Алекса́ндр Матве́евич Матро́сов — Герой Советского Союза (19 июня 1943), красноармеец, стрелок-автоматчик 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской. После длительных поисков и исследовательских работ людей, занимавшихся изучением биографии Александра Матросова, очевидным стало то, что доверия заслуживает лишь дата рождения будущего героя СССР, а также место его гибели.
Александр Матвеевич Матросов: биография, карьера и личная жизнь
Александр Матвеевич Матросов Дата рождения 5 февраля 1924(1924 02 05) Место рождения город. Согласно официальной версии, Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе Екатеринославской губернии Украинской ССР, ныне город Днепр, административный центр Днепропетровской области Украины. Александр Матросов родился в 1925 году. Детство ова было тяжелым. Согласно официальной версии, Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск), воспитывался в Ивановском (Майнский район) и Мелекесском детских домах в Ульяновской области и в Уфимской детской трудовой колонии. Официальная биография гласит, что Матросов Александр Матвеевич родился 5 февраля 1924 года в Екатеринославе (в настоящее время – город Днепр).
День рождения Героя: Он называл себя Сашкой-Матросом
Любой школьник из учебников по истории знает, что Александр Матвеевич Матросов родился 5 декабря 1924 года в городе Екатеринослав (Днепропетровск). Официальная биография гласит, что Матросов Александр Матвеевич родился 5 февраля 1924 года в Екатеринославе (в настоящее время – город Днепр). 19.06.1943 года, красноармеец Матросов Александр Матвеевич посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Биография. Согласно официальной версии[2], Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе Екатеринославской губернии Украинской ССР, ныне город Днепр, административный центр Днепропетровской области Украины.
Матросов Александр Матвеевич — Биография
Ценой собственной жизни этот отважный юноша способствовал выполнению боевой задачи. Пару слов о детстве Саши Матросова. Мальчик никогда не знал ни отца, ни матери — он был круглым сиротою. Воспитывался парень в детском доме в Ульяновской области, а затем в трудовой колонии в городе Уфа. В октябре 1942 года Матросова призывают в армию, а уже в ноябре того же года он по собственному желанию отправляется на фронт. В февраль 1943 Саши не стало… Этот парень являет собой пример непоколебимой воли и бесстрашия.
Сознательно Матросов сумел превозмочь даже базовые инстинкты самосохранения кинуться грудью на амбразуру вражеского дзота, чтобы твои сослуживцы остались в живых и выполнили боевую задачу, сможет далеко не каждый… Подвиг Александра Матросова является отличным примером безграничной храбрости и смеренного самопожертвования, и именно поэтому все люди, проживающие на просторах нашей необъятной Родины, обязаны о нем знать, чтить и помнить!
Штурмовым группам удалось уничтожить фланговые ДЗОТы. На подступах к ДЗОТу Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку и героически погиб. При ослаблении огня противника батальон начал немедленное продвижение вперёд. Деревня Плетень была взята фронтальной атакой 4-го и фланговой атакой 2-го батальона.
Путь на деревню Чернушка был открыт, и в 13:00 силами 4-го батальона деревня была взята. Старший лейтенант Пётр Ильич Волков 1906 — 27 февраля 1943 , агитатор политического отдела 91 отдельной стрелковой бригады, сообщил в политический отдел о подвиге А. В его донесении было указано, что Матросов героически погиб в бою в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области [9]. Ныне деревни не существуют, территория деревни Плетень входит в Михайловскую волость , а деревни Чернушки — в Самолуковскую волость Локнянского района Псковской области. Первоначальное место захоронения Александра Матросова у деревни Чернушки Надгробный памятник Александру Матросову в г.
Великие Луки, открыт 25 июля 1954 года Александр Матвеевич Матросов первоначально был похоронен около деревни Чернушки, а в 1948 году его прах был перезахоронен в городе Великие Луки Великолукской области со 2 октября 1957 года — Псковской области. В результате упорных боёв 27 февраля 1943 года частями 91-й бригады заняты три населенных пункта: Чернушка Северная, Чернушка Южная, Чёрное Северное и высота с отметкой «85,4». Потери бригады за 27 февраля 1943 года: 1327 человек, из них убитых: командного состава — 18, младшего командного состава — 80, рядового состава — 313.
Матросов сыном башкирского народа или это русский из г. Слово «вероятно» даже не упоминается! Вместо четырех фотографий уже оказывается три. Вместо сравнения всех известных фото Матросова пытаются сравнивать только фото Шакиржана Шакирьяна с отретушированной фотографией Матросова из комсомольского билета. А министерство юстиции с легкостью необыкновенной у Батыргареева называется министерством внутренних дел! И такая густая профанация встречается постоянно.
