Наступили святки — начались колядки! В детском саду «Уголёк» с песнями и плясками состоялся праздничный рождественский переполох.
Народный календарь: праздники года. Святки
Новогодняя елка Главный реформатор новогодних гуляний в России — Петр I — ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее — в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем.
Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки. Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному — флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды.
Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади прямо перед Большим театром. Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной. После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви — цветами и конфетами и разнообразными фруктами.
В 19 веке добрые слова туляки записывали вот на таких открытках: Иисус и Ирод - "в одном лице" Неотъемлемой частью Святок был кукольный театр. На вертепе сверху представляли божественных персонажей - Иисуса и волхвов, а снизу - царство Ирода. Управляли ими один единственный кукловод. Он же их и озвучивал разными голосами, с разными эмоциями. Все это сопровождалось музыкой. На вертепе представлено рождение Иисуса Христа.
Царство Ирода. Что касается кукол, еще одну делали дети. Она была в виде крестика - кукла-перушка. С ней ходили колядовать. Научный сотрудник государственного музея-заповедника "Куликово поле" Игорь Бурцев говорит, что колядование, как впрочем и святочные традиции в целом, в Тульской области достаточно устойчивы. Вероятно, в 21 веке они сохранят вою социальную значимость.
К сожалению, нам не удалось охватить своими исследованиями всю Тульскую область. Эта работа нам представляется перспективной на будущее", - говорит Игорь Бурцев. Кстати, в Центре народного творчества работает выставка-представление "Правда сбудется — не минуется…". Она знакомит туляков и гостей города с народными святочными обычаями Тульской губернии и соседних областей.
Все остальные здания украшали по-разному — флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади прямо перед Большим театром. Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной.
После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви — цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи». Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы.
Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье часто по-прежнему в форме животных сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.
В фонде Президентской библиотеки можно найти редкие книги, содержащие подробные описания святочных игр и гаданий, а также колядок, собранных как профессионалами, так и любителями отечественной словесности. Чудодействие святочных дней отображено в произведениях русской художественной литературы, в которой сформировался жанр рождественского или святочного рассказа, построенного по «святочному канону», где обязательно присутствие «рождественского чуда», превращений и «благоприятного» финала. В качестве примера создания святочной истории можно обратиться к рассказу священника Иоанна Галабутского « Рождественский сон ». В канун Рождества двенадцатилетний Петя Свечка готовится к сдаче экзамена по чтению псалмов.
Мечта о получении свидетельства об окончании церковно-приходской школы, которое он «вставит в рамку под образами в углу», сопряжена с тревожным волнением «не струсить и не сбиться» на экзамене. Но случается чудо — во сне видит Петя «горящую чудным, необыкновенным светом» рождественскую звезду, встречает «как будто знакомых, с посохами в руках» волхвов и окруженного тихим, неземным сиянием Младенца Христа, который вселяет в него веру в свои силы.
А что меня ждет? Рассказываем и показываем, как гадали на Вологодчине в Святки
В этот день жгли большие костры, чтобы помочь Солнцу нарастить силу, а также рядились в страшные костюмы, чтобы отпугивать нечисть, которая долгими зимними ночами могла шастать по земле. То есть колядки у православных нынче начинаются с 7 января и длятся неделю - до Старого Нового года. Именовать и стали Рождественскими Святками. В этот период все ходят друг к другу в гости.
Современные колядки - обрядовые песенки - восхваляют Христа и возвещают о чуде Его Рождения. Колядующие по древним традициям наряжаются в разные костюмы, надевают маски, учат множество коротких песенок. За исполнение их перед вашими окнами положено вынести дары колядующим - по аналогии с дарами волхвов, когда они узнали о рождении Христа.
Считается, что отказывать в угощении запрещено - иначе удача покинет дом.
Фольклористы уверяют, в бывшем Кадниковском уезде это в Вологодской области , например, в некоторых святочных обычаях и до нашего времени сохранились приметы старины. Трудно сказать, так ли это, но ещё несколько десятилетий лет назад во многих отдалённых поселениях святочные празднества продолжались с 22 декабря по 6 января. И в вечер на сочельник, а иногда и 22 декабря девушки продолжали устраивать «копыльные вечера» копыл — это прялка.
