Учреждение Академии медицинских наук (АМН) произошло по инициативе основоположника отечественной нейрохирургии Николая Бурденко, который стал её первым президентом. Отделение общественных наук 1940–1963 Известия Академии наук СССР. Академия наук СССР – высшее научное учреждение Советского Союза, существовавшее с 1925 по 1991 год.
"Уничтожение Академии наук опозорит любую власть..."
Основное внимание уделено деятельности Комиссии по истории знаний — первой в России специальной научной организации по изучению истории науки и техники вплоть до преобразования ее 28 февраля 1932 г. Для историков науки, научных работников. Это и многое другое вы найдете в книге Комиссия по истории знаний 1921-1932 гг.
Численность центра была установлена в 68 человек. В центре были организованы управления: научно-организационное, капитального строительства, внешних связей и административно-хозяйственное.
Благодаря помощи Ленгорисполкома Институт языкознания освободил половину главного здания Академии наук ему выделили другое здание для обеспечения полноценной работы ЛНЦ и МКС. При создании ЛНЦ в его состав вошли 32 научные организации, 3 учреждения, осуществлявших научное обслуживание, 3 промышленных предприятия, 2 строительные организации и 1 проектная, 3 учреждения здравоохранения и ряд других детские сады, столовая, гостиница и т. В Положении констатируется, что «Центр объединяет научные учреждения и организации Академии наук СССР в Ленинграде и Ленинградской области и опирается в своей работе на членов Академии наук СССР, ведущих работу в ленинградских научных учреждениях и организациях». В Положении предусматривалось проведение не реже одного раза в год для рассмотрения перспективных вопросов деятельности Центра собрания действительных членов академиков , членов-корреспондентов АН СССР, ведущих работу в ленинградских научных учреждениях и организациях, и директоров научных учреждений, входящих в Центр.
Центр давал рекомендации по рациональному использованию научного потенциала учреждений АН СССР, вузов и отраслевых НИИ Ленинграда и Ленинградской области при выполнении фундаментальных и поисковых исследований в области естественных, технических и общественных наук, а также общесоюзных, целевых и комплексных научно-технических программ. Центр объединял усилия ленинградских академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР для руководства и выполнения важнейших научно-технических проблем, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса страны. Во взаимодействии с Междуведомственным координационным советом АН СССР в Ленинграде Центр должен оказывал помощь и содействие в осуществлении координации исследований в Северо-Западном и Северном экономических районах. Важным направлением работы Центра был контроль за состоянием и подготовкой научных кадров: анализ и обобщение итогов приёма, аттестации и выпуска аспирантов в научных учреждениях Центра.
Кроме того, Центр должен был рассматривать кандидатуры на должности директоров и руководителей академических учреждений, однако их избрание и утверждение происходило в установленном в АН СССР порядке. Результаты обсуждения кандидатур на Президиуме Центра носили рекомендательный характер. Сигова «Основные социально-экономические показатели и обоснование развития научных учреждений Ленинградского научного центра АН СССР в соответствии с Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на 1986—2005 годы». Прогноз развития академической науки в Ленинграде предполагал её дальнейшее экстенсивное развитие, в том числе и территориальное — создание ленинградского «академгородка».
Предстояло создать два новых академических института — Институт древесины и Институт молекулярной генетики и иммунологии. Для создания новых институтов и обеспечения опережающего развития новых научных направлений лимит штатной численности Центра должен был быть увеличен на 1100 единиц за 20 лет. Строительство новых объектов для институтов, не располагающих необходимыми для этого собственными площадками, целесообразно сосредоточить на территории, выделенной Ленгорисполкомом Академии наук в районе Шувалово—Озерки. Расчётный срок строительства — 2000 г.
В решении проблем координации исследований и разработок от фундаментальных проблем до внедрения результатов в практику, с охватом в единую программную систему академической, отраслевой и вузовской науки большие надежды возлагались на Междуведомственный координационный совет. Алфёров, а также избраны члены Президиума Центра. Тем самым повышалась роль Общего собрания ленинградских членов Академии. В 1990—1991 г.
Президиум ЛНЦ провёл десять заседаний. Ленинградский научный центр вступал в новый этап своей истории. Значительная часть отраслевых институтов была закрыта, резко сократился научный сектор в высших учебных заведениях. В 1992—1993 гг.
Постоянные задержки в поступлении средств и скачкообразный рост цен и тарифов создали экстремальные условия существования научных учреждений РАН. Падение объёмов промышленного производства, закрытие многих предприятий и отраслевых институтов резко уменьшили возможности заключения договоров с хозяйствующими субъектами на проведение научных исследований. Сокращение прежних источников финансирования частично компенсировалось появлением новых. С 1993 г.
