Праведный Лазарь – единственный человек, которого Христос в Писании называет своим другом. От Матфея 24:1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
«Тaвифa, вcтaнь!»: самые известные случаи оживления мёртвых апостолами
Христосъ сказалъ: «юноша, тебѣ говорю: встань». Мертвый поднялся, сѣлъ и сталъ говорить (Лук. Минск. – Сегодня Христу з мертвых встал. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос». Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! Бог воскресил женщину из мертвых по молитве простой девушки! |.
От смерти до Воскресения
Встань, спящий, и воскресни из мёртвых... (Нинэль Крымова) / Проза.ру | Протоиерей Максим Первозванский разъяснил верующим причины того, почему народ, встретивший Христа в Иерусалиме с энтузиазмом, через два дня не поддержал его и даже призвал к распятию. |
Протоиерей Первозванский объяснил отказ людей вступиться за Иисуса Христа » Актуальные новости | Мне знакомые сказали что у католик говорят "Христос мартус встал". |
«Тaвифa, вcтaнь!»: самые известные случаи оживления мёртвых апостолами
Протоиерей Максим Первозванский разъяснил верующим причины того, почему народ, встретивший Христа в Иерусалиме с энтузиазмом, через два дня не поддержал его и даже призвал к распятию. «В это время», то есть в обозначенное семилетие «появляются игры гекатомбы, когда мёртвые встанут из могил». Такое средневековое предсказание с элементами непросвещенной веры в предрассудки, навеянные сочинениями лжеапостолов в противоречие учениям Иисуса Христа. 11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. "Господь Живой!" Кто в Духе Святом - Служит Богу, Тот есть - Светильник Золотой! Мне знакомые сказали что у католик говорят "Христос мартус встал".
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
"Господь Живой!" Кто в Духе Святом - Служит Богу, Тот есть - Светильник Золотой! Через стих «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» Бог призывает грешников пробудиться от духовного сна и воскреснуть их из мертвых, чтобы они могли принять свет от Христа. Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. «[то есть] что Мессия (Христос) имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам.». Конкретнее, Чудо происходит в пасхальную субботу. Затем частичку огня развозят по разным странам. «Я вхожу в гробницу и встаю на колени в святом страхе перед местом, где Христос лежал после своей смерти и где он воскрес из мертвых.
Тайна Благодатного огня: откуда берется и почему не обжигает
Узнав про смерть Лазаря, Иисус пришел к пещере, где находилось тело. К тому моменту уже прошло четыре дня. Христос сказал: «Лазарь, выйди вон! И праведник, который был мертв, встал и вышел из пещеры. Отсюда появилось название малая Пасха. Лазарева суббота, 27 апреля 2024, традиции В народе Лазареву субботу называют Вербной. Это связано с тем, что в данный день всегда ломают ветки вербы. Это делается для того, чтобы после вечерней службы в храме или на следующий день освятить их.
Также принято освящать семена полевых, садовых, огородных растений, чтобы они были более плодородными. По традиции, на праздник выпекают булочки в форме человеческой фигуры, которые называют Лазарки. Выпечку украшают изюмом или другими сухофруктами. Кроме того, в Лазареву субботу существовала традиция, напоминавшая колядования.
Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Пророчества о вознесении Иисуса Христа. Мы можем увидеть из этих стихов, что вознесение Иисуса Христа имеет отношение к Его Второму пришествию. Мы поговорим об этом отношении более подробно чуть ниже, а сейчас давайте рассмотрим некоторые пророчества, в которых предвещалось вознесение Иисуса Христа на небо, задолго до того, как оно произошло. О вознесении Иисуса Христа на небо было пророчески сказано ещё в книге Псалмов, приблизительно за 1000 лет до того, как это событие произошло: Псалом 7: 8 «Сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту». Это пророчество буквально сбылось во время вознесения Иисуса. Кругом Него стал сонм людей, Его учеников, и Он поднялся над ними на высоту. Также, во время своей жизни Иисус Христос неоднократно говорил Своим ученикам, что Он пойдёт назад на небеса, с которых Он сошёл: Иоан. Пророчества о 2-м пришествии Иисуса Христа. Иисус не только говорил о Своём вознесении, но Он также неоднократно говорил и о том, что Он опять придёт на землю как Царь, чтобы судить этот мир. Его Апостолы неоднократно говорили и учили о Его втором пришествии. И, как мы уже прочитали выше, в описании вознесения Иисуса Христа на небо в книге Деяния Апостолов Деян. Он придёт таким же образом, как ученики видели Его восходящим на небо. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их». Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Как произойдёт Второе пришествие Иисуса? Писание говорит, что Иисус снова придёт на землю! Естественно, у нас возникает вопрос, как это будет, и как оно будет происходить. Давайте ещё раз более внимательно прочитаем о том, как произошло вознесение Иисуса Христа, и что случилось сразу после него. Это во многом объяснит нам, как произойдёт Второе пришествие Иисуса Христа. Воскресший Иисус собрал своих учеников на гору Елеонскую и сказал им такие слова: Деян. Иисус снова придёт на землю таким же образом, как Он вознёсся на небо. Так сказали ангелы ученикам. В чём Второе пришествие Иисуса Христа будет подобно Его вознесению на небо? Во-первых, Священное Писание говорит нам, что Его ноги снова станут на Елеонской горе, с которой Он вознёсся. Это произойдёт, когда все народы соберутся на войну против Иерусалима, как написано в книге пророка Захарии: Захарии 14:2-5 «И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним». Во-вторых, Когда Иисус возносился на небо, сказано, что «облако взяло Его из вида их» Деян. Когда Он придёт во второй раз, Он придёт с облаками небесными, и на облаках: Откр. Ей, аминь». В-третьих, Когда Иисус возносился на небеса, Его ученики были собраны вместе, чтобы проводить Его, и Ангелы явились им, чтобы возвестить о Его Втором пришествии. Когда Он снова придёт на землю, Его ученики будут собраны Ангелами, чтобы встречать Его, и всегда быть вместе с Ним: 1-е Фесс. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба». Итак, мы видим, что при пришествии Иисуса Христа, сначала воскреснут умершие во Христе, затем живые праведники будут восхищены и собраны Ангелами, чтобы встретить Его. Живые праведники при этом будут изменены во мгновение ока так, что их тела станут нетленными, подобными телам воскресших праведников. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».
Такие люди не «предупредят умерших», то есть не могут быть впереди тех, которые уже «умерли», то есть стали невосприимчивыми, не способными для совершения греха. А затем «Воскреснут», духовно прозреют и те, которые как «блудный сын» из Евангельской притчи, испытав тяжелые последствия своих грехов, вынуждены будут раскаяться и осознать свои грехи, и так «воскреснуть» к новой, праведной жизни. Христос, после первого духовно совершенного Человека «Адама» вновь достиг совершенства в обретении духовного «Образа» и «Подобия» Бога. Хотя до рождения Христа таких людей было много Например - это все Пророки и все Праведники но Христос среди них назван «Первенцем» потому, что только такой образ духовно совершенного Человека, только такая праведная жизнь, которой жил Христос, может сделать человека «мертвым» для соделания греха.
Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся 1 Кор. При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
Aпocтoл Aндpeй Пepвoзвaнный
- Библия о воскресении из мертвых: цитаты, стихи и места в Новом Завете
- Кто те святые, которые воскресли в день распятия Иисуса Христа?
- Лазарева суббота, 27 апреля 2024, история
- Встань спящий!
- Строка навигации
Часы Пасхи
Поэтому данному событию посвящена суббота шестой седмицы Великого поста суббота Лазарева , перед праздником Входа Господня в Иерусалим Вербным воскресеньем. Ради точности следует заметить, что здесь богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим см. Его воскрешение из мертвых на четвертый день отсюда прозвание , совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы Ин. Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и умер в сане епископа Китиона о.
В конце IX в.
Ученики Его сказали: Господи! Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; 11. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; 11. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
Мы знаем, что, освободившись от дебелости телесной, душа становится более деятельной. Сразу после исхода души из тела человека ее встречают безтелесные духи — святые ангелы и бесы — и сопровождают ее на всем пути, по всем этапам суда, где она дает полный отчет о своей земной жизни.
Испытания, которые она претерпевает сразу же после разлучения с телом, имеют духовно-нравственную природу. Все, что она делала доброго и худого, остается. И на основании этого определяется ее участь в загробном мире.
Василий Великий пишет, что в первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждаетсясвободой и может находиться при теле, или посещать на земле те места, которые ей были особенно дороги. Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому «В продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет… Когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом». Но на третий день душа попадает уже в иные области.
