Как правило, диакон рано или поздно становится священником, мало кто до конца своей жизни несёт диаконское служение. Встречается также устаревший вариант склонения по схеме 1c①: мн. ч. дьякона, дьяконов и т. д. Его назначение – помогать при богослужении, совершать службу самостоятельно дьякон не может. Иеродиакон (или черный диакон)– это монах в чине диакона, который также помогает священнику (иеромонаху), но в монастыре. Кто и как может им стать, каковы требования к кандидату, с какими трудностями он может столкнуться, в чем заключаются его обязанности.
Диакониссы в Риме – начало христианства
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Марина Королева: Чем декан отличается от дьякона - Российская газета
- Обязанности
- Также рекомендуем
- Диакон - Deacon
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Дьякон - это ближайший помощник священника и архиерея
Подобно и диаконам иметь честь от иподиаконов и от всех причетников. Творящих же это возвращать к собственной их церкви, к которой начально рукоположены, и там только им служить. Если же кто от одной церкви в другую переведен, такой да не имеет никакого участия в принадлежащем прежней церкви, как то в зависящих от нее мученических храмах, или в богадельнях, или в странноприимных домах. А дерзающих после определения сего великого и Вселенского Собора делать что;либо ныне воспрещаемое святой Собор определил низлагать с их степени. IV Всел. Если же какой;нибудь епископ после этого определения примет клирика, принадлежащего другому епископу, то суждено нами быть вне общения церковного и принятому, и принявшему до тех пор, пока перешедший клирик не возвратится в свою Церковь.
Это развитие, очевидно, прошло несколько этапов. Некоторые исследователи Библии подчеркивают связь между hazzan иудейской синагоги и христианской должностью диакона. Hazzan открывали и закрывали двери синагоги, поддерживали в ней чистоту и раздавали книги для чтения. Вероятно, именно такому человеку Иисус вручил свиток Исаии, когда закончил его читать Лк 4:20.
Другие исследователи НЗ уделяют особое внимание эпизоду избрания семи Деян 6:1-6 ; они считают это действие первым историческим прецедентом, приведшим к возникновению развитой структуры Флп 1:1; 1Тим 3:8-13 — два конкретных упоминания «должности» диакона. Лука в Деяниях уделяет достаточно много внимания избранию нового ряда церковных руководителей. Это были семь человек с хорошей репутацией, исполненные Духа и мудрости Деян 6:3 , которые впоследствии стали играть важную роль в Иерусалимском собрании, занимаясь благотворительностью и заботясь о физических нуждах членов церкви. Некоторые утверждают, что должность диакона не обязательно связана только с благотворительностью, потому что греческое слово, используемое в Деян 6:2, однокоренное с тем, которое употреблено в связи со «служением слова» в Деян 6:4. Люди, избранные для удовлетворения физических потребностей церкви, были глубоко духовными. Стефан, например, «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» Деян 6:8. Филипп, один из семи избранных в Деян. Филипп также крестил Деян 8:38 и назван проповедником Деян 21:8. Диаконы в ранней церкви.
Те, кто считает Деян. Многие церкви, вероятно, восприняли избрание «Иерусалимской семерки» как пример для подражания, сохраняя даже число семь. Например, в письме папы римского III века Корнилия сказано, что в римской церкви по-прежнему было семь диаконов. К тому моменту, когда филиппийская церковь получала наставления от апостола Павла ок. В Флп 1:1 Павел сначала обращается ко всей церкви, а потом — к «епископам и диаконам». Некоторые толкователи считают, что здесь эти две группы явно выделяются из общего коллектива церкви, хоть и не описываются. Вероятно, диаконы в этих общинах несли ответственность за сбор и распределение пожертвований Флп 4:14-18. В 1Тим 3:8-13 говорится о том, каким должен быть диакон.
