Константинопольский патриархат восстановил в сане московского священника Иоанна Коваля, приняв его в свою юрисдикцию. Создание нового экзархата Константинопольского патриархата в Литве — это задел на перспективу, заявил замглавы Всемирного русского народного собора (ВРНС) и ректор Российского православного университета Александр Щипков. Бывший протодиакон Русской православной церкви (РПЦ), а ныне иностранный агент Андрей Кураев заявил, что патриарх Константинопольский Варфоломей восстановил его в сане и включил в число клириков. Месяц назад, 14 сентября Русская православная церковь провела внеочередное заседание синода, на котором было решено прекратить участие РПЦ во всех мероприятиях под председательством или сопредседательством Константинопольского патриархата. Священный синод Константинопольской православной церкви восстановил протоиерея Алексия Уминского в сане, которого он был лишен по решению церковного суда Московской епархии.
Просто Новости
- РПЦ: Киев обсуждает передачу Киево-Печерской лавры Константинопольскому патриархату - Ведомости
- Константинопольский патриархат «выдавливают» с Ближнего Востока
- Притязания Константинополя возрастают
- Материалы рубрики
- РПЦ разрывает общение с Константинопольским патриархатом
- Современное положение
РПЦ уличила Константинопольский патриархат в попытке расколоть православный мир
И поэтому текст должен быть еще одобрен Священным Синодом, а затем, как и все деяния Синода, Архиерейским Собором. Но это уже официальный текст, он уже опубликован на сайте Московской Патриархии. И, насколько я знаю, есть план официально разослать его в Поместные Православные Церкви мира. В документе говорится, что мы сознаем важность того, чтобы наша позиция была известна в Поместных Православных Церквах. Потому что не все и не всегда знают, почему мы не соглашаемся с Константинополем по тем или иным вопросам.
Например, когда константинопольские богословы представляют Патриарха Константинопольского Вселенского — как главу Вселенской Церкви. Один богослов, который цитируется в нашем документе, прямо говорит, что главной проблемой Православной Церкви сегодня является феномен «антипапизма». Что отсутствие у нас первоиерарха, подобного папе в Римской Церкви, — это серьезная проблема, в частности, в диалоге с Римско-Католической Церковью. Мы цитируем это и другие высказывания — и показываем, что в Православной Церкви никогда не было такого единого главы.
Причем мы цитируем высказывания самих Константинопольских Патриархов в период с конца XII по конец XIX века, где они в полемике с Римским папой доказывают, что все православные Патриархи равны, что не может быть один Патриарх над другим. Сейчас риторика Константинопольского Патриархата совершенно изменилась, как и само понимание структуры церковного управления. Этому посвящен основной раздел нашего документа. Что они являются высшей апелляционной инстанцией.
Какой-нибудь клирик согрешил, нарушил каноны, его запретили в служении или лишили сана, а он едет в Константинополь — и там его «восстанавливают», дают ему право совершать богослужения. Это, с нашей точки зрения, полный канонический беспредел. Мы подробно рассматриваем так называемое восстановление в сане Константинопольским Патриархом тех украинских раскольников, которые никогда не имели канонического рукоположения. Мы показываем, что это вызвало очень широкий негативный резонанс в православном мире.
Те нарушения, о которых говорится в документе, касаются канонического порядка, и они привели к расколу мирового Православия. Раскол и ересь — это два разных понятия. Я не хотел бы здесь их смешивать и оперировать какими-то понятиями, которые не фигурируют в нашем документе. Но, как говорит апостол Павел, «вы должны быть готовы всякому вопрошающему дать ответ о вашем уповании», то есть, о вашей вере и убеждениях.
И в данном случае мы дали именно такой развернутый и аргументированный богословский ответ. И почему она неверна? Мы никогда не оспаривали первенство чести Константинопольского Патриарха. Это первенство чести принадлежит Константинопольскому Патриарху с 1054 года, когда было разорвано общение с Римом, а до того первенство чести принадлежало Римскому престолу.
Но одно дело — первенство чести, а другое дело — властные полномочия. И мы доказываем в нашем тексте, что это почетное первенство чести не дает Константинопольскому Патриарху каких-либо властных полномочий вне пределов его собственной Поместной Церкви.
То есть прибегает именно к тем патетическим приемам, в которых сам неоднократно уличал патриарха Кирилла, когда глава РПЦ называл противостояние Запада и России метафической борьбой. Россия становится островом свободы. Свободы от всей этой бесовщины, которая возводится в ранг нормы человеческих отношений», — говорил в минувшем июле патриарх Кирилл. Он утверждал, что Россия удерживает мир от «господства диавола». Трудно не увидеть в этом заочном обмене упреками бросающееся в глаза сходство претензий на эксклюзивный политический экзорцизм со стороны обоих патриархов. В чем расходятся главы конкурирующих церквей, так это в толковании «дьявольской» сути действий своих оппонентов. Если для патриарха Кирилла это новая этика человеческих отношений, сексуальные меньшинства и всяческая толерантность, то для патриарха Варфоломея самым большим кошмаром видится экологическая катастрофа.
В его речи появились и «выбросы опасной радиации от атомных электростанций», и «канцерогенная пыль от разбомбленных зданий». При этом глава Константинопольской церкви явно сгущает краски, описывая последствия для окружающей среды военных действий. В его воображении уже свершилось радиоактивное загрязнение. Конечно, многие в мире предупреждают о подобных опасностях, но никто еще не использовал эти аргументы столь произвольно, выдавая гипотетические угрозы за уже сбывшуюся катастрофу. Обращает на себя внимание конъюнктурность, присущая проповедям обоих оппонентов. Экологические проблемы — «конек» Вселенского патриархата, маркер европейской повестки в его деятельности.
Константинопольский патриархат принял лишенного сана клирика РПЦ 29. Об этом сообщает РИА Новости. Коваля лишили сана за самовольное изменение текста молитвы, однако Синод Константинопольского патриархата постановил, что решение РПЦ было вызвано не церковными причинами. Лишенного сана священника приняли под омофор, чтобы в будущем он мог служить во Вселенском патриархате.
В документе также указывается, что «отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах».
Материалы рубрики
- Предоставление автокефалии
- Константинопольский патриархат «выдавливают» с Ближнего Востока
- Газета «Суть времени»
- Обсуждение (4)
Константинопольский патриархат «выдавливают» с Ближнего Востока
На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви одобрен насчитывающий почти 40 страниц документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей». Константинопольский патриархат считается старшим по отношению к Московскому. При этом Кирилл заявил о его впадении в ересь из выдачи томоса (дарования независимости от РПЦ) Православной церкви Украины. Месяц назад, 14 сентября Русская православная церковь провела внеочередное заседание синода, на котором было решено прекратить участие РПЦ во всех мероприятиях под председательством или сопредседательством Константинопольского патриархата. Поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви в Минске объявил о разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, назвав его действий на Украине беззаконным и канонически ничтожным. «Таким образом и Константинопольский патриархат, и Александрийский патриархат оказываются сами в ситуации неканонической. Они нарушили экклезиологическое учение о церкви, они нарушили канонический строй церкви, они нарушили в этом смысле саму. Месяц назад, 14 сентября Русская православная церковь провела внеочередное заседание синода, на котором было решено прекратить участие РПЦ во всех мероприятиях под председательством или сопредседательством Константинопольского патриархата.
5 комментариев
- РПЦ объяснила разрыв отношений с Константинопольским патриархатом
- Газета «Суть времени»
- Что станет с русским монастырем на Афоне, после разрыва РПЦ с Константинополем - Русская семерка
- Священник РПЦ: Константинополь превознес «одно племя над другим»
- Материалы рубрики
Русская Православная Церковь и Константинополь: актуальные вопросы отношений
Бывший протодиакон Русской православной церкви (РПЦ), а ныне иностранный агент Андрей Кураев заявил, что патриарх Константинопольский Варфоломей восстановил его в сане и включил в число клириков. Священный Синод признал недопустимым посягательство Патриархата на чужие канонические уделы. РПЦ разрывает общение с Константинопольским патриархатом | Фото: pixabay/Tama66. Противостоит российскому православию Константинопольский патриархат, который и сам претендует на главную роль в мировом православии – главным образом, в греческой диаспоре и церквях с греческой по происхождению иерархией (Александрийский патриархат, к примеру). Русская православная Церковь Зарубежом прекращает евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Самые последние новости и подробности.
