Активное спасение челюскинцев началось спустя 13 дней и продолжалось в течение двух недель. 14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы.
Спасение «Челюскина»
«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин» — РТ на русском | За операцией по спасению челюскинцев следила вся страна, выходили статьи в газетах, репортажи на радио, кинодокументалистика. |
«Челюскин»: катастрофа, спасение и чествование героев | Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. |
НЕ СДАДИМСЯ! /К 90-летию Челюскинской эпопеи | Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель РИА Новости. |
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
Челюскинец Ибрагим Факидов называет израильскую версию «выдумкой». Выпускник физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, деканом которого был академик Иоффе, остался работать в институте научным сотрудником. В 1933 году И. Факидова пригласили в состав научной экспедиции на "Челюскин". Скорые на клички челюскинцы в знак уважения прозвали молодого физика Фарадеем. В 2000 году И. Факидов возмущался: «Это какое-то колоссальное недоразумение! Ведь, если бы все было правдой, я, будучи на "Челюскине", не мог об этом не узнать. У меня со всеми на корабле был тесный контакт: я был большим приятелем капитана и начальника экспедиции, знал каждого научного сотрудника и каждого матроса.
Два корабля попали в переделку, и их до смерти ломает льдами, а они не знают друг друга - чушь какая-то! Последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Гафурович Факидов, возглавлявший лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, скончался 5 марта 2004 года. Награждение челюскинцев имеет несколько любопытных особенностей. Наградили не участников экспедиции за выполнение каких-то заданий и научных исследований, а участников лагеря Шмидта, «за исключительное мужество, организованность и дисциплинированность, проявленные отрядом полярников во льдах Ледовитого океана в момент и после гибели парохода "Челюскин", обеспечившие сохранение жизни людей, сохранность научных материалов и имущества экспедиции, создавшие необходимые условия для оказания им помощи и спасения». В списке нет восьми участников и специалистов, прошедших весь нелегкий основной путь во время экстремального плавания и работы, но не оказавшихся в числе зимовщиков на льдине. Все участники лагеря Шмидта — от руководителя экспедиции и капитана затонувшего корабля до плотников и уборщиков — были награждены одинаково — орденом Красной Звезды. Аналогично, всем летчикам, включенным первоначально в группу спасателей, были присвоены звания Героев Советского Союза, включая Сигизмунда Леваневского, который из-за аварии самолета не принимал непосредственного участия в спасении челюскинцев. Аналогично поступили с механиками самолетов, наградив их всех орденами Ленина.
При этом пилот Ш-2 и его механик, обеспечивавшие авиационной поддержкой весь маршрут плавания и самостоятельно перелетевшие на материк, были награждены только как участники зимовки. В связи с награждением С. Леваневского было высказано предположение, что он умышленно совершил как бы вынужденную посадку, чтобы не позволить американскому механику Клайду Армстеду увидеть корабль с заключенными. В этом варианте становится трудно объяснимым участие в полетах второго американского механика Левари Уильяма практически в тоже время вместе со Слепневым. По совету одной из участниц поиска Екатерины Коломиец, предполагавшей наличие своего родственника-церковнослужителя на «Пижме», мы связались в США с представителями Русской православной церкви за рубежом РПЦЗ. Нам не удалось получить дополнительной информации. Аналогичный запрос был сделан нашей корреспонденткой в кругах Московского патриархата — тоже с нулевым результатом. Участие Е.
Коломиец и ее информация очень типичны для попыток восстановить истину по воспоминаниям. В первом письме она написала: «В моей семье из поколения в поколение передавалась история о прадеде, который был на "Пижме" в момент его крушения среди политзаключенных, он был православный священник, жил в Москве и, по словам, занимал высокий сан. В 1933 г. Конкретность информации позволяла надеяться на нее как на путеводную нить. Однако в дальнейшем оказалось, что предание противоречит фактам. Через некоторое время в ответ на наши вопросы корреспондентка написала: «Я узнала такой факт, что двоюродный прадед был знаком с Кренкелем Э. Тот часто приезжал к ним в Кимры. А сам Николай Георгиевич сын прадеда , ему сейчас 76 лет, все время работал в мореходке по протеже Папанина».
На смену легенде пришла жизненная правда, в которой не оказалось места ни «Челюскину», ни «Пижме». Конкретно, она сама признала, что эти данные не имеют отношения к "Челюскину" и "Пижме". Это проблемы еще одной семьи, затянутой в водоворот сталинских репрессий. Многие люди, вовлеченные в околочелюскинские проблемы после публикации работы Э. Белимова, хотели бы выяснить серьезные вопросы в общении с автором. Я также предпринял настойчивые попытки найти возможность выяснить соотношение литературного вымысла и факта непосредственно у автора. Никакие попытки установить контакт с автором Э. Белимовым за годы, прошедшие с момента опубликования его работы, не увенчались успехом, что нашло отражение на многих сайтах и интернетовских форумах.
Безответными остались мои обращения к редактору «Хронографа» Сергею Шраму, считавшемуся первым публикатором материала, и в редакцию еженедельника «Новая Сибирь». К сожалению, могу сообщить, что узнать мнение Э. Белимова уже никому не удастся. По сведениям его старых сослуживцев он умер в Израиле в 2002 году. Проверка всех основных положений работы Э. Белимова или израильской версии, как называют ее некоторые авторы, - закончена. Рассмотрены факты и публикации, заслушаны воспоминания свидетелей. Это позволяет на сегодняшний день поставить точку в расследовании «тайн» экспедиции «Челюскина».
Пришел конец действию презумпции невиновности. В соответствии со всеми известными на сегодня сведениями можно утверждать, что версия «Пижмы» является литературным вымыслом. В современных условиях большей открытости была сделана попытка узнать, не было ли в семьях участников экспедиции предположений о наличии в зоне дрейфа «Челюскина» какого-либо корабля или баржи с заключенными. В семьях О. Ю Шмидта и Э. Кренкеля однозначно ответили, что никогда такой версии не возникало. Кроме ледяных торосов вокруг корабля ни в последний период плавания, ни при дрейфе лагеря ничего и никого не было — ледовая пустыня. Нам не удалось найти никаких фактов и сведений, подтверждающих наличие второго парохода, шедшего в составе одной экспедиции с «Челюскиным».
Хочется процитировать Конфуция: "Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет". Мы проделали эту тяжелую работу и ответственно свидетельствуем: ее там не было! Не было корабля с заключенными в составе экспедиции «Челюскина». Специально спроектированный усиленный для плавания во льдах грузопассажирский корабль «Челюскин» под руководством сильных и смелых людей попытался решить задачу прокладки Северного морского пути для кораблей не ледокольного типа. Задача была в полушаге от решения. Но не поддалась. Риск такой проходки без сопровождения ледоколами оказался столь серьезным, что новых попыток больше не делалось. Кренкелю - сыну радиста Э.
Кренкеля, В. Шмидту — сыну руководителя экспедиции О. Шмидта, коротковолновику Георгию Члиянцу, Екатерине Коломиец, а также многим другим корреспондентам, принявшим участие в обсуждении и откликнувшимся на не простые вопросы российской истории.
Место швартовки «Смоленска» на 32-м причале украшалось лозунгами, флагами, зелеными гирляндами. Улицы, по которым челюскинцы должны были проследовать до мест размещения, также украшались плакатами и щитами, отражающими техническую мощь СССР, здания Дома Красной Армии и Флота, штаба Морских сил Дальнего Востока — большими портретами героев. Особо декорировалась вокзальная площадь, здание вокзала, Дворец труда и военкомат. При пересечении ул. Китайской Фокина с ул. Ленинской в направлении от главных ворот порта по эскизу архитектора Заседателева возводилась специальная арка.
В оформлении улиц города, его зданий принимали участие пятнадцать лучших художников, архитекторов, инженеров. У ворот порта выстроился почетный караул. Суда, стоявшие на якоре в Золотом Роге, оглашали воздух приветственными гудками. С низко летящего самолета на палубу «Смоленска» сыпались букеты сирени и ландыша, а звуки приветственного марша потонули в бурном ликовании народа. Крыши домов, балконы, сопки были буквально облеплены людьми. От арки до ворот порта выстроились линии почетного караула. На причал прибыли родственники, приехавшие во Владивосток специальным курьерским поездом. Над пароходом низко реяли самолеты, от бортов которых вниз летели букеты цветов и листовки. Начался митинг, после окончания которого холостые челюскинцы были размещены в общежитии Дома политпросвещения, а семейные — в гостинице «Версаль». Вечером этого же дня в городском театре прошла торжественная встреча челюскинцев с лучшими ударниками города и края.
Праздничное волнение на улицах города не утихало до поздней ночи. Вечером специальным составом челюскинцы отбыли в Москву. Они были потрясены тем, как встречал их Владивосток.
Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости.
Судно во льдах. СС0 Паники во время эвакуации с судна не было, говорится в книге "100 знаменитых катастроф". Челюскинцы успели выгрузить на льдину практически все, что могло понадобиться для зимовки — продовольствие, одежду, горючее, палатки, спальные мешки, научную аппаратуру, говорится в книге "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко. Экипаж обустроил на льдине лагерь, изучал суровые условия Арктики, слушал лекции по математике, космологии, сочинял стихи и даже выпускал стенгазету.
