Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан. Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Важной объективной причиной возникновения этнонационального и политического экстремизма являются разнообразные межнациональные (этнополитические) конфликты. Одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести.
Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко
Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс). Рассматриваются причины появления в обществе, в государстве разных видов экстремизма, в том числе и идеологического. Среди предпосылок возникновения экстремизма можно выделить следующие. Важной объективной причиной возникновения этнонационального и политического экстремизма являются разнообразные межнациональные (этнополитические) конфликты. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия.
19. Экстремизм и терроризм основные понятия и причины...
Содержание | > ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ > Причины возникновения экстремизма в молодёжной среде. |
Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность | деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение. |
Путин связал появление экстремизма и уголовщины с нелегальной миграцией
Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества. Целью профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом ещё до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма. В статье рассматриваются причины возникновения экстремизма.
Портал правительства Москвы
Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. Причинами возникновения экстремизма могут быть социальное неравенство и социальная несправедливость, возникшие в обществе. Экстремистской деятельностью (экстремизмом) является.
Экстремизм: понятие, виды
Внушает оптимизм то, что как полагают психологи, сегодня такая форма отношений «с другими» в значительной степени утратила свою этнологическую и социобиологическую основу. Современное человеческое с большими усилиями подошло к представлению о том, что все человеческие расы, народы и племена состоят из существ одного вида. Кроме психологических корней экстремизм тесно связан и с социально-политическими факторами. Проблема интолерантности, ксенофобии непосредственно порождается такими явлениями как волюнтаризм, тоталитаризм. Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, её социальной защищённости. В противном же случае толерантность всегда будет «односторонней», это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия в тех или иных формах. Правовая защищённость также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем — автоматически неосознанно , и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания граждан, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы при декларировании успешности действий по всем названным направлениям на фоне усилившейся миграции граждан из слабо развитых экономически регионов страны в Москву, Санкт-Петербург и другие, более благополучные субъекты Российской Федерации. Отсутствие чёткой системы нравственного и духовного воспитания в образовательных организациях, пропагандируемый рядом СМИ культ силы и сильной личности, свободы в её низшем проявлении как распущенность и потакание низменным инстинктам , политическая и правовая неграмотность граждан — становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодёжных экстремистских объединений и способствующим росту ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной и политической основе. Вместе с тем наряду с многообразием причин возникновения экстремизма в Российской Федерации главной, доминирующей причиной, по нашему мнению, следует признать высокую степень дифференциации населения по уровню доходов и, как следствие, социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведёт к тому, что социум перестаёт функционировать как целостный организм, объединённый общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряжённость, появляются группы, сообщества, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами. Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни особенно молодёжь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по несоблюдению контракта или организационным мероприятиям из Вооружённых Сил и других силовых структур.
Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию. В целом основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дезорганизацией граждан, ожесточённой борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — недостаточной эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надёжных механизмов социальной и правовой защиты населения. Все это ведёт к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путём, причём как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов. Проводниками экстремизма выступают как политические партии, религиозно-политические организации радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отвергающие принципы демократии и отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу. Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в Российской Федерации в 90-х гг. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом.
В указанный период экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков. Передел сфер влияния в преступном мире, финансовые махинации, коррупция, массовая алкоголизация и наркомания, безработица, кровопролитная чеченская война — все это способствовало тому, что, пользуясь своей безнаказанностью, эти молодёжные группировки взрослели, приобретали опыт, налаживали связи, привлекали новые кадры. Роль и значение экстремизма в 90-е годы XX в России оказались недооценёнными, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени. Данные проблемы также носят в себе потенциально кризисный и конфликтный характер. При этом следует отметить, что с 1991 года на территории России накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма, ксенофобии и религиозного экстремизма, активизацией ультранационалистических сил. В ряде регионов России достаточно широко распространились антисемитизм и антиэмигрантские настроения.
