Китай намерен в ближайшее время решить территориальный вопрос с Индией и нормализовать обстановку на линии фактического контроля, передает со ссылкой на Nikkei Asia. Министерство обороны Китая поделилось информацией о том, что военнослужащие КНР и Индии пришли к соглашению соблюдать мир и спокойствие на границе двух стран.
СМИ: на границе Индии и Китая произошли боестолкновения
Потенциальное соперничество в экономике может обострить непростые отношения Индии и Китая, в частности из-за территориальных споров. Решение России, Китая и Индии о создании новой валюты окажет негативное влияние на американскую финансовую гегемонию. С таким заявлением выступил бывший советник главы Пентагона полковник Дуглас Макгрегор на YouTube-канале London Real. Более того, Индию и Китай разделяют столь серьёзные противоречия, что они рискуют оказаться по разные стороны баррикад в будущем китайско-американском противостоянии. Американские СМИ сообщили, что индийский МИД не продлил двум журналистам из ключевых информационных агентств Китая визы. Потенциальное соперничество в экономике может обострить непростые отношения Индии и Китая, в частности из-за территориальных споров. Как отметил Н. Моди в одном из недавних интервью, отношения Индии и Китая крайне значимы, и сторонам необходимо срочно разрешить затянувшуюся ситуацию на границе, чтобы ненормальность в двустороннем взаимодействии осталась позади.
Эксперт: Индия не поддержала единую валюту БРИКС из-за сложных отношений с Китаем
Напряжение на границе Индии и Китая Это не первый случай, связанный со строительством водного канала в Ладакхе. Подобный инцидент произошёл в 2014 году. Тогда более 500 китайских военных также потребовали остановить работы по сооружению канала. При этом, как утверждает индийская сторона, китайские солдаты вторглись на индийскую территорию. В ответ на место инцидента было срочно направлено более 1000 индийских военных. Противостояние длилось около трёх недель, после чего стороны договорились увести войска.
Ее утвердили после пограничной войны Индии и Китая в 1962 году. Споры сторон по этому вопросу происходят регулярно, поскольку до сих пор нет общепризнанной границы этой территории. Лусине Баласян.
В свою очередь министр обороны Индии заявил, что все пограничные вопросы между Индией и Китаем должны быть решены в соответствии с существующими двусторонними соглашениями и обязательствами на фоне нарастающей напряженности из-за пограничного спора в Гималаях. Отмечается, что это первый раз, когда министр обороны Китая посещает Индию после столкновения между индийскими и китайскими солдатами в долине Галван в пограничной зоне вдоль их горной границы в 2020 году, в результате которого погибли 20 индийских и четыре китайских солдата. Два министра провели "откровенные дискуссии" о событиях в приграничных районах, а также о двусторонних отношениях.
В 2008 году Китай стал крупнейшим торговым партнёром Индии [8] [9] [10]. Несмотря на растущие экономические и стратегические связи существует несколько препятствий для Индии и КНР, чтобы установить благоприятные отношения. Хотя двусторонняя торговля растёт непрерывно, Индия сталкивается с огромным дисбалансом торговли в пользу Китая [10]. Эти две страны не смогли разрешить свой давний пограничный спор и индийские СМИ неоднократно сообщали о незаконном пересечении границы со стороны китайских военных [11]. Обе страны неуклонно укрепляют военную инфраструктуру вдоль приграничных районов [11] [12]. Кроме того, Индию раздражают сильные стратегические отношения Китая с Пакистаном [13] [14] , а Китай выражает озабоченность по поводу индийского военного присутствия в спорных участках Южно-Китайского моря [15]. В октябре 2005 года официальный представитель МИД КНР Кун Цюань сделал заявление: «Китай и Индия — добрые соседи и хорошие друзья, их отношения стратегического сотрудничества и партнерства, ориентированные на мир и процветание, имеют огромное значение для народов обеих стран и всего мира» [16].
Индия потеснила Китай в глобальных поставках электроники
Визит Си Цзиньпина в Москву обеспокоил Индию, у которой тесные отношения с Россией и враждебные — с Китаем. Китай намерен в ближайшее время решить территориальный вопрос с Индией и нормализовать обстановку на линии фактического контроля, передает со ссылкой на Nikkei Asia. «Фактор Китая — и растущее убеждение, что США идут по пути столкновения с азиатской державой, — определяют отношения между Вашингтоном и Индией.
Нью-Дели указал на опасность наращивания китайского присутствия в Индийском океане
И на десятилетия демаркированная граница между Индией и Китаем в Гималаях стала камнем преткновения в двусторонних отношениях. Китай и Индия считают действия другой стороны неприемлемыми, ну а у всего остального мира есть слишком много важных дел, поэтому подобные действия пока остаются в тени. Руководство Китая и Индии вновь испытывает напряжение по отношению друг к другу, и это выражается в реакции на те или иные действия, совершаемые в районе границы двух государств, говорит научный сотрудник сектора международных организаций и глобального. Глава российского государства Владимир Путин выступил за продолжение развития дружеских отношений Москвы с Индией и Китаем.
Bloomberg: между Китаем и Индией растет напряжение из-за расширения БРИКС
Экономика Индии на протяжении целого поколения росла намного быстрее, чем её население, и доля индийцев, живущих в крайней нищете, резко сократилась. Тем не менее большинство остаются бедными по мировым стандартам. Голод остался в прошлом, но более трети всех детей недоедают. Экономический спад в стране, который породил жесткую конкуренцию даже за рабочие места самого низкого уровня и разжёг нетерпение среди амбициозного индийского среднего класса, создаёт риск нестабильности, поскольку мечты расходятся с реальностью. Темпы развития по всей огромной стране остаются крайне неравномерными: некоторые индийские штаты сродни странам со средним уровнем дохода, а другие изо всех сил пытаются обеспечить основные потребности. Когда Гаятри Раджмурали, политик из южного штата Тамилнад, впервые оказалась на севере Индии, неравенство потрясло её. Быстрый рост государственных инвестиций по-прежнему способствует улучшению отстающей инфраструктуры страны. Здесь есть множество ослепительных технологических стартапов и технологически подкованный средний класс, а её уникальная система цифровых общественных благ поднимает настроение маргинализированным слоям населения. Влияние её культуры, от фильмов до традиций, будет только возрастать по мере охвата новой аудитории, полагает Bloomberg. И сейчас у Индии завидный демографический профиль, где люди в наиболее экономически продуктивные годы представлены в наибольшем количестве.
Newsweek публикует высказывания главы правительства Индии в виде текста с подзаголовками, не в формате вопросов и ответов. Кроме того, указывается, что слова премьер-министра "отредактированы для компактности". Столкновения на границе В мае 2020 года в горной области Ладакх на границе Индии и КНР произошли столкновения, которые привели к жертвам с обеих сторон. Нью-Дели и Пекин стянули в этот район тяжелую артиллерию, танки и авиацию.
Отмечается, что это первый раз, когда министр обороны Китая посещает Индию после столкновения между индийскими и китайскими солдатами в долине Галван в пограничной зоне вдоль их горной границы в 2020 году, в результате которого погибли 20 индийских и четыре китайских солдата. Два министра провели "откровенные дискуссии" о событиях в приграничных районах, а также о двусторонних отношениях. После столкновения в Галване отношения между двумя странами пошли по нисходящей, напряженность еще больше возросла в декабре 2022 года, когда их войска столкнулись в районе Таванг в северо-восточном индийском штате Аруначал-Прадеш, который Китай считает своей территорией.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.
Содержание
- Индийско-китайские отношения столкнулись с новым скандалом
- РСМД :: Индия и Китай: взрывоопасный мир или холодная война?
- Эксперт: Индия не поддержала единую валюту БРИКС из-за сложных отношений с Китаем
- Вы точно человек?
Индия потеснила Китай в глобальных поставках электроники
Достигнуто понимание о необходимости поддержания мира и спокойствия на примыкающих друг к другу территориях, уточняется в сообщении.
Кризис на линии фактического контроля ЛФК , которая заменяет отсутствие юридической демаркации и делимитации границы, привел к гибели 20 индийских солдат и не менее четырех китайских военнослужащих. С тех пор отношения остаются напряженными, несмотря на попытки политического и военного руководства нивелировать последствия обострения. Инцидент удалось быстро урегулировать благодаря оперативному задействованию механизмов экстренного взаимодействия по дипломатическим и военным каналам. Еще большему недоверию в китайско-индийских отношениях добавляют взаимные претензии двух стран к их региональной политике.
Индия, в частности, опасается экспоненциального роста китайской военной и экономической мощи и постоянного расширения его влияния в Индийском океане и странах Южной Азии37 за счет углубления всесторонних партнерских отношений в том числе с Пакистаном и Шри-Ланкой. Нью-Дели также обращает внимание и на растущее военно-стратегическое присутствие Пекина в зоне ее интересов: Китай строил и впоследствии получил в аренду глубоководный порт Гвадар в Пакистане, расположение которого позволяет Пекину отслеживать военно-морскую деятельность Индии в Аравийском море, а также наблюдать за американо-индийскими маневрами в Индийском океане38. С настороженностью Индия подходит и к концепции «нить жемчуга» по цепи военно-морских объектов КНР по ее периметру. В этой связи введение в эксплуатацию в 2017 году и последующее расширение в 2020 г. Китай воспринимает оборонное и стратегическое партнерство Индии с США особенно в рамках Четырехсторонней группы по безопасности с участием Австралии и Японии QUAD как военный союз, направленный на сдерживание его интересов в регионе и за его пределами, а также как явную угрозу китайским геополитическим интересам в Южной и Юго-Восточной Азии, а также акватории Южно-Китайского моря.
Активизация китайско-индийской конкуренции в ИТР заставляет Китай и Индию усиливать международные и региональные позиции, в связи с чем обе стороны стали еще более активно продвигать свои экономические интересы и модернизировать вооруженные силы, что вызывает рост взаимного недоверия40. В 2022 году Индия поддержала Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру ИТЭС под эгидой США, которая, согласно своим официальным целям, призвана содействовать многостороннему экономическому сотрудничеству в регионе. Индия, опасаясь дальнейшего ухудшения отношений с Китаем, начала усиливать процесс секьюритизации своих торговых связей с ним. Это вылилось как в ужесточении контроля за внешними инвестициями и увеличении количества импортных барьеров, так и негативно сказалось на желании страны участвовать в региональных интеграционных объединениях. И хотя мотивы в основном сводились к опасениям увеличения конкуренции для индийских производителей со стороны потенциальных партнеров по ВРЭП, одной из наиболее весомых причин был ожидаемый рост уязвимости индийского рынка перед наплывом более дешевых китайских товаров.
Таким образом, представляется, что Индия планомерно идет на усиление контроля за китайскими инвестициями в качестве меры по снижению зависимости своего рынка от экономики КНР. Хотя при этом экономический разворот Индии от Китая к Западу сталкивается с различными препятствиями. В настоящее время Китай занимает центральное место в азиатских цепочках поставок, а расширение ограничений на импорт из Китая и отказ от участия во ВРЭП делают экономику Индии менее привлекательной для встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости. Процесс секьюритизации экономических отношений с Китаем со стороны Индии еще раз свидетельствуют о том, что сохраняющаяся политическая напряженность препятствует раскрытию всего потенциала китайско-индийской торговли. Как отмечает в своем исследовании Вани Арчана из Индийского совета по исследованиям в области социальных наук ICSSR , при условии действия между Китаем и Индией зоны свободной торговли и, как следствие, отмены тарифов и пошлин торговля товарами между ними стала бы более эффективной, а взаимный импорт по ряду позиций мог бы заменить более дорогостоящее внутреннее производство42.
Как подчеркивали некоторые индийские исследователи до 2020 года, Индия в целом рассматривала экономический подъем Китая как возможность для достижения собственных социально-экономических целей, так как она нуждается в китайском капитале и потребительском рынке для стимулирования внутреннего экономического роста43. Вместе с тем стоит учитывать и тот факт, что взаимная либерализация рынков без сохранения механизмов по защите отечественных производителей могла бы иметь и обратный эффект на производственный сектор Индии, который стал бы фактически неконкурентоспособным перед лицом более выгодных предложений производителей КНР. Некоторые индийские экономисты, включая Арвинда Панагария, отмечают, что дефицит торгового баланса не является экономически целесообразным обоснованием для дальнейшего ужесточения торговой политики страны по отношению к КНР, так как потери от этого превосходят потенциальную выгоду. По ряду товаров, которые Индия готова экспортировать в Китай, зачастую не получается согласовать приемлемую для обеих сторон стоимость. Соответственно, Нью-Дели перенаправляет их другим торговым партнерам, включая США, что, в свою очередь, приводит к положительному сальдо торгового баланса с ними.
Иными словами, подчеркивает А. Панагария, чтобы сократить торговый дефицит с Китаем, Индии следует еще активнее расширять торговлю с другими партнерами, а не сокращать ее с Пекином, прибегая к торговым ограничениям44. Вместе с тем две ключевые проблемы китайско-индийской торговли, связанные с дефицитом торгового баланса и несбалансированностью экспортно-импортной структуры, не являются исключительно проблемой двусторонних экономических отношений Китая и Индии45. Если проанализировать торговлю Индии с ее 25 ведущими партнерами, то положительное сальдо торгового баланса будет лишь с США, Великобританией и Нидерландами. В этой ситуации главный вопрос скорее в том, что Индия не способна производить для внутренних нужд необходимое количество товаров и услуг наиболее эффективным образом и вынуждена компенсировать возникающий дефицит импортом из Китая46.
В свою очередь, существующая взаимозависимость торговли, при которой Китай экспортирует в Индию высокотехнологичную продукцию, а импортирует товары с относительно невысокой добавленной стоимостью в экономической литературе, называется торговой комплементарностью. Она отражает степень соответствия профиля экспорта одной страны профилю импорта ее потенциального торгового партнера. Для количественного измерения используют индекс торговой комплементарности, который для Китая и Индии колеблется на уровне 0,6-0,7, отражая высокую степень взаимного совпадения компонентов двусторонней торговли, что объясняется схожестью структуры экспорта Индии и импорта Китая47. По этой причине любое нарушение сложившегося баланса двусторонних экономических отношений вследствие политических разногласий становится невыгодным для обеих сторон. Серьезная зависимость Индии от импорта товаров из КНР и желание Пекина расширять доступ на обширный индийский рынок способно привносить элемент стабильности в китайско-индийские отношения, тем самым удерживая Пекин и Нью-Дели от чрезмерно агрессивных действий по отношению друг к другу.
Таким образом, китайско-индийское экономическое сотрудничество, несмотря на сохранение определенных проблем и дисбалансов, а также негативное влияние пограничного спора, в целом демонстрирует положительную динамику, благотворно влияет на общий характер их двусторонних отношений. Это побуждает обе стороны стремиться к сохранению экономической и политической стабильности с тем, чтобы избегать потерь от замедления торговой активности, разрыва производственных и логистических цепочек, а также снижения инвестиционной привлекательности и ухудшения делового климата, которые могут возникнуть в случае прямого военного столкновения. Однако одновременно с этим по причине обострения пограничного вопроса и усиления региональной конкуренции, а также на фоне усугубления экономической зависимости Нью-Дели от Китая, роста дефицита торгового баланса для Индии и низкой активности взаимных инвестиций Индия стремится к секьюритизации экономических отношений с Китаем и диверсификации внешнеэкономических связей. Нью-Дели, в частности, ведет активные переговоры по взаимному снижению торговых ограничений с Великобританией, Канадой и Европейским союзом48. В 2021 году впервые за последние десять лет Индия заключила соглашения о свободной торговле с Объединенными Арабскими Эмиратами и Австралией49.
Вместе с тем даже имеющиеся проблемы в двусторонней торговле, связанные с пассивным развитием инвестиционного сотрудничества, отрицательным для Индии сальдо торгового баланса и чрезмерной зависимостью Нью-Дели от импорта продукции высокотехнологичных отраслей, не являются непреодолимым препятствием. Зависимость Индии от высокотехнологичной продукции из КНР хотя и отражает определенную слабость индийского производственного сектора50, в то же время оказывается признаком комплементарности китайско-индийской торговли. Отрицательное для Индии сальдо торгового баланса показывает не только существующие торговые препятствия с обеих сторон, но и отражает недостаточный уровень развития внутреннего промышленного потенциала Индии и при этом позволяет перенаправлять невостребованные в Китае товары на другие рынки, что выравнивает торговый баланс с иными партнерами Индии, в том числе и США.
Линия фактического контроля — условная демаркационная линия на приграничной территории, которую оспаривают Индия и Китай в Южном Тибете. В частности, Индия претендует на регион Аксайчин, который является частью Тибетского нагорья и находится под контролем Пекина. Китайские претензии в свою очередь касаются территории Аруначал-Прадеш, которую контролирует Нью-Дели. Тогда после объявления Тибетом независимости его граница с Британской Индией была отодвинута в пользу последней. Пекин такое решение не признал и после того, как в 1951 году взял Тибет под свой контроль, стал выражать территориальные претензии на эту территорию. Первый вооруженный конфликт возник в 1962 году.
Китай считает Аруначал-Прадеш частью входящих в его состав территорий южного Тибета. Индия включает его в регион Ладакх. КНР же претендует на 90 тысяч кв. Обострение ситуации в районе Ладакха, расположенного между горными системами Куньлунь и Гималаи, началось в мае 2020 года с конфликтов между китайскими и индийскими военными.
Китай и Индия помирились только на словах
Причину он не назвал, однако российские эксперты полагают, что её стоит искать в сложных отношениях Индии и Китая. Глава российского государства Владимир Путин выступил за продолжение развития дружеских отношений Москвы с Индией и Китаем. "Россию, Индию и Китай объединяет то, что это древние цивилизации, каждая из которых самодостаточна и не собирается вмешиваться в отношения друг друга. мнения аналитиков, китай, индия, прогноз, фондовый рынок. В интервью одному из украинских изданий он назвал Китай и Индию странами с низким интеллектуальным потенциалом.
Китай и Индия должны сообща поддерживать мир на общей границе — Си Цзиньпин
Более того, Индию и Китай разделяют столь серьёзные противоречия, что они рискуют оказаться по разные стороны баррикад в будущем китайско-американском противостоянии. Кроме того, по свидетельству индийской печати, он негативно относится к усилиям Китая, который Индия считает своим врагом, по расширению объединения и будет стремиться отсрочить эту перспективу. Ранее глава немецкого химического предприятия Leuchtstoffwerk Breitungen Вольфганг Айзенберг назвал бесполезными санкции против России из-за того, что Индия и Китай не присоединились к ограничениям, передает «Национальная служба новостей».
Смогут ли подружиться китайский дракон и индийский слон?
Ужесточение дисциплины произошло после того, как в марте из Америки Нью-Дели сделали замечание по поводу того, что некоторые НПЗ платили за российскую нефть выше 60 долларов за баррель. Теперь же, когда российские нефтяные поставки в Индию бьют рекорды, Вашингтон выражает удовлетворение таким состоянием дел, поскольку это соответствует его целям при установлении ценового потолка, а именно поддержки стабильности на нефтяном рынке и одновременно сокращения нефтегазовых доходов российского бюджета. Но и это еще не все. Нельзя исключать, что послабления теперь при расчетах в пользу китайского юаня, притом что с Китаем у Индии отношения не очень хорошие, были сделаны в качестве жеста доброй воли в адрес Москвы — как раз, чтобы смягчить возможное недовольство крепнущими индийско-американскими отношениями.
Недавно состоялся успешный визит индийского премьера Нарендры Моди в Вашингтон, в ходе которого были достигнуты ряд важных соглашений. Новая дорожная карта военного сотрудничества предусматривает организацию совместного производства передовых оборонных систем. США снимают ряд ограничений на сотрудничество с Индией в области передовых гражданских технологий.
Корпорация General Atomics в присутствии Байдена и Моди объявила о планах сборки в Индии боевых беспилотников. А компания GE Aerospace подписала Меморандум о взаимопонимании с базирующейся в Бангалоре компанией Hindustan Aeronautics Limited для передачи технологий и совместного производства двигателей для истребителей ВВС Индии. После этого визита последовал важный телефонный разговор между советником Моди по нацбезопасности Аджитом Довалом и секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым.
Стоит учесть, что на встречах представителей G20 в феврале, июле и августе итоговые заявления не были согласованы из-за разногласий в позициях по конфликту на Украине. Торг предполагает облегчение долгового бремени бедных стран и расширение финансирования проектов в этих странах со стороны американских и европейских банков развития. Но прагматичный подход России состоит в том, что приходится делать выбор в пользу площадки БРИКС, где все страны равноправны, а участие подразумевает отказ от санкций, то есть подготовку многополярного мира. Поэтому Россия, оставив Индию одну, можно сказать, готова к повтору прошлогоднего коммюнике и не видит в этом ничего страшного, считает доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. Итоговые формулировки, скорее всего, будут антироссийскими, и вряд ли Нью-Дейли дадут смягчить ситуацию, — полагает Суздальцев. Схожей с индийской позиции придерживается и Китай, уверены эксперты, но только итоговые документы смогут расставить точки над i.
А вот весь индийский экспорт в РФ едва дотянул в прошлом году до 3 млрд долларов.
И уже нынешней весной стороны признали, что механизм расчета в рупиях не работает. Последней попыткой Индии сохранить его было предложение Москве вкладываться в индийский фондовый рынок и облигации, но о согласии это делать пока не слышно. Равно как и о росте инвестиций индусов в РФ в виде хотя бы совместных предприятий. Какая-то часть расчетов в торговле сохраняется при этом в дирхамах ОАЭ и даже в долларах. Однако известно, что из-за американских санкций, например, Индия пока не может до конца расплатиться за российские старые военные поставки в этих самых долларах. Индийские нефтеимпортеры — за некоторыми исключениями — соблюдают установленный Западом потолок цены в 60 долларов за российскую нефть, транспортируемую морем. В последнее время этот режим ужесточился, индийские банки инициативно перестают проводить платежи за нефть по ценам выше «потолка».
Хотя ранее Нью-Дели заявлял , что соблюдать его не собирается. Ужесточение дисциплины произошло после того, как в марте из Америки Нью-Дели сделали замечание по поводу того, что некоторые НПЗ платили за российскую нефть выше 60 долларов за баррель.
НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития.
Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой.
Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта. Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22.
Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23. Усиление контроля за китайским капиталом в Индии продолжилось и в 2022 году, когда правительство страны инициировало дисциплинарные разбирательства против более чем 400 руководителей финансово-бухгалтерских и правовых подразделений фирм за их предполагаемую роль в регистрации подставных китайских компаний в обход существующих норм. Тогда же многие китайские компании в сферах телекоммуникации, финансовых технологий и производства, работающие в Индии, подверглись проверкам налоговых органов по обвинениям в уклонении от уплаты налогов. Кроме того, китайские компании, якобы находящиеся в Индии для уклонения от уплаты налогов, обвинялись в сборе личных данных индийских пользователей для последующей передачи их властям КНР. Начиная с 2020 года Индия также продолжает расширять «черный список» китайских приложений, которые попадают под блокировку на территории страны: с первоначальных 59 из них, включая «TikTok» от компании «ByteDance» и некоторые программы «Tencent», ограничения коснулись более чем 300 подобных приложений в 2022 году25, а в 2023 году к ним было добавлено еще 232 программы и веб-сайта26.
Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний. Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом.
Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества. Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости. В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30. Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31.
Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг. В случае заключения торгового соглашения Индия могла бы значительно нарастить объемы экспорта в Китай. Для этого есть определенная экономически обусловленная целесообразность. Стороны пытались подойти к проблеме несбалансированной структуры торговли за счет возможности увеличения импорта со стороны Китая индийских товаров и услуг в фармацевтической и ИТ-отраслях. Что касается фармацевтического сектора, то длительный и сложный процесс лицензирования в Китае не позволяет индийским компаниям в полной мере закрепиться на его рынке. Однако в зависимости от изменения вектора двустороннего сотрудничества в сторону большей кооперации данная тенденция может измениться в будущем33.
Так, в 2018 году после успешных встреч лидеров двух государств - Си Цзиньпина и Нарендры Моди - для преодоления взаимной враждебности, усиленной пограничным конфликтом на плато Доклам летом 2017 года, начались переговоры об освобождении от тарифного регулирования 28 видов индийских медицинских препаратов34. На 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим отношениям, торговле, науке и технологиям 26 марта 2018 года в Нью-Дели обе стороны подтвердили позитивные результаты предыдущих переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли35.