В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности. Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (суда, страданий и смерти Спасителя) и Сошествия Святого Духа на апостолов. Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов. Первый Час. Служба Первого Часа является первой службой дня и как бы продолжением Утренней службы, и, исключая дни, когда служатся Царские Часы, всегда совершается сразу же после Утрени.
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас. Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе. Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов», то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи. Тропарь 6-го часа. Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас. В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно совершенный в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас.
Девятый час воспоминает смерть Господа. Тропарь 9-го часа. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас.
Сообразно с этим читаются псалмы: 83—й «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», 84—й «Благословил еси, Господи, землю Твою…» и 85—й «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя…» В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них, излагается пророчество об искуплении людей Господом и находится указание о сошествии Спасителя во ад.
История происхождения 9—го часа тоже, как и другие часы: 1, 3, и 6, относится рядом церковных писателей, а также это можно наблюдать и по сохранившимся памятникам, к IV веку и последующему времени. Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш», особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час…» опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны…» или: «Молитвами святых отец наших…» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва. Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней. Бывает иногда и другой порядок чтения часов. Так три раза в году бывает чтение так называемых Царских часов: в Великую пятницу, в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие придется в субботу или воскресенье.
Царские часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными. Великим постом и во всех случаях, когда вечерня соединяется с литургией, подряд один за другим следуют часы: третий, шестой и девятый, а потом изобразительные см. Каждый час имеет после себя особое последование, которое составляет как бы его продолжение и называется «Междочасием», или «Почастием». Каждое междочасие так же, как и час, состоит из чтения предначинательных молитв, трех псалмов, Трисвятого по «Отче наш», тропаря, «Господи, помилуй» 40 раз, «Честнейшую херувим…» возгласа священника и заключительной молитвы; нет только молитвы: «Иже на всякое время».
В ординарном чине мессы следует непосредственно за провозглашением Символа веры Credo и перед офферторием. В византийских литургиях Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных даров первой и второй молитвами верных называются фиксированные тайные молитвы епископа или пресвитера, открывающие последование литургии... На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Текст канона находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей строф и считается самым длинным каноном из существующих. Упоминания в литературе продолжение Божественная литургия, за которой совершается Таинство причащения, служится только утром, до 12 часов дня. Но зато ежедневно: и в выходные дни, и в праздники. Приходить на богослужение нужно до начала службы. Она начинается обычно в 9 или в 10 утра в разных храмах по-разному. Пархоменко, Православие в деталях. Ответы на самые популярные вопросы, 2009 На утрени Великой субботы, во время пения «Святый Боже…», Плащаница выносится из храма и в присутствии священников и верующих обносится вокруг храма в память о сошествии Иисуса Христа в ад и победы его над адом и смертью. В этот день литургия объединяется с вечерней и начинается позднее, чем обычно. После чтения 15 паремий в которых собраны наиболее важные ветхозаветные пророчества о спасении человечества через Воскресение Христово на клиросе слышно продолжительное пение «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время черные убранство престола и одежды священников сменяются на светлые так же, как и во всем храме. Это — отражение тех новозаветных событий, когда жены-мироносицы утром увидели возле Гроба Господнего ангела в светлых одеждах и услышали от него радостную весть о Воскресении Христа. После пения диакон в светлой одежде выходит на середину храма и перед Плащаницей объявляет всем присутствующим о Воскресении Христа. После окончания Литургии Василия Великого происходит благословение хлебов и вина для верующих. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полуночи. В двенадцатом часу ночи начинается ночное богослужение, на котором поется канон Великой субботы. В конце его священники молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она находится до праздника Вознесения в память о сорокодневном нахождении Иисуса Христа на земле после его воскрешения [27]. Верещагина, Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси, 2009 Будничная утреня продолжалась четыре часа, полиелейная — более пяти часов, обедня — два-три часа, вечерня — полтора-два часа, вечернее правило — около часа. Кроме того, в Пантелеимоновском монастыре, хотя не в главной церкви, в продолжение седмицы бывали всенощные бдения, которые начинались в 9 часов вечера и продолжались до 4—5 часов утра. В воскресные и праздничные дни и в дни великих святых всегда совершались бдения. Эти бдения были более торжественны, продолжались не менее 10—12 и иногда даже и 15 часов. Например, в память святого великомученика и целителя Пантелеимона бдение продолжалось с 5 вечера до 8 часов утра. Маевский, Афон и его судьба, 2009 Отмечается этот праздник точно так же, как Рождество Христово. Накануне совершаются Царские часы, литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим повечерием. Но есть у Крещения и отличительная черта — 2 великих водоосвящения. Первое происходит накануне в храме, а второе проводится уже в день праздника под открытым небом у реки, пруда или колодца. В древности первое водоосвящение совершалось для крещения оглашенных тех, кто прошел обряд оглашения и готовится принять крещение , а второе произошло от древней традиции иерусалимских христиан в день Богоявления выходить на реку Иордан и вспоминать Крещение Спасителя. Именно поэтому Богоявленский крестный ход в Православной церкви называется также крестным ходом на Иордан. Куликова, Куличи, пасха, блины и другие блюда православной праздничной кухни, 2011 Итак, в 1922—1923 годах жизнь в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре шла своим чередом. Исправно совершались богослужения в храмах обители и, конечно, никаких «новшеств» и видоизменений в чинопоследования не вводилось. Иноки служили строго согласно уставам и соблюдали все священные каноны. По желанию лаврских прихожан, по средам, в семь часов вечера, в Тихвинской церкви стали еще служить Акафист Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы при общенародном пении [233]. От всего сердца, часто со слезами, просили люди о заступлении и помощи Господа Иисуса Христа и Царицу Небесную. Это было время необыкновенно трудное для обители и верных ее прихожан. Филимонов, Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа, 2010 Помимо воздержания в пище и питии во время поста полагается усиленная молитва с поклонами. Обратившись к Студийскому уставу, увидим, что ежедневно положены 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв — 60, на вечерне — 100 и на утрене — 80. В русских уставных статьях говорилось и о том, что количество поклонов может увеличиваться и до 300—400 ежедневно. Здесь же можно найти описания того, как необходимо совершать данный обряд. К примеру, поклоны могут быть большие и средние. Большие — это поклоны головой до земли или на «коленцах», средние — в пояс.
Разновидности по дням Литургии в православных храмах проводятся циклично. Существуют годичные, недельные и суточные циклы богослужений. Недельный круг богослужений является тематическим — в каждый из дней недели почитаются определенные святые и вспоминаются определенные каноничные события. Все дни недели в целом образуют собой недельный, или седмичный круг богослужения. Воскресенье По православному обычаю, неделя начинается с воскресенья. Воскресные службы в храме посвящены воскрешению Христа Спасителя. Согласно канону, Иисус Христос воскрес ночью с субботы на воскресенье, на третий день после страданий. Воскресенье считается праздничным днем, поэтому в этот день принято посвящать себя богослужению, забыв о мирских делах. Воскресный день, помимо всего прочего, принято считать «малой Пасхой». Также именно этот день в древности называли «неделей» — день, в который принято ничего не делать, то есть забыть о бытовых хлопотах. Понедельник В понедельник проходит почитание ангелов и архангелов. Это день почитания небесных сил, призванных Богом охранять и помогать человеку. В некоторых монастырях в этот день соблюдается пост. Вторник Во вторник принято прославлять пророков и праведников Ветхого Завета, сумевших, благодаря своей верности, сделать возможным приход в этот мир Христа Спасителя. Особо почитается Пророк Иоанн, прославляемый, как ангел, пророк и мученик. Понедельничные и вторничные богослужения содержат большое количество молитв покаянного рода. Среда Среда в недельном круге богослужения — это день, когда заканчивается почитание ветхозаветных событий и начинается воспоминание Нового Завета. В этот день вспоминают страдания и гибель Иисуса Христа Спасителя, отдавшего свою жизнь во искупление грехов человечества. В среду, согласно традиции, соблюдается церковный пост, за исключением, когда этот день выпадает на сплошную седмицу. Песнопения и молитвы в среду посвящаются Святой Троице и Кресту. Также почитается Тайная вечеря — событие, когда Иисус Христос поведал апостолам о своей смерти и воскрешении. Вспоминается предательство Иисуса Иудой. Четверг В четверг продолжается прославление апостолов, в частности Николая Чудотворца. Вспоминаются события, последовавшие после Воскрешения Христова, когда апостолы отправились по миру проповедовать Слово Божье, тем самым распространив христианство по всей Земле. Пятница В пятницу традиционно вспоминается казнь Иисуса Христа на Голгофе. В этот день, как и в среду, принято соблюдать пост. Совершаются службы Кресту Животворящему. Иисус Христос своими страданиями и смертью спас человечество от вечных мук, искупив людские грехи. Поэтому в этот день особым образом отдается дань уважения Христу Спасителю. Суббота Суббота завершает недельный цикл богослужений в православной церкви. В субботу почитаются все святые, особенно Богородица. С утра на богослужении вспоминаются ушедшие на тот свет, вспоминается пребывание Иисуса во гробу. В субботу Господь Бог завершил сотворение мира. Поэтому в субботний день людям был завещан блаженный покой. Богородица почитается во все дни недели без исключения, но в субботу ее вспоминают особым образом. После завершения недельного круга он начинается заново с воскресенья. Суточный круг богослужений Суточным кругом принято называть последование божественных служб в пределах суток. Согласно традиции, в течение суток проводится девять служб. Ранее каждую проводили по отдельности, однако в наше время для удобства их объединили в три больше службы — вечернюю, утреннюю и дневную. Помимо основных суточных богослужений, в цикл включаются службы и молитвы, связанные с недельным и годичным кругом. Цикл начинается вечером. Первая служба — это Вечерня. Накануне воскресенья и праздников проводится Малая вечерня. Великая вечерня проводится отдельно, накануне крупных праздников. В будни проходит Вседневная вечерня. Утреня, или Заутренняя Литургия, ранее проводилась утром, от того она получила такое название. Однако в наши дни ее проведение перекочевало на вечер, непосредственно после Вечерни. А во время Утрени выражается благодарность Богу за прошедший день. Перед крупными праздниками и перед воскресением проводится Всенощное Бдение. Это большая служба, включающая в себя сразу Вечерню, Утреню и Первый час. В течение дня проводятся короткие службы с молитвами: Первый час, соответствующий семи часам утра, Третий — в девять часов утра, Шестой — в двенадцать часов, а также Девятый час, проводящийся в три часа дня. Девятый час проводят перед вечерней службой.
Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?
Спасо-Преображенский монастырь - О богослужении Царских Часов | Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные. |
Историческое развитие последований суточного круга богослужения | Приходящий на богослужение на несколько часов как бы «выпадает» из суеты, вслушивается в чтение и пение – и тут обнаруживает, что и строй служб другой, чем в обычные дни. |
Что такое часы в богослужении | В нашем богослужении часто это время сдвигается, часы читаются обычно следующим образом: 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, а 9-й присоединяется к вечерне. |
Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью
Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. Азы православия: церковное богослужение. Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: 9й час вечерню, повечерье, полуночница, утреню, 1-й, 3-й, 6-й, часы и литургию.
Схемы вечерней службы и сколько она длится, пояснения и тексты
Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. Строго говоря, часами в восточном обряде называются только первый, третий, шестой и девятый часы, для прочих служб используются их собственные названия. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. "Часы (греч. ὧραι) — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня, молитвенно освящающих дневное время суток (приблизительно с 6 часов утра до 6 часов вечера).
Что такое часы в церковной службе
Что такое часы в церковной службе | "Часы (греч. ὧραι) — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня, молитвенно освящающих дневное время суток (приблизительно с 6 часов утра до 6 часов вечера). |
Ликбез: что такое Царские часы в богослужении? / Слово Божие | Схема суточный круг православного богослужения. |
Суточный круг богослужения | Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. |
Порядок церковных Богослужений
Вечернее богослужение в монастырях состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, а на приходе – обычно из девятого часа, вечерни, утрени, первого часа. Обедница — народное название богослужения, которое также называют «изобразительные». Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии. По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. Часы́ — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня.
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
Песнь Аввакума Авв. Песнь Исайи Ис. Песнь Ионы Ион. Песнь Захарии Лк. Вседневная утреня Свящ: «Благословен Бог наш» с кадилом перед престолом. Чтец: «Аминь». Священник кадит весь храм. Трисвятое по «Отче наш…» Свящ: На амвоне с кадилом. Чтец: Тропари из часослова на ряду. Свящ: Перед престолом.
Сокращенная сугубая ектения. Хор: «Аминь. Именем Господним…». Свящ: «Слава Святей…» с кадилом перед престолом. Хор: «Аминь». Чтец: «Слава в вышних Богу…». Шестопсалмие Часослов. Во время второй части священник на амвоне тайно читает утренние молитвы. Диак: Мирная ектения.
Хор: «Бог Господь» во глас 1-го тропаря. Тропари по уставу. Устав тропарей: 1. Тропарь святого: 2 раза. Еесли суббота или великое славословие, то из 3-го приложения в субботу — уходящего гласа текущей недели. Два святых: тропарь 1-го святого — 2 раза. В периоды пред- и попразднства, Цветной Триоди: тропарь праздника — 2 раза. Хор: «Господи помилуй» — 3 раза.
Поэтому первый вопрос касается именно этой характерной черты Литургии, связанной с вечерней.
Литургия совершается в разное время Мы уже знаем, что православное предание требует совершенного поста перед Евхаристией о разнице между совершенным и аскетическим постом читайте в предыдущей публикации. Этот общий принцип объясняет то, что Евхаристия, в отличие от всех других богослужений, не имеет своего определенного часа, ибо время её совершения зависит главным образом от того дня, в который она совершается. Так, по большим праздникам по Типикону полагается служить Литургию очень рано, т. Но когда праздник менее значителен и не бывает всенощной, Евхаристия совершается позднее, т. Наконец, в те дни, когда положен строгий или совершенный пост, к Причастию «нарушению поста» подходят уже после полудня. Час совершения Литургии зависит от поста, предшествующего ей К сожалению, в настоящее время эти правила забыты и ими пренебрегают, хотя значение их очень просто: Евхаристия всегда бывает завершением приготовления к ней, как исполнение ожидания, и потому час её совершения соотносителен с постом, приготовляющим к ней. Этот пост либо отождествляется с всенощным бдением, либо же должен быть исполнен индивидуально. А так как Великим постом среда и пятница суть дни совершенного воздержания, то причащение, как завершение поста, совершается за вечерним богослужением. Следуя той же логике, в Сочельники Рождества и Богоявления, два дня совершенного поста, Евхаристия совершается после вечерни.
Однако, если канун этих праздников случается в субботу или воскресенье, т. Другой пример: если Благовещение попадает на один из этих будних дней Великого поста, Литургия совершается после вечерни. Эти правила, которые стольким кажутся устарелыми, второстепенными, на самом деле показывают основной принцип православной богослужебной духовности: Евхаристия всегда — конец приготовления и завершение ожидания; а т. Поэтому именно эти дни Великого поста выбраны для Причащения, которое, как мы уже сказали, является главным оружием в великопостной духовной борьбе.