Спасение экипажа парохода "Челюскин" Цитата из книги "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко: "Лагерь Шмидта верил, что Родина не оставит их в беде, и их надежды оправдались. К организации спасательной операции на Большой земле приступили уже на следующий день. Была создана правительственная комиссия по спасению челюскинцев, о действиях которой постоянно сообщалось в печати. Многие специалисты не верили в возможность спасения.
Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежду на спасение негуманно, так как это только усугубит их мучения.
Леваневский, В. Молоков, Н.
Каманин, М. Слепнёв, М. Водопьянов и И.
Звание «Герой Советского Союза» появилось стихийно, но само время требовало создания особой награды за геройский подвиг во имя великой страны. Вниманию гостей выставки представлены архивные газеты, телеграммы и фотохроника, а также вещественные памятники эпохи — мемориальные предметы первых Героев Советского Союза и букинистические издания 1930-х годов.
История спасения «Челюскина»
Ледокольный пароход "Челюскин" был построен в 1933 году и по плану правительства должен был открыть круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Возглавил экспедицию Отто Юльевич Шмидт — начальник Главсевморпути 1932-1939 гг. Большая часть пути была пройдена благополучно, однако в нескольких милях до Берингова пролива пароход был замят льдами и затонул. Экипаж не пострадал, люди высадились на лед и организовали палаточный лагерь в ожидании эвакуации.
Безупречный исторический полёт, такой бывает раз в жизни! Шмидт послал руководителям государства ликующую телеграмму: «Полярное море, лагерь Шмидта. Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолёт АНТ-4 под управлением лётчика Ляпидевского при лётчике-наблюдателе Петрове прилетел: из Уэлена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Самолёт взял направление надо льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром.
Посадка и подъём были проделаны удивительно чётко и с пробегом всего на расстоянии 200 метров. Успех полёта т. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти 40-градусный мороз. Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лёд. Удачное начало спасательной операции ещё более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании и заботе правительства и всей страны». Главное было сделано. Но на льдине оставались 90 человек, среди них — тяжело заболевший Шмидт. Но больше месяца лётчики не могли снова найти лагерь Шмидта.
Не позволяла погода, а подчас подводила техника. Второй раз добраться до челюскинцев удалось только через месяц — 7 апреля. А уж потом дело заспорилось… Лётчик Василий Молоков на своём двухместном самолёте Р-5 умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров парашютные ящики. Его — основательного, всегда степенного лётчика — полярники почтительно называли «дядей Васей». Он вывез на Большую землю 39 челюскинцев, больше всех! Николай Каманин — самый молодой и энергичный из лётчиков — на своём поликарповском Р-5 за девять удачных полётов вывез из ледового плена 35 человек. Водопьянову за три «ездки» удалось вывезти 10 полярников. Маврикий Слепнёв вывез 6 человек, включая страдавшего туберкулёзом лёгких Отто Шмидта, которого, по распоряжению Совнаркома, пришлось отправить в госпиталь на Аляску.
Двоих вывез на своём «Юнкерсе» Иван Доронин. В тот день они доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Алексея Боброва, радистов Эрнста Кренкеля и Серафима Иванова, боцмана Анатолия Загорского, моториста Александра Погосова и капитана Владимира Воронина, который по старинной морской традиции последним покинул палаточный лагерь. В последнем рейсе лётчики забрали с собой и 8 собак, помогавших челюскинцам все дни дрейфа. Их тоже не забыли и не оставили на произвол судьбы. Советские лётчики вывезли на материк всех челюскинцев — всех до одного! Знаменитый ас Сигизмунд Леваневский тоже принял участие в поисках. Найти лагерь Шмидта и спасти челюскинцев ему не удалось, но он сумел в сложных погодных условиях доставить в Ванкарем руководителя спасательной операции, полярника Георгия Ушакова. Это было настоящее торжество прогресса: во льдах, при опасных перелётах не погиб ни один человек.
Ни среди полярников, ни среди лётчиков, ни среди жителей Севера. Ни один! Это и называется «чистая победа». Победный резонанс Эта эпопея произвела сильное впечатление и на друзей, и на врагов Советского Союза. А в сердцах наших соотечественников она сохранилась навсегда. Георгий Ушаков, возглавлявший спасательную экспедицию, вспоминал о том, как отреагировали на работу лётчиков-спасателей жители Севера: «Многие из них плавали на американских шхунах, большинство соприкасались с американцами, торговавшими на Чукотке и скупавшими пушнину вплоть до 1930 года.
К счастью при этом падении девочка не пострадала, но вызволить ее из этой расселины было практически невозможно.
Именно так показалось другим челюскинцам: трещина такая узкая, что взрослому человеку в нее не протиснуться, а сверху до Карины не дотянуться, — она лежала на глубине около двух метров. Нужно было расширить трещину, но на это ушло бы очень много времени, и девочка попросту замерзла бы насмерть. Ситуацию спас один из местных жителей, сопровождавших отряд челюскинцев. Погонщик выпряг из упряжки собаку и спустил ее на постромках в узкую расселину. Умное животное крепко ухватило зубами запеленутый сверток, и через считанные секунды Карину вместе с ее четвероногим спасателем благополучно вытянули наверх. Никаких неприятных последствий это происшествие не имело.
С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой.
Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход. С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г.
Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков. По версии Белимова большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью. Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир. Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков. Доказательством установления двухсторонней связи было наличие в принятой информации позывного, принадлежащего пославшему сигнал. Ссылки на наличие сигналов бедствия от коротковолновиков, не принадлежавших «Челюскину», были приведены журналистами от третьих лиц уже после публикации версии «Пижмы».
Каждый из них включал подробности, в точности повторяющие текст Белимова. Личного позывного на эту фамилию зарегистрировано не было. Это имя не встречается среди участников соревнований коротковолновиков в1930-33 гг. Остановимся на некоторых менее существенных деталях рассказа Э. Белимова, плохо согласующихся с реальностью. Явная неувязка связана с названием корабля. Автор указывает, что на небольшой медной пластинке по-английски было написано примерно вот что: «Челюскин» спущен на воду 3 июня 1933 года». Фиксированная строителем дата спуска парохода на воду — 11 марта 1933г.
При спуске на воду пароход имел другое имя - «Лена». О втором корабле аналогичной информации вообще не приводится, хотя по сути очерка Белимова именно она была необходима. С математикой у филолога Белимова, по-видимому, дела обстояли неважно. Об этом, в частности, говорят следующие два эпизода. Он пишет: «Во встрече приняло участие пять человек: четверо мужчин и одна женщина». И сразу вслед за этим говорит, что выступила мать Карины, а за ней и сама Карина. Уже после гибели «Челюскина» по версии Белимова новым домом для женщин и детей оказывается «Пижма»: «14 февраля вечером к правому борту "Пижмы" подкатили аэросани, сначала одни, а потом и вторые. Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов».
И это притом, что на корабле были только две девочки, одной из которых было меньше 2 лет, а второй несколько месяцев. Документальный очерк, на форму которого претендует «Тайна экспедиции «Челюскина», требует точности в определении действующих лиц. У Белимова нет ни одного человека с именем, отчеством и фамилией. Главный герой очерка, раскручивающий всю интригу парохода-призрака, так и остается Яковом Самойловичем без фамилии - человеком невысоким, плотным, с круглой головой, как это бывает у математиков. Можно было предположить, что автор не хочет раскрыть инкогнито, но очерк пишется в 90-е годы, и автор и его главный герой находятся в Израиле. Поэтому для этого не видно объективных оснований. В противоположность этому капитан «Пижмы» имеет только фамилию Чечкин без имени и отчества. Попытка в составе северного флота найти такого капитана, водившего суда в 30-е годы, не дала результата.
В некоторых эпизодах характер изложения материала в «Тайне экспедиции «Челюскина» подобен случаям изготовления фальшивых долларов с собственным портретом изготовителя. Челюскинец Ибрагим Факидов называет израильскую версию «выдумкой». Выпускник физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, деканом которого был академик Иоффе, остался работать в институте научным сотрудником. В 1933 году И. Факидова пригласили в состав научной экспедиции на "Челюскин". Скорые на клички челюскинцы в знак уважения прозвали молодого физика Фарадеем. В 2000 году И. Факидов возмущался: «Это какое-то колоссальное недоразумение!
Ведь, если бы все было правдой, я, будучи на "Челюскине", не мог об этом не узнать. У меня со всеми на корабле был тесный контакт: я был большим приятелем капитана и начальника экспедиции, знал каждого научного сотрудника и каждого матроса. Два корабля попали в переделку, и их до смерти ломает льдами, а они не знают друг друга - чушь какая-то! Последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Гафурович Факидов, возглавлявший лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, скончался 5 марта 2004 года. Награждение челюскинцев имеет несколько любопытных особенностей. Наградили не участников экспедиции за выполнение каких-то заданий и научных исследований, а участников лагеря Шмидта, «за исключительное мужество, организованность и дисциплинированность, проявленные отрядом полярников во льдах Ледовитого океана в момент и после гибели парохода "Челюскин", обеспечившие сохранение жизни людей, сохранность научных материалов и имущества экспедиции, создавшие необходимые условия для оказания им помощи и спасения». В списке нет восьми участников и специалистов, прошедших весь нелегкий основной путь во время экстремального плавания и работы, но не оказавшихся в числе зимовщиков на льдине. Все участники лагеря Шмидта — от руководителя экспедиции и капитана затонувшего корабля до плотников и уборщиков — были награждены одинаково — орденом Красной Звезды.
