Она и ее супруг, священник Николай Бабкин (тоже популярный блогер) активно занимаются миссией в соцсетях с 2015 года. На непонимание Москвы пожаловалась в беседе с «Мослентой» Алина Бабкина, жена известного священника и блогера Николая Бабкина. Священник Николай Бабкин Бабкин Николай. Религия и духовность. Телеграмм-канал священника Николая Бабкина, посвятившего свою жизнь изучению и проповеди Библии.
«Путь к священству». Светлый вечер с о. Николаем Бабкиным
If you have Telegram, you can view and join Священник Николай Бабкин right away. Соответствует ли реальная жизнь семьи священника тому, что мы видим в блогах Алины и отца Николая? Священник Николай Вернигор, ставший фигурантом уголовного дела, высказывал угрозы в адрес секретаря Пермской епархии РПЦ Андрея Литовки.
Мнение священника: Николай Бабкин – о настоящей любви, влюблённости, святом мученике и легендах
Священники — блогеры: семья белгородского священника получила премию за ведение социальных сетей Супруги Алина и Николай Бабкины приняли участие в фестивале «Вера и слово» В пресс-службе Белгородской и Старооскольской епархии сообщили, что клирик Белгородской и Старооскольской епархии священник Николай Бабкин и его супруга Алина Бабкина приняли участие в фестивале «Вера и Слово», который прошёл с 18 по 22 октября. По итогам фестиваля, они стали победителями в номинации «Батюшка и матушка в социальных сетях». Фестиваль завершился встречей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками и церемонией вручения премии. В этом году темой фестиваля стала «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации».
Мы смогли остаться друзьями и братьями во Христе несмотря ни на что. В годы лихолетий душа человека раскрывается как прекрасный цветок или сворачиваются в дулю. Я благодарен Богу за такого друга.
Московский священник Николай Бабкин с супругой развеселили своих православных и не только подписчиков роликом о подарках ко Дню защитника Отечества. Популярный батюшка почти 400 тысяч фолловеров в Instagram в опубликованном видео заявил, что дарить мужу носки на 23 февраля — грех. Ниже в комментариях батюшка напомнил всем женщинам, что мужская солидарность свята, а если сильно хочется сэкономить на празднике, лучше подарить избраннику деньги — и без внимания не оставите, и финансы из семьи не выпустите.
По последним данным, погибло 155 человек. В числе жертв граждане Ирана, Китая, Норвегии, Узбекистана и других государств, всего скончалось 22 иностранца.
Изначально сообщалось о гибели трёх россиянок , однако позже их количество увеличилось до четырёх. В связи с трагедией в стране объявили национальный траур.
Священник-блогер рассказал почему мужчины изменяют
Однако в этом доля правды крайне мала. Конечно, посетить храм в такой день важно и нужно, но не у всех людей имеется такая возможность из-за работы. Это нельзя считать грехом. Другое дело, если человек ленится, тогда его поступок может быть подвергнут осуждению.
Проводили в последний путь. Священник Алексей Юшкевич Омск. Провожание в последний путь семью Малаховых. Храм Вооружённых сил России служба. Служба в военном храме. Армия и Церковь. Священник кропит.
Окропление в церкви. Священник освящает. Евгений Алёнин священик. Николай Дзыговский священник Григориополь. Арсений Балаганин священник. Священник Томаш Тшебуня. Иеромонах Спиридон Абрамов Биробиджан. Иеромонах Спиридон Юрий Абрамов. Иеромонах Спиридон Амурзет. Иеромонах Спиридон Еврейская автономная область.
Дмитрий Смирнов протоиерей могила. Отец Дмитрий Смирнов. Протоиерей Дмитрий Смирнов отпевание. Протоиерей Дмитрий Смирнов молодой. Священник Дионисий Маевский. Дионисий Горовой священник. Отец Дионисий Горовой. Отец Дионисий храм Виктора. Отпевание протоиерея Димитрия Смирнова. Похороны протоиерея Димитрия Смирнова.
Могила протоиерея Димитрия Смирнова. Константин Савандер священник. Священник сериал 2022. Настоятель храма Спиридон ЕАО. Храм иеромонах Спиридон Юрий Абрамов. Игумен Мефодий Соколов. Игумен Мефодий Соколов лужецкий монастырь. Лужецкий монастырь настоятель. Отец Виктор игумен Вениамин 1941 - 2004. Протоиерей Андрей Кордочкин.
