В заключение, могу сделать вывод, что каллиграфия важна для детей школьного возраста и необходима для развития мелкой моторики, психических качеств, возможностей формирования разборчивого почерка. Ещё и каллиграфия, даже, если это просто дополнительный урок письма по факту окажется то пишут в целом они много. По словам педагога, занявшись каллиграфией, она просто хотела научить детей красиво писать. Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. Таким образом, развитие каллиграфических умений – это необходимое условие для развития речи и мышления ребёнка и облегчения усвоения навыков письма будущими школьниками.
Орфография и каллиграфия
Ключевые слова: каллиграфическое письмо В своей работе я проанализировала необходимость обучения младших школьников каллиграфическому письму. Попыталась ответить на вопросы: что такое каллиграфия, зачем нужно соблюдать принципы каллиграфии и как подвести учащихся к осознанной работе над своим почерком. Я попыталась выявить и проанализировать самые распространённые каллиграфические ошибки у учеников начальной школы, найти возможные варианты их предупреждения и исправления. Свои рассуждения я хотела бы начать, ответив на вопросы: что такое каллиграфия и зачем она нужна. В переводе с греческого языка каллиграфия обозначает «красивое письмо» и является одной из отраслей изобразительного искусства.
Я же в своей работе буду говорить о каллиграфии, как об умении правильно, свободно, красиво писать, писать, чувствуя «дыхание руки». В современной школе, к сожалению, детям на чистописание даётся максимум полгода. Кому-то правильное письмо даётся легче, кому-то труднее. Со второго класса программа нацелена только на освоение грамотности.
В результате, как только объём письма увеличивается, почерк портится, каллиграфических ошибок становится больше, рука устаёт, концентрация на правильном написании букв и соединений снижается, результаты ухудшаются. Чтобы всё исправить или не допустить этого, достаточно чуть больше времени и внимания уделять каллиграфии. Что же даёт детям каллиграфия? Можно ли отказаться от формирования каллиграфических умений?
Можно ли вообще обойтись без красивого и аккуратного почерка? К чему это приведёт?
Причем тенденция к угасанию анализируемых параметров наблюдается от поколения к поколению. В частности, вскрыто, что спустя только одно поколение качество структуризации мыслеобразов, в т. Полученные данные указывают, что технико-скоростные информационные установки школьных программ вместо раскрепощения художественно-творческих потенциалов на исходе XX столетия привели к повальным явлениям в психомоторной конституции новых поколений народа. Отсюда овладение детьми утонченно-каллиграфическим письмом — по сути и есть механизм раскрепощения непроизвольных нейродинамических ритмов, раскрепощение утонченных психомоторных программ! Другая группа занималась с помощью слабо чувствительного к утонченным усилиям письма шариковой ручкой. После этого дети были обследованы на предмет особенностей их чувственно-эстетических установок потребностей на гармонично-пластические образы мира, — с одной стороны, на судорожно-испульсивные, — с другой. Такие дети тянулись к мелодичной задушевной музыке, к пластическим формам и утонченным узорам и т. Эти дети отвергали различные проявления сюрреализма, абстракционизма, рок-музыки и т.
Совершенно обратная тенденция выявлялась среди детей, занимавшихся моторно-закрепощенным письмом шариковой ручкой. Полученные данные позволяют подвести «биогенетическую логику» — логику закрепощенных нейродинамических ритмов под возникшие на этапе XX столетия различные «модернистские» течения в искусстве и музыке. В широком плане речь идет об видовом, психомоторном феномене, возникшем в ответ на воспроизводство новых поколений народа. Безотрывное письмо шариковой ручкой привело к тому, что процесс письма стал осуществляться не пальчиками кисти, а всей рукой. Это сделало почерк детей как начальной школы, так и старшеклассников, неровным, неряшливым, плохо, а то и вовсе нечитаемым. Кроме того, отказ от парт и замена их столами повлекли за собой быстрое ухудшение зрения у детей и развитие сколиозов. Всё это отражается на наших детях. Иван Михаайлович Сеченов — русский ученый, член-корреспондент 1869 , почётный член 1904 Санкт-Петербургской академии наук, создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии, писал, что всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении. Формирование почерка не является чисто механическим процессом, зависящим от простых движений рук, их размера или захвата пишущего прибора. Почерк — это тонкое психомоторное отражение процессов, проходящих в сознании, подсознании и нервной системе человека.