Константинополь ответил Москве по понятиям «метафизической борьбы»
Он говорит о нынешнем вооруженном противостоянии между Россией и Украиной: «Этот конфликт уже повлек многочисленные жертвы. Разрушены, подчас до основания, города, храмы, монашеские обители. Целые территории становятся непригодными для жизни! С глубокой болью воспринимаю происходящее, наипаче страдания и скорби мирных людей, тем более, что по обе стороны линии боевых действий находятся, в том числе, и чада единой Русской Православной Церкви». Это та позиция, которая ясно свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь с болью воспринимает все происходящее, молится за всех, кто становится жертвами вооруженного противостояния, и за военнослужащих, и за гражданских лиц. Патриарх напомнил, что паства Русской Православной Церкви находится по обе стороны противостояния, что делает этот конфликт именно для Русской Церкви особенно трагичным. Святейший Патриарх коснулся важнейшей сейчас темы пастырского окормления военнослужащих и целого ряда других очень важных тем. Его доклад имеет программный характер и в то же время настраивает архиереев на соответствующие действия в своих епархиях. Мысли, которыми поделился Патриарх с архиереями, отражены в принятых определениях Архиерейского Совещания. Для каждого из участников это Совещание стало возможностью не только услышать голос Предстоятеля Церкви, но и пообщаться друг с другом, а для тех, кто пожелал, еще и возможностью высказать свое мнение. Но слово Патриарха всегда призвано стать импульсом для того, чтобы продолжать действовать в этом направлении, развивать пастырскую активность.
Чтобы пастыри становились еще ближе к людям. Чтобы то, что говорят пастыри, отражало реальные нужды людей и влияло на их жизнь. Наши ресурсы для этого слишком скромны. И для самих архиереев это будет очень дорогостоящие мероприятие. Например, мой билет эконом-класса из Будапешта в Москву через Стамбул обошелся мне в четыре тысячи евро. При таких расценках на авиабилеты для некоторых архиереев затруднительно или даже невозможно прибыть либо из дальнего зарубежья в Россию, либо из России в дальнее зарубежье. У нас есть верующие венгры, верующие русские, у нас очень много украинцев. И слава Богу, у нас нет никаких межнациональных и межэтнических проблем и конфликтов. Мы живем в мире и согласии. Мы понимаем, что все являемся заложниками нынешней ситуации, и самое лучшее в этой ситуации — помогать друг другу, а не пытаться искать виноватых и создавать конфликтные ситуации.
У нас очень хорошее мирное настроение, и за богослужением, и на тех приходских мероприятиях, которые проходят вне богослужения. Сейчас очень много беженцев из Украины. И некоторые из них получают официальный статус беженца, некоторые живут без такого статуса, и в том числе, среди нашей паствы очень много таких людей. Конечно, они нуждаются в пастырском утешении, а иногда нуждаются и в материальном вспомоществовании. Мы стараемся по мере сил им помогать. Есть строящийся храм в Хевизе, который, в общем-то, уже построен, сейчас идет внутренняя отделка этого храма.
Русская православная церковь не имела иного выбора согласно каноническому уставу, как прекратить причастие. Большинство православных Церквей поддерживают ее позицию», — отметил Иона. По его мнению, решение Константинополя об автокефалии для Украины, отмена анафемы и всех запретов, которые ранее были наложены на Филарета — это «катастрофа для мирового православия».
Иона убежден, что те, кто принимал соответствующие решения, пользовались политическими мотивами, которые не имеют никакого отношения к православию. Другое богословие Комментируя случившееся, протодиакон Андрей Кураев отметил, что решение Синода является настолько радикальным, что совсем не вписывается в рамки канонов православной церкви, да и вообще выходит далеко за его пределы. В частности, запрет верующим становиться участниками таинств другого патриархата — подобное происходит впервые. И это представляет совершенно другое богословие. Пока еще Синоду не до этого, он и не задумывался о богословских последствиях своего заявления, но если начать об этом думать, то мы придем к модели Церкви, во многом близкой к протестантизму.
Священный Синод принял решение о полном разрыве отношений с Константинополем.
