Именно здесь разворачивается сюжет оперы Петра Ильича Чайковского «Чародейка», литературным мотивом к которой послужила трагедия забытого ныне драматурга Ипполита. Опера «Чародейка», по либретто Ипполита Васильевича Шпажинского, была завершена Петром Ильичем Чайковским в 1887 году и осенью того же года состоялась премьера.
Показ самой «нижегородской» оперы «Чародейка»
Премьера малоизвестной оперы Чайковского с триумфальным успехом прошла в минувший вторник на исторической сцене ГАБТа. «Чародейка» написана великим композитором, находившимся на пике творческой формы, и популярным драматургом, впервые попробовавшим себя в качестве либреттиста. Несколько вариантов «Чародейки» было представлено в XX веке в постановках Кировского (ныне Мариинского) и Большого театров. «Чародейка» написана великим композитором Петром Чайковским, находившимся на пике творческой формы, и популярным драматургом, впервые попробовавшим себя в качестве. Чайковский в своё время говорил, что когда-нибудь его «Чародейка» будет оценена по достоинству.
Опера «Чародейка» в Мариинском театре-2
Действие оперы проходит в Нижнем Новгороде в последней четверти XV века. В основу музыкальной трагедии положена известная нижегородская легенда о Куме-Чародейке. В одном из писем к Надежде фон Мекк он сетовал: «Я непоколебимо убежден, что «Чародейка» — лучшая моя опера, а между тем ее скоро сдадут в архив». В Лионской опере украинец Андрий Жолдак поставил "Чародейку".
В Мариинский театр вернулась "Чародейка"
В декабря 2018 года он вернулся на Мариинскую сцену после десятилетнего отсутствия. Любовный шестиугольник, заговоры, месть, колдун, яд, убийства, потеря рассудка… и это ещё не всё, что предстоит увидеть зрителям. Тем не менее, именно «Чародейку» композитор считал своей лучшей оперой. На её создание ушло два года.
Современный зритель кроме непосредственных эмоциональных впечатлений, обещанных ему композитором и либреттистом, получит еще и многозначные послания от команды постановщиков, виртуозно рассыпанные аллюзии, которые так интересно прочесть и расшифровать.
Князь поет: "Нет сладу с собою! Что бурей, сильней раз от раза! Проси что желаешь, Не будет ни в чём Тебе, моя радость, отказа. Я жемчугом скатным тебя унижу, Несчётной осыплю казною. В камке ты хрущатой, в мехах дорогих, Затмишь всех богатством, красою. Целует её. Она сидит отвернувшись. Противничать полно, упорство оставь, Без тебя жизнь мне в муку!...
Кума отодвигается. Сидит точно камень, застыла, что лед! Склонился на руки. Далее говорит голосом в котором дрогнули слёзы. Не люб я, не люб? Отвечай же, не люб? То есть князь ведет себя как по-настоящему влюбленный мужчина, несмотря на свое положение наместника, фактически полноправного хозяина всего края: хочу казню, хочу милую! А кто Кума? Никто, по сравнению с ним!
Что ему стоит раздавить ее? Только пальцем шевельнуть! Но она для него - любимая женщина, и он хочет ее любви, а не просто тела. Это всегда трогает! Это настоящее! А сцена объяснения Кумы в любви к Княжичу! Господи, как красноречиво и искренне она его убеждает в этом! И жесты, и позы совсем не из XIX века: целует его руку, обнимает колени, значит, и сама стоит на коленях! И добивается своего.
Ненавидят в опере лишь княгиня да Мамыров, этот всех подряд для порядку. Есть в спектакле еще один момент: известно, что одежда обязывает вести себя определенным образом. Нельзя "бить морду" и драться "на кулачках" во фраке и цилиндре. А вот в борделях всегда практиковали использование "недопустимых нарядов" - гимназистки, светской дамы, девочки-подростка. Это расценивалось как дополнительный эротический элемент разврата. Этакий профессиональный маскарад. Как и в этом спектакле. Кума - не дворянка. Ей так одеваться не положено.
Как и ее окружению. До ХХ века одежда и прическа были визуальными маркерами сословия, к которому принадлежал человек. И в Российской империи, и в Европе. То, что носила госпожа, не могла надеть ее горничная, и наоборот, под страхом общественного наказания. У купцов был свой стиль одежды, более близкий к крестьянской. Достаточно побывать, например, в Екатеринбургском музее, где собраны портреты знаменитых уральских купцов, заводчиков, членов их семей, чтобы увидеть огромную разницу между этими изображениями и дворянскими портретами, к которым мы привыкли в Русском музее, в Третьяковке и в Эрмитаже. На потретах купцов - стрижки "под горшок", шали на плечах их жен, глухие воротники, никаких декольте, тонких муслиновых платьев, которые мочили водой перед выходом в свет, чтобы просвечивали, никаких замысловатых причёсок, головы покрыты платками, волосы расчесаны на прямой пробор. Словом, все то, что тогда было принято называть "посконным". Определить социальную принадлежность человека тогда было легко по его внешнему виду.
Именно благодаря современному оборудованию подмостков полеты главной героини Настасьи выглядят еще эффектнее. И в прямом смысле публика увидит постановку в новом свете. Для переноса «Чародейки» создали специальную световую адаптацию, поставленную Дэвидом Паунти — режиссером Английской национальной оперы. Его работы хорошо известны в Венском, Мюнхенском и Цюрихском оперных театрах.
Предисловие
- Другие события раздела
- Малоизвестную оперу Чайковского "Чародейка" поставил Большой театр
- Чародейка, опера • Голос публики
- Правила комментирования
- Опера «Чародейка»
Чары «Чародейки». Как нижегородский князь пострадал из-за любви
"Чародейки" - Чайковский написал сложнейшие арии. Первую постановку оперы «Чародейка» осуществил Мариинский театр Санкт-Петербурга. На Новой сцене Мариинского театра 5 января петербургские зрители увидят оперу Петра Ильича Чайковского «Чародейка». Композитор переживал из-за неудачи, поскольку считал «Чародейку» лучшей своей оперой.
Студенты ИМОМИ побывали на репетиции оперы "Чародейка" в Нижегородском театре оперы и балета
Только теперь технически сложный спектакль, премьера которого состоялась на исторической сцене в 2003 году, будет идти в Мариинском-2. Именно благодаря современному оборудованию подмостков полеты главной героини Настасьи выглядят еще эффектнее. И в прямом смысле публика увидит постановку в новом свете. Для переноса «Чародейки» создали специальную световую адаптацию, поставленную Дэвидом Паунти — режиссером Английской национальной оперы.
Как только ни зовут Куму завистливые люди — злодейкой, ведьмой, колдуньей, чародейкой, — ведь на ее постоялом дворе люди любят попировать и повеселиться. Великокняжеский наместник Никита Курлятьев сначала хочет разогнать «бесовское гульбище», но, очарованный красотой хозяйки, мало того что принимает из ее рук вино, так еще и перстень золотой жалует. Князь пытается добиться расположения Кумы, и это приводит героев спектакля к череде трагических событий: погибает от рук княгини сама Настасья, князь в порыве гнева убивает сына Юрия, а сам бросается в реку, сойдя с ума. Любовная мелодрама, которая на фоне исторических реалий XV века постепенно разворачивается в бытовую трагедию, музыкально оформлена напевами русских народных песен. На заднике сцены — вид на Оку и Кремль, по бокам сцены — изображение темного дремучего леса как предвестника будущих трагических событий.