За прялкой, понятное дело, в этот вечер никто не сидел, однако девушки должны были продемонстрировать потенциальным женихам свою домовитость. Они и старались: в складчину покупали продукты, пекли пироги и накрывали общий стол, к которому приглашали парней и угощали их чаем, пирогами и другими яствами. Когда пироги кончались, на стол ставилось решето, в которое парни клали карамель, пряники, орехи и прочие лакомства. Девушки делили их между собой, после чего начинались игры и пляски — иногда на всю ночь.
Праздничный характер таких предсвяточных сборищ подчёркивают все исследователи русского быта. На такие беседы собираются обыкновенно парни и девушки из нескольких соседних деревень. На таких беседах деревенские парни-женихи «выглядывают», или «высматривают», себе невест из чужих деревень. Нечего, конечно, и говорить, что на такие сборные беседы девушки являются разодетыми во все свои лучшие наряды».
На эти праздничные «беседы» собирались всей деревней, без различия пола и возраста. В назначенную для праздника избу приходили соседи, а также парни и девушки из деревень в округе — и 10, и 15 вёрст не считались за расстояние. Девушки чинно рассаживались на лавках от печки до лицевого угла и от него до красного окна… Молодицы, старухи и женатые мужики, не участвующие в забавах, занимали места на лавках у печи и в само действие не вмешивались, были просто заинтересованными зрителями. Это правило нарушалось только в том случае, если молодёжь, развеселившись, забывала о безопасности — в этом случае кому-то из старших женщин позволялось покинуть своё место в сторонке и остудить горячие головы — надо было следить за тем, чтобы не случилось пожара.
Для неженатых молодых тоже было определено своё место: они размещались от красного окна до угла, где висели образа, «почестного», и от него до заднего, «полоненого» угла, направо от входа. Хозяин стоял у стола и принимал от парней деньги — за право посещения сборных бесед надо заплатить, да это и понятно, ведь дом после таких сборищ а чего только во время этих праздников не случалось!
Окончание Святок 19 января Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника Святками на Руси именуется светоносный период православного календаря от праздника Рождества Христова 7 января 25 декабря ст. Святки — простонародное слово, которому в церковных определениях соответствует понятие Святые дни. В этот период православный народ, окончив Рождественский пост, веселится и ликует о явлении в мир Христа. На Руси святочное время проходило шумно и весело. Грустить и отсиживаться дома в Святые дни считалось грехом.
Самым популярным занятием в это время были колядки, то есть народное прославление Рождества. Радостные ватаги ребятишек перекатывались от дома к дому, воспевая вифлеемского Богомладенца и получая за это от хозяев домов вознаграждение в виде мелких монет и различных сладостей. Взрослые устраивали весёлые гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетого люда, шедшего на народные гуляния или в гости. Ребята лепили снежных баб, катались с гор на санках, устраивали весёлые снежные побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества. Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале. Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством 25 декабря по действовавшему тогда юлианскому календарю , затем — Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем 1 января , и наконец, Крещение 6 января. В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник — 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды». После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя.
Само название — колядки — имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» — говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» — пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа. В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота — билеты на заутреню в церковь достать.
Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом. Главный реформатор новогодних гуляний в России — Петр I — ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее — в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки.
Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность.
Это пора поминовения предков-пращуров, колядования, обрядов, гаданий, народных гуляний и молодёжных посиделок. Источник 2 - языческий, друидский Праздник Йоль Yule , который длится с ночи с 19 на 20 декабря и до Нового года. Немного другие даты, и уже 13 ночей. Когда-то в дохристианские времена у «варварских» народов Европы, в т. Главными праздниками в ней были 4 астрономически важных дня — летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.
Йоль - самый главный, священный и самый могущественный праздник друидов. У славян Солнцеворот еще назывался Коляда — по имени бога солнца Коляды, чье рождество отмечали в день после ночи зимнего солнцестояния 2-й Ночи Йоля , когда солнце начинало "идти на лето". Йоль начинается в ночь с 19 на 20 декабря — это Начальная Ночь Йоля «нулевая» по счету ночь. Затем идет 1я Ночь материнская , 2я Ночь Зимнего Солнцестояния , 3я… и так до заключительной самой волшебной 12-й Ночи Йоля новогодней. Эти 13 ночей — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
Тегирождественские святки что это, святки две недели зимних праздников от рождества приходящегося, зимние праздники рождество святки крещение, рождество печоры 2023. 14 января в Русском центре Российского общества просвещения, культурного и делового сотрудничества в Стамбуле состоялась встреча «Ох, уж эти святки!». В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки. Святками или Рождественскими Святками называют период народных зимних праздников в январе.В 2024 году Святки начинаются 6 января. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути.
Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника
Но часть с шумными гуляниями и обрядами тоже осталась. И дети, и взрослые в дни Святок колядовали и даже гадали, хотя церковь часто и резко выступала против того, чтобы православные рядились в странных существ и животных и проводили обряды. Еще одна традиция, которая уже никого не смущала, — благотворительность. В праздничные дни было принято подавать милостыню, кормить нуждающихся, собирать пожертвования для больниц и тюрем. Коляда Колядование — особая традиция Святок, которая нередко превращалась в массовые народные гуляния до утра. С давних времен дети и молодые парни и девушки наряжались в смешные костюмы и ходили в гости к соседям. Обычно рядились в нечисть или животных — козу, медведя, барана, петуха или журавля. Маски и наряды делали из того, что было в доме: выворачивали шубы наизнанку, цепляли на себя перья, красились свекольным соком или сажей. В языческие времена ряженые исполняли прохожим и хозяевам домов праздничные песни на зимнее солнцестояние. Затем этим колядкам на смену пришли шутливые и поздравительные песенки с прославлениями Христа, Богородицы и других святых, а также хозяев дома, принимающих Коляду.
Было принято желать слушающим достатка, урожая и благополучия. Коляду с пожеланиями ждали в каждом доме, ведь считалось, что такие своеобразные заклинания определят весь будущий год. Хорошим тоном было отблагодарить ряженых сладостями, печеньями и даже пирогами. Гадания на Святки Время зимнего солнцестояния у древних славян считалось подходящим моментом для гаданий.
Так, еще до разделения церквей на католическую и православную, была предпринята попытка искоренить идолопоклонство в странах, где основной религией стало христианство. Почему святки так называются? Павел Романютенко Святки до христианства на Руси До Крещения Руси, которое состоялось в 988 году, одним из основных богов в славянском пантеоне был Велес. Именно его именем назывались 12 ритуальных дней от дня Коляды до Турицы или Водокреса - Большие Велесовы святки. Считалось, что в святочные вечера активизировались потусторонние силы, поскольку врата между Явью земным миром и Навью потусторонним или загробным миром оставались открытыми. Что делали на святки? В традиции дохристианской Руси на святки было принято: поминать предков угощать ряженых традиционной выпечкой - кокурками небольшими булочками или крендельками и козулями фигурками животных из теста петь традиционные песни - колядки и щедровки участвовать в зимних развлечениях, в частности, кататься на санках с горы гадать.
На вертепе сверху представляли божественных персонажей - Иисуса и волхвов, а снизу - царство Ирода. Управляли ими один единственный кукловод. Он же их и озвучивал разными голосами, с разными эмоциями. Все это сопровождалось музыкой. На вертепе представлено рождение Иисуса Христа. Царство Ирода. Что касается кукол, еще одну делали дети. Она была в виде крестика - кукла-перушка. С ней ходили колядовать. Научный сотрудник государственного музея-заповедника "Куликово поле" Игорь Бурцев говорит, что колядование, как впрочем и святочные традиции в целом, в Тульской области достаточно устойчивы. Вероятно, в 21 веке они сохранят вою социальную значимость. К сожалению, нам не удалось охватить своими исследованиями всю Тульскую область. Эта работа нам представляется перспективной на будущее", - говорит Игорь Бурцев. Кстати, в Центре народного творчества работает выставка-представление "Правда сбудется — не минуется…". Она знакомит туляков и гостей города с народными святочными обычаями Тульской губернии и соседних областей. Посетить выставку можно только по предварительным коллективным заявкам группы от 15 до 25 человек.