Некоторые утверждают, что должность диакона не обязательно связана только с благотворительностью, потому что греческое слово, используемое в Деян 6:2, однокоренное с тем, которое употреблено в связи со «служением слова» в Деян 6:4. Люди, избранные для удовлетворения физических потребностей церкви, были глубоко духовными. Стефан, например, «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» Деян 6:8. Филипп, один из семи избранных в Деян. Филипп также крестил Деян 8:38 и назван проповедником Деян 21:8. Диаконы в ранней церкви. Те, кто считает Деян. Многие церкви, вероятно, восприняли избрание «Иерусалимской семерки» как пример для подражания, сохраняя даже число семь. Например, в письме папы римского III века Корнилия сказано, что в римской церкви по-прежнему было семь диаконов. К тому моменту, когда филиппийская церковь получала наставления от апостола Павла ок. В Флп 1:1 Павел сначала обращается ко всей церкви, а потом — к «епископам и диаконам». Некоторые толкователи считают, что здесь эти две группы явно выделяются из общего коллектива церкви, хоть и не описываются. Вероятно, диаконы в этих общинах несли ответственность за сбор и распределение пожертвований Флп 4:14-18. В 1Тим 3:8-13 говорится о том, каким должен быть диакон. Хотя это самый подробный отрывок НЗ на данную тему, мы не получаем из него полного представления об этой должности. Большая часть характеристик, которые касаются личных качеств и поведения диакона, совпадают с аналогичным списком требований для епископа. Например, диакон должен быть правдив, он — муж одной жены, «не пристрастен к вину», хороший отец. В 1Тим 3:11, где говорится, что «жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем», речь может идти не о женах диаконов, а о диаконисах, как указывается в некоторых переводах NIV; NEB. В любом случае, нам известно, что диаконскую должность занимали и женщины. В отличие от епископов 1Тим 3:2 , от диаконов не требуется быть гостеприимными и хорошими учителями. Фактически, не говорится ничего такого, что могло бы пролить свет на функции диаконов в ранней церкви.
Тураев, но Собор отложил решение этого вопроса на будущее. Православное каноническое право о Д. Иринеем Лионским: Iren. Рукополагаемый во Д. Как и др. Минимальный возраст кандидата в Д. III 29. Если на Востоке Д. VI 17. I 11; Sozom. XI 23 , то на Западе с IV в. Эльвирского Собора; ср. Подчиненное положение Д. За серьезные нравственные и канонические проступки Д. В западной традиции литургические функции Д. Севильский: Д. III 17. Помимо альбы, амикта и манипула обычными облачениями Д. IV Толедского Собора; применительно к орарю термин «стола» стал в лат. В 16-м прав. Арелатского Собора 314 упоминается «совершение приношения» возможно, Евхаристии нек-рыми Д. N 241. С течением времени литургическое служение Д. Церкви претерпело серьезные изменения. Хотя еще согласно Декрету Грациана XI в. Исидор Севильский Decret. III 67. II 12. Основным делом Д. II 25.
Церковная иерархия
О диаконах и их служении рассказывает протодиакон Андрей Килин.01:22. степени священства03:04 обязанности диакона05:53 обязанности диакона в настоящее время0. Мы рассмотрим четыре слова, которые употребляются в Новом Завете для описания служителей Божьих: епископ, пресвитер, дьякон и пастырь. КТО ТАКОЙ ДИАКОН часть 1. Диаконы – стоят на низшей ступени священнослужения, однако участвуют при самом совершении евхаристии.
Происхождение и развитие
- Форма обратной связи
- Диаконы - Православная Богословская Энциклопедия
- ДИАКОН • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Природа диаконства
- Зачем церкви дьякон? - Союз ЕХБ
- Что такое дьякон?
Ликбез: священник, диакон, чтец, алтарник — в чём разница?
Диаконами называют тех, кто подает еду (Ин 2:5,9), прислуживает царю (Мф 22:13), служит сатане (2Кор 11:15), служит Богу (2Кор 6:4), служит Христу (2Кор 11:23), служит в церкви (Кол 1:24-25), а также начальников, правителей и государственных деятелей, как служителей у Бога. Прочитав статью диакона Павла Сержантова " Мирянин в священном сане ", могу сказать, что на 90% получил ответ. Диа́кон (через церк.-слав. диꙗконъ, от м. р. и ж. р. др.-греч. διάκονος — «слуга»), также разг. дьяк, дья́кон, уменьш.-ласк. дьячо́к (через диꙗкъ, от διάκος, διάκων, укр. дя́кон) — лицо.