Кроме того, продолжает иметь место проблема нелегальной и неконтролируемой миграции, которая создаёт дополнительную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Собственно угроза создаётся тем, что из-за несовершенной нормативной и правовой базы Россия может стать прибежищем и настоящим отстойником для многих приверженцев экстремизма из стран ближнего и дальнего зарубежья, получивших подготовку на своей родине. Бывшие боевики или члены международных террористических организаций и их пособники, скрываясь в России, оказывают существенное влияние на состояние государственной и общественной безопасности страны. При этом некоторые правящие режимы на постсоветском пространстве стимулируют миграционный процесс, который зачастую носит нелегальный и неконтролируемый характер. Таким путём они уходят от решения задач рыночной трансформации своих национальных экономик, решают проблему занятости своего населения, а за счёт значительных денежных поступлений из России формируют фонд накопления и потребления внутри своих стран, необходимый для их выживания. В настоящее время на территории Российской Федерации находятся несколько миллионов человек, имеющих статус трудовых мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и других государств из ближнего зарубежья.
Безусловно, деятельность трудовых мигрантов в рамках установленных квот с соблюдением установленных юридических норм в настоящее время востребована и отвечает интересам Российской Федерации. Но, к сожалению, наряду с законопослушными иностранными гражданами в страну нелегально прибывают и лица с криминальным прошлым или являющиеся членами экстремистских сообществ или террористических организаций. В этой связи правовая и организационная неурегулированность процесса миграции, а также недостаточное внимание со стороны соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к этому явлению, формируют значительный потенциал угроз национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, основные причины экстремизма в Российской Федерации, обусловлены наличием ряда наиболее значимых факторов, которые можно разделить на три группы: I. Социально-экономические: значительная дифференциации населения по уровню доходов и социальное расслоение российского общества, что, в свою очередь, порождает формирование у малоимущей части населения чувство социальной несправедливости; высокий уровень безработицы, особенно среди молодёжи, представители которой довольно легко попадают под влияние радикальных политических и религиозных течений. Идеологические: размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей10 путём внешней культурной и информационной экспансии включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры ; осуществление деструктивного информационно-психологического воздействия на население страны, пропаганда через СМИ и Интернет вседозволенности и насилия; возможность практически бесконтрольного использования новых информационных технологий Интернет-ресурсы экстремистской направленности, социальные сети, мобильная связь для пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости; возможность бесконтрольного использования нелегитимных технологий управления и манипуляции поведением человека и социальных сообществ; деятельность различных политических, религиозных, неправительственных организаций проводящих активную легальную и нелегальную идеологическую работу экстремистского содержания с различными слоями населения; резкое снижение в 90- е гг.
ХХ столетия роли воспитательной функции в сфере образования Российской Федерации прежде всего, в образовательных организациях — общеобразовательных, профессионального образования и высшего образования ; утрата эффективного идеологического воздействия на молодёжь, что приводит к формированию широкого спектра молодёжных субкультур, в том числе и деструктивной направленности. Миграционные: увеличение миграционных потоков с последующим компактным расселением вновь прибывших мигрантов и наличием определённых проблем их адаптации к новой среде; наличие нелегальной и неконтролируемой миграции, прежде всего, из государств ближнего зарубежья; изменение этнического и конфессионального состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие, рост напряжённости в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Отдельно необходимо остановиться на проблеме распространения экстремистских взглядов и идей через сетьИнтернет как наиболее актуальный и быстроразвивающийся сектор, используемый для пропаганды радикальных идей экстремистской направленности. Несмотря на явно активизировавшуюся в последнее время работу органов власти по данному направлению кибер-пространство продолжает обладать огромным потенциалом для культивирования экстремизма в целом, а учитывая интерес молодёжи к новым информационным технологиям — и молодёжного в частности. Эта среда в незначительной степени подвержена оперативной цензуре, любой ресурс здесь может быть в любой момент перемещён на новое место, и, кроме того, доступ к ресурсам неограничен географически. Механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, не срабатывает столь же эффективно в кибер-пространстве.