В этот день она возносится ангелами для первого поклонения Богу. Именно в это время душа проходит и те мытарства, о которых мы знаем из «Жития преподобного Василия Нового», где блаженная Феодора рассказывает о происходившем с ней за гранью земной жизни. В это время душапроходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же ее и вовлекли.
Мытарств этих 20. Они охватывают двадцать категорий страстей, не конкретных грехов которых намного больше , а именно страстей, в каждую из которых входит множество разновидностей грехов. То есть каждое мытарство охватывает целое гнездо родственных грехов.
И тот, кто не боролся со страстью, а, более того, служил ей, для кого она стала смыслом его жизни, тот и перед лицом самой Любви Божией не сможет отрешиться от нее. Вот и происходит срыв на мытарстве и низвержение души бесами в лоно безсмысленного и ничем не утолимого огня горения страстью. Пройдя мытарства, и достигнув Престола Божия, душа совершает первое поклонение Богу.
После этого, по словам преп. Макария, — «повелевается от Бога показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого — Бога».
И вместе с тем при этом происходит «испытание на добро» — душа проходит путь по всем добродетелям. Воспримет ли она при этом добродетели как то драгоценное качество, к которому стремилась и которое искала в своей земной жизни, хотя и не могла приобрести его в тех условиях, или, напротив, оттолкнется от них как от чего-то чуждого и неприемлемого? Душа испытывается: приобрела ли она в условиях земной свободы хоть какое-то стремление к этой вечной Красоте?
На девятый день, — говорит преп. Макарий, — «по рассмотрении в продолжение шести дней всех радостей праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых … По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них». На сороковой день после смерти душа умершего человека опять возносится и приводится на поклонение к Богу, Который и совершает здесь над ней Частный суд. На этом Частном суде душе определяется участь души в загробном мире вплоть до всеобщего воскресения по плоти оживление всех умерших тел начиная с Адама и Евы , после которого произойдет уже окончательный — Страшный суд.
Можно сказать, что на Частном суде происходит не просто определение, а — «самоопределение» человека перед лицом Божиим. Ведь Бог никакого насилия ни над одной личностью не совершает. И когда в 40-й день душа каким-то особенным образом предстоит Богу, то, видимо, здесь ей во всей полноте открывается ее духовное состояние и происходит ее естественное соединение или с Духом Божиим, или с духами мучительных страстей.
Заметим здесь сразу, что проходят мытарства и на Частный суд приводятся только души крещеных людей. Души некрещеных — сразу после смерти низвергаются приступившими духами злобы в ад. Души умерших людей входят в загробную жизнь со всем своим содержанием: своими мыслями, чувствами, достоинствами и пороками, со всем своим нравственным миром.
Но, так же как нравственно-религиозное состояние душ человеческих различно во время их жизни на земле, оно различно и по исхождении их из тела и в самой загробной жизни. Это естественное следствие иестественное продолжение жизни на земле… Религиозно-нравственное состояние души не меняется коренным образом в загробной жизни. Если бы Бог изменил его коренным образом, то совершил бы насилие над неприкосновенной свободой человеческой души и уничтожил бы то, что личность делает личностью» — пишет преп.
Иустин Попович. Продолжая жить в загробном мире отдельно от тела, души тем не менее обладают всею полнотой личности и самосознания — они ощущают, сознают, понимают, рассуждают, и вообще проводят все психические действия. Как хороший пример здесь можно привести притчу Спасителя о богаче и Лазаре: богач видит и узнает Авраама и Лазаря, молит о помощи, вспоминает своих братьев на земле и безпокоится о их судьбе на земле и в загробной жизни Лк.
Ад и рай — это не просто место мучения или наслаждения. Это также — внутренние состояния духа. И не только.
Ад к тому же — это и безплодное, постоянное раскаяние, угрызения своей собственной совести, но — не дающие уже никакого результата. Но — одновременно ад и рай — это и отношение человека к Богу. Если человек не любил Бога при жизни — как он может полюбить Его после смерти?
Так что ад — это не просто внутреннее состояние души грешного человека, но — еще и место крайнего удаления от Бога. Само мучение грешных душ состоит в удалении их от Бога — этого Источника блаженства, радости и света. О том, что это место мучений существует — не раз говорит Христос в Священном Писании, например в той же притче о богаче и Лазаре.
И мучения эти не полны, так как совершенное мучение начнется только после Страшного суда. Блаженство праведных душ в загробной жизни происходит в высотах благодати Божией и ощущается в их благодатно-добродетельной близости и общения с Господом Иисусом, которому они всегда стремились еще здесь, на земле, и которого достигли после смерти: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе» Ин. Добровольно соединенные с грехами и «пропитанные грехами» в земной жизни грешные души не могут механически освободиться от них с исходом из тела и вхождением в загробный мир, так как грехи срослись с ними и стали уже как бы частью их.
Поэтому и состояние грешных душ в загробном мире подобно тому состоянию, в котором они пребывали на земле, с той лишь разницей, что лишенные тела, они всю жуткую реальность своих грехов держат в себе, переживают ее как нечто свое и уже не могут от нее никуда деться. После Частного суда грешные души сразу попадают в место печали и мучений, отделенное от Бога. Однако сила ощущения этой печали опять же соразмерна степени их греховности.
По учению Православной Церкви, поскольку до Страшного Суда в раю и аду пребывает только душа человека, то душа человека, находящегося в загробном мире, не может испытывать ни полного блаженства, ни полного мучения. Как то, так и другое — будет временным, не полным и несовершенным, так как душа без тела — это неполный человек. Отсутствие тела — является и причиной того, что раскаяние за гробом уже является безплодным.
Грешная душа, пребывая в загробном мире, хотя бы всем существом своим хотела и желала полностью изменить себя и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от ее жизни на земле, — не может этого сделать. Не может сделать хотя бы потому, что за гробом ей не достает тела, являющегося необходимой составляющей человеческой личности для ее совершенного самоопределения и деятельности, и потому, что ей недостает земных условий и средств спасения. Тело — являлось участником греха, и исправление без него — невозможно.
Заметим сразу здесь, что в вечной жизни после Страшного суда — душа уже будет соединена с телом, но тем не менее и там покаяние будет тоже не возможно — уже по другим причинам. Отметим также еще одну вещь. Пребывание грешников до времени Страшного суда в неполной степени мучений и возможности изменить их участь по молитвам живых, — иногда неправильно отождествляют с понятием католического чистилища.
Если в чистилище, по мнению католиков, попадают души грешников, и находятся там для «очищения от земных грехов», и пребывают там то время, которое для этого очищения, якобы необходимо мало нагрешившие — мало времени, много нагрешившие — долго , и со временем, по «очищении» от грехов — все равно все попадают в рай такая «юридическая» мораль , то в Православном понимании место мучений до Страшного суда — не очищает от грехов. Это — лишь предварительное место нахождения грешной души до Страшного суда. Из этого места душа может еще быть освобождена, и после Страшного суда — помещена в рай, но — только по молитвам Церкви.
Поэтому такое отождествление — является заблуждением, и в Православии понятие «чистилища» — отсутствует. Меры награды, как и меры наказания, различны На Частном суде души разделяются на два рода: души праведников и души грешных. Поэтому и в загробном мире возможны лишь два соответствующих состояния:состояние блаженства и состояние мучения, каждое со своими многочисленными нюансами; и два места: рай и ад, опять-таки со своими обителями.
Христос сказал: «В доме Отца Моего обителей много» Ин. Каждый получит награду по своему труду: «Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду» 1 Кор. Соответственно и в аду — в зависимости от степени греха человека и отпадения его от Бога — разные степени удаления от Него.
В этом плане — можно привести хороший пример из жития святого преподобного Макария Великого. Кстати этот пример говорит и он наказании — тем, кто знал Истинную Веру и тем, кто не знал ее. Шел преподобный Макарий однажды по пустыне — и видит: лежит высохший человеческий череп.
Он коснулся его своим жезлом, и череп издал некий звук. Тогда Макарий спросил череп: — Кто ты такой?
Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! Слушайте слово Господне»! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею... Есть в Библии и прямые описания случаев воскресения мертвых.