О служащих в храме
Диаконы – стоят на низшей ступени священнослужения, однако участвуют при самом совершении евхаристии. Кто может стать дьяконом? Кроме того, кто несет ответственность за утверждение и назначение дьякона в церкви?
Диакон - Deacon
А кого еще из диаконов, как говорится, «со стажем» Вы знали и знаете? Однако в 1992 году он был рукоположен во священники, стал первым настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», которая тогда открылась после долгих лет советского запустения. Помню диаконов, с которым встречался еще в 1980-е годы в Волгоградской епархии — почти все были людьми пожилыми. Помню одного глубокого старца в Урюпинске.
Ему было далеко за 90, он еле ходил. В алтаре облачали к выходу архиерея, а рядом с ним — этого диакона, потому что сам не мог ни поручи завязать, ни стихарь как следует надеть. Он выходил мелкими старческими шажками на амвон и начинал произносить ектению… чистым, звонким молодым голосом!
Ясным, красивым… Однажды наблюдал, как он зашел в алтарь, услышал песнопение «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» и начал плакать: «Господи, помилуй меня, грешного…» Помню диакона Александра из Троицкого собора в Саратове — тоже старичка, из числа прихожан. Он рукоположился в 80 с лишним лет! И долгое время еще служил, не уступая молодым, хоть и годы были не те.
У него был хороший бас. Когда старость совсем взяла свое, отец Александр был рукоположен в священники. Помнится, он даже не совершил ни одной Литургии самостоятельно — настолько был ветхий, служил Богу только соборным служением.
Через некоторое время скончался. И архиепископу Пимену Хмелевскому , который тогда был на Саратовской кафедре, многие настоятели писали, жаловались: мол, трудно служить, нет диакона — пришлите!
Самая первая, низшая степень — диаконы. Они помогают в совершении Таинств священникам и архиереям, но не могут совершать их самостоятельно. На вспомогательную и, казалось бы, несамостоятельную роль диаконов указывает и этимология этого слова. Во время богослужения диакон совершает каждение обходит весь храм с кадилом, которое разжигается при помощи раскаленного угля.
На уголь который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам , дает определённые указания молящимся, читает вслух Евангелие. Возможна служба и без диакона, когда все эти действия совершает сам священник, но все же Церковь стремится к тому, чтобы диаконы принимали участие в богослужениях. Это стремление объясняется тем, что диаконат на самом деле не является лишь промежуточной ступенью, которую нужно как можно быстрее пройти, чтобы достичь чина священства. То есть, в церковной иерархии диаконская роль помощников и служителей имеет самостоятельное значение.
Священнослужители — это все, кто в алтаре во время службы?
Не совсем. Во время службы в алтаре находятся священники, диаконы, чтецы и алтарники. Все они облачаются в особые богослужебные одежды. Из них священнослужители — это священники и диаконы, которые поставляются на это служение через таинство Рукоположения. А чтецы и алтарники называются церковнослужителями. В современной практике для того, чтобы стать церковнослужителем, необходимо благословение настоятеля храма.
Кто из них обычно совершает богослужение? На практике храмовое богослужение чаще всего совершает священник. Теоретически он может служить и в одиночку, однако это довольно затруднительно. Такой ситуации стараются избегать и привлекают помощников. Что значит «чаще всего»?
Без особого разрешения диаконом нельзя стать прежде достижения 23-летнего возраста, и обычно в этом сане находятся в продолжении одного года. В Англии архидиаконы являются административными чиновниками, которые осуществляют общий надзор за клиром с особыми полномочиями, касающимися церковной собственности их архидиаконства. Эту должность может занять клирик, имеющий стаж священника не менее 6 лет. Лютеранские пасторы, хотя и обладающие высшим церковным саном, именуются диаконами, когда они занимают подчиненную должность второго или третьего проповедника или пастора. Кальвин различал два класса диаконов: тех, кто собирает пожертвования, и тех, кто заботится о бедных и больных. Это различение сохраняется и в пресвитерианских церквах.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Зачем церкви дьякон? - Союз ЕХБ
- Итак, кто служит в храме?
- Дьякон в церкви: его роль и обязанности
- Марина Королева: Чем декан отличается от дьякона
- Зачем церкви дьякон? - Союз ЕХБ
Кто такой диакон в православии?
По сих бывает избранному объявление тако: Честный отец архимандрит [или: иеромонах], имярек, Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод Русской Православной Церкви благословляют твою святыню быть епископом богоспасаемого -ых града -ов , имярек. Избранный же на сие отвещает: Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви быть мне епископом богоспасаемого -ых града -ов , имярек, со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю. Новопоставленному архиерею «со увещательным поучением» вручается посох. После наречения совершается краткий молебен, за которым поются тропарь и кондак Пятидесятницы. По отпусте молебна архиереи рассаживаются и слушают речь, которую произносит ставленник. Речь эту так и называют: ставленническое слово или слово при наречении. Речь носит программный характер. Кроме программы высказываются благодарения людям, сыгравщим в духовной жизни ставленника особую роль, повлиявшим на его духовное возрастание. В качестве примера приведём слово при наречении святителя Иоанна Максимовича : «Грядите по Мне и сотворю вы ловца человеком» Мф 4. Не думал я в раннем детстве, что и ко мне будет обращен тот же призыв, хотя с первых дней, что начал сознавать себя, желал служить правде и истине.
Родители мои возгревали во мне стремление непоколебимо стоять за истину, и душа моя пленялась примерами тех, кто отдавал за нее свою жизнь, борясь против царей, когда они были гонителями спасительной веры, и за царей, когда они являлись носителями и защитниками благочестия. Плохо я представлял себе в начале путь, которым нужно идти. Подрастая, думал себя посвятить военной или гражданской службе Отечеству, являвшемуся тогда оплотом и хранителем истинного благочестия. Я поступил в учебное заведение, посвященное одной из славных страниц истории России Петровский Полтавский Кадетский корпус , но в нем я почувствовал, что мне нужно избрать другой путь. Особенно тому способствовало общение с нашим законоучителем протоиереем Сергием Четвериковым и с ректором семинарии ныне архиепископом Варлаамом. День окончания мною среднего учебного заведения совпал со днем вступления на кафедру города, где предстояло проходить высшее образование, нового иерарха ныне митрополит Киевский Антоний, тогда архиепископ Харьковский , который сделался навсегда руководителем моей духовной жизни. Изучая светские науки, я все больше углублялся в изучение науки наук, в изучение духовной жизни. Монастырь, где жил архипастырь, и церковь привлекали меня больше, чем место где я учился высшим светским наукам. Совершившееся крушение государственной мощи нашего Отечества убедило меня окончательно в непрочности всего земного и слабости человеческих сил и способностей, и я решил отречься от сует земного мира, посвятив себя едино служению Богу.
Но служение Богу, властно призывая мою душу, «отречься себя, взять крест свой и идти за Христом» Мф 16. Еще прежде, чем окончательно порвалась моя внешняя связь с светским миром, жажда к богословским знаниям привлекла меня в училище, имеющее своим покровителем великого святителя Савву, а потом и на путь, им показанный. Ныне устами Архипастырей Церкви призываюсь я восприять архипастырское служение. Не смею помыслить себя достойным сего сана, сознавая греховность свою, но боюсь и отрекаться от него, слыша слова Господни, обращенные к согрешившему, но кающемуся Петру: «Аще любиши Мене,.... Святой Иоанн Златоуст , объясняя настоящее место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви Господь потребовал не иного подвига, а именно подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому, что пастыри, по выражению апостола Павла, суть «Богу... Христос пришел на землю восстановить осквернившийся образ Божий в человеке, призвать людей, соединить их во единого человека, едиными усты и единым сердцем прославляющего своего Творца. Задача каждого пастыря привлекать людей к тому единству, перерождать и освящать их.
