Наша сегодняшняя тема называется «Пушкин и Музыка» и прямо относится к общему направлению моих концерт-бесед о творческом сочетании поэзии и музыки. Пушкин в музыке Музыкальный вечер «Петербург-концерта» посвящен дню рождения великого русского писателя и поэта.
В исполнении столичных певцов. В Пушкинских Горах прошёл фестиваль «Пушкин. Музыка. Михайловское»
В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! Вслед за песнями, романсами, альбомными стихами вошла в музыку и пушкинская поэзия мысли, выраженная в музыкальном жанре элегии. Главная» Новости» Музей пушкина концерт.
Раневская. Сквозь смех и слезы.
- Форма обратной связи
- «Шедевры русских композиторов. Пушкин в музыке»
- Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах
- Новости по теме
- Лекция-концерт «Пушкин в музыке» — Главная
«А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику
Пушкин в русской музыке | Написал музыку к стихотворениям Пушкина «Старый муж, грозный муж», а так же «Ворон к ворону летит». |
Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин») | Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина, в русской музыке XX века у Георгия Свиридова. |
Пушкин в русской музыке
Алябьева оно стало песней. Весьма популярной стала песня на слова стихотворения «Зимний вечер», написанного Пушкиным в 1825 году в селе Михайловском: Буря мглою небо кроет, То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. Опубликовано оно было в 1830 году. На музыку его положил композитор А. В наше время появляются песенные вариации «Зимнего вечера», нисколько не улучшающие первоначального звучания — скорее наоборот. А найдутся ли люди, которых не взволновали бы слова стихотворения, написанного летом 1825 года в селе Михайловском, где Пушкин пребывал в ссылке? Посвящено оно молоденькой генеральше Анне Керн, с которой поэт встречался в имении ее тетки, помещицы Осиповой, Тригорском, и в которую был искренне влюблен. Когда Анна Керн уезжала из Тригорского, Пушкин вручил ей посвященные ей стихи: Я помню чудное мгновенье: Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора. На протяжении всей творческой жизни М. Глинка написал десять романсов на стихи А. Пушкина и М. Глинку соединяли не только любовь к искусству, но и любовь к женщине. Навеки связаны имена А. Пушкина, А. Керн, М. Глинки и дочери А. Керн — Екатерины. Дважды посетило дом Анны Керн «чудное мгновенье»: первый — обращёнными к ней стихами А.
Георгий Василевич: Вход на концерты свободный. Любовь к Пушкину - вот главная валюта, которой будут расплачиваться желающие попасть на фестиваль в Михайловском. Кроме того, для тех, кто не сможет приехать в эти выходные к нам в Пушкинские горы, запланирована прямая трансляция в интернете на портале "Культура РФ". Между тем 8 июля в Михайловском прозвучат произведения русских композиторов, а также народные песни в сопровождении Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Дирижёр - Александр Чернушенко. Фото: Юрий Лепский 9 июля состоится концерт камерной вокальной музыки с участием Инструментального ансамбля под управлением Александра Рубинова. А вечером того же дня посетителей музея-заповедника ждет гала-концерт "Пушкин в опере", во время которого прозвучат сцены и арии из опер по мотивам произведений поэта. Символично, что в год 200-летия начала работы Пушкина над романом "Евгений Онегин" в Михайловском будут петь лауреаты одноименной премии: оперная певица МАМТ им. Станиславского и Вл. Директор заповедника Георгий Василевич у дома поэта.