Андрей Кордочкин священник. Отец Андрей Кордочкин. Протоиерей Андрей Кордочкин православный священник Испания. Иерей Павел коньков Рязань. Павел коньков священник Рязань. Настоятель: иерей Павел коньков. Павел Гумеров священник. Протоиерей Андрей Алексеев. Иерей Алексей Алексеев. Протодиакон Александр Белецкий.
Курская епархия протодиакон. Игумен Серафим Курская Коренная. Протодиакона Александра Белецкого,. Священник Алексей Кузьминов Воронеж. Отец Алексей Кузьминов Воронеж. Батюшка Кузьминов Воронеж. Воронеж священник Сергей Спицын. Иерей Николай Бабкин. Свящ Николай Бабкин. Батюшка Бабкин Николай.
Храм — место святое и для молитвы, но торговцы на праздник решили подзаработать и вместо разрешённого места для торговли, выбрали самое удачное — поближе к жертвеннику. Видимо, сговорились со священниками. Поэтому, Иисус выгоняет торговцев из храма. Но Христос не был противником пожертвований, а наоборот поощрял. В древности жертвовали гораздо больше, чем сегодня. Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной см. Конечно, сегодня никто столько не жертвует и не обязывает к этому.
Господь в Новом Завете смотрит не на величину пожертвования, а на сердце человека, приносящего жертву. Все знают эпизод с изгнанием торговцев из Храма, но мало кто помнит другой пример: «увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» Лк. Никто не обязывает вас покупать свечи. Таинства исповеди и Причастия вообще абсолютно бесплатны. Или обязательно совершать какие-то ритуальные действия? Древние пророки порой беседовали с Богом даже лёжа, но нельзя просто игнорировать нашу исконно русскую традицию. В мечетях и синагогах молиться не стоит.
Они стойко сражались и бились до последнего во имя царя и Бога. Бог благословил убивать? Или на войне все средства хороши? Нельзя ударить правой рукой по правой щеке, если ты не левша. Иисус не запрещает защищать себя, своих близких и Отечество. Конечно, Христос не был гуманистом! Ударить по правой щеке можно только наотмашь - тыльной стороной руки, то есть дать пощёчину.
Господь через этот метафорический образ говорит, чтобы христианин не отвечал злом на зло. Если все люди будут мстить друг другу, мы так никогда и не перестанем воевать и ненавидеть друг друга. Есть, о чем подумать, правда? Читайте Николая Бабкина в его блоге:.
Поэтому поминание лиц, ушедших в мир иной посредством суицида, не происходит в храмах. В порядке исключения церковь может позволить отпевание самоубийц, пишет Бабкин в своем Telegram-канале. Неизвестно, насколько адекватно оценивали свои действия люди в состоянии опьянения или с психическими расстройствами. Для таких обрядов необходимо специальное разрешение.
Мы в соцсетях:
- Подкаст Священник Николай Бабкин. Слушать все выпуски онлайн бесплатно на Яндекс Музыке
- Также рекомендуем
- "Неверие — это тоже выбор": Батюшка назвал трагедию в Сеуле следствием "игр с дьяволом"
- «Священник Николай Бабкин» в Apple Podcasts
Завязка. Стендап Алексия Уминского
- Священник Бабкин перечислил лучшие даты для венчания летом 2023 года
- Московский священник Бабкин назвал грехом дарение носков на 23 февраля
- Отзывы покупателей
- Священник Бабкин перечислил лучшие даты для венчания летом 2023 года
- Развитие действия. Стендап «Спаса»
Священник Бабкин перечислил лучшие даты для венчания летом 2023 года
Священник Николай Вернигор, ставший фигурантом уголовного дела, высказывал угрозы в адрес секретаря Пермской епархии РПЦ Андрея Литовки. Священник Николай Бабкин. @nickolaybabkin. Гео и язык канала: Россия, Русский. Священник Николай Бабкин. Как и всегда, для прихожан будут открыты и двери храма во имя святителя Николая Мирликийского в Отрадном, где служит клириком отец Николай Бабкин, известный священник-блогер.
Священник Николай Бабкин рассказал главный секрет успешности мужчины
Но события 1986 года не прошли бесследно и для здоровья тех, кто вернулся. Спасибо им за их подвиг! Среди них наши руководители и сотрудники, ликвидаторы катастрофы, их жёны и дети, работники культуры, представители общественных организаций, школьники и студенты. Благочинный Сасовского округа протоиерей Николай Бабачук совершил заупокойную литию по участникам ликвидации Чернобыльской аварии.
