Все задачи, поставленные президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, будут обеспечены без нарушения бюджетной сбалансированности, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая с лекцией в Финансовом университете. Они войдут в ежегодное послание президента — 2024.
Что изменится в российском образовании после послания президента Федеральному собранию
С такой инициативой во вторник, 21 февраля, выступил президент страны Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Послание президента Федеральному собранию в 2024 стало самым длинным — Путин выступал в течение двух часов и шести минут. Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию в 2024 году оказалось рекордным по длительности, оно продолжалось 2 часа и 6 минут. Точная дата послания президента Федеральному Собранию в 2024 году долго оставалась неизвестной. Во вторник, 21 февраля, Президент России Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию Российской Федерации.
Предложил повысить зарплаты, МРОТ и налоговый вычет: послание Путина Федеральному собранию
Послание Президента – это, по сути, программа развития страны, образ будущего, который выходит далеко за пределы 6-летнего цикла. это прежде всего взгляд в будущее. Обращение президента с ежегодными посланиями парламенту закреплено в действующей Конституции Российской Федерации. Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. 11:06 Программные тезисы Путина как кандидата в президенты России будут частью послания, заявила РИА «Новости» доверенное лицо главы государства на выборах, главный врач больницы № 52 в Москве Марьяна Лысенко.
МРОТ, семейная ипотека и выплаты учителям: главное из послания президента России 2024 года
Виталий Шевченко, BBC Владимир Путин вновь изобразил Запад как агрессивную, дестабилизирующую силу, а Россию назвал страной, которая вынуждена защищать свои законные интересы. Александр Смит, NBC News Макрон вручил Путину «пропагандистский подарок», потому что это усилило мнение российского лидера о том, что Москва борется с Западом в целом, а не только с Украиной, считает почетный профессор Университетского колледжа Лондона Марк Галеотти. Георгий Канчев, Энн Симмонс, The Wall Street Journal Хотя российский лидер неоднократно высказывал ядерные угрозы, эксперты говорят, что применение такого оружия остается крайне маловероятным. Эти предупреждения прозвучали на фоне растущей обеспокоенности в Европе по поводу приверженности США обеспечению ее безопасности.
В частности, «Кинжал» эффективно применяется в ходе СВО, заявил президент. Мы скоро продемонстрируем их в районах базирования на боевом дежурстве», — сказал Путин. Кроме того, гиперзвуковой ракетный комплекс морского базирования «Циркон» уже применялся в бою, эта система находится в строю, сказал Путин. При этом президент подчеркнул, что Россия готова к диалогу с США по вопросам стратегической стабильности. Но заявления властей США о заинтересованности в переговорах по этой теме он считает предвыборной демагогией. Они просто хотят показать своим гражданам, да и всем остальным, что по-прежнему правят миром», — сказал Путин. В то же время Москва отвергает возможность переговоров по стратегической стабильности с Вашингтоном в отрыве от вопросов национальной безопасности России, заявил президент России. Глава государства в послании предупредил, что последствия для интервентов НАТО будут гораздо более трагичными, если они появятся на Украине. Заговорили о возможности отправки на Украину натовских военных контингентов, но мы помним судьбу тех, кто направлял когда-то свои контингенты на территории нашей страны. Теперь последствия для возможных интервентов будут гораздо более трагичными В этой части выступления президент также поручил правительству нарастить финансирование программ продвижения русского языка и культуры за рубежом. Один из них — нацпроект «Молодежь России». Это должен быть проект о будущем и для будущего нашей страны», — сказал Путин. Подчеркнув большую роль наставников в воспитании молодежи, президент предложил с 1 сентября 2024 года ввести федеральную выплату в 5 тысяч рублей в месяц для всех советников, директоров по воспитанию в школах и колледжах. По его словам, уже с 1 марта 2024 года планируется вдвое увеличить федеральные выплаты таким специалистам за классное руководство и кураторство в колледжах и техникумах — до 10 тысяч рублей. Кроме того, предлагается отдельное решение для школьных классных руководителей и кураторов групп в колледжах и техникумах, которые работают в тех населенных пунктах, которым нужно уделить особое внимание, где живет меньше 100 тысяч человек, добавил президент. Нужна постоянная работа, направленная на повышение качества жизни семей с детьми, на поддержку рождаемости. Для этого мы запустим новый национальный проект, который так и называется — «Семья» Владимир Путин По его словам, одной из мер в рамках проекта станет направление не менее 75 миллиардов рублей до 2030 года регионам, где коэффициент рождаемости был ниже среднероссийского в последний исторический период. Президент пояснил, что это особенно важно для Центральной России и северо-запада. Также в России будет запущен национальный проект под названием «Продолжительная и активная жизнь». Основной целью этого проекта является достижение ожидаемой продолжительности жизни не менее 78 лет, а затем выход на уровень 80 и выше, рассказал Путин.