Наиболее важными были гадания накануне Рождества, Нового года и особенно Крещения. Они считались самыми правдивыми. Девушки гадали на женихов, а замужние женщины — на здоровье и судьбу — свою и близких. Спрашивали также об урожае. Не обходилось без подблюдных гаданий — гаданий с блюдом под пение особых песен. Вас научат этому юные участницы фольклорного коллектива Школы традиционной народной культуры г. Как только не гадали девки в деревне Хохлово Кадуйского района в Васильев вечер — с веретеном, на суженого с поленьями, на предстоящий год по одежде, «под дугой» на исполнение желания, на блюде... Кадуйский центр народной традиционной культуры предлагает вам посмотреть, как это было. В гаданиях участвуют старшеклассницы Хохловской средней школы и ребята из детского образцового фольклорного коллектива «Веретенце». Данный обряд был зафиксирован на территории Вологодского района.
Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника
народное гулянье с выступлением творческих коллективов, с песнями, частушками, хороводами. двенадцать святых вечеров, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых - светлое полуколо года. Само слово «Святки» произошло от глагола «святить», так как в праздничные дни народ прославлял («святил») Иисуса Христа и его Рождество.
Народный календарь: праздники года. Святки
Нужно искренне попросить Богородицу о том, чего вы желаете. Заступница одарит вас своей благодатью. Молодые девушки и юнцы также гадали на Святки. Чаще всего они были связаны с возможным замужеством. Незамужним женщинам было интересно, когда они пойдут под венец. Гадание с яблоком Девице на пороге нужно съесть плод. Когда в руках останется «огрызок», внимательно смотреть на дорогу. Если первым встретился мужчина, то в этом году девушка выйдет замуж. Зачем на Святки ходили к амбару Это гадание подскажет, за бедного или богатого человека выйдет девица замуж. Для этого нужно прийти к амбару и прислушаться, что происходит внутри.
Если покажется, будто сыпется рожь, то супруг будет обеспеченным. Если же слышен звук, будто внутри заметают, то бедным.
Все участники по традиции колядования надели маски и перевернули тулупчики — всё для того, чтобы больше погрузиться в эту атмосферу. Наталья Колова, сотрудник музея «Дом Семена-ложкаря»: «В Доме Семёна-ложкаря нас встречает приветливый хозяин и угощает. А мы славельные песни поем». А еще непременно нужно было привести в дом козу. Считалось: если она пришла в ваш дом, значит, год будет плодородным с хорошим урожаем и рождением детей.
Колядующие небольшими группами приходили в дома, перед этим переодевшись в различных животных, бесов или кикимор. Детвора пела поздравительные колядки и просила за это угощения. Святочные гадания продолжались на протяжении двух недель. Православные в Святки по вечерам собирались за праздничным столом. Что можно и нельзя делать на Святки? Святки отмечают в христианской церкви с незапамятных времен. С Крещением Руси церковные праздники стали частью жизни славян их «сращивали» с языческими обрядами. В Святки запрещалось осуществлять: земные поклоны дома и в церкви ; венчаться;.
Каждому в начале предлагается братина с алкогольным напитком. Обычаи передавались из поколения в поколение и в настоящее время набирают все большую популярность. Рождественские предсказания и суеверия Cчитается плохой приметой, если первой на Рождество порог переступит женщина. Это означает, что у всех женщин в этой семье будут проблемы со здоровьем в течение года. Еще одна традиция — это убрать дом накануне Рождества, помыться в бане и постелить чистую скатерть, чтобы год принес хороший урожай. Считалось, что если в Рождество выставить за окно печенье, испеченное в форме коровы, овцы или петуха, то вас ждет успех и процветание в этом году.
Святки: веселиться важно правильно!
Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, этот удивительный праздник сочетает в себе как православные, так и языческие традиции. «Святки» Петра Ильича Чайковского создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного. С первой звезды в канун Рождества Христова и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. 14 января в библиотеке-филиале № 12 имени А. П. Чехова прошел тематический день «Колядки матушки-зимы». «» рассказывает, на какие даты приходятся рождественские Святки в 2024 году, какие традиции и обряды связаны с этими днями. Главная» Новости региона» У православных начались 12 дней Святок.
Рождественские святки – 2023: как отметить старинный праздник, чтобы привлечь в дом деньги и удачу
На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Время от Святок до масленицы считается лучшим для заключения браков», – записывает Елена Резанова. веселый народный праздник, который длится с Рождества до Крещения Господня 06.01.2022, Sputnik Грузия.