Чайковский словно сам жил в мире пушкинских героев. Он видел судьбу Лариных и ждал, что вот-вот откроется дверь и на пороге покажется Татьяна, тревоги которой его неотступно волнуют. Наверное, оттого и музыка «Онегина» так действует на слушателей, что появляется ощущение, что ты не в театре, а среди близких друзей. В день премьеры на сцене Московского Малого театра публика не только заполнила все места, но сплошной стеной стояла в ложах. То, что услышали, увидели зрители на сцене, многим показалось странным. Ни принцесс, ни воинов, ни бояр, ни русалок. Таких опер ещё не было. Чувствовалось, что зритель взволнован, ошеломлён обыденностью всего увиденного. Но прошло немного времени, и на всех оперных сценах начали ставить "Онегина". Следующее оперное произведение «Пиковая дама», стала еще одним крупным шедевром Чайковского, на пушкинский сюжет. Стихи Пушкина отличаются необыкновенной музыкальностью и, естественно, что многих композиторов привлекали они. Так, например, десять романсов Глинки на стихи Пушкина - это поистине драгоценные жемчужины. Этот романс самый совершенный, прекраснейший из десяти. Кто знает стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновение», тот помнит, какие чувства выражены в нём и каким напряженным внутренним действием оно наполнено. Волнение и напряженность передаёт и музыка М. В каждой строфе романса Глинки новые музыкальные образы, будто это рассказ о целой жизни человека. Так случилось, что с появлением на свет этого романса связаны имена двух женщин - матери и дочери. Пушкин посвятил своё стихотворение Анне Керн. Он познакомился с нею в Петербурге после окончания лицея. Красота женщины поразила его. Прошло много лет Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. И вдруг летом 1825 года, Анна Петровна приехала в Тригорское, в гости к соседям Пушкина. Появление в глуши прекрасной женщины-гения чистой красоты - взволновало поэта. Буря мыслей и чувств вылилась в прекрасные строки. Прошло 15 лет. Около 1840 г Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны, Екатериной Ермолаевой, скромной преподавательницей женского института. Она не унаследовала блистательной красоты своей матери, но было в ней что-то тихое, ясное, пробудившее любовь в сердце Глинки, и тогда появился романс «Я помню чудное мгновенье».
«А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику
Пушкина «Метель» также стал достоянием народной музыки. Искусство русского классического романса, соединённое с пушкинской лирикой, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется, что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали воплощения в музыке. Романсы на стихи А. Пушкина волновали прошлые поколения, волнуют и наших современников. Борис Владимирович Асафьев композитор, музыковед писал: «Широка и обильна полоса русской музыки, принадлежащая Пушкину. Нет ни одной области творчества, где так или иначе сказалось бы воздействие пушкинской мысли, его образов — от непосредственнейших соединений слов с подписанной под ними мелодией, до сложных сочетаний стихов Пушкина с музыкой, тонко продуманной в лучших романсах русских композиторов. В них союз слова и музыкальных тонов составляет неразрывное единство, неразрывную связь образов поэтических с фантазией музыкантов». Пушкинская поэзия нашла отклик и в авторской песне...
Продолжение следует...
Верстовский, А. Алябьев и другие композиторы. Отрывок из трагедии Пушкина «Каменный гость» получил название «Испанский романс». Ночной зефир струит эфир. Музыку к нему писали М. Глинка, А. Даргомыжский и другие.
К стихотворению «Два ворона» «Шотландская песня» музыку написал А.
Митрофанова - Это правда, да, сейчас это довольно сложно реконструировать. Юля, скажите, когда началась вот эта мода на русские народные песни или украинские народные песни? Мы же помним, все-таки начало XIX века — это время, когда образованные люди в России, аристократия, зачастую пишут по-французски, думают по-французски и мода скорее на европейскую культуру, а как внедряется и каким образом находит себя и раскрывается русская народная культура на этом фоне? Казанцева - А вот, знаете, в музыке так, очень любопытно пересекается, действительно, мода на все европейское с середины XVIII века, а при этом уже в конце XVIII века самый модный жанр, если посмотреть хрестоматию того времени — это вариации на русские народные песни, причем вариации пишутся в европейском духе, но на русские темы, то есть вот получается такой симбиоз и так органично это все переплетается в музыке и вот, видите, все уживается рядом, то есть исполняются романсы, кстати, о романсах мы еще ведь не договорили исполняются романсы Варламова, Гурилёва, Алябьева. Пушкин их слышал, потому что он их не мог не слышать, любая барышня того времени, она не только играла на фортепиано, но она скорее всего и пела романсы, потому что романсы — это очень важное умение для барышни, может быть, приданого у тебя не хватает или внешность не самая удачная, но если ты хорошо поешь романсы, то скорее всего все сложится хорошо, потому что это такое тайное, секретное оружие.
Романсы, они ведь всегда о любви, если барышня ангельским голоском споет романс о любви, то вот это создает особую атмосферу, любовную атмосферу. Ананьев - По поводу романсов и того, как порой причудливо переплетаются судьбы великих людей в истории известен случай сотрудничества Грибоедова, Пушкина и Глинки, представьте себе, вот я вычитал, что в 1828-м Грибоедов сообщил Глинке тему «Грузинской песни», на которую Пушкин впоследствии написал слова романса «Не пой, красавица, при мне». Вот так вот в одном романсе сплелись судьбы великих русских людей. Казанцева - Да, мне тоже очень нравятся вот эти пересечения того времени, для нас они все великие, вот они так общались между собой действительно, так сложно как-то представить это. Митрофанова - А я сейчас знаете, о чем подумала: когда мы сейчас о народной песне говорили: «Во поле береза стояла» - то, что мы все знаем с детства и то, что кажется нам самым простейшим, наверное, музыкальным мотивом, даже я, человек, не закончивший ни одного класса музыкальной школы и никогда туда не ходившая, помню, на ксилофоне с детства «Во поле береза стояла» играла, нас в садике этому учили. И ведь если копнуть чуть глубже: мне попадались упоминания, что Пушкин напевал какую-то песню про белую березу — это могло быть или это, что называется, из области фантастики?
Казанцева - Я тоже читала о том, что Пушкин часто напевал, а что именно напевал, тут я уже сказать не берусь. Ананьев - Ну и нам пришла пора все-таки послушать один из двух вальсов Александра Сергеевича Грибоедова, замечательного пианиста, кстати, вот еще один любопытный факт: может быть, Грибоедов был бы более знаменит, как пианист, как композитор, если бы не трагическая история с его мизинцем: во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки, поэтому карьера пианиста не сложилась у него. На каком вальсе остановился ваш выбор, Юля, что это будет за вальс? Казанцева - Вальс ми-минор. Ананьев - Какое-то неромантическое название для вальса, может быть, у него есть более человеческое название, понятное такому неофиту, как я? Казанцева - Мне кажется, другого названия нет, но вальс — это самый тоже распространенный жанр, тогда все писали вальсы, без названия, называется: дайте простор вашей фантазии, наверное, каждый представляет, что… А.
Ананьев - Вот все-таки это несправедливо — называть музыкальные произведения такой красоты такими вот бесцветными названиями, это как назвать рассказ «14 абзацев», неправильно это. Тем не менее, Александр Сергеевич Грибоедов, Вальс ми-минор на светлом радио. Звучит вальс А. Ананьев - Музыка, которую, возможно, слышал Александр Сергеевич Пушкин, а также песни и романсы, связанные с судьбой и творчеством великого русского поэта сегодня на светлом радио. Ровно через минуту мы продолжим наш разговор и самое интересное, как всегда, у нас впереди. Ананьев - Музыка, связанная с именем «нашего всего», с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сегодня на «Светлом вечере», здесь Алла Митрофанова… А.
Митрофанова - Александр Ананьев. Ананьев - И автор уникальных музыкально-просветительских циклов, лауреат международных фортепианных конкурсов, кандидат искусствоведения, который выходит на самую широкую аудиторию, благодаря своему сайту «Yulia. Today» Юлия Казанцева. Юлия, добрый вечер еще раз. Что нового у вас на вашем сайте и с вашими музыкально-просветительскими циклами, с окончанием этого периода самоизоляции? Казанцева - Кстати, в следующий раз у меня будет история музыки по Толстому, в четверг я буду рассказывать, какие музыкальные предпочтения были у Льва Николаевича, какая музыка звучит в его произведениях, то есть такой цикл «Музыка и литература».
Митрофанова - Прекрасно, и где же это можно будет услышать и когда? Казанцева - Онлайн, в четверг, в семь вечера. Митрофанова - Замечательно, в ближайший четверг, правильно я понимаю? Казанцева - Да, да. Митрофанова - Юля, вы знаете, мы сейчас послушали вальс Александра Сергеевича Грибоедова и вот так мы легко говорим об этом музыкальном жанре, как о чем-то совершенно естественном, но если память мне не изменяет, у вальса была довольно непростая судьба, в том плане, что он легко завоевал сердца слушателей, но вместе с тем столкнулся и с жесткой критикой, что это за музыка, почему она такая легкая? Даже в вульгарности обвиняли вальс, как танец: как можно так близко друг к другу стоять и соприкасаться и прочее, и прочее, было такое или я ошибаюсь?
Казанцева - Было, Павел I запретил вальс, были штрафы за исполнение, даже за музыку вальса, потому что это неприлично считалось, ну а потом время показало, что даже штрафы не спасут от вальсов, и начинается уже такое победоносное шествие вальса через весь XIX век. Это особый танец, и во время бала, мы ведь тоже сейчас уже многое не понимаем, бал — это особая культура и танцы — это в каком-то смысле тайный язык, то есть если вас приглашают на вальс, то ждите любовного признания, вальс — это танец, когда говорят о любви. И у каждого танца был свой, такой негласный, что ли, регламент, о чем разговаривать во время какого танца, то есть если бал начинается с полонеза, кстати, единственное, может быть, пересечение, которое мы все сейчас знаем: полонез Огинского, вот Пушкин тоже знал тот самый полонез Огинского, вот какая-то хоть у нас есть ниточка к тому времени. Вальс, потом мазурка, под мазурку не о любви говорили, а мазурочная болтовня, то есть более легкий танец, и я хотела зачитать один фрагмент, мне очень понравился, из «Пиковой дамы» - это сцена на балу, вот Лиза танцует вместе с Томским как раз мазурку, и к ним подходят три дамы, вот я читаю: «Подошедшие к ним три дамы с вопросами — oubli ou regret — прервали разговор, который становился мучительно любопытен для Лизаветы Ивановны», и в конце цитаты: В газете «Северная пчела» за 1841 год пишут: «Можем себе представить, как будут ломать себе голову комментаторы Пушкина в XX, XXI и следующих столетиях для объяснения этих трех простых слов Пиковой дамы: «oubli ou regret», значение и весьма загадочный смысл которых растолкует всякий танцующий — это просто фигуры мазурки». А мы, действительно, ломай голову, что это за таинственная дама. Кроме этого, контрадансы, экосезы, про экосезы Шуберт, кстати, написал: «Какая бы ни пришла беда — танцуйте экосез всегда».
Митрофанова - Забавно. Ну, по поводу мазурки — она действительно была очень популярна на балах, то есть не только вальсы, хотя он считался, наверное, королем бала, но мазурка, как такая веселая гостья, она обязательно тоже присутствовала, и мы знаем упоминание в «Евгении Онегине», что он мазурку-то виртуозно танцевал и то, что он позволял себе являться на бал к мазурке, это было, что называется, только денди мог такое себе позволить, то есть человек, который слегка эпатировал публику, бал начинался с полонеза. У Лотмана, по-моему, очень хорошо описано, как вот эта последовательность была важна, мазурка не могла быть первым танцем, также, как и вальс не мог быть первым танцем, первый танец — это, что называется, такая установочная сессия, он должен быть степенным, он должен быть важным таким и открывали полонез, как правило, выходили в первой паре, если там присутствовал император, то император и хозяйка дома и императрица и хозяин дома, то есть это было невероятно важным таким ритуалом с точки зрения светского этикета, явиться к мазурке — это значит пренебречь тем самым светским этикетом, чем регулярно Евгений Онегин, собственно, и занимался, пренебрегая, он, помнится, и в театр являлся посреди действия: «лорнет наводит на ложи незнакомых дам» — это тоже было своего рода таким хамством, что ли. Это был тот музыкальный мир, который Пушкину был очень хорошо знаком, а нам сейчас его по крупицам приходится восстанавливать прекрасным комментаторам, в том числе, и Юрию Лотману, конечно же, и все эти комментарии доступны, можно наших читателей, кто заинтересуется, адресовать к подробнейшему исследованию, которое он провел, оно очень доступным, понятным языком написано и поэтому, может быть, так популярно и в первую очередь приходит на ум. Юлечка, а вот если все-таки вернуться к балу — какая музыка звучала там в финале?
Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке XX века у Свиридова. Именно романсы на стихи Пушкина стали его первой творческой удачей. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов.
Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Романс к повести А. Пушкина «Метель» также стал достоянием народной музыки. Искусство русского классического романса, соединённое с пушкинской лирикой, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется, что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали воплощения в музыке. Романсы на стихи А.
Пушкина волновали прошлые поколения, волнуют и наших современников.
Слово Пушкина поет
Младший друг и последователь Глинки, Александр Сергеевич Даргомыжский 1813—1869 всю свою творческую жизнь развивал его традиции вокальной пушкинианы. Молодой композитор в 1836 г. Следуя пожеланию поэта, он сочинил кантату «Торжество Вакха» на его стихи к сожалению, уже после смерти Пушкина , которую потом переделал в лирическую оперу-балет. Новым словом в музыке были и серенады — хоровые трёхголосные песни, в том числе и на стихи Пушкина. Он также написал 29 романсов на стихи Пушкина. Его любовь к восточным мелодиям и романтическому колориту отразилась в его романсах на стихи Пушкина: «На холмах Грузии» часто исполняется и сейчас , «Заклинание», «Для берегов отчизны дальней», «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух», «Эхо», а также в двух ариозо для баса: «Анчар» и «Пророк», — вокальных произведениях, сочетающих в себе черты баллады и монолога.
Примерно в одно время с ариозо, в преддверии столетия со дня рождения Пушкина, Римский-Корсаков сочинил также кантату «Песнь о Вещем Олеге». Поэзия Пушкина очень привлекала Цезаря Кюи 1835—1918 : тому подтверждение — семь романсов на стихи Пушкина и Лермонтова, 25 романсов на стихи Пушкина, в том числе «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя», «Я вас любил», «Воспоминание», «Ты и вы» и др. Романсы на стихи Пушкина писали такие композиторы, как А. Бородин, А. Гречанинов, А.
Глазунов, И. Стравинский, Ю. Шапорин, С. Прокофьев, В. Шебалин, Д.
Шостакович, Т. Хренников, Г. Свиридов и др. Всех, даже самых знаменитых композиторов, и не перечислишь. Иногда музыкальная память помогает нам представить того или иного автора по одной-двум мелодиям.
Среди сотни романсов, авторов которых привлёк пушкинский шедевр «Я вас любил», право на бессмертие заслужил тот, что принадлежит перу Б.
Поэтому Глинка брал частные уроки по композиции, а также по фортепьяно и скрипке. С самого детства у Глинки было слабое здоровье и склонность к ипохондрии. Родители отправили юношу на Кавказ для поправки здоровья. Там он создал свои первые произведения — романсы на стихи приятелей-поэтов. Например, «Не искушай меня без нужды» на стихотворение Баратынского. Даже в этих первых пробах слышна музыкальная фантазийность автора. Она будет свойственна и зрелому творчеству Михаила Глинки. Выражение русской идеи в музыке Неизвестный автор. Иллюстрация к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя», 1894 год, типография И.
На русском языке писали оперы и ранее, но именно Михаил Глинка начал слагать сложный смысловой концепт национальной русской музыки и поэтому получил титул первого русского композитора. На создание этой оперы Глинку вдохновили поездки за границу: он много путешествовал по Италии, Германии, Испании и Франции. Итальянские оперы привели композитора в абсолютный восторг, образ некоторых увиденных сцен он перенес в свои произведения. Например, итальянский тип предсмертной арии окажется потом в «Иване Сусанине ». В Германии Глинка проникся царствующей там идеей о «душе нации». Отыскать подобную, только русскую эссенцию и выразить ее в музыке стало главной задачей композитора, когда он вернулся в Россию.
Ишима 22 марта. Более 100 человек присутствовали на концерте. Учащиеся пришли вместе с классными руководителями и преподавателями русского языка и литературы. Зрители на час окунулись в жизнь и творчество великого поэта, услышали произведения композиторов, которые черпали из огромной золотой чаши поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Прозвучали произведения М. Глинки, П.