Как удержать учительские кадры в мегаполисах, где в других отраслях зарплаты намного выше, чем в образовании? Требования по зарплате учителей из майских указов должны и дальше выполняться, сказал президент. Анонсирована новая модель оплаты труда бюджетников в рамках пилотного проекта. Он будет запущен в ряде регионов в 2025 г. Что она даст — пока непонятно. Президент выделяет 9 млрд. Кто главный бенефициар проекта? ВУЗы или строительный комплекс? Фактически, продолжается ошибочный подход, когда готовы финансировать что угодно вокруг образовательного процесса, но жалеют денег на оплату труда учителей, преподавателей, на стипендии для студентов. Выделяя учителям доплату по 5 тысяч рублей, избрали лишь две узких категории, пожалели этой доплаты для всех. А ведь «цена» этой доплаты для всех учителей России их чуть больше 1 миллиона — лишь 60 млрд. В итоге кампусы у нас будут, а качество образования — тает на глазах. Почему не нашлось 60 млрд. Анонсировано создание 12 перспективных школ до 2030 года. Можно порадоваться за несколько тысяч их учеников. Однако, ситуация в образовании не стабилизируется и его разрушение не остановится, пока мы не научимся сохранять то, что есть. При наплевательском отношении государства и чиновников к обычным школам и учителям, никакие точечные «национальные проекты» и единичные передовые школы общей ситуации не выправят. Президент признал ряд провалов в разработке школьных программ. Однако, во что выльется работа Правительства по их корректировке, пока непонятно. Фактически, президент вновь занял жесткую позицию сторонника ЕГЭ в актуальном общественном споре на эту тему. Единственное «послабление», дать выпускникам «второй шанс», возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов. Что никак не снижает системных пороков ЕГЭ. Медицина Поставлена стратегическая задача полной цифровизации медицины через создание глобальной цифровой платформы, содержащей все необходимые сведения о состоянии здоровья человека. Президент утвердительно заявил, что лучшие светила из Москвы смогут на этой платформе быстро ставить пациентам диагнозы и давать рекомендации в удалённом формате, а «ваш семейный доктор» уже будет эти рекомендации применять. Серьёзность намерений полностью оцифровать медицину и другие сферы жизни не подлежит сомнению. Сам президент подтвердил эту серьёзность следующим блоком информации, посвящённым вложением в Искусственный интеллект. Возникают вопросы: а где в озвученной схеме лечения местная поликлиника? Или её не будет? У многих ли россиян есть семейный доктор? Кто платит за семейного доктора? Это платно? Не является ли такой план цифровизации заменой бесплатной пока ещё поликлиники на платного семейного доктора при поддержке «дистанционной платформы»? В связи с озвученными планами не захочет ли правительство реализовать столь же масштабные цифровые платформы во всех сферах жизни логически возникает такой вопрос. Не ждёт ли в будущем такое же сокращение школы будет цифровая платформа и «домашний учитель» и иные социальные институты? Продовольственная безопасность и АПК Да, мы обеспечили достигли определенной продовольственной независимости безопасности. Но почему ни слова о качестве продуктов? Почему нет осуждения «торговых наценок»? Опять президент говорит, что на АПК выделят очередные субсидии? А хватит ли их в условиях санкций? А обеспечивает ли государство прозрачность инвестиций и субсидий в агропромышленном комплексе? Часть средств от квот на морепродукты мы направим в муниципалитеты — это прекрасно! Какую часть? И это при констатации огромных доходов бюджета от морских квот! Малые города, рыбацкие поселки стонут от отсутствия инфраструктуры и благоустройства — пойдут ли на это деньги или средства опять будут распределять местные чиновники по своим понятиям? Импортозамещение и промышленность Президент уделил немалое внимание вопросам промышленности и импортозамещения. Подчеркнул приверженность независимости и технологического суверенитета страны. Но тут же оговаривается: «но мы не можем и не стремимся производить всё». Таким образом, здесь мы видим также политику полумер и упорные попытки сохранить модель участия России в глобальном рынке. И даже жестокие коррективы со стороны реальности побуждают руководство страны обращаться к импортозамещению лишь отчасти, лишь в некоторых отраслях. Наблюдается общая тенденция «цепляться за старый мир» и надежда, что «хотя бы наполовину» «довоенное время вернётся». Нам такой подход представляется ошибочным, убаюкивающим заблуждением. При этом, произнесены правильные слова про повышение производительности труда, про субсидирование выпуска приоритетной продукции. Президент осудил вывод средств за рубеж. До 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для высокотехнологичных отраслей, — заявил президент. Он как бы дополнил программное выступление Н. Харитонова о необходимости в «добрых сварщиках». Но все помнят обещания про 25 млн. Путин до сих пор не отчитался. Фактически, в сфере промышленности и импортозамещения риторика президента в большей степени правильная.