У российских учёных появились возможности получения грантов от международных фондов и заключения договоров с иностранными фирмами. Происходившие изменения в экономической системе страны и в её хозяйственно-правовой сфере требовали постоянных усилий со стороны Академии наук. Указ повышал роль и статус Академии. Было предусмотрено, что РАН станет общероссийской самоуправляемой некоммерческой научной организацией, а её финансирование будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Устанавливалось также, что наряду с проведением своих фундаментальных исследований Академия принимает участие в координации всех фундаментальных исследований в стране, осуществляемых за счёт федерального бюджета. В 1990-е гг. В этом Уставе Российская Академия наук определялась как российская самоуправляемая организация, имеющая государственный статус, наделенная правами управления своей деятельностью и имуществом. Основным источником финансирования её деятельности были средства государственного бюджета России.
Все вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом Российской Академии наук определялись Президиумом РАН в соответствии с действующим законодательством. Отдельный раздел Устава РАН 1992 г. Основными задачами Центра были: развитие исследований по междисциплинарным региональным программам, выполняемым учреждениями центра, содействие проведению исследований, порученных учреждениям центра отделениями РАН, координация сотрудничества академических учреждений с отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами региона. В 2007 г.
В нём Санкт-Петербургскому научному центру посвящались три пункта: «Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук объединяет её членов, работающих в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, и научных сотрудников подведомственных академии организаций, расположенных в этом регионе. Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук объединяет научные организации, образовательные организации, инновационные организации, а также организации научного обслуживания и социальной сферы. Основными задачами Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук являются развитие исследований по междисциплинарным региональным программам, выполняемым организациями Санкт-Петербургского научного центра академии, содействию проведению исследований, порученных организациям Санкт-Петербургского научного центра академии отделениями академии, координация сотрудничества академических организаций с отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами региона.
Председатель Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук избирается из числа действительных членов академии и утверждается в составе Президиума Академии её общим собранием». В 1992 г. Число Советов было уменьшено до 5, они получили название Объединённые научные советы, так как в их состав входили более частные научные советы. Центр участвовал в разработке концептуальных основ программы развития региона на длительную перспективу и других региональных программ, разрабатывал рекомендации по рациональному использованию научного потенциала учреждений Центра, вузов и отраслевых научно-исследовательских институтов региона при выполнении фундаментальных и прикладных исследований, а также содействовал использованию в народном хозяйстве региона и страны научных разработок, выполняемых в учреждениях и организациях Центра.
Анализ влияния академии на образование и научные исследования. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнение периода до и после 1945 года в истории Академии наук Сопоставление ключевых событий и изменений в деятельности Академии наук СССР до и после 1945 года. Анализ влияния и значимости этих периодов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ученые Академии наук СССР и их вклад в различные области знаний Исследование деятельности и вклада ученых Академии наук СССР в различные области знаний, такие как физика, химия, биология, математика и другие. Рассмотрение значимости их открытий. Анализ вклада академии в восстановление науки и образования. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы.
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
Десять (+1) не самых известных фактов из истории ИКИ РАН
Горького не утвержденном царем и в записке ученых, опубликованной в 1905 г. С искренним подъемом и патриотизмом отозвалась Академия на нужды армии во время первой мировой войны. Физическая и Химическая лаборатории вели работу на оборону. Академия в связи с военными запросами широко развернула изучение естественных и производительных сил России, создав Комиссию по изучению отечественных производительных сил КЕПС. В работу Комиссии были включены, например, такие вопросы, как: исследование соляных месторождений, добыча глин и огнеупоров, использование сапропелей, выяснение энергетических ресурсов, ресурсов лекарственных трав и т. Это академическое начинание военного времени в известной мере подготовило почву для реконструкции русской науки в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. В революционные годы на основе подкомиссий КЕПС начинают возникать новые научно-исследовательские институты как в системе самой Академии, так и вне ее.
Таковы будущий Институт неорганической химии, Яфетический институт Н. Марра, Государственный радиевый институт, Государственный оптический институт, Гидрологический институт и пр. В самом начале Великой Октябрьской революции Академия и ее руководство в лице первого выборного Президента А. Карпинского сумели найти общий язык с советской властью. Великий революционер и создатель Советского государства В. Ленин с полной ясностью понимал прежние заслуги и дальнейшие возможности Академии, полученной советской властью в наследство от дореволюционной России.
