Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

Блокада Ленинграда карта Немецкие войска, закрепившиеся в пригородах в пределах 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным. Карта укрепленных районов, созданных в период блокады Ленинграда.

Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда

Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей.

Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов.

Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность.

Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот.

Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные.

При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин.

Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем.

Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".

Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды.

Факты о блокадном Ленинграде Вот еще несколько фактов о блокаде города-героя. В блокадном Ленинграде были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. Почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление, но это не привело к крупным эпидемиям.

В декабре 1941-го в Ленинграде умерли 53 тысячи человек, в январе, феврале и марте 1942-го — больше 100 тысяч, в мае — 50 тысяч, в июле — 25 тысяч, в сентябре — 7 тысяч. В мирное время смертность в городе составляла около 3 тысяч человек в месяц. Тяжелейшие бои в 1941—1942 годах происходили на "Невском пятачке" — узкой полосе земли на левом берегу Невы шириной по фронту 2—4 км и глубиной всего 500—800 метров.

Этот плацдарм, который советское командование намеревалось использовать для прорыва блокады, части Красной армии удерживали около 400 дней. Он был в одно время чуть ли не единственной надеждой на спасение города и стал одним из символов героизма советских воинов, отстоявших Ленинград. Бои за "Невский пятачок" унесли, по некоторым данным, жизни 50 000 советских воинов.

Мероприятия в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Петербурге по традиции проводятся памятные мероприятия. Вспоминать о прошлом Северная столица начинает задолго до главного праздника, и мероприятия блокадной тематики проходят в течение всего января. Так, по данным "Известий ", ожидаются следующие мероприятия.

Это театрализованный рассказ о страницах жизни блокадного Ленинграда.

Легендарная Дорога жизни сыграла исключительную, если не решающую роль в обороне Ленинграда. Первая блокадная зима была для жителей поистине страшной. Чувства и мысли людей выразила остававшаяся в городе поэтесса Ольга Берггольц : «Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы,Что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда,Не поколеблет грохот канонад,И если завтра будут баррикады, — Мы не покинем наших баррикад...

В июле на возведении новых рубежей были заняты около 45 тысяч человек. Значительную часть своих войск, располагавшихся южнее Ленинграда, Гитлер вынужденно перебросил на усиление армий, окруженных в Сталинграде. Тем не менее нацисты проиграли одно из главных сражений всей войны и начали откатываться назад по всему фронту. Именно тогда Сталин понял, что пришел черед заканчивать с блокадой Ленинграда. В свою очередь, командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров осознавал, что нужен последний натиск, чтобы выбить вгрызшихся в землю немцев. Он начал подготовку, перебрасывая мощные подкрепления, — писал в своей книге «Блокада Ленинграда» современный британский историк Руперт Колли.

В июне 1942 года советским инженерам удалось проложить по дну Ладожского озера трубопровод, по которому в город бесперебойно поступало топливо Благодаря упорному сопротивлению на протяжении всего 1942 года движение по Ладожскому озеру было сохранено. Как советские войска прорвали блокаду Наступление советских войск проходило с западного берега Невы, юго-западнее Шлиссельбурга, и с востока, из района, расположенного южнее Ладожского озера. И хотя это было самое сильное место в обороне немцев, именно на этом участке кольца блокады расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов получилось самым близким. Операция под командованием Говорова получила название «Искра». Прорыв блокады Ленинграда начался 12 января 1943 года, в 9 часов 30 минут, с артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовки. Следом на лед Невы спустились штурмовые группы, прикрываемые с воздуха, и сразу же бросились к противоположному берегу.

С помощью «кошек», багров и лестниц они поднялись на ледяной скат и ворвались в немецкие траншеи. За ними последовали танки, переправлявшиеся через реку по деревянным настилам. Через три дня вторая волна наступления пересекла Ладожское озеро с востока, атаковав захватчиков в Шлиссельбурге. Уже на следующий день этот город был освобожден. Прорвав долговременную укрепленную полосу противника и форсировав Неву, советские войска в течение семи дней напряженных боев преодолевали упорное сопротивление противника и двигались вперед. В тот вечер Ленинград торжествовал, люди обнимались и поздравляли друг друга 6 февраля 1943 года в Ленинград прибыл первый с начала блокады поезд, который привез в осажденный город муку, мясо, сигареты и водку.

В мае завершилось строительство второй железнодорожной ветки, и объемы поставок значительно возросли. Уже к сентябрю снабжение по железной дороге стало настолько эффективным, что отпала необходимость использовать маршрут через Ладожское озеро. Выдаваемые пайки значительно увеличились, голод больше не угрожал Ленинграду. Разорвано проклятое кольцо поэтесса Ольга Берггольц Отныне осажденный город связал с остальной страной коридор шириной 8-11 километров. Успех в сражениях с противником, в рядах которого советским солдатам противостояли немцы, финны, испанцы, итальянцы и представители других народов Европы, имел колоссальное психологическое, политическое и материально-экономическое значение. Ставка Верховного главнокомандующего жаждала поскорее развить успех, однако первая такая попытка, предпринятая в ходе операции «Полярная Звезда» в феврале-апреле того же года, завершилась полным провалом.

Ленинградцам пришлось жить в неприятельской осаде еще целый год, пусть и в чуть более мягких условиях, чем прежде. Когда Ленинград освободили полностью Год спустя обстановка способствовала для окончательного изгнания врага. Один за другим освобождались города Ленинградской области, тогда как захватчики неизбежно отступали или уничтожались. И наконец, 27 января 1944 года, в 20.

Всего по немецким позициям вели огонь 4,5 тысячи орудий и 12 отдельных дивизионов "Катюш". После массированной артподготовки в наступление перешли 11 советских дивизий. На участке 136 стрелковой дивизии в этот момент оркестр играл гимн Советского Союза. Немцы ответили шквальным огнем, но не смогли остановить продвижение красноармейцев и к обеду расстояние между шедшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта сократилось до 8 км. Долгожданное соединение произошло через 6 суток на окраине Рабочего поселка, а вечером 18 января стало известно о прорыве блокады Ленинграда.

В результате операции был пробит коридор шириной 11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Окончательно снять блокаду города советским войскам удалось лишь через год - 27 января 1944 года. После прорыва положение города значительно улучшилось, но угроза городу оставалась. В конце 1943 года была разработана операция по освобождению Ленинградской области. Наступление советских войск началось 14 января 1944 года силами Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов. В результате операции советские войска вышли на границу Латвии и Эстонии. Память о блокадном Ленинграде и его героических защитниках увековечена в монументальных скульптурах и музеях.

В нашем городе существует музей обороны и блокады Ленинграда, в котором хранятся сотни вещей блокадников и рассказывается о тех страшных днях и ночах.

Сейчас этот дот находится практически в центре жилого района Купчино, а в те времена это были деревенские окраины города с колхозами и совхозами. В паре километров от дота сохранился парк, бывший некогда колхозным яблоневым садом. Фото: Клуб истории и фортификации Вот как выглядела пулёметная двухамбразурная долговременная огневая точка ПДОТ-2 , в которой готовились встречать врага. Главное вооружение — две установки НПС-3 с пулемётами «Максим». Они обеспечивали прицельную дальность стрельбы 2300 метров, эффективную — до 1500 метров. В укреплении стояла система водяного охлаждения пулемётов на два бачка, качать же воду предполагалось ручным насосом. В доте реализовали серьёзную вентиляционную систему, включающую как отсос пороховых газов от пулемётов, так и защиту гарнизона от отравляющих веществ при помощи принудительной вентиляции и фильтрации воздуха. Гарнизон состоял из 10-12 человек и жил в откопанной рядом землянке.

В дот же бойцы спускались только в случае тревоги. Это мощное сооружение с потолком из железобетона толщиной больше метра было способно выдержать как минимум одно прямое попадание снаряда немецкой гаубицы калибром 150 миллиметров и авиабомбы свыше 100 килограммов. Для наблюдения за противником и корректировки огня использовался специальный перископ с четырёхкратным увеличением. Учитывая хранившиеся в доте 40 000 патронов, обороняться огневая точка могла достаточно долго.

Карта блокады Ленинграда

Линия обороны Ленинграда. Блокады именно города Ленинграда в действительности не было.
Линия обороны Ленинграда.: flackelf — LiveJournal Хронология основных событий блокады Ленинграда немцами во время Великой Отечественной войны.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.
Карта окружения ленинграда во время блокады Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей.

Читайте также:

  • Блокада Ленинграда (8.09.1941-27.01.1944) - Сайт В. Кривошеев персональный сайт учителя
  • Новости и события Российского исторического общества
  • Оборона Ленинграда
  • 125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда
  • Следующая остановка — фронт
  • Блокада Ленинграда на современной карте | Пикабу

Где проходила линия фронта в черте города: фотографии кольца блокады Ленинграда тогда и сейчас

7. Разгром немцев под Ленинградом. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками. Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда. (карта была подготовлена к 74-й годовщине снятия блокады).

Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда

Битва за Ленинград Во время обороны Ленинграда подступы к осажденному городу прикрывали сотни дотов и дзотов.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? Блокада Ленинграда – военная блокада города немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) : Министерство обороны Российской Федерации Карта укрепленных районов, созданных в период блокады Ленинграда.
Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады Блокада Ленинграда – военная блокада города немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии.

Карта блокады Ленинграда

Блокада Ленинграда — Википедия Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.
Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад Блокада Ленинграда – военная блокада города немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии.

5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно

Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили. С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией. Однако, если судить по картам, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым. У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом: «Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий в том числе и танковые.

Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамваи. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций…» Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе , захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему.

Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей. Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве в основном, мальчишки.

Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни. Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками. Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка. Да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось. Продовольствие могли привозить в осажденный город лишь одним путем — через Ладожское озеро. Как только появился первый лед, машины направлялись в Ленинград. Большинство из них не доезжали до города, поскольку проваливались под лед или попадали под фашистский обстрел.

Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание. Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Это был символ надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города. Голод - не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. Сильные морозы еще больше ужесточили условия их существования. Отопления и водоснабжения в домах не было. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды. Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи.

Они выстояли и не сдались. Согласно официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Тем не менее, город выстоял. А произошло это благодаря тому, что люди придерживались определенных правил выживания.

Братья Стругацкие, вся семья которых переживала блокаду, а отец умер при эвакуации, также вспоминали о случаях «расчеловечевания»: «Был холод, жуткий, свирепый, и замерзающие кричали в обледенелых подъездах — все тише и тише, долго, по многу часов… Он засыпал, слушая, как кто-то кричит, просыпался все под этот же безнадежный крик, и нельзя сказать, что это было страшно, скорее тошно, и когда утром, закутанный до глаз, он спускался за водой по лестнице, залитой замерзшим дерьмом, держа за руку мать, которая волочила санки с привязанным ведром, этот, который кричал, лежал внизу возле клетки лифта, наверное, там же, где упал вчера, наверняка там же — сам он встать не мог, ползти тоже, а выйти к нему так никто и не вышел...

Ru» физик Татьяна Бирштейн, которой во время блокады было 12 лет. То есть рядом все время умирали люди. Я трудно себе представляю, как нынешняя девочка могла бы это перенести. Это очень трудно себе представить».

На ближних подступах к Ленинграду в юго-западном и южном направлениях строились Красногвардейский и Слуцко-Колпинский укрепленные районы, к северу от города совершенствовался Карельский укрепленный район.

Возводился также пояс оборонительных сооружений по линии Петергоф Петродворец , Пулково; создавались оборонительные сооружения и внутри Ленинграда. Помощь войскам в строительстве рубежей обороны оказывало гражданское население. В короткий срок были сформированы 10 дивизий народного ополчения и десятки партизанских отрядов. Из города были эвакуированы дети, часть заводского и фабричного оборудования, культурных ценностей. Оставшаяся в городе промышленность перестроилась на производство и ремонт вооружения.

Преодолев сопротивление советских войск в Прибалтике, враг вторгся в пределы Ленинградской области. Немецкие войска 5 июля овладели городом Остров, а 9 — Псковом. Почти одновременно враг нанес удары на лужском, новгородском и старорусском направлениях, в Эстонии, на петрозаводском и олонецком направлениях. В последней декаде июля противник вышел на рубеж рек Нарва, Луга, Мшага, где вынужден был перейти к обороне и произвести перегруппировку. На Карельском перешейке с 31 июля советские войска вели оборонительные бои с наступающими финскими войсками и к 1 сентября остановили их на рубеже государственной границы 1939 года.

На олонецком, петрозаводском и свирском направлениях наземные войска при поддержке Ладожской военной флотилии командующий с августа капитан первого ранга, с сентября контр-адмирал Б. Хорошхин, с октября 1941 — капитан первого ранга В. Чероков , ведя с 10 июля упорные бои, к концу сентября остановили противника на рубеже реки Свирь. В августе развернулись бои на ближних подступах к Ленинграду. С 8 августа противник перешел в наступление на красногвардейском направлении.

С 22 августа по 7 сентября велись бои на ораниенбаумском направлении. Враг был остановлен северо-восточнее Копорья.

Смотрите также

  • Ленинградская битва 1941–1944. Большая российская энциклопедия
  • Нападение Германии на СССР
  • Великие битвы Великой Отечественной Войны
  • Исторические предпосылки и положение города
  • Карта окружения ленинграда во время блокады

Блокада Ленинграда

Исторические предпосылки и положение города Заложенный как новая столица, Санкт-Петербург играл эту роль вплоть до конца существования Российской Империи. Несмотря на близость к границе, войны обходили его стороной. Революции, смена государственного строя, возврат центра управления страной в Москву отразились в переименованиях города на Неве в Петроград, затем в Ленинград, но сохранился его статус важнейшего политического, промышленного, научного, культурного и транспортного центра. К концу 1930-х годов «северная столица» насчитывала более 3 миллионов жителей, а расположенные здесь предприятия являлись существенной составляющей оборонно-промышленного потенциала СССР.

Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения. Попытки обеспечить перенос советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были довольно активными, но не принесли успеха. По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг.

Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям. А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия светомаскировка, передача части школ под военные госпитали сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне. В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий 7-й, 14-й и 23-й.

Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов.

На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В. В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот.

Немцы ответили шквальным огнем, но не смогли остановить продвижение красноармейцев и к обеду расстояние между шедшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта сократилось до 8 км. Долгожданное соединение произошло через 6 суток на окраине Рабочего поселка, а вечером 18 января стало известно о прорыве блокады Ленинграда.

В результате операции был пробит коридор шириной 11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Окончательно снять блокаду города советским войскам удалось лишь через год - 27 января 1944 года.

После прорыва положение города значительно улучшилось, но угроза городу оставалась. В конце 1943 года была разработана операция по освобождению Ленинградской области. Наступление советских войск началось 14 января 1944 года силами Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов. В результате операции советские войска вышли на границу Латвии и Эстонии.

Память о блокадном Ленинграде и его героических защитниках увековечена в монументальных скульптурах и музеях. В нашем городе существует музей обороны и блокады Ленинграда, в котором хранятся сотни вещей блокадников и рассказывается о тех страшных днях и ночах. Также в городе существует Монумент героическим защитникам Ленинграда, обелиск "Городу-герою Ленинграду", мемориал "Разорванное кольцо", символизирующий Дорогу жизни, и многие другие. На Пискаревском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге захоронены сотни тысяч жертв блокады и воинов Ленинградского фронта, в 1960 году здесь зажжен вечный огонь.

Ежегодно в нашей стране отмечается дата освобождения Ленинграда от блокады.

По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием.

Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов.

Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.

Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен.

Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было.

Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Жительница блокадного города Елена Скрябина в дневнике записала: Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают. Скрябина, пятница, 7 ноября 1941 год Смерть хозяйничает в городе.

Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти.

Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.

Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня — завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать. Скрябина, суббота, 15 ноября 1941 год Д. Павлов, уполномоченный ГКО по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта, пишет: Период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады.

Внутренние ресурсы к этому времени оказались полностью исчерпанными, а завоз через Ладожское озеро производился в незначительных размерах. Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу. Несмотря на низкие температуры в городе, часть водопроводной сети работала, так были открыты десятки водоразборных колонок, из которых жители окрестных домов могли брать воду. Большая часть рабочих «Водоканала» была переведена на казарменное положение, но жителям приходилось также брать воду из повреждённых труб и прорубей. Число жертв голода стремительно росло — каждый день в Ленинграде умирало более 4000 человек, что в сто раз превышало показатели смертности в мирное время. Были дни, когда умирало 6—7 тысяч человек.

Только в декабре умерло 52 881 человек, потери же за январь—февраль — 199 187 человек. Мужская смертность существенно превышала женскую — на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Воздействие холода Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах кроме оборонных.

Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии. Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного. Зимой было также много снега: высота снежного покрова к концу зимы была более полуметра. По максимальной высоте снежного покрова 53 см апрель 1942 года является рекордсменом за весь период наблюдений, по 2010 год включительно. К концу месяца установился снежный покров. Первый месяц 1942 года был самым холодным этой зимой.

Средняя глубина снега достигла 41 см средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см. Март 1942 года стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2010 год. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь.

Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день. Отопление и транспортная система Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые мини-печки, буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Деревянные дома разбирали на дрова. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев.

Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие стало важным фактором, способствовавшим росту смертности. По свидетельству Д. Лихачёва, … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно.

Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено. Организация стационаров и столовых усиленного питания По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г. С конца апреля 1942 г. На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров их было создано 89.

Питание в этих столовых производилось по специально утвержденным нормам. С 25 апреля по 1 июля 1942 г. В январе 1942 г. В столовой Дома ученых в зимние месяцы питалось от 200 до 300 человек. Ленинградским горисполкомом было дано распоряжение конторе «Гастроном» организовать с доставкой на дом единовременную продажу по государственным ценам без продкарточек академикам и членам-корреспондентам АН СССР: масла животного — 0. По решению горисполкома с января 1942 г.

За 5 месяцев в Лениграде было организовано 85 детских домов, принявших 30 тыс. Командование Ленинградского фронта и руководство города стремилось обеспечить детские дома необходимым питанием. Постановлением Военного совета фронта от 7 февраля 1942 г. При вузах открываются свои стационары, где ученые и другие работники вузов в течение 7-14 дней могли отдохнуть и получить усиленное питание, которое состояло из 20 г кофе, 60 г жиров, 40 г сахара или кондитерских изделий, 100 г мяса, 200 г крупы, 0. Также было организовано дополнительное снабжение руководства города и области По сохранившимся свидетельствам, руководство Ленинграда не испытывало трудностей в питании и отоплении жилых помещений. Дневники партийных работников того времени сохранили следующие факты: в столовой Смольного были доступны любые продукты: фрукты, овощи, икра, булочки, пирожные.

Молоко и яйца доставляли из подсобного хозяйства во Всеволожском районе. В специальном доме отдыха к услугам отдыхающих представителей номенклатуры было высококласснное питание и развлечения. Инструктор отдела кадров горкома ВКП б Николай Рибковский был отправлен отдохнуть в партийный санаторий, где описывал в дневнике свой быт: «Вот уже три дня как я в стационаре горкома партии. По моему это просто-напросто семидневный дом отдыха и помещается он в одном из павильонов ныне закрытого дома отдыха партийного актива Ленинградской организации в Мельничном ручье. Обстановка и весь порядок в стационаре очень напоминает закрытый санаторий в городе Пушкине…С мороза, несколько усталый, вваливаешься в дом, с теплыми уютными комнатами, блаженно вытягиваешь ноги… Каждый день мясное — баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное — лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же чёрного хлеба на день… и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину.

Питание заказываешь накануне по своему вкусу. Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет. Рибковский писал: «Что же ещё лучше? В первом полугодии 1942 г. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник.

Результаты, потери и значение

  • Карта блокады ленинграда 1941
  • Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение
  • Почему Гитлер не смог взять Ленинград штурмом
  • Блокада Ленинграда карта - Туристическое агентство в Санкт-Петербурге "Фаворит"
  • Прорыв блокады Ленинграда
  • Блокадный Ленинград — Google Искусство и культура

Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)

Лекция «Ленинград в кольце блокады» продолжает цикл лекций, посвященных обороне Ленинграда в рамках проекта. Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. Всю блокаду в Ленинграде работали действующие храмы. Карта ленинграда во время блокады. Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. 27 января в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда, которая продлилась 872 дня, прогремел праздничный салют.

125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда

Карта ленинграда во время блокады. Блокада Ленинграда. Развивая наступление во время операции "Искра" наши войска при поддержке артиллерии Балтийского флота, Ладожской флотилии и силами дальней авиации удалось удалось добиться значительных успехов на востоке "кольца". Такие слухи распространялись во время блокады среди горожан, это подробно отражено в отчётах НКВД. Карта ленинграда во время блокады.

Рассудов Александр Николаевич

Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. (карта была подготовлена к 74-й годовщине снятия блокады). По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Ведь именно по этому месту прошла линия обороны Ленинграда в сентябре 1941 году. Как подчеркнул старший научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов, часть ленинградских детей ошибочно отправили прямиком навстречу наступающему противнику.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий