Что может служить причиной потери памяти в пожилом возрасте, из-за чего вдруг возникают провалы памяти у престарелых – давайте рассмотрим на итогах многолетних исследований геронтологов, врачей и ученых.
Почему память стала хуже. Как улучшить память.
Причины снижения памяти сопровождаются широким спектром заболеваний. Плохая память — бич современного общества. Проблема с памятью может возникнуть в любом возрасте. Вы идете на кухню, но в итоге не имеете ни малейшего представления, почему вы там оказались, или с кем-либо познакомились и очень скоро уже забыли имя человека. Причины ухудшения памяти в молодом возрасте и у пожилых людей. Диагностика и лечение нарушений кратковременной и долговременной памяти с помощью эффективных лекарств и специальных упражнений в Юсуповской больнице.
6 причин проблем с памятью в молодом возрасте
Проверка памяти произвольной и непроизвольной так же не составит труда. Необходимо взять текст и постараться его выучить, результат скажет сам за себя. Непроизвольная память запоминается тем, что можно в конце рабочего дня сесть поудобней в кресло и вспомнить, например, людей, с которыми ехали в транспорте. Нужно постараться вспомнить, в чем они были одеты, какие эмоции выражали лица, возможно, они что — то говорили или делали, чем больше деталей будет запомнено, тем лучше. Для проверки видов памяти, зависящих от когнитивной и психической работы мозга и нервной системы, используются специальные диагностические материалы.
Психологи применяют комплексное обследование на обнаружение нарушений того или иного вида памяти. Несложные тесты можно найти в интернет сети, но, как правило, необходим комплексный подход. Методы улучшения памяти Для коррекции и тренировки памяти используются специальные методики и упражнения. В зависимости от того, какой вид памяти необходимо улучшить, подбираются техники и методики.
Image by John Hain from Pixabay Если причины нарушения памяти были определенны и устранены, то можно использовать следующие техники по тренировке памяти: Чтение книг и заучивание стихов наизусть. Стоит развивать собственную память и наблюдательность одновременно. Тот же пример с транспортом, едя в маршрутке, можно постараться запомнить как можно больше людей и их особенностей во внешности и действиях. В конце дня можно проверить свои способности вспоминая то, что видели.
Приступить к изучению иностранного языка. Психологи считают, что важную роль в работе когнитивных процессов, к которым относится память, играет работа обоих полушарий. Поэтому, рекомендовано чаще выполнять привычные действия не правой, а левой рукой.
Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается. Курение и злоупотребление алкоголем. Интоксикация организма вредными веществами. Недостаточное питание. Дефицит витаминов Е и группы В. Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.
Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет. Беременность и кормление грудью. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации. Прием некоторых медикаментов — антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов.
Если симптомы деменции проявляются, когда человек старше 60 лет, то провалы при алкоголизме случаются и у 20-летних злоупотребляющих спиртным - здесь возраст особого значения не имеет.
Как работает человеческая память? Чтобы понять суть нарушений памяти, сначала необходимо понимать, как работает человеческая память. Прежде всего следует отметить, что это чрезвычайно сложный и не до конца изученный механизм. Самое главное — различать долговременную и кратковременную память. Кратковременная память длится от нескольких секунд до нескольких минут и позволяет выполнять повседневные задачи - например, вспомнить начало этого предложения, когда вы закончите его читать. С другой стороны, долговременная память — запоминаемые события, изученная информация, имена людей, которых мы знаем, и все остальные воспоминания.
Теоретически она имеет неограниченную емкость и долговечность, хотя на практике это нормально - забыть давно неиспользуемую и не относящуюся к делу информацию. Провалы и нарушения памяти Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Нарушение памяти — это более широкое понятие.
Не только технологии Большая часть книги Рестака посвящена проблеме влияния новых технологий на жизнь человека. Одна из их опасностей — «технологическое искажение». Как отмечает профессор, хранение данных в телефоне означает, что «человек их не знает», что может подорвать его умственные способности. Вторая причина, по которой наши отношения с техникой негативно сказываются на памяти, заключается в том, что технологии часто отвлекают нас от выполнения поставленной задачи.
Все это мешает нам сосредоточиться на настоящем моменте, что очень важно для кодирования воспоминаний». Ментальное здоровье Ваше настроение играет большую роль в том, что вы помните или не помните. Депрессия, например, может значительно ухудшить память — в этом невролог убедился на собственном опыте работы с пациентами, жалующимися на снижение когнитивных способностей.
Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение
Самой частой причиной ухудшения памяти является пожилой возраст и, как следствие, изменение функциональной активности мозга, уменьшение объема его тканей, количества клеток и уровня метаболизма. Врач назвал причины нарушения памяти у пенсионеров. Причины нарушения памяти. Память — это способность хранить и воспроизводить данные прошлого опыта. Почему плохая память у ребенка? (основные причины). Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты. Что вы узнаете. Жалобы на проблемы с памятью в большинстве случаев не имеют отношения к грубым психическим расстройствам. Чаще всего люди жалуются на то, что у них стала ухудшаться память или стала плохая память.