Одно из них мы находим в Ветхом Завете, в IV Книге царств, в жизнеописании пророка Илии, где по молитве пророка воскресает мальчик, сын благочестивой женщины, его ученицы. Особенно значительны евангельские свидетельства воскресения Господом Иисусом Христом умерших: сына вдовицы из Наина, дочери Иаира. Особенно благоговейно Церковь вспоминает воскрешение Лазаря четверодневного, брата Марии и Марфы. Когда же Он вместе с учениками пришел к дому Марии и Марфы, Лазарь уже четыре дня находился в гробу, так что его тело начало разлагаться. Но Господь воскресил его, воззвав громким голосом: «Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами... Церковное предание говорит нам о том, что после воскресения Лазарь прожил еще долгую жизнь, был рукоположен апостолами в епископа и принял, в конце концов, мученическую смерть за Христа. Для воспоминания об этом чудесном событии Церковью отведен особый день, который называется Лазарева суббота — это суббота перед Вербным воскресением — днем Входа Господня в Иерусалим.
Духовную связь между этим великим праздником и воскрешением Лазаря Церковь выразила в праздничном песнопении: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже... То есть, зная о воскресении Лазаря четверодневного, все люди должны помнить о том, что воскресение мертвых в свое время будет общим для всех без исключения людей, и что для Бога воскресить мертвого так же легко, как разбудить спящего. Но Спаситель стал у гроба, и содрогнулась мрачная обитель мертвых, поколебались стены наполненного мертвыми города, стали близки к падению его твердыни. Смерть услышала новый голос Жизни, возгремевший у врат ее, и поспешила освободить заключенных, выпустила из рук своих узников, не удерживая уходящих. Нисшел Вышний с высоты Своей, чтобы от Него приняли люди Воскресение и отнял владычество у смерти, чтобы воцарилось над ними воскресение, и, пораженная ужасом, смерть дала свободу всему множеству своих пленников. Но слышит она глас Иисуса, не «идите», но «иди». Иди вон». Слово относилось только к одному Лазарю и не касалось всех, но посредством сего одного утвердилась надежда на день Общего Воскресения. Если бы вместо: «иди вон» сказал Иисус «идите вон», все множество умерших вышло бы из гробов с Лазарем.
Но он требовал одного Лазаря, всех же прочих соблюдал на конец времени». Так вдохновенно толкует значение воскрешения Лазаря великий учитель Церкви Ефрем Сирин. В V-м веке, в царствование императора Феодосия Младшего, стало распространяться сомнение в воскресении мертвых, так что даже у церквей велись о том споры. И как раз в то время произошло дивное событие, достоверность которого подтверждается рядом исторических записей. Еще в середине III-го столетия, в царствование императора Декия 249-251 , по его распоряжению в пещере возле города Эфеса были засыпаны камнями семь отроков. Они исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. Воспользовавшись затем временем, данным им на размышление и отъездом императора, они ушли из Эфеса и скрылись в одной из пещер окрестных гор. Когда Декий вернулся и узнал о том, он приказал засыпать вход в пещеру камнями, чтобы отроки, лишенные пищи и притока воздуха, оказались заживо погребены. Приказание Декия было исполнено, но два тайные христианина, Феодор и Руфин, записали это событие на оловянных досках и скрыли их между камнями у входа в пещеру.
Находившиеся в пещере отроки даже не знали, что произошло. Накануне, узнав о прибытии в город Декия и помолившись усердно Богу, они заснули крепким, необыкновенным сном, который продолжался около 172 лет. Пробудились они лишь в Царствование Феодосия Младшего, когда шли споры о воскресении мертвых. Тогдашний хозяин того места разобрал заграждавшие вход в пещеру камни, совершенно не подозревая, что в пещере находятся дети, так как все о них уже давно забыли. Проснувшиеся отроки сначала думали, что они проспали одну ночь, потому что не заметили в пещере никаких перемен, да и сами они нисколько не переменились. Один из них, младший, Иамвлих, ходивший прежде в город за пищей, помолившись с друзьями Богу, как и прежде пошел в Эфес узнать, разыскивают ли их, и купить себе пищи. Он был поражен переменой, видя не существовавшие еще вчера, как ему казалось, церкви и повсюду слыша произносимое имя Христа. Думая, что по ошибке попал в другой город, он решил все же купить здесь хлеба, но, когда он дал монету хлеботорговцу, тот стал пристально ее рассматривать и спросил, где он нашел клад. Напрасно Иамвлих уверял, что клада он не находил и что деньги он получил от родителей.