К 2030 году минимальный размер оплаты труда увеличится вдвое — до 35к. Ещё 124 млрд рублей — на реставрацию вузов и университетов. В этот раз о добыче и промышленности: — Доля отечественных высокотехнологичных продуктов на внутреннем рынке должна увеличиться за 6 лет в 1,5 раза. Выделим на это 9 млрд рублей. Кроме того, нужно внедрять цифровые технологии в управление, чтобы повысить производительность труда. Фонд развития промышленности — 300 млрд рублей. Производство и выпуск приоритетных продуктов — 200 млрд рублей. Самая лучшая защита активов — наша суверенность. Эти люди обеспечивают многих рабочими местами. Это сохранит им примерно 200 миллиардов рублей ежегодно.
Послание-2024: с опорой на семейные ценности
Послание Президента Федеральному Собранию — 2024 | В целом, послание президента Федеральному собранию это не просто большое заявление перед депутатами и сенаторами. |
Обзор реакции мировых СМИ на послание Владимира Путина Федеральному собранию | 29.02.2024, ИноСМИ | Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию в 2024 году можно будет условно разделить на три блока, предположил в разговоре с NEWS. ru политолог Алексей Макаркин. |
Политолог назвал три ключевые темы послания Путина Федеральному собранию
Все задачи, поставленные президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, будут обеспечены без нарушения бюджетной сбалансированности, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая с лекцией в Финансовом университете. Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию в 2024 году продлилось более двух часов. 29 февраля 2024 года президент РФ Владимир Путин обратился к Федеральному собранию в стенах московского Гостиного двора. Сегодня Президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с Посланием Федеральному собранию, затронув важные темы и вопросы. Послание президента Федеральному собранию о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. В этом году послание президента начали обсуждать еще в начале февраля, а 20-го числа пресс-служба Кремля объявила точную дату.
Послание Владимира Путина Федеральному собранию — 2024
Во внутриполитической ситуации России, оппозиция, подавляемая властью, получила сокрушительный удар после смерти в тюрьме Алексея Навального [8]. Содержание[ править править код ] Большую часть своего выступления Владимир Путин посвятил мерам социальной и экономической поддержки, а не вопросам противостояния с Западом, — им, а также теме войны, действующий президент РФ уделил около 20 минут в начале речи [3]. В частности, он заявил, что государства Запада ожидают «трагические последствия», если те решат оправить свои войска на Украину. Владимир Путин напомнил о наличии у России оружия, способного поражать цели на их территории, добавив, что гиперзвуковые комплексы « Циркон » и « Кинжал » уже применяются в районах боевых действий, а испытания другого оружия, о котором он рассказывал в Послании 2018 года, — проходят завершающую стадию. Также президент РФ сообщил о том, что стратегические ядерные силы России находятся в полной готовности к применению [3] [8] [9] [10]. Путин назвал сообщения о том, что РФ готовится разместить ядерное оружие в космосе — «вбросами», возможное нападение на страны ЕС — «бредом», а заявления США об интересе к переговорам о стратегической стабильности — «демагогией» [3].
Часть речи он посвятил военной спецоперации и защите суверенитета России.
Президент заявил, что Запад рискует спровоцировать ядерную войну, если отправит войска на восток. Но теперь последствия для возможных интервентов будут гораздо более трагичными. Они должны в конце концов понимать, что у нас тоже есть оружие — да знают об этом, только что сказал, — которое может поражать цели на их территории», — сказал Путин.