В некоторых храмах сегодня можно и «заказать литургию». Она служится отдельно от общей специально для заказавшего и, например, его родных и зачастую связана с поминовением усопших. Иногда под словосочетанием «Заказная литургия» подразумевается особая треба. За каждое указанное в записке имя вынимается частица из Святого Хлеба просфоры , в завершение Литургии влагающаяся в чашу с Кровью Христовой; также они поминаются на протяжении сугубой ектеньи. Причащение на Литургии Причащение — это кульминация Литургии, ее основное действо — вкушение верующими Святых Христовых Тайн. Участники этого Таинства сливаются с Богом, получают исцеление от физических и духовных болезней, силы для самосовершенствования, борьбы с собственными недостатками и страстями. Из всех многочисленных церковных служб причащение происходит только на Божественной литургии, что многократно усиливает ее значение. К Причащению на Литургии христиане готовятся постом, чтением особенных молитв и участием в Таинстве Исповеди. Что касается маленьких детей, то они причащаются без особой подготовки; по мере возрастания возможно введение минимальной меры поста. Исповедь на Литургии Исповедь, в отличие от Причастия, может происходить не только во время литургии, но и перед ней, и на вечернем богослужении. Так как покаяние очищает душу и готовит ее к принятию Святых Даров, исповедь на литургии часто выбирают те прихожане, которые боятся нагрешить во временном промежутке перед Причастием. Чтобы исповедаться на Литургии, верующие перед этой службой тщательно анализируют свое поведение в прошлом, а затем в уме или письменно составляют список своих грехов. Священник читает над исповедниками покаянную молитву, а затем начинается само Таинство. Во время Исповеди православные по очереди подходят к аналою специальному столу и называют священнику свои грехи, после чего батюшка читает над каждым разрешительную молитву. Некоторых кающихся могут не допустить к Причастию. Остальные же прихожане получают благословение причаститься. Праздничная Литургия, кратко с пояснениями Литургия в праздник отличается особым подбором молитв и песнопений. Например, Литургия в день памяти святителя Николая отличается поминанием этого святого, чтением особых, обращенных к нему молитв. Во сколько начинается Литургия Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах по-разному. Чаще всего она начинается в 8. Доя информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся. Во сколько начинается служба в церкви в воскресенье Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах в разное время. Для информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся. В воскресение может служиться одна или несколько служб. Во всех храмах в этот день с утра служится как минимум одна Литургия, чаще — две, ранняя и поздняя. Кроме нее, может быть вечерня, утреня и часы, в монастырских храмах — повечерие и полунощница. Таинства Венчания и Крещения, например, также относятся к числу служб. Зачастую они запланированы на время после литургии. Чтобы узнать время начала служб, нужно посмотреть в храме расписание Богослужений, спросить у священника или посетить интернет-сайт церкви. Во сколько начинается служба в церкви сегодня, в буднии дни Во многих храмах и в будни служатся вечерние и утренние Богослужения. Время их начала указано в Расписании Богослужений, чаще всего вывешенном на доске объявлений возле храма. О времени начала крещений, венчаний и других треб частных служб можно узнать непосредственно у священника. Во сколько начинается служба в церкви в праздничные дни Как правило, больше всего прихожан посещают церковь в праздники. Чаще служб в эти дни больше, чем обычно. Время начала Богослужений в каждой церкви отличается, и узнать расписание лучше всего непосредственно на месте. Во сколько начинается служба в церкви в субботу Именно в субботу вечером в церкви служится воскресная утреня с елеопомазанием. Этот обряд изображения креста на лбу верующих символизирует излияние на помазуемого Божией милости. Поэтому на такой службе особенно людно, зачастую родители приносят и маленьких детей. Данная служба обычно начинается вечером, например, в 17.
Также он опубликован во многих изданиях молитвослова. Каждый из часов посвящен определенным событиям Священной истории: Первый час — соответствует 6 часам утра по современному исчислению времени. На нем вспоминается изгнание Адама и Евы из Рая, а также неправедный суд над Спасителем у иудейского архиерея Каиафы. В современной богослужебной практике Первый час обычно читают по завершении утрени, если она служится вечером. Третий час — посвящен Сошесствию Святого Духа на апостолов. Он соответствует нашим 9 часам утра, но на практике читается перед Литургией вне зависимости от времени ее начала , а Великим постом — перед Изобразительными. Шестой час — посвящен распятию Христа. Читается вслед за Третьим. Соответствует 12 часам дня. Девятый час — соответствует 15 часам дня по нашему времени. На нем мы вспоминаем кончину Спасителя на Кресте.