Быстро стал стекаться народ и добиваться, где он нашел старинные деньги. Иамвлих назвал имена своих родителей и друзей, но их никто не знал. Наконец Иамвлих услышал от собравшихся, что действительно находится в Ефесе, но императора-язычника давно уже нет, а царствует христолюбивый Феодосий. О происшествии услышали градоначальник и епископ, и для проверки слов Иамвлиха вместе с ним пришли к пещере, где нашли шесть остальных отроков. У входа в пещеру обнаружили оловянные доски с надписями, из которых и узнали, когда и как отроки оказались в пещере. Обо всем этом градоначальник немедленно известил царя, который лично прибыл в Эфес и беседовал с отроками. Во время одной из бесед они преклонили главы и уснули сном вечным. Царь хотел перенести их в столицу, но явившиеся ему во сне отроки заповедали погрести их в пещере, где они уже много лет спали дивным сном. Это было исполнено, и в течение многих веков их мощи почивали в той пещере — русский паломник XII века Антоний описывает, как поклонялся им.
Чудесное пробуждение отроков воспринято было тогда как прообраз и подтверждение воскресения. Всюду разнеслась весть о случившемся: упоминают это событие несколько современников-историков, говорилось о нем на бывшем в Эфесе III Вселенском Соборе. Это поразительное чудо укрепило тогда веру в воскресение. Явно проявилась сила Божия, сохранившая в течение долгих лет нетленными телеса и одеяние отроков. Ко всему сказанному можно добавить, что учение о воскресении мертвых является древнейшим учением, которое можно назвать общечеловеческим. Еще до ветхозаветных пророков верой в воскресение мертвых укреплялся Иов Многострадальный. И от благочестивых древних праотцев весть о воскресении не была скрыта. Учение о воскресении было широко распространено в древнем Египте и у коренных народов Америки, общение которых с народами Евразии прервалось в незапамятные времена.. Время его возникновения, видимо, совпадает с началом человеческой истории, и оно значительно древней учения о смерти без всякого воскресения.
Будет ли оно таким же, каким погибло, — так что возродятся и хромые, и косые, и слепые, и прокаженные, и расслабленные, хотя, может быть, они и не захотели бы возрождаться в прежнем виде? Или люди возродятся неповрежденными, чтобы опять бояться увечий и болезней? Что потом произойдет с телом? Будет ли ему опять необходимо все? Прежде всего, пища и питье, воздух для легких? Ну а что потом, опять нарывы и раны, лихорадка и подагра? И желанная смерть? Все эти вопросы задавал как бы сам себе древний церковный писатель Тертуллиан, желая привлечь к разговору всех, кто, сомневаясь в общем воскресении, осознанно или неосознанно задается ими. Поэтому, говорят думающие так, не следует верить в сохранение тела без его частей, да и сами эти части невозможно представить без их обязанностей.
Для чего, спрашивают, эта пещера рта, ряды зубов и пропасть глотки, вместилище желудка, пучина чрева и длинные сплетения кишок, когда не будет места еде и питью?
Последние дни Иисуса из Назарета
Но Христос воскрес из мертвых, первенец изумерших. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим. Сейчас тело Христа должно находится либо у его потомков, например Меровингов, либо оно сохранилось по линии Церкви и искать нужно в Ватикане, либо останки принадлежат одному или нескольким Закрытым Орденам.
Чудесные случаи воскресения мертвых
Но Христос действительно встал из мертвых — первым из умерших. Встань, пробудись, Восстань из мёртвых, И осветит тебя Христос. Христосъ сказалъ: «юноша, тебѣ говорю: встань». Мертвый поднялся, сѣлъ и сталъ говорить (Лук.
Лазарева суббота: история и традиции праздника, который православные христиане отмечают 27 апреля
И звук этой трубы означает, что начинается финальное сражение и что будет одержана победа. И в этот момент: «... Слово «прежде» говорит нам об определённом порядке. В 17-м стихе содержится явное учение о Вознесении Церкви: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» 1 Фессалоникийцам 4:17 В греческом оригинале в начале стиха вместо слова «потом» стоит слово «синхронно», что означает, что одновременно с воскресением мёртвых произойдёт и наше преображение и восхищение. Тот остаток, который пережил всё и остался духовно живым, будет восхищен синхронно, одновременно с теми, кто воскреснет во Христе. Греческое слово «восхищены» означает выхватывать из огня, из беды, в последний момент. Это означает, что в самый последний момент, когда сгустится тьма на земле, произойдёт Вознесение Церкви, — ещё до Великой скорби.
Слово «сретение» несёт великую радость, так как описывает торжественный приём, празднество. Этим словом описывали праздник, который устраивали в честь прибытия царской персоны. Это значит, что Иисус примет нас как почётных гостей, у нас будет царский статус. В этом стихе также говорится, что мы встретимся с Господом на воздухе.
Заря в неделю чуть взошла Как ангел дверь во гроб отверг Христос воскрес!
В ту ночь ко гробу жёны шли И миро ценное несли Но смотрят в гроб там некто есть Христос воскрес! То был в блестящих ризах лик Посланник божий там для них То светлый праздник был с небес Христос воскрес!
Юнoшy пpивeли к гpoбницe, и oн cтaл мoлитьcя, чтoбы Гocпoдь вocкpecил пoчившeгo и пoкaзaл, чтo «Oн ecть Бoг вceгo миpa». Cлyчилocь зeмлeтpяceниe, гpoбницa paзвepзлacь и yмepший вoccтaл из гpoбa. Bce были пoтpяceны, и cлyх oб этoм oблeтeл oкpyгy. Koгдa Гeopгия вepнyли в тeмницy, к нeмy c пpocьбoй пpишёл кpecтьянин Гликepий, y кoтopoгo cдoх eдинcтвeнный вoл.
Гeopгий пooбeщaл вepнyть живoтнoe к жизни, и дoмa кpecтьянин нaшёл вoлa живым и здopoвым. Cвятaя мyчeницa Eвдoкия Ho нe тoлькo мyжчины вocкpeшaли людeй имeнeм Xpиcтa, пoдoбнoe дeлaли и жeнщины. Caмapянкa Eвдoкия жилa вo гpeхe, нo пoтoм yвepoвaлa и yшлa в мoнacтыpь. В этoт мoнacтыpь пoд видoм инoкa пpoбpaлcя pacпaляeмый cтpacтью язычник Филocтpaт, кoтopый хoтeл вepнyть Eвдoкию к язычecтвy. Мoнaхини иcпyгaлиcь, oбнapyжив eгo мёpтвым, тoгдa Eвдoкия вcтaлa нa кoлeни, пoмoлилacь, и Филocтpaт oжил. Опыт cмepти ycтpaшил eгo, oн пpocил пpoщeния y Eвдoкии, кpecтилcя и вcтaл нa пyть пoкaяния.
Eвдoкия вocкpeшaлa чeлoвeкa ёщe paз — этo был мaльчик, yмepший oт yкyca змeи. Bapлaaм Xyтынcкий Bocкpeшaли мёpтвых cвятыe Pycи, нaпpимep, cтapeц Bapлaaм Xyтынcкий, живший в XII вeкe нa Boлхoвe; oднaжды y чeлoвeкa, кoтopый знaл cтapцa, зaбoлeл cын, дeлo шлo к cмepти; oтчaявшийcя poдитeль, пoдхвaтив peбёнкa нa pyки, пoшёл к пoдвижникy в нaдeждe нa иcцeлeниe, нo мальчик yмep в дopoгe.
Об этих книгах мы обязательно напишем.
Одно из них, Евангелие от Марии, заставляет по-другому взглянуть на христианскую веру. И кто знает, где на самом деле описана правда: в тех четырёх Евангелиях, которые мы все знаем, или в запрещённых? Ведь говорят же: «Кто правит миром, тот пишет историю».
А вдруг и в религии что-то переписали? Коптский папирус Евангелие от Марии было найдено в конце XIX века, но достоянием общественности оно стало не сразу. Рукопись нашёл учёный Карл Рейнхард в Каире в 1896 году.
Прогуливаясь по местному рынку, он неожиданно обратил внимание на древний папирус в скверном состоянии, с текстом на коптском языке. Копты — это древнее христианское население Египта, единственные потомки египтян со времён фараонов. То, что одним из текстов является Евангелие, Рейнхард определил практически сразу.
Его восторгу не было предела. Среди старья найти столь редкий артефакт! Небывалая удача.
И ещё более невероятным был тот факт, что рассказ в папирусе вёлся от лица Марии. Древние документы, написанные женщиной, вообще встречались очень редко, а в этом Евангелии Мария повествовала о своих беседах с Иисусом… 60 лет ожидания Конечно же, учёный сразу приобрёл древнюю рукопись и увёз в Берлин. А там этим текстом начал заниматься немецкий египтолог Карл Шмидт.