Что может быть более великим, чем воссоздать создание Божие! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовив его к вечной жизни! Нелегко выполнение сей задачи — приходится бороться с испорченной грехом природой человека. Часто встречается непонимание, а иногда сознательное сопротивление, ненависть со стороны тех, кого любишь и о ком заботишься. Велико должно быть самопожертвование пастыря и велика любовь к своему стаду. Все готов должен быть перенести он ради его пользы, и каждая овца должна найти место в его сердце, к каждой должен он применить соответствующее врачевание, сообразуясь с особенностями характера и обстоятельствами каждого. Если же столь трудны и сложны обязанности обычного пастыря и велика его ответственность за спасение им пасомых, что можно сказать об архипастыре? Поистине к нему обращены речи Господни, сказанные некогда пророку Иезекиилю: «Сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву» Иез 3. Архипастырь ответствен не только за всех агнцев, Богом врученных ему, но и за пастырей.
Взыщется с него за каждого грешника, которого во время не образумил, за каждого, кто шел путем правды, но совратился с него. Долг его болеть болезнями своих овец и тем исцелять их, подобно Пастыреначальнику Христу, «раною Которого мы исцелехом» Ис 53. Нет у него личной жизни, весь должен он отдаться делу спасения душ человеческих и водительству их в Царство Небесное. Он должен быть готов перенести все озлобления, гонения и самую смерть ради истины, пить чашу Христову и креститься Его крещением Мф 20. Он должен заботиться не только о приходящих к нему, но и сам искать и возвращать стаду заблудших овец, нося их на раменах своих. Долг его возвещать Христово учение его незнающим, памятуя заповедь Господню: «шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари» Мк 16. Будучи проникнут сознанием вселенскости Церкви, он не должен ограничиться заботой только о тех, кто непосредственно поручен ему, но должен духовным оком озирать всю вселенную Церковь Христову, желать просвещения всех народов и преуспеяния их в вере истинной, ибо в Церкви «несть еллин, ни иудей,... Заботясь о спасении людей, должно применяться к их понятиям; дабы привлечь всякого, подражая в том апостолу Павлу, и подобно ему нужно быть способным сказать: «Быть Иудеем яко иудей, да иудеи приобрящу,... Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу» 1 Кор 9.
Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедывать Евангелие, не проявляя любовь в делах. Но при том нужно опасаться, чтобы заботы о телесных потребностях ближних не поглотили все внимание пастыря и не шли бы в ущерб попечению о духовных нуждах, помня слова апостолов: «не угодно есть нам оставльшим слово Божие служити трапезам» Деян 6. Все должно быть направлено к снисканию Царства Божия и исполнению Христова Евангелия. Истинное христианство не состоит в умоотвлеченных рассуждениях и учениях, а воплощается в жизни. Христос сходил на землю не для того, чтобы преподать людям новые знания, а чтобы призвать к новой жизни. К вечной жизни мы приуготовляемся в жизни земной.
При этом, после принятия сана дьякон уже не имеет права на повторный брак, или первый брачный союз, если человек до этого принял монашество. Дьякона могут делиться на старших и младших. Так, протодьякон является старшим дьяконом. Обычно эти люди служат вместе с парвящим архиереем, но протодьяконство может быть и наградой за выслугу лет. Существует также архидьякон.
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы трикирий, рипиды. Церковные саны православной церкви Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди , которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего. Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается. Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15—20 лет. Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях. Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями: совершать богослужения и другие таинства; нести учение людям; проводить причащение. Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой. Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев. Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью. Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет. Черное духовенство К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской. Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон". Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства , которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию наделение человека правом совершать таинства. Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Задача диакона — произносить определенные тексты во время богослужения. Он, с одной стороны, призывает народ к молитве — его устами озвучиваются ектинии. Именно диакон произносит всем нам знакомые слова: «Господу помолимся», «У Господа просим», «И весь живот наш Христу Богу предадим» и т.? С другой стороны, он является еще и благовестником, благовестителем — с амвона благовествует Священное Писание: апостольские чтения и, прежде всего, конечно, Евангелие. Традиционно, помимо богослужебной нагрузки, диакон несет и дополнительные послушания на приходе, является помощником настоятеля в устроении церковной жизни. До революции, к примеру, в обязанности диаконов входило преподавание в воскресной школе — это было четко прописано. Помимо этого, диакон может помогать священнику в социальном служении, в деле миссионерства, просвещения, катехизаторства. Поэтому наличие его в храме, на приходе очень желательно. Ну, и от его взаимоотношений со священником. Встречались Вам воспитанники, которые хотели бы стать после окончания именно диаконами? Отсюда следует, что он должен обладать хорошим голосом, музыкальным слухом. Если все это присутствует, то диакон действительно является украшением службы, добавляет ей благолепия. И иногда те диакона, которые обладают подходящими вокальными данными, не думают о перспективе священства. Наличие голоса и слуха не является препятствием для священнической хиротонии, впрочем, так же, как и отсутствие выдающихся вокальных данных не может мешать нести диаконское служение. Вообще, все служащие в храме — и священники, и диакона — должны хотя бы по минимуму разбираться и в церковной, и в классической музыке.