И все больше становится в храмах молодежи и детей. Это факт. Про легенды и реальность Но при этом не стоит верить в расхожие истории, как наши предки всей семьей ходили в храм, не пропуская ни одной службы. Эти легенды критики не выдерживают. Никаких реальных источников, которые бы это подтверждали, нет.
Есть только ряд благочестивых предписаний, среди которых тот же «Домострой». Он ведь не только какие-то странные вещи для современного человека расписывает. Там есть часть и про духовную жизнь. Вот только нужно понимать реалии того времени. В те века женщине было не до церкви и службы. Она рожала детей, занималась хозяйством и большую часть времени проводила дома. В храм тогда приходили большей частью мужчины А теперь у многих вопрос возникает: почему в церкви так много женщин и так мало мужчин? Да потому что раньше женщины были заняты.
А тут появилось право на образование, на собственную карьеру. И слава Богу! Так женщина получила и право, и возможность активнее заниматься своей духовной жизнью. Как люди верующие, мы только радоваться должны. Мальчикам же до сих пор с самого детства внушают, что настоящий мужчина, например, плакать не должен. В классическом мужском патриархальном сообществе сама эмоциональная сфера табуирована. А расплачешься, так тебе тут же скажут: «Чего раскис, слабак? Ты… женщина что ли?
Про волну интереса к духовной жизни Сейчас я вижу волну интереса к духовности, которая качественно отличается от того, что было в 90-х. Тогда храмы только открыли, и пошли все: было интересно, ведь раньше религия была под запретом. Но сейчас люди приходят не столько из любопытства, сколько из реального интереса к духовной жизни. И, конечно, им нужны проводники и помощники, чтобы разобраться в основах. Именно поэтому священников-блогеров становится все больше и больше. Сначала такая деятельность в соцсетях была предосудительной. Большинство священников в моем окружении меня не поддерживали. Я ощущал пусть и молчаливую, но довольно сильную критику в свой адрес.
Но никаких санкций на меня не накладывали и репрессиям никаким не подвергали. Уверяю Это было скорее непонимание. Тогда и на собраниях, когда тема блогерства поднималась, реакция была скорее отрицательная. Особенно не понимали смысла всего этого священники старой формации. Некоторые из них постоянно спрашивали меня: «Зачем это все? Зачем ты показываешь, куда идешь, что прямо сейчас делаешь? Зачем сторис эти снимаешь? И предупреждали меня о духовных опасностях, говорили, что с пути сошел.
Но я всегда спокойно относился к критике. Мне интересно, что думают люди и мои собратья. Он меня направлял, что-то мне советовал. Он вообще всегда был человеком действия, и в людях уважал и ценил как раз то, что они делают. Про пользу батюшки в интернете А вообще проповедь и миссионерство в интернете сейчас развиваются. Кто-то видео снимает, кто-то посты пишет. Батюшки у нас разные. Вот, православное радио есть.
Когда меня из деревни в столицу перевели, там, где я служил, на Белгородчине стали такие блогеры появляться. Вдохновляются люди. И это нормально. Все очень хорошо получается. Но, конечно, в семинариях нас ничему подобному никто не учил, так что мы идем путем проб и ошибок. Ясно одно: то, что мы делаем, приводит молодых людей в храмы. Прихожане же реально подходят и говорят: «Батюшка, я ваше видео посмотрел. Теперь исповедаться хочу».
Про агрессию и успокоение Конечно, есть люди, которые считают нас сектантами и фанатиками. Я вел эфир, так туда сразу приходили и писали: «Сектант ты, отец Николай, и мракобес. И вокруг тебя все такие же! Потом они шли смотреть другие ролики, и им становилось ясно, что тут и с психикой, и образованием, и с чувством юмора все в порядке. И сопротивление, агрессия сходили на нет. Про тех, кто пришел к Богу Вообще, когда мы начинаем говорить о верующих людях, часто упираемся в две проблемы. Во-первых, почему-то часто мы считаем, что они должны как-то качественно отличаться от всех остальных. Мне вот не нравится деление на воцерковленных и невоцерковленных людей.
А вот это что должно значить?
В сети нужно быть христианином с человеческим лицом, а уже потом священником. Не говорю, что православные лучше всех. Не отправляю в бан сленг. Не позволяю оскорблять моих подписчиков и мою семью.
