Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости.
Российская академия наук | РАН
Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки - МК | В ходе первой реформы Российской академии наук в елизаветинские времена впервые был принят ее регламент (устав), в котором помимо званий академика и адъюнкта (помощник академика) появилось еще одно академическое звание — почетный академик. |
300 лет Российской академии наук | Официальная страница Российской академии наук. |
300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК | Второе издание, «Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный», вышло уже в 1806—1822 годах и включало 51 388 слов. |
История Российской Академии Наук — | Цель создания интернет-портала — представить достижения отечественных учёных в области гуманитарных и естественных наук, позволяющие отразить вклад Академии наук в развитие научного знания и технологий в общемировом масштабе. |
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
За РАН остались по большому счету только экспертные функции. Хорошо бы еще, чтобы академия принимала активное участие в формировании государственной научно-технической политики по Закону о РАН — это когда ни один документ не может выйти из Минобрнауки без визы академии, но ведь нет и этого. Он твердо поставил вопрос о главенствующей роли академии в выборе научных приоритетов, в реализации конкретных проектов. К слову, задача по ликвидации технологического отставания ставилась Владимиром Путиным еще в Послании 2018 года, но почему-то за пять следующих лет так и не была выполнена. Некоторые критики Красникова отмечают, что у него тоже пока нет ярких результатов. Вы думаете, это быстро делается?! Но положительные сдвиги в этом, безусловно, есть». В идеале академикам хотелось бы снова не на бумаге, а на деле формировать научно-техническую политику, организовывать и проводить фундаментальные исследования.
По мнению многих, это пошло бы на пользу всей стране. Вернуть в РАН институты? Нет, об этом пока речи не идет, а вот по-настоящему вернуть научно-методическое руководство над ними — да. Это определение направления исследований, контроль, оценка результатов и решение кадровых вопросов. Предвижу много реплик по поводу кадров... По некоторым в последние месяцы Министерством образования и науки РФ принимались достаточно резкие решения, приписываемые, впрочем, команде Красникова. Да, коллектив был против этой отставки, но кто составляет сейчас основу этой научной организации?
Это люди, пришедшие в годы руководства Центром Булатовым и уж наверняка являющиеся его ярыми сторонниками. Формальной причиной все посчитали его статью о «советской мифологии» в одной из газет. Как и в предыдущих случаях, несмотря на шум, ни Минобрнауки, ни РАН комментировать отставку не стали. Не последовало от них и объяснения по поводу более ранней передачи из Минобрнауки в Курчатовский институт ряда сильных естественно-научных институтов. Напомним, что этот факт явился неожиданностью даже для их руководителей. А сам президент КИ, отвечая в апреле на вопрос «МК», сказал по поводу перевода институтов следующее: «Мы собираем мощный потенциал для нового «атомного проекта». Вот вам ответ: он разворачивается и вдарит так, что никому мало не покажется».
Нет, по словам Ковальчука, он не создает новую академию под своим институтом: «Мы пересобрали академию по-другому. Я написал письмо вместе с новым президентом академии Геннадием Красниковым. Мы просили поднять роль Российской академии наук». Итак, Курчатовский институт вернулся формально или нет — покажет время под научно-методическое руководство академии.
Тогда были основаны университеты в Казани, Петербурге, Харькове, Тарту, начала развиваться университетская наука. Академия сосредоточилась на научно-исследовательской работе. После Октябрьской революции большая часть учёных не стала отказываться от профессионального сотрудничества с Советской властью. Члены академии не раз становились лауреатами престижной Нобелевской премии. После распада Советского Союза в 1991 году появилась Российская академия наук. Также действует пятнадцать региональных научных центров.
Академию наук возглавляет Геннадий Красников.
Фото: Наталья Мущинкина Ученые вынуждены самоорганизовываться Конечно, с течением времени, за 10 лет, что-то в общем обустройстве науки начало меняться к лучшему, например, "майские указы" Владимира Путина от 2018 года о 100-процентной прибавке к окладу худо-бедно выполняются, хотя и не везде. Но главного все же нет: у академии институты отняли, но министерство стать для них таким же научным координатором не смогло. На местах доходило даже до того, что институты сами себе писали задания и потом сами же их выполняли, чего, конечно, не было в бытность их принадлежности к РАН. Знаменитый кибернетик Эшби сформулировал в свое время закон необходимого разнообразия для кибернетики: «Управляющий орган должен быть более разнообразным, чем управляемый», иначе не будет никакого развития. Взять, к примеру, тренера по гимнастике. Если он хочет хорошо натренировать олимпийскую команду, должен сам быть профессионалом по брусьям, по занятиям на перекладине и пр.
В противном случае ничего не получится. Такими тренерами для сотрудников институтов всегда были члены РАН. А потом пришло ФАНО с умением только хорошо оптимизировать... Хотелось бы верить, что реформаторы не по злому умыслу, а по чистому недоумению уничтожили грамотно выстроенную когда-то систему управления наукой. Ну хорошо! Тогда следовало бы ожидать резких ее изменений хотя бы после начала СВО, ведь именно на ученых сейчас возлагаются надежды по созданию своей техники, электроники, медицинских приборов. Еще одной целью до 2014 года для нашей науки была интеграция в мировое научное сообщество, но по его правилам: российским ученым навязали в качестве показателя успешности оценку публикационной активности.
Все обязаны были свои лучшие результаты публиковать в зарубежных журналах... Казалось бы, ну сейчас-то ситуация должна поменяться. Но нет. В прошлом году вроде появились призывы прекратить эту порочную практику, но кто-то по-тихому решил оставить все как было... Можно констатировать, что все поставленные задачи реформаторов РАН выполнены. Коллектив ученых сокращен, как и количество научных организаций. За РАН остались по большому счету только экспертные функции.
Хорошо бы еще, чтобы академия принимала активное участие в формировании государственной научно-технической политики по Закону о РАН — это когда ни один документ не может выйти из Минобрнауки без визы академии, но ведь нет и этого. Он твердо поставил вопрос о главенствующей роли академии в выборе научных приоритетов, в реализации конкретных проектов. К слову, задача по ликвидации технологического отставания ставилась Владимиром Путиным еще в Послании 2018 года, но почему-то за пять следующих лет так и не была выполнена. Некоторые критики Красникова отмечают, что у него тоже пока нет ярких результатов. Вы думаете, это быстро делается?! Но положительные сдвиги в этом, безусловно, есть».
Пётр I пожелал, чтобы утверждение проекта Академии было сделано публично. Таким образом, император хотел подчеркнуть его важность и значение.
Создание нового научного учреждения обсуждалось в начале 1724 года на заседании Сената. Председательствовал сам царь, который во время заседания вносил в документ собственноручные правки. Присутствовали и ближайшие сподвижники реформатора: князь Александр Меншиков, адмирал Фёдор Апраксин, канцлер Гавриил Головкин, генерал-прокурор Сената Павел Ягужинский и другие. В ходе обсуждения проект был принят. Одобренный Петром проект остался неопубликованным, поэтому не являлся официально утвержденным уставом. Однако именно он определил основы, на которых была создана и функционировала Академия наук до 1747 года, когда императрица Елизавета Петровна официально утвердила « Регламент Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге ». Изначально Академия состояла из трех классов наук: первый — математический, в него входили теоретическая математика, механика, астрономия, география, навигация; второй — физический, с кафедрами теоретической и экспериментальной физики, химии, анатомии, ботаники; третий — гуманитарный со специальностями «красноречие и древности», «история древняя и новая», «право», «политика и этика». В момент создания учреждение выступало не только научным, но и образовательным центром — в его состав входили университет и гимназия.
По идее Петра I они должны были готовить новые кадры для Академии. Первыми академиками стали иностранные ученые. Некоторые из них уже были известными европейскими светилами, другие приобрели мировую известность и научный авторитет благодаря своей деятельности в России. Создание Университета при Академии предполагало замещение в будущем иностранных ученых русскими. Так и случилось. Первым русским действительным членом адъюнктом Петербургской академии наук по кафедре высшей математики в 1733 году стал Василий Евдокимович Ададуров, до этого закончивший академическую гимназию, а затем университет. Среди учеников Ададурова был Михаил Васильевич Ломоносов. Он и поэт Василий Кириллович Тредиаковский стали первыми русскими профессорами учреждения.
Фактически создание Академии наук привело к возникновению в России новой профессии — ученого, который пришел на место древнерусского книжника. К сожалению, Пётр I не дожил до официального открытия Академии наук.
300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Санкт-Петербургское отделение РАН также будет проводить экспертное научное содействие деятельности органов власти в городе и области.
Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции.
Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной.
Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить.
Патриоты Кубани Пресс-центр Календарь памятных дат Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет 1724 год Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет 1724 год 28 января Петербургская Академия наук — высшее научное учреждение Российской империи. Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725 года. Она была сформирована по образцу западноевропейских академий и первоначально делилась на три класса отделения : — математика, астрономия с географией и навигацией, механика; — физика, анатомия, химия, ботаника; — красноречие, древности, история, право. Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. Ломоносовым в 1748 году , анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография. При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия.
Регламент Академии был утверждён в 1747 году.
Тредиаковский , минералогия В. Севергин , химия Я. В 1803 г. В соответствии с ним АН была объявлена «первым ученым обществом в империи» Уставы. По Уставу 1836 г. В 1841 г. В структуре АН образованы 3 отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности бывшая Российская академия , исторических наук и филологии с 1844 историко-филологическое, с 1916 исторических наук и филологии. Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М.
Остроградский , В. Буняковский , П. Чебышёв , А. Марков , А. Ляпунов , физики В. Петров , Э. Ленц , Б. Якоби , князь Б. Голицын , химики Н.
Зинин , А. Бутлеров , Н. Бекетов , Н. Курнаков , астрономы В. Струве , А. Белопольский , Ф. Бредихин , биологи К. Бэр , А. Ковалевский , физиолог И.
Павлов , минералог Н. Кокшаров , геолог А. Карпинский , филолог А. Востоков , литературовед А. Веселовский , историк С. Соловьёв и др. Многие крупные учёные имели звания почётных членов математик Ф. Миндинг , исследователи Средней и Центральной Азии Н. Пржевальский , П.
Семёнов-Тян-Шанский , лингвист В. Даль , историк флота Ф. Веселаго , врач Г.
Пётр I – создатель Российской академии наук
В 1999 году указом президента Российской Федерации день образования Российской Академии наук 8 февраля был установлен Днем российской науки. Многие из них будут реализованы в рамках Десятилетия науки и технологий, и празднования 300-летия Российской академии наук. 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии.
День российской науки, 300 лет со дня создания Академии наук в России (1724)
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история | Мы продолжаем наш февральский марафон публикаций, посвященных 300-летию Российской академии наук, которое будет отмечаться в следующем году. |
Академики призывают заранее законодательно залатать «дыры» в нейросетях - Парламентская газета | Президент РАН Геннадий Яковлевич Красников поздравил всех с 300-летием РАН и поблагодарил руководство страны за погруженность в вопросы научно-технологического развития и поддержку, которую президент России оказывает Российской академии наук. |
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
Правительство РФ утвердило распоряжение о создании Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук. Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне мировой науки своего времени. Глава правительства поздравил всех членов-корреспондентов и академиков Российской академии наук и ученых с наступающим Новым годом. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. Создание Академии наук в России относится к периоду становления науки в современном ее понимании, быстрого накопления достоверных сведений о природе, опирающихся на эксперимент и математические методы.
Российская академия наук празднует 300-летие
Для этого сразу создавались университет и гимназия. Вскоре состав академии начал медленно пополняться русскими учёными, среди которых был и основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов. За годы своего существования российская наука дала миру много великих имён и открытий. Эти учёные известны всем: М. Ломоносов, Д.
Менделеев, Н. Пирогов, А. Бутлеров, Э.
Однако, даже впечатлившись достижениями французской науки и техники, он не собирался напрямую копировать Парижскую академию наук — как, впрочем, и научные учреждения Британии, Германии, Нидерландов. Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично.
Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1.
Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить.
РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов. Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла.
Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра. Однако император умер в первую годовщину своего великого детища, 8 февраля по новому стилю 1725 г. Первое официальное заседание и первые годы работы Наследница Петра Екатерина I повелела «удвоить усилия по ее Академии организации», подтвердила контракты с европейскими учеными — и они начали прибывать в Петербург.
В этот праздничный день глава государства Владимир Владимирович Путин поздравил ученых и вручил государственные награды Российской Федерации выдающимся ученым и премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2023 год. Президент РАН Геннадий Яковлевич Красников поздравил всех с 300-летием РАН и поблагодарил руководство страны за погруженность в вопросы научно-технологического развития и поддержку, которую президент России оказывает Российской академии наук.
Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук. В 20-х годах XIX в. Академия наук получила в свое распоряжение богатейшую коллекцию Кунсткамеры, библиотеку, составленную из частных собраний, в том числе из книг, принадлежавших Петру I.