Аналогично, всем летчикам, включенным первоначально в группу спасателей, были присвоены звания Героев Советского Союза, включая Сигизмунда Леваневского, который из-за аварии самолета не принимал непосредственного участия в спасении челюскинцев. Аналогично поступили с механиками самолетов, наградив их всех орденами Ленина. При этом пилот Ш-2 и его механик, обеспечивавшие авиационной поддержкой весь маршрут плавания и самостоятельно перелетевшие на материк, были награждены только как участники зимовки. В связи с награждением С. Леваневского было высказано предположение, что он умышленно совершил как бы вынужденную посадку, чтобы не позволить американскому механику Клайду Армстеду увидеть корабль с заключенными. В этом варианте становится трудно объяснимым участие в полетах второго американского механика Левари Уильяма практически в тоже время вместе со Слепневым. По совету одной из участниц поиска Екатерины Коломиец, предполагавшей наличие своего родственника-церковнослужителя на «Пижме», мы связались в США с представителями Русской православной церкви за рубежом РПЦЗ. Нам не удалось получить дополнительной информации.
Аналогичный запрос был сделан нашей корреспонденткой в кругах Московского патриархата — тоже с нулевым результатом. Участие Е. Коломиец и ее информация очень типичны для попыток восстановить истину по воспоминаниям.
Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? | Аргументы и Факты | «Челю́скин» — советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР. |
Спасённые из ледового плена | После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. |
"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."
27 марта 1934 года самолет будущего Героя Советского Союза летчика Михаила Водопьянова вылетел из Магадана на спасение экипажа затонувшего парохода «Челюскин». 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». 13 февраля 1934 года в Чукотском море в результате сильного сжатия пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. "Челюскинцам" и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!, 1934 г. Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены звания героев Советского Союза — награды, учреждённой в апреле 1934 года. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
Наши на «Челюскине»
Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. Двухмесячный ледовый плен челюскинцев завершился чудесным спасением. И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился. семи летчиков - первых Героев Советского Союза, подвиг самих челюскинцев, - воспет в фильмах, книгах, поэмах, но в камне или бронзе не увековечен. 13 февраля 2024 года исполнилось 90 лет с начала операции по спасению экипажа парохода «Челюскин».
Спасение челюскинцев
Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - "Красин", "Сталинград" и "Смоленск". На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. Ляпидевского на "АНТ-4" в лагерь челюскинцев - спасено 12 женщин и детей.
Часть полярников переправили по воздуху, но другим пришлось совершить многокилометровый «марш-бросок» на собачьих упряжках через ледяную пустыню. В числе этих «путешественников поневоле» оказалась и Карина Васильева со своими родителями. Однажды во время трудного пути малютка едва не погибла. К счастью при этом падении девочка не пострадала, но вызволить ее из этой расселины было практически невозможно. Именно так показалось другим челюскинцам: трещина такая узкая, что взрослому человеку в нее не протиснуться, а сверху до Карины не дотянуться, — она лежала на глубине около двух метров.
Нужно было расширить трещину, но на это ушло бы очень много времени, и девочка попросту замерзла бы насмерть. Ситуацию спас один из местных жителей, сопровождавших отряд челюскинцев.
Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое. Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта.
Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря. Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток.
В Чукотском море корабль встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью ими заблокирован и вмерз во льды. Пароход не мог больше самостоятельно передвигаться и дрейфовал на протяжении последующих пяти месяцев. Сразу же после того, как 104 человека , среди которых были 10 женщин и две маленькие девочки, родившиеся во время плавания, высадились с тонущего судна на лёд и поставили палатки, знаменитым полярным радистом Эрнстом Кренкелем была отправлена радиограмма в ближайший посёлок Уэллен: 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин», затонул, раздавленный сжатием льдов. Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи. Через два часа всё было кончено. За эти два часа организованно, без паники выгружены на лёд давно подготовленные аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился в воду.
Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич.
90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
Завершено спасение Челюскинцев в Арктике - Знаменательное событие | 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», на котором участники высокоширотной экспедиции во главе с Отто Шмидтом пытались за одну навигацию пройти весь Северный морской путь. |
Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия | Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. |
Наши на «Челюскине» | "Челюскинцам" и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!, 1934 г. |
Несостоявшаяся челюскиниада | Аргументы времени | Спасение челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина. |
Спасение челюскинцев | Омское областное отделение КПРФ | Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев. |
Наши на «Челюскине»
Поделиться: В течение долгих веков европейские мореплаватели старались добраться до заветных Индии и Китая, обогнув Евразию с севера. На картах этот маршрут выглядел гораздо короче, чем пути в обход Африки или Америки. На самом деле деревянные корабли не могли пробиться через арктические льды. Однако мореплавателей, жаждавших новых открытий, и купцов, мечтавших о сверхприбылях, это не останавливало, и они предпринимали всё новые попытки. Для России открытие северного морского пути являлось стратегически важным: сухопутная дорога к дальневосточным окраинам занимала несколько лет. Неудивительно, что ещё с петровских времён чуть ли не каждое десятилетие на разведку пути сквозь льды отправлялись всё новые экспедиции. Мореплаватели наносили на карту всё больше северных островов, мысов и заливов, но доплыть из Архангельска да Камчатки у них не получалось. Первым решил эту задачу шведский географ Адольф Эрик Норденшёльд, которому в 1878—1879 годах удалось доплыть на парусно-паровой барке «Вега» от Скандинавии до Японии. Путь занял два года, и повторить его тогдашние коммерческие караваны ещё не могли. Следующая удачная попытка северного плавания вокруг Евразии состоялась только в 1932 году, когда советский арктический исследователь Отто Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» добрался от Архангельска до Петропавловска-Камчатского. Путешествие оказалось сложным.
Во льдах Чукотского моря корабль потерял винт, и до чистой воды ему удалось доплыть лишь под самодельными парусами. От Берингова пролива до Петропавловска «Сибирякова» довёл буксир. Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год. Отто Шмидт. Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года. Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек. Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды.
Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола. Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь.
Опубликовано: 18 июля 2019 Просмотров: 6724 В этом году, 16 апреля, исполнилось 85 лет со дня учреждения звания Героя Советского Союза. Этому событию Музей-панорама «Бородинская битва» посвятил выставку, которая рассказывает о «трагедии, ставшей триумфом» — так часто характеризуют попытку прохождения Северного морского пути участниками экспедиции на пароходе «Челюскин», предпринятую в 1933—1934 годах. Пятимесячный дрейф, гибель корабля и спасение участников экспедиции лётчиками Полярной авиации — эти события вошли в историю под общим названием «челюскинская эпопея» и воспринимались современниками как нечто героическое и грандиозное.
Всего в рейсе участвовали 112 человек; начальник экспедиции — О. Шмидт, капитан корабля — В. В Беринговом проливе пароход был затёрт льдами, а затем вынесен в Чукотское море и 13 февраля 1934 года затонул, раздавленный льдами. Участники высадились на лёд всего 104 человека, восемь по разным причинам покинули пароход у мыса Челюскин; в Карском море в семье геодезиста Васильева родилась дочь Карина; боцман Б.
На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Пароход "Челюскин" «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. Гибель парохода, жизнь на льду и спасение 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Опасаясь подобного исхода, экипаж заранее подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили начальник экспедиции Шмидт, капитан корабля Воронин и завхоз экспедиции Борис Могилевич. На лед удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход еще около острова Колючин. Затертый во льдах "Челюскин" Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершен только 7 апреля. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учрежденный знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда».