Нам, христианам, нельзя никого судить», — пишет священник о правилах на своей онлайн-страничке. Отец Николай из своей личной жизни секрета не делает. Есть юмористическая — «Бабканадвоесказала», — о суевериях, в том числе и околоцерковных. Батюшка отвечает на вопросы подписчиков, рассказывает о таинствах, своём приходе, своей семье, воспитании детей, а иногда и о курьёзных случаях из жизни. Так, например, летом во время чемпионата мира по футболу в храме кто-то заказал службу «О победе России христианской над католической Испанией в футболе».
Кстати, тот матч Россия выиграла. Многие посты в блоге посвящены семейным отношениям, при этом батюшка приводит примеры из своей жизни. Кстати, супруга Алина тоже ведёт блог, и у неё 34 тысячи подписчиков.
Но и нельзя превращать церковь в комсомол, когда шаг вправо, шаг влево — расстрел на месте. Под лозунгом сохранения «Святой Руси» часто скрывается стремление жить по-старому и страх перемен, вот и порицается всякая инициатива, особенно молодёжная и миссионерская. У поколения миллениалов другая проблема: 20 лет одни и те же лица на политической арене и никаких серьезных перемен. Со стороны государства изменений нет, поэтому их ждут от церкви. Проблема всего нашего общества — рыночное мышление, когда от Церкви Христовой ждут удовлетворения сиюминутных религиозных потребностей. Если же решение тут же не предоставляется, людей это категорически не устраивает. Мне кажется, мы живём в обществе эмоционально и психологически раздражённых детей, которые вечно всем недовольны и не хотят брать на себя ответственность.
Я говорю о поколении, заставшем развал СССР, живущем надеждой на светлое будущее, но в итоге так ничего и не получившем. Эти люди часто испытывают разочарование и почти утратили надежду, но продолжают искать. Мне кажется, эти социально-политические условия также являются одной из причин разводов: люди имеют друг ко другу завышенные ожидания, которые не оправдываются. И вроде бы вот она — долгожданная свобода, но человек словно и не знает, что с ней делать. Возможно, на русском обществе так отразились годы крепостного права, когда поколениями людей отучали от свободы, воспитывая рабское мышление. Это еще одна из причин, почему так тяжело нашим соотечественникам проявлять инициативу не то что социальную, но даже личную. И потом всегда одни и те же вопросы к священнику: как заставить мужа венчаться, как убедить стать крестным, можно ли молиться без благословения? И подобные им. Эти вопросы звучат в каждом прямом эфире. Мне нравится наша молодёжь.
Мне 31 год, вроде бы еще и сам не старый, но 20-летние ребята уже совсем другие. У них пытливый ум, они надеются на себя и стремятся вперед, у них высокие запросы к жизни. Они не потерянные и смелее старших, потому что не боятся идти на риск. Молодежь более толерантна, в хорошем смысле, потому что готова принимать существование иной точки зрения.
«Четыре слоя одежды на мне»
- Клирик московского храма Бабкин сравнил себя с Моргенштерном
- Выбрать свой путь
- Интервью со священником Николаем Бабкиным
- Поиск по меткам
- Николай Бабкин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Мы в соцсетях:
Священник-блогер Николай Бабкин рассказал, как благословить куличи дома
Николай Бабкин: биография, творчество, карьера, личная жизнь 🚩 Религия | Николай Бабкин: Не припомню, с кого всё это началось, но вначале был Кураев. |
«Мозг через время привыкнет»: священник дал совет тревожным людям | Иерею Николаю Бабкину, клирику Белгородской епархии, сотруднику Молодежного отдела Московской епархии, благословляется участвовать в богослужениях и совершении треб в храме святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы, по согласованию с настоятелем. |
Белгородский священник-блогер покоряет TikTok
Об этом и многом другом расскажет священник Николай Бабкин. Священник Николай Бабкин Бабкин Николай. Религия и духовность. Иерею Николаю Бабкину, клирику Белгородской епархии, сотруднику Молодежного отдела Московской епархии, благословляется участвовать в богослужениях и совершении треб в храме святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы, по согласованию с настоятелем. фото, записи пользователей, отзывы, участники, видео. Мы беседовали с клириком храма Николая Чудотворца в Отрадном священником Николаем Бабкиным. Она и ее супруг, священник Николай Бабкин (тоже популярный блогер) активно занимаются миссией в соцсетях с 2015 года.