Дьякон - это ближайший помощник священника и архиерея
Наш Небесный Отец открыл ему и другим апостолам, что Иисус был обещанным Царём, который спасёт Свой народ от их грехов ст. На основании исповедовавшего Евангелие Петра, исповедующего евангельское послание, Иисус и строит Свою Церковь ст. Великое Поручение ясно указывает на это: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Все, кто раскается и поверит в Благую весть об Иисусе, должны быть крещены и собраны в поместные церкви. В этих церквях христиане учат друг друга, как следовать за Иисусом и повиноваться всему, что Он заповедал. Иисус устроил Свою церковь так, чтобы она оставалась верной этой миссии. Согласно Посланию к Ефесянам 4:11, вознесённый Христос определил для церкви «апостолов и пророков» основание церкви , «евангелистов» тех, кто проповедует Евангелие там, где не знают о Христе и «пастырей и учителей» тех, кто отвечает за преподавание Евангелия в церкви. Цель пастырей и учителей — «приготовить святых на дело служения [диаконии], для созидания тела Христова» Ефесянам 4:12. Другими словами, пасторы учат членов церкви, как быть верными христианами, а те, в свою очередь, ободряют друг друга и делятся Евангелием с погибающими. Таким образом, пасторы живут так, как повелел Иисус, и учат всему, что заповедал Иисус, а члены церкви повинуются всему, что заповедал Иисус, и благодаря этому неверующие становятся верующими, и церковь созидается так, чтобы всё больше походить на Иисуса. Структура церкви поддерживает миссию церкви.
Теперь перейдём к вопросу: как диаконы вписываются в эту картину? Дело в том, что, оказывается, поддерживать приоритетность проповеди Евангелия непросто. Пасторов часто засыпают проблемами, которые могут отнимать у них время и отвлекать внимание от проповеди Евангелия. Вот тут-то и появляются диаконы. Им отведена ключевая роль в том, чтобы предоставить поместной церкви возможность осуществлять свою центральную миссию — проповедь Евангелия. Мы ясно видим это в 6-й главе книги Деяний. Давайте рассмотрим контекст.
На том приходе, где я служу последние десять лет, сменилось семь диаконов.
И трое из них ушли по причине развода со своими матушками, которые эти матушки от них потребовали. И насколько я могу судить, потребовали по вышеперечисленным причинам материального и сексуального плана. Поэтому и выходит та нынешняя статистика, утверждающая, что двадцать процентов браков священнослужителей оканчиваются разводами. Понятно, что подавляющая часть этих 20 процентов падает именно на диаконские семьи. Так что, хотя их по-церковному глав сих семей именуют «отец диакон», но эти отцы в Церкви достаточно сильно умалены. И это очень серьезная проблема РПЦ! Особенно учитывая, что требования к сей низшей степени священства предъявляются достаточно высокие. Кто может им стать Как пишет апостол Павел: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести.
И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» 1 Тим. Отсюда вполне ясно видно: требования, предъявляемые как к диакону, так и к его супруге-матушке, — достаточно высокие. Что явно диссонирует с довольно униженным положением их в РПЦ. Особенно тяжелым в силу вышесказанного является требование быть мужем одной жены. Согласно которому, диакон может вступить в брак до своей хиротонии лишь один раз.