Каллиграфия и мозг Чтобы в жизни чего-то добиться, нужно иметь связи — хорошие нейронные связи. Синаптические связи связи между нейронами головного мозга строятся на основе повторения или эмоций, пережитых вами в прошлом. Ваш разум существует за счет того, что ваши нейроны образовали связи, которые отражают удачный и неудачный опыт. Некоторые эпизоды из этого опыта были «закачаны» в ваш мозг благодаря «молекулам радости» или «молекулам стресса», другие были закреплены в нем благодаря постоянным повторениям. Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки. Начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большое количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм. Чтобы писать нужно представлять какая буквочка будет следующей, нужен прогноз, прогноз пространственно-временной, да ещё и графический и это надо четко представить и держать в голове.
У детей, которые тыкают пальцем в экран, эти функции отсутствуют!!! А навык предсказывать ближайшее будущее, последствие, понимать, чем закончится дело — это то, что нужно и для социальной коммуникации. Ведь как часто дети делают что-то не со зла, а просто не отдают себе отчет в последствиях, и это отчасти от того, что в мозгу ещё не развиты соответствующие области мозга. Трудно представить, что ещё может дать в детстве такое же развитие мозга как каллиграфия. Более сложного задействования мозга нет. ЧТО задействуется — графическое поле — это верхняя часть теменной области; так как слова надо сначала проговорить — это зона Брока и зона Вернике — огромная область нижнетеменной и височной области; надо шевелить пальцами — это предцентральная борозда — огромная область и это только моторная, а за ней лежит сенсорная, которая управляет движением рук; в уме проговариваем слова значит язык работает микросокращения мышц языка , ребенок учится говорить произносить в мысли, возникает культура речи, так как выбрасываются всякие междометия и ребенок проговаривает текст что пишет. В сумме несколько десятков областей. Там и зрительные и цветовые поля, и ядра подкорки. Если хотите, чтобы дети развивались могли связно планировать свои действия, чтобы они научились чему-то, сделать связно целостно, программировать и планировать — каллиграфии аналогов нет. Где была бы задействована речь, моторика, понимание и осмысленность действий.
У нас нет в природе человеческих занятий другого такого дела, чтобы было интегрированное осмысленное поведение, предполагающее некий набор шагов, и в то же время в сочетании с сложнейшей моторикой, с памятью и точнейшей координацией всех этих систем.
Причины для возникновения этих трудностей разнообразны: чисто педагогические, медицинские, физиологические, возрастные, психологические. Учитель хочет видеть результат и не замечает истинных причин ухудшающего почерка. Много сил и времени тратится на достижение желаемого результата: усиливаются требования, проявляется жёсткость, на ребёнка начинают «давить» родители.
Это ведёт только к ухудшению состояния: причины не выявлены, не устранены - результата нет. Проблема обучения письму была и остаётся актуальной по сей день. Этой проблемой занимаются педагоги, психологи, логопеды, физиологи, методисты. Я не случайно выбрала эту тему для курсов, так как постоянно сталкиваюсь с трудностями в процессе обучения чистописанию.
Хотелось бы помочь себе и своим ученикам, проведя анализ каллиграфических ошибок при письме. Найти возможности их предупреждения и исправления. Младшие школьники наиболее часто испытывают такие трудности при написании, как овладение буквенной формой написание овалов, длинных наклонных линий, подсчёт элементов , правильность соединения букв и наклона строки. Происходит это из-за того, что упражнений для выработки каллиграфически правильного написания очень мало, времени на отработку каллиграфических навыков не хватает и все эти навыки теряются.
Поэтому учитель должен уделять этому важному аспекту как можно больше внимания, проводить соответствующую работу, которая возможна не только на уроках правописания, но и на других. Во-первых, если ребенок надлежащим образом не относится к разборчивости своего почерка, то это оказывает непосредственное влияние на усвоение орфографических норм. Например, при крупном написании букв учащимся сложнее дается орфографически правильное написание, так как что глаз ребенка с напряжением охватывает слово, написанное крупно, и с трудом воспринимает подлежащие усвоению орфограммы. Если ребенок торопится, в его письме зачастую наблюдаются замены и искажения букв, ведь некоторые буквы схожи зрительно например, «о» и «а», «и» и «ш» , а некоторые - схожи в движениях руки при их написании п и т, л и м.
Дети с отличными результатами в каллиграфии могут участвовать в городских, провинциальных и национальных конкурсах, что закаляет ребенка, повышается его уверенность в себе, и конечно, учеба будет более успешной. При занятиях каллиграфией у ребенка повышается учебная эффективность Некоторые дети раздражительны и не могут сосредоточиться, не могут усидеть во время выполнения домашнего задания, что приводит к низкой эффективности обучения и затрудняет повышение их оценок. Занятия каллиграфией помогают детям стать более спокойными, улучшить настрой, развивать концентрацию и повышают эффективность обучения. У ребенка, который изучает каллиграфию, улучшается успеваемость Регулярные занятия каллиграфией способствуют формированию хороших учебных привычек, а также могут улучшить результаты на экзаменах, особенно на таких важных, как вступительные экзамены в среднюю школу, а также государственные экзамены для поступления в высшее учебное заведение, где можно получить дополнительные баллы за красивый почерк. Если ребенок занимается каллиграфией, он воспитывает волю Для того чтобы красиво писать иероглифы, необходимо постоянно тренироваться. В процессе постоянной практики у ребенка происходит естественное воспитание воли. Следует отметить, что многие дети подвижны и любят играть, и не могут регулярно практиковаться в написании иероглифов. Необходимо, чтобы родители подавали личный пример, стали образцом для своего ребенка.
Хотите улучшить технику чтения ребенка?
- Почему отменили каллиграфию в школах
- Как и зачем учить ребенка красивому письму?
- Как и зачем учить ребенка красивому письму?
- Евгения Михайлова
- Ровным почерком
Польза каллиграфии для детей
Мастера каллиграфии считают умение красиво писать искусством, которому можно посвятить всю жизнь. В целом, каллиграфия для детей предлагает вдохновляющий и красивый способ улучшить их навыки письма, развить творческое мышление и научиться концентрации. Занятия по каллиграфии помогут ребенку избежать искривления позвоночника и сопутствующих проблем со здоровьем.
Каллиграфия, как искусство письма
Занятия каллиграфией успокаивают бунтующий организм. А если ребенку понравится и он увлечется, то произойдет улучшение общего эмоционального фона. Каллиграфическое письмо дисциплинирует человека, учит его усидчивости и спокойствию, а это именно то, чего так не хватает многим детям. Девяносто восемь процентов детей с каллиграфическим почерком, пишущих именно по канонам прописей, не отходящих от образца, — отличники.
Каллиграфия для детей
От сюда и преимущество. В это дело каллиграфию вовлечена не только кора мозга, но и мозжечок, куда приходят связи из областей, которые связаны с письмом. Это говорит о том, что, если в детстве научить ребенка писать каллиграфически хорошо, у него алгоритмы а мозжечок — это в первую очередь набор алгоритмов координационных движений окажутся закреплены на долгие и долгие годы, и тогда возвращаясь эпизодически к этому занятию можно собственно говоря спасать и поддерживать свой мозг. При кровоизлияниях в мозг, при повреждении зоны Вернике, благодаря тому, что центр письма интегрирует массу функций двигательных и моторных областей, чтобы компенсировать такие патологические изменения при кровоизлияниях и травмах мозга методы построены на том, чтобы компенсировать с помощью графических образов и не в виде рисунков, а ввиде букв. Этот метод еще с 30-40 годов был самым распространенным методом компенсации восстановления нейронов и восстановления функции мозга и межкорковых связей. При тонких моторных движениях включается возбуждение многих полей, которые в том числе сидят на медиальной зоне мозга. Это очень полезный центр, который связывает рассудочное мышление, то что мы представляем, как осознание, то что называют когнитивными способностями и лимбический инстинктивно-гормональный центр. Это зона связи между ними, и возбуждение их крайне важно. В зрелом и старческом возрасте каллиграфия позволяет сохранить сосудистую систему мозга.
Более того, занятия каллиграфией особенно полезны в зрелом возрасте. Многим людям в преклонные годы уже сложно вести активный образ жизни, поэтому интеллектуальные упражнения, сопряженные с тонкой моторикой и осмысленным письмом, здесь особенно актуальны. Отличный способ сохранить свой мозг и избежать деменции. Почему важно каллиграфий заниматься с детства. В раннем детстве при созревании мозга устанавливаются не отдельные синапсы связи , как во взрослом возрасте, а дендридные, там сотни или тысячи синапсов. Потому то, что запомнили мы в детстве навык какой там, запах чего-нибудь, яркое воспоминание — будет с нами до гроба. Потому что такую связь из такого количества синапсов не разрушить. Поэтому в детстве и хорошо обучать ребенка, но главное вовремя.
Мозг детский развивается геторохронно, неравномерно. На одинаковых по структуре мозга теоретически так как одинаковых не существует, потому что индивидуальные различия огромны. Но если взять одинаковых, то тот, кто занимался в детстве каллиграфией будет иметь преимущество и в области сознания, интегративного мышления способностью к многовариантности и разнообразию , принятия решения, когнитивных способностей высшие функции мозга, позволяющие нам принимать, отбирать, накапливать, перерабатывать, создавать и восстанавливать информацию , которые сейчас так модно обсуждать. Каллиграфия дисциплинирует. Вот как он ребенок пишет — он, примерно, так и думает на самом деле. Потому что, если человек требует ясности мысли — он пишет аккуратно и четко, мысль отточена продумана и предложение построено. Сегодня исследования с использованием современных средств, таких как, например, магнитно-резонансная томография, демонстрируют, что рукописное письмо — куда более чем просто средство коммуникации. Занятия по написанию букв и начертанию линий способствуют развитию мыслительных процессов и их последующему воплощению в речи, а также могут улучшить моторику.
Несколько лет назад в одной петербургской школе решили ввести каллиграфию. Каждый предмет ученики начинали с каллиграфической разминки на 5-10 минут и при этом не пользовались шариковой ручкой. В основном в этой школе учились дети с различными отклонениями. И через 5-6 лет занятия дали колоссальные результаты! У детей стали открываться различные таланты. Они стали рисовать, писать стихи, заниматься математикой. Некоторые ребята даже поступали в лучшие ВУЗы, получали иностранные гранты. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма.
У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие — пластику танца. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи.
В современной школе обучение каллиграфии и коррекция почерка - одна из основных проблем. Этот вопрос изучается многими специалистами. Но чем он так интересен?
Все дело в том, что плохой почерк у детей порождает другие проблемы, например, проблемы с орфографией. К тому же люди, у которых плохой почерк, создают о себе негативное впечатление, связанное с их грамотностью и небрежностью. Самое сложное в освоении каллиграфии - это написание буквенных форм и соединений между ними. Так как в процесс образования все больше внедряются компьютерные технологии, навыки письма отрабатываются все реже, а посему и результатом является плохой почерк. Как отмечают специалисты, почерк у детей формируется под влиянием как физических, так и психологических особенностей. К физическим относят общий уровень развития мелкой моторики, умения правильно держать ручку и так далее. К психологическим же относятся тип темперамента, самооценка, уверенность в себе и прочее. Считается, что можно научить ребенка быстрому и красивому письму, если строго соблюдать ритм. Специальные упражнения для этого учат писать четко и разборчиво, тренируют внимание, память и усидчивость.
Исследования показали, что ритмическое написание под счет позволяет намного лучше овладевать чистописанием. Кроме того хорошо влияет на обучение каллиграфическому почерку проговаривание букв при письме.
Под страницу тетради можно подкладывать специальный разлинованный или распечатанный на принтере лист с косыми линиями. Базовые упражнения для обучения каллиграфии Физические упражнения помогут в укреплении мышц рук, спины и плечевого пояса. А упражнения для мелкой моторики увлекут ребенка и сформируют ловкость в руках.
Упражнения для мелкой моторики рук Способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами важна для развития ребёнка. Она связана с вниманием, памятью, зрением и нервной системой. Занятия по мелкой моторике могут быть следующими: Украшение изюмом теста. Работа с насыпанием и с пересыпанием манки, песка, фасоли. Игры со шнуровкой.
Разворачивание завернутого в фольгу предмета необходимо завернуть прежде, чтобы ребёнок не видел, что там за игрушка. Наполнять пластиковую бутылку маленькими предметами. Собирать различные конструкторы. Нанизывать на леску бусины разного размера. Упражнения для тренировки мышц спины, плечевого пояса и рук Такие упражнения дают возможность избавиться от привычки сутулиться.
Это, в свою очередь, влияет на положение рук ребёнка во время письма, что позволяет не надавливать на локти и не деформировать написание букв. Примеры упражнений: Рисовать на приложенном к стене листе бумаги. Прохаживаться, держа книгу ровно на голове. Ребенок «ходит» ладонями по полу, а взрослый держит его за ноги. Упражнения для развития пространственного восприятия Каллиграфия для начинающих детей не обходится без формирования пространственного мышления.
От этой способности напрямую зависит развитие навыков устной и письменной речи. Есть занятия, которые проводятся с психологом или логопедом. А есть те, которые можно распечатать самостоятельно и проводить занятия дома: Рисование фигур и точек по образцу. Сравнение фигур по размеру и форме. Дорисовывание другой половинки картинки точно такой же, но в зеркальном отражении.
Соединение точки по цифрам. Зеркальное отображение любых рисунков, букв и цифр, прохождение лабиринтов. Для того, чтобы подготовить руку к красивому письму, необходимо применять различные способы рисования, письма и вырезания. А также вырезание и рисование по клеточкам. Эти упражнения помогут подготовиться к выведению ровных букв в обычных и каллиграфических прописях.
Каллиграфия у начинающих детей успешно развивается комбинированием различных видов рисования, письма, вырезания. Методы тренировки каллиграфического письма Для формирования аккуратного почерка каждый способ важен, не стоит пренебрегать другими или использовать только те, что больше понравились. Раскраски Необходимо контролировать процесс раскрашивания, чтобы он осуществлялся максимально ровно, не нарушая линии.
Творческая мастерская с родителями. Мероприятие в детском саду Мы с детьми моей группы очень любим рисовать нетрадиционными способами. Это интересно, просто и результат всегда отличный. Захотелось, чтобы. Библиотека изображений:.
Каллиграфия, как искусство письма
Отсюда овладение детьми утонченно-каллиграфическим письмом — по сути и есть механизм раскрепощения непроизвольных нейродинамических ритмов, раскрепощение утонченных психомоторных программ! Мастера каллиграфии считают умение красиво писать искусством, которому можно посвятить всю жизнь. У невнимательных детей, а также у детей, которым сложно сконцентрировать свое внимание, каллиграфия может помочь это исправить. – У нас занятия с детьми по каллиграфии начинаются с первого класса, долго этого добивались. Каллиграфия требует и вырабатывает точность движений, умение сосредоточится, способствует психологической устойчивости.
Каллиграфия, чистописание, коррекция почерка — в чём разница?
В готовом исследовательском проекте по ИЗО и МХК на тему «Каллиграфия: ее история, место в жизни современного ученика» автор сделал выводы о том, что проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Девяносто восемь процентов детей с каллиграфическим почерком, пишущих именно по канонам прописей, не отходящих от образца, — отличники. – У нас занятия с детьми по каллиграфии начинаются с первого класса, долго этого добивались. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Просмотр содержимого документа «Каллиграфия для детей: почему это важно?». Отсюда овладение детьми утонченно-каллиграфическим письмом — по сути и есть механизм раскрепощения непроизвольных нейродинамических ритмов, раскрепощение утонченных психомоторных программ!