Николай Бабкин
Сретенский монастырь 1 180 подписчиков Подписаться В Духовно-просветительском центре Сретенского монастыря 29 декабря состоялась очередная встреча в рамках проекта «Говорим» с иереем Николаем Бабкиным. Тема встречи — «Священник в социальных сетях — куда катится этот мир? Сегодня сложно представить себе человека, который не пользуется соцсетями. Интернет — прекрасная платформа для миссионерской деятельности. Он объединяет огромное количество людей и позволяет транслировать проповедь о Христе по всему миру с необыкновенной быстротой.
Патриарх это утвердил.
А ещё сказал, чтобы все батюшки тщательно мыли руки и пользовались перчатками. Верующие будут посещать церкви на свой страх и риск. Как и метро, магазины и вообще выходить на улицу. Так будет, пока официально не объявят эпидемию. Вот, тогда у русских начнётся своя фиеста.
Posted 13 января 2021,, 12:24 Published 13 января 2021,, 12:24 Modified 18 сентября 2022,, 11:18 Updated 18 сентября 2022,, 11:18 Священник-блогер из Белгородской области снимает видео для TikTok 13 января 2021, 12:24 Николай Бабкин снимает короткие видео, в которых в юмористической форме рассказывает о жизни священнослужителя и отвечает на популярные вопросы. Есть у белгородского священника и аккаунт в Instagram. Николай Бабкин был настоятелем Петропавловского храма в Обуховке Старооскольского горокруга, сейчас — клирик храма во имя святителя Николая Мирликийского в Отрадном Москва. Священник известен в Сети благодаря своей блогерской деятельности.
Мне некогда: я либо в храме, либо по делам, либо с детьми. У меня нет желания тратить по десять часов в день на сидение в интернете.
Посты пишу рано с утра или вечером, когда все укладываются спать. Я рекламу не делаю ни бесплатно, ни за деньги. У меня нет интереса кого-то рекламировать. Купля-продажа рекламы — это уже коммерческая деятельность, и для священника она не может быть приемлема. Если люди будут видеть у меня в блоге рекламу, они подумают, что я пришел сюда ради денег, и все отпишутся. И правильно сделают.
Когда ведешь блог, нимб приходится протирать — Бывают ли колебания: «Сейчас как сделаю пост вразрез с ожиданиями аудитории! Нет, не сделаю, пожалуй…» — Так оно обычно и бывает. Жена посмотрит, скажет: «Нет, не пиши». Ведь иногда ты пишешь искренний пост, и тебе все понятно, а люди воспринимают все не так. Можно размышлять о дружбе, к примеру, а кто-то подумает, что ты одинокий человек. Лучше всегда написать заранее, а потом с утра посмотреть на свежую голову.
Только честно. Вот служите в алтаре, луч упал красиво, и вы думаете: «Вот бы сейчас эту фоточку в инсту! У нас в храме есть замечательная традиция. Мы пришли, сняли верхнюю одежду, телефон оставили — и пошли молиться. Вообще я не сторонник фотографировать Таинства Евхаристии — это вещь сакральная для человека, и мне кажется, лучше не надо их снимать. К тому же это отвлекает.
Во время литургии доставать телефон я точно не буду, я молиться должен. Просто какой-то страшный магизм — использовать молитву в качестве средства победы в игре. Молитва — это общение с Богом, для меня сама мысль молиться Богу о победе в футболе кощунственна, потому что это ничтожно мелко. Я понимаю, нужно молиться о победе в войне или о каком-то важном жизненном этапе. Но место в турнирной таблице — это не то, ради чего стоит беспокоить Господа. Например, у тебя получается проповедь, ты выходишь: «Эх… хорошо сказал!
Если в тебе есть тщеславие, социальные сети в этом не виноваты. Они, скорее, просто обнажают какие-то грехи, которые уже в тебе есть. Просто не надо забывать благодарить Бога, и искушение сразу проходит. Когда ведешь блог, тебя и хвалят, и критикуют. Но ты же не святой, тебе нимб периодически приходится протирать после всей этой волны лести, которая льется в твои уши. Сейчас мне уже все равно, хотя я до сих пор не научился правильно реагировать.
Но чаще всего меня-то как раз ругают, все мое внимание уходит не на похвалу. Думают, что нас захлестывает в любви, мы просто в ней купаемся. Ну нет этого. Ты открываешь директ — и на тебя выливается море негатива. Большинство пишут гадости, потому что ты священник. Нас не любят.
Что вам ответил духовник? Ответил примерно то же, что я сам себе говорю: «Отец, уделяй больше времени семье, не возносись, на службе усердней молись». Эти вещи ты и сам осознаешь, но они убедительнее звучат из уст твоего собрата. Не притворяться и не казаться духовнее, чем ты есть, не быть пафосным попом. Ну и третье — уважать критику, спокойно относиться к инакомыслию. Мне стало интересно не то, что говорю я, а ответная реакция.
Теперь я даже проповеди в храме изменил, они проходят в виде бесед. Это вполне допустимо с точки зрения гомилетики. И люди были очень удивлены, что священника интересует их мнение. Я увидел, какой мир на самом деле огромный, познакомился с другими священниками-блогерами, у нас даже проходят съезды, которые организует Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Отец Николай Я стал ближе к людям, у меня расширился кругозор. Потому что, когда тебе задают вопрос, а ты не знаешь ответа, ты начинаешь искать, спрашивать отцов, вспоминать свои семинарские знания.
Я пошел учиться в магистратуру, принялся заново изучать Библию. Кроме того, познакомился с замечательными, очень интересными людьми, которые на меня подписаны. Хоть раз в вас ткнули на улице: «Смотри, это вон тот, из Instagram»? Хотя на меня тоже, да. Это один из минусов. Но мы с ней вообще редко куда-то ходим, не бывает, чтобы я напрягался, когда меня узнают.
Ну узнали и узнали. Я, конечно, не везде появляюсь в подряснике, но всегда одет прилично.
«Говорим». Священник в социальных сетях – куда катится этот мир? Иерей Николай Бабкин. 29.12.2021
Я не стану вам давать никаких советов ведения домашней войны: кто и кого должен защищать. Зачем воевать со своими? Опустите топор войны, христиане. Всем парам на венчании я говорю: «Слушайте родителей, соглашайтесь с ними и… поступайте по-своему». Например, многие боятся, что на исповеди священник будет осуждать и ругать кающегося. Удивить их грехом очень сложно. К тому же кающийся в глазах батюшки — это не плохой человек, а как раз наоборот — искренний и честный христианин в поисках прощения. Спрашивают и о том, как воспитать христианином ребёнка.
Батюшка отвечает: начните с себя. Если мама и папа не живут по вере, то и ребёнку не помогут. Православие на словах не равно вере в душе. В церкви выпустили рекомендации, как вести блоги священникам Авторы памятки — синодальный отдел по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ — называют блоги священников «новым видом апостольства» и призывают помнить о высокой ответственности, которую они несут за контент, т.
Духовный вообще все с радостью воспримет и исполнит. По положению о миссионерской деятельности в Церкви, миссия бывает внешняя и внутренняя. С одной стороны, в соцсетях она внутренняя, потому что ты говоришь для своих, с другой — внешняя, так как ты обращаешься и к аудитории, которая относится к Церкви негативно. Да, формат нетрадиционный, священники-блогеры — это первопроходцы, мы тоже ошибаемся. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Отец Николай — А у вас какие были ошибки? Иногда я включал «режим духовника» и начинал капать на мозги, говорить, что человек должен делать, а потом думал: «Стоп-стоп-стоп… Не в ту сторону». Тогда и сам успокаивался, и разговор начинался интересный и познавательный. Я видел очень много претензий к Церкви и стал прислушиваться. В какой-то момент меня, например, утомили вопросы про ценники в храмах — я поддался этому порыву и убрал их. Не потому, что хотел морально выглядеть лучше других священников, а потому, что я посчитал эту позицию правильной. Если брать ошибку в целом, то я принял нецерковное мнение как церковное. И сами люди тоже этого не оценили. Они считали, что Церковь — это место оказания религиозных услуг, где им не озвучили стоимость.
Другие отнеслись с высокомерием, бросая 10 рублей в церковной лавке, выкрикнув: «С вас и этого хватит». У нас было пять семей с детьми-инвалидами и еще бездетные пары. И как-то я обмолвился, люди стали писать, просить помолиться, я даже эфир включал. Самых трогательных два — мамы наконец-то обрели долгожданных детей. Одна была бесплодна в результате операций, врачи сказали ей: «Вообще забудь». А другой женщине было далеко за 40. Радостнее всего, когда человек пишет: «С помощью Божией Господь дал просимое». Я даже раньше публиковал эти письма, теперь нет, потому что встречал неприятные примеры среди бывших священнослужителей, которые хотели сыскать себе славу седовласого старца. Такое амплуа мне точно не подходит.
Вы пишете, что вам приходится первому просматривать ее почту. Я предложил ей просматривать ее почту, потому что особенно во время беременности она становится очень впечатлительной. Когда видишь ее подавленный вид: «Не заходи в директ… И комментарии пока не читай». У нее атмосфера такая теплая, уютная, она стремится к тому, чтобы в комментариях не было негатива и люди чувствовали безопасность. Недавно один человек прислал скриншоты, где у меня в комментариях ругаются матом. Но как все отследить? Я за то, чтобы в интернете не было нецензурной брани, но я этим заниматься не могу — не хватает времени. Присылали даже письма с пожеланиями смерти нашим детям, причем довольно подробные. Люди, которые считаются православными, собирали целые досье в виде компроматов, грозились отправить начальству.
Окей, но только лучше сразу к Патриарху. Если нужен адрес, я скажу. Где-то оставишь резкий комментарий, а кто-то твою иронию воспримет за чистую монету или посчитает твою шутку издевательством. Фразы, вырванные из контекста. У меня в таких случаях нет желания спорить и доказывать, что ты не верблюд. Но пару раз это были люди, которых я лично знаю, православные блогеры. Если посторонний человек пишет гадости, я молчу. Проще в директе лайкнуть комментарий или сердечко отправить. А если комментарий сильно задел, есть хорошая фраза-молитва: «Помоги, Господи!
Если человек мне пишет конкретный вопрос, я могу на него конкретно ответить, но если он просто пытается поболтать… «А где ваша матушка такие платья покупает? Батюшка, а в этих носочках ребенку не холодно бегать? Ну не болеет ребенок, не чихает, не кашляет. Конечно, у всех нас есть свои недостатки и проблемы в жизни, но люди приходят к священнику, чтобы получить надежду. Мы не хотим показывать православие как архаику со строгими правилами и уставными требованиями. Основная задача священника-блогера — показать, что священник не жрец с кадилом в одежде из прошлого, а духовный наставник, а потом уже учитель веры. Иначе тебя воспринимают как морализатора, а не пастыря. Просили ли вы у них разрешения на это? Ксения, Никодим уже взрослые, и, если они не хотят, мы не настаиваем.
Кроме того, я считаю так. Некоторые говорят, что детям в социальных сетях делать нечего, что это все зараза греховная и, если ребенок туда пойдет, его засосет. Да, замечательно, можно создать такие тепличные условия, от всего оградить. А потом ваш ребенок вдруг столкнется с реальным миром, и как он отреагирует — Бог весть. Родителям лучше самим все показать. Поэтому у моих детей есть странички, но мы ведем их сами.
Нам, христианам, нельзя никого судить», — пишет священник о правилах на своей онлайн-страничке. Есть юмористическая — «Бабканадвоесказала», — о суевериях, в том числе и околоцерковных.
Батюшка отвечает на вопросы подписчиков, рассказывает о таинствах, своём приходе, своей семье, воспитании детей, а иногда и о курьёзных случаях из жизни. Так, например, летом во время чемпионата мира по футболу в храме кто-то заказал службу «О победе России христианской над католической Испанией в футболе». Кстати, тот матч Россия выиграла. Многие посты в блоге посвящены семейным отношениям, при этом батюшка приводит примеры из своей жизни. Кстати, супруга Алина тоже ведёт блог, и у неё 34 тысячи подписчиков. Когда меня только рукоположили, хотелось, чтобы все члены семьи ходили в мой храм. Такой неофитский порыв юношеского максимализма. Потом до меня дошло, что для 22-летнего парня просто рановато становиться духовником всей семьи.
Я не стану вам давать никаких советов ведения домашней войны: кто и кого должен защищать. Зачем воевать со своими?
За год Библию прочитало около 3 тысяч человек. Сейчас мы этот проект приостановили, потому что у меня трое детей, скоро родится четвертый. К тому же есть нагрузка на приходе, да и расстояние большое — я же путешествую на метро. Это актуально, люди ждут от священника именно проповеди Библии. В пандемию я предложил в Instagram почитать Страстные Евангелия.
Больше тысячи человек онлайн собралось, такого не было никогда! У меня просто отец стал священником в 40 лет, и это не было связано с сахарным периодом в нашей жизни, работы не было никакой: он служил при монастыре, потом ему дали приход. Было тяжело, мы и на картошке сидели, и у мамы на работе проблемы тоже начались. Мы ютились на небольшой квартире у бабушки, отец до сих пор живет на служебной квартире. От того, что он стал священником, он ничего не приобрел в финансовом отношении. Я навсегда запомнил его взгляд, когда он вернулся домой после хиротонии. Стало понятно, что в этой жизни есть что-то более важное, чем карьера и все прочее, и в 14 лет я решил, каким путем хочу идти.
Была возможность поступить заочно в духовное училище параллельно со школой, я его окончил, а потом пошел в семинарию, меня отец не заставлял. Именно его искреннее желание служить людям пробудило во мне первые мысли о священстве. Я включал «режим духовника» и начинал капать на мозги — Был четкий момент, когда вы поняли: пора в Instagram? Вот вы служите в Обуховке, приход 20 человек. Вокруг не то чтобы тоска, но и размаха мало. Или не так было? Я ко всей этой истории отношусь очень скептично.
Я и фотографироваться не люблю, мне приходится каждый раз перебарывать свою застенчивость. Потом привык, понял, что теплая фотография — это твое маленькое послание добра в мир. К тому же, если ты в кадре зажатый, тебя же никто смотреть не будет. Интерес у меня, на самом деле, был чисто практический. Храм новый, людей нет, из предыдущего прихода ко мне перетекли те самые 20 бабушек. Я подумал: «Заведу Instagram, люди смогут узнать своего священника и жизнь прихода и придут в храм». Добирается он на метро Но это наивное представление быстро развеялось, и я понял, что Instagram — не место привлечения прихожан, а миссионерская площадка.
На мой взгляд, неправильно для священника рассматривать читателей как своих потенциальных прихожан. К тому же люди разбросаны по всей стране, им нет смысла приезжать к тебе по воскресеньям за 700 километров, чтобы вместе помолиться. Даже в Москве — кажется, город один, но расстояние-то все равно огромное. Миссия так не работает. Одно дело собирать общину на приходе, другое — говорить о вере на широкую аудиторию. Здесь изначально разные цели и задачи. Да, кто-то из подписчиков приезжал, но просто познакомиться.
Что он может здесь сказать? Ты к кому внимание привлекаешь, к себе или ко Христу? Спасайся, кто может…» Ну что, он просто согласится и скажет: «Да, батюшка, вы правы, исповедуйте меня»? Тут я придерживаюсь позиции святителя Иннокентия Аляскинского, сказавшего: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе». Оказавшись в соцсетях, я понял, что людей не волнует твой пастырский авторитет. Людям нужен диалог. И если ты хочешь говорить сам для себя, лучше сделать это перед зеркалом.
Тогда, может, и поймешь, как это глупо выглядит. Апостол Павел в Послании к Коринфянам разделяет плотских христиан, душевных и духовных — каждый находится на своем уровне познания Бога. Если священник будет говорить человеку плотскому о духовных вещах, он просто его не услышит. Когда ему плохо, он отдыхает, развлекается, а ты скажешь: «Брат, молись». Он не будет этого делать. Ты скажешь человеку душевному — может, он тебя и поймет. Духовный вообще все с радостью воспримет и исполнит.
По положению о миссионерской деятельности в Церкви, миссия бывает внешняя и внутренняя. С одной стороны, в соцсетях она внутренняя, потому что ты говоришь для своих, с другой — внешняя, так как ты обращаешься и к аудитории, которая относится к Церкви негативно. Да, формат нетрадиционный, священники-блогеры — это первопроходцы, мы тоже ошибаемся. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Отец Николай — А у вас какие были ошибки? Иногда я включал «режим духовника» и начинал капать на мозги, говорить, что человек должен делать, а потом думал: «Стоп-стоп-стоп… Не в ту сторону». Тогда и сам успокаивался, и разговор начинался интересный и познавательный.
Я видел очень много претензий к Церкви и стал прислушиваться. В какой-то момент меня, например, утомили вопросы про ценники в храмах — я поддался этому порыву и убрал их. Не потому, что хотел морально выглядеть лучше других священников, а потому, что я посчитал эту позицию правильной. Если брать ошибку в целом, то я принял нецерковное мнение как церковное.