Но если по вышеприведенным материальным и сексуальным причинам жена оставляет его, несмотря на категорическое нежелание мужа давать развод, то бедный отец диакон становится без вины виноватым. Вступить второй раз в брак ему нельзя, а жить без женщины-супруги он не может. Что же ему остается?! Если честно, то либо снять с себя сан и жениться. Либо принять монашество и стать иеродиаконом. Кстати говоря, я не один раз беседовал с такими брошенными их женами диаконами, предлагая им вариант монашества. Но ответ был один: нет, не могу! Что, собственно, и логично.
Ведь христианский брак в наше время — это самое сильное и, зачастую, для очень многих единственное средство избежать блуда. И если этот брак по вине супруги разрушен, то бедный диакон будет непрерывно подвергаться усиленным ударам демона блуда, тем или иным образом периодически впадая в этот грех. Что для него, как для служителя при Таинствах, особенно, Евхаристии, постоянно причащающегося и потребляющего св. Дары, — духовно крайне тяжко, а иногда попросту невыносимо! Какой же выход? Думаю, он в вовлечении Церкви в общественное и социальное служение, в котором как раз и могут сыграть очень большую роль диакона. Ведь они, как уже было сказано выше, не могут самостоятельно совершать требы которыми, как правило, в свободное от службы время заняты священники — поэтому потенциально имеют достаточно времени и сил, как более молодые, для прохождения вышеуказанного служения. Кое должно быть хорошо оплачиваемо.
Этим достигается сразу несколько целей. Во-первых, диакон будет получать дополнительный и, желательно, достаточный доход от Церкви, а не от мирских трудов; во-вторых, возрастет его общественное значение, что в целом благоприятно скажется на его семейной жизни. Наконец, в-третьих, если все же жена оставит такого диакона, то церковная жизнь для него не будет закончена. Он может снова вступить в брак, и, хотя по строгим канонам будет запрещен в диаконском служении, но зато может продолжать заниматься вышеуказанной общественно-социальной деятельностью. Как правильно обратиться К диакону принято обращаться «отец имя », или «отец диакон». Легко понять, что это достаточно большая сила для вышеозначенной благотворной деятельности.
Черных, в русском языке слово декан в современном значении известно с начала ХIХ века. Но знали его намного раньше, уже в Петровскую эпоху, только значило оно другое. Деканом тогда называли - внимание! Немецкое Dekan, итальянское и испанское decano, французское doyen, английское dean произошли от латинского decanus - десятник от decem - десять : "десятый, старший начальствующий монах в монастыре, десятник". Что касается дьяка и дьякона, у них источник другой - греческий язык. Греческое diakonos - "слуга, рассыльный", а позже, в эпоху христианизации, "дьякон, причетник". Надо сказать, что слово дьяк, в отличие от декана, знакомо рус скому языку аж с XI века, оно такое старое, что его и заимствованием-то назвать неудобно. Тем не менее это заимствованное слово! Выводы делайте сами.
И вот очередной такой вопрос: как связаны слова декан и дьякон? Да-да, не удивляйтесь, именно так и спрашивали: декан и дьякон - родственные слова или нет? Не исключено, что вопрос этот возник у кого-то из нынешних или бывших студентов. Впрочем, не будем гадать, кто и почему задается подобными вопросами, а попробуем-ка ответить. Если хотите, чтобы ответ был кратким, он таков: декан и дьякон - разные слова, совсем разные. Мы с вами и без того это знаем. Декан - это руководитель факультета в высшем учебном заведении. Дьякон - низший духовный сан в православной церкви, помощник священника при совершении церковной службы. С другой стороны, я понимаю, о чем меня хотели спросить: не происходят ли слова декан и дьякон от одного корня?
Дьякон — это ближайший помощник священника и архиерея
Его назначение – помогать при богослужении, совершать службу самостоятельно дьякон не может. То есть диакон приходил на дом к болящим мужчинам, а к женщинам шла непременно диаконисса. низший духовный сан в православной церкви, помощник священника при совершении церковной службы. В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. ДИАКОН, дьякон (греч. διάϰονος – служитель), нижняя из трёх степеней священства в христианской Церкви.