Минюст России внес в реестр иноагентов писателя Михаила Веллера, основательницу сети кафе «АндерСон» Анастасию Татулову и «Российское социалистическое движение» (РСД). Писатель Михаил Веллер не считает себя иностранным агентом, поскольку с 1996 года является гражданином Эстонии. Постаревший, но всё такой же злобный Михаил Веллер объявился на украинском телеканале Фридом (кто бы сомневался!), стал любимым экспертом по всем вопросам – от литературоведения до истории. Министерство юстиции РФ включило в перечень иноагентов писателя Михаила Веллера. Писатель Михаил Веллер в разговоре с российскими пранкерами Владимиром Кузнецовым и Алексеем Столяровым (Вованом и Лексусом) признался, что выступает на стороне Киева и поддерживает удары по территории России.
«Я очень странный иноагент»: скандальный писатель Михаил Веллер прокомментировал включение в реестр
Михаил Веллер — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Михаил веллер сегодня. новости и видео» в Дзене: Михаил Веллер в беседе с пранкерами призвал «размонтировать на части» РФ Об этом писатель заявил в беседе с Вованом и Лексусом, которые. Интервью Михаила Веллера: последние новости. Михаил Веллер, известный российский писатель и публицист, недавно дал интервью на телевидении, в котором рассказал о своих последних достижениях и планах на будущее.
«Иноагент» — аналогия «врага народа». Веллер* высказался о попадании в реестр Минюста
Его стиль не понравился Сергею Довлатову. У нас тут прогремел некий М. Веллер из Таллина, бывший ленинградец. Я купил его книгу, начал читать и на первых трех страницах обнаружил: "Он пах духами" вместо "пахнул" , "продляет" вместо "продлевает" , "Трубка, коя в лавке стоит 30 рублей", и так далее вместо "коия", а еще лучше — "которая" , "снизошел со своего Олимпа" вместо "снизошел до". Что это значит? Куда ты смотришь? Веллер обиделся на эту критику настолько, что написал рассказ «Ножик Довлатова», где процитировал замечания эмигранта.
В центре сюжета ленты — трое членов экипажа советского бомбардировщика Ту-2, который был сбит над территорией, занятой немецкими войсками. Премьера фильма, главную роль в котором сыграл Никита Ефремов, состоялась 25 апреля 2011 года на Первом канале.
Мастер короткой прозы сделал ошибку Михаила Веллера признали иноагентом в России 5 апреля 2024, 23:18 210 Михаил Веллер Если вам знакомы такие названия как «Приключения майора Звягина», «Конь на один перегон», «Мое дело», то вы, вероятнее всего, знаете, помните и цените советского и российского писателя Михаила Веллера. А вот теперь слушайте: у дедушки российской короткой прозы напрочь снесло крышу и он попал в списки иностранных агентов. То ли было, то ли не было.
Теперь уже и не разобрать. Сын советского офицера еврея, кстати, а в советские времена это имело значение и один из родоначальников коммерческого чтива в Российской Федерации совершил каминг-аут. Не, не тот, что запрещено в России и очень даже рекомендуется в Европе а вот такой вот литературно-комический гражданский, в стиле «а вот вам фига из кармана и заодно неприличный жест с сексуальным подтекстом вдогонку»:и взял и нагадил всем и каждому. И ведь непонятно даже, собственно, зачем... Ну, ладно, поясним за текст.
Да обо всем. О жизни, о верности и о любви, о совести и о силе, о предательстве и о доблести. О вечных ценностях. Ни о чем больше. И эти вечные ценности должны подаваться в ясной и доступной форме.
Какие произведения обязательны к прочтению? Это книги для самых маленьких, где все шедевры давно известны. Это понятно. А вот с класса 4-го начинается чтение настоящих книг. И это сначала литература приключенческая и одновременно образовательная и воспитательная.
Это «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара. Это «Остров сокровищ» Стивенсона. А потом будет Дюма, без которого нельзя. Это, конечно, «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо». А потом будет Виктор Гюго, которого, став старше, они будут перечитывать.
Тот же «Собор Парижской богоматери». То есть это все классика. Это, разумеется, старая классика, такая как Майн Рид и Фенимор Купер, потом так писать уже не умели. Это чудесный Сабатини с «Одиссеей капитана Блада». Вот то, что расширяет кругозор, причем не только в пространстве, но и во времени, и в характерах.
А потом уже идут книги более серьезные, где на первое место надо поставить Джека Лондона. Человека, который учил оставаться достойным человеком и побеждать в любых обстоятельствах. Джек Лондон на самом деле был писатель мудрый, писатель великий. Этого, к сожалению, не понимала довольно глупая критика. Потом я бы рекомендовал обязательно читать рассказы Редьярда Киплинга.
Киплинг был писатель великий. Он такой же бард империализма, как я — проповедник китайских овощей и фруктов. Все это налипшие штампы. Нужна литература, которая делает человека человеком. Читать надо такие книги, как «Овод» Этель Лилиан Войнич.
Читать надо «Красное и черное» Стендаля. Эта книга учит любви. Читать надо «Кармен» Проспера Мериме. Читать надо Ремарка, потому что человек, прочитавший «На западном фронте без перемен» и «Три товарища» уже никогда не будет ненавидеть немцев.
Но, разумеется, все мои сомнения — полные глупости. Потому что сегодня «иноагент» — это аналогия когдатошнего статуса «враг народа», — отметил в беседе с порталом RTVI сам писатель. Впрочем, как говорят друзья литератора, за жизнь в Эстонии он, получающий деньги от издания своих книг от российского читателя, и стал иноагентом.
Писатель Веллер заявил, что соседям России будет спокойнее, если она "размонтируется на части"
Веллер жаждет переворота? | Писателя Михаила Веллера и основательницу кафе «АндерСон» Анастасию Татулову признали иноагентами. |
«Иноагент» — аналогия «врага народа». Веллер* высказался о попадании в реестр Минюста | В скором времени Михаил Веллер основал первый в Советском Союзе еврейский культурный журнал «Иерихон». |
«Жаль, что падалью оказался». Народ прокомментировал слова Веллера о России | последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Беларусь. |
Курсы валюты:
- Михаил Веллер: «Убивайте их всех – Господь на том свете отсортирует своих»
- Где живет сейчас и чем занимается Михаил Веллер, интересные факты
- Михаил Веллер: биография и личная жизнь, жена, карьера и успех, Фейсбук и фото
- МИР ПОРА ПЕРЕДЕЛАТЬ: ДЛЯ НАС ГОТОВЫ КАНДАЛЫ - Веллер 23 05 2023
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
- Предок писателя служил Фридриху Великому
- «Иноагент» — аналогия «врага народа». Веллер* высказался о попадании в реестр Минюста
- Произведения
- Михаил Веллер - последние новости -
Биография и личная жизнь Михаила Веллера, его жена, карьера и успех
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников Сейчас Михаил Веллер является знаменитым участником теледебатов. Минюст РФ объявил писателя Михаила Веллера* иноагентом и назвал причины. Российский писатель, публицист Михаил Иосифович Веллер родился 20 мая 1948 года в городе Каменец-Подольский Украинской ССР (ныне Украина) в семье офицера РИА Новости, 20.05.2018.
Стало известно, за что знаменитого российского писателя Михаила Веллера* признали иноагентом
RU - Минюст включил в реестр иностранных агентов писателя Михаила Веллера. В сообщении уточняется, что эти юридические лица были учреждены иностранными агентами — Р. Белым, В. Дымарским, Е. Малаховской, М.
Она называлась «Легенды Невского проспекта». Книга и поныне пользуется небывалым спросом. В середине 90-х появилось и новое произведение. Речь идет о романе «Самовар». Через пару лет писатель предпринял поездку по Соединенным Штатам.
А в 1998-м вышла большая работа «Все о жизни». Именно там Веллер рассуждал о своей теории «энергоэволюционизма». Философская теория Веллера По большому счету, философские взгляды писателя излагались в ряде его произведений. Но только со временем он смог обобщить свои постулаты в единую теорию, которую он назвал «энергоэволюционизмом». Он опирался на работы многих философов. Но в первую очередь на труды А. Шопенгауэра, Г. Спенсера, В. Оствальда и Л.
Далеко не все приняли этот поворот в творческой эволюции Веллера. Один из известных философов критиковал его за дилетантизм в области философии. Он характеризовал его теорию как «смесь банальностей». Другие полагали, что это произведение, по сути, является кладезем оригинальных мыслей и антологией житейской мудрости. Тем не менее, в разные годы Веллер с успехом читал лекции, излагая основы своего энергоэволюционизма. А в греческой столице он вообще выступил с соответствующим докладом. Это происходило на Международном философском форуме. Именно тогда его труд был награжден престижной медалью. Политик С 2011-го писатель Михаил Веллер, творчество которого полюбилось многим, серьезно начал интересоваться политикой.
Так, в свое время он призывал голосовать за Коммунистическую партию. Он был уверен, что КПРФ — единственное в стране объединение, которое независимо от олигархов. Заметим, неоднократно ему пришлось отстаивать свою точку зрения. Они принимал участие в ряде теледебатов и политических ток-шоу. Правда, порой из-за эмоциональности прозаика и философа эти съемки заканчивались скандалами. Так, в начале весны 2017-го в эфире канала ТВЦ он был возмущен обвинениями во лжи в его адрес. Тогда он запустил стаканом в ведущего. Подобный инцидент произошел через месяц. В этот день Веллер находился в радиостанции «Эхо Москвы».
Он объяснил свое поведение. По его словам, ведущая вела себя крайне непрофессионально и перебивала его постоянно. Эпоха нового тысячелетия В 2000-х Веллер расстался с Таллином и переехал в российскую столицу. В тот же период он опубликовал новое произведение - «Гонец из Пизы». Зимой 2008-го эстонские власти наградили его орденом Белой звезды. Немногим позднее на прилавках книжных магазинов появились новые книги. Это были «Легенды Арбата» и «Любовь и страсть». В целом, Веллер написал почти 50 литературных произведений. Часть из них были переведены на многие языки мира.
По словам автора, его основной заработок - литература. Его продолжают переиздавать, и на авторские отчисления он живет. Он считает, что совсем необязательно много писать.
Веллер выступал против спецоперации России на Украине и призывал к действиям, способным привести к нарушению территориальной целостности России. При этом писатель участвовал в различных площадках, которые предоставлялись иноагентами и иностранными СМИ. Веллер покинул территорию России еще в 2020 году. Татулова, в свою очередь, выступала против ввода российской армии на Украину и участвовала в распространении материалов иностранных агентов.
Более того, она распространяла недостоверные сведения в отношении России и ее Вооруженных сил, которые были направлены на формирование «негативного образа» страны.
Дальше идет жизнь человека, который сидит за столом, пишет и даже умудряется прожить на деньги от своих книжек. Фальстарт Скажи, пожалуйста, Михаил... А ты когда в советские времена все бросил и уехал из Питера в Таллин, ты тогда знал, что станешь автоматически гражданином Евросоюза? Это начало беседы?.. Когда я уезжал в 1979-м из Питера, я думал, что еду туда в наилучшем случае годика на два-три - издать книгу. В наихудшем случае, если застой будет усугубляться - чем в 1979-м и пахло, - я полагал, что в границах Советского Союза там будет прожить чуть-чуть свободней и чуть-чуть легче. Я терпеть не могу Бродского, сознаюсь честно... И строчки эти терпеть не могу.
Потому что в них нет, на мой взгляд, ничего умного. Да и сам Бродский никогда не был поэтом верхнего ряда. Это мое сугубо личное мнение... Значит, я полагал, что в крайнем случае можно будет прожить какими-то переводами с эстонского... Если ты будешь меня все время перебивать, то говорить мне будет трудно. Какого оживления-то? Понимаешь, если бы мы с тобой болтали о том о сем, то, разумеется, каждый мог бы, как ему больше нравится... А если ты включил диктофон, то своими замечаниями ты мне не даешь окончить ни одной мысли. Ты меня спросил, думал ли я, когда переехал...
Да ни фига не думал! Если ты не будешь давать мне ответить, то мы с тобой просто так попьем пива с винцом, и тогда нет смысла пытаться что-то сделать. Я же хотел как лучше. Советская Эстония в Евросоюзе Теперь спрашивай, - сказал Веллер, и время пошло. По новой. Так строго с меня давно не спрашивали. Я как на экзамене. Засекаем - и вперед! Значит, знал ли ты, что станешь гражданином Евросоюза?
Что будешь везде ездить без визы? При том что мы все тогда думали, что совок вечен, так и будем прозябать... И сегодня ты вон какой мудрый получаешься. Ты знаешь, со стороны, если кому-то везет, начинаешь узнавать новое о себе. Типа, ха-ха, какой я мудрый. Хотя я много раз в жизни убеждался, что политический пророк я плохой. Я вместе с большинством полагал, что Советский Союз вечен, что на мой век его хватит с избытком... И что жить мне в его границах. Потому что для меня не существовало варианта эмиграции по причине родителей, которые ехать не хотели никуда категорически.
И по такой причине: я не мог уехать раньше, чем выйдет первая книга. Потому что иначе это означало уехать побежденным, чего я не мог допустить никак. И переехал я в Таллин, когда убедился, что нигде больше рассказы мои публиковать не собираются. Даже если б я имел фамилию Романов и был племянником Григория Васильича, первого секретаря Ленинградского обкома. У меня был весь набор отрицательных анкетных данных. Беспартийный, разведен, безработный, национальность, модернизм в прозе. Куда ни плюнь - везде минус. Я полагал, что, если я получил положительный отзыв из Таллинского издательства и там может выйти книга - а че такого, меня в этом уверяли, - она должна выйти, а потом мы будем смотреть. Затем я думал, что либо свалю за границу любым способом - потому что в процессе издания книги меня уже все так достало, - либо начну сам себя переводить с русского на эстонский, создав такой поджанр в эстонской литературе.
Псевдоперевод, псевдоломаный язык, псевдонеправильный такой - вот как иностранец как будто с акцентом лупит какие-то рассказы - и найду свою нишу. Потому что, честно говоря, я был довольно низкого мнения об эстонской литературе. А что касается гражданства - это только в перестройку начало чем-то пахнуть! И не верил я, что Союз развалится до самого конца! А когда оно обернулось вот этой вот независимостью, то... Я долго колебался, я тянул аж до 1996 года. Потом уже надо было определяться - туда или сюда. Отвечаю абсолютно честно. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь...
Я никогда не хотел стать писателем. Я и сейчас, когда мне шестидесятый год, не ощущаю себя неким писателем. Для себя внутренне я всегда - с восемнадцати лет - формулировал задачу иначе: я хочу писать книги. Я хотел бы, если никак больше не получится, написать хотя бы одну книгу за всю жизнь, но - хорошую. При этом я - частное лицо. Такой же, как все остальные. Я так же живу, я так же работаю. У меня те же проблемы, у меня никаких льгот. Просто я хочу писать книги.
Если честно, к людям с писательским статусом я всегда относился с неким высокомерным презрением. Вместо того чтобы заниматься делом, они дуют в раскрашенный свисток. И когда я не хотел ехать, некоторые друзья, которые, естественно, уезжали - или в Штаты, или в Германию, или в Израиль, или выходили замуж в Италию, во Францию, - спрашивали, что я здесь делаю. Я отвечал: я хотел бы устроить дела так, чтобы у меня каждый год выходила книга. Может, даже и две. Это - моя форма существования, это для меня - главное. А за границей мы, в сущности, на хрен не нужны. Потому что во Франции надо быть французом, в Англии - англичанином, в России - русским. Ну кто такой русский писатель в Америке, да на фиг он кому нужен, кроме своего эмигрантского круга?
То есть мой подход был абсолютно простой. Мне представляется, что нормальный человек о себе такого говорить не может. Конкуренция в литературе Ну, писатели вообще такая тема тяжелая... Писатели и алкоголизм - еще хуже. Ну хорошо... Как говорил Луи Армстронг, "я по наивности раньше думал, что людям нужна музыка, а им нужно шоу, увы".
Правила комментирования
- Михаил Веллер - последние новости -
- Михаил Веллер: «В России не умеют писать о том, что делается сейчас. Такое у нас несчастье»
- Другие биографии
- Биография и личная жизнь Михаила Веллера, его жена, карьера и успех
Михаил Веллер признан иностранным агентом. Мастер короткой прозы сделал ошибку
Минюст признал писателя Михаила Веллера иностранным агентом — РТ на русском | Писатель Михаил Веллер внесен в реестр иноагентов. |
Михаил Веллер признан иностранным агентом. Мастер короткой прозы сделал ошибку - ГородЧе | Mikhail Iosifovich Veller (also sometimes Weller; Russian: Михаил Иосифович Веллер, Ukrainian: Михайло Йосипович Веллер) (born May 20, 1948) is a Russian writer of Ukrainian Jewish extraction. |
Минюст признал писателя Михаила Веллера иностранным агентом — РТ на русском | «Михаил Веллер в социальном плане своим талантливым творчеством постоянно пытается перевести читателей на истинно философский вектор движения научного знания, настаивая на искаженности реальной жизни человека. |
Михаил Веллер — местонахождение сегодня и последние новости
Известный автор телепередач на российском телевидении и писатель Михаил Веллер проживает не в Москве, а в Таллине. Михаил Веллер — все новости о персоне на сайте издания Михаил Веллер обругал матом ведущих латвийского канала. Стоит отметить, что в своих книгах Михаил Веллер, начиная с 1988 года, продвигал теорию энергоэволюционизма, смысл которой в том, что существование Вселенной рассматривается как эволюция первичной энергии Большого Взрыва. «Олма Медиа Групп» по материалам The Telegraph Новости 11 февраля 2021. Писатель и философ Михаил Веллер в интервью «ПД» – о роли литературы в жизни общества, о том, какие книги и в каком возрасте нужно читать, чтобы быть «умнее, тоньше и сильнее».
Биография и личная жизнь Михаила Веллера, его жена, карьера и успех
Окончив с отличием среднюю школу юноша поступил в Ленинградский университет на факультет филологии. Михаил Веллер в детстве В студенческие годы у Веллера проявились задатки лидера, вследствие чего он стал комсоргом курса, а также был принят в бюро комсомола на своем отделении. В середине 1969 г. Михаил заключил пари, согласно которому он обещал в течение одного месяца без денег добраться из Ленинграда до Камчатки. В результате, ему удалось выиграть спор. Более того, он смог обманом пробраться в «пограничную зону». В следующем году Веллер берет академический отпуск, после чего отправляется в Среднюю Азию. Там он несколько месяцев бродяжничает, а позже уезжает в Калининград. В этом городе он проходит курсы матроса, которые позволяют ему уйти рейс на рыболовецком траулере.
В 1971 г. Михаил Веллер восстанавливается в вузе. В тот период биографии он недолго трудился пионервожатым в школе. Кроме этого он написал свой первый рассказ, который был опубликован в студенческой стенгазете. Карьера и литература После выпуска из вуза Михаила призвали в армию. Его определили в артиллерийскую часть, где он прослужил около полугода в качестве офицера. После этого парня комиссовали. Вернувшись домой Веллер недолго работал учителем русского языка и литературы в сельской школе.
Затем он устроился работать бетонщиком в цех, в котором производили разборные конструкции ЖБК-4. Вскоре он освоил профессии вальщика леса и землекопа, трудясь на Кольском полуострове. В 1974 г.
Одержимость Михаила Иосифовича литературным делом вызывала у меня уважение и даже восхищение. Даже потом, когда популярного автора перекосило в сторону публицистики с философией вперемешку, относился к этому с пониманием — творческая личность имеет право на эксперименты.
С большим интересом стал смотреть его выступление в передаче украинского пропагандиста Гордона. Встреча лысого любителя пирамидок и вырывателя кадыков с тщедушным метателем чашек и микрофонов обещала быть насыщенной. К сожалению, обе интересные личности оказались не в одной студии, общение произошло онлайн. Но определённо удалось. Гордон сумел лишь несколько реплик вставить да задать пару-тройку глупых вопросов.
А вёл кавалера, вальсировал и исполнял цыганочку с выходом наш русский писатель. Веллер, перебивая сам себя, фонтанировал бранью в адрес российского президента и деловито рассуждал о его скорой смерти, желательно насильственной. Путин в глазах топового литератора «идиот... Исторические примеры приводил, смаковал их, возбуждённо вибрировал голосом. Выглядел он вполне ничего для своего возраста.
Понятно, что годы мало кого красят, но как-то уж слишком быстро писатель сумел превратиться в подобие сумасшедшего дедка-дачника, подсаживающегося к пассажирам электрички и учиняющего скандал на темы газетных передовиц.
Об этом сообщило Министерство юстиции России. Веллер выступал против специальной военной операции на Украине, призывал к действиям, результаты которых могут привести к нарушению территориальной целостности Российской Федерации", - говорится в публикации. Веллер, добавляет Минюст, проживает за пределами Российской Федерации.
На сайте ведомства отмечается, что писатель выступал против СВО, а также призывал к действиям, которые могут привести к нарушению территориальной целостности страны. Парламентарий отмечала, что ей непонятно мышление этих людей. Она вспоминала, что в разные времена у страны были предатели и враги и в этом смысле ситуация не новая.
Михаил Веллер: «Убивайте их всех – Господь на том свете отсортирует своих»
Он пожаловался, что этой помощи «категорически недостаточно». Ошибка в тексте?
Не все, так многие поймут это позднее. То есть я не называю никаких необыкновенных книг, никаких необыкновенных авторов.
Я называю книги, которые делают человека умнее, сильнее и тоньше. И читать которые интересно. Строго говоря, светская русская литература возникла после того, как Петр Первый прорубил окно в Европу. Гораздо позднее русская литература развивалась, заимствуя направления и жанры у европейской и отставая в развитии от европейской.
А затем на 70 лет Советский Союз был отключен от естественного развития литературы. И когда советская власть кончилась, оказалось, что в Европе господствует постмодернизм и деконструктивизм. Распад формы, распад морали — и искусство, которое изучает, на какие молекулы можно разобрать человека и какие пороки можно в нем найти. Это литература упадка цивилизации.
Литература схлопывания. Современная русская литература продолжает походить на литературу конца XIX века. Она в чем-то музейная. В чем-то архаичная.
В чем-то эпигонская по своей реалистической форме, но одновременно она все-таки несет нормальные человеческие ценности и нормальный человеческий взгляд на жизнь, что, безусловно, говорит в ее пользу. Есть ли что-то особенное в Петербурге? Здесь похоронены мои деды, прадеды, прапрадеды. Непрерывно я прожил в Ленинграде главные годы жизни.
С 18 до 31 года. Петербург — это не русский город, это европейский город, построенный, как всем известно, талантливыми итальянскими архитекторами, которые строили на ровном месте. И поэтому могли развернуться. Петербург — лучший город России, не похожий ни на один другой.
И вот этой своей классической красотой, пропитанной двумя веками имперской славы, Петербург, конечно, и хорош, и отличается от всех остальных. Изменилась она, скажем, за последние 100, 200 лет? Во-первых, это звание необыкновенно девальвировалось. В России писатель — это было нечто значительное.
А сегодня любой нувориш, любой бизнесмен, любой артист, любая модель, которая написала сама какую-то книжку или наняла журналиста, который написал за нее, любит называть себя писателем. Хотя они примерно такие же писатели, как я — прима-балерина королевского балета Камбоджи. Роль писателя в России была в XIX веке особенно велика. Поскольку политика была в имперской монархической самодержавной России запрещена, и политической жизни не было, и обсуждать ее было невозможно, то литература играла роль «паражизни», «параполитики», эрзаца общественного движения.
И интеллигенция с необыкновенной страстью обсуждала книги и литературные коллизии, как будто это и была сама жизнь. Да, писатель был законодатель, писатель был бог. Лев Толстой был наместник Всевышнего на земле. Когда сняли цензуру, убрали запреты и с русской литературы спали в 1991 году все дополнительные, не свойственные литературе функции — функция политики, журналистики, социологии, пропаганды и так далее, то она оказалась чистой литературой.
По новой. Так строго с меня давно не спрашивали. Я как на экзамене. Засекаем - и вперед! Значит, знал ли ты, что станешь гражданином Евросоюза? Что будешь везде ездить без визы? При том что мы все тогда думали, что совок вечен, так и будем прозябать... И сегодня ты вон какой мудрый получаешься. Ты знаешь, со стороны, если кому-то везет, начинаешь узнавать новое о себе. Типа, ха-ха, какой я мудрый.
Хотя я много раз в жизни убеждался, что политический пророк я плохой. Я вместе с большинством полагал, что Советский Союз вечен, что на мой век его хватит с избытком... И что жить мне в его границах. Потому что для меня не существовало варианта эмиграции по причине родителей, которые ехать не хотели никуда категорически. И по такой причине: я не мог уехать раньше, чем выйдет первая книга. Потому что иначе это означало уехать побежденным, чего я не мог допустить никак. И переехал я в Таллин, когда убедился, что нигде больше рассказы мои публиковать не собираются. Даже если б я имел фамилию Романов и был племянником Григория Васильича, первого секретаря Ленинградского обкома. У меня был весь набор отрицательных анкетных данных. Беспартийный, разведен, безработный, национальность, модернизм в прозе.
Куда ни плюнь - везде минус. Я полагал, что, если я получил положительный отзыв из Таллинского издательства и там может выйти книга - а че такого, меня в этом уверяли, - она должна выйти, а потом мы будем смотреть. Затем я думал, что либо свалю за границу любым способом - потому что в процессе издания книги меня уже все так достало, - либо начну сам себя переводить с русского на эстонский, создав такой поджанр в эстонской литературе. Псевдоперевод, псевдоломаный язык, псевдонеправильный такой - вот как иностранец как будто с акцентом лупит какие-то рассказы - и найду свою нишу. Потому что, честно говоря, я был довольно низкого мнения об эстонской литературе. А что касается гражданства - это только в перестройку начало чем-то пахнуть! И не верил я, что Союз развалится до самого конца! А когда оно обернулось вот этой вот независимостью, то... Я долго колебался, я тянул аж до 1996 года. Потом уже надо было определяться - туда или сюда.
Отвечаю абсолютно честно. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь... Я никогда не хотел стать писателем. Я и сейчас, когда мне шестидесятый год, не ощущаю себя неким писателем. Для себя внутренне я всегда - с восемнадцати лет - формулировал задачу иначе: я хочу писать книги. Я хотел бы, если никак больше не получится, написать хотя бы одну книгу за всю жизнь, но - хорошую. При этом я - частное лицо. Такой же, как все остальные. Я так же живу, я так же работаю. У меня те же проблемы, у меня никаких льгот.
Просто я хочу писать книги. Если честно, к людям с писательским статусом я всегда относился с неким высокомерным презрением. Вместо того чтобы заниматься делом, они дуют в раскрашенный свисток. И когда я не хотел ехать, некоторые друзья, которые, естественно, уезжали - или в Штаты, или в Германию, или в Израиль, или выходили замуж в Италию, во Францию, - спрашивали, что я здесь делаю. Я отвечал: я хотел бы устроить дела так, чтобы у меня каждый год выходила книга. Может, даже и две. Это - моя форма существования, это для меня - главное. А за границей мы, в сущности, на хрен не нужны. Потому что во Франции надо быть французом, в Англии - англичанином, в России - русским. Ну кто такой русский писатель в Америке, да на фиг он кому нужен, кроме своего эмигрантского круга?
То есть мой подход был абсолютно простой. Мне представляется, что нормальный человек о себе такого говорить не может. Конкуренция в литературе Ну, писатели вообще такая тема тяжелая... Писатели и алкоголизм - еще хуже. Ну хорошо... Как говорил Луи Армстронг, "я по наивности раньше думал, что людям нужна музыка, а им нужно шоу, увы". Людям не нужны просто тексты, которые поступают ниоткуда, из деревни, под псевдонимом, им нужен писатель в виде осязаемого персонажа, это же игра... Люди немножко хотят - возвращаю тебя к предыдущему вопросу, - чтоб у писателя была биография. Им, наверно, приятно, что Аркадий Гайдар командовал полком в четырнадцать лет и пачками расстреливал белых патриотов. Ну, полком все-таки в шестнадцать.
И Хемингуэй, которого ты не любишь... Почему это я его не люблю? Ты не можешь этого знать. Я к нему всегда относился очень хорошо. Я, кстати, помню, как в юности сам его дико любил, а потом как-то так... Так вот, в этом нет ничего плохого, как мне кажется, что люди видят не только тексты Хемингуэя, но и всю эту его пиаровскую линию. Тот же Зощенко: перед кем он мог распространяться насчет своего офицерского прошлого, перед комиссарами и чекистами? Которые его чудом сразу не расстреляли, но потом таки удавили. Очень хорошо, что ты сравнил Хема с Ремарком... Дай я вставлю два слова.
Зощенко по природе был человеком тихим, скромным. Героем он был на фронте. Когда того требовала обстановка. Подобно большинству героев, вне сферы действия это был не только обычный, но и тихий, скромный, вежливый человек. Я знаю сегодня настоящих суперменов, они прошли такие горячие точки планеты, что все эти Рэмбо надутые отдыхают. Но в быту - нормальные люди, которые не хвастаются не только потому, что они под подпиской, а потому что в их кругу, в их представлении это было бы жлобство. Только дешевые будут хвастать этим! А Зощенко был сильно недешевкой. Но одновременно он не был пиарщиком. Очень хорошо.
Это одна история, но ты, когда сказал, что в литературе не хватит всем места, - очень интересная мысль - этим еще раз обозначил, что надо сражаться за место в литературе! И читатель видит не только тексты под псевдонимом, вот, дескать, текст номер пятнадцать и семнадцать и пусть они десять лет пишут, а потом, когда выяснится, кто из них более великий, мы обнародуем фамилию. Это один подход - не самый, может быть, интересный. Куда интересней носиться с бородатым романтическим американским красавцем. Зощенко молчал, потому что победили красные, а не белые, и Ремарк молчал, потому что немцы проиграли. Ремарк был на побежденной стороне. Что его нехорошо характеризовало как героя - тяжело пиарить побежденного. Ну вот, допустим, Хем подвинул Ремарка... Интересно, кого же, по-твоему, подвинул Бродский? Кого - первого поэта - он скинул с пьедестала своим грамотным пиаром?
Мы не должны забывать, что при жизни Пушкин никогда не был номером первым, он был третьим. Первый был Крылов, второй - Жуковский, третий - Пушкин. Но места, они меняются... Что касается борьбы, достаточно посмотреть, как борются между собой актеры. Уж там-то, на сцене или перед телекамерой, точно места хватает только на одного! Боливар не влезает в экран на две камеры! Значит, и в российской, в советской еще литературе сложилась интересная ситуация. Один центр - это были соперничающие между собой за первое место Вознесенский и Евтушенко, самые крупные величины. Ну, часто говорили, что Евтушенко более понятный и традиционный, а Вознесенский более новатор, больше поэзии, а другие говорили, наоборот. Второй центр - это был Бродский, который являл собой поэзию абсолютно неподцензурную, внеофициозную, оппозиционную, никак не маневрирующую, чтобы договориться с властью, - совершенно свободную.
Это имело в советское время огромное моральное и психологическое значение. А был еще и третий центр, который обращался к народу напрямую, - Высоцкий. Книг у него не было при жизни ни одной. А с магнитофонов он звучал из каждого окна. И каждый из центров стремился отпихнуть других. Совершенно понятно, что Бродский ненавидел Евтушенко с Вознесенским; они, дико ревнуя друг друга, ненавидели Бродского, а что касается Высоцкого, они доставали его все: а ты, мальчик, со своей гитаркой отойди, куда ты суешься со своим свиным рылом в наш калашный ряд. Время, оно очень часто - да! Высоцкий у нас уже встал реально на первое место, потому что вот прошло уже двадцать восемь лет, как его нет, но до сих пор он остается живым и звучащим. Таких случаев в истории российской поэзии не было. Теперь даже до идиотов стало доходить, что это - поэзия.
Высоцкий вернул поэзию к ее истоку изначальному! Когда поэт сам пишет стихи и сам исполняет их своим голосом со своим выражением под свой собственный нехитрый аккомпанемент - это то, с чего поэзия началась! Но для наших ребят признать Высоцкого означало бы расписаться в том, что они на втором месте. Трудность в том, что литературные критики - это, как правило, лузеры, аутсайдеры с резко пониженным креативным началом. Что интересно, в наши времена в России уже типична история, когда критик начинает писать книгу, чаще всего роман. То есть представьте себе извращенную последовательность событий! Сначала он оценивает, поучает и критикует других, потом начинает что-то делать сам. А ты зайди-ка с другого конца! Ты сначала сделай сам что-то, что чего-то стоит, а уже после этого начинай критиковать. Политкорректность Да-а-а...
А вот такая тема: политкорректность.
Что с нашими издательствами, где их глаза? Нет, конечно, гений и злодейство совместимы, но где же тут гений? Одно сплошное злодейство. Потому что эту огромную территорию некем будет держать, некем контролировать, а самое главное — в ней исчезнет надобность. Уже сейчас огромная территория России ничего не дает. Природные богатства колоссальные разворовываются, интеллектуального потенциала не будет, а люди, которые стоят во главе региона, западная и центральная Сибирь... Нам бы хватило тех 10-15 млн человек... А когда что-то логично, это обязательно сбывается... Скажите, зачем Веллер таскается в страну, которая «ничего не дает», зачем пишет для «алкоголиков и вырожденцев»?
Интеллектуального потенциала ему у нас не хватает. Он, видать, считает таковым того самого Чичваркина, Березовского, которого он тоже помянул в речи, Ходорковского... Да уж, потенциал так потенциал. Врагу не пожелаешь. Алишер Усманов, которого лишили всего, так он развелся с женой, ну, естественно, чтобы переписать на нее все что можно, чтобы не отобрали у нее, но у нее ведь тоже отберут... Так что я подозреваю, что кроме того, что у Украины дело правое, сил тоже хватит... Потому что несчастная русская армия... С одной стороны убивают невинных людей, с другой это ж какие-то жертвы природы... Я думаю, что чуть раньше или чуть позже ему помогут преставиться, потому что он гораздо больше мешает... Все-таки ему помогут.
Чему быть, того не миновать». Я бы сказала, что президент выглядит куда моложе, свежее, крепче вот этого старичка-скрюченные ножки. А юридически уж не знаю, как трактовать его речи.