Выделим на эти цели дополнительно 9 млрд рублей. За последние годы в России открылись сотни новых заводов, фабрик и производств. Они открываются и открываются - мы уже к этому привыкли.
Это текущая работа, но среди них и такие индустриальные гиганты, как горно-металлургический комбинат "Удокан" в Забайкалье, Тайшетский алюминиевый завод в Иркутской области, Мурманский центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, "ЗапСибНефтехим" в Тюменской области. Этот перечень, безусловно, можно продолжать. Обращаю внимание: в предстоящие шесть лет уровень валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности России должен увеличиться не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2022 годом. Такое форсированное индустриальное развитие означает создание тысяч новых производств, современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест. Мы уже сформировали своего рода промышленное меню. Компании, реализующие индустриальные проекты, могут выбрать оптимальные меры поддержки: соглашения о защите и поощрении капиталовложений, специальные инвестконтракты, кластерную инвестиционную платформу и так далее.
Достаточно много инструментов изобрели и применяем. Обязательно будем развивать все эти механизмы. Так, за шесть лет дополнительно направим 120 млрд рублей на субсидии компаниям для проведения НИОКР, а также на расширение промышленной ипотеки. За счёт этой программы дополнительно построим и модернизируем ещё более 10 млн кв. Для сравнения, сегодня в России ежегодно строится около 4 млн кв. Это весомый показатель обновления нашего индустриального потенциала, а мы дополнительно, как я сказал, 10 миллионов будем делать.
На 300 млрд рублей пополним Фонд развития промышленности. Увеличим его капитал почти в два раза и нацелим на поддержку высокотехнологичных проектов. Ещё не менее 200 миллиардов дополнительно выделим в рамках кластерной инвестиционной платформы на субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции. Чтобы стимулировать обновление производственных мощностей предприятий обрабатывающей промышленности, предлагаю для них увеличить базу для расчёта амортизации. Это вроде как скучная субстанция, но я поясню, о чём идёт речь. Если компания приобретает отечественные станки на 10 млн рублей, то она сможет уменьшить налогооблагаемую базу на 20 миллионов.
Это серьёзная поддержка. Продолжим развитие индустриальных технопарков с акцентом на размещение производств малого и среднего бизнеса по нашим технологическим приоритетам. Здесь важно использовать преимущества кластерного подхода, когда компании растут вместе со своими смежниками и поставщиками, а их кооперация даёт взаимовыгодный эффект для всех. Обращаю внимание Правительства: до 2030 года необходимо создать ещё не менее 100 таких площадок. Они должны формировать точки роста по всей территории страны, стимулировать капиталовложения. Мы ставим цель: к 2030 году объём инвестиций в ключевых отраслях должен прибавить 70 процентов.
Кстати, здесь у нас динамика хорошая, хочется сказать, даже очень хорошая. Темп роста инвестиций накопленным итогом в 2021 году составил 8,6 процента, а план был 4,5. В 2022 году - 15,9 процента при плане 9,5. А за девять месяцев прошлого года при плане на год 15,1 процента прирост составил 26,6 процента. Надо и дальше двигаться опережающими темпами. Наша банковская система, фондовый рынок должны в полной мере обеспечивать приток капитала в экономику, в её реальный сектор, в том числе через механизмы проектного и акционерного финансирования.
В ближайшие два года с использованием фондов акционерного капитала будут поддержаны индустриальные проекты с инвестициями более чем на 200 млрд рублей. Смысл такого механизма в том, что корпорация развития "ВЭБ. РФ" при участии коммерческих банков входит в капитал высокотехнологичных компаний, оказывает содействие на фазе их активного роста. Уже давал поручение запустить особый режим первичных размещений акций компаний, которые работают в приоритетных высокотехнологичных направлениях. Обращаю внимание коллег и в Минфине, и в Центральном банке: нужно ускорить запуск этого механизма, включая компенсацию затрат на размещение ценных бумаг. Нужно это делать, в конце концов.
Повторю: российскому фондовому рынку необходимо усилить свою роль как источника инвестиций. Его капитализация к 2030 году должна удвоиться по сравнению с нынешним уровнем и составить 66 процентов ВВП. При этом важно, чтобы у граждан была возможность надёжно инвестировать свои сбережения в развитие страны и получать при этом дополнительные доходы. Уже принято решение: добровольные накопления в негосударственных пенсионных фондах в объёме до 2 800 тыс. Кроме того, будут застрахованы долгосрочные индивидуальные и инвестиционные счета на сумму до 1 400 тыс. На вложения граждан в долгосрочные финансовые инструменты в размере до 400 тыс.