Например, Шакирьян родился в 1923 году, и Зарипов с Насыровым из кожи вон лезут, чтобы перенести год его рождения на 1924-й. Даже датой гибели Матросова почему-то у Зарипова значится 28 февраля: «…скончался Матросов-Мухамедьянов не 23 февраля 1943 г. И слово-то какое для подвига нашел: «скончался». Почему же при всех подобных ляпах и нелепостях кунакбаевская версия стала такой распространенной? Чтобы это понять, нужно вспомнить время, когда она пошла в ход. Благо общественное сознание к исходу ХХ столетия вполне было подготовлено всей той глумливой вакханалией 90-х годов, когда целенаправленно из сердец на-родных вытравливались имена Космодемьянской и Гастелло, панфиловцев и молодгвардейцев Краснодона… Когда шло целенаправленное выбивание фундамента из-под советского имперского здания. И это не какая-то там неведомая конспирология и поиск черных кошек в темной комнате. Перед выборами 1996 года 13 известных банкиров в открытом письме сами обещали: «Оплевывание исторического пути России и ее святынь должно быть прекращено». Сам факт «оплевывания» даже под сомнение никем не ставился!
В те годы тишком-молчком на место одного мифа ставился другой, одна легенда сменялась на другую. Не истина искалась, а шли банальные игры с мифологией. Утверждение, что Александр Матвеевич Матросов, на самом деле, не Матросов, а башкирский татарин Шакирьян Мухамедьянов, только за первое десятилетие XXI века растиражировано десятками солидных периодических изданий и книг. О нем в уверенном и не допускающем сомнений тоне пишут «Парламентская газета» и «Учительская газета», журнал «История» издательского дома «Первое сентября» и многие другие. В 2005 году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин также высказывал все не как версию, но как доказанный факт: «Среди народов России, исповедующих ислам, сотни Героев Советского Союза, в их числе — татарин Александр Матросов». Сразу и в одночасье вся советская историография о Матросове оказалась отброшенной в сторону и грубо растоптанной. Свидетельства сотен людей оказались забытыми. И все это лишь ради одной из многих версий? Ради торжества одного из многих мнений?
И добро бы, если бы ряд исследователей только продвигали версии про башкирские корни Матросова, в конце концов, какая разница, кто он по национальности в Советской Империи, да хоть тунгусский еврей, но попутно продолжалась атака на матросовский подвиг в полном объеме! Начинали кунакбаевцы с изучения фото Матросова с лупой, а закончили утверждением, что и подвига как такового не было. Этого не было. И не могло быть. Крупнокалиберный пулемет, установленный в дзоте, сразу бы отбросил бездыханное тело героя на несколько метров вперед и продолжал бы стрелять. Наш Герой закрыл своим телом трубу дзота, откуда выходили пороховые газы. И вот когда в дзоте дышать стало нечем, фашистский пулеметчик перестал стрелять и кинулся втаскивать во внутрь дзота его тело через эту трубу. Время шло, пулемет не стрелял. Поднявшиеся в атаку красноармейцы дошли или уже обходили дзот, фашистский пулеметчик спасся бегством».
Видимо, ради этого наезда на историческую правду весь тот сыр-бор с кунакбаевской версией и затевался. По крайне мере, очень трудно предполагать, что взрослые люди так долго и убежденно могли бы верить в заведомую неправду, если бы не имели какого-то сопутствующего интереса.
Подвиг В феврале 1943 г. Псков для участия в наступательной операции Северо-Западного фронта "Полярная звезда". Ее целью было окружение немецкой группы армий "Север" и снятие блокады Ленинграда ныне Санкт-Петербург. Непосредственно на фронте Александр Матросов оказался 25 февраля. Бойцам подразделения удалось уничтожить два ДЗОТа противника, однако третий продолжал вести огонь. Для его подавления были отправлены рядовые Петр Огурцов и Александр Матросов. Огурцов был ранен на подходе, Матросову удалось прорваться и закинуть с фланга две гранаты. Пулемет замолк, но после того, как остальные бойцы батальона двинулись в атаку, ДЗОТ снова открыл огонь.
Тогда рядовой Матросов бросился грудью на амбразуру, что позволило его сослуживцам уничтожить опорный пункт и освободить несколько деревень. Сама операция "Полярная звезда" завершилась неудачей.
Бессмертный рядовой
Александр Матросов он же Шакирьян Мухаметьянов: Почему так много неувязок в биографии героя войны | Кто ж мог подумать, что цепляясь за официальную биографию Матросова в поисках несостыковок, его ненавистники примутся отменять не только подвиг Александра, но и его самого. |
Александр Матвеевич Матросов | Но именно имя Александра Матросова стало нарицательным, и вошло в историю Великой Отечественной. |
Какой подвиг совершил Александр Матросов – кратко официальная и альтернативная версии | 19 июня 1943 года рядовому Александру Матвеевичу Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). |
Матросов, Александр Матвеевич
По официальной версии, Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в Екатеринославе (Днепр). Биография Александра Матросова запутанна – даже место его рождения у современных историков вызывает споры. Могила Матросова Александра Матвеевича (1924-1943 гг.) фото № Биография Александра Матросова запутанна – даже место его рождения у современных историков вызывает споры. Александр Матросов родился в 1925 году. Детство ова было тяжелым. Александр Матвеевич Матросов Дата рождения 5 февраля 1924(1924 02 05) Место рождения город.
Матросов Александр Матвеевич
Ни тот, ни другой не ответили, обошли молчанием. Писал и в Ивановку Ивановой. Упорно молчит. Я думаю, что ей неудобно за свой поступок во время юбилейного праздника. Вот ещё одна тайна — пропажа книги поступления и выбывания воспитанников сороковых годов». Макаренко «Смерти у храбрых нет». В ней говорилось, что Александр Матросов родился в Днепропетровске. Его отец помогал создавать колхозы и погиб от рук кулаков во время коллективизации.
Пётр Кондратьевич отправляет письмо в редакцию газеты «Комсомольская правда», где пишет о своих изысканиях и просит сообщить об источниках информации и дать адрес «загадочного» А. В ответе от 17 августа 1972 года последовало: «автор статьи А. Макаренко живёт и работает в гор. Других документов у тов. Макаренко нет. Подлинный Макаренко с возмущением отвечает, что эта спекуляция на его имени не единственная. Тогда Пётр Кондратьевич снова пишет в редакцию газеты «Комсомольская правда», где указывает: «В Большой Советской Энциклопедии ни слова не сказано кто родители Матросова, что отец боролся с кулачеством и погиб.
Зачем же ссылаться на Большую Советскую Энциклопедию?! Не лучше было бы честно признать, что это сочинительство автора?. Однако, хотя косвенно, автор берётся под защиту. Я не знаю, кто автор. Однако из рассказа одного из друзей Шкадаревича, того самого, который приезжал ко мне вымогать материалы для Шкадаревича, мне известно, что Шкадаревич «для усиления личности Матросова» несколько раз высказывался в том духе, что хорошо бы, если бы родители Саши чем-то тоже отличились. И он прямо говорил, что по высказыванию Шкадаревича, отец Матросова погиб в борьбе с кулачеством во время коллективизации. И вдруг такую версию я читаю на страницах «Комсомольской правды».
А пытаясь выяснить её достоверность, я получаю невразумительный ответ работника редакции. Для чего всё это? Нужна истина, а не выдумки недобросовестных людей, которые не хотят честно заниматься поисками и стараются помешать другим. Посыпались неприятности. Действия Петра Кондратьевича стали отслеживаться и пресекаться. Очерки о детстве Александра Матросова были написаны, и он их отправил сначала в Приволжское издательство, но оттуда их пришлось забрать. Тогда Пётр Кондратьевич обратился в Лениздат: «Эти очерки я начал писать по рекомендации Приволжского издательста, но потом возникли обстоятельства, по которым мне пришлось забрать рукописи из Приволжского издательства.
В Москве есть такой журналист Шкадаревич, который «изучает» Матросова, не выходя из кабинета. Он узнал о моих материалах и потребовал отдать их ему, как «специалисту». Когда я ему отказал, он нашёл « друзей» в издательстве, которые должны были ему помочь. Мне об этом стало известно. Вот я и решил направить рукопись вашему издательству. Надеюсь, что она не попадёт в руки Шкадаревича». Рукопись из Лениздата была возвращена.
В письме за подписью главного редактора от 18. Дело в том, что Лениздат был первоиздателем, а потом несколько раз переиздавал повесть ленинградского писателя П. Журбы «Александр Матросов». Московские издательства выпускали книги А. Бикчентаева о Матросове. С уважением. Об изданных в Москве книгах Шкадаревича ни слова!
У Петра Кондратьевича рухнула последняя надежда. Он понял, что его рассказы не будут опубликованы никем и никогда! Шкадаревич дарит музею свою книгу «Бессмертный подвиг Александра Матросова» выпуска 1967 года и копию, заверенную секретарём общества «Знание» о судимостях. Ещё большее недоверие вызвала книга того же Шкадаревича, выпущенная в 1973 году, в которой он указал, что А. Матросов в 1940-м году поехал в Саратов, чтобы разыскать маму Анну Николаевну, которая там проживала. Откуда сведения о том, как звали маму А. Матросова и когда она переехала из Украины в Саратов?
Из воспоминаний друга детства Ивана Михайловича Синягина: «Он всё время тосковал по своим родителям.
Посмертно присвоено звание Герой Советского Союза. Потерявший в детстве родителей, Матросов воспитывался в Ивановском детдоме Ульяновской области и в трудовой детской колонии в городе Уфе.
В октябре 1942 года был призван в армию и направлен курсантом в пехотное училище.
Неизвестные и малоизвестные факты и документы Про башкирского татарина Наконец, нельзя обойти вниманием самую агрессивную и одиозную, кунакбаевскую, версию. По ней никакого Матросова не было вообще. Был Шакиржан Юнусович Мухамметжанов.
Башкирский татарин, который родился в д. Цитата по статье Фарита Батыргареева: «После смерти его матери отец женился повторно, и Шакиржан ребенком ушел из дома, стал беспризорником. Шакиржан воспитывался в Мелекесском, Ивановском детдомах Ульяновской области 1934-1935. После окончания в Ивановском детдоме семилетней школы работал на вагоноремонтном заводе в Куйбышеве, но с завода сбежал.
Осенью 1940 года оказался в Саратове, где был задержан и осужден за нарушение паспортного режима на два года лишения свободы и в октябре 1940 года направлен в Уфимскую детскую трудовую колонию. В детских колониях называл себя Шуриком Матросовым — так же, как в родном ауле, бывая в нем в 1939-1940 годах». В целом эта версия характеризуется крайней предвзятостью и попыткой любой ценой доказать, что уроженец Кунакбаево Мухамметжанов Мухамедьянов и есть тот самый Матросов. Обилие белых ниток там настолько вопиющее, что характерно название статьи 2011 года Евгения Костицына в «МК в Башкортостане» — «Мародеры истории».
Немного выдержек из той статьи, чтобы понимать о чем речь: «Утверждается, что Шакирьян — человек с криминальными наклонностями, который еще в детстве промышлял воровством. К тому же сын распутного деревенского «выпивохи», регулярно менявшего жен. Неприглядную, однако, биографию и родню подобрали лже-Александру Матросову. Инициаторами версии о том, что Матросов вовсе не Матросов, выступили башкирский журналист Рауф Насыров и историк Алим Зарипов, оба родом из Учалинского района, где якобы и родился настоящий герой.
Чем руководствовались исследователи, придумывая новую биографию советскому солдату, — конъюнктурой перестроечных разоблачений? Желанием прославить свою малую родину? Необходимостью появления новых национальных героев? Постепенно ничем не подкрепленная версия о вороватом сыне кунакбаевского пьянчуги стала навязываться всей стране.
И получается, что Саша всегда в бою: при жизни с фашистами, а после — с конъюнктурщиками. Как бы то ни было, но даже теперь, когда не осталось свидетелей подвига Александра Матросова, опровергнуть идеологические домыслы несложно. Потому что с фактами и документами у переписчиков истории плохо. Вместо них — предположения.
И размытые фотографии малолетнего ребенка из башкирской деревни, который, впоследствии яко-бы и совершил подвиг. Фото обнаружил журналист Рауф Насыров. А ссылки на то, что в архивах Днепропетровской области, откуда родом Саша, нет документов на имя Александра Матросова, безосновательны. Через эту область дважды прошел огненный смерч войны.
Более двух лет она была оккупирована врагом, который оставил после себя выжженную пустыню, казнил и угнал в фашистское рабство 250 тысяч советских граждан, уничтожил более 100 тысяч жилых и нежилых строений. Ждать, что фашисты могли оставить после себя аккуратно сложенные стопочкой документы, по меньшей мере, наивно. Впрочем, историк Алим Зарипов, один из главных инициаторов ревизии биографии и подвига Матросова, в своих воспоминаниях проговорился, что научные сотрудники Днепропетровского областного музея и областного архива еще в марте 1984-го сообщили ему, что до войны в Днепропетровске жила семья Матросовых. И у них был сын.
В то время рождение ребенка фиксировалось в церкви. Церковь была деревянная. В годы войны она сгорела. Сгорели и все книги, куда были занесены новорожденные.
Огонь из центрального дзота не прекращался. Огурцова тяжело ранили. Александр же, приблизившись к дзоту сбоку на расстояние 30 метров, бросил в него две гранаты. Огонь стих, но, когда красноармейцы поднялись в атаку, вдруг начался снова. Матросов кинулся вперёд и закрыл собой амбразуру. Пулемёт замолчал на несколько секунд — этого времени хватило бойцам, чтобы добежать до мёртвого пространства дзота, где угол обзора не позволял вести огонь. Населённый пункт был взят, хотя коренным образом переломить ситуацию на этом участке фронта удалось значительно позже. В постсоветские годы появились альтернативные версии подвига.