В здании Кунсткамеры размещались анатомический театр, Пулковская астрономическая обсерватория, в которой велись исследования по звездной астрономии, выпускались звездные каталоги и находился уникальный глобус диаметром более 3 м. В этот период преимущественное развитие получили математические и естественные науки, что было обусловлено развитием производства, изучением и освоением природных богатств страны, потребностями мореплавания, метеорологии, картографии. Лобачевским была создана неевклидова геометрия. Работы П. Чебышева и представителей созданной им петербургской математической школы внесли много нового в теорию чисел, теорию вероятностей, теорию дифференциальных уравнений, теорию случайных процессов. Петров открыл электрическую дугу. Широкую известность получили работы Э. Ленца по электромагнетизму.
Выдающимся достижениям отечественной и мировой науки явилось изобретение радио А. Поповым в 1895 г. Выдающимся вкладом в мировую науку явилось создание Д. Менделеевым периодической системы химических элементов, ставшей основой химии. Конец XIX в. Вернадского - одного из основоположников геохимии, создателя учения о биосфере и ноосфере. Наступил 1917 год - год великих потрясений. Большинство ученых не приняли Октябрьскую революцию.
Но академики при этом не отказались от профессионального сотрудничества с Советской властью. Академия наук, бывшая Императорская, пришла с новым названием - Российская РАН , отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны. В ее состав входили три отделения - физико-математическое, исторических наук и филологии, русского языка и словесности, объединявшие два исследовательских института, 19 лабораторий, станций и музеев, 21 академическую и приакадемическую комиссии. Общая численность сотрудников достигала 220 человек, из них 45 академиков. Уже после Февральской революции 1917 г. Академия наук впервые начала сама избирать своего президента, до этого президенты Академии назначались указами императора. Первым выборным президентом Российской академии наук стал А. Карпинский, занимавший этот пост с мая 1917 по июль 1936 г.
Александр Петрович Карпинский, русский учёный, горный инженер и геолог, академик и первый выборный президент Российской академии наук. Постановлением правительства 1925 г. Академия была признана «высшим всесоюзным ученым учреждением». В 1938 г. В это время были созданы Институт генетики во главе с Н. Вавиловым, Институт физических проблем во главе с П. Велика роль академии в укреплении обороноспособности страны.
Академики призывают заранее законодательно залатать «дыры» в нейросетях
Интерфакс: Решение о создании регионального отделения Российской академии наук в Петербурге принято большинством голосов в ходе общего собрания РАН, сообщается в четверг в телеграм-канале академии. Для РАН очевидно: если будет создано юридически самостоятельное подразделение академии наук в Санкт-Петербурге, важно сохранить коллектив СПбНЦ РАН. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. История основания Российской академии наук, роль Петра I в создании академии, ее развитие и изменения в названии.
В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие
Торжество продолжилось масштабным концертом с лазерным и световым шоу, музыкальными, поэтическими и танцевальными номерами.
Верховным руководителем Академии считался император. Однако ее члены ежегодно имели право выбирать себе президента.
Впрочем, эти демократические замашки были быстро пресечены, и монарх сам назначал руководителя главного ученого сообщества страны. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. Существовала собственная библиотека.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» начинала издаваться также под патронажем Академии наук.
Пармон вице-президент Российской академии наук В. Садовничий ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М. Ломоносова» С. Собянин Мэр Москвы.
Каковы мотивы медиапотребления школьников в городах-мегаполисах и регионах России? Как изменилось российское общество от общества творцов к обществу потребителей? Обо всём этом рассказали на секции общественных наук. На естественнонаучной секции успешно защитили работы: Влияние инсектицидных обработок на состав и структуру энтомофауны рапсовых полей, Лучший прогноз погоды, Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у младших классов, Концепция производства и применения съедобной посуды. В состав жюри конференции входили доктора и кандидаты наук, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, научные сотрудники музеев Санкт-Петербурга, деятели культуры, педагоги и методисты образовательных организаций, обучающиеся старших классов гимназии победители конкурсов юных исследователей. Отмечено, что работы юных исследователей яркие, интересные и актуальные. По результатам экспертной оценки публичного представления исследований и инженерных проектов 91 работа была отмечена дипломами разного уровня: победители и призёры — 59 работ, дипломанты — 32 работы. Итоги НПК подведены и опубликованы [2]. Благодарим всех участников конференции, желаем дальнейших успехов и грандиозных побед.