Пьесы должны ставиться только избранные, истинно художественные, потому что только такие произведения “производят на публику желанное цивилизующее действие”.
«Не могу купить даже конфектов». Почему пьесы Островского запрещали цензоры
В ходе мероприятия библиотекарь познакомила с биографией юбиляра, с основными этапами творчества писателя, произведения которого в равной степени принадлежат двум мирам: литературе и театру. Ни то и не другое нельзя представить без его «Грозы», «Без вины виноватые», «Снегурочки», «Тяжелых дней», «Леса» и др. К этому мероприятию в библиотеке оформлена книжная выставка «Великий мастер русской драмы».
Островского из собрания Музея-заповедника «Щелыково». Среди экспонатов — три работы художника Бориса Кустодиева сценография, эскизы костюмов к спектаклю «Гроза».
В 1843 году он оставил университет, не окончив курса обучения, и решил полностью отдаться литературной деятельности. Отец настоял, однако, на том, чтобы Островский определился на службу канцеляристом в так называемый «совестный суд». Это учреждение, существовавшее ещё со времён Екатерины II, рассматривало «по совести» судебные дела, уголовные и гражданские, между родителями и детьми. Судились здесь люди самых различных слоёв населения, преимущественно же купцы и мещане.
Спустя два года Островский перешёл служить в коммерческий суд. Перед Островским проходила длинная вереница дел — о злостных банкротствах, уловках с кредиторами, о хитроумных обходах закона, к которым прибегали купцы, стремясь разбогатеть, во что бы то ни стало. Первые произведения Островского были напечатаны в 1847 году в газете «Московский городской листок» под следующими заглавиями: «Несостоятельный должник» сцены из комедии , «Картины семейного счастья» и «Записки замоскворецкого жителя». Всего Островским было создано сорок семь оригинальных комедий, драм, драматических хроник, не считая пьес, написанных в сотрудничестве с другими драматургами, а также переводов произведений западноевропейских писателей Шекспира, Сервантеса, Гольдони. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании. Писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актерскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Перед спектаклем была проведена беседа, в ходе которой ребята узнали об основных вехах жизни автора, который навсегда изменил русский театр: о превосходном домашнем образовании и ранней страстной любви к литературе, о работе в суде, где он был свидетелем невероятных жизненных драм и наблюдал, как раскрываются удивительные человеческие типажи, о цензурных ограничениях и преследованиях, вызванных жалобами главных героев Островского — влиятельных московских купцов, о путешествии по Волге для того, чтобы изучить, как живёт родная страна, о собственной концепции театра, об одном из наиболее совершенных воплощений интереса XIX века к славянскому фольклору — стихотворной пьесе «Снегурочка», для которой написали музыку сразу два выдающихся композитора своего времени — Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков. В фойе театра участники мероприятия ознакомились с выставкой, посвящённой постановке пьес Александра Островского в «Галёрке». Обсуждение спектакля также вышло оживлённым. Ребята с большим интересом отзывались об образах главных героев. Судьба матери и дочери Кругловых вызвала искреннее сопереживание и стала поводом поговорить о положении женщин в Российской империи и важности экономических прав и свобод для каждого человека и гражданина. А антагонист Ермил Зотович Ахов показался хоть и отвратительным и «токсичным», но в итоге смешным в своих одиночестве и беспомощности и в чём-то даже трогательным — сейчас, как кажется ребятам, богатых и жадных людей не так-то просто смутить угрозой самоубийства. Полная оригинальных находок постановка дала возможность участникам творческого объединения затронуть и режиссёрское искусство: один и тот же текст пьесы может, преображённый фантазией разных постановщиков, открывать всё новые и новые смыслы; разные мизансцены могут придавать совершенно новый ход действию, менять восприятие отношений между персонажами.
Некоторые участники мероприятия были на классическом спектакле во взрослом театре впервые, и строгая и одновременно праздничная театральная атмосфера сама по себе произвела на них особое впечатление. Все участники мероприятия выразили желание ближе познакомиться с творчеством Александра Островского и продолжить участвовать в подобных мероприятиях.
Знаменитые произведения драматурга
Они не готовы взять ответственность за свою судьбу, противостоять трудностям. Они просто плывут по течению. Свои люди — сочтемся «Свои люди — сочтемся» 1849 г. Ее тепло встретили в литературных кругах, но вскоре произведение было запрещено цензурой. Глава купеческой семьи Самсон Силыч — человек не бедный, но жадный. Он даже готов на фиктивное банкротство, лишь бы не отдавать долги. Его дочь Липочка мечтает о замужестве… В пьесе писатель высмеивает купеческое московское общество. Основная тема — противостояние отцов и детей.
Для описания произведения как нельзя лучше подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Снегурочка Пьеса-сказка, написанная в 1873 году. На создание ее Александра Николаевича вдохновило русское народное творчество. Красивый поэтический рассказ о Снегурочке. Она давно уже скучает в глухом лесу, поэтом родители решают отправить дочь к людям, в слободу Берендеевку. Девушка настолько красива, что ее великолепие сводит с ума всех юношей. Сможет ли кто-то растопить холодное сердце Снегурочки, и чем закончится эта романтическая история?
Пьеса резко выделяется из произведений Островского. Тема необычна для его творчества — личная драма и любовные переживания. Бесприданница На создание пьесы Островский потратил четыре года 1874—1878. Она обрела популярность после смерти автора. Это история девушки Ларисы, бесприданницы. Она красива и умна. Мать надеется, что сумеет выдать ее замуж за богатого, но все портит один только факт — бедность.
Она отпугивает потенциальных женихов. В этой пьесе Александр Николаевич затрагивает не только социальные, но и психологические проблемы.
Начиная с 1856 года, Островский каждый год писал по пьесе, а иногда по две: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Не сошлись характерами», «Старый друг лучше новых двух», «Праздничный сон — до обеда». Есть в Москве у знаменитого Малого театра своеобразный памятник.
Создатель русской национальной драматургии А. Островский в глубоком раздумье, «по-домашнему», сидит в кресле посреди столичной суеты. Он и в самом деле здесь дома. С Малым театром неразрывно связана человеческая и творческая судьба Островского, все его неудачи и вершины, его бессмертие.
Писатель говорил: «Я задыхаюсь и задохнусь без хорошего театра, как рыба без воды».
Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии поступил в 1835 , Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось, не пожелав пересдавать экзамен он ушел из него. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде 1845—1851. Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся! Уже в «Банкруте» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.
Гоголя, И. К постановке на сцене комедия была запрещена. В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» 1852—1855 драматург попытался отразить поэзию народного быта. Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон.
Островский привел на театральную сцену мелких чиновников и купцов, приказчиков и свах, странниц-богомолок и нянек, мещан и разорившихся дворян — уже не этнографических «русских типов», а живых людей с их смешными, глупыми, трагическими речами, с их мелкими проблемами, возвышенными мечтами, небольшими огорчениями или огромным горем. Он пошел тем же путем, которым в прозе шел Тургенев, а в поэзии Некрасов: все они учили русскую литературу говорить о незнатном человеке в первую очередь как о человеке, не обращая внимания на сословия, классы, чины, звания. Они учили видеть не только своеобразие речи с ее диалектными или просторечными словечками, но и человеческую душу, прекрасную или безобразную — «горячее сердце» Параши из одноименной пьесы или жуткую, вымороженную скупостью душу отставного чиновника Михея Михеича Крутицкого из «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Недаром из «Москвитянина» Островский ушел к Некрасову в «Современник» — и не потому, что это был лучший литературный журнал страны, и не потому, что Некрасов хорошо платил авторам, а потому, что они совпадали в главном — во взгляде на человека вообще и на человека из народа в частности. Автор фотографии Сергей Львович Левицкий. Он не раз жаловался в письмах друзьям, что не может позволить себе отдыхать даже летом: вынужден без конца работать, чтобы к новому театральному сезону была новая пьеса — и чтобы прокормить семью. Семья у него скоро появилась и быстро разрослась: через два года после смерти первой жены он женился на молодой актрисе Марии Бахметьевой; у них появилось шестеро детей.
А заработки драматурга, даже самого успешного, были ничтожными: с каждого представления в императорских театрах он получал четыре рубля, в провинциальных — вовсе ничего. Островский принимал деятельное участие в создании в 1859 году и работе Литературного фонда, который в конце концов добился права драматургов, оперных либреттистов и композиторов получать адекватную их труду оплату, а кроме того, занимался выплатой пенсий престарелым писателям, их вдовам и сиротам, давал литераторам стипендии на поездки и т. В 1874 году Островский стал председателем только что образованного Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и оставался на этом посту до своей кончины, защищая интересы театральных авторов. На встречи артистического кружка, основанного Островским в 1866 году, в его доме собирались писатели, композиторы, актеры — у него бывали Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Садовский, Ермолова, Чайковский. Гончаров очень ценил Островского; Достоевский терпеть не мог его исторических пьес, но «купеческие» ставил очень высоко. Фото: РИА Новости Толстой был с Островским на «ты», хотя в их отношениях бывали периоды охлаждения: Толстому не нравились какие-то пьесы Островского, Островский ужаснулся моральной проповеди Толстого и просил его оставаться романистом: «а то, что ты взялся умы мутить, это к хорошему не приведет». Толстой писал: «Он мне нравился своей простотой, русским складом жизни, серьезностью и большим дарованием.
Он был самобытным, оригинальным человеком, ни у кого не заискивал, даже в литературном мире». При этом Толстого слегка забавляла страсть Островского к созданию всяческих докладных записок, посвященных реформированию театра. Один современник вспоминал, что Толстой говорил: «Помню, в последнее время пришел к нему, он после болезни, с коротко остриженной головой, в клеенчатой куртке, пишет проект русского театра. Это была его слабая сторона — придать себе большое значение: я, я, я». Да, Островский прямо так и говорил. Я — все: и академия, и меценат, и защита». Были ли у него для этого основания?
Если мы посмотрим на труды Островского , посвященные постановке театрального дела, — мы увидим там и подробную программу обучения актеров, и записки о цензуре, и обсуждение авторских прав, и проекты театральных уставов, и документ об обязанностях заведующего репертуарной частью… Он входил во все подробности, зная театр досконально. Именно поэтому в 1881 году он вошел в состав Комиссии для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления. В следующем году, когда Островский отмечал 35-летие творческой деятельности, Гончаров написал ему: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой собственный мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театром Островского»». В конце концов, в 1885 году Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища; по сути дела, это означало принять на себя командование всем русским театром.
На этом посту он не успел ничего сделать: был немолод и нездоров; про назначение это горько сказал — мол, дали белке воз орехов, когда зубов не стало. Он проработал на этом посту полгода; в мае уехал в имение Щелыково, надеясь отдохнуть, поработать, завершить перевод Шекспира, — и в самом начале лета, 2 июня, умер от разрыва сердца. Или, может быть, от усталости: почти полсотни пьес, 20 с лишним переводов и все здание русского театра.
В Петербурге оцифровали рукописи пьес Островского в честь 200-летия драматурга
Спектакль по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского в постановке Государственного академического Малого театра Союза ССР. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Однако даже небольшое количество произведений Александра Островского способно раскрыть и обогатить внутренний мир читателя.
Александр Николаевич Островский
Вот поэтому произведения Островского актуальны сегодня и наверняка не утратят своей значимости и в будущем. Рукописные и цензурные экземпляры пьес Александра Островского из коллекции «Русская драма» Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки оцифровали в честь. Возможно ли представить театральную афишу Петербурга без постановок по произведениям Александра Николаевича Островского? Главные новости уходящей недели мы вспоминаем цитатами из произведений Александра Островского. Самые известные произведения Островского и сегодня пользуются огромной популярностью у зрителей в театре, кино и на телевидении. Пьесы должны ставиться только избранные, истинно художественные, потому что только такие произведения “производят на публику желанное цивилизующее действие”.
200 лет исполнится в 2023 году со дня рождения русского драматурга и писателя А.Н. Островского
Кадр из фильма «Жестокий романс», 1981 Одно из дел, которым ему пришлось заниматься на службе, было посвящено некоему мелкому чиновнику, самолично расправившемуся с молодой женой. Его-то, этого неизвестного убийцу, драматург и решил вывести на первый план в будущем произведении. По первоначальной задумке Карандышев был центральным персонажем пьесы. На протяжении всего действия ему приходилось терпеть унижения от Кнурова и Паратова лишь по причине своей бедности и незнатного происхождения. Но в процессе работы Островский увлекся другой героиней — Ларисой, несчастной женой Юлия Капитоныча. Постепенно она стала примером искренней любви, чистоты помыслов, милосердия, а Карандышев, напротив, превратился в слабого и не слишком приятного человека. Трилогия о небогатом чиновнике включала в себя произведения «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь», написанные в 1861 году. Кадр из фильма «Жениться Бальзаминова», 1964 Эти пьесы высоко оценили коллеги драматурга по перу.
Например, Федор Достоевский писал Островскому: «Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме». Критику же трилогия совсем не впечатлила, а литературно-театральный комитет и вовсе отказал Островскому в постановке. Классик, болезненно относившийся к любого рода негативным замечаниям, не на шутку обиделся: «... Моя вещь не пропущена, а бездна вещей, совершенно никуда не годных, пропускается комитетом. Из всего этого при самом беспристрастном взгляде можно вывести только одно заключение, и именно явное недоброжелательство ко мне комитета».
История получила широкую огласку в прессе, которая яро осуждала комитет при дирекции императорских театров. И в конце концов Островский был отомщен: в 1863 году последняя часть трилогии вышла на сцене Александринского театра. Книги по теме.
Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес. Родился Александр Николаевич 31 марта 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование.
В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете 1843 г. В судах Островский служил до 1851 года. Оно было создано в 1849 году, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров.
Предлагаю тост за русскую литературу, которая пошла и идет по пути, указанному Пушкиным. Выпьем весело за вечное искусство, за литературную семью Пушкина, за русских литераторов!
Выпьем очень весело этот тост. Нынче на нашей улице праздник! Оно подсказывалось всем его писательским опытом, основными достоинствами его таланта, отвечало его давним и задушевным желаниям. Император Александр III немедленно по вступлении на престол отменил монополию казенных театров в столицах. Эта отмена влекла за собой возникновение частных сцен. Островский поспешил воспользоваться ею для осуществления самой настоятельной для русского искусства художественной цели — основания образцового народного театра.
В качестве председателя Общества драматических писателей Островский представил государю записку. Он указывал на непрерывный и усиленный рост количества любителей театрального искусства. Оно умножается с каждым поколением, спрос на театральные зрелища давно превысил предложение. До 1853 года драматические представления давались в Большом театре, но и он уже был тесен. Потом драму перевели в Малый театр, то есть еще сузили доступ к спектаклям, и огромное большинство публики осталось без театра. А между тем Москва с каждым годом ширится и все гуще населяется, будучи центром России.
В Москве всякий приезжий, помолясь в Кремле русской святыне и посмотрев исторические достопамятности, невольно проникается русским духом. Ясно, какое цивилизующее значение может иметь Москва для народа, и театр должен стоять здесь на первом плане. Такой театр был бы поистине наукой и для русского драматического искусства.
Пьесы Островского и по сей день актуальны, поскольку они жизненные, а темы в них поднимаются очень важные для нынешних поколений. Проблемы смысла жизни, выбора цели, к которой нужно стремиться, а также проблемы совести, чести и бездуховности являются основными в произведениях автора. Драматург обращает наше внимание на то, что величайшими ценностями являются любовь, дружба, внутренняя красота человека, а не ложь, не стремление к наживе, и не обогащение любым путем. Вот поэтому произведения Островского актуальны сегодня и наверняка не утратят своей значимости и в будущем.
Александр Островский. Бесприданница
В произведениях Островского изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Новости библиотеки г. Новосиль из категории Новости ЦБ / «Пьесы Островского – пьесы жизни». С таким названием в центральной библиотеке прошел тематический вечер к 200-летию. Пьеса Островского воспринималась как новаторская, ведь её действие разрывалось на 17 лет.
Александр Островский. Бесприданница
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу. К 200-летию великого русского драматурга Александра Островского издательство Бахрушинского театрального музея выпустило пьесу «Не в свои сани не садись». До Островского в России существовало несколько замечательных пьес, быстро ставших литературной классикой, но мало повлиявших на театр. С этой пьесы началась сценическая жизнь драматических произведений Островского. Посетители зала познакомились с творчеством Островского, прониклись его произведениями.