При этом считаю необходимым запустить новый инструмент - так называемый сберегательный сертификат. Граждане смогут размещать свои сбережения в банках на длительный срок - более трёх лет. Сертификат будет безотзывным, а значит, банки смогут предлагать клиентам более высокий выгодный процентный доход. Конечно, эти средства граждан также будут застрахованы государством в размере до 2 800 тыс. Подчеркну: все меры государственной поддержки инвестиций, создание и модернизация предприятий должны быть увязаны с повышением заработных плат сотрудников, с улучшением условий труда и социальных пакетов для работников. Конечно, принципиальное требование: отечественный бизнес должен работать в российской юрисдикции, не выводить средства за рубеж, где, как оказалось, можно всё потерять.
А теперь мы с коллегами из бизнеса встречаемся и думаем, как бы им помочь что-то вытащить оттуда. Не надо туда уводить, и тогда не будем решать вопросов, как вернуть. Вкладывать ресурсы нужно в Россию, в регионы, в развитие компаний, в подготовку кадров. Самая надёжная защита активов, капиталов российского бизнеса - наша сильная, суверенная страна. Абсолютное большинство предпринимателей стоит на отечественных, патриотических позициях. И бизнес, который работает здесь, в России, должен иметь гарантии неприкосновенности собственности, активов и своих новых вложений.
Вложения сюда и защита инвестиций, защита прав предпринимателей взаимосвязаны, безусловно, и мы должны это обеспечить. Это в интересах государства, всего общества, в интересах миллионов людей, которые трудятся в сфере частного бизнеса: крупного, среднего, малого. Я всегда говорил и скажу ещё раз: никому - ни представителям власти, ни сотрудникам правоохранительных органов - не позволено притеснять людей, преступать закон или использовать его в корыстных целях. Нужно людям, в том числе из предпринимательской среды сейчас я говорю именно о них , помогать. Они создают рабочие места, обеспечивают работой, зарплату платят людям. В этом призвание власти - помогать.
Всё более значимый вклад в экономический рост вносят малый и средний бизнес. Сегодня его доля в таких отраслях, как обрабатывающее производство, туризм, IT превышает 21 процент. Ярко заявили о себе сотни новых отечественных брендов. В прошлом году в России зарегистрировано 1 200 тыс. Обращаю внимание: это самый высокий показатель за последние пять лет. Люди стремятся начать своё дело, верят в себя, в свою страну и свой успех.
Особо отмечу, что за 2023 год на 20 процентов выросло число молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет, сегодня их более 240 тысяч. Такую созидательную энергию нужно обязательно поддержать, чтобы средний доход на работника, занятого в сфере малого и среднего бизнеса, в предстоящие шесть лет рос быстрее темпов увеличения ВВП. То есть должна повышаться эффективность такого бизнеса, его качественные показатели. Уже говорил, что не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощённого на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство подталкивает бизнес к дроблению, другим способам так называемой оптимизации фискальной нагрузки. Прошу Правительство совместно с парламентариями проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации.
Что здесь важно? Такие компании должны отказаться, разумеется, от искусственного, по сути, притворного дробления бизнеса, перейти к нормальной, цивилизованной работе "в белую". При этом подчеркну: никаких штрафов, подчёркиваю это особо, никаких штрафов, санкций, пересчёта налогов за предыдущие периоды не будет. В этом смысл амнистии. Кроме того, поручаю Правительству уже со следующего года предусмотреть механизм не резкого, а именно плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с "упрощёнки" на общий порядок налогообложения. Мы пошли на такое решение, как временные моратории на проверки.
Эта мера себя полностью оправдала. Компаниям, которые гарантируют высокое качество товаров и услуг, несут ответственность перед потребителями, действительно можно и нужно доверять. Поэтому считаю возможным с 1 января 2025 года отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и вместо этого с учётом наработанного опыта полностью перейти на риск-ориентированный подход, закрепив его законодательно. Там, где риски отсутствуют, надо применять профилактические меры и, таким образом, минимизировать число проверок. И ещё предлагаю предоставить некрупному бизнесу специальное право - раз в пять лет оформлять кредитные каникулы на срок до шести месяцев без ухудшения кредитной истории. Повторю: нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счёт высокотехнологичных направлений производственного бизнеса.
В целом налоговый режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса должен быть смягчён. Я прошу Правительство предоставить на этот счёт конкретные предложения. Мы много раз об этом говорили. Предложения уже созрели. Особо отмечу работу малого и среднего бизнеса на селе, в агропромышленном комплексе. Сейчас мы не только полностью обеспечиваем себя продовольствием.
Россия - лидер на глобальном рынке пшеницы. Мы входим в "двадцатку" ведущих стран-экспортёров продуктов питания. Я благодарю работников сельского хозяйства, фермеров, специалистов, занятых в сельском хозяйстве в целом. Благодарю вас за впечатляющие результаты. К 2030 году объём производства российского АПК должен ещё вырасти не менее чем на четверть по сравнению с 2021 годом, а экспорт - увеличиться в полтора раза. Мы обязательно продолжим поддержку отрасли, а также программу комплексного обустройства сельских территорий, включая обновление и модернизацию почтовых отделений.
Особое решение используем для развития прибрежных регионов. Напомню: у нас действует правило "квота под киль". Оно должно строго выполняться. Речь идёт, как некоторые здесь из присутствующих знают, о том, что компании получают квоты на добычу морепродуктов под обязательство закупать новые промысловые суда российского производства, обновлять флот. Вместе с тем в этом году федеральный бюджет получил от продажи квот на морепродукты существенные деньги - порядка 200 млрд рублей. Антон Германович здесь, мы с ним договорились.
Предлагаю часть этих средств целевым образом направить на социальное развитие муниципалитетов, которые являются базой нашей рыболовной отрасли. В современных условиях повышение эффективности всех сфер, производительности труда неразрывно связано с цифровизацией, с использованием технологий искусственного интеллекта, я уже об этом упоминал. Такие решения дают возможность создавать цифровые платформы, которые позволяют оптимально выстроить взаимодействие граждан, бизнеса и государства между собой. Так, предстоит создать платформу, которая поможет гражданину поддерживать и сохранять здоровье на протяжении всей жизни, пользоваться потенциалом всей системы здравоохранения. Например, на основе данных цифрового профиля он сможет получить дистанционное заключение специалиста федерального медицинского центра, а доктор, семейный врач, - оценить именно целостную картину здоровья человека, прогнозировать возникновение заболеваний, предотвращать осложнения, выбирать индивидуальную и потому наиболее эффективную тактику лечения. Всё, о чём говорю, - не какие-то рассуждения о далёком будущем.
Такие практики уже внедряются в работу ведущих медицинских центров. Задача в том, чтобы распространить их по всей стране, сделать массовыми и доступными. Считаю, что к 2030 году нужно сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы. Эти и другие комплексные задачи будут решаться в рамках нового национального проекта "Экономика данных". Направим на его реализацию в предстоящие шесть лет не менее 700 млрд рублей. Для государства такие технологии, интегральные платформы открывают огромные возможности для планирования и развития экономики отдельных отраслей, регионов и городов, для эффективного управления нашими программами и национальными проектами.
Главное - мы сможем и дальше выстраивать работу всех уровней власти вокруг интересов каждого человека, каждой семьи, предоставлять государственные и муниципальные услуги гражданам, бизнесу проактивно, в удобном формате, с максимально быстрым получением результата. Кстати, Россия уже является одним из мировых лидеров по внедрению государственных услуг в электронном виде. Многим, в том числе европейским, странам ещё предстоит достичь нашего уровня, но и мы, безусловно, не должны и не собираемся стоять на месте. Важным элементом цифровых платформ являются алгоритмы искусственного интеллекта. Здесь мы также должны быть самодостаточными и конкурентоспособными. Уже подписан Указ об утверждении обновлённой редакции Национальной стратегии развития искусственного интеллекта.
В ней поставлены новые цели, в том числе надо обеспечить технологический суверенитет по таким революционным направлениям, как генеративный искусственный интеллект и большие языковые модели. Их внедрение обещает настоящий прорыв в экономике и социальной сфере. Это должно быть настоящим прорывом. Для этого нужно наращивать наши вычислительные ресурсы. Так, к 2030 году совокупная мощность отечественных суперкомпьютеров должна быть увеличена не менее чем в 10 раз. Это абсолютно реалистичная задача.
В целом необходимо развивать всю инфраструктуру экономики данных. Прошу Правительство предложить конкретные меры поддержки компаний и стартапов, которые производят оборудование для хранения и обработки данных, а также создают программное обеспечение. Нужно, чтобы темпы роста инвестиций в отечественные IT-решения как минимум вдвое превышали темпы роста экономики. Условия для использования цифровых систем должны быть не только в мегаполисах, но и в малых городах, в сельских территориях и в отдалённых районах, вдоль федеральных и региональных трасс, местных дорог. Для этого уже в горизонте текущего десятилетия нужно обеспечить доступ к высокоскоростному интернету практически на всей территории России. Решим эту задачу в том числе и за счёт кратного наращивания нашей спутниковой группировки.
Направим на её развитие 116 млрд рублей. Сейчас хотел бы отдельно остановиться на вопросах регионального развития. Что предлагается? Прежде всего надо снизить долговую нагрузку субъектов Российской Федерации. Считаю необходимым списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам. По оценке, это позволит им сохранить порядка 200 млрд рублей ежегодно с 2025 по 2028 год.
Обращаю внимание, эти сэкономленные средства должны быть, что называется, "окрашены" и целевым образом направлены регионами на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты. Уважаемые коллеги, обращаю на это ваше внимание. В 2021 году мы запустили программу инфраструктурных бюджетных кредитов объёмом 500 млрд рублей, затем расширили её до 1 триллиона. Напомню, что такие кредиты предоставляются региону под 3 процента годовых на срок до 15 лет. Отличный инструмент для развития. Эти средства выделяются на проекты развития, и регионы отмечают высокую эффективность такого механизма.
Эти кредиты не списываются, но в текущем году субъекты Федерации начнут гасить эти долги. Средства, которые возвращаются в федеральный бюджет, предлагаю вновь вкладывать в развитие регионов, направлять их на выдачу новых инфраструктурных бюджетных кредитов, а в целом, начиная с 2025 года, будем наращивать портфель инфраструктурных кредитов субъектам Федерации не менее чем на 250 млрд рублей ежегодно. Также считаю, что регионам нужно предоставить более широкие возможности распоряжаться средствами в рамках достижения целей национальных проектов. Приведу конкретный пример. Субъект Федерации модернизирует, скажем, поликлинику - качественно провёл ремонт. Если при этом остались средства, их можно будет не возвращать в федеральный бюджет, а направить, скажем, на закупку оборудования для отремонтированной поликлиники и так далее.
И конечно, поддержим те субъекты Федерации, у которых есть потенциал для развития, но нужно помочь его раскрыть, запустить проекты реального сектора экономики, инфраструктуры, которые станут драйверами в этих территориях. Сейчас 10 субъектов Федерации с низкой бюджетной обеспеченностью реализуют индивидуальные программы социально-экономического развития. Я прошу Правительство продлить действие этих программ ещё на шесть лет. К 2030 году все наши регионы должны стать экономически более самодостаточными. Повторю: это вопрос справедливости, равных условий для самореализации граждан и высоких стандартов жизни на всей территории страны. Как видим, планы большие, расходы - тоже.
Предстоят масштабные инвестиции в социальную сферу, демографию, экономику, науку, технологии, инфраструктуру. В этой связи хочу сказать о налоговой системе. Безусловно, она должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, а также для реализации региональных программ, призвана сокращать неравенство, причём не только в обществе, но и в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, учитывать уровень доходов граждан и компаний. Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, и, напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счёт вычетов, о которых сегодня уже сказал. Стимулировать бизнес, который вкладывает средства в развитие, в реализацию инфраструктурных, социальных проектов. При этом нужно, безусловно, закрыть всяческие лазейки, которые используются некоторыми компаниями для ухода от налогов или занижения своих налоговых платежей.
Прошу Государственную Думу, Правительство в ближайшее время представить на этот счёт конкретный комплекс предложений. В дальнейшем уже с учётом принятых изменений предлагаю зафиксировать основные налоговые параметры до 2030 года и обеспечить тем самым стабильные и предсказуемые условия для реализации любых, в том числе долгосрочных, инвестиционных проектов. Именно об этом бизнес и просит в ходе наших прямых контактов. Решения в сфере финансовой поддержки регионов, рост экономики должны работать на повышение качества жизни людей, причём во всех субъектах Федерации. Мы уже продлили до 2030 года специальные программы развития таких регионов, как Северный Кавказ и Калининградская область, Донбасс и Новороссия, Крым и Севастополь, Арктика и Дальний Восток. Для 22 дальневосточных городов и агломераций подготовлены мастер-планы развития, и такая же работа идёт по населённым пунктам в Арктике.
Сейчас мы должны сделать следующий шаг. Предлагаю определить перечень ещё более 200 крупных и малых городов. Для каждого из них должен быть разработан и реализован свой мастер-план, а в целом программа развития должна охватить порядка 2 тыс. Здесь также должны сработать решения по поддержке субъектов Федерации, о которых я сегодня сказал, включая инфраструктурные кредиты. Хочу обратиться к главам регионов. Эти ресурсы надо использовать, в том числе для расширения возможностей муниципалитетов.
Да, я помню встречу с руководителями некоторых муниципалитетов на их форуме здесь, в Москве. У местного уровня власти особая роль и ответственность. Именно сюда идут люди и граждане со своими повседневными нуждами. Хочу поблагодарить наших мэров, глав районов, депутатов за ваш труд, за внимание к запросам людей. И отдельно хотел бы отметить сотрудников муниципалитетов, которые работают в непосредственной близости от зоны боевых действий, делят со своими земляками все испытания. Соавторами планов развития городов и посёлков должны стать их жители.
Надо активно использовать механизмы, когда граждане сами определяют, на какие объекты, на решение каких проблем нужно выделить деньги в первую очередь. Предлагаю увеличить софинансирование таких, по сути, народных проектов из федерального и регионального бюджетов. До 2030 года продлим и Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. В целом по России за шесть лет благоустроим более 30 тыс. Я прошу Правительство также оказать дополнительную поддержку регионам, которые реконструируют набережные, парки, скверы и исторические центры городов. На благоустройство и крупные проекты в этой сфере направим 360 млрд рублей.
Старинные здания, усадьбы, храмы - это зримое воплощение нашей национальной идентичности, неразрывной связи поколений. Прошу Правительство, парламентариев, профильные комиссии Госсовета с участием общественности, конечно, проанализировать нормативную базу в сфере охраны и использования объектов культурного наследия. Надо устранить явно избыточные, противоречивые требования, из-за которых порой памятник разрушается на глазах, а формально, по закону, оперативно принять меры по его спасению невозможно. Предлагаю сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия России. Рассчитываю, что мы примем её на 20 лет. Нужно предусмотреть меры поддержки граждан, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление памятников.
Такие механизмы опробуем в текущем году в пилотном проекте Института развития "ДОМ. В нём примут участие пять регионов: Забайкалье, Новгородская, Рязанская, Смоленская и Тверская области. А к 2030 году по всей стране надо привести в порядок не менее тысячи объектов культурного наследия, дать им вторую жизнь, чтобы они служили людям и украшали наши города и сёла.
Эти системы подтвердили свои высокие, можно без преувеличения сказать, уникальные характеристики. В войска поставлены и первые серийные тяжёлые баллистические ракеты «Сармат». Мы скоро продемонстрируем их в районах базирования на боевом дежурстве [9].
Запуск ракеты «Сармат» Работа над рядом других перспективных систем вооружений продолжается. При этом правительству поставлена задача не втягиваться в гонку вооружений и развивать отечественный ВПК так, чтобы «добиваться максимума на каждый рубль оборонных расходов». Технологический суверенитет Президентом России было отмечено, что ключевой задачей США и стран НАТО является нанесение стратегического поражения России, превращения её в «вымирающее, угасающее пространство». В этом контексте чрезвычайно актуальным становится достижение страной инженерного суверенитета, позволяющего не зависеть от иностранных технологий. Для этого Фонд развития промышленности получит дополнительно 300 миллиардов рублей, капитал будет направлен на поддержку высокотехнологичных проектов [10]. Уделено внимание и поддержке фундаментальной науки: Отечественная научная инфраструктура — наше мощное конкурентное преимущество как в сфере фундаментальной науки, так и в создании заделов для фармацевтики, биологии, медицины, микроэлектроники, химической промышленности, производства материалов, космических программ.
Отдельно президент отметил необходимость достичь самодостаточности в области искусственного интеллекта, что обеспечило бы развитие не только различных отраслей экономики России, но и социальной сферы: Уже подписан указ о подтверждении обновлённой редакции Национальной стратегии развития искусственного интеллекта. В ней поставлены новые цели, в том числе надо обеспечить технологический суверенитет по таким революционным направлениям, как генеративный искусственный интеллект и большие языковые модели.