Что можно есть постящимся в Великий пост. Постное меню можно всегда составить так, чтобы оно включало привычные блюда, но без продуктов животного происхождения. В заключение, можно сказать, что сухое порошковое молоко во время поста может быть допустимым и полезным для тех, кто хочет получить питательные вещества и вдохновляющий вкус без нарушения основных принципов. Бeз молокa eсли состaвe кaкaо нaписaно: молоко суxоe обeзжирeнноe, сывороткa молочнaя, рaститeльноe мaсло.
Питание в Великий пост 2024: что можно и нельзя есть, рецепты
Воздержание от праздных или, что хуже дурных мыслей, слов, дел не менее важно, чем воздержание в еде. Пост — это время сугубого покаяния, трезвения и усердной молитвы. Цели поста: подчинение тела духу, то есть восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей — блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост — это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде. Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную.
Различить их довольно просто, постная — это пища растительного происхождения, а скоромная — пища животного происхождения. Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский. Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются.
Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина.
Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка.
Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами.
В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия.
Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления.
Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека.
Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными.
Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.
Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5].
Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.
На Востоке править На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы.
Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки. Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели. Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста. Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи. Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение. В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания. Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста. Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков. Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры.
Некоторые продукты, такие, как рыбу и растительное масло, можно есть только в те дни поста, которые считаются нестрогими, хотя растительное масло и не имеет животного происхождения. Запрет касается также шоколада и фастфуда, в которых много жиров. В пост нельзя употреблять алкогольные напитки, в том числе и пиво. Можно употреблять в пищу: Овощи капуста, картофель, помидоры, огурцы, морковь, сладкий перец, зелень Крупы овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшеничная, ячменевая Бобовые фасоль, бобы, горох, чечевица Фрукты Рыба только дважды за весь пост Сладости например, халва, сухофрукты, орехи, горький шоколад, мед, сахар, леденцы, клюква в сахаре Напитки сок, чай, кофе, узвары, морс, кисель.
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Интересный факт При этом опытные наставники иноков строжайшим образом следили, чтобы индивидуальная для каждого мера поста никоим образом не была превышена. Так, из жития прп. Пахомия Великого известен рассказ о том, как повар основанной им обители, видя, что братия не приходят к трапезе, не желая вареной пищи, вообще перестал ее готовить, а начал, поскольку освободилось время, плести циновки. Узнав об этом самочинии, прп. Пахомий лично обличил повара, сказав, что среди иноков есть слабые братия, которым необходимо «утешение» на трапезе. Авва строго потребовал непременно ставить на стол вареную пищу, принимать которую или нет — выбор каждого из братии.
Но принуждать всех к соблюдению сухоядения, не готовя горячую еду — нельзя. Современный церковный Устав, называемый Иерусалимским — также монашеский, созданный прп. Саввой Освященным для его обители в Палестине. Правила сухоядения, прописанные там, предназначены для иноков, миряне же соблюдают их по мере физических сил, духовного возрастания.
Вот я умру, им будет плохо, тогда они и будут поститься. Сын послушно идёт и садится за стол. Через некоторое время отец видит, что сын выловил из супа овощи, но оставил нетронутым мясо.
Разве для того, чтобы быть хорошим сыном, нужно недоедать?
Взамен получаем духовную радость. Всем православным христианам предписывается во время поста отказ от пищи животного происхождения, от сладкого.
Мясо, молочные продукты, яйца, рыба уходят из нашего рациона. Взамен на обеденном столе появляется больше простой, здоровой пищи растительного происхождения, в том числе сладкой. Орехи, семечки, бобовые заменяют мясо, компоты и кисели приходят на смену йогуртам и молочным коктейлям.
А сладкое с успехом компенсируют различные фрукты, как свежие, так и сухие. Финики, изюм, курага, сушеный инжир по вкусу оказываются ничем не хуже шоколадных конфет, батончиков, полностью компенсируя привычные нам сладкие десерты. Медовые пряники, пироги с маком, капустой, фасолью, яблоками или другой начинкой не уступают магазинным тортам, пирожным.
И настолько вкусны, питательны, что пост пролетает незаметно, без ощутимых усилий с нашей стороны. Здесь важно остановиться и вспомнить, что смысл поста не в замене одних продуктов другими, отказе от сладкого, а в воздержании от чувственных удовольствий, главным источником которого есть пища. Какая разница, если до поста мы услаждали себя одними блюдами, а во время него — другими, пусть приготовленными без продуктов животного происхождения.
Поэтому в идеале сладкое во время поста нужно свести к минимуму. Совершенно отказаться от него трудно, особенно людям, пребывающим в миру. Да и мера поста у разных христиан может отличаться.
Старики, дети, больные люди могут не вынести всей строгости воздержания в пище, — отсутствия в рационе сладкого, белковой пищи, жиров, — повредиться здоровьем. Церковь не любит крайностей — она призывает каждого к посильному подвигу. Можно ввиду болезни, напряженного образа жизни, пить молоко, только при этом удлинить свое молитвенное правило, усилить земные поклоны.
То же самое касается сладкого. Особенно трудно от вкусных десертов отказаться детям. Не смотря на это, шоколадные конфеты, мороженое, желательно не давать в пост.
Дети должны почувствовать, что в их жизни происходит что-то серьезное, важное, ради чего они отказываются от сладкого как одного из главных удовольствий. Однако совершенно лишать их этого не нужно. В выходные, по воскресеньям после службы в церкви, можно устраивать праздничные чаепития со сладким постным печеньем, пряниками, пирогами и калачами, с ароматным фруктовым вареньем или медом.
Какие сладости можно и нельзя Вопрос, можно ли в пост есть сладкое, волнует многих. Ответ однозначный, — да, можно, но в умеренном количестве. Тот, кто хочет поститься строго, волен отказаться от сладкого.
Здесь нет четких границ. Все зависит от желания, возможности подвизающегося, ведь не каждый способен отказаться полностью от сладкого. Эта статья написана для тех христиан, кто избрал умеренный путь поста, старается избегать крайностей в воздержании от пищи.
Строгое подвижничество дано не всем. Тем более не нужно принуждать к этому детей. Даже во время поста им нужно кушать творог, а также белый мягкий хлеб, густо намазанный сладким вареньем, запивать его молоком.
В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно, всей Церковью.
Надо ли стремиться к тому, чтобы пища была невкусной? Протоиерей Александр Борисов: — Суть поста — не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу.
Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим.
Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт.
Иоанн Шанхайский, святой наших дней, суп смешивал со вторым блюдом, — чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера. Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении.
И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени.
Как вести себя постом в гостях, если знакомые, пригласившие в гости, не постятся? Фото с сайта bg. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь».
И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном. А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах.
Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане?
Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное раз уж задался такой день , это уже страсть и лукавство. Зависят ли от мяса отношения с Богом? Кроме того, помимо своей «безгрешности», многие из них наверняка окажутся еще и полезными — чем меньше в составе ингредиентов, тем больше вероятность того, что продукт не навредит.
Сначала разберемся с тем, чего нельзя. Если действовать строго в рамках «закона», нельзя многого — всех продуктов животного происхождения. Мясо, творог, молоко, яйца, сыры — это то, что лежит на поверхности.
А знаете ли вы, что желатин тоже животного происхождения? Следовательно, его тоже нельзя. Поэтому все виды желе также вычеркиваем.
К счастью, желатин можно заменить агар-агаром — желирующим веществом, которое добывают из водорослей. Но таких подводных камней множество. Например, исключена практически вся выпечка — в составе есть сухое молоко, яйца или яичный порошок… Не подойдут некоторые виды пастилы и халвы — в их рецептуре кос-халва или белковая пастила содержатся или молоко, или яйца.
Нельзя молочный шоколад — конфеты, покрытые шоколадной глазурью тоже вычеркиваем. Что остается?
Чем заменить мясо в пост
- Пост: как примирить душу и тело? | Правмир
- Какие продукты грешно есть в Великий пост в 2024 году, а какие разрешено
- Сухое молоко в пост — разрешено или запрещено?
- Рекомендуемые статьи
- Пост и правильное питание
- Сухоядение в пост - что можно кушать: список продуктов и готовых блюд 2021 :: Рецепты :: Клео.ру
Начался Великий пост 2024: продуктовый календарь, что можно и нельзя есть или делать
Можно ли включить сухое молоко в рацион питания во время поста — преимущества, рекомендации и возможные ограничения. Внешне сухое молоко похоже на манную крупу, белого цвета, вкуса как такового не имеет. Кокосовое молоко. Из него можно приготовить отличный десерт или завтрак (например, по этому простому рецепту), его можно добавить в горячие блюда. Продукты, которые можно употреблять во время поста в разделе "Постная продукция". В целом, сухое молоко можно употреблять во время поста, однако, при выборе продукта, необходимо обращать внимание на его состав и процесс обработки. Сухоядение в пост: что можно есть и как правильно готовить блюда.
Можно ли в пост соевое молоко и соевое мясо?
Кроме этого, есть ряд кондитерских изделий, которые всегда, во все времена готовились из растительного сырья. Однако здесь встречаются различные варианты. При употреблении сладких постных продуктов, таких как овсяное печенье, пряники, халва или прочих, нужно поинтересоваться их составом. Неприятные «сюрпризы» не заставят себя долго ждать. В составе халвы может оказаться молоко, а пряников, печенья или сладких пирожков — животный жир. Халва и козинаки Сладкую халву люди научились готовить давно.
Первое упоминание о ней относится к 5 веку до нашей эры. Традиционно халва готовится из очищенных обжаренных семян подсолнуха. Поэтому продукт богат растительными жирами, калориями. Он сладкий, сытный, что делает его неотъемлемой частью постного рациона. К тому же, натуральная халва богата многими полезными микро- , макроэлементами, витаминами.
Кроме семечек или зерен арахиса в состав халвы входят сладкие ингредиенты, такие как сахар, патока. Может присутствовать мука или другой загуститель. Продукты животного происхождения, как правило, здесь отсутствуют. Если в пост съесть кусочек сладкой халвы с утра на завтрак, сытость и подъем сил будут держаться на протяжении всего дня. Таким же полезным завтраком для верующих могут стать козинаки.
В основе их изготовления лежат все те же семечки арахис, кунжут. Плюс сахар или мед. Это сладкое постное лакомство. Однако следует помнить, что православие отвергает крайности, призывает идти царским путем разумного воздержания. Пресыщение в пост, пусть даже растительной пищей, считается недопустимым.
Оно заглушает в нас чувство благоговения, благодарности Богу, с головой погружает в мир материальных забот, суеты. Пряники Пряники преимущественно готовятся из сладкого скоромного теста. Однако их легко приготовить самому, используя растительные продукты. Поискав подходящий рецепт в интернете или кулинарной книге, можно получить вкусное сладкое лакомство. Покупая пряники в магазине, необходимо ознакомиться с составом.
Допустимые ингредиенты: мука, сахар и разрыхлитель, растительное масло. Если помнить, что великий пост — это отказ от наслаждений, плотских или гастрономических, то сладкие пряники вполне можно заменить кусочком подсушенного черного хлеба с медом. Многие верующие так подвизаются в это время, — услаждают себя молитвой, чтением духовной литературы, слезами раскаяния в грехах. Зефир Это кондитерское изделие изготавливается из яичных белков, поэтому в пост его употреблять в пищу нежелательно. Исключением могут стать заболевания пищеварительного тракта, особенно желудка гастрит.
В этом случае зефир будет даже полезен для больного.
Врачи рекомендуют овсяное молоко при болезнях ЖКТ, так как оно обволакивает слизистые желудка и кишечника. Его, кстати, пьют при пищевых отравлениях. В составе овсяного молока есть белок глобулин, который усиливает наш иммунитет. Такое молоко полезно пить детям, которые находятся в активной фазе роста, и спортсменам, которые хотят нарастить мышечную массу. Оно нормализует метаболические процессы и дает длительное чувство сытости. Минусы овсяного молока: глютен, содержащийся в овсяном молоке, не подходит для людей с непереносимостью клейковины и тем, кто соблюдает безглютеновую диету. С осторожностью его следует употреблять диабетикам, так как производители часто добавляют в него сахар и крахмал. Пожилым людям рекомендуется проконсультироваться с врачом, прежде чем вводить овсяное молоко в свой ежедневный рацион.
Используется: овсяное молоко можно использовать для замены яиц в тесте для постной выпечки. Отлично подходит для соусов и десертов, на его основе делают веганский йогурт и мороженое. Даже при добавлении его в кипяток, овсяное молоко не сворачивается, как, например, кокосовое или миндальное. Рисовое молоко: для каш, супов и соусов Его могут готовить из бурого риса, тогда оно будет серо-бежевого цвета с ореховым привкусом. И это будет самое полезное рисовое молоко. Прозрачно-белый цвет означает, что молоко делали из шлифованного риса и полезных элементов в очень мало. У рисового молока нейтральный вкус с легким оттенком злаковых, поэтому часто производители добавляют различные подсластители, чтобы сделать его более привлекательным для потребителей. Плюсы рисового молока: пищевые волокна, которое содержит рисовое молоко, благотворно влияют на работу кишечника. Это помогает нашему организму бороться с бактериями и вирусами.
В таком напитке очень мало жира, зато много углеводов, поэтому стакан рисового молока заряжает энергией, его часто пьют спортсмены после интенсивных тренировок. Минусы рисового молока: полезных элементов в рисовом молоке меньше, чем в других растительных напитках, поэтому часто его дополнительно обогащают необходимыми протеинами и минералами. Из-за высокого гликемического индекса преобладания быстрых углеводов диетологи не рекомендуют пить рисовое молоко тем, кто хочет похудеть, а также диабетикам. Детям и беременным женщинам этот напиток особенно покупной противопоказан, так как содержит небольшое количество мышьяка.
Для меня сложный момент, когда приходит человек, например, на Пасху, уже в саму Пасхальную ночь, говорит: «Здрасьте, батюшка, я постился, поисповедуйте меня». Тогда я спрашиваю: «А вы были на богослужениях хоть раз? Не были? Ну тогда извините». И с таким человеком начинаются самые сложные разговоры. Потому что сложно объяснить человеку, что он молодец, но делал не то. Поэтому каждый должен понять, над чем ему нужно работать. Я сегодня уже много раз говорил: «Приходите, спрашивайте». Но это ведь нужно делать не в последний день поста. Задайте заранее вопросы до начала поста. Пост должен быть процессом духовного роста, а не диетой. Что можно, а чего нельзя есть в Великий пост? Отвечу издалека. У нас очень большая практика Великого поста, уже больше двух тысяч лет Христианская Церковь находится в разных условиях климата, в разных условиях погоды, природы, в конце концов в разных внешних условиях. Нужно понимать, что устав предполагает воздержание от мясных продуктов, продуктов животного происхождения, таких как молоко и яйца, в том числе и от рыбы. Важно понимать, какая возможность есть у вас: есть возможность поститься строго — поститесь, а если нет — поститесь с послаблениями, но берите благословение. Вообще это вопрос, на который я стремлюсь отвечать меньше всего, потому что каждый более-менее понимает, что ему нужно, а тех, кто не понимает, зовем на беседу и призываем, чтобы это было максимально осмысленным действием. Можно ли есть макароны, ведь в их составе есть яйца? Нужно ли изучать состав продуктов? Одна из форм фарисейства современного человека — изучение состава продукта. Один раз я купил пачку печенья, и там было написано: «В продукте могут содержаться следы масла». Постное оно или не постное, я так и не понял. Я призываю православных людей не разбирать продукт по молекулярному составу. Да, может быть, там есть яйца, но так можно разбирать до молекул каждое блюдо. Не надо с лупой в руках рассматривать каждый продукт. Я думаю, что каждый со временем вырабатывает сам для себя ту меру поста, ту меру здорового фарисейства, которая должна быть в каждом православном человеке. Если человек не может держать пост по той или иной причине, то нужно попросить благословение на то, какой аналог духовного усилия человек может для себя приобрести. Он может читать Евангелие, он может делать какие-то христианские поступки и так далее. То есть тот факт, что человек не может поститься по каким-то физическим причинам, его от Церкви не отдаляет. В некоторых церковных документах даже прописано, если человек не соблюдает пост в условиях, допустим, военного общежития, светского общежития или просто в условиях больницы и так далее, то это не является грехом, это не является поводом не причащаться. В документах «Об участии верных в Евхаристии» пишут, что ваше вынужденное несоблюдение поста не делает вас хуже, не отталкивает вас от Церкви. Поэтому когда человек приходит и говорит: «Знаете, батюшка, я две недели пролежал в реанимации, поэтому я причащаться не буду», я такого не понимаю. Перекреститься и поститься дальше. Главное, не впадать в уныние: «Все, я съел конфету, в конфете было сухое молоко, я согрешил и остальные дни не пощусь». Так делать не надо. Можно ли курить в пост? Великий пост — это время воздержания от страстей, поэтому если у человека есть страсти, которые привязывают его к этому миру, нужно постепенно всеми силами от этого воздержаться. Может быть так, с Божьей помощью, человек бросит эти неполезные привычки. Важно понимать, что Великий пост — это то время, когда мы как никогда сильно понимаем нашу связь с миром.
При этом в Чистый понедельник и Великую пятницу необходимо вовсе воздержаться от еды и пить только воду. Здесь важно понимать, что если голодание не приносит осложнений, то можно его практиковать. Однако эти правила подходят не всем людям, в том числе и пожилым. Резкое ограничение в поступлении питательных веществ — стресс для организма. Он может спровоцировать ухудшение состояния, поэтому мучить себя не стоит. Также важно помнить, что рыбу и морепродукты разрешается есть лишь два раза за весь пост — на Благовещение и в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу к столу можно подать и рыбную икру. Фото: istockphoto.
Чем заменить молоко в Пост: плюсы и минусы миндального, кокосового, овсяного и других напитков
На них, как и на прочие молочные «производные», распространяется общее правило. Яйца Еще один продукт из категории скоромных. В Пост нельзя есть не только куриные, но и перепелиные, другие яйца в любом виде. Запрет изначально формировался, исходя из тех же причин, что и запрет на молоко — дороговизна и, можно даже сказать, дефицитность на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. В пищевой промышленности, помимо обычных яиц, нередко используется яичный порошок иногда даже в товарах с отметкой «постное».
Такую пищу нужно тоже исключать из рациона. Спиртное Трудно представить что-то, больше не соответствующее духу Поста, чем алкоголь, особенно если это обильные возлияния, сопровождающие приемы гостей, вечеринки и прочие тусовки. Даже просто посещение кафе, баров, употребление спиртного в «рекреационных» целях никак не вяжется с идеями самоограничения и духовного роста. В состоянии опьянения даже окружающая действительность воспринимается искаженно, не говоря уже о «внутренней реальности».
Однако есть и нюанс. В Типиконе уставе для христиан, определяющем, в частности, правила совершения богослужений, церковных праздников, постов есть пункт, дозволяющий употребление красного сухого вина, разведенного водой в пропорции 1:2 или 1:3 в выходные за исключением первой и последней недель Поста , а также в те же дни, когда допустимо есть рыбу. Это обусловлено тем, что во времена формирования Типикона изначально он создавался для монастырей, а затем его распространили и на мирян разбавленное вино рассматривали не как вредное излишество, а как эффективное средство для утоления жажды и подкрепления сил. К тому же, оно хорошо хранилось в условиях жаркого климата.
Что касается ежедневной порции, она ограничивалась двумя красовулями. Это небольшая церковная чаша объемом примерно 125-150 мл. В странах с холодным климатом, исключающим виноделие, вино в монастырях заменяли пивом. Соответственно, там его тоже можно было пить в пост, это не считалось грехом.
Сдоба, кондитерские изделия, сладости Во-первых, сдобу и сладости чаще всего едят не для утоления голода и насыщения, а для того, чтобы себя побаловать. Такое потакание собственным слабостям в Пост явно не приветствуется. Во-вторых, в составе многих таких лакомств имеются запрещенные продукты — молоко либо его «производные», яйца, алкоголь. Исключением в данном случае могут стать только сладости, которые, исходя из их состава, можно назвать постными.
Это, например: леденцы; мармелад на агар-агаре или на пектине но не на желатине ; горький шоколад с орехами, изюмом; халва; сухофрукты, грильяж в шоколаде в зависимости от состава глазури ; варенье, джемы, конфитюры. Но увлекаться всем этим однозначно не стоит. Для многих усмирение собственных слабостей и преодоление физического ради духовного вполне может начаться с попыток ограничить себя в сладком. Сладости — это «быстрые» углеводы.
В Пост, когда потребление белков и жиров неизбежно сокращается, чрезмерное увлечение ими неизбежно обеспечит набор лишнего веса.
Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная — это пища растительного происхождения, а скоромная — пища животного происхождения. Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей.
Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский. Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются. Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы.
Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу.
Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов.
Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский.
Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон.
В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви.
В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения.
Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи.
А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей.
Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно.
Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном. А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев.
А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане? Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное раз уж задался такой день , это уже страсть и лукавство. Зависят ли от мяса отношения с Богом? Фото с сайта radiovera. Для нас такое состояние — редкость.
Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии.
В некоторые виды шоколадных конфет также добавляют спиртосодержащие жидкости.
Так что будьте внимательны, выбирая такие изделия, и обязательно читайте, что написано на этикетках. Какие конфеты можно есть во время поста? Вы можете позволить себе такие постные сладости, как карамель, мармелад с агар-агаром веществом, производящимся из водорослей, то есть имеющим растительное происхождение, в отличие от желатина.
Также разрешены варенье, цукаты, засахаренные фрукты, халва, пастила, козинаки. Впрочем, не все: некоторые виды пастилы и халвы кос-халва, белковая пастила содержат молоко или яйца. Так что выбирайте халву, которая готовится из семечек, сахара, муки, воды и растительного масла.
Что касается пастилы, то покупайте ту, что приготовлена на основе фруктов, а не белков. Чтобы не сомневаться, разрешается ли во время поста есть те или иные конфеты, вы можете сами приготовить их по нашим рецептам. Постные конфеты из сухофруктов.
Начался Великий пост 2024: продуктовый календарь, что можно и нельзя есть или делать
Можно ли вкушать в посту морепродукты? Как правильно держать Великий пост в 2024 году и что можно есть с 18 марта по 4 мая. Можно ли во время Великого поста есть конфеты? Алтайский священник разрешил пить в пост молоко, купленное в торговых сетях. Полный перечень продуктов, которые можно и нельзя есть в период Великого Поста, с 18 марта по 4 мая 2024 года.
Кус‑кус, тофу и овсяное молоко: как разнообразить меню в Великий пост
Можно ли употреблять сухое молоко во время поста и нарушает ли это его правила? | Полный перечень продуктов, которые можно и нельзя есть в период Великого Поста, с 18 марта по 4 мая 2024 года. |
когда постишься сухое молоко можно есть? — Спрашивалка | В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. |
Постное молоко можно «надоить» из кокоса и риса
Людям с тяжёлыми физическими нагрузками можно соблюдать пост не в полной мере, так как в их случае компенсировать недостаток полезных веществ будет непросто. В пожилом возрасте любое ограничение рациона должно сопровождаться наблюдением компетентного специалиста врача или нутрициолога с постоянной коррекцией привычек и подбором индивидуального питания с учётом особенностей организма. Следуя принципам сбалансированного рациона, вы сможете не только поддерживать своё здоровье, но и открыть для себя новые гастрономические сочетания. Весь пост есть только макароны или каши на воде — плохой вариант, который точно отразится на здоровье. Однообразное питание с преобладанием углеводов чревато запорами, набором лишнего веса, скачками сахара в крови и, как следствие, ухудшением состояния организма. Тарелка должна быть яркой и разнообразной — введите в рацион овощные салаты, крем-супы или на овощном бульоне, хумус или фалафель, запечённые овощи с любимыми специями, каши с фруктами и ягодами, боулы с овощами и водорослями. Суп-пюре с нутом.
Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном. А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане? Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное раз уж задался такой день , это уже страсть и лукавство. Зависят ли от мяса отношения с Богом? Фото с сайта radiovera. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии.
Хлеб и слоёное тесто в его составе не должно быть молока и яиц. В качестве гарнира можно накладывать овощи и зелень. Также не запрещается делать блюда из крупы, есть сухофрукты. Однако еду на тарелку нужно накладывать в меру. Даже если блюда состоят из разрешённых диетических продуктов, переедать во время Великого поста — 2024 нельзя. Пить во время поста с 18 марта по 4 мая рекомендуется только воду. Но если ею ограничиться не получится, то также дозволено употреблять компот или кисель. Чего нельзя есть в Великий пост 2024 года Можно ли держать пост, не отказываясь от привычной еды?
Однако, добавление сухого молока в пищу во время поста может иметь свои преимущества. Сухое молоко является отличным источником кальция, белка и других витаминов и минералов. Оно также содержит молочный сахар — лактозу, которая быстро дает ощущение сытости. Добавление сухого молока в пищу может также улучшить вкус блюд. Оно придает им мягкость и кремовую текстуру, делая их более сытными. Таким образом, сухое молоко может быть прекрасной альтернативой крему или сливкам во время поста. Кроме того, сухое молоко имеет длительный срок годности, поэтому его можно хранить дома и добавлять в пищу по мере необходимости. Это делает его очень удобным продуктом для использования во время поста или в других условиях ограничения в пище. Все эти преимущества делают сухое молоко привлекательным и полезным дополнением к пище во время поста. Однако, перед его использованием рекомендуется проконсультироваться с духовным наставником или врачом, чтобы убедиться, что такая практика соответствует вашим религиозным или медицинским убеждениям. Альтернативные средства вместо сухого молока во время поста: Одной из альтернатив может стать рисовое или овсяное молоко. Они имеют нежный вкус и хорошо сочетаются с различными продуктами. Рисовое молоко производится из рисового зерна, а овсяное молоко из овсяных хлопьев. Они также являются хорошим источником кальция и других полезных веществ. Еще одной альтернативой может стать миндальное молоко. Оно получается из измельченных миндальных орехов, которые затем смешиваются с водой. Миндальное молоко имеет нежный вкус с легкой сладостью и является хорошим источником жира и белка. Также можно попробовать соевое молоко, которое изготавливается из соевых бобов. Оно имеет нежный вкус и богато белком. Соевое молоко также является хорошим источником железа и витамина B12.
Чем заменить мясо в пост
- Сухое порошковое молоко можно во время поста? 2023
- Что можно есть в дни сухоядения
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Чем заменить молоко в Пост: плюсы и минусы миндального, кокосового, овсяного и других напитков
- Какие продукты грешно есть в Великий пост в 2024 году, а какие разрешено
- Что можно и чего нельзя в посту? - православная энциклопедия «Азбука веры»
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Используется: овсяное молоко можно использовать для замены яиц в тесте для постной выпечки. Отлично подходит для соусов и десертов, на его основе делают веганский йогурт и мороженое. читайте в материале «Царьграда». Что можно и нельзя есть во время Великого поста?
Питание в Великий пост 2024: что можно и нельзя есть, рецепты
Что можно есть постящимся в Великий пост. Постное меню можно всегда составить так, чтобы оно включало привычные блюда, но без продуктов животного происхождения. Сухое цельное или сухое обезжиренное молоко. Почему молочное нельзя, а рыбу можно? Протоиерей Александр Борисов: В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд.
Сухоядение в пост и что можно есть
Но сейчас на полках магазина можно встретить сухое молоко растительного происхождения, вот такое молоко вполне можно пить и во время поста. Названы топ-10 продуктов, которые можно есть в Великий пост. Что можно и что нельзя есть в Великий пост. И когда в пост можно рыбу — подробный рассказ православного повара и универсальные постные рецепты. Скажите, пожалуйста, если на упаковке с продуктами указано, что в состав входит сухое обезжиренное молоко или яичный порошок, можно ли употреблять такие продукты во время поста? —Как хотите, если строго поститесь, то не нужно.