Сцена из оперы «Чародейка». Фото: Ирина Гладунко, предоставлено пресс-службой театра С первых минут спектакля зрители видят ту самую чародейку, которая своими колдовскими чарами опутала князя Курлятьева. В трагедии Шпажинского и в опере П. Постановщики подают зрителям образ главной героини с уважением к возрасту исполнительницы, в интерпретации Аиды Ипполитовой Настасья — женщина с чувством собственного достоинства, зрелая, мудрая, умная, но и умеющая играючи манипулировать людьми, не столько для выгоды, сколько ради удовольствия. Кума знает, чего хочет от жизни, умело добивается этого, и эти качества поразительно совмещаются в ее натуре со скромностью недаром она часто кутается в большую шаль , с жаждой жизни, с широтой души, страстным желанием любить и быть любимой. Аиде Ипполитовой удалось расположить зрителя к своей героине, вызвать сочувствие к ее личной трагедии. Аида Ипполитова в роли Настасьи. Фото: Ирина Гладунко, предоставлено пресс-службой театра Цельным и разноплановым получился образ князя Никиты Курлятьева, партию которого исполнил Владимир Боровиков.
Гордый, властный, привыкший к почестям, он смиряется перед гостеприимством и лаской хозяйки постоялого двора, видит ее доброту, а также истинную красоту, за которую Настасью и прозвали чародейкой.
Владимир Боровиков порадовал стабильным звучанием баритона, так органично оттеняющим статность и властность его героя. Михаил Наумов, обладатель сильного и глубокого баса, выразительно подчеркнул мстительность и пронизывающую Мамырова ненависть ко всему окружению. Хрупкий и набирающий силу тенор Александра Зубаренкова стал будто вокальным отражением быстротечности жизни его персонажа. Аида Ипполитова удивила сильным, звонким сопрано с выразительными обертонами, а Елена Шевченко безупречным страстным меццо сделала акцент на разрывающих ее героиню ярости и желании отомстить разлучнице. Кроме того, внимательный зритель увидит аллюзии на другие произведения мировой культуры: на оперу «Кармен» Ж. Фото: Ирина Гладунко, предоставлено пресс-службой театра Сценическое оформление музыкального спектакля, с одной стороны, позволяет окунуться в атмосферу жизни разных слоев общества XV века, а с другой стороны, наделяет пространство чертами легенды, предания с их сказочными элементами, отвечающими нашему восприятию той эпохи. В ходе спектакля декорации по-разному обрамляют быт крестьян и жизнь княжеской семьи: на берегу Оки у корчмы и в богато убранных палатах великокняжеского наставника в первом действии, в небогатой избе Настасьи во втором действии и в мрачном глухом лесу на берегу Оки в третьем. О течении времени зрители узнают, когда тихо и бесшумно падают осенние листья, пока княгиня замышляет месть, или падает снег после последнего разговора князя с Кумой.
Как природа приходит в увядание и к неминуемой, пусть и временной смерти, так и отношения главных героев приходят к трагическому концу. Подсвеченные красным цветом декорации усиливают трагизм сцены смерти Настасьи и княжича Юрия, а световые всполохи надвигающейся грозы, так пугающей Курлятьева, показывают степень безумия героя. Фото: Ирина Гладунко, предоставлено пресс-службой театра В целом опера «Чародейка» создана с большим уважением к музыкальному материалу и самой легенде. Мелодраматическое начало в спектакле тесно переплетается с народно-песенной традицией, и это неизменно находит отклик в каждом, кому интересны мотивы человеческих поступков. Оркестр театра под руководством дирижера Сергея Вантеева рисует музыкальные картины народного веселья, бури, широких волжских просторов и дремучих лесов. Виртуозная игра солистов театра, выразительное и разнообразное звучание оркестра, тщательно продуманная сценография — все это дает «Чародейке» большие шансы на зрительский успех.
Это является для меня ключом». Напомним, что Дэвид Паунтни — крупный британский оперный режиссер, работал в Опере Цюриха, Венской государственной опере, Баварской государственной опере Мюнхен , а также в оперных театрах США и Японии. С 2011 года возглавляет Уэльскую национальную оперу.