Несколько ортодоксов прямо на ходу плюют под ноги прижавшимся к стене христианам и как ни в чем не бывало идут дальше. Ортодоксальные евреи в Иерусалиме вышли на протест против закрытия синагог в связи с карантином. Развод в ортодоксальной еврейской общине может быть жестоким, унизительным и бесконечным.
В Израиле признали неортодоксальный гиюр — и репатриацию
→ Новости России и мира. → Ортодоксальные евреи отказались бороться с коронавирусом и массово заразились. "Ортодоксальный еврей должен соблюдать минимум 613 правил «Пятикнижия» ежедневно" Нет, это не так. Ультра-ортодоксальных евреев-мужчин отличить проще всего по их одежде.
Ортодоксальные евреи подали иск против губернатора Нью-Йорка из-за коронавирусных ограничений
А зам мэра Иерусалима Флер Хасан-Нахум пообещала подключить полицию для дачи правовой оценки произошедшему. Тут стоит добавить, что по данным полиции, в августе этого года за нападения на христиан было возбуждено 16 уголовных дел. Более 20 нападавших были арестованы. Однако у преследователей христиан есть и поклонники. Элиша Йеред, бывший советник депутата Кнессета «Отцма Йехудит» Лимор Сон Хар-Мелех, вызвал сопротивление после того, как он, по всей видимости, поддержал преследование, заявив, что плевание в священников или церкви является «древним еврейским обычаем».
Это благословение, которое приходит к славе Бога, который порицает дурные дела иноверцев и не наказывает их мгновенно.
Эти ультра-ортодоксальные еврейские группы стали яростной оппозицией государства Израиль. Их деятельность направлена не против его светского характера, его законов и нравственности. Они выступают против самого существования такого еврейского государства, независимо от природы его создания. Покойный сатмарский ребе Йоэль Тейтельбаум считал, что если даже входящие в Кнессет члены являются праведниками и святыми, но то, что они делают, это ужасное из ужасных, преступное беззаконие.
Они не должны были получить искупление и править до прихода Мессии. Но если обратиться к Торе, то все еврейские государства домессианской эпохи, подрывают её учения, выступают против галаха. Верующие должны бороться за изменение еврейского характера общества и государства. Однако они не должны безоговорочно изолировать себя, отделяясь в социальном отношении от большинства народа Израиля и политически от государства Израиль. Поэтому любое применение сионистских бюджетов и институтов находится под строгим запретом.
Члены таких групп делают всё возможное, чтобы лишить какой-либо выгоды от них. Ортодоксальные антисионистские группировки считают, что единственной надеждой для еврейского государства является его полное разрушение. Но с другой точки зрения данная идеология является маргинальной. К началу 2000-х годов таких экстремистов было около 20 тысяч, которые проживали в основном в Соединённых Штатах и Европе. Однако их косвенное влияние бросает вызов обществу своими радикальными взглядами.
Они создают образ некоей последовательности и непоколебимости веры. Ультра-ортодоксальные евреи считают себя своего рода авангардом и выдвигают требования, нарушающие буржуазное тщеславие других.
Мы пытаемся приостановить распространение вируса в этих районах и спасти жизни людей, вот и все», — сказал Ричард Аззопарди, старший советник губернатора. По данным американского Университета Джонса Хопкинса, в США выявлены больше 7,5 млн заразившихся коронавирусом, умерли свыше 209,8 тысячи человек, в том числе 33,2 тысячи — в штате Нью-Йорк. Популярное за неделю:.
Соединенные Штаты справедливо возмущаются попытками другой страны повлиять на наши собственные внутренние политические дела. Члены Конгресса и другие американские чиновники должны обдумать это и оставить израильские вопросы израильтянам». Заявление «Агудат Исраэль» прозвучало на фоне бурных дебатов в США о будущем израильской демократии в свете принятия в прошлом месяце законопроекта об отмене стандарта «разумности», используемого Верховным судом Израиля для оценки конституционности законов страны.
Правый активист объяснил, зачем евреи оплевали христиан в Иерусалиме: «старая традиция»
В сети распространилось видео, на котором израильские силовики избивают ортодоксальных евреев, последователей иудаизма. Большинство ортодоксальных евреев выступают против независимого государства и сионизма как такового. Противостояние между ортодоксами и светскими евреями растет, а его негативные последствия наносят урон имиджу Израиля, заключают «Ведомости». Ортодоксальные евреи соблюдают множество запретов — не использовать электричество, не ездить на транспорте, отложить все дела на другой день.
Евреи которых можно ненавидеть
Отмечается, что «харедим» (ультраортодоксальные евреи) просят израильскую армию принять их в свои ряды, где это возможно. еврейский национализм аж из ушей прет, а идти в армию и тем более воевать не желают. Харедим (ультраортодоксальные иудеи, или ультраортодоксальные евреи) – обобщающее название различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих. Для туристов ортодоксальные евреи, или харедим, – одна из визитных карточек Израиля, но многие светские израильтяне воспринимают религиозных сограждан не так благожелательно.
Армия оставит ортодоксальных евреев без шаббата
Впрочем, не все «соблюдающие» евреи отрицают идею государства. Есть так называемые религиозные сионисты. Они не ходят в черно-белом, носят вязаные кипы и считают, что раз Всевышний позволил государству появиться — значит, так и должно быть, и это первый шаг к избавлению. А «откошеровать» это государство — уже наша задача. С харедим «вязаные кипы» тоже не очень ладят. Основная претензия к «черным» — отношение к службе в армии. Дезертиры «Под ружье пейсатых дармоедов! Этот вопрос часто ставится на выборах, политики зарабатывают очки на обещаниях заставить наконец-то харедим служить. Это основная претензия к ним со стороны израильского общества и причина острой критики со стороны «вязаных кип», которые приравнивают службу в армии к религиозной заповеди. К армии в Израиле отношение трепетное.
Старушка, садящаяся в автобус, настаивает, чтобы группа солдат прошла впереди нее, и не терпит возражений. Хозяин кафе бесплатно кормит ребят в военной форме. Повсеместно принято подвозить едущих на побывку домой солдат на своих машинах, все на каждом углу говорят им «спасибо»… У харедим — все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Дело в том, что армия в Израиле — это не столько защита от врага с этой задачей с успехом справляются спецслужбы , сколько инструмент социализации. Если отслужил — ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой.
Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях. Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они — дезертиры. Тем не менее в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.
У чужих «Ну и где же ваш Машиах? Я иду по враждебной территории — городу Тель-Авиву. Здесь религиозных почти нет. Вокруг уютные скверики, рядом — красивый парк Яркон, расположившийся вдоль одноименной речки. Тут и там атлетически сложенные мужчины и женщины совершают пробежку: спорт в моде. Мы с женой и детьми заходим в кафе. Идем в другое — то же самое. Третье, четвертое… В следующем просим хозяина предъявить сертификат кашрута. Для нас это означает, что есть здесь нельзя: поддерживать нарушение евреями субботы своими деньгами запрещено.
В следующем заведении под вывеской написано «кошерно». И по субботам они не работают. Но вот незадача: это сертификат главного раввината Израиля, который считается недостаточно строгим.
И является частью политической блокады арабских граждан, в целях предотвращения их диалога с прогрессивными и демократическими силами в еврейском обществе». Сектор назван по имени города Газа, а это один из старейших городов на земле Нарушители молчания Также военную операцию против мирного населения сектора Газа критикуют такие общественные организации Израиля, как «Бецелем», «Шалом Аршавин», «Шоврим Штика», «Бат Шалом», «Женщины за мир», «Женщины в черном». При этом правозащитники из «Бецелем» обращают внимание на то, что даже на уровне официальных заявлений израильское руководство признает, что фактически будет наносить неизбирательные удары: «Представитель ЦАХАЛа подчеркнул: "Упор делается на урон, а не на точность"». Организация «Шоврим Штика» «Нарушая молчание» была создана в 2004 году. Целью было дать возможность ветеранами Армии обороны рассказать правду о реалиях оккупации. Сегодня «Шоврим Штика» и другие правозащитные организации Израиля подписали совместное заявление, к котором называют свое состояние после нападения ХАМАСа 7 октября «потрясением и шоком».
Они призывают к прекращению обстрелов мирного населения сектора Газа и Израиля, освобождению похищенных, прекращению блокады Газы и оказанию гуманитарной помощи. Неизбирательное разрушение и осада, причиняющая вред невинным, не принесут спокойствия, справедливости или мира», — говорится в заявлении. Движение «Женщины в черном» возникло в 1988 году в Иерусалиме во время первой интифады в ответ на насилие израильских военных, а затем превратилась в международную сеть. Сегодня «Женщины в черном» каждую пятницу проводят пикеты бдения под лозунгами «Прекратите оккупацию» в Иерусалиме, Хайфе и Тель-Авиве. Активистки движения проводят акции против насилия с обеих сторон в секторе Газа в Вашингтоне, Лондоне, Барселоне, Токио, Белграде и в других городах мира. Евреи участвуют в акциях протеста, которые проходят сегодня по всему миру. Так, 17 октября активисты из организации «Еврейский голос за мир» блокировали Белый Дом. Полиция арестовала 30 человек. Эта же организация, одним из лидеров которой является всемирно известный лингвист и философ Ноам Хомский, провела в США еще ряд акций.
При этом деятельность сторонников мира в самом Израиле ограничена и находится под жестким прессингом. Например, Авигдор Либерман, лидер партии «Наш дом — Израиль», экс-министр обороны и экс-министр финансов, и другие крайне правые политики, называют таких людей «пятой колонной». Другие официальные лица выступают с радикальными заявлениями как против израильских левых, так и палестинцев. И соответствующие настроения сформированы и в обществе. Очень многие хотят нанесения мощных ударов по сектору Газы. При этом основная мотивация — отомстить за жертв 7 октября. Обсуждения в израильских социальных сетях различаются только разной степенью радикализма.
Тем не менее, при всей многочисленности подобных групп в основной массе ортодоксальных евреев не происходит полного и непоправимого раскола, ибо все группы и группировки еврейства тяготеют к одному и тому же магниту: Моисееву Закону. Происходит лишь бесполезная трата сил и энергии во внутренних спорах и распрях. На одни и те же, дублирующие друг друга начинания разных групп расходуется зря масса денег, когда фондов не хватает даже на основные необходимые мероприятия. Уравнение евреев в правах с неевреями, просветительство, эмиграция в Америку, сионизм, нацизм, основание государства Израиль — эти эпохальные события взвихрили и переворошили все еврейство. Между разными группами евреев возникли трения. Еще немало надо бы сделать, чтобы уладить все раздоры. Но внушительное количество евреев все-таки придерживается Закона. В Израиле таких, может быть, примерно половина — впрочем, выполняют они еврейские обряды в самой разной степени, а в других странах, наверно, около одной трети, Это, конечно, самые приблизительные догадки: точных цифр никто не знает. Людей, о которых идет речь, отличает большее или меньшее соблюдение основных законов иудейской веры, да еще то, что они дают своей молодежи сколько-нибудь серьезное религиозное образование. Упадок традиционной учености Однако в целом того религиозного образования, которое получали наши отцы глубокое изучение Торы, Талмуда, многочисленных Правоведческих трудов и сводов законов и еще кое-что в придачу , нынешнее молодое поколение евреев почти никогда не получает. В сфере просвещения произошла такая революция, что сторонники как старого, так и нового находятся в полнейшей растерянности. Вместе с волной еврейских иммигрантов, переселившихся в Америку из европейских гетто в начале 20-го века, приехали и люди большой талмудической учености. Борьба замкнулась в границах конфликта между старым и новым; стоял вопрос, кто победит: иешива или гаскала, еврейская или западная ученость. Законы новой родины евреев быстро разрешили этот спор. Дети были обязаны ходить в светскую школу — что они и делали. Религиозные занятия проводились теперь вечером и в воскресные дни. Это нанесло смертельный удар традиционному еврейскому обучению — хотя в течение целого поколения оно еще с грехом пополам кое-где продолжало цепляться за свои былые позиции. Однако в какую жалкую пародию оно выродилось! Маленькие дети ходили в хедер, то есть школу, и там их наставлял меламед, то есть учитель. На всякого, кто знает, как все это выглядело, слова хедер и меламед навевают самые мрачные и горькие воспоминания. В меламеды нанимался обычно разве что бедолага-неудачник, который даже в Америке, где улицы вымощены золотом, не мог найти