Советским Правительством была сразу признана необходимость поддержки работ Академии по изучению естественных производительных сил и указано на особую важность этого дела. Ленин лично составил набросок плана научно-технических работ для Академии, имевший целью «возможно более быстрое составление плана реорганизации промышленности и экономического подъема России». Стиль работы Академии Наук радикально меняется. Центр деятельности переносится на институты. Прежние маленькие кабинеты и лаборатории с небольшим оборудованием, с незначительным числом работающих, превращаются в обширные коллективы. Академическая наука идет вширь, захватывает значительно большие кадры научных работников, чем раньше.
Объем академической работы необычайно возрастает, сохраняя, однако, свои особые формы: комплексную экспедиционную работу, постоянную живую связь различных наук. В 1925 г. Это означало прежде всего еще большее вхождение Академии в гигантское дело социалистического строительства. В 1929 г. С каждым годом увеличивалось число специальных академических институтов по всем разделам естествознания, гуманитарных наук и техники и неудержимо возрастало число лиц, работающих в академических учреждениях. Академия взяла на себя систематическую инициативу и руководство всесоюзными конференциями и совещаниями по самым разнообразным вопросам науки, техники, экономики и других областей социалистического строительства.
В связи с возрастающим государственным значением Всесоюзной Академии Наук постановлением Правительства она была переведена в 1934 г. В ее состав входят три почетных академика во главе с И. Сталиным, 145 действительных членов и 201 член-корреспондент. Академия объединяет 150 научных учреждений, из них 76 научно-исследовательских институтов, 11 самостоятельных лабораторий, 6 обсерваторий, 42 станции. Академия имеет 8 филиалов в различных республиках и областях СССР и несколько местных научных баз. Таким учреждением она была все 220 лет своего существования, но фактическая роль ее теперь существенно изменилась.
Академия по преимуществу насаждала науку в стране, воспитывала ученых и изучала родную страну и ее богатства; ее значение в развитии основных научных проблем было, по крайней мере количественно, очень ограниченным. В XIX в. В новую, революционную эпоху советская Академия, не прерывая никогда работы по развитию науки, одновременно приодела фактически значительные государственные научно-организационные функции, став главным штабом советской науки. В общей системе научных учреждений СССР на нее пала обязанность развития центральных, принципиальных проблем науки и техники. Многие академические институты тесно и деловым образом связались с отраслевыми институтами и промышленностью, взяв на себя, по принципу разделения труда, исследование и решение принципиальных вопросов. Советская Академия постепенно становится необходимым звеном в общей сети научных, технических, а иногда и производственных учреждений.
На Академию легла также почетная и трудная обязанность руководства многочисленными научно-техническими комплексными начинаниями, совещаниями, конференциями, экспедициями и т. Эта новая роль советской Академии с особою ясностью проявилась за годы Великой отечественной войны.
Казалось бы, ну сейчас-то ситуация должна поменяться. Но нет. В прошлом году вроде появились призывы прекратить эту порочную практику, но кто-то по-тихому решил оставить все как было... Можно констатировать, что все поставленные задачи реформаторов РАН выполнены. Коллектив ученых сокращен, как и количество научных организаций. За РАН остались по большому счету только экспертные функции.
Хорошо бы еще, чтобы академия принимала активное участие в формировании государственной научно-технической политики по Закону о РАН — это когда ни один документ не может выйти из Минобрнауки без визы академии, но ведь нет и этого. Он твердо поставил вопрос о главенствующей роли академии в выборе научных приоритетов, в реализации конкретных проектов. К слову, задача по ликвидации технологического отставания ставилась Владимиром Путиным еще в Послании 2018 года, но почему-то за пять следующих лет так и не была выполнена. Некоторые критики Красникова отмечают, что у него тоже пока нет ярких результатов. Вы думаете, это быстро делается?! Но положительные сдвиги в этом, безусловно, есть». В идеале академикам хотелось бы снова не на бумаге, а на деле формировать научно-техническую политику, организовывать и проводить фундаментальные исследования. По мнению многих, это пошло бы на пользу всей стране.
Вернуть в РАН институты? Нет, об этом пока речи не идет, а вот по-настоящему вернуть научно-методическое руководство над ними — да. Это определение направления исследований, контроль, оценка результатов и решение кадровых вопросов. Предвижу много реплик по поводу кадров... По некоторым в последние месяцы Министерством образования и науки РФ принимались достаточно резкие решения, приписываемые, впрочем, команде Красникова. Да, коллектив был против этой отставки, но кто составляет сейчас основу этой научной организации? Это люди, пришедшие в годы руководства Центром Булатовым и уж наверняка являющиеся его ярыми сторонниками. Формальной причиной все посчитали его статью о «советской мифологии» в одной из газет.