Плохая память. Как улучшить память взрослому и ребенку?
Давайте проанализируем, почему память может нас подводить и что с этим делать. Проблемы с памятью бывают и у детей, и у зрелых людей, и у стариков — но вызывают их разные причины, а значит, и подходы к решению должны быть разными. Бокал красного вина перед сном — это плохо или хорошо? Почему ухудшается память. Нарушение памяти Нарушение памяти. Причины нарушения памяти. Проблемы с памятью могут возникнуть в любом возрасте и по разным причинам: как физическим, так и психическим. В целом к нарушению памяти могут привести.
«Что-то с памятью моей стало». Почему ухудшается память и что с этим делать
Обсудить По словам специалиста , ухудшение памяти не всегда связано со старением, оно присуще и молодым людям. В то же время, у молодежи плохая память не всегда говорит о наличии серьезной болезни, однако стоит помнить, что причина может крыться и в травмах головы и прочих патологиях. Помимо прочего сказаться на памяти может и плохое питание в виде чрезмерного потребления быстрых углеводов, жиров и дефицита свежих овощей и фруктов в рационе.
Плохая память — бич современного общества. Проблема с памятью может возникнуть в любом возрасте. Вы идете на кухню, но в итоге не имеете ни малейшего представления, почему вы там оказались, или с кем-либо познакомились и очень скоро уже забыли имя человека. Наверняка многие испытывали подобное. Такие провалы, как правило, связаны с перегрузкой информации, но время от времени, другие факторы мешают нашей способности запоминать. Дефицит витамина B12 Аналогично железу, B12 помогает в создании красных кровяных клеток, уменьшает вялость и риск анемии, улучшает процессы жизнедеятельности памяти. Недавнее исследование показало, что дефицит витамина B12 может привести к сбоям в памяти.
Исследование показало, что В12 работает в качестве защитного слоя для миелина — вещества, которое покрывает нервы. Когда не хватает В12 в нашей системе, слой недостаточно толстый и получает повреждения. Это повреждение замедляет нервные импульсы, которые также могут привести к провалам в памяти. Дефицит витамина может быть вызван старостью: чем старше мы становимся, наш желудок выделяет все меньше кислоты, что делает более трудным для наших органов поглощать питательные вещества из пищи. Другой причиной может быть нездоровый выбор диеты, анемия, и болезнь Крона. В12 больше всего содержится в рыбе, мясе, молочных продуктах. Однако перед изменениями в своем рационе посоветуйтесь со своим врачом. Высокое кровяное давление Если вы находитесь в возрасте старше 45 и часто испытываете проблемы с памятью, есть смысл проверить ваше кровяное давление.
Черепно-мозговые травмы Медики утверждают, что очень тесно связаны черепно-мозговые травмы и проблемы с памятью у молодых людей.
Причины болезни в таких случаях могут быть различные. Чем серьезнее травма, тем тяжелее могут быть последствия. Черепно-мозговые травмы зачастую приводят к ретроградной или антероградной амнезии. Пострадавшие не помнят даже как получили травму, что этому предшествовало. Бывает и так, что воспоминания становятся ложными, то есть мозг рисует придуманные картины, которых не было на самом деле. Пациент может сказать, что был в кино, гулял с друзьями, сам же в это время находился в больнице. Галлюцинации воспроизводят несуществующие образы. Нарушение кровообращения головного мозга Одной из основных причин снижения памяти является нарушение кровообращения головного мозга. Способствует этому атеросклероз сосудов.
Кровь меньше поступает к отделам головного мозга, и поэтому возникают проблемы. Любой инсульт, который сильно меняет функции мозга, отрицательно сказывается на мозговой деятельности. При сахарном диабете также могут возникнуть ухудшения памяти. Осложнением болезни является то, что сосуды поражаются, уплотняются и закрываются. Эти поражения могут привести не только к нарушениям деятельности головного мозга, но и других важных органов. Проблемы с памятью у молодых людей. Причины, лечение Перед тем как предпринимать какие-то меры по лечению памяти, стоит понять, какова причина заболевания, и какая болезнь спровоцировала симптомы. Выявляя проблемы с памятью у молодых людей, причины, симптомы установит знающий специалист. Лекарственные препараты употреблять нужно только по его рекомендации.
Врач может назначить физиотерапию с введением глютаминовой кислоты через носовой проход. Ухудшение памяти успешно лечат педагоги-психологи. Они заново учат пациента запоминать материал, при этом задействуют только здоровые отделы головного мозга. Если память резко ухудшилась — это не заболевание, а только симптом. Он предупреждает о более серьезных болезнях, нуждающихся в выявлении и лечении. Потеря памяти нарушает полноценную жизнь, отделяет человека от общества, снижаются адаптивные функции и свойства организма. При выявлении нарушений памяти доктор, скорее всего, выпишет ноотропные средства. К этой группе принадлежит препарат "Ноопет". В его состав включены аминокислоты — дипептиды.
Они воздействуют на кору головного мозга, при этом помогают в восстановлении памяти, концентрации внимания. К какому врачу обращаться? При появлении проблемы с памятью у молодых людей причины, лечение должен устанавливать доктор. Если вы заметили у себя или своих близких какие-то перечисленные выше симптомы, то обязательно обратитесь за консультацией к терапевту, неврологу или нейропсихологу. Они назначат специальное обследование, выявят причины и установят диагноз.
Обновлено 22 декабря 2023 г. Время чтения 5 минут Ухудшение памяти еще несколько десятков лет назад специалисты считали нормальным признаком пожилого возраста: называли «старческой забывчивостью» и не видели смысла в лечении. Однако в последние годы ситуация стала быстро меняться: теперь даже молодые люди отмечают у себя снижение памяти, а ученые пытаются найти решение этой проблемы. Вероятно, она связана с очень большим объемом информации, который приходится обрабатывать нашему мозгу.
Игнорировать собственную забывчивость не стоит — она может быть маркером или следствием перенесённых острых либо хронических заболеваний, и со временем нарушение может усугубиться. В этой статье мы расскажем вам, какими способами можно улучшить память. Виды памяти человека Почему иногда не получается вспомнить важную информацию, а всякие несущественные мелочи долго не идут из головы? Почему один человек может запомнить наизусть «Евгения Онегина», а другой постоянно забывает, куда положил очки? Ученые пока не могут дать ответ на все вопросы, связанные с механизмами работы памяти, но отдельные процессы уже глубоко изучены и подтверждены научными экспериментами. Человеческая память — сложный и уникальный физиологический процесс: нервные клетки нашего мозга способны усваивать, обрабатывать и накапливать поступающую информацию, извлекая ее в нужный момент времени. Каждая клетка делает это по-своему, поэтому существует несколько видов памяти1. По длительности сохранения информации память бывает: краткосрочная — мозг обрабатывает небольшой объем информации в течение 3—5 минут. Если она окажется неважной, то в памяти не сохранится; оперативная — информация остается в головном мозге на протяжении того времени, которое нужно для выполнения определенного действия; долгосрочная — важная или повторно поступающая информация на долгие годы остается в нервных клетках мозга, и по необходимости может быть извлечена из них.
Информация из окружающего мира поступает в наш мозг разными путями, и запоминаем ее мы тоже по-разному. С учетом этого можно выделить следующие виды памяти: зрительная, или образная — запоминание происходящих событий в виде картинки; слуховая — запоминание звуков, которые сопровождают то или иное событие; двигательная — запоминание движений частей тела, которые нужны для совершения того или иного действия; эмоциональная — запоминание переживаний, которые были вызваны происходящими событиями; менее значимы такие виды памяти, как обонятельная, вкусовая и осязательная, то есть запоминание запахов, вкусов и прикосновений.
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости
Головная боль напряжения. Курс лечения прошла сразу после обследования кавинтоном, актовигин, мильгамма, никотиновая кислота, сирдалуд, грандаксин. Проведенное лечение не помогало. Незначительные улучшения были. В настоящее время очень жалуюсь на снижение памяти, работаю бухгалтером, а пару цифр запомнить не могу. Общее состояние — вялость, усталость, плохое засыпание, наличие навязчивых мыслей.
Прошла амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психиатра, психотерапевта врач-психотерапевт в течение двух месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находилась год. Результат — полное восстановление работоспособности, социальная сфера не страдает. Жалоб на состояние здоровья не предъявляет. Проблемы с памятью у мужчины Пациент, 23 лет, мужчина, житель большого города.
Алкоголь потребляет умеренно. Наркотики не принимал. Обратился за консультацией к врачу-психотерапевту по направлению невролога. При этом состояние очень сильно варьируется в течение дня и день ото дня. Много лет терпел, стал заниматься спортом, стал придерживаться режима сна, но лучше не становилось.
Кое-как окончил школу, кое-как учусь в институте, теперь живу жизнью амёбы: целыми днями за компьютером или телевизором. Более полутора лет назад обратился в поликлинику к терапевту. Попытки решить проблемы с памятью Сначала сдал простые анализы — норма. Состояние сердца — норма. Глазное дно тоже в норме.
Эффекта не было. Побывал еще раз у невролога. Направили на РЭГ, он показал какие-то ужасы. Назначили «Гинос» и «Церепро». И электрофорез с «Эуфиллином» на воротниковую зону, наверное, из-за шейного остеохондроза.
УЗДГ показала что всё нормально. МРТ — норма. ЭЭГ — норма. Потом был у невролога, но уже у другого. Прописал на 2 месяца курс из таблеток «Фенотропил» и «Негрустин».
По этой проблеме никак не помогло, но «Негрустин» временно снизил тревогу, которая была с детства. Но через месяц стала возвращаться, приходится пить больше таблеток. Терапевт направил на Гастроскопию, УЗИ брюшной полости, биохимию крови. Всё в порядке.
Причины ухудшения памяти можно разделить на пять групп. Поражения головного мозга Все знают, что память «живет» в мозге. Но где именно? Это, смотря, что мы ищем. Если долговременную память, то за нее отвечает кора.
А вот в гиппокампе, расположенном глубоко в височных отделах, «сидят» механизмы перевода информации из кратковременной в долговременную память. Вообще, центров памяти в мозгу очень много, поэтому любое поражение этого органа может привести к ухудшению памяти. Поэтому наиболее частыми причинными в этой группе являются: а черепно-мозговая травма. Тут все просто: куда бы ни пришелся удар, вероятность его отрицательного влияния на какой-либо из центров памяти очень велика. Кровь не поступает, центры памяти перестают полноценно функционировать. Более того, исследование голландских ученых из медицинского центра St Radboud показало, что память может ухудшиться, даже если именно ее зона — как правило, височная доля, — не была повреждена. Сформировавшееся новообразование даже доброкачественное оказывает давление на смежные с ним области головного мозга. Кроме того, нередки случаи метастазирования в другие части органа. Воспалительные процессы, протекающие в головном мозге, отрицательно влияют как на отдельные центры памяти, так и на весь мозг в целом.
Заболевания других органов Память может ухудшиться и в результате заболеваний других органов: а Заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы в целом даже если это «всего лишь» повышение артериального давления. Кровоснабжение головного мозга ухудшается, следственно, он перестает выполнять свои функции полноценно. На всех органах останавливаться не станем, поговорим лишь о почках. Ученые из США обнаружили, что заболевания почек являются причиной снижения когнитивных функций, в т. Исследование проводилось на основании измерения скорости клубочковой фильтрации GFR — определяет очистительную способность почек и уровня креатинина конечного продукта обмена белков в крови. После пяти лет наблюдения была отмечена закономерность: память добровольцев ухудшалась прямо пропорционально увеличению уровня креатинина в крови и снижению скорости клубочковой фильтрации, то есть при прогрессировании почечных заболеваний. Для хорошей работы мозга необходимо, чтобы он получал все необходимые вещества. Как только обмен веществ всего организма нарушается, мозг начинает испытывать дефицит в них и перераспределять свои «ресурсы», причем центры памяти стоят далеко не в начале «очереди». Неблагоприятные факторы внешней среды К таким факторам относятся: а информационные перегрузки.
У каждого человека есть свой «предел», и как только мозг получает бОльший объем информации, чем может переработать, он «зависает». Причем информация может быть не целенаправленно получаемой, а «хаотично бомбящей»: окружающая среда сейчас насквозь пронизана информационными потоками. Для отличной работы мозга важны, безусловно, многие витамины, но главенство занимает группа В. Эти витамины: поддерживают работу ЦНС; защищают клетки головного мозга от стрессов, перегрузки и преждевременного старения; участвуют в кислородном обмене; снижают показатели свертываемости крови; участвуют в синтезе некоторых нейромедиаторов, запускающих нервные импульсы между нейронами. И если все это обеспечивает функционирование головного мозга в целом, то последнее связано с памятью напрямую: нет импульса, нет работы мозга, нет памяти. В университетах Калгари и Эксетера доказали, что стресс но не легкий, а именно предельный блокирует физиологические процессы, связанные с памятью. Несмотря на то, что исследование проводилось на улитках Lymnaea stagnalis, результат довольно показателен: выдержав огромное количество раздражающих факторов, подопытные забыли абсолютно все, чему их научили ранее. Кроме того, если один стрессовый момент всего лишь понижает качество памяти, то «массированная» стрессовая атака создает кумулятивный эффект, и информация вообще перестает задерживаться в памяти. Во сне организм, в т.
Соответственно, чем качественнее и продолжительнее сон, тем дольше и результативнее осуществляется восстановление. В противном случае мозг не успевает «отдохнуть», теряет способность как запоминать, так и вспоминать. Многие продукты питания хранятся, готовятся в алюминиевой посуде. Пищевые красители также содержат алюминий. В итоге, потребляя продукты «алюминизированной» промышленности, человек обеспечивает своему организму избыток алюминия, который