Он перевёл его и подготовил к изданию. В 1912 году Евангелие от Марии должно было увидеть свет. Но… Сначала из-за неисправного водопровода всю типографию, в которой должна была печататься книга, попросту затопило, как и все артефакты, находящиеся там.
Шмидту пришлось начинать все сначала. Однако издать рукопись снова не получилось: началась Первая мировая война. После войны Шмидт продолжил работу над рукописью, но теперь уже изданию то и дело мешали его жизненные обстоятельства.
А в 1938 году Шмидт умер, и работа перешла немецкому учёному Вальтеру Тилю. Тиль закончил работу к 1943 году, но из-за Второй мировой издать рукопись не получилось и на этот раз. После войны были найдены ещё несколько рукописей, среди которых, по предположениям Тиля, могло быть продолжение Евангелия от Марии.
Но его надежды оказались напрасными, и в 1955 году рукопись наконец-то была опубликована. Евангелие от Марии, этот важный документ времён раннего христианства, почти 60 лет ждал выхода в свет. Какая Мария?
О какой же Марии идёт речь? В первые века во многих рукописях часто упоминались известные имена, чтобы вызвать к ним интерес. Вполне возможно, что имени настоящего автора апокрифа мы так никогда и не узнаем.
Но есть две популярные версии, которые основываются на названии Евангелия от Марии. Первая, она же самая логичная, что автором Евангелия является Мария Магдалина. Эта женщина всегда находилась рядом с Иисусом, и, конечно, все библейские события происходили у неё на глазах.
Она была свидетелем воскресения Христа, присутствовала при распятии. И почему бы ей тоже не рассказать об учении Спасителя? Тем более что в тексте Евангелия есть фрагменты, которые дают понять, что речь идёт именно о Марии Магдалине.
Вторая версия основывается лишь на названии Евангелия: в ней на роль автора выдвигают мать Иисуса Марию. Но фактов, подтверждающих эту гипотезу, нет, так же как ничего не известно и о том, какую роль Дева Мария играла в окружении Христа. К тому же из текста следует, что он написан совсем не матерью.
Но то, что Евангелие написала одна из них, ещё менее вероятно. Откровения Христа Разумеется, чтобы понять ценность рукописи Евангелия от Марии, нужно, знать её содержание. К сожалению, до наших дней текст апокрифа дошёл не полностью, лишь в отрывках.
Не хватает первых шести страниц и ещё четырёх в середине текста, из-за чего повествование обрывается, как это обычно бывает, на самых интересных местах. По смыслу Евангелие можно разделить на три части, в которых учение Христа предстаёт с довольно неожиданной стороны. Иисус Христос отвечает на вопросы своих учеников о мире и о грехе и, дав им определённые напутствия, оставляет апостолов в расстроенных чувствах.
Это все происходит в первой части Евангелия. А вот вторую часть нужно описать немного подробнее. Здесь уже появляется Мария, которая старается утешить и приободрить расстроенных учеников.
По просьбе Петра она описывает своё видение, то есть откровения Христа, данные ей. В этом месте текст прерывается на четыре страницы. И повествование возобновляется с середины рассказа о человеческой душе, покинувшей физическое тело и стремящейся в небесную обитель.
По пути туда она преодолевает некие власти, которые олицетворяют грехи. Всего этих властей четыре. Про первую говорилось в недостающих фрагментах, вторая — вожделение, третья — незнание, четвёртая власть предстаёт в семи формах — это семь господств гнева.
Преодолев их все, душа ликует, так как наконец-то достигает покоя. На этом рассказ Марии заканчивается. И начинается третья часть, где ученики, в частности Андрей и Пётр, подвергают сомнению видение Марии.
Её поддерживает только Левий. Он говорит, что Иисус любил Марию больше всех, поэтому и рассказать ей мог значительно больше. В итоге все ученики решают и дальше проповедовать благую весть.
По прочтении этого апокрифического Евангелия становятся очевидны различия между тем, что описывается в нем, и тем, что в итоге проповедует христианская церковь сегодня. Основная мысль Евангелия от Марии — спасение каждого человека внутри самого себя. В этом тексте Иисус предстаёт не как Спаситель, а как Учитель, который наставляет о спасении, но не спасает.
Церковь не признаёт этот древний апокрифический текст, но в любом случае каждый сам решает и чувствует, во что ему верить. Святая или блудница? Мария Магдалина — загадочная библейская фигура.
Её личность всегда вызывала множество вопросов.