Как и в предыдущих случаях, несмотря на шум, ни Минобрнауки, ни РАН комментировать отставку не стали. Не последовало от них и объяснения по поводу более ранней передачи из Минобрнауки в Курчатовский институт ряда сильных естественно-научных институтов. Напомним, что этот факт явился неожиданностью даже для их руководителей. А сам президент КИ, отвечая в апреле на вопрос «МК», сказал по поводу перевода институтов следующее: «Мы собираем мощный потенциал для нового «атомного проекта».
Можно нести любую ахинею — например, про несущие информацию о будущем вихри, летящие со скоростью в миллиард раз выше скорости света почему всего в миллиард, а не в квинтиллион? Полный список современных регалий Г.
Вице-президент Академии Информациологии и Физики Вакуума. Aкадемик Российской Академии Естественных Наук. Академик Международной Академии Информатизации. Академик Международной Академии Биотехнологий. Академик Академии Нового Мышления. Включен Американским Биографическим Институтом в число 500 наиболее влиятельных Лидеров последнего столетия и представлен к Медали Чести, которой награждаются 2000 наиболее выдающихся людей Земли в конце второго тысячелетия, избран Человеком Года за 1998 год.
Является членом Российской Гравитационной Ассоциации со дня ее основания. Опубликованы: 164 научных работы, из них 7 монографий.
Периоды до 1917 г.
Возрастание роли Академии наук в жизни страны. Реорганизация Академии наук. Преобразование Академии наук на основе Устава 1836 г.
Борьба за науку в пореформенной России. Академия наук на пороге нового века. Хронологические рамки и существо послереволюционных периодов в обоих изданиях имеют лишь небольшие различия: Издание 1974 г.
Академия наук в первые годы Советской власти 1. То же 2. Академия наук в борьбе за реконструкцию народного хозяйства 2.
Академия наук в период строительства социализма 3. Академия наук в борьбе за построение социализма 3. То же 4.
Вклад ученых в оборону страны 4. Развитие науки в послевоенные годы 5. Новые перспективы развития науки 5.
Академия наук в условиях развитого социализма 6. Наука на службе развернутого строительства коммунизма 6. То же.
Академия наук на современном этапе - Как показывает анализ, периодизация дореволюционного периода в рассматриваемых изданиях основана на принципе организационных переустройств в Академии, как правило, проводимых одновременно с принятием новых академических уставов 1747, 1803, 1836 гг. В последующие годы за основу принята общегражданская история СССР. Попытку периодизации истории академического книгоиздания находим в работе Д.
В 3-х т. Д-, Левшин Б. Академия наук СССР.
Краткий исторический очерк. Краткий исторический очерк в 2-х т. Поскольку исследования проводились на ее базе, казалось бы, что основа этой периодизации могла бы быть использована для целей нашего исследования.
Однако и здесь практически сохранен все тот же хронологический принцип изложения материала и, следовательно, периодизации. Лихтенштейн рассматривает данную проблему в связи с развитием академической книги и книгопечатания в целом, исходя из периодизации по хронологическому принципу, принятому в капитальном двухтомном юбилейном труде "400 лет русского книгопечатания" 1964 г. Обобщая рассмотренные варианты периодизации, следует отметить, что все они, как правило, политизированы и тем более не отражают специфику издательской деятельности Академии наук, что предопределяет необходимость разработки собственного варианта деления на периоды и этапы истории зарождения, становления и развития отечественного академического книгоиздания.
Если исходить из общепринятого определения деления какого-либо исторического процесса на хронологические периоды, то книгоиздание следует отнести к специальным областям общественной жизни с комплексным рассмотрением отдельно взятых явлений и событий 29 , поскольку книжное дело - это система взаимодействующих отраслей культуры и народного хозяйства, связанных с созданием и изготовлением книги, ее распространением и использованием 30. В этом случае справедливо избрание особых критериев периодизации, отвечающих целям нашего исследования сложной многоаспектной системы, какой является издательско- полиграфический комплекс РАН. Среди них: глубокие организационно-структурные изменения в Академии, в том числе по структуре и управлению наукой, издательской деятельностью, принятию Уставов и т.
Руководствуясь приведенными критериями, можно предложить следующую периодизацию истории отечественного академического книгоиздания: I период - Академическая типография AT - издательский орган Академии наук вторая четверть XVIII в. Зарождение и становление AT. Обеспечение России книгами светского содержания.