никакой прилично оплачиваемой работы. Чаще всего это был человек невежественный, но очень вспыльчивый и склонный к рукоприкладству. Классом служила обычно его собственная убогая квартира или задняя комната нищей синагоги. Какой разительный контраст со светлыми классами общественных школ и с уверенными, изящно одетыми, образованными учителями-американцами! Мало того: то, что дети учили в американской школе, отвечало требованиям окружающей жизни. А бормотанье меламеда было курьезным эхом неведомого умершего мира. Ну и меламед был, конечно, обречен. Он уступил место талмуд-торе —вечерней школе, где работали учителями молодые американцы и где были доски, мел, звонок, красивые учебники и систематизированная педагогика. Раньше всего пострадали иешивы — высшие учебные заведения, готовившие раввинов. Иешивы сохранили прежние программы и продолжали учить своих студентов по старинке. А им противостоял богатый выбор блестящих учебных заведений западного типа — от средних школ до колледжей и университетов с аспирантурой, — и в них можно было заниматься любыми науками и искусствами, какие только душа пожелает. Набор в иешивы резко упал, они хирели и закрывались. В Америке происходило то же, что до этого происходило в Германии, когда там начался упадок иудаизма. Многим недальновидным евреям казалось, что они подходят наконец-то к цели, к которой еврейство шло блуждая три тысячи лет. Но когда вроде бы все пропало, евреи всегда находят способ пройти через Красное море.
Ограничения затронули и молитвенные дома. Так, в зависимости от района установлены лимиты на собрания в 10-25 человек. В исковой жалобе говорится, что Куомо нарушил конституционное право ортодоксальных евреев на свободное исповедание религии.
JP: Западным берегом Иордана будет ведать ультраправый еврейский ортодокс
- В той же категории
- Выбор редакции
- Ортодоксальные евреи
- Кто такие еврейские ортодоксы
Как живут ортодоксальные евреи в Израиле
Это вызвало гнев многих израильтян, называвших участников траурной процессии убийцами или и того хуже», — писала The New York Times. Многие уважаемые раввины стали призывать не обращать внимания на предписания минздрава и не соблюдать карантин, продолжая ходить в синагоги и учиться в иешивах. Они заявляли, что молитва намного эффективнее в борьбе с пандемией, чем карантин. Тора защищает и спасает нас», — говорил вначале раввин Хаим Каневский.
Всего месяц назад КНР была для них главной угрозой мировому порядку Так, когда в стране стали закрывать школы, а сотрудников переводить на удаленку, сам министр здравоохранения Израиля Яаков Лицман, возглавляющий ортодоксальную партию «Агудат Исраэль», не соблюдал карантин. В результате 71-летний политик вместе с женой заразились коронавирусом. Эта новость вызвала ярость у многих израильтян, в результате тысячи человек подписали петицию с требованием отправить его в отставку.
В начале апреля раввины все-таки призвали свои общины соблюдать введенные израильскими властями жесткие меры. После этого ситуация несколько улучшилась. За несколько дней до наступления Песаха премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что «наметился позитивный сдвиг, ультраортодоксы стали более серьезно относиться к угрозе распространения коронавируса».
А дома они проводят его либо со своими близкими, либо в одиночестве, что, конечно, непросто. Сама подготовка к Песаху отнимает много времени. Организация седера также требует много времени.
Это будет первый опыт подобного празднования. Многие общины создали руководство для подготовки к Песаху, сделали даже репетицию Песаха. Все молитвы проходят по ZOOM», — рассказала она.
Но попытки закрытия синагог и штрафы за коллективные молитвы спровоцировали неповиновение ортодоксов, встречавших полицейских криками «нацисты! Силовое противостояние с ортодоксальной общиной и навязывание ей светского образа жизни чреваты политическими и идеологическими издержками. Так, регулярные попытки призыва студентов йешив в армию приводят к массовым демонстрациям протеста не только в Израиле, но и в США.
Это негативно сказывается на имидже «еврейского государства». Часть экспертов считает, что торжество ортодоксальной общины в демографической гонке отнюдь не предопределено. Специалисты Иерусалимского университета Эйтан Регев и Габриэль Гордон обратили внимание, что все больше молодых ортодоксов предпочитают образ жизни светского населения. Причинами тому являются дискриминация женщин, бедность и перенаселенность.
По их данным, в 2017 г. Авторы считают, что эпидемия коронавируса усилит эту тенденцию. Но пока тон в израильском обществе задают пессимисты.
Через этот акт зажигания свечей еврейские семьи по всему миру подчеркивают свою приверженность традициям и переносят богатство иудейского наследия из поколения в поколение. Этот мидраш можно найти в Мидраше Танхума к книге Ваикра Парадума, 8 , а также в других источниках раввинской литературы. Он подчеркивает глубокую связь между природой, созданной Б-гом, и его Законом, демонстрируя, как вся вселенная отражает Его волю и учение. Согласно этому мидрашу, каждое существо и элемент природы несут в себе элементы божественного учения и могут служить напоминанием о принципах Торы. Например, муравей воспринимается как пример трудолюбия и преданности делу без ожидания награды; голубь — как символ верности и чистоты; лев отражает силу и лидерство, а хорошо известное молчание рыб напоминает о важности сдерживать свой язык, то есть о ценности слов и молчания. Таким образом, поведение животных и природные явления могут напоминать человеку о моральных и этических принципах, заложенных в Торе.
Этот мидраш отражает мысль о том, что мир создан Б-гом согласно определенным законам и принципам, которые являются отражением Его воли. Он также подчеркивает идею о том, что знание о Б-ге и Его заповедях не ограничивается только текстами и учеными; оно присутствует во всем созданном, и каждый человек может обрести это знание через размышления и наблюдение за миром природы.
По божественной бороде нисходит благословение. Как и все элементы еврейского лука, борода нагружена символами. Например, она символизирует неукрощенную природу — хаос, силы зла, которые рядом, на краю лица. И наоборот: первая растительность, проступающая на щеках юноши, напоминает святые буквы Торы. Самые последовательные хасиды дают бороде вольно расти, для удобства подкалывая ее специальными заколками. Пейсы В оформлении бороды ортодоксы следуют правилу: «Не стригите голов ваших кругом, и не порти края бороды твоей». В качестве краев иудеи не стригут пряди на висках — пейсы.
Вид пейсов опять же различается в зависимости от религиозной общины: одни их туго завивают, другие слегка распускают, третьи закладывают за уши. У Штиселей пейсы вьются свободно — это иерусалимская традиция. Совсем не носят пейсы любавичские хасиды хабадники , и на это у них есть свое талмудическое обоснование. Основное положение: у мужчины должна быть женщина — и это не просто естественно. Женщина создана Богом «по воле своей» в помощь мужчине, поэтому считается более совершенным творением, ведь она сотворена не из земли, как мужчина, а из его ребра, то есть из облагороженного материала. Поэтому женщинам нет необходимости учить Тору и выполнять весь молитвенный ритуал, предписанный мужчинам. Другие позы не запрещены, но, так сказать, могут вызвать проблемы. Половой акт в принципе является делом богоугодным, и он не должен быть скучной рутиной — сексуальная страсть означает присутствие Бога. Именно в сексе, как говорят каббалисты, пара достигает божественного единства и становится цельным совершенным человеком.
В субботу, когда запрещена почти любая деятельность, секс не просто разрешается, но поощряется. Муж должен не просто спать с женой, но качественно удовлетворять ее, «отвечая на ее желание». Оптимально — два раза в неделю, с поправкой на условия труда. Талмудический трактат о брачных договорах возвещает: «Как часто должен человек иметь близость с женой? Сказал рав Элиэзер: человек незанятый — каждый день; поденный работник — дважды в неделю; погонщики ослов — раз в неделю; погонщики верблюдов — раз в тридцать дней; моряки — раз в шесть месяцев». Остается сообразить, чьим трудозатратам соответствует работа современного мужчины. Цель сексуального общения — радость, любовное слияние, а не деторождение как таковое. А вот с посторонней женщиной ортодоксу нельзя оставаться наедине даже по работе — во избежание обвинения в прелюбодеянии. Когда это все же происходит, дверь обязательно оставляют приоткрытой.
Лекарства от соблазнов Легко догадаться, что мастурбация и связи вне брака в иудаизме осуждаются, поэтому половозрелый еврей должен всячески избегать соблазнов. Во-первых, не смотреть на соблазнительное, во-вторых, не фантазировать, а главное — избегать праздности и безделья. Есть и особые методы вроде чтения псалмов в определенном порядке. Если ничто не помогает, можно попробовать укротить эротические фантазии, представив себя перед лицом родителей и духовных наставников. В семействе Штиселей проблема визуальных соблазнов в городском транспорте решалась так: отец отдавал мальчику собственные очки, в которых тот ничего не мог разглядеть.
Эти странные и удивительные люди - ортодоксальные евреи...
Смотрите видео на тему «Поют ортодоксальные евреи» в TikTok (тикток). Ортодоксальные евреи должны придерживаться 613 правил «Пятикнижия», и это только в обычный, непраздничный день. Новости по тегу Хасиды – последняя и полезная информация на информационном портале Горских евреев – СТМЭГИ. Рост ультра-ортодоксальных общин привел к тому, что организаций, помогающих евреям, которые хотели бы выйти из этой похожей на секту среды, также стало больше. Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» ФЕОР.
Ортодоксальные евреи по всему миру выступают с осуждением бомбардировок Газы
Дери дал обязательство изменить законы таким образом, чтобы в Израиле имел официальный статус только ортодоксальный гиюр. По данным финансового журнала НЭП около 50% ортодоксальных и ультраортодоксальных мужчин не работают. Дери дал обязательство изменить законы таким образом, чтобы в Израиле имел официальный статус только ортодоксальный гиюр. Причем среди противников еврейского государства есть не только евреи левых взглядов, но и ортодоксальные иудеи. Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России.
Армия оставит ортодоксальных евреев без шаббата
В это время по традиции следует выходить из дома и жить в сукке шатре, куще или шалаше , вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне. При молитве в руках принято держать лулав ветвь финиковой пальмы , этрог плод цитруса , адас ива и мирт. Мальчик на свадьбе внука знаменитого раввина. Харедим собирают пшеницу с помощью серпов. Они будут хранить ее целый год, чтобы затем сделать мацу на праздник Песах. Правило выкупа первенца распространяется также и на скотину. Это одна из 613 заповедей Торы. Животных украшают жемчугом и блестками. Похороны известного раввина в религиозном квартале Меа-Шеарим в Иерусалиме.
Ортодоксы танцуют в ходе массового протеста против службы религиозных евреев в армии Израиля.
Но доля и влияние этой слабо интегрированной в рынок труда группы с часто низким уровнем образования постоянно растет, и это беспокоит политиков и экспертов. Община ортодоксов существовала в Палестине еще до возникновения государства Израиль. Ортодоксальные евреи делятся на множество направлений и сект — литваки, разные течения в хасидизме любавические, гурские, сатмарские и другие хасиды , религиозные евреи из стран Востока. Они подчиняются авторитетным раввинам и получают образование в учебных заведениях, где почти не преподают светских наук. Одежда и быт религиозных евреев напоминают о местечках времен Речи Посполитой.
Для туристов ортодоксальные евреи, или харедим, — одна из визитных карточек Израиля, но многие светские израильтяне воспринимают религиозных сограждан не так благожелательно. Для них ортодоксы — это нахлебники, которые не желают служить в армии, предпочитают работе изучение Торы и навязывают свой образ жизни нерелигиозному населению. Но и лояльность харедим Израилю условна. Согласно ортодоксальному иудаизму до прихода мессии евреи не могут создать свое государство. Некоторые религиозные евреи, как, например, сатмарские хасиды, отрицают сионистский проект, другие признают Израиль де-факто, стараясь извлечь из него преференции для своих общин.
А житель американского хасидского квартала Боро-Парк видит из окна неевреев. Для него они - совершенно другие, значит, ему не надо доказывать самому себе, что он лучше: ведь он другой изначально. Именно потому, что израильские ультраортодоксы живут среди евреев, они предъявляют куда более высокие требования к стране обитания. Например, когда речь идет об освобождении от службы в армии.
Если бы обязательный призыв существовал в США, ультраортодоксам было бы сложнее от него уклониться — ведь там они не чувствуют себя полноправными хозяевами страны. Зато в Израиле ультраортодоксы гораздо больше опасаются оттока из их общины под влиянием нерелигиозного, но еврейского окружения. Отгородиться от «своих» легче, чем от «чужих». Что это за группа? Ультраортодоксальный сектор появился на свет, чтобы противостоять влиянию внешней среды, и с годами градус закрытости постепенно возрастал. Но всему есть предел. Поначалу их было мало, поэтому те или иные льготы они получали без лишних проволочек: йешиботников освобождали от воинской повинности, а министерство просвещения не особенно следило за программой в их учебных заведениях. Для сравнения: в 50-х годах прошлого века освобождение от службы в армии получило около 400 учеников йешив. За 70 лет ультраортодоксальный сектор численно очень разросся, а чем больше община, тем сложнее ее лидерам подпирать стены гетто.
Стали появляться разные течения среди самих ультраортодоксов - раньше они были куда более гомогенными. И вот "современные ультраортодоксы" начали добровольно идти в армию, получать аттестаты зрелости и высшее образование, строить карьеру… Появился, если можно так назвать, ультраортодоксальный средний класс. Они пытаются быть евреями и израильтянами одновременно, сочетать тщательное соблюдение заповедей с определенной открытостью новым веяниям. С кого и с чего начался такой вектор развития? Если муж учится, а жена получает более всестороннее образование и работает, именно она будет знакомить семью с современными нравами. Это видно и по снижению рождаемости. Во всем мире, чем женщины образованнее - тем меньше у них детей. Аналогичные, но эти процессы не происходят и среди израильских ультраортодоксов. Раньше в их среднестатистической семье было 8 детей, и сегодня - столько же.
Речь идет, скорее, о возвращении к истокам. В Германии, например, и после формирования ультраортодоксальной общины активно действовало движение нео-ортодоксов, ярчайшим представителем которого был раввин Шимшон-Рафаэль Гирш. Нео-ортодоксы соблюдали Галаху, но не отказывались от культурных и научных достижений окружающего мира. Лидерами их синагог были молодые раввины, получившие всестороннее образование, обладавшие ораторскими качествами. Многие ли покидают ультраортодоксальный сектор? Кто они? Исследователи предполагают, что есть ряд причин для разрыва с ультраортодоксальным миром. Например, теологические причины - потеря веры в Б-га - характерны для молодежи от 16 лет и старше. Многие в этом возрасте страдают от кризиса авторитетов и тесноты рамок ультраортодоксальной автономии.
Некоторые покидают ультраортодоксальный мир под давлением критики извне. Есть и те, кто пережили травму, были жертвами сексуальных преступлений. Беглецам очень сложно интегрироваться в обществе. Целые пласты разговорного иврита им неизвестны. С ультраортодоксальными йешивами и школами такого не происходит.
Хасиды заводят большие семьи в некоторых из них по 10—12 детей , избегают военной службы, обычно не работают — продолжая учебу в религиозных учебных заведениях — иешивах, где их жизнь посвящена изучению Торы. Во главе таких общин стоят влиятельные раввины.
Тут царят свои законы и есть свои источники информации. Эти люди вместе молятся, встречаются, живут большой общиной. Если мы говорим, что один из способов не заболеть — это самоизоляция, то ультраортодоксов крайне сложно побудить это сделать. Первыми об этом заговорили Австрия, Дания и Норвегия С ней согласен руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России ФЕОР Борух Горин: «В ортодоксальных общинах люди очень мобильны, они много перемещаются. У многих хасидов принято, чтобы их сыновья отправлялись в иешивы в США, потому что там живут руководители хасидских общин. То есть скученность и мобильность — две основные причины. Помимо этого, в ультраортодоксальных общинах традиционная атмосфера недоверия к властям.
Это идеологическое недоверие связано с тем, что во главе государства Израиль стоят светские власти. Они стараются максимально от них отгородиться. Это люди с традиционным восприятием жизни, центр их жизни — синагога», — пояснил он «Известиям». Светская часть израильского общества скептически относится к хасидам, считая, что «они сидят на шее у государства, их население стремительно растет, а еще они не служат в армии». Сейчас в их адрес и вовсе сыпятся обвинения в том, что «они подрывают усилия страны по сдерживанию пандемии». Ультраортодоксы до последнего посещали места массового скопления людей. Израильтяне осуждают их за несоблюдение правил.
Это вызвало гнев многих израильтян, называвших участников траурной процессии убийцами или и того хуже», — писала The New York Times.