Это делает Интернет благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей. Таким образом, в настоящее время кибер-пространство стало расцениваться экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы. При этом ресурсы, проповедующие радикальные идеи, имеют очень широкую аудиторию и не только в регионах, где они физически расположены. Анализ посещаемости сайтов показывает, что из всех представленных идеологических направлений у молодёжи наиболее велик интерес к праворадикальной идеологии. Некоторые сайты экстремистской направленности по числу посетителей могут конкурировать с сайтами официальных молодёжных организаций, опирающихся на мощный административный ресурс. Кибер-пространство позволяет получить беспрецедентную степень свободы в выборе объектов экстремистских действий и культивирования объектов ненависти.
Экстремизм — угроза национальной безопасности Российской Федерации Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьёзным фактором дестабилизации социально — политической ситуации в Российской Федерации и представляет собой угрозунациональной безопасности Российской Федерации. Важнейшим условием повышения эффективности противодействия экстремизму и терроризму является разработкаобщегосударственной комплексной программы, включающей не только правоохранительный, но и политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, пропагандистский, информационный, силовой, специальный оперативный, розыскной, технический, охранный и другие аспекты по устранению социальных условий, способствующих развитию различных видов экстремизма с учётом их типологии, форм проявления, а также мониторинга текущего состояния и прогнозирования развития экстремизма. В сфере образования — обеспечение подготовки ответственных и образованных граждан России, обладающих высокой квалификацией, за счёт: повышения роли образовательных организаций всех видов и уровней в воспитании молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; создания равных условий на всей территории Российской Федерации для получения общедоступного, бесплатного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; расширения возможности обучения граждан в образовательных организациях среднего профессионального обучения, в интересах значительного увеличения численности высококвалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. В сфере культуры — обеспечение консолидации гражданского общества вокруг общих ценностей, за счёт: мер по сохранению и приумножению традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодёжи в духе гражданственности; мер по сохранению и развитию общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны. Заключение Экстремистская деятельность по своей сути преступна, она противозаконна в любых её проявлениях. Особенностями современного экстремизма являются: возросший профессионализм, высокая организованность; многообразие приёмов, усиление жестокости действий радикальных сил; использование в борьбе новейших достижений науки, самого современного вооружения, боевой техники и технологий; расширение информационных, тактико-стратегических, финансовых, идеолого-психологических и иных связей различных экстремистских сообществ и групп, как в масштабах отдельной страны, так и на мировой арене; стремление добиться общественного и международного резонанса; применение разнообразных способов запугивания населения и правительств различных стран; широкое использование военных средств и методов.
Экстремизм зачастую провоцируется и используется внешними силами как орудие всестороннего ослабления реального или потенциального политического соперника. Социальную базу экстремизма составляют обездоленные слои общества, маргинальные утратившие прежние социальные связи и не приспособившиеся к новым условиям группы населения, а также люди с повышенными социальными, корпоративными, клановыми и т. Формированию экстремистских настроений способствуют: экономические кризисы, в наибольшей степени ущемляющие интересы мелких предпринимателей, интеллигенции, лиц свободных профессий; массовая безработица среди потенциально активных слоёв населения; маргинализация социальных структур; социальная и материальная поляризация общества; нарастающее отчуждение масс от процесса принятия и реализации политических решений, их убеждение в невозможности легального и эффективного участия в политической жизни и др. Наиболее важным направлением противодействия экстремизму, по нашему мнению, является сохранение социального единства общества на основе обеспечения высокого качества жизни населения России, укрепления и приумножения традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Разработал генерал-майор запаса В. Кужеев Информационные материалы основываются на следующих источниках: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
О противодействии экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации. Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе. Резолюция ПАСЕ 1344 2003. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом Заключена в г. Шанхае 15.
Социальный экстремизм В современном обществе значительно выражено социальное неравенство и расслоение на большое количество подгрупп по уровню материального благосостояния. Такая ситуация привела к тому, что все больше людей знают, что значит социальный экстремизм. Так именуется идеология, основанная на чувстве социального неравенства, особенно характерная для молодежи. Однако организации, должностные лица и граждане, придерживающиеся такой идеологии, выступают за посягательство на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан.
При этом они считают, что один класс должен превосходить другой, к примеру, бедные над богатыми, и стараются подкрепить свои идеи конкретными действиями. Националистический экстремизм Опасной разновидностью социального явления считают национальный экстремизм. Он представляет собой: Радикальные идеи, действия и настроения в отношении представителей иной нации, народности или национальности, этнической группы. Признание верховенства одной нации над другой.
Стремление к физической или политической «ликвидации» нетитулованного населения. Ярким примером национального экстремизма, всколыхнувшим всю планету, можно назвать фашизм. Международный экстремизм В последние десятилетия формируется новая экстремистская деятельность, которую ученые определяют как международная. Она проявляется в форме радикального экономического и демократического противостояния между государствами.
Ее появление связывают с: Появлением транснациональных компаний, стремящихся унифицировать развитие разных стран под свои нужды. Глобализмом в виде рыночного, политического и военного давления, выражающегося в привязке к банковскому сектору западных стран, ориентации на экспорт сырья и прочем. Чем опасен экстремизм? На государственном уровне опасность политического экстремизма и других разновидностей явление считается реальной угрозой национальной стабильности и безопасности.
Она может привести к: Воспрепятствованию работы государственных органов и институтов. Срывам выборов и голосований. Возбуждению расовой, межнациональной и других видов розни. Воспитанию молодого поколения в формате ненависти и вражды к другим общественным группам.
В итоге в этих сферах быстро снижается доля молодежи. Внедрение западных стандартов и схем в систему образования в большинстве случаев приводит к разрушению сложившейся национальной системы образования, которая десятки лет доказывала свою эффективность в подготовке высококвалифицированных специалистов различного профиля. Социально-экономическое положение и стратификация. В связи с кризисными процессами социально-экономическое положение молодежи по ряду основных показателей имеет тенденцию к ухудшению. Отмечается одно из наиболее опасных явлений экономической жизни — более половины работающей молодежи либо вовсе не имеет профессии, либо трудится не по специальности, приобретенной в процессе обучения.
В молодежной среде резко падает престиж труда. Особенности общественного сознания и образ жизни. При всей фрагментарности и противоречивости оценок в общественном сознании основной части молодых россиян сохраняются традиционные ценности: стремление иметь крепкую семью, физическое здоровье, высокую квалификацию и материальный достаток. Вместе с тем в связи с материальными трудностями имеет место тенденция свертывания планов по созданию семьи и рождению детей, причем в большей степени это проявляется у молодых женщин. Значительно укрепляются и становятся базовыми особенно в условиях крупных городов индивидуалистические установки.
При этом отмечается рост гипертрофированного этнического самосознания и этноцентризма. Действие указанного выше комплекса факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в российской молодежной среде, дополняется влиянием широкого круга условий объективного и субъективного характера, благоприятствующих формированию данного социально-политического явления и приобретших за истекшие годы значительные масштабы. В их числе наибольшую роль играет распространение в обществе, в немалой степени при участии средств массовой информации, идей насилия и жестокости; высокий уровень неконтролируемой миграции из ближнего и дальнего зарубежья; наличие в стране широкого и доступного черного рынка оружия и др. Однако при этом не должны упускаться из вида и значительные по своему масштабу и дестабилизирующему воздействию факторы внешнего характера. К ним, в частности, относятся целенаправленная политика ряда иностранных государств, имеющих экспансионистские геополитические интересы в отношении России и стремящихся к их достижению при активном использовании пропагандистских центров, разнообразных научных, гуманитарных, благотворительных организаций, а также антироссийская деятельность зарубежных религиозно-экстремистских и националистических структур.
Основным содержанием указанной выше деятельности является инспирирование создания в отдельных регионах России экстремистских объединений, прежде всего национал-сепаратистского и религиозно-экстремистского характера, либо поддержка уже функционирующих движений подобного толка. В зависимости от социально-политической обстановки в конкретных регионах Российской Федерации и стратегических устремлений иностранных государств и зарубежных экстремистских организаций их участие в инспирировании или поддержке тех или иных экстремистских течений осуществляется с различной активностью и в различных формах. Например, в регионах северо-запада России, Поволжья, в ряде районов Сибири ими предпринимаются попытки усиления националистических и сепаратистских настроений, а в ряде районов Северного Кавказа ведется активная деятельность по разжиганию исламского фундаментализма и поддержке активного сепаратизма. При этом «целевой аудиторией» при реализации указанных выше замыслов как наиболее активная и податливая в идеологическом плане среда выступает именно молодежь, которая является проводником экстремистских идей и основным актором их реализации.
К внутренним факторам можно отнести многочисленные социальные конфликты и противоречия, сформировавшиеся в переходный период становления Российской Федерации, имеющие объективный и субъективный характер и высокую вероятность их долговременного существования. Однако основой экстремизма в молодежной среде является комплекс, во-первых, социально-экономических и, во-вторых, социально-политических факторов. Одно из главных мест при возникновении и распространении экстремизма в молодежной среде занимают факторы социокультурного и социально-психологического характера. В комплексе этих факторов приоритетное место занимает процесс размывания прежней относительно единой системы социальных ценностей, формирования или усиления негативного влияния замещающих их субкультур на социально-групповых, этнических, религиозных, криминальных и других основах при признании их носителями допустимости или необходимости использования насилия для достижения соответствующих личных или групповых целей. В условиях массовых социокультурных и социально-психологических изменений в обществе, направленных в сторону крайнего индивидуализма, вседозволенности, отрицание правовых норм и нравственных устоев в обществе, широкие масштабы приобретает процесс криминализации российского общества. Данный процесс оказывает многоплановое воздействие на возникновение и распространение экстремизма в молодежной среде: формирует скептическое отношение к закону, правопорядку, правам человека; формирует чувство безнаказанности за совершение преступных действий; способствует культу насилия; сопровождается созданием благоприятных материальных предпосылок для дальнейшего роста числа преступлений насильственного экстремистского характера. Как следствие в российском обществе усиливаются явления этнической и межконфессиональной нетерпимости и противостояния. Так, в настоящее время одной из основных причин роста экстремизма в молодежной среде является этнонациональный фактор, связанный с процессом возрождения этнического самосознания действительными или мнимыми историческими обидами отдельных этнических групп, интересами и устремлениями этноклановых элит; и многое другое. Также сказывается отсутствие серьезных положительных изменений в социально-экономическом положении многих национальных регионов страны. Кроме того, серьезную роль в указанной сфере играют миграционные процессы. Прибывающие в Россию мигранты в первую очередь размещаются в крупных городах и перевозят туда на постоянное место жительства своих родственников, что ведет к изменению этнодемографического баланса, длительное время сохранявшегося в субъектах Российской Федерации. Обособленный образ жизни мигрантов при отсутствии стремления к интеграции в принимающее общество, нежелание общаться на русском языке, демонстративные ношение национальной одежды и соблюдение своих обычаев, открытое противопоставление себя местным традициям и культуре ведут к росту ксенофобии в среде коренных жителей, прежде всего среди молодежи. Недовольство последних вызывают также экономическая активность представителей национальных общин, вытесняющих местное население из наиболее привлекательных секторов экономики, попытки навязывания своей культуры и религии, регулярно совершаемые мигрантами уголовные преступления. Указанные обстоятельства приводят к росту конфликтов и экстремистских проявлений, популяризации националистической идеологии среди коренного населения. Особо негативную роль как фактор возникновения и распространения экстремизма в российской молодежной среде играет формирование в ряде регионов России устойчивых очагов повышенной социальной напряженности и нестабильности — острых социально-политических и межэтнических конфликтов, обладающих высоким уровнем дестабилизирующего воздействия на безопасность страны. Наиболее существенной социологической характеристикой современной молодежи России является ее неоднородность. Процесс дезинтеграции молодежи обуславливается, прежде всего, растущим имущественным неравенством. Заслуживает особого внимания такой фактор, как этническая и региональная дифференциация молодежного сообщества России, обуславливаемый спецификой социальной, политической, этнической обстановки в том или ином регионе страны. В процессе изучения такого опасного феномена, как экстремизм в молодежной среде следует учитывать, как те или иные факторы социальной среды влияют на формирование и развитие личности молодого человека, какие из них направляют это развитие в конструктивное русло, а какие наоборот, детерминируют экстремистские установки.
ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Путин назвал одну из основных причин появления экстремизма - | Новости | Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия. |
Экстремизм — Википедия | Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан. |
К вопросу возникновения экстремизма
Документ вступает в силу 28 октября 2020 года [40]. Среди прочего он предусматривает установление запрета на прием на должности авиационного персонала людей, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризм «перечень Росфинмониторинга» [45]. Частичная либерализация законодательства в 2018 году[ править править код ] После ряда громких уголовных дел по статье 282 УК РФ в 2018 году из-за публикаций в социальных сетях комментариев, юмористических картинок, анекдотов и т. Глава государства ответил, что надо определиться с самим понятием «экстремизма». Он указал, что «не нужно доводить все до маразма и абсурда», и попросил «Общественный народный фронт» проанализировать ситуацию [46]. В данном постановлении было разъяснено, что размещение в сети «Интернет» материала может быть квалифицировано по ст. Верховный суд РФ также указал, что при решении вопроса о наличии или отсутствии у лица прямого умысла и цели возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства при размещении материалов следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, форму и содержание размещённой информации, её контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования лицом соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения, содержание всей страницы данного лица, сведения о деятельности такого лица до и после размещения информации, в том числе о совершении действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории, данные о его личности, объём подобной информации, частоту и продолжительность её размещения, интенсивность обновлений [47]. Генпрокуратура РФ также указала п. В конечном итоге 3 октября 2018 года Президент России внёс в Государственную думу два законопроекта, направленные на частичную декриминализацию ст. Тогда как за первое нарушение гражданам будет грозить административный штраф в размере от 10 тыс.
И уже 27 декабря Президент подписал федеральные законы о внесении изменения в ст. В Викитеке есть полный текст Федеральный закон от 27. Некоторые из них вносились в Государственную думу, однако они не были в конечном итоге учтены депутатами. Так, Совет по правам человека при президенте России представил в Думу Рекомендации по совершенствованию законодательства о противодействии экстремизму и практики его применения. СПЧ предлагал сузить легальное определение экстремистской деятельности, закрепленное в ст. Кроме того, в Рекомендациях предлагалось закрепить в качестве обязательного признака экстремистской деятельности признак насилия применение насилия, угроза его применения, призывы к насилию или иная явная поддержка насилия , поскольку в этом случае будет исключена возможность уголовного наказания за высказывания, не представляющие реальной угрозы защищаемым Конституцией РФ интересам [54]. И СПЧ при Президенте России и Уполномоченный по правам человека в России предлагали также исключить из статьи 282 УК РФ упоминание действий, совершенных по признаку принадлежности к какой-либо «социальной группе» — поскольку этот термин «является недостаточно определённым, и, как свидетельствует правоприменительная практика, его применение становится произвольным», порождая такие спорные «социальные группы», как «атомщики», «ватники», «депутаты Госдумы», «судьи», «коммунисты», «красные упыри» [55] , «сторонники В. Путина» и т. При этом гомосексуалов и прочих представителей ЛГБТ-сообщества представители правоохранительных органов раз за разом отказываются признавать социальной группой и возбуждать уголовные дела за разжигание ненависти и призывы к насилию по отношению к ним.
Также предлагалось исключить из ст. Однако их предложения о полном исключении из соответствующих статей УК и КоАП формулировок об «унижении достоинства» и о «какой-либо социальной группе», а также о наказании по ст. Не поддержали депутаты и поправки сенатора Владимира Лукина, предложившего не приговаривать по ст. Предложения Уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой и рекомендации СПЧ в форме поправок не вносились [57]. Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов — полицейских , которых признают «социальной группой» [66] [67]. В январе 2010 года житель Костромы Роман Замураев, обвинявшийся по ч. Было заявлено, что Верховный суд планирует в ожидании помощи от законодательной власти рекомендовать судам трактовать «социальные группы» ограничительно, а не расширительно — то есть, нарушения могут в быть в отношении «социально слабых групп» — пенсионеров, инвалидов, сирот [70]. Однако в принятом постановлении термин «социальная группа» не был истолкован таким образом. Тем не менее, было указано, что критика в средствах массовой информации должностных лиц профессиональных политиков , их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц [71].
Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 года [72] и опубликовано в « Российской газете » 4 июля [73]. В письме от 19 декабря 2011 года председатель Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи запросил мнение Венецианской комиссии относительно Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности». На основании данного запроса, на 91-й пленарной сессии Венеция, 15—16 июня 2012 года «Европейская комиссия за демократию через право» Венецианская комиссия вынесла мнение по поводу российского Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». С точки зрения Венецианской комиссии: Закон об экстремизме, вследствие широкого и неточного словоупотребления, в особенности в «основных понятиях», определяемых в Законе, таких как определение «экстремизма», «экстремистской деятельности», «экстремистских организаций» или «экстремистских материалов», предоставляет слишком широкое усмотрение в своём толковании и применении, что ведёт к произволу. Конкретные инструменты, предусмотренные Законом для противодействия экстремизму, рождают вопросы, касающиеся свободы объединений и свободы выражения мнения, которые гарантируются ЕКЗПЧ, и требуют внесения адекватных поправок. Как таковой Закон об экстремизме может способствовать наложению несоразмерных ограничений на основные права и свободы, которые гарантируются Европейской конвенцией о защите прав человека в особенности статьями 6, 9, 10 и 11 , и нарушению принципов законности, необходимости и соразмерности. В свете вышеизложенных комментариев Венецианская комиссия рекомендует исправить этот существенный недостаток в отношении определений и инструментов, предоставляемых Законом, чтобы привести их в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека [75] [76].
Эффективность реализации настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями субъектов противодействия экстремизму при осуществлении политических, правовых, организационных, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией. Информационно-аналитическое обеспечение реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях осуществляется с использованием информационных ресурсов субъектов противодействия экстремизму, государственных научных и образовательных организаций, региональных средств массовой информации и некоммерческих организаций. Основные этапы реализации настоящей Стратегии 40.
Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа. На первом этапе реализации настоящей Стратегии планируется осуществить следующие мероприятия: а разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на противодействие экстремизму; б выполнение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации настоящей Стратегии; в проведение мониторинга результатов, достигнутых при реализации настоящей Стратегии; г прогнозирование развития ситуации в области межнациональных межэтнических и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возникновения экстремистских угроз; д обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму; е создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", от проникновения экстремистской идеологии. На втором этапе реализации настоящей Стратегии планируется обобщить результаты ее реализации и при необходимости подготовить предложения по разработке новых документов стратегического планирования в сфере противодействия экстремизму. Целевые показатели реализации настоящей Стратегии 43. Целевыми показателями реализации настоящей Стратегии являются: а динамика изменения количества зарегистрированных преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности, выявленных лиц, совершивших такие преступления и правонарушения, по годам; б доля преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности в процентах по годам; в количество общественных, религиозных объединений и организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; г количество содержащих экстремистские материалы информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", доступ к которым был ограничен на территории Российской Федерации или с которых такие материалы были удалены. Перечень целевых показателей реализации настоящей Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее реализации. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии 45. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии являются: а сокращение количества экстремистских угроз в Российской Федерации; б уменьшение доли преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности; в недопущение распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации и сети "Интернет"; г повышение уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремизму; д активное участие институтов гражданского общества в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений; е формирование в обществе, особенно среди молодежи, атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии; ж повышение уровня защищенности граждан и общества от экстремистских проявлений. Реализация настоящей Стратегии должна способствовать стабилизации общественно-политической ситуации в стране, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, повышению уровня общественной безопасности, укреплению межнациональных межэтнических и межконфессиональных отношений, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации.
Обзор документа Президент обозначил цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму до 2025 г. К наиболее опасным экстремистским проявлениям относятся: - возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, социального статуса, в т. Предусматривается создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму, а также специализированного информационного банка данных экстремистских материалов. Регионы и муниципалитеты должны разработать целевые программы по формированию системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных межэтнических конфликтов. Необходимо выявлять и устранять источники и каналы финансирования экстремистской и террористической деятельности.
Данной статьей предусматривается наказание за публично высказываемые призывы к осуществлению любого из видов экстремистской деятельности. При этом передача таковой информации через коммуникационные сети, в том числе и Интернет, является отягчающим фактором. Максимальное наказание по данной статье может составлять 5 лет лишения свободы, а штраф — достигать 300 тыс. Статья 282. По положениям этой статьи уголовная ответственность накладывается на организаторов экстремистских сообществ. При этом наказание за таковую деятельность может составлять вплоть до 12 лет лишения свободы в самых тяжких случаях, либо — штрафом вплоть до 800 тыс. Следует отметить, что наказание предусмотрено как для организаторов, так и для участников таковых сообществ. Также, положения данной статьи предполагают освобождение от уголовной ответственности любого из лиц, указанных в ней, при добровольном прекращении деятельности в таковом сообществе, при условии, что в рамках участия в нем не были совершены иные преступления. Таковая статья касается функционирования экстремистских организаций. В целом, она в большинстве положений практически тождественна вышеописанной ст. Данная статья кодекса рассматривает вопросы финансирования экстремистской деятельности.
Значимость обеспечения спокойствия в сфере межрелигиозных отношений для общественного развития очень велика. В нашей стране может зарегистрироваться почти любая религиозная группа и организация без должной экспертизы, а значит, есть шанс столкнуться с деструктивным культом. Существует экспертиза, которая устанавливает, является ли данная организация религиозной или нет. Что касается выявления экстремистских организаций, то для этого собирается специальная экспертиза уже после запроса соответствующих органов. В идеале, любая организация, которая претендует на право быть зарегистрированной как религиозная, должна пройти более глубокую экспертизу, касающуюся вероучения и потенциальной опасности для общества. Важно знать, что проповедует данное течение, является ли оно традицией или ее искажением. Даже если рассматривать сборник проповедей, который на первый взгляд безобиден, можно найти в нем скрытые манипуляции, в результате чего человеку преподносят совершенно другую систему вероубеждений. Это разглядит только специалист. К сожалению, на сегодняшний день экспертные группы носят больше светский характер, мусульман в эти группы не приглашают. Поэтому результаты работы экспертов носят однобокий характер, не учитывают все особенности религиозной составляющей, ее идеологической подоплеки. Сегодня мы говорим о терроризме, об идеологии, которую используют деструктивные силы для реализации своих целей. Выражать ее могут как отдельные физические лица, организации, так и целые государства. И называться она может по разному, но сути при этом не меняет. Например, последние полгода мы наблюдаем поворот в геополитической концепции США управления остальным миром от «войны с международным терроризмом» к «демократизации» государств «Большого Ближнего Востока», что уже предполагает союз с религиозно-политическими экстремистами и предоставление им полной свободы действий, что приведет скорее не к управляемому хаосу, а непредсказуемой дестабилизации всего региона и рано или поздно вернется сокрушительным бумерангом в сторону западной цивилизации. После произошедших революций к власти в странах Ближнего востока пришли наиболее радикализированные партии. И это предупреждение для нас.
Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде
обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем. ы возникновения экстремизма. Причины возникновения и распространения экстремизма в России. Почему у молодежи возникают столь радикальные, экстремистские мысли?
Экстремизм – угроза национальной безопасности России
Вековые конфликты являются одними из главных причин межгосударственного, международного и религиозного террора. К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие. политические факторы. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций. Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии.
Профилактика терроризма и экстремизма в сельском поселении Бекешевский сельсовет
«Экстремизм и терроризм: причины возникновения и распространения» | Причин для проявления экстремизма в различных его формах можно выделить несколько. |
Вы точно человек? | Духовные причины экстремизма являются неизменными с момента грехопадения человека, тогда как социальные меняются в зависимости от конкретной исторической эпохи. |