Академия наук и Академическая типография - главный книгоиздательский центр России. Специализация AT на издании научной литературы. AT - научное издательство, основная цель которого - обеспечение прежде всего потребностей Академии наук.
Ведущая роль Академии наук и AT в становлении научного книгоиздания. II период - начало структурного формирования издательско-полиграфического комплекса ИПК Академии наук 1917-1941 гг. Академическая книга.
Русское книгопечатание до 1917 года. Научная книга. Книгоиздательство в СССР.
Жуков, т. Баренбаум, А. Беловицкая, А.
Говоров и др. Переходный этап в развитии академического книгоиздания. Создание издательства как самостоятельного учреждения Академии наук и начало структурного формирования ИПК.
III период - академическое книгоиздание в годы Великой Отечественной войны: на службе обороны страны 1941-1945 гг. IV период - академическое книгоиздание в послевоенный период восстановления и наращивания научного потенциала страны 1945 г. V период - рост масштабов издательской деятельности.
Почему 15 июня 1945 года отмечалось 220 лет Академии наук СССР?
именно так: Человека с большой буквы. в здание президиума РАН. Оно же - «Золотые мозги». Мы узнаем. («Известия Академии наук СССР»,) научные журналы секций и отделений АН СССР. Одно из традиционных периодических изданий Академии. Отделение общественных наук 1940–1963 Известия Академии наук СССР. Академии педагогических наук СССР активно участвовала в планировании научно-исследовательской работы в области педагогических наук; оказывала помощь НИИ педагогики (школ) союзных республик и кафедрам педагогики и психологии в организации исследований.
25 апреля 1934 года принято постановление о переводе Академии наук СССР в Москву
Людмила Скаковская – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; Мария Вальганова – директор школы "Смарт Скул". – Учёные Академии наук СССР вложили свои знания и труд в совершенствование покрывшей себя славой в боях за Родину советской реактивной артиллерии, знаменитых «катюш». Академия наук СССР – высшее научное учреждение Советского Союза, существовавшее с 1925 по 1991 год. Людмила Скаковская – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; Мария Вальганова – директор школы "Смарт Скул". В 1925 году Академия получила название «Академия наук СССР» и стала центральным научным учреждением. В статье приводится полная историческая справка об Академии наук СССР: приводится история становления Академии, её деятельность в годы ВОВ и после неё; описывается региональная академическая сеть и структура научных кадров.
«КОСМОС. НАУКА. ДОКУМЕНТ»
Отсюда и «глубокий» вывод: «Организация, которая сегодня носит название «Российская академия наук», ведет отсчет от 1991 года», — а вовсе не с 1724-го! В доказательство этого великого открытия перечислено шесть из всех названий академии. Особенно трогательно выглядит такой пассаж: «Созданную по воле Петра Великого академию порой называют «клубом ученых», она менее всего напоминала государственное учреждение, являясь сообществом интеллектуалов начала ХVIII века». Петр I — учредитель клуба интеллектуалов?! Можно было бы лишь улыбнуться, если б эту дичь на полном серьезе не тиражировал печатный орган Правительства Российской Федерации. Начнем с того, что ни как клуб ученых, ни как место научных дискуссий и тем паче светское собрание интеллектуалов свою академию Петр I, будучи сугубым практиком и прагматиком, не замышлял. Мотивация у него была вполне прагматично-государственная. Как писал в январе 1721 года Блюментросту известный немецкий философ Христиан Вольф, «Его Императорское Величество имеет намерение учредить Академию Наук и при ней другое заведение, где бы могли знатные лица изучать необходимые науки, а вместе с тем водворить художества и румёсла, о чем и писал ко мне за несколько недель перед тем…». Уже из переписки Петра с тем же Вольфом ясно, что речь шла о создании не просто некоего сообщества ученых, а, говоря современным языком, мощного научно-образовательного центра — собственно академии со своим издательством , университета и гимназии.
Как полагал государь, если завести только академию, то «науки не скоро в народе расплодятся». Если же создавать лишь один университет, в стране не будет надежной системы образования, поскольку молодые люди должны не только «началам обучаться», но затем и «выше градусы науки воспринять». Основное отличие академии российской от зарубежных аналогов — с момента создания и поныне — в том, что это учреждение сугубо государственное: его основало государство, оно изначально находилось «на балансе» государства, финансировалось из госказны, члены академии получали жалованье и пенсии от государства, им жаловали государственные награды, они считались состоящими на государственной же службе и имели классные чины. Вот, навскидку. Первый президент академии Блюментрост — действительный статский советник: по петровской «Табели о рангах» это чин IV класса, равный армейскому генерал-майору. Академик Андрей Нартов был в чине V класса — статский советник, бригадир бригадный генерал по-армейскому. Михаил Ломоносов — чиновник VI класса, коллежский советник, что по «Табели» соответствовало армейскому полковнику. Поэт и академик Василий Жуковский состоял в чине III класса — тайный советник, что равнялось генерал-лейтенанту.
Баснописец и тоже академик Иван Андреевич Крылов — статский советник; выдающийся историк Василий Ключевский — тайный советник; биолог и эмбриолог Александр Ковалевский — действительный статский советник; историк Сергей Соловьев — тайный советник; академик Владимир Вернадский — действительный статский советник Так ведь и задача академии изначально была поставлена государством вполне государственная: обеспечить научно-техническое обслуживание государства же. В том числе и подготовку кадров. Помимо прочего, из доступных и давно уже опубликованных документов можно понять, что Петр видел в Академии наук еще и некий центр, консультирующий государство по самым разным вопросам и помогающий в разработке государственных задач. Кто-то же должен был организовывать экспедиции, исследовать неизведанные края и моря, составлять карты, описывать быт и нравы присоединяемых к империи племен и народов, искать природные богатства и пути к их освоению, прикладывать к практической жизни фундаментальные науки — химию, механику, математику… Разумеется, наличие собственной академии, наполненной известными «импортными» учеными, немало значило для Петра и в плане имиджа международного. Кроме того, он хотел обрести еще один канал общения с европейскими странами и неформального воздействия на них через академические круги , который можно было бы использовать и для получения информации о новациях в сфере науки и техники — своего рода научно-техническая разведка! Но главное, повторюсь, кадры, кадры и еще раз кадры. Поскольку Петр давно осознал: говорить с европейцами на равных и, главное, сохранить саму российскую государственность можно, лишь совершив прорыв — на «фронтах» военно-техническом, торгово-промышленном и культурном.
В мероприятии принимает участие д. Чебоксары Н. В повестке дня собрания под руководством академика РАН Г. Красникова, возглавившего Академию в 2022 году,— ряд вопросов, касающихся популяризации науки, промежуточных результатов реализации проекта «Базовые школы РАН», а также развития международного сотрудничества. В своем выступлении Геннадий Яковлевич, высоко оценив результативность деятельности профессоров РАН, рассказал о стратегических направлениях работы Академии, обозначенных Президентом России Владимиром Путиным на праздновании 300-летия РАН, об участии в национальных проектах, планах в области законотворческой деятельности в пределах полномочий , обновления научной инфраструктуры и исследовательской базы, образовательной деятельности, популяризации науки и привлечения молодежи.
Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове. Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука. Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции. Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств. Академия целиком сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе. Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук. В 20-х годах XIX в. Академия наук получила в свое распоряжение богатейшую коллекцию Кунсткамеры, библиотеку, составленную из частных собраний, в том числе из книг, принадлежавших Петру I. В здании Кунсткамеры размещались анатомический театр, Пулковская астрономическая обсерватория, в которой велись исследования по звездной астрономии, выпускались звездные каталоги и находился уникальный глобус диаметром более 3 м. В этот период преимущественное развитие получили математические и естественные науки, что было обусловлено развитием производства, изучением и освоением природных богатств страны, потребностями мореплавания, метеорологии, картографии. Лобачевским была создана неевклидова геометрия. Работы П. Чебышева и представителей созданной им петербургской математической школы внесли много нового в теорию чисел, теорию вероятностей, теорию дифференциальных уравнений, теорию случайных процессов. Петров открыл электрическую дугу. Широкую известность получили работы Э. Ленца по электромагнетизму. Выдающимся достижениям отечественной и мировой науки явилось изобретение радио А. Поповым в 1895 г. Выдающимся вкладом в мировую науку явилось создание Д. Менделеевым периодической системы химических элементов, ставшей основой химии. Конец XIX в. Вернадского - одного из основоположников геохимии, создателя учения о биосфере и ноосфере. Наступил 1917 год - год великих потрясений. Большинство ученых не приняли Октябрьскую революцию. Но академики при этом не отказались от профессионального сотрудничества с Советской властью. Академия наук, бывшая Императорская, пришла с новым названием - Российская РАН , отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны. В ее состав входили три отделения - физико-математическое, исторических наук и филологии, русского языка и словесности, объединявшие два исследовательских института, 19 лабораторий, станций и музеев, 21 академическую и приакадемическую комиссии. Общая численность сотрудников достигала 220 человек, из них 45 академиков. Уже после Февральской революции 1917 г. Академия наук впервые начала сама избирать своего президента, до этого президенты Академии назначались указами императора. Первым выборным президентом Российской академии наук стал А. Карпинский, занимавший этот пост с мая 1917 по июль 1936 г. Александр Петрович Карпинский, русский учёный, горный инженер и геолог, академик и первый выборный президент Российской академии наук.
Эта роль во многом была возложена на специальные комиссии Академии наук СССР, которые за относительно короткий период смогли стать настоящим «научным штабом» отражения фашистской агрессии. Выступавшие на экстренном форуме П. Капица, П. Колиогоров, И. Бардин, Г. Кржижановский, В. Образцов, В. Никитин призвали объединить все силы науки для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В итоговом протоколе заседания указывалось: «... Учитывая горячее желание всех советских учёных сделать всё возможное для ускорения победы над германским фашизмом — заклятым врагом трудящихся, расширенное заседание президиума Академии наук СССР с участием академиков и руководителей московских институтов считает необходимым: 1 Обязать все отделения и научные учреждения академии немедленно пересмотреть и перестроить тематику и методы исследовательских работ, направив всю творческую инициативу и энергию научных работников в первую очередь на выполнение задач по укреплению военной мощи нашей социалистической Родины. Стенографический отчёт. Вице-президент РАН. К 65-летию Победы.
История журнала
В то же время тогдашний руководитель СССР Хрущёв едва не разогнал Академию наук – за то, что его протеже Лысенко не был избран в члены АН. Автор. Академия наук СССР. Заглавие. Известия Академии наук СССР, №1, Отделение общественных наук. Отделение общественных наук 1940–1963 Известия Академии наук СССР. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук и Академического университета, учрежденных по повелению императора.
Хронограф постсоветской истории Российской академии наук в событиях и фактах
В них приняли участие заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Андрей Анатольевич Бурбин, командование академии, представители предприятий ракетно-космической отрасли, ветеранских организаций, профессорско-преподавательский состав, слушатели, курсанты, его дочь Наталья Ситникова, бывшие коллеги академика, его друзья, ученики, соратники и другие почетные гости. В ходе выступлений на Всероссийской военно-исторической конференции «Создание ракетного щита Отечества в 1970-е годы. Ракетные комплексы Владимира Уткина», ветераны ракетно-космической отрасли, представители научно-исследовательских институтов, преподаватели академии особо подчеркивали, что масштаб личности Владимира Федоровича Уткина настолько велик, что его научные достижения, разработки, реализованные проекты качественно изменили историю не только отечественной, но и мировой ракетно-космической отрасли.
Но помимо своих научных интересов и административных забот, многие годы у ученого есть интересное хобби — он собирает медали, так или иначе связанные с историей Академии наук. Владимир Константинович любезно согласился позволить нам рассказать об этой замечательной коллекции — а параллельно дать повод осветить и несколько эпизодов из истории Академии. И сегодня мы переходим ко второй части нашего проекта. Первые шесть выпусков «Академической фалеристики» мы рассказывали о медалях, напрямую посвященных юбилеям Академии — от 50 до 275-летнего.
Уже в статусе президента академии он подписал письмо с требованием расправиться с предателями Бухариным, Троцким, Рыковым и Углановым. Был депутатом Верховного Совета. Умер в самом конце 1945 года в возрасте 76 лет. Третьим президентом академии стал Сергей Вавилов, младший брат известного советского генетика. Сергей Иванович был физиком, в частности, основал научную школу физической оптики в Советском Союзе. На этом посту проявил себя как популяризатор науки, был инициатором создания Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний. Благодаря его усилиям, имя Ломоносова стало в то время символом отечественной науки, остается таким до сих пор. Его здоровье неожиданно сильно ухудшилось в 1950 году. Свою роль сыграли заболевания легких и сердца, перенесенные во время эвакуации. Два месяца он провел в санатории. Вернувшись к работе, председательствовал на расширенном заседании президиума академии, а через два месяца умер от инфаркта миокарда. С 1951 по 1961 годы президентом был химик-органик Александр Несмеянов. Возглавлял Московский государственный университет имени Ломоносова, был директором института элементоорганических соединений, пропагандировал веганство. С поста президента ушел по собственному желанию в 62 года. Следующие 14 лет академией руководил советский математик, один из идеологов космической программы Мстислав Келдыш. Он занимался работами по созданию ракетно-космических систем, исследованиями космоса, но в Совет главных конструкторов под руководством Королева вошел не сразу. Разрабатывал теоретические предпосылки полетов на Луну и к планетам Солнечной системы. Время, в которое он руководил академией, стало периодом значительных достижений советской науки. В частности, именно тогда были созданы условия для развития квантовой электроники и молекулярной биологии. В 1975 году он ушел в отставку. Вскоре после этого тяжело заболел. Летом 78-го его тело было обнаружено в автомобиле «Волга» в гараже на его даче в поселке Абрамцево. По официальной версии, причиной смерти стал сердечный приступ. Однако до сих пор весьма популярна версия о том, что Келдыш покончил собой, отравившись выхлопными газами из-за глубокой депрессии, вызванной плохим состоянием здоровья. Ему было 67 лет. После Келдыша президентом академии стал физик Анатолий Александров. Считается одним из основателей ядерной энергетики, его основные труды посвящены физике твердых тел, ядерной физике и физике полимеров. Избран на эту должность он был на безальтернативной основе. Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году стала его личной трагедией. В том же году ушел с поста президента. Поддерживал версию о том, что виновниками стали представители обслуживающего персонала станции, хотя доклад государственной комиссии подтвердил, что большое значение оказали общие технические причины. Последним президентом советской академии стал физик и математик Гурий Марчук. Он работал в области физики атмосфер, вычислительной математики, геофизики. В 1991 году его сменил математик Юрий Осипов уже в статусе президента Российской академии наук. Структура и филиалы Первые отделения на базе академии были основаны в 1932 году. Ими стали Дальневосточный и Уральский филиалы. В Таджикистане и Казахстане появились научно-исследовательские базы. В будущем появились Закавказский филиал с отделениями в Азербайджане и Армении, Кольская научно-исследовательская база, Северная база, филиалы в Туркмении и Узбекистане. В состав академии входили 14 республиканских академий, три региональных отделения Дальневосточное, Сибирское и Уральское. Существовало четыре секции: математических и физико-технических наук; наук о Земле; общественных наук. Также существовало более десяти комиссий.
Но уважительно общаться с этим человеком президенту академии было мучительно трудно. В 1949 году Сергей Иванович всё-таки написал письмо Сталину — с просьбой посмертно реабилитировать брата. Письмо решительное. Он даже связывал возможность своего пребывания во главе академии с реабилитацией Николая Вавилова. Сергей Иванович объяснял, что это необходимо для развития науки. Адресат не ответил. Николай Вавилов был реабилитирован только в 1955 году, уже после смерти Сталина. Увы, Сергей Иванович тоже не дожил до этого дня... Он действительно умел лавировать между амбициями «жрецов науки» и невежеством представителей власти которые, заметим, тогда были единственными заказчиками исследований и виртуозно гасил скандалы в академическом мире. Вавилов знал, что молодой ироничный мэтр Петр Капица отзывается о нем пренебрежительно. Но когда Капица по принципиальным соображениям отказался от участия в Атомном проекте, которым руководил всесильный Лаврентий Берия, многие поставили крест на карьере слишком свободолюбивого академика. Вавилов взял его под защиту, доказал «компетентным товарищам», что Капица необходим советской науке, что он помогает получить технологии, которые сделают страну сильнее. Вавилова спросили: «Почему вы помогаете Капице, он ведь вас терпеть не может? Советский Союз в начале 1950-х был закрытой страной. Но Вавилова знали в научном мире. Его дважды номинировали на Нобелевскую премию по физике — в 1947 и 1948 году, в разгар холодной войны. Несмотря на то что комитет в те годы не жаловал советских ученых, всё шло к тому, что рано или поздно он получит эту престижнейшую награду. Элегантный, благодушный Вавилов умер на пике своей славы. Именно тогда он — утонченный интеллигент, ученый — стал одним из символов страны, которая после войны обретала парадную респектабельность. Сказался внутренний надлом, главной причиной которого была трагедия любимого брата. Он много лет мечтал написать книгу «Фауст и Леонардо», в которой собрал бы то, «что за жизнь узнал из истории науки, из жизнеописаний людей, наукой занимающихся». Это было бы и пособие для студентов, и исповедь. Увы, не довелось. Помешала война, а затем и ворох обязанностей в академии. Уверен: несколько поколений молодых ученых зачитывались бы этой «популяризаторской» книгой. Мыслить банально Вавилов не умел и мечтал вложить в этот труд все свои впечатления — в том числе от музыки, природы, архитектуры, поэзии, которую любил. Он чувствовал себя и Фаустом, и Леонардо. Он слушал Генделя, читал о Ломоносове и записал в дневнике: «Сердце не в порядке. Вчера схватило опять в Кремле. Не могу лежать на левом боку...