Слепнев вылетал несколько раз и возвращался, не достигнув цели. Леваневский вылетел на Чукотку первым с американским бортмехаником и с исследователем севера Ушаковым и, несмотря на очень сложные метеоусловия, продолжил полет. Почти у самой цели, в нескольких километрах от Ванкарема, из-за сильного снегопада Леваневский потерпел аварию. Самолет был сильно поврежден и к дальнейшим полетам совершенно непригоден. Однако, добравшись до рации, Леваневский дал радиограмму: «Москва. В высокопарных выражениях он высказал свою готовность к дальнейшему выполнению заданий правительства. Сейчас текста телеграммы нет, но ветераны-полярники говорили автору, что в те дни она была опубликована. Естественно, имея готовность, но не имея самолета, Леваневский ничем челюскинцам помочь не мог. Это была первая неудача Сигизмунда Леваневского. Возможно, она была причиной двух последующих, последняя из которых оказалась трагической. Но об этом несколько ниже. Слепнев с американским бортмехаником благополучно добрался до базового аэродрома Ванкарем и вторым после Ляпидевского прилетел в лагерь Шмидта. С ним прилетел Ушаков с восьмью ездовыми собаками. Ушаков должен был руководить работами по устройству посадочной площадки, которая из-за движения льдов часто повреждалась, а собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому. При посадке у «Флейстера» Слепнева было повреждено шасси. Пока ремонтировали шасси, в лагерь прилетели Молоков и Каманин. Слепнев вывез со льдины пять человек. А в Ванкареме он получил задание вывести на Аляску тяжело больного Шмидта, которого привез со льдины Молоков. Самая большая группа самолетов и летчиков была подчинена Каманину. Это были военные летчики полка разведчиков на самолетах Р-5. Сначала их было четверо: Каманин, Пивенштейн, Демиров, Бестанжиев. Затем поступил приказ включить в группу полярных летчиков Молокова и Фариха. Когда Каманин изложил свой план перелета, Фарих высказал свое несогласие, ссылаясь на незнание Каманиным условий полетов на севере. Так, Фарих был против полета всей группой вместе, поскольку в случае попадания в облака или в снегопад группа распадется, а ведомые не смогут продолжать полет самостоятельно. В более мелкой группе проще сохранять полет строем. Спор окончился тем, что Каманин отстранил Фариха от участия в экспедиции. Группа с пятью самолетами погрузилась во Владивостоке на пароход «Смоленск» и доплыла до северной части Камчатки. Далее самолеты были выгружены, и путь был продолжен по воздуху. Путь хотя и не очень дальний, но мало изученный, практически без информации о метеоусловиях и без радиосвязи. На маршруте приходилось преодолевать горные хребты, высота которых немногим уступала потолку самолетов Р-5. Осуществить полет пятерки строем из-за попадания в облака не удалось. Демиров и Бестанжиев от группы оторвались. Затем они оба и находившиеся на борту механики потерпели аварии и чудом добрались до населенного пункта. Фарих оказался прав.
Челюскин и пижма все точки над i
Шмидта 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял со льдины всех женщин и детей. Всего лётчиками было совершено 24 рейса. Больше всех человек вывез полярный лётчик Василий Молоков, которого челюскинцы прозвали «дядя Вася». В итоге все 104 человека были спасены. О значении этой спасательной операции говорит один красноречивый факт — впервые было учреждено почётное звание Героя Советского Союза. Группа участников экспедиции на ледоколе «Челюскин» у самолета, прилетевшего в лагерь Шмидта Операция по спасению экспедиции «Челюскина» стала победой для всего советского народа. Вся страна чествовала челюскинцев и их спасителей как героев. Знаменитый ирландский драматург Бернард Шоу, отметил: СССР — потрясающая страна: даже трагедию вы превратили в триумф. Ликующие толпы москвичей встречают участников ледовой эпопеи «Челюскина» Читайте также:.
Мы указывали на встречу шести кораблей на мысе Челюскин, встречу с большой группой чукчей. Белимов описывает неоднократные контакты команд «Челюскина» и «Пижмы», как до гибели «Челюскина», так и после. Для уничтожения свидетелей пришлось бы принять столь же радикальные меры по отношению ко всем людям, которые были или могли быть свидетелями плавания второго корабля. Тем более не реальной с этих позиций является отправка О. Шмидта, старого интеллигента, человека с безупречной репутацией в научном мире, на лечение в США сразу после эвакуации с льдины. Хорошо известно, что обладатели секретов ни в каком случае не имели возможности выезда за границу, тем более без надежного сопровождения. Флотилия насчитывала с дюжину судов.
В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно, зимовали во льдах. Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР. Отдельные работы посвящены лагерям смерти в Арктике и перевозкам заключенных. Им составлен полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г.
Поиск дал возможность обнаружить фотографии гибели «Челюскина», координаты затонувшего корабля, ряд сообщений о дрейфующем ледовом лагере, этапах подготовки и спасения челюскинцев, об участие в этом американцев, транспортировке и лечении О. О других сигналах SOS из советской Арктики или нахождения спасшихся заключенных ни одного сообщения в газетах не было обнаружено. Единственным упоминанием о радиосигналах, связанных с заключенными, является заметка корреспондента «Труда» из Казани, относящаяся к 2001 году. Не были обнаружены такие сообщения в зарубежных исследованиях о советской Арктике. За прошедшие 70 лет нам не известно ни об одной публикации в зарубежной печати о спасшихся или погибших в 1934 г. Советские руководители часто применяли принцип, что цель оправдывает средства. И в мирное и в военное время превращение людей в лагерную пыль было обычным делом.
С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой. Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход. С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал.
Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г. Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков. По версии Белимова большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью.
Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир. Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков. Доказательством установления двухсторонней связи было наличие в принятой информации позывного, принадлежащего пославшему сигнал. Ссылки на наличие сигналов бедствия от коротковолновиков, не принадлежавших «Челюскину», были приведены журналистами от третьих лиц уже после публикации версии «Пижмы». Каждый из них включал подробности, в точности повторяющие текст Белимова. Личного позывного на эту фамилию зарегистрировано не было. Это имя не встречается среди участников соревнований коротковолновиков в1930-33 гг.
Остановимся на некоторых менее существенных деталях рассказа Э. Белимова, плохо согласующихся с реальностью. Явная неувязка связана с названием корабля. Автор указывает, что на небольшой медной пластинке по-английски было написано примерно вот что: «Челюскин» спущен на воду 3 июня 1933 года». Фиксированная строителем дата спуска парохода на воду — 11 марта 1933г. При спуске на воду пароход имел другое имя - «Лена». О втором корабле аналогичной информации вообще не приводится, хотя по сути очерка Белимова именно она была необходима.
С математикой у филолога Белимова, по-видимому, дела обстояли неважно. Об этом, в частности, говорят следующие два эпизода. Он пишет: «Во встрече приняло участие пять человек: четверо мужчин и одна женщина». И сразу вслед за этим говорит, что выступила мать Карины, а за ней и сама Карина. Уже после гибели «Челюскина» по версии Белимова новым домом для женщин и детей оказывается «Пижма»: «14 февраля вечером к правому борту "Пижмы" подкатили аэросани, сначала одни, а потом и вторые. Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов». И это притом, что на корабле были только две девочки, одной из которых было меньше 2 лет, а второй несколько месяцев.
Документальный очерк, на форму которого претендует «Тайна экспедиции «Челюскина», требует точности в определении действующих лиц. У Белимова нет ни одного человека с именем, отчеством и фамилией. Главный герой очерка, раскручивающий всю интригу парохода-призрака, так и остается Яковом Самойловичем без фамилии - человеком невысоким, плотным, с круглой головой, как это бывает у математиков. Можно было предположить, что автор не хочет раскрыть инкогнито, но очерк пишется в 90-е годы, и автор и его главный герой находятся в Израиле. Поэтому для этого не видно объективных оснований. В противоположность этому капитан «Пижмы» имеет только фамилию Чечкин без имени и отчества. Попытка в составе северного флота найти такого капитана, водившего суда в 30-е годы, не дала результата.
В некоторых эпизодах характер изложения материала в «Тайне экспедиции «Челюскина» подобен случаям изготовления фальшивых долларов с собственным портретом изготовителя. Челюскинец Ибрагим Факидов называет израильскую версию «выдумкой». Выпускник физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, деканом которого был академик Иоффе, остался работать в институте научным сотрудником. В 1933 году И. Факидова пригласили в состав научной экспедиции на "Челюскин". Скорые на клички челюскинцы в знак уважения прозвали молодого физика Фарадеем.
Лётчики, участвовавшие в спасении экспедиции, моментально стали известны во всём мире.
Восхищение мастерством советских пилотов высказывала даже пресса Третьего рейха и фашистской Италии. Впервые в отечественной истории последовало присвоение участникам спасательной операции «высшей степени отличия, связанной с проявлением геройского подвига»: 16 апреля 1934 года ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Высокого звания первыми были удостоены семь человек — лётчики А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н.
Всех эвакуированных самолетами с дрейфующей посреди Чукотского моря льдины челюскинцев летчики доставили сперва в «столицу» спасательной операции — заполярный поселок Ванкарем. Затем спасенных людей предстояло переправить в Уэлен на побережье Чукотки, откуда их должны были вывезти на корабле во Владивосток. Часть полярников переправили по воздуху, но другим пришлось совершить многокилометровый «марш-бросок» на собачьих упряжках через ледяную пустыню. В числе этих «путешественников поневоле» оказалась и Карина Васильева со своими родителями. Однажды во время трудного пути малютка едва не погибла. К счастью при этом падении девочка не пострадала, но вызволить ее из этой расселины было практически невозможно. Именно так показалось другим челюскинцам: трещина такая узкая, что взрослому человеку в нее не протиснуться, а сверху до Карины не дотянуться, — она лежала на глубине около двух метров.
Челюскинцы во Владивостоке
Спасение челюскинцев Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде. Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. Новость о том, что «Челюскин» раздавлен льдами и затонул, моментально облетела планету. Запад не поверил, что спасение экспедиции возможно. 27 марта 1934 года самолет будущего Героя Советского Союза летчика Михаила Водопьянова вылетел из Магадана на спасение экипажа затонувшего парохода «Челюскин».