В церковном мире это все равно, как если бы между двумя государствами были разорваны дипломатические отношения. После разрыва евхаристического общения священники поместных церквей не будут вместе служить литургию, миряне одной церкви не смогут принимать таинства в другой, а патриарх за богослужением не станет молится за патриарха другой церкви. Конфликт между РПЦ и Константинопольским патриархатом начался из-за решения предоставить автокефалию Украинской православной церкви. Сперва была снята анафема с самопровозглашенного патриарха Филарета и архиепископа Макария Малетича, который возглавляет неканоническую Украинскую Автокефальную православную Церковь. Затем Константинополь к недовольству РПЦ объявил о намерении подарить Украине собственную поместную церковь.
В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос. Он руководит епархией Русской церкви в Британии. Патриарх Кирилл с 1991 года лично стал архитектором разделения Украинской церкви. Поэтому ему трудно признать вину за 27 лет ложной деятельности, которая затянула православных в конфликт», — написал он на своей странице в фейсбуке. Предпосылки В решении Синода РПЦ по прекращению евхаристического общения указано , что Архиерейский собор РПЦ еще в 2008 году призывал Константинопольский патриархат «воздержаться от шагов, которые способны подорвать единство Православной церкви». В Русской церкви считают, что Константинополь присвоил себе полномочия отмены судебных и иных решений других поместных православных церквей. Это, заявляют в РПЦ, «лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской церковью и приписывающего патриарху Константинопольскому права "первого без равных" primus sine paribus со вселенской юрисдикцией».
На Афон ходу нет. Все, что нужно знать о разрыве РПЦ с Константинополем
Создание нового экзархата Константинопольского патриархата в Литве — это задел на перспективу, заявил замглавы Всемирного русского народного собора (ВРНС) и ректор Российского православного университета Александр Щипков. В РПЦ “Ъ” сообщили, что «Константинопольский патриархат незаконно узурпировал это право» и что «подобные решения противоречат православному учению о Церкви». Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что МВД Эстонии намерено уничтожить ЭПЦ МП и "загнать" верующих в юрисдикцию Константинопольского патриархата.
В РПЦ заявили, что Константинополь ничего не сделал для развития православия в Эстонии
На эти вопросы корреспонденту «Реального времени» отвечает первый проректор Казанской православной духовной семинарии, старший преподаватель кафедры религиоведения КФУ игумен Евфимий Моисеев. С одной стороны, в свете последних событий, это ожидаемый шаг. С другой — все же неожиданный. Что это означает для нашей церкви? Так же и наши миряне не смогут причащаться в храмах этой Церкви.
Соответственно, клирики и миряне Константинопольского Патриархата не смогут участвовать в таинствах, совершаемых в храмах Русской Православной Церкви. Это, наверное, самое крупное разделение за всю историю православия после Великого раскола 1054 г. Пока это разделение не будет преодолено, наши верующие уже не смогут причаститься ни в Александро-Невском соборе в Париже, ни в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, ни, что особенно печально, на Святой горе Афон, даже в Русском Пантелеимоновом монастыре, столь любимом нашими паломниками. Точно так же и верующие Константинопольской Церкви, в частности, принадлежащие к Русскому Западно-Европейскому Экзархату, находящемуся в юрисдикции Константинополя, не смогут причащаться в наших храмах.
Фото hristofor.
Складывается впечатление, что как Фанар использовался мировыми силами в качестве инструмента, так и Фанар пользовался мировыми силами для достижения своих целей. Кажется, что ответ на вопрос: кто кого использовал, зависит от наблюдателя.
Однако тут стоит обратить внимание на следующее обстоятельство: нынешняя экклезиологияФанара, претендующего на власть во Вселенском Православии, слишком походит на католическую экклезиологию, с ее папоцентризмом. Их схожесть отмечается всеми богословами. Она следует из того факта, что экклезиологияФанара и экклезиология Ватикана имеют один общий корень — идеологию универсальной империи.
На Западе и на Востоке по-разному складывались исторические условия, что повлияло на специфические черты и время окончательного складывания Римской и Константинопольской экклезиологий. Но важно заметить, что когда эти универсалистские экклезиологии вызрели, то они заставили как Римские, так и Константинопольские церковные структуры ставить перед собой неизменные цели. Поэтому для Фанара все мировые силы, которые якобы используют его в своих интересах, подобны пузырям на луже под прямым дождем.
Как быстро возникают, так и в мгновение ока исчезают, а Вселенская патриархия продолжает существовать, и ее цели не меняются. Так кто кого использует? На мой взгляд ответ очевиден.
Ныне он приспосабливает к достижению своих целей другие силы. При этом удивительно, но приходится заметить, что руководство Константинопольской патриархии ради достижения господства не гнушается сотрудничать с теми, кто стремится искоренить православие: с правительством Речи Посполитой в конце XVIII, а теперь с глобалистами по обе стороны Атлантического океана. Отсюда следует тщетность надежд на новых людей в руководстве Костантинопольской патриархии.
Пока современная экклезиологияФанара не будет рассмотрена и осуждена на Всеправославном Соборе, он не оставит попыток подчинить себе весь Православный мир, прибегая к услугам геополитических игроков, даже тех, которые являются носителями антиправославной идеологии. Имеет ли Фанар силу в противостоянии с Русской Православной Церковью? Эту силу не стоит переоценивать, но и не нужно недооценивать.
Она состоит в том, что на всем пространстве канонической территории РПЦ среди ее духовенства имеются сторонники Фанара. Их количество неизвестно. Все они выступают с критикой священноначалия Московского Патриархата и выражают недовольство практикой своей церковной жизни.
В особенности имеются в виду вопросы участия духовенства в церковном управлении, церковно-правовые аспекты его функционирования и проблемы материального обеспечения священнослужителей. Оздоровление ситуации они видят в подчинении Константинополю. Фанар представляется им идеалом, допущение верховного вмешательства которого во внутреннюю жизнь РПЦ автоматически решает многочисленные проблемы церковной жизни.
Складывается впечатление, что как Фанар использовался мировыми силами в качестве инструмента, так и Фанар пользовался мировыми силами для достижения своих целей. Кажется, что ответ на вопрос: кто кого использовал, зависит от наблюдателя. Однако тут стоит обратить внимание на следующее обстоятельство: нынешняя экклезиологияФанара, претендующего на власть во Вселенском Православии, слишком походит на католическую экклезиологию, с ее папоцентризмом. Их схожесть отмечается всеми богословами.
Она следует из того факта, что экклезиологияФанара и экклезиология Ватикана имеют один общий корень — идеологию универсальной империи. На Западе и на Востоке по-разному складывались исторические условия, что повлияло на специфические черты и время окончательного складывания Римской и Константинопольской экклезиологий. Но важно заметить, что когда эти универсалистские экклезиологии вызрели, то они заставили как Римские, так и Константинопольские церковные структуры ставить перед собой неизменные цели. Поэтому для Фанара все мировые силы, которые якобы используют его в своих интересах, подобны пузырям на луже под прямым дождем.
Как быстро возникают, так и в мгновение ока исчезают, а Вселенская патриархия продолжает существовать, и ее цели не меняются. Так кто кого использует? На мой взгляд ответ очевиден. Ныне он приспосабливает к достижению своих целей другие силы.
При этом удивительно, но приходится заметить, что руководство Константинопольской патриархии ради достижения господства не гнушается сотрудничать с теми, кто стремится искоренить православие: с правительством Речи Посполитой в конце XVIII, а теперь с глобалистами по обе стороны Атлантического океана. Отсюда следует тщетность надежд на новых людей в руководстве Костантинопольской патриархии. Пока современная экклезиологияФанара не будет рассмотрена и осуждена на Всеправославном Соборе, он не оставит попыток подчинить себе весь Православный мир, прибегая к услугам геополитических игроков, даже тех, которые являются носителями антиправославной идеологии. Имеет ли Фанар силу в противостоянии с Русской Православной Церковью?
Эту силу не стоит переоценивать, но и не нужно недооценивать. Она состоит в том, что на всем пространстве канонической территории РПЦ среди ее духовенства имеются сторонники Фанара. Их количество неизвестно. Все они выступают с критикой священноначалия Московского Патриархата и выражают недовольство практикой своей церковной жизни.
В особенности имеются в виду вопросы участия духовенства в церковном управлении, церковно-правовые аспекты его функционирования и проблемы материального обеспечения священнослужителей. Оздоровление ситуации они видят в подчинении Константинополю. Фанар представляется им идеалом, допущение верховного вмешательства которого во внутреннюю жизнь РПЦ автоматически решает многочисленные проблемы церковной жизни.
Данное назначение является подготовкой для предоставления автокефалии УПЦ. Московский патриархат выступил с осуждением такого решения и назвал его посягательством на каноническую территорию другой церкви.