Не найдя либреттиста, композитор сам пишет текст для своей оперы, причём очень близко к самой трагедии Пушкина. Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина. Опера впервые была исполнена в 1856 году, но из-за плохих декораций, костюмов, из-за купюр успеха не имела. Возобновлена она была в 1865 году и прошла под гром аплодисментов. По этому поводу сам Даргомыжский писал: «Опера пошла так, как будто никогда не давалась. Вызовам артистов и меня конца нет». Опера «Каменный гость» — это тот редкий, если не единственный, случай, когда пересказывать содержание оперы — это слово в слово пересказывать содержание литературного первоисточника. Как правило, всякое либретто — это в большей или меньшей степени отход от оригинала, часто — сокращение, поскольку петь текст дольше, чем произносить его. Даргомыжский специально поставил перед собой цель: написать оперу на полный текст поэмы Пушкина. В одном из своих писем композитор признавался: «Забавляюсь над «Дон-Жуаном» Пушкина. Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены «Каменного гостя» так, как они есть, не изменяя ни одного слова». Таким образом, основой музыкального действия стал речитативный диалог. Речитатив Даргомыжского — это плод многолетних наблюдений над особенностями речевой интонации и упорного труда его по переплавке этой интонации в музыку. Опера была столь непривычной, столь смелой, — ведь в ней нет ни арий, ни вокальных «вставок», ни звучных эффектных ансамблей и финалов, — что публика недоумевала, но успех всё-таки был. В своей работе Мусоргский опирался на «Историю государства Российского» Карамзина, различные исторические документы и, конечно же, на поэму Пушкина. Композитор удивительно точно передал дух того времени и показал столкновение царя и народа, представители которого выведены в главные действующие лица. Судьба оперы «Борис Годунов» — это судьба новаторского произведения искусства — и прославляемого, и гонимого. Её значение было сразу же понято близкому окружению Мусоргского. Другие, напротив, из конформистских соображений, сделали всё, чтобы провалить её после успеха первых представлений. Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а, в особенности, в 1908 году в Париже, когда Арию царя Бориса в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин, хотя эта редакция и вызвала замешательство среди музыковедов и поклонников оригинальной версии «Бориса». Редактор нарушил порядок сцен, некоторые убрал, изменил наиболее смелые гармонии и по-новому оркестровал партитуру, в которой и сам Мусоргский хотел кое-что переделать. Пушкин и Чайковский Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» — одна из самых популярных опер мира. Композитор глубоко проникся пушкинскими образами, чистотой любви героев, верностью, пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу. В «Евгении Онегине» Чайковский не стремился воплотить все многогранное содержание романа А. За основу оперы композитор взял лирический конфликт, раскрыв в ней отношения Онегина, Татьяны, Ленского. Чайковский был подлинным новатором. Он, по сути, явился создателем новой отрасли русского театра — лирико-психологической музыкальной драмы. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку всё, что в «Онегине» просится на музыку. Я это и сделал как мог». Зрелым мастером симфонической музыки выступает Чайковский в выдающейся музыкальной драме «Пиковая дама». Опера была заказана Чайковскому дирекцией императорских театров. Либретто написано братом композитора Модестом Чайковским, хотя некоторые тексты написал сам Чайковский.
Пушкин звучит в музыке от классики до рока
Дорогие друзья! В рамках онлайн-программы Пушкинского праздника поэзии музей-усадьба "Остафьево" приглашает вас погрузиться в атмосферу XIX века, время высо. Живя на Кавказе, Пушкин слушает песни горцев, в Кишиневе его увлекают турецкие песни в исполнении гречанки Калипсо Полихрони, по словам Пушкина, знакомой с Байроном. Мы говорили о том, как творчество Александра Сергеевича Пушкина находило отражение в музыкальных произведениях известных русских композиторов. В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы!
Георгий Василевич: Пушкинские строки в Михайловском будут петь солисты оперных театров
Его поэмы, драмы и повести, его народные сказки и лирические стихотворения пленили воображение более 1000 композиторов. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Весь XIX век в русской музыке почти неотделим от имени А. Гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, — он активно участвовал в её строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль. В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы!
Чайковский , «Золотой Петушок» Н. Римский-Корсаков ; романсами, симфоническими произведениями и балетами «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама» , в основу которых легли произведения Александра Сергеевича. Участие в литературно-музыкальном салоне позволило лицеистам и гостям мероприятия оценить, какое влияние творчество Пушкина оказало на развитие русской и мировой музыкальной культуры. Вокальные и музыкальные выступления участников создали особую атмосферу в зале. В исполнении Софии Михайловой прозвучал романс М.
Пушкина «Метель» 27 мая 2024 в Московском международном Доме Музыки состоится концерт для любителей настоящей поэзии — «Пушкин в музыке». Национальный филармонический оркестр России, основанный в 2003 году выдающимся дирижером, народным артистом СССР Владимиром Спиваковым, в наступившем сезоне отмечает 20-летие творческой деятельности. За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Юбилейный сезон Владимир Спиваков и его коллектив решили посвятить русской классике и, в частности, вписать в него мультимедийный проект — концерт «Пушкин в музыке». Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением. Имя А.
Вот ее первые слова: Воротился ночью мельник… Вряд ли есть читатели, не запомнившие стихотворения «Узник»: Сижу за решеткой в темнице сырой… Благодаря музыке А. Алябьева оно стало песней. Весьма популярной стала песня на слова стихотворения «Зимний вечер», написанного Пушкиным в 1825 году в селе Михайловском: Буря мглою небо кроет, То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. Опубликовано оно было в 1830 году. На музыку его положил композитор А. В наше время появляются песенные вариации «Зимнего вечера», нисколько не улучшающие первоначального звучания — скорее наоборот.
А найдутся ли люди, которых не взволновали бы слова стихотворения, написанного летом 1825 года в селе Михайловском, где Пушкин пребывал в ссылке? Посвящено оно молоденькой генеральше Анне Керн, с которой поэт встречался в имении ее тетки, помещицы Осиповой, Тригорском, и в которую был искренне влюблен.
Лекция-концерт «Пушкин в музыке»
Тема чтений 2018 года – «Пушкин и музыка»: музыка в жизни и творчестве поэта, его литературное наследие, продолженное в музыке, а также образ самого поэта в музыкальной. Поэт Александр Пушкин в 2023 году снова проявился в истории одного из популярных музыкальных жанров. Петербургский мюзикл дает новое осмысление жизни и творчества поэта Яркие страницы биографии Александра Сергеевича Пушкина современные артисты отобразили в музыке. Главная» Новости» Пушкин а.с и музыка. Новости. Важные события и обращения.
Лекция — концерт «Пушкин в музыке».
Е.Соколова - Пушкин и музыка - вступительная статья | Михаил Глинка изменил русскую вокальную школу, создал первую национальную оперу и заложил основы русской симфонической музыки. |
Пушкин в русской музыке | И сегодня, вместе с членами Пушкинского клуба мы отправились в увлекательное и познавательное путешествие в музыкальный мир А.С. Пушкина. |
Разделы сайта
Трансляция 6 июня 2022 в 18:30 ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ "ПУШКИН В МУЗЫКЕ". А в этом сезоне в театре возник цикл "Пушкин в музыке", и открылся он самой, пожалуй, любимой и популярной во всем мире оперой – "Евгением Онегиным". 6 июня в ДК Ленсовета состоялся наш долгожданный концерт в рамках проекта "Музыка Радости", приуроченный к 220-летию со Дня рождения а.
Добавить комментарий
- Пушкин и музыка. Гармония звука и слова
- Пушкин русской музыки
- Пушкин в русской музыке
- Трансляции в этом месте
Разделы сайта
Вызывает интерес и большая литературная работа драматурга Олега Ернева, и ее аллюзии. Впечатляют сцены с предсказанием цыганки и выступление Дантеса. Творческая команда замахивается на большое дело. Оркестр, рок-группа и спектакль, где задействовано большое количество актеров. Биографический спектакль по Пушкину должен жить. Долго и счастливо. В мюзикле сплетаются 12 тематических линий, из которых вырастает более 50 музыкальных номеров. Перед зрителем встает эпоха романтизма. Темы влюбленности и влечения, дружбы и братства, рока и судьбы... А вот - взаимодействие поэта и власти.
Поэт показан несколько под другим углом зрения.
Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы делают, в том числе, произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки. В программу включены произведения современника великого русского поэта — композитора М. Это романс на стихотворение А. Пушкина «Я здесь, Инезилья», «Вальс-фантазия», который передаёт настроение времени, в которую жили композитор и поэт.
Здесь велись разговоры о литературе, искусстве, ставили спектакли, играли в различные литературные игры, музицировали, танцевали. Душой таких собраний был Пушкин. По свидетельству современников, еще долго после гибели поэта гости салонов Петербурга и Москвы делились воспоминаниями о нем, восхищались личностью и творчеством. В концертной программе, посвящённой памяти Александра Сергеевича, прозвучали гениальное пушкинское слово и музыка русских композиторов.
Но, помня об основной целевой аудитории — держателях Пушкинской карты — постановка получилась современной. Наряду с классическими произведениями, со сцены прозвучала и студенческая песня о Пушкине: «Александра Сергеевича застрелил француз». Финальным аккордом концерта стал выстрел, тот самый, что прервал жизнь Пушкина.
А вскоре опера была поставлена на сцене Большого театра. Пушкинская поэзия была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки. Отношение поэта к балету и отражение его произведений в балетных постановках - интересная глава «пушкиноведения». Балет обратился к Пушкину прежде оперы и первым открыл поэта Пушкина для отечественного театра. Шарль Луи Дидло, знаменитый балетмейстер 20-х годов XIX века, поставил на сюжеты поэта - пантомимный балет «Кавказский пленник, или Тень невесты», музыка композитора К. Кавоса, в 1823 году-волшебно-героический балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», музыка композитора Шольца, в 1824 г.
В 1867 г. В 1903 году, знаменитый балетмейстер XIX века М. Петипа ставит фантастический балет «Волшебное зеркало», музыка А. Корещенко, используя в качестве литературного материала «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина. В советский период истории в 1934 г. Захаров, на музыку композитора Б. Асафьева, поставил балет на сюжет пушкинского «Бахчисарайского фонтана». Кроме «Бахчисарайского фонтана» балетной инсценировке в советском театре подверглись следующие произведения Пушкина: поэмы: «Кавказский пленник», «Цыганы», «Медный всадник», «Граф Нулин»; сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; повести Белкина: «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель»; трагедия: «Каменный гость». В приведенном выше перечне пушкинских балетов советской сцены музыка «Кавказского пленника», «Графа Нулина», «Барышни-крестьянки», «Каменного гостя» принадлежит Б.
С именем этого композитора связаны годы расцвета и годы упадка драматического балета как жанра. Получилось так, что «Бахчисарайский фонтан», открыв список советских балетов на пушкинские темы и положив начало жанру балета-пьесы, оказался и самым удачным из всех воплощений творчества Пушкина на советской балетной сцене. С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки, пытаясь воссоздать в музыке всю сюжетную глубину и драматичность образов. Александр Сергеевич Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения. Чтобы он не сочинял, у него получались произведения очень ритмичные и мелодичные. Будь то проза или поэзия, Пушкин всегда создавал особый ритм произведению, поэтому, неслучайно, творения автора пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов. Композиторы, постарались в своих произведениях, приблизится к пушкинскому тексту, они попытались передать все чувства, настроения, которые передал поэт. Всем композиторам удалось это сделать, потому что эти произведения любят и восхищаются ими во всём мире. Рекомендательная литература: Пушкин А.
Евгений Онегин. Пушкин А. Руслан и Людмила.
Георгий Василевич: Пушкинские строки в Михайловском будут петь солисты оперных театров
В своей книге «Музыкальные антидепрессанты» лектор, музыкант и просветитель Михаил Казиник пытается разрушить стереотип о том, что слушать классическую музыку сложно и скучно. Купить Предложить статью Музыкальная академия Издается с 1933 года. Там состоялось открытие межрегионального фестиваля хоровых коллективов «Пушкин в музыке». Поэт Александр Пушкин в 2023 году снова проявился в истории одного из популярных музыкальных жанров. В своей книге «Музыкальные антидепрессанты» лектор, музыкант и просветитель Михаил Казиник пытается разрушить стереотип о том, что слушать классическую музыку сложно и скучно. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов.