Visit ESPN for the complete 2024 F1 Drivers standings. Includes winning percentage, home and away record, and current streak. В 2000 году Стирлинг Мосс получил титул рыцаря, став кавалером Ордена Британской империи. Победители формулы 1 по годам. Марки машин формулы 1. Марки болидов формулы 1. Формула 1 инфографика. Список всех чемпионов мира Формулы 1 и обладателей Кубка конструкторов за всю историю Королевских гонок.
Новости по теме Формула-1
Итоговый результат сезона в очках… Через две недели в Имоле вместе с Мэнселлом на первом ряду стартового поля — Патрезе. И они же финишируют первыми, меньше 10 секунд между ними. Сенна восстанавливает статус-кво, но у него почти 50 секунд отставания. Дальше Брандл на «Бенеттоне», которого взяли в партнеры к Шумахеру: Пике закончил карьеру, а Морено убрали из команды. В итоге взяли Мартина, и он несколько раз по ходу сезона был на подиуме, но Шумахера опережал крайне редко. Несмотря на опыт Брандла и молодость Шумахера, было понятно, кто первый пилот. В Имоле Шумахер вылетел с трассы, а Брандл финишировал на четвертом месте. И опять те же самые Альборето с Мартини пятый и шестой.
Итальянцы на итальянской земле выглядят неплохо. Но там болеют только за «Феррари», тем более на автодроме имени Энцо и Дино Феррари. Алези попадает в аварию и не добирается до финиша. В интернете очень много записей нашей студии, предваряющей гонки, где мы сидим уже с Сергеем Ческидовым, Бурков — на трассе. Мы показываем небольшой сюжет о квалификации, я его в прямом эфире комментирую — совсем молодой парень в костюме в кресле. Мне часто кидают ссылки в твиттер — каждый раз забавно посмотреть, насколько медленнее я тогда говорил, вдумчивее. Манера была не тараторить — весомо каждое слово.
Начальство все внимательно слушает, вызывает к себе — ставит на вид. Медленнее надо говорить, солиднее выглядеть. Когда подстрижешься наконец? Следующая гонка, в Монако, получилась очень запоминающейся. К тому моменту Мэнселл выиграл уже пять раз подряд, все шло к шестой победе. Поул он взял, Патрезе — второй. Из 78 кругов 70 лидировал Найджел.
Тут у него начинается что-то с колесом, то ли от вибрации, то ли ему показалось, что он его проколол, но отрыв большой, он решает заменить колесо. У него уже был опыт, когда он чемпионский титул терял из-за взрыва покрышки в той же Аделаиде в 86-м году, поэтому он очень аккуратно относился к таким вещам. Мэнселл заехал в боксы… но его там никто не ждал! Пока команда с удивлением его увидела, пока выбежали механики… Мэнселл возвращается на трассу позади Сенны в нескольких секундах. Темп у него совершенно сумасшедший — на такой машине, на свежей резине. Тогда не было обязательного пит-стопа, и дозаправки позже ввели. Поэтому, если не было большого износа, а в Монако он минимальный, все ехали без остановок.
Мэнселл настигает Айртона, в каждом повороте пытается обогнать. Но Монако — это Монако, а Сенна — это Сенна. Он там много раз побеждал. В итоге разница между ними 215 тысячных секунды. На третьем месте Патрезе на таком же «Супер-Уильямсе» — в 31 секунде. Сенна — великий пилот, это все знают, но делать глубокие выводы по поводу мастерства Мэнселла на примере этой гонки нельзя. Например, Култхард на «Макларене» просидел за Энрике Бенрольди на «Эрроузе» кругов 40 или 50 в начале 2000-х — после пит-стопа оказался позади, и все.
Монако — это Монако. Если грамотно «крыться», сделать что-то сложно. Бывают сумасшедшие, готовые проехать или столкнуться. Но даже чтобы нырнуть внутрь, нужна ошибка пилота впереди. Это была наша третья трансляция, и она вышла достаточно сенсационной. Публика была неизбалованной, так что все это мгновенно стало интересным. Соцсетей тогда не было, но нам приходили мешки писем со всей страны.
Причем в прямом смысле слова мешки. Ответить на все просто было физически невозможно! Чаще всего они были доброжелательными. Причем тогда зрители вопросов почти не задавали, а просто благодарили. Многие мечтали увидеть нашего пилота в Формуле-1. Но до Виталия Петрова оставалось ещё 18 долгих лет. На следующем этапе в Канаде на волне своего успеха поул-позишн берет Сенна.
Он опережает Патрезе, Мэнселла нет ни на первой стартовой линии, ни в шестерке. А выигрывает гонку Бергер. Вспомним, как он чуть было не победил, когда его наказали за фальстарт и он оказался лишь четвертым. Но он всегда чувствовал эту трассу. Вторая подряд победа «Макларена». Мэнселл попадает в аварию, Патрезе сходит с дистанции из-за проблем с машиной. Бергер опережает Шумахера на 12 секунд, тот на втором месте.
И на третьей позиции Алези. Первый подиум для «Феррари» Алези добывает на том самом автодроме, где через три года одержит свою победу. И единственную… Первые очки набрал Карл Вендлингер, как и Шумахер, он выступал за «Мерседес» в спортпрототипах. Третьим вместе с ними был Хайнц-Харальд Френтцен, но он пока в Формуле-1 не дебютировал. Для меня это очень волнующая дата: первая гонка, на которую меня отправили в командировку в качестве комментатора. Мне ещё не исполнилось восемнадцати, так что нужно было получить не только въездную и выездную визы, но и разрешение на выезд в МИДе, ведь это была официальная работа. Плюс к этому нужно было официальное разрешение родителей.
Думаю, редкий случай — командировка в таком возрасте. И по иронии судьбы, на этап во Франции, где я был ребёнком несколько раз у дедушки на каникулах. Да и потом, когда приезжал к нему в Бельгию, мы ездили с ним на машине в Париж. И вот мы прилетели в Париж, оттуда в Маньи-Кур надо было ехать на машине, километров 250—300. Первые сто — автобан, а остальное — просёлочные дороги. И это вызвало глобальную забастовку дальнобойщиков, они перекрыли дороги, были жуткие пробки. Нашу группу — Ческидов, оператор и я — встречали представители Самипы.
Из-за пробок пришлось ехать окольными путями, через деревушки. В итоге вместо четырех часов добирались почти девять. Может, старшим товарищам и все равно было, но меня не покидало ощущение, что я приближаюсь к гоночной трассе, в душе все пело. Ощущение праздника было совершенно сумасшедшим. Когда добрались, выяснилось, что мест в гостинице нет: то ли не было забронировано, то ли сняли бронь, так как мы сильно задержались. Меня это совсем не занимало, мозг был полностью занят Формулой-1. Нас поселили над каким-то кабаком, на постоялом дворе, словно в Средневековье.
Чуть ли не мыши по комнатам бегали. Зато на следующее утро мы встали и поехали на трассу. Работать на месте событий, в паддоке, на пит-лейне — это было для меня впервые. Впрочем, пропуска у нас оказались неправильные, и нас сначала выгнали с пит-лейна. Но быстро переоформили, всеми этими вопросами занимались наши партнеры, мы как сыр в масле катались. Сейчас, когда всем надо заниматься самим, я понимаю, насколько тогда была сладкая жизнь. У нас были другие сложности — перегоны были спутниковыми в конце дня, строго в определенное время, слот — 10 минут.
Надо было успеть смонтировать сюжет, работали тогда на бетакамах, процесс был достаточно сложным и небыстрым. В первый день Ческидов, владеющий немецким, пошел брать интервью у Шумахера, а я со своим французским пошел к Алези. Это были наши первые эксклюзивы. Уже тогда было понятно, что Шумахер — звезда с большим будущим, всего второй сезон в Формуле-1, а уже на подиуме. Он потряс Ческидова тем, что сказал: как вы хотите общаться — по-немецки или по-английски? Когда ты всю жизнь общался с нашими спортсменами, которых до сих пор биатлонисты всего мира «троллят», что они не говорят ни на одном языке, это производит впечатление. Затем мы пришли на общее интервью с Сенной, подсунули свой микрофон, но вопросов не задавали.
Он вокруг себя создавал мистический имидж. Говорил очень тихо, пристально глядя каждому по очереди в глаза. И людям было не по себе. Айртон умел то, что сейчас не умеет никто. Сейчас это пытается повторить Хэмильтон, но выглядит это несколько забавно. Даже всегда защищающая его британская пресса хихикает по его поводу. А Сенна умел выстроить имидж суперзвезды.
Общались с другими гонщиками, причем довольно беспорядочно. Например, бродили по паддоку и увидели, как Микеле Альборето сидит и что-то ест. Мы подошли, сунули прямо под нос жующему человеку микрофон и на ломаном итальянском спросили: «А что вы едите, какая диета у гонщиков? Мы наснимали кучу материала, который в итоге не влез в передачу. Но энтузиазм был невероятный, очень многое хотелось рассказать зрителям. Сейчас вот думаю — просто удивительно, но и 25 лет спустя у меня ровно такой же энтузиазм. Выхожу на пит-лейн и срываю голос, перекрикивая моторы во время свободных заездов, показывая зрителям какие-то новые крылья «Хааса»… Что сказать?
Значит, и правда очень повезло в жизни — занимаюсь своим делом, по-настоящему и трепетно глубоко любимым. В гонке на первой линии Мэнселл и Патрезе. Дважды давали старт, а потом посередине была остановка красными флагами.
Однако в наши дни будет очень странным, если настолько неуспешный пилот сможет продержаться в чемпионате целых 11 лет. Огромная конкуренция, большое количество рента-драйверов и ротация в пелетоне вряд ли позволят этому рекорду получить нового обладателя.
Впрочем, на середину 2013 года ближе всего к рекорду де Чезариса подобрался Адриан Сутил - за его плечами 5,5 сезонов, и столько же понадобится для того, чтобы побить антирекорд по количеству гонок в Формуле 1 без побед. А на счету Андреа де Чезариса есть ещё несколько нежелательных рекордов. Это наибольшее количество гонок без финиширования в них 148 , а ещё - наибольшее количество сходов за один сезон - 14 этот рекорд он делит с четырьмя другими пилотами. Наибольшее количество очков без единой победы Фото: Ник Хайдфельд слева на подиуме. Где бы он ни выступал, всюду делал это с оглушительным успехом - в Формуле Форд, в Ф3 и даже в Ф3000 на его счету по чемпионской короне.
В 1999 Ник работал тест-пилотом в McLaren, и большинство аналитиков склонялись к мнению, что у "Квик Ника" большое будущее. Однако человек предполагает, а Господь располагает. Хотя большую часть своей карьеры в Королевских гонках Хайдфельд провёл за рулём слабоватых машин, шестилетнее партнёрство с командами, связанными с BMW вначале - Williams, затем - Sauber, позже и сами баварцы пришли в Ф1 с полноценной командой, а не только в качестве мотористов дало возможность Нику проявить себя с самой лучшей стороны. Однако несмотря на 8 вторых мест и ещё 5 третьих, Ник Хайдфельд так и не шагнул на верхнюю ступень подиума ни разу. Возможно ли побить рекорд по количеству очков в Гран-при без единой победы?
Вряд ли рекорд талантливого, доброго и быстрого немца продержится слишком уж долго. Ощутимую часть карьеры Ник провёл в те годы, когда очков в чемпионате раздавалось гораздо меньше, чем в наши дни. Рано или поздно антирекорд Хайдфельда падёт под натиском современной системой начисления очков в Формуле 1. Скажем, на данный момент к достижению Ника приближается Роман Грожан, которому на август 2013 года осталось лишь 114 баллов. А ещё у Ника Хайдфельда есть и другой "антирекорд" - наибольшее количество подиумов без побед - 13.
Наибольшее количество кругов лидирования без победы Фото: Крис Эймон Крис Эймон Chris Amon - 183 Если любителей Формулы 1 попросить подобрать синоним слову "неудачливый", то, без сомнений, не понадобилось бы и слов - достаточно фотографии Криса Эймона. Однажды чемпион мира Марио Андретти сказал о своём коллеге Эймоне: "стань он гробовщиком, люди перестали бы умирать". Всего новозеландец пролидировал 183 круга в семи разных гонках, однако ему так и не посчастливилось пересечь финишную черту первым. Каждый раз, когда победа, казалось, была буквально рядом, что-то происходило не по плану. Да и эти проблемы были не обычными.
К примеру, Эймону однажды удалось избежать победы из-за упавшего с его шлема визора, который сломался во время обычной в гонках процедуры снятия целлофановой плёнки ГП Италии 1971 года. Сам Крис всегда отрицал, что неудачи преследуют его. Впрочем, в его словах был смысл. Эймон выступал в течение 14 сезонов в ту эпоху, которая считалась самой опасной в Ф1. Ему посчастливилось выжить в те годы, а некоторым его более удачливым коллегам не удалось… А за пределами Формулы 1 Крис Эймон однажды выпил призовое шампанское на гонке "24 часа Ле-Мана", в 1966 году.
Гонщиком он был отличным, что бы ни говорили о фортуне. Вполне возможно, что этому человеку могли бы поддаться и чемпионские титулы, и, по крайней мере, победы. Не судьба. Возможно ли побить рекорд неудачливого Криса Эймона и пролидировать в гонках больше кругов без победы? Любому пилоту, вознамерившемуся опередить Эймона по числу кругов лидерства без побед, нужна несколько другая техника, а не современные болиды Ф1, славящиеся потрясающей надёжностью.
Современные автомобили Формулы 1 редко отказывают пилотам, а потому, если гонщик лидирует регулярно, то, рано или поздно, он одержит победу. Ближайший преследователь Криса Эймона в современной Формуле 1 - Нико Хюлькенберг, на счету которого уже 38 кругов лидирования на середину 2013 года. Другие антирекорды Криса Эймона в Формуле 1 - наибольшее количество поул-позиций без единой победы 5 , наибольшее количество лучших кругов 3 и самое большое число переходов из команды в команду - новозеландец управлял болидами аж 13 команд. Наибольшее количество проведённых гонок без единого круга лидирования в них Фото: а ведь кое-где Мартин Брандл - признанный лидер! Мартин Брандл Martin Brundle - 158 Ныне этот человек гораздо больше известен не как гонщик, а как телекомментатор, да и любители молодёжных гоночных серий чаще вспоминают его сына Алекса Формула 2, Ле-Ман.
Некогда Брандл уступил в британской Формуле 3 чемпионский титул самому Айртону Сенне, но даже вице-чемпионство позволило ему перейти в Ф1 и провести там долгую карьеру. Любой болельщик Формулы 1 образца 1984 года, вероятно, плюнул бы в лицо говорившему, если бы кто-то сказал, что Мартину Брандлу не суждено не пролидировать ни единого круга. В молодёжных сериях Брандл был потрясающе быстрым пилотом, громящим именитых соперников раз за разом, да и потенциал в нём виделся чемпионский.
Он не особо много гонками занимался, зато писал об истории автомобилей, издавал книги о первых «Мерседесах», об истории «Руссо-Балтов». Много публиковался в советских изданиях — «За рулем» и других.
Мы его привлекали в качестве эксперта, так же как и Виктора Казанкова и Александра Потехина, наших гонщиков, выступавших во внутреннем чемпионате. Кстати, в самом конце карьеры Казанкову удалось поучаствовать не только в Кубке дружбы социалистических стран где-нибудь в Чехословакии, но на паре этапов английской Формулы-3, Формуле-Лотос в Италии. Тогда ему, к сожалению, было уже сорок, все их поколение так вынужденно и варилось во внутреннем соку. Та командировка стала для меня первой, где я был основным комментатором. Шугуров, наоборот, был экспертом.
По большому счету, я уже этим занимался. В тех гонках я уже говорил гораздо больше, уверенность в своих силах пришла, а желания комментировать у меня было больше, чем у коллег. Но при этом мы работали очень мирно: никаких подводных течений не было. Я вообще не очень понимал, что могут быть интриги. В «Спорт-экспрессе» еще продолжал работать иногда, но тоже не замечал: не всем нравилось, что молодой парень занимает чье-то место.
Не пытался ни у кого его отобрать, а многие воспринимали это именно так. Так или иначе, летом руководство предложило мне перейти окончательно на телевидение, не только комментировать, но и стать редактором новостных выпусков. Кирилл Кикнадзе был молодым ведущим, я был редактором, выпуски были еще не самостоятельные — 5—10 минут в конце общеполитических новостей. Заниматься приходилось всем — работать редактором, монтажером, корреспондентом. Насыщенная работа, много знакомств, много энтузиазма.
Это было действительно увлекательно. В Хоккенхайме тогда был совсем другой медиацентр, находился он в помещении главной трибуны, и выглядело это так, словно ты находишься на нашем футбольном стадионе, например на «Торпедо»: комнатка на 20—30 человек, и все ходят друг у друга на ушах. По тоннелю проходишь в паддок, а комментаторские кабины притаились где-то под крышей. Очень интересным было ощущение «боления» за Шумахера: не прошло и года с момента его дебюта в Формуле-1, а он уже стал совершеннейшей звездой. Очень большое впечатление произвело то, как люди болеют: они приезжали, жили в палатках, в кемпингах.
Как раз в этот момент в Англии началась борьба с футбольными хулиганами, были жуткие драки, которые показывали даже в выпусках неспортивных новостей. А на Формуле-1 болельщики сосуществовали абсолютно мирно, англичане — в тех же кемпингах, что и немцы. Причем там выпивалось невероятное количество всего: с утра стояли пирамиды из пивных банок. Но ни одной драки. В гонке Мэнселл взял поул, Патрезе — вслед за ним.
Выиграл снова Найджел, но Сенна навязал ему борьбу. Разница на финише между ними была менее 5 секунд. И Шумахер, к радости трибун, финишировал третьим. Гигантский стадион с еще не построенным тогда третьим ярусом рукоплескал стоя — на глазах у болельщиков их соотечественник взял реванш у Брандла. Далее два француза, Алези и Комас, обидно, но уровень «Феррари» выглядит немногим лучше «Лижье».
Но они были в валюте и позволяли таким образом помогать родителям. И все же в Хоккенхайме я первый раз купил себе какую-то атрибутику — майку и флаг в честь Найджела Мэнселла, потому что он все выигрывал. Взрослый дядька вдвое старше меня, если не больше, но десять английских слов, которые я знал, позволяли нам постоянно общаться. Помню, я ему привез газету «Спорт-Экспресс» с моей статьей о нем и его большой фотографией на первой полосе. Его было, конечно, сложно этим удивить.
Мне тогда едва исполнилось восемнадцать. Помню, я надел эту майку и увязал флаг на плечи, и очень гордился, что у меня есть какая-то атрибутика с Формулы-1. Мы летели из Франкфурта-на-Майне в Москву, и я думал: все немцы считают, что это болельщик Мэнселла летит после гонки домой. Абсолютно детские мысли! Потом ходил с друзьями и с этим флагом гулять около дома на проспекте Вернадского.
Думаю, что, кроме моих друзей, и то, потому что я им объяснил, что это за флаг, всем остальным это было безразлично. Затем я поехал еще на две гонки подряд. Сначала Будапешт, нам как раз туда еще не нужны были визы. А иностранцам, как ни странно, они были нужны. Традиционно мои товарищи по всему миру искали только итальянские рестораны и только в них питались, причем это распространялось от Мельбурна до Монреаля.
Соответственно в Будапеште они смогли найти итальянский ресторан. И все официанты, узнав, что я русский, со мной легко разговаривали только по-русски, что вызывало зависть у моих французских и итальянских товарищей. В гонке два «Уильямса» были на первой линии, но с вариациями: Патрезе оказался впереди Мэнселла. А победил и вовсе Сенна, он в Венгрии всегда был силен. Айртон опередил Найджела на 40 секунд, а Бергеру «привез» 50.
Это была 500-я гонка в истории «Феррари», все об этом говорили. На некотором отдалении от паддока была организована экспозиция исторических болидов команды. Я решил записать там небольшой сюжет и попросил Алези туда подъехать. Сейчас, чтобы организовать съемку гонщиков в паддоке, нужно написать десяток писем. А представить, что в наше время ты сказал кому-то из пилотов «Феррари» «подъедь вон туда» — Себастьяну Феттелю, например — и он ответил «да, хорошо»… А Алези приехал на скутере, я усадил его за руль болида «Феррари» 50-х годов, сам сел на заднее колесо, мы записали с ним интервью.
Я его поблагодарил, он сел на свой скутер и уехал. В наше время такое организовать практически невозможно. Надо утрясать чудовищное количество вещей. Алези один из немногих людей, которых я могу назвать своим другом, потому что это совершенно не меняется с годами. Буквально пару лет назад Moscow city racing мы вели с Наташей Фабричновой, и третьим соведущим был Жан Алези.
Его пригласили, чтобы он прокатил каких-то випов за рулем кабриолета «Феррари», а ему было скучно, и он все время между заездами приходил к нам, и мы вместе комментировали все, что происходит. Он искренне любит Россию, несмотря на всю пропаганду. У нас дружба четверть века. Сейчас его сын Джулиано в Гран-при 3 едет, очень похож на отца, первые победы пошли. В той самой гонке Алези не добрался до финиша, попал в аварию, как и Шумахер.
Единственная «Феррари» — Капелли на далеком 6-м месте, в круге позади. Хаккинен просто творил чудеса, ему не хватило четырех секунд до Бергера. И это еще одно мое воспоминание о Венгрии. Поскольку даже когда не надо было ничего снимать или писать, ждал, пока товарищи телевизионщики соберут оборудование, и старался всегда последним уехать с трассы, чтобы впитывать все в себя. И вот такая картина: Хаккинен сидит на откидном боксе подъемников, разочарованно срывает пластыри с пальцев.
Все восхищены тем, как он проехал, а он — разочарован, ему чуть-чуть не хватило до подиума. Я подошел к нему, и мы на ломаном английском пообщались. После той гонки стало очевидно, что не только Шумахер — восходящая звезда, но и Хаккинен, потому что человек, который мог в такой ситуации на такой машине быть искренне расстроенным четвертым местом, это говорило о многом. И так оно потом и вышло, он стал двукратным чемпионом мира. Следующая гонка — Бельгия, последняя из выездной моей серии.
Это был особый мир, в котором я провел три лета на каникулах. Потрясающая страна, трасса Спа. Но сам автодром — около деревни Франкоршам, километрах в десяти. Но я попросил нас отвезти сначала именно в город Спа, потому что знал, что там есть источник Петра Великого мы с дедушкой туда ездили , и сделал вокруг этого стенд-ап. Почти четверть века спустя я повторил этот опыт в 2014 году на телеканале «Россия-2».
Сама гонка получилась очень интересной. В какой-то момент выключились компьютеры, потом они показали у всех круг отставания. Затем пошел дождь, потом перестал — кто-то «переобулся», кто-то — нет. На первой линии были Мэнселл с Сенной, а выиграл Шумахер. Это первая из девяноста одной победы в его карьере, ровно год спустя после его дебюта в Формуле-1.
И я при этом присутствовал. Очень любопытный момент: победа, самая первая победа, но как он абсолютно грамотно все разрулил со сменой шин на слики, потом на дождевые — и наоборот. Как раз в тот момент, когда это нужно было. И опередил Мэнселла на 36 секунд. Радиосвязь была и тогда, но трасса в Спа — это 7 километров дистанции, где-то она уже мокрая, а где-то нет.
Там и сейчас так во многом: те, кто только слушают приказы команды, частенько проваливаются. Нужно верить себе: правильный переход на дождевые шины и обратно, правильно почувствовать дорожное покрытие и предвидеть, туча выльется или пройдет мимо. Шумахера называли человеком дождя. Сенну тоже, но он просто отлично пилотировал под дождем, а здесь мы говорим и о спортивном чутье. Мэнселл в 36 секундах позади совсем молодого парня, вчерашнего дебютанта.
Патрезе — в 43, Брандл — в 46, Сенна, обычно один из лучших пилотов Гран-при Бельгии, — в минуте позади. Хаккинен опять в очках, и он проиграл меньше двух секунд Сенне. После этого остаются четыре гонки, две в Европе и столько же за ее пределами. Туда я уже не ездил, но комментировал европейские из Москвы. Монца: Мэнселл на первом ряду, и Сенна тоже.
Следом за ним два «Бенеттона». Казалось бы, у них проблемы по моторам V8, но тем не менее Брандл финиширует вторым в 17 секундах, Шумахер — третьим в 24. Второй «Макларен» Бергера лишь в минуте двадцати пяти. Дальше Патрезе — минута тридцать, Мэнселла нет. Несмотря на поул и лучший круг на финише, он пролидировал 19 кругов, Патрезе — 28, а Сенна — всего 6.
Это произошло 13 сентября, а еще через две недели состоялась последняя европейская гонка — в Эшториле. Два «Уильямса» на первой линии, и Мэнселл вновь выигрывает.
Но на следующий год ему удалось вновь выиграть чемпионат.
Хэмилтон одержал победу на 11 этапах, в том числе на первом в истории Гран-при России в Сочи. Единственным конкурентом Льюиса был партнер по команде Нико Росберг, но и тот отстал от лидера на 67 очков. С этого начался пик карьеры Льюиса Хэмилтона: в 2014—2020 годах он лишь однажды не выиграл титул, уступив пять очков все тому же Росбергу в сезоне-2016.
Британец стал семикратным чемпионом «Формулы-1», повторив достижение своего предшественника Михаэля Шумахера — оба достигли рекорда всего за 14 сезонов. При этом Хэмилтон обогнал немца по суммарному количеству подиумов, побед и очков на Гран-при. Хэмилтон заслужил любовь фанатов не только яркой профессиональной карьерой, но и активностью вне гоночной трассы.
Он занимается благотворительностью и освещает актуальные общественные проблемы, причем на всех уровнях: от участия в протестах до запуска собственного некоммерческого фонда — с личным взносом 20 миллионов фунтов.
Жизнь и смерть легенды «Формулы-1»
Сезон 2000г. Итоги. | Каждый год Международная автомобильная федерация присуждает титул лучшего пилота Формулы 1 гонщику, которому удалось набрать наибольшее количество очков по итогам сезона. |
Формула-1: новости, команды, гонки | Все события из мира F1 - бесплатные трансляции | В 2000 году, в результате долгих споров, Формула 1 снова вернулась на РТР. |
Кто такой Ники Лауда
- Биография Ники Лауды
- Формула-1 в сезоне 2000 года. Полная информация
- Ещё на эту тему
- Фернандо Алонсо - Испанский Автогонщик - Биография
- Чемпионы Формулы-1 | Формула-1
- 2000 FIA Formula One World Championship | Formula Fan
Формула-1 2023. Итоговая таблица: личный зачет и Кубок конструкторов
Ферстаппен против Хэмилтона в сезоне 2021 года Формулы 1. Такой неофициальный титул присваивается победителю трёх самых престижных автогонок: 24 часа Ле-Мана, 500 миль Индианаполиса (Indy 500) и Гран-при Монако. Макс выиграл Гран-при Испании, став самым молодым победителем этапа «Формулы-1» в истории. Visit the Official Website of the Scuderia Ferrari Formula 1: all the news on the Team, the Drivers and the races of the F1 World Championship.
Весь мир Формулы-1 на F-1world.ru
В феврале 2024 г. HP заключил соглашение с грандом испанского футбола — мадридским «Реалом». Издание AS сообщало, что подписанный до 2027 г. В рамках сделки стороны сотрудничают в области внедрения технологий на основе искусственного интеллекта, а логотип HP располагается на рукавах формы команды из Мадрида. Cреди крупных спонсоров Ferarri в сезоне-2024 также числятся ряд культовых и долгосрочных партнеров, среди которых немецкий производитель спортивной одежды Puma с 2005 г. В 2024 г. Мишель Мутон — единственная женщина, побеждавшая на этапах чемпионата мира По итогам 2023 г.
Тем не менее Эдриан регулярно выходит на старты различных клубных соревнований — и регулярно разбивает дорогие машины. К счастью, ни в одном из этих инцидентов Эдриан серьёзно не пострадал. Осознав, что на трассе больших успехов он не добьётся, Тост начал изучать спортивные науки и менеджмент и в 1993-м попал на работу в агентство Вилли Вебера, который вёл дела семьи Шумахеров.
Собственно, главной задачей Франца было руководить командой WTS в молодёжных сериях и приглядывать за Ральфом Шумахером — с ним Тост и перешёл в Формулу 1 в 2000 году. В конце концов Браун перешёл в гонки GT и несколько раз поднимался на подиум больших гонок на выносливость — вторые места в «24 часах Дайтоны» и «12 часах Себринга», но в итоге забросил профессиональную карьеру и сосредоточился на управлении командами. Собственно, помимо McLaren Зак Браун известен успехами с United Autosports, которая выступает в гонках на выносливость по всему миру и считается одной из крупнейших в мире. К слову, в 2008-м, покинув Honda, он основал компанию Soft Pauer — она стала разработчиком первого официального тайминга Формулы 1 для iPhone. Берни Экклстоун Напоследок упомянем Берни Экклстоуна, который хоть уже и не имеет никаких должностей в Формуле 1, но долгие годы был её генеральным промоутером, а прежде выигрывал гонки с Brabham. Однако ещё раньше Берни сам был пилотом — и даже выиграл одну из гонок Формулы 3 в Великобритании в начале 50-х.
Основные составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода, серы и нефти. Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается. Используют 3 вида шин: «слики» — для сухой трассы, «микст» или «промежуточные» — для слегка влажной и «дождевые» — для сильно влажной. Шины для сухой трассы различают по твердости: «мегасофт» самые мягкие с 2018 года ,«ультрасофт», «суперсофт», «софт», «медиум», «хард» и «суперхард» наиболее твердые. Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы. До 2009 года в Формуле-1 применяли «псевдослики» — шины с 4-мя продольными канавками. Они были введены вместо сликов в 1998 году с целью снижения скоростей путем уменьшения сцепления с трассой. В 2009 года прижимная сила антикрыльев была значительно уменьшена, для компенсации потери сцепления были вновь введены слики. Размер передних и задних шин в ходе эволюции гоночных автомобилей Формулы-1 постоянно менялся, ныне передние и задние шины разные, размер передних шин ограничен по ширине от 305 до 355 миллиметров, задних от 365 до 380 миллиметров. При этом полный диаметр колеса не может превышать 660 миллиметров для шин для сухой погоды и 670 миллиметров для мокрой. Измерения проводят при давлении в шине, равном 1,4 Бар. История Корни Формулы-1 лежат в чемпионате Европы по автогонкам Гран-при, который проводился в 1920-е и 1930-е годы. Организации, участвующие в Гран-при, сформулировали первый регламент проведения чемпионата мира перед Второй мировой войной и запланировали его введение в действие на 1941 год, но вплоть до 1946 года эти правила не были утверждены окончательно. В 1946 году недавно образованная ФИА представила правила так называемой Формулы-А, переименованную затем в Формулу-1, которые вступали в действие с 1947 года. Технический регламент основывался на нескольких идеях: немецкие гонщики были на 10 лет исключены из гонок ввиду поражения и оккупации Германии, но это не касалось итальянцев, так как капитуляция в 1943 году и участие итальянцев в борьбе с Третьим Рейхом сняло многие обвинения со страны. Перед войной, в попытке хоть как-то взять верх в борьбе с немецкими машинами, автоклуб Италии провел Гран-при Триполи по правилам младшей формулы или voiturette, ограничивающим рабочий объем двигателя цифрой 1,5 л. И хотя это не спасло итальянцев от разгрома, после войны именно эти машины были взяты за образец при подготовке регламента Формулы-1. Кроме того, были допущены старые французские машины Гран-При с безнаддувными двигателями 4,5 л, неспособные конкурировать с современными им немецкими машинами. Вместе с тем, еще в том же году организаторы трех Гран-при провели гонки по регламенту Формулы-1. В 1948 году к Формуле-1 добавился класс Формулы-2. Еще более младший класс Формула-3 был введен в 1950 году. По первоначальной схеме предполагалось, что класс Формула-1 предназначался исключительно для проведения мирового первенства, класс Формула-2 — для проведения первенства континента, а Формула-3 — для национальных чемпионатов и так далее. В 1950 году ФИА было решено занести результаты отдельных гонок в классе Формула-1 в общий протокол чемпионата мира. Первый такой Гран-при прошел на английской земле на автодроме Сильверстоун. До 1958 года чемпионат мира был исключительно личным, затем очки стали начисляться и конструкторам болидов Кубок конструкторов. Не следует однако полностью отождествлять класс Формула-1 и чемпионат мира ФИА. Зачастую в мире проводилось на порядок больше крупных гонок в том числе и в наивысшем гоночном классе , нежели входило в чемпионат мира. Немногие гонщики выбирали для участия исключительно этапы чемпионата мира: они принимали участие в самых разных гонках, в том числе и необязательно на машинах с открытыми колесами. Автомобили Формулы-1 выступали не только в чемпионате мира, но и в других, внезачетных гонках, как правило, имевших самостоятельный статус. Так, из 22 гонок, проведенных в 1950 году с участием автомобилей Формулы-1, только 5 шли в зачет чемпионата мира. Кроме чемпионата мира автомобили Формулы-1 применялись также в южноафриканском чемпионате Формулы-1 1960—1975 и британском чемпионате Формулы-1 1977—1980, 1982. В то же время и сам чемпионат мира не всегда проводился по правилам Формулы-1. Так, входившая в зачет чемпионата американская гонка Инди-500 проходила по собственному регламенту, на машинах, именуемых «индикарами». Когда в 1951 году ФИСА объявила новые правила Формулы-1, вступающие с 1954 года, никто не хотел готовить автомобиль на сезоны 1952—1953 годов по старым правилам, и, из-за отсутствия достаточного числа участников, чемпионат мира был проведен по правилам Формулы 2. С этого момента гонки в классе Формула-1 проходят только в рамках чемпионата мира. Фактически исчезло само понятие класса Формула-1 и появилась гоночная серия Формула-1, коммерческие права на которую отделены от спортивных, относящихся к ведению ФИА. Рождение Формулы-1 1950—1980 Первый чемпионат мира Формулы-1 прошел в 1950 году, его выиграл итальянец Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео». Фарина лишь ненамного опередил своего партнера по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио, который в следующие семь лет пять раз становился чемпионом мира. Фанхио запомнился одним из величайших гонщиков Формулы-1 и долгое время был рекордсменом по числу чемпионских титулов. После первых побед, «Альфа-Ромео» решила свернуть свою гоночную программу. Одновременно ФИСА выпустила новые правила, вступающие в действие в 1954 году и призванные уменьшить скорости и увеличить безопасность. В итоге, к началу сезона 1952 года желающих выступить на машинах Ф-1 не нашлось в достаточном количестве и было решено вести зачет по машинам Ф-2. Первым технологическим новшеством в Формуле-1 стали заднемоторные болиды компании Купер. Джек Брэбем из команды «Купер» выиграл чемпионские титулы 1959 и 1960 годов, а в 1961 году уже все участники чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей. Отчасти этому способствовали новые изменения в регламенте. Введенные в 1954 году безнаддувные двигатели 2,5 л рабочего объема уже превысили 300 л.
Для Хэмилтона этот титул стал четвёртым подряд, поэтому завоевание чемпионской короны в сезоне-2021 могло не только вывести Льюиса в абсолютные лидеры по числу титулов, но и позволило бы повторить достижение Шумахера по количеству чемпионских титулов подряд. Однако победная поступь британца была прервана голландским пилотом Red Bull Racing Максом Ферстаппеном, завоевавшим свой первый чемпионский титул. В 2022 и 2023 годах Макс Ферстаппен уверенно выиграл ещё две чемпионские короны и сейчас является действующим обладателем титула чемпиона мира по Формуле-1. Действующий чемпион Формулы-1 — обладатель титула 2023 года.
История Формулы 1
Жизнь и смерть легенды «Формулы-1» | "Ferrari" и "McLaren". |
Чемпионы Формулы-1 | Формула-1 | В Формуле 1 он всегда был быстр при влажной погоде, соответствуя уровню чемпионов – Хэмилтона, Алонсо и Ферстаппена. |
Герои, но не легенды. 10 лучших гонщиков Формулы-1, не становившихся чемпионами мира — DRIVE2 | Класс Формулы – 1 перешел в статус гоночной серии Формулы – 1. Их коммерческие права не пересекаются с правами ФИА. |
Льюис Хэмилтон: от радиоуправляемой машинки до рекордов в «Формуле-1» | Феттель завершил карьеру в «Формуле-1» в 2022 году. |
Формула-1: итоги 2000 года
Второе место занимает его партнер по команде мексиканец Серхио Перес 258 очков. Третьим идет Хэмилтон 226. В Кубке конструкторов досрочную победу ранее обеспечил «Ред Булл» 782 , вторую строчку занимает «Мерседес» 382 , третью — «Феррари» 362. Читайте также от «ТАСС».
В его активе — 155 подиумов из них 91 — первое место и 7 чемпионских титулов. Также только ему удалось одержать 72 победы за одну команду Ferrari.
Лишь британцу Льюису Хэмилтону Mercedes удалось приблизиться, казалось бы, к невероятным рекордам Шумахера 80 000 компонентов болида Болид "Формулы-1" состоит как минимум из 80 000 компонентов. При этом болид должен быть собран с идеальной точностью 1200 литров топлива За один уик-энд команда тратит 1200 литров топлива. Кроме того, расходуется примерно 70 литров моторного масла и до 30 литров смазочного масла.
Все чемпионы формулы 1. Чемпионы формулы 1 по годам список.
Список чемпионов формулы 1. Чемпионские Болиды ф1. Эволюция болидов формулы 1 Вильямс. Постер с чемпионами формула 1. Марки машин формулы 1. Марки болидов формулы 1.
Формула 1 инфографика. Список формулы 1. Чемпионы f1 по годам. Формула 1 призеры по годам. Себастьян Феттель 2010. Феттель Абу Даби 2010.
Себастьян Феттель чемпион. Гран при Абу Даби 2010. Эволюция гоночных автомобилей. Чемпионские Болиды формулы 1. Постер с чемпионскими болидами формулы 1. All Formula 1 Champions.
Чемпионы формулы 1 по годам с 2014. Чемпионы ф1 по годам таблица. Таблица гонки формула 1. F1 расписание гонок 2021. График Гран при формулы 1 на 2021. Все чемпионы формулы один.
Чемпионы в формуле 1 по количеству побед. Ф1 Япония 2022 Результаты. Таблица чемпионов мира формула 1. Боттас формула 1. Valtteri Bottas winner. Валттери Боттас победа.
F1 winners. Льюис Хэмилтон формула 1. Льюис Хэмилтон фото. Льюис Хэмилтон 2020 Турция. Льюис Хэмилтон фото 2021. Феттель Гран при Индии 2013.
Себастьян Феттель Гран при Индии 2013. Гран при Индии формула 1. Sebastian Vettel indian Grand prix 2013. Дженсон Баттон чемпион 2009. Дженсон Баттон 2009 формулы 1. Дженсон Баттон пилот формулы 1.
Дженсон Баттон 2022. Формула 1 участники. Команды формулы 1 2012. Уэббер Феттель Хэмилтон Алонсо. Алонсо Хэмилтон Феттель Шумахер. Алонсо Уэббер Хэмилтон Баттон.
Феттель Хэмилтон и Алонсо вместе. Себастьян Феттель с Кубком. Себастьян Феттель 2011 Кубок. Феттель лысый. Sebastian Vettel Beer 0. Гонщик f1.
Гонщики формулы 1. Формула один гонщики. Пилоты формулы 1. Льюис Хэмилтон 2019. Льюис Хэмилтон с Кубком.
Но королём 2000 стал, конечно же, Михаэль Шумахер. Выиграв три Гран-при на старте, он поумерил аппетиты, но продолжал держать преследователей на расстоянии 10-20 очков. Так продолжалось до летней европейской серии. Сход в Монако и проблемы с подвеской во Франции можно было списать на невезение. В Венгрии и Бельгии Шуми проиграл дуэль Хаккинену сам — и впервые за сезон оказался на второй позиции. К тому же, в спину дышал Култхард. До конца оставалось четыре этапа. Свидетели тех Гран-при, возможно, наблюдали лучшего Шумахера в истории. Четыре поула в субботу.
Биография Ники Лауды
- Лучшие гонщики Формулы-1 XX века — Автоспорт на DTF
- Смотри также
- Льюис Хэмилтон: от радиоуправляемой машинки до рекордов в «Формуле-1»
- 7 антирекордов Формулы 1
- Карлос Сайнс и Ferrari – чемпионы Формулы 1 2024 года? Статистика говорит «да»
- Новости по теме Формула-1
Новости по теме Формула-1
Присоединяйтесь к нам, чтобы вспомнить все эмоции и трюки, сопровождавшие этот захватывающий сезон! Список гонок и трасс в сезоне 2000 Гонка.
За минуту до начала гонки все пилоты должны завести двигатели. Технический персонал должен покинуть стартовую решетку по крайней мере за 15 секунд до того, как зажигаются зеленые огни светофора, сигнализирующие о начале установочного круга. После установочного круга, в течение которого запрещены обгоны, болиды занимают свои позиции на стартовой решетке. Последовательно зажигаются красные огни светофора. Потом они разом гаснут, давая старт гонке. Остановка и рестарт гонки Гонка может быть остановлена из-за аварии или опасных условий, создавшихся на трассе. Гонщиков предупреждают об остановке гонки красными сигналами светофора и красными флагами.
Выезд с пит-лейн закрывается, и все болиды должны медленно проследовать к стартовой решетке и остановиться на занимаемых в момент остановки гонки позициях. Персоналу команд разрешено появиться на стартовой решетке и выполнить необходимую работу с болидами при этом запрещено заправлять машину. О возобновлении гонки объявляется за 10 минут до старта. Гонка возобновляется за машиной безопасности, которая покидает трассу, пройдя один круг. В сезоне 2021 года в регламент были внесены изменения, касающиеся процедуры рестарта: «Гонка возобновится за автомобилем безопасности, когда загораются зелёные огни светофора и автомобиль безопасности выезжает с пит-лейн. Гонщики должны следовать за сейфти-каром не более чем на дистанции в десять корпусов машины». Машина безопасности Главная функция машины безопасности пейс-кара — поддержание безопасных условий на трассе во время гоночного уик-энда. Машиной безопасности управляет опытный гонщик в настоящее время — Бернд Майлендер , которого сопровождает представитель FIA, находящийся на постоянной радиосвязи с руководством гонки. Машина безопасности появляется на трассе, если во время гонки происходит инцидент — не настолько серьезный, чтобы остановить гонку, но и не настолько незначительный, чтобы для обеспечения безопасности можно было обойтись предупреждением с помощью желтых флагов.
Машины должны выстроиться за машиной безопасности, призванной замедлить пелотон и дать возможность служащим трассы устранить последствия инцидента. Обогнать машину безопасности пилотам разрешается лишь в исключительных случаях, чтобы вернуться в круг и занять свою позицию. Кроме этих редких случаев, любые обгоны в режиме пейс-кара запрещены — подобные нарушения строго караются. Пока машина безопасности находится на трассе, гонщики могут заехать в боксы. При этом вернуться на трассу можно лишь тогда, когда при выезде с пит-лейн загорается зеленый сигнал светофора. Все круги, пройденные за машиной безопасности, учитываются в дистанции гонки. Пейс-кар движется по трассе с оранжевыми сигнальными огнями. Когда дирекция гонки принимает решение об уходе машины безопасности с трассы, пейс-кар гасит оранжевые огни и в конце круга сворачивает в боксы. На светофорах на прямой старт-финиш загораются зеленые огни, маршалы вывешивают зеленые флаги, давая пилотам понять, что гонка возобновляется в обычном режиме.
При этом обгоны разрешаются только с момента пересечения стартовой линии и начала очередного круга кроме случаев, когда обгоняемый болид замедлился из-за каких-либо проблем. В исключительных случаях обычно — при очень плохой погоде гонка может начаться за машиной безопасности. Использование системы DRS Правила строго регламентируют использование системы DRS, позволяющей менять угол атаки заднего антикрыла, за счет чего уменьшается прижимная сила и увеличивается скорость на прямых. Во время свободных заездов и квалификации гонщики вправе использовать DRS в пределах установленных зон DRS без ограничений. Во время гонки прибегать к помощи DRS можно лишь в том случае, если болид находится в зоне DRS и не более чем на секунду отстает от идущего впереди болида. При этом директор гонки должен разрешить использование DRS — обычно это происходит после двух кругов с момента старта или рестарта. Использование топлива и дозаправки Количество топлива ограничено — один болид может использовать не более 100 кг топлива на каждую гонку. Превысившие указанный лимит болиды исключаются из итоговой классификации Гран-при. Команды заправляют болиды топливом исключительно в боксах, при этом механики должны быть одеты в защитные костюмы и шлемы, один из членов команды должен держать наготове огнетушитель.
Дозаправки по ходу гонки запрещены. Процедуры на пит-лейн Пит-лейн на каждой трассе разделена на две части: фаст-лейн, ближайшая к капитанским мостикам прямая, и иннер-лейн, ближайшая к боксам прямая. FIA выделяет каждой команде боксы и часть иннер-лейн, где можно проводить работы над болидом и пит-стопы. Команды могут лишь подметать или сушить поверхность выделенной им части пит-лейн — запрещено тем или иным способом улучшать сцепление с трассой на участке пит-стопа. Персоналу разрешено появляться на пит-лейн лишь непосредственно перед остановкой болида на пит-стопе, по окончании работ механики должны вернуться в боксы. При этом команды обязаны заботиться о безопасном выпуске болида с пит-стопа. Во время свободных заездов или квалификации команды могут изменить количество топлива в болидах, однако в течение гонки дозаправки запрещены. Наказания Стюарды могут наказать гонщика за различные провинности, такие, как фальстарт, намеренное провоцирование столкновения, превышение скорости на пит-лейн, блокирование другого пилота, а также действия со стороны круговых пилотов, мешающие лидерам. Наказываются небезопасный выезд на трассу во время свободных заездов, квалификаций и гонок.
Пилот может поплатиться за действия команды, которая, например, опасно выпускает его после пит-стопа. Наказывается и игнорирование установленных регламентом требований, например, касательно инспекции машины техническими делегатами FIA. Гонщикам запрещается выезжать за пределы трассы, получая дополнительное преимущество. Также не разрешается менять траекторию при защите позиции более одного раза. Гонщики не вправе останавливаться на круге возвращения в боксы, чтобы сэкономить топливо, образцы которого изымаются FIA для необходимых исследований. В распоряжении стюардов — целый арсенал средств воздействия на нарушителей. Так, на гонщика может быть наложен 5-секундный штраф, который можно отбыть в боксах до начала пит-стопа. Если до окончания гонки пит-стопов уже не намечается, гонщик может не отбывать этот штраф — в этом случае 5 секунд будут добавлены к его итоговому результату. Также гонщик может быть наказан проездом через пит-лейн.
Как явствует из названия, гонщик проезжает через пит-лейн, не останавливаясь, и возвращается в гонку. Кроме того, на гонщика может быть наложен 10-секундный штраф, который отбывается в боксах. Если один из указанных выше штрафов накладывается в течение последних трех кругов дистанции или уже после окончания гонки, пилот не отбывает штраф, а к его итоговому результату добавляется: пять секунд — вместо 5 секундного штрафа, 20 секунд — вместо проезда по пит-лейн и 30 секунд — вместо 10-секундного штрафа. Кроме этих наказаний, стюарды вправе прибавить к результату пилота несколько секунд или просто сделать гонщику предупреждение. В чрезвычайных ситуациях стюарды могут прибегнуть к более жестким штрафам. Гонщика могут наказать потерей нескольких позиций на стартовой решетке следующего Гран-при. Помимо этого, результат гонщика может быть исключен из итогового протокола, в некоторых случаях гонщика могут отстранить от участия в следующем Гран-при. Наказания, наложенные на гонщиков или команды, могут быть опротестованы. Штрафные баллы Стюарды гонки должны внимательно следить за неукоснительным соблюдением правил во время свободных заездов, квалификаций и гонок.
С сезона-2014 года изменились правила наложения штрафов за различные повинности. Так, стюарды вправе наказать гонщика штрафными баллами. Если по ходу сезона таких баллов окажется двенадцать, суперлицензия приостанавливается на одну гонку.
Бруно Сенна, выступивший в составе Renault в восьми последних гонках, набрал два очка, но запомнился прежде всего несколькими столкновениями.
Вряд ли бразилец наработал на то, чтобы застолбить за собой место в Lotus на следующий сезон. Но в Энстоуне в этом году редко обращали внимание на турнирную таблицу, делая выводы о достоинствах и недостатках пилотов. Результаты пилотов.
Мэнселл вновь на поуле, рядом с ним Патрезе — «Уильямс» в полном составе. Найджел выигрывает вторую гонку подряд, опередив напарника. А на третьем месте — Шумахер. Первый подиум молодого немца, карьера которого продолжает идти по восходящей спирали после прошлогоднего дебюта в Спа. Дальше — турне в Бразилию, на трассу Интерлагос в Сан-Паулу. За год до этого Сенна наконец-то победил у себя на родине.
Но вновь Мэнселл с Патрезе на первом ряду стартового поля. На протяжении 31 круга Риккардо лидирует, но в гонке их 71. Мэнселл выигрывает третий этап подряд, опередив итальянца на 29 секунд. Остальные — в круге позади. Гонки шли без пейс-каров, поэтому такие серьезные отрывы. Шумахер вновь третий, следом за ним — «Феррари» Алези и Капелли.
А на шестом месте итальянский ветеран Микеле Альборето. В середине 80-х он пилотировал «Феррари», даже был вице-чемпионом мира, а теперь вот — «Футуорк-Мюген-Хонда», бывший «Эрроуз» с японскими спонсорами. После паузы почти в месяц начинается европейская часть сезона. На первые три этапа в качестве комментатора, он же — корреспондент, едет Алексей Бурков, с ним — оператор и кто-то из руководства — куратор. А я работал консультантом в студии в Москве. А ещё был Василий Кикнадзе, который потом возглавил телеканал «Спорт».
Вместе с ним мы сидели в студии, начинали трансляции и показывали сюжеты, которые я заранее записывал. Помню, компания Самипа прислала нам видеокассету с небольшой подборкой по каждому из пилотов — «картинка» о 20 гонщиках, по полминуты на каждого. А я рассказывал в повествовательном ключе о каждом из них: вот Мэнселл, он очень быстрый, вот Сенна, он чемпион, но в этом году машина у него чуть хуже. Были и аутсайдеры — Де Чезарис, например. О них искать фактуру было заметно тяжелее, но у меня было несколько журналов на французском про Формулу-1, я их до дыр зачитывал. Интернета тогда, конечно же, еще не было.
Сам эфир строился в виде переклички: Кикнадзе был ведущим, в трансляции почти не участвовал. Мы подводили сюжеты, говорили в студии — все достаточно современно, несмотря на год, когда это происходило. Естественно, все делалось на бетакамах, качество картинки соответствующее. Помню маленькую запись о том, как прошла квалификация — тогда никто и не думал показывать их. Ведь ни в одном виде спорта не показывают тренировки. На Гран-при Испании в Барселоне гонка переехала с осени на весну — ныне нормальное явление.
Возьмите Сочи! Но рядом с ним — Шумахер. В Каталонии гонка проводилась всего второй раз, автодром был новый, в отличие от современной трассы на 3-м секторе не было шиканы. Более скоростная трасса, аэродинамичная. Шумахер смог квалифицироваться на первом ряду — шасси было неплохим, в отличие от мотора, которого не хватало на большой прямой. Но в остальном машина была неплохая.
Репортаж вёл Алексей Бурков, но у нас с ним был диалог, так как задержки по звуку не было, техника позволяла. Не полноценный диалог, но время от времени я что-то говорил, вопросы задавал, потому что только у него в комментаторской кабине был «лайф-тайминг». Информации на экран, графики выдавалось очень мало, не так, как мы сейчас привыкли, когда ее очень много, плюс в твиттере переговоры пилотов. Ничего этого не было, хотя иногда появлялись сумасшедшие вещи — например, датчик пульса. У кого-то из гонщиков в прямом эфире. Я бы и сейчас такое поставил.
Кажется, это делали японцы, а может, и на этапе в Бразилии тоже было, у Сенны. Первая гонка, которую наши телезрители могли увидеть в прямом эфире, получилась точно не скучной: предсказуемая победа Мэнселла, но при этом — двенадцать сошедших. Найджел пролидировал все 65 кругов, любопытно, что ни Патрезе, ни Сенны рядом с ним не было. За второе место была жёсткая борьба Шумахера и Алези. В итоге у Шумахера 23 секунды отставания от лидера, у Алези почти 26. Два итальянца — Альборето и Мартини — замкнули очковую зону.
Это была не самая типичная гонка, если, конечно, не брать в расчет успех Мэнселла: он настолько попал с этой машиной, мог ей так доверять, сам был настолько быстр… С этой машиной он был вдвойне быстрее всех остальных. И это не метафора. Итоговый результат сезона в очках… Через две недели в Имоле вместе с Мэнселлом на первом ряду стартового поля — Патрезе. И они же финишируют первыми, меньше 10 секунд между ними. Сенна восстанавливает статус-кво, но у него почти 50 секунд отставания. Дальше Брандл на «Бенеттоне», которого взяли в партнеры к Шумахеру: Пике закончил карьеру, а Морено убрали из команды.
В итоге взяли Мартина, и он несколько раз по ходу сезона был на подиуме, но Шумахера опережал крайне редко. Несмотря на опыт Брандла и молодость Шумахера, было понятно, кто первый пилот. В Имоле Шумахер вылетел с трассы, а Брандл финишировал на четвертом месте. И опять те же самые Альборето с Мартини пятый и шестой. Итальянцы на итальянской земле выглядят неплохо. Но там болеют только за «Феррари», тем более на автодроме имени Энцо и Дино Феррари.
Алези попадает в аварию и не добирается до финиша. В интернете очень много записей нашей студии, предваряющей гонки, где мы сидим уже с Сергеем Ческидовым, Бурков — на трассе. Мы показываем небольшой сюжет о квалификации, я его в прямом эфире комментирую — совсем молодой парень в костюме в кресле. Мне часто кидают ссылки в твиттер — каждый раз забавно посмотреть, насколько медленнее я тогда говорил, вдумчивее. Манера была не тараторить — весомо каждое слово. Начальство все внимательно слушает, вызывает к себе — ставит на вид.
Медленнее надо говорить, солиднее выглядеть. Когда подстрижешься наконец? Следующая гонка, в Монако, получилась очень запоминающейся. К тому моменту Мэнселл выиграл уже пять раз подряд, все шло к шестой победе. Поул он взял, Патрезе — второй. Из 78 кругов 70 лидировал Найджел.
Тут у него начинается что-то с колесом, то ли от вибрации, то ли ему показалось, что он его проколол, но отрыв большой, он решает заменить колесо. У него уже был опыт, когда он чемпионский титул терял из-за взрыва покрышки в той же Аделаиде в 86-м году, поэтому он очень аккуратно относился к таким вещам. Мэнселл заехал в боксы… но его там никто не ждал! Пока команда с удивлением его увидела, пока выбежали механики… Мэнселл возвращается на трассу позади Сенны в нескольких секундах. Темп у него совершенно сумасшедший — на такой машине, на свежей резине. Тогда не было обязательного пит-стопа, и дозаправки позже ввели.
Поэтому, если не было большого износа, а в Монако он минимальный, все ехали без остановок. Мэнселл настигает Айртона, в каждом повороте пытается обогнать. Но Монако — это Монако, а Сенна — это Сенна. Он там много раз побеждал. В итоге разница между ними 215 тысячных секунды. На третьем месте Патрезе на таком же «Супер-Уильямсе» — в 31 секунде.
Сенна — великий пилот, это все знают, но делать глубокие выводы по поводу мастерства Мэнселла на примере этой гонки нельзя. Например, Култхард на «Макларене» просидел за Энрике Бенрольди на «Эрроузе» кругов 40 или 50 в начале 2000-х — после пит-стопа оказался позади, и все. Монако — это Монако. Если грамотно «крыться», сделать что-то сложно. Бывают сумасшедшие, готовые проехать или столкнуться. Но даже чтобы нырнуть внутрь, нужна ошибка пилота впереди.
Это была наша третья трансляция, и она вышла достаточно сенсационной. Публика была неизбалованной, так что все это мгновенно стало интересным. Соцсетей тогда не было, но нам приходили мешки писем со всей страны. Причем в прямом смысле слова мешки. Ответить на все просто было физически невозможно! Чаще всего они были доброжелательными.
Причем тогда зрители вопросов почти не задавали, а просто благодарили. Многие мечтали увидеть нашего пилота в Формуле-1. Но до Виталия Петрова оставалось ещё 18 долгих лет. На следующем этапе в Канаде на волне своего успеха поул-позишн берет Сенна. Он опережает Патрезе, Мэнселла нет ни на первой стартовой линии, ни в шестерке. А выигрывает гонку Бергер.
Вспомним, как он чуть было не победил, когда его наказали за фальстарт и он оказался лишь четвертым. Но он всегда чувствовал эту трассу. Вторая подряд победа «Макларена». Мэнселл попадает в аварию, Патрезе сходит с дистанции из-за проблем с машиной. Бергер опережает Шумахера на 12 секунд, тот на втором месте. И на третьей позиции Алези.
Первый подиум для «Феррари» Алези добывает на том самом автодроме, где через три года одержит свою победу.
Основные правила
- Наши коллеги из базы данных Motorsport Stats уложили 70 лет истории Ф1 в одну наглядную диаграмму
- Фернандо Алонсо
- Читайте также:
- Победители формулы 1 по годам
Феттель назвал двух лучших гонщиков за всю историю «Формулы-1»
В 2020 году британец Льюис Хэмилтон победил в чемпионате мира по Формуле-1 в седьмой раз, сравнявшись по числу титулов с Михаэлем. Собственно, главной задачей Франца было руководить командой WTS в молодёжных сериях и приглядывать за Ральфом Шумахером — с ним Тост и перешёл в Формулу 1 в 2000 году. Поэтому сезоны "Формулы-1" 1952–1953 годов проходили на машинах уровня "Формулы-2", где объем двигателя не превышал двух литров. Сегодня сезон 2000 года считается началом эры доминирования Михаэля Шумахера в Формуле 1, но в самом 2000 году ни о каком доминировании речи не было. Собственно, главной задачей Франца было руководить командой WTS в молодёжных сериях и приглядывать за Ральфом Шумахером — с ним Тост и перешёл в Формулу 1 в 2000 году. Ферстаппен против Хэмилтона в сезоне 2021 года Формулы 1.
Победители формулы 1 по годам
1992 год – начало телетрансляций Формулы-1 в России. А в личном зачёте он завершил сезон «Формулы-1» 2016 года с 204 очками и занял 5-е место! 12 Mar 2000. Michael Schumacher MSC. 2000 год — чемпион европейской картинговой серии «Формула-А». "Ferrari" и "McLaren".
Год красного быка
Гран-при какого южного континента стал первым в «Формуле-1» в 2011 году? Победители формулы 1 по годам. Марки машин формулы 1. Марки болидов формулы 1. Формула 1 инфографика. "Ferrari" и "McLaren". Updated F1 news and LIVE text coverage on all GP races. From practice and qualifying to the main race event. Photos, videos, results, driver stats and more.