николая Константиновича Рериха. Наблюдаемое положение с нашими семейными собраниями вызывает во мне серьезное опасение за целостность и надлежащее использование оставшегося на квартире моего покойного брата имущества. Я абсолютно не заинтересован в «поисках виновных», введенных в заблуждение неправильной информацией, так же, как и в репрессивных мерах против И.
Богдановой, которая в силу своей малограмотности привлекает к себе в ближайшие помощники столь же некомпетентных людей, как и она сама. Однако мне хотелось бы иметь полную уверенность в том, что оставшееся на квартире моего брата имущество будет охранено. Мне представляется также совершенно необходимым пресечь дезинформирующие публикации и выступления со ссылками на удочерение моими родителями И. Богдановой, так же, как и появление в печати «псевдонима» «И.
Богданова-Рерих», который дискриминирует имя моего отца и вводит в заблуждение широкую общественность, с чем мне неоднократно уже приходилось сталкиваться, получая запросы о «степени родства» И. Богдановой с членами нашего семейства. В этих целях, на первый случай, я мог бы предложить Вашему вниманию и обсуждению с Вами следующие мероприятия, проведение которых могло бы быть осуществлено в рамках действующего законодательства: 1. Взять на учет художественные ценности и архивные материалы, а также наше семейное имущество, которое осталось на квартире моего брата после его кончины.
Ответственность за сохранность может быть поручена по ведомствам Академии художеств или Академии наук СССР, чтобы имущество, находящееся на квартире моего покойного брата Юрия Николаевича Рериха, ни в коем случае не могло бы быть распродано или неправильно употреблено Ираидой Богдановой или людьми ее окружения. Искренне Ваш Святослав Рерих». Какая-то бюрократическая реакция была, но о ней мы узнали уже из архива — реальных действий не последовало. Очевидно, что аппарат правительства при смене поколений чиновничества забыл о затеянной комбинации, коллекцию попросту проворонили.
Только нескольких клерков, готовивших документы, волновало, что она выведена из-под контроля государства. Богданова заняла не без нажима своего супруга Васильчика, который браком с Богдановой «узаконил» свое отношение к коллекции и одновременно свой сомнительный статус. Богдановой, С. Рерих выразил готовность предоставить любые доверенности советским государственным организациям для ведения дела в юридических инстанциях».
К концу апреля 1989 года Генеральная прокуратура СССР закончила правовое исследование ситуации, которая позволила Богдановым, а затем Васильчику самовольно распоряжаться наследием. Свои предложения по восстановлению действия закона Генеральный прокурор А. Генпрокуратура в судебном порядке готова была отстранить И. Богданову и В.
Васильчика от наследия. Редакция располагает интересным документом, который свидетельствует, что на основании этого письма в феврале 1990 года было проведено секретное совещание под руководством помощника Председателя Совмина СССР В. Панова «по упорядочению всех вопросов, связанных с наследием семьи Рерихов». В результате было отдано распоряжение отделу культуры и образования правительства Ю.
Дзенитису Я. Понятно, что после такого звонка Генеральная прокуратура не стала подавать иск в суд и прекратила даже думать о защите наследия Рерихов. До сих пор это «телефонное право» продолжает действовать, и ни один вопрос в отношении сохранности в России наследия Рерихов пока решить невозможно ни в административном порядке, ни в правовом поле. В тот момент, как и сегодня, никто из проживавших в квартире не мог предоставить никакого документа о праве на наследие, которое находилось в этой квартире.
Государство могло и обязано было употребить власть, пересчитать коллекцию и взять ее на государственный учет. Святослав Николаевич и далее не прекращал своих попыток оградить коллекцию от разграбления. До последних дней он пытался вернуть незаконно отторгнутую часть наследия, оставшуюся на квартире Юрия. В распоряжении редакции имеются два документа, заверенных Святославом Рерихом у нотариуса.
Первый — подтверждение его прав собственности на часть наследия, оставшегося на квартире брата. Второй — его доверенность 1989 года на ведение судебных дел, выданная заместителю председателя Советского фонда Рерихов Р. Рыбакову, где недвусмысленно заявлено об отсутствии каких-либо оснований владения Богдановой наследством его брата. Таким образом Святослав Николаевич пытался сохранить эту часть наследия для общественного музея, о создании которого он принял решение, окончательно убедившись в том, что государство не намеренно создавать музей имени его отца.
Этому негосударственному музею он намеревался передать свою часть наследия и часть, оставшуюся на квартире брата. С этой целью и была им выписана у нотариуса в Москве доверенность на Рыбакова, так и не выполнившего это поручение. Переданная для него вторая часть наследия не только сохранена Международным Центром Рерихов, но и увеличена за счет подаренных музею картин художника. Ираида Богданова умерла 7 января 2004 года.
Гагаринская межрайонная прокуратура Москвы, возбудившая уголовное дело по фактам хищения культурных ценностей из бывшей квартиры Юрия Николаевича Рериха, обнаружила завещание, написанное ею 26 марта 1988 года. В завещании перечислено 117 картин Н. Рериха и С. Рериха полные описи никогда не составлялись, откуда взялась цифра — неизвестно , а И.
Богданова уже выступает владельцем-собственником всего имущества, находящегося на квартире Юрия Николаевича. Так как Ираида в своем завещании обязала Советский фонд культуры ныне — Российский распорядиться завещанным имуществом, прокуратура передала завещание по назначению. Как нам сообщили из Российского фонда культуры, нотариус отказал этой уважаемой организации удовлетворить их заявление о выдаче свидетельства о праве на наследованное имущество И. Богдановой «по причине отсутствия документов, подтверждающих право собственности Богдановой И.
Что и требовалось доказать — сестры Богдановы никогда не обладали и не могли обладать правами на наследственное имущество Юрия Николаевича Рериха. По поводу юридического положения «мемориальной квартиры» и прав Васильчика на коллекцию картин «Новая газета» направила запрос в Министерство культуры. Руководитель пресс-службы Елена Демченко сообщила, что эти вопросы — в компетенции Росохранкультуры, а не министерства. Мы связались с Евгением Стрельчиком, пресс-секретарем руководителя Росохнранкультуры.
Мы занимаемся пропажей культурных ценностей, но нас совершенно при этом не волнует, кому они принадлежат». Без комментариев. Милиция была конкретнее. Ограбление было в четыре, она к нему пришла в 8—9, он ей рассказал.
И она позвонила в милицию. Четыре рамки, картины вырезаны. Его несколько раз по лицу, по голове ударили. Синяки были.
У меня вообще сложилось впечатление, что он странный человек… Ну вот вас ограбили. Руки-ноги у вас не связаны. И вы сидите и ждете, пока к вам придет знакомая, сами в милицию не звоните. Непонятна логика, правда?
У него была сигнализация. Он решил не ставить ее в эту ночь. Но если он понимал, что у него в квартире огромные ценности, мог бы и поставить? Количество пропавших картин знаем со слов потерпевшего.
По его словам, картины ему перешли в наследство. Он какой-то там дальний родственник. Мы с его слов записали, какие это были картины, объявили в розыск. Стоимость пропавших картин в миллион рублей оценил сам хозяин.
Мы многократно и безуспешно пытались поговорить с Васильчиком. Но и свидетельств милиции, и очевидцев достаточно, чтобы, зная его биографию, задать следствию элементарные вопросы. Итак, некто Васильчик, последнюю четверть века почти бесконтрольно распоряжавшийся коллекцией Юрия Рериха, не включил сигнализацию, а в 9 утра рассказал соседке, что его ограбили в 4 утра. Он сам не стал заявлять об ограблении, лично оценил стоимость пропавших картин и назвался родственником Юрия Рериха, каковым не является.
Васильчик же сообщил журналистам, что ограблена якобы квартира-музей Юрия Рериха. Васильчик очень хочет скрыть факт самовольного распоряжения наследием Рерихов и постоянно говорит то о квартире-музее, то о мемориальной квартире. Закон прямо запрещает продажу и вывоз не оформленных соответствующими документами художественных ценностей. За это срок положен.
Я спугнул их живо выстрелом ружья. С криком полетели вороньи князья". В небольшом помещении на 30 квадратных метров, но зато со сводчатым, как в храме, потолком, раскинулся длинный деревянный стол Рерихов, более 180 экспонатов в стеллажах и около тридцати картин на стенах. Как рассказала "КП" хранитель кабинета Лариса Келим, кабинет основали еще в 1979 году, благодаря американской гражданке Катрин Кэмпбелл-Стиббе, другу семьи Рерихов. Она передала в Советский Союз уникальную коллекцию живописи и графики Николая Рериха и его сына Святослава, а также предметы декоративно-прикладного искусства из их индийского собрания. Однако несмотря на сорокалетнее существование, до сих пор кабинет Рериха не состоял в экспозиции. Те, кто следят за долгим конфликтом Музея Востока и Международного Центра Рерихов , конечно, давно запутались и поэтому интересовались, что из того, что висело ранее в МЦР попало в кабинет. Открытие сопровождалось большой концентрацией народа. Например, гималайские пейзажи, знаменитый триптих Fiat Rex "Да здравствует владыка!
Кабель под Рерихом На днях представители Международного центра Рерихов распространили информацию о том, что накануне юбилея Рериха беда угрожает бронзовому изваянию Николаю Рериха и его жены, установленным в усадьбе Лопухиных. От МЦР потребовали в пятидневный срок под угрозой сноса убрать мемориал в котором хранится прах Рериха с территории усадьбы.
Фильм о Н. Рерих — великий водитель культуры».
Экскурсия по выставочным залам. Вход свободный. Лекция академика РАН С.
Музей Рериха в беде!
В 2017 году имущество Международного центра Рерихов, в том числе картины и личные вещи семьи Рерих, было изъято и передано Государственному музею Востока. Заявление Комитета защиты общественного Музея имени МЦР по поводу издания книги «Машинописные тетради Урусвати. The official website of the International Roerich Memorial Trust (IRMT) in Naggar, India. Официальный видеоканал Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха© 2017 МЦР.
Открылась выставка «Рерихи и Кавказ»
Всем друзьям Светлый привет с Рубежа на Знаменке! Нам сегодня исполнилось — 5 лет и 11 месяцев 71 месяц. Ровно через месяц Рубежу исполнится — 6 лет. Общественный Музей имени Н.
Рериха был разрушен 28 апреля 2017 года. Сегодня, я испытала волнение на Рубеже и щемящую тоску в сердце… Смотрела на нашу территорию, на здание, где находился наш Музей, а погода стояла Солнечная, Светлая, гулял в пространстве прохладный ветерок… Местами стала зеленеть трава за оградой, вдоль липовой аллеи начали тянуться кверху тюльпаны, набухают и зеленеют почки у веток сирени, всё такое близкое. Как-то торжественно, по особому, в свете Солнца, сегодня смотрелись бюсты Ю.
Один из них — оркестровый антракт «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Он иллюстрирует легенду, относящуюся к событиям XIII века, когда в сражении русского войска с татарами в водах реки Керженец исчез город Китеж. Этот эпизод исполнялся в программе «Русских сезонов», на фоне занавеса, созданного Николаем Рерихом специально для этого произведения. Также в концерте прозвучит Испанское Каприччио — блестящее оркестровое произведение, представляющее собой сюиту их пяти непрерывных частей, основанных на подлинных испанских темах. Интересно, что Римский-Корсаков никогда не был в Испании.
Серия относится к раннему периоду и дает представление о русском зодчестве. В экспозиции представлены знаменитые шедевры, среди них — «Ангел последний», «Чудо», «Армагеддон», а также множество работ из серии «Гималаи». Его живопись посвящена быту индийской деревни; жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием.
Гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте. Одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство, оно представлено портретами отца, известной киноактрисы Девики Рани Рерих жены художника , индийских знаменитостей, политических деятелей и святых подвижников.
Участники ещё и проехали часть маршрута, который почти 100 лет назад Рерих проложил по территории двух Алтаев. Учёные-востоковеды, философы и филологи побывали в краеведческих музеях Бийска и райцентра Алтайское, в Рерих-парке на территории Бирюзовой Катуни, посетили Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске и Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая в Барнауле. Последний, кстати, получил в дар бесценную коллекцию — принадлежавшие Рерихам фотографии, письма и личные вещи.
Оставайтесь с нами
- Экспозиция Музея Рерихов в Москве
- Музей, который потеряла Россия
- International Roerich Memorial Trust
- Сектантский Центр Рерихов оцепили, в здании начали обыски
В центре Москвы будет создан постоянный Музей Рерихов
Сохранение культуры — главный завет, который семья Рерихов оставила человечеству. Уже на ранних этапах творчества Николай Рерих, путешествуя по России, не только создавал живописные работы, но и выдвинул идею сохранения древностей и памятников зодчества. Эта идея со временем претворилась в международный документ «Пакт Рериха» о защите культурных ценностей во время войн и вооруженных конфликтов. В 1935 году его подписали главы 21 государства Северной и Южной Америк, а в 1954-м документ лег в основу Гаагской конвенции. Кроме того, по словам психологов, медиков, искусствоведов, среди которых испанский ученый Леонардо Оласабаль, живопись Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, для этого достаточно просто посмотреть на его картины.
Рерих был новатором, пионером, который шёл нехожеными тропами. В области живописи он, безусловно, создал свой мир, систему образов и красок, которые до сих пор восхищают и высоких профессионалов, и обычных зрителей. В области культуры он был одним из её ярких защитников, не словами, но делами добивавшийся мировых результатов. Пакт Мира, провозглашённый им и подписанный в 1935 году в Нью-Йорке, послужил основой современного законодательства в области защиты памятников культуры. Рерих был не представителем восточного искусства, но глубоко русским человеком, проделавшим огромную работу по сохранению русской старины. Он совершал археологические экспедиции и активно участвовал во многих государственных проектах по сохранению «старины» — исконной русской культуры, был великолепным мастером слова, оставившим после себя десятки книг и статей. Его призывы к диалогу различных культур, оформленные в целую идеологию веротерпимости, до сих пор являются актуальными для сегодняшнего, раздираемого конфликтами и войнами мира. В созданной Н. Безусловно, в силу своей уникальной художественной и человеческой одарённости Н. Рерих предвидел многие вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и предлагал свои оригинальные рецепты выхода из этих кризисов. Он предвидел, что глобализация пойдёт по ложному пути пропаганды потребительства, массовой культуры и манипуляции сознанием масс, и потому предложил новый проект единения человечества на основе глубинного единства культур, следы которого он находил во время своих уникальных путешествий по миру. Он был страстным и одновременно просвещённым патриотом России и русской культуры, завещавшим все свои картины нашей стране, несмотря на то, что последние десятилетия своей жизни провёл в Индии. Его призыв к освоению духовной культуры Востока и цивилизационному развороту в сторону Азии прозвучал словно в преддверии сегодняшней схватки цивилизаций. Рерихи не один раз вспоминали высказывание известного русского путешественника Афанасия Никитина: «И от всех наших бед уйдём в Индию». И разве не пророчески звучит это напоминание в наши дни? Куда нам ещё идти, как не на Восток, если Запад хочет от нас одного — полной и безоговорочной цивилизационной капитуляции и не желает видеть Россию своим полноценным и уважаемым соседом? Всё это говорит о Н. Рерихе как о крупном художнике, мыслителе и патриоте, чьё наследие заслуживает отдельного музея или даже научного центра. Но где понимание уникальности и нужности рериховских проектов для России со стороны Министерства культуры, исповедующего в отношении Рерихов идеологию «оптимизирования»? В советское время институты, учреждения культуры и музеи, временно законсервированные в условиях эвакуации, открывались, даже когда ещё не кончилась война. Бывшему работнику Военно-исторического общества В. Кононову наверняка известны приказы Наркомпроса РСФСР 1941 года «О мероприятиях по сохранению и учёту музейных фондов», «О формах функционирования музеев в условиях военного времени». Ведь тогда 427 музеев, оказавшихся на оккупированной территории СССР, были разграблены, а свыше 100 000 ценных памятников вывезены за пределы страны. Но уже с весны 1942 года музеи прифронтовой полосы и центральные музеи включились в работу по учёту ущерба, и многие из них были восстановлены уже в 1944-1945 годах. Почему же сегодня, когда мы уже более 70 лет живём без войны, а цены на нефть идут вверх, денег на финансирование государственного музея, содержащего самую крупную в мире коллекцию картин Н. Рериха, так и не находится? Интересно, какую бы оценку получила работа современных ответственных работников Минкульта по сохранению музеев и музейных ценностей, если на неё взглянуть глазами военного времени? Но даже если сравнивать такую работу не с высочайшим ответственным трудом и дисциплиной военной эпохи, но с перестроечными стандартами, то насколько всё-таки снизилось умение чиновников мыслить и работать на масштабном государственном уровне! Понимают ли они, что их логика и стратегия выглядят в ряде вопросов неизмеримо слабее, чем поведение советских и постсоветских руководителей страны и культуры, какой бы справедливой критике они сегодня ни подвергались за другие дела и решения? Всё-таки те приняли рериховское наследие, то есть выступили как созидатели, а сегодняшние чиновники работают на принижение, если не на уничтожение. Что значит фактическое закрытие Государственного музея Рерихов для страны? Это ещё один шаг к культурной деградации, насаждающей деловые и развлекательные центры, но закрывающей очаги культуры, объединяющие людей. Музей Рерихов — не первая организация, которую собирается закрыть Минкульт. Можно вспомнить замечательный ансамбль «Боян» под руководством А. Полетаева и немало других высокопрофессиональных, патриотически ориентированных организаций, попавших под тяжёлый каток Минкульта. Это уничтожение романтики, высокой культуры, существующей на бюджетные, то есть на наши с вами, деньги, от которой Минкульт хочет побыстрее избавиться, заменив их развлекательной, коммерчески выгодной псевдокультурой.
На фото: «Зеркала весны». Смирнов-Русецкий Б. Россия, 1991. Картон, пастель. Итоги этого интереса мы и показываем вам : В газетных вырезках на первых картинках — чудесный обмен добрыми словами между художником и Юрием Гагариным. Для посещения доступны Открытое хранение и выставка «Россия. Ближе к Востоку».
Помимо картин, на выставке можно изучить полотна, копии архивных документов, произведения декоративного искусства, изделия из бронзы и другие предметы, собранные Рерихами в разных государствах. Музей Востока и Frida Project Foundation 9 декабря открыли выставку художника, графика, мультипликатора Бобура Исмоилова «! Здесь представлены 24 работы мастера, которые погружают зрителя в коллективные сновидения.
Музей Рериха в беде!
Об этом сообщает пресс-служба Государственного музея Востока, в чьем оперативном управлении находится объект, где снова планируется разместить Музей Рерихов. филиале Государственного музея Востока, расположенного в усадьбе Лопухиных - открылась первая выставка. The official website of the International Roerich Memorial Trust (IRMT) in Naggar, India.
В Останкинском открылась новая экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ»
Эта выставка является совместной работой Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов и Координационного Центра Знамени Мира «Юг России» МКЗМ. Специально для «БИЗНЕС Online» главный научный сотрудник музея Дина Ахметова провела экскурсию по экспозиции и рассказала о Пакте Рериха. Собрание нашего музея уникально и содержит мемориальные вещи, сохраненные семьей Митусовых, близких родственников Рерихов. Напомним, в октябре 2022 года Бахрушинский музей продлил соглашение о сотрудничестве с Музеем Н.К. Рериха в Новосибирске до 2025 года. В экспозиции представлено 38 графических и живописных работ Рериха из фондов Новосибирского государственного художественного музея. Группа энтузиастов, увлечённых творчеством семьи Рерихов, превратила старое здание на берегу Байкала в музей.
Постоянная экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ»
- Выставка «Николай Рерих» 2023, Москва — дата и место проведения, программа мероприятия.
- Музей, который потеряла Россия
- Другие новости раздела
- Мир через Культуру. День Культуры в Слюдянке
- Наследие семьи Рерихов и Рериховское Движение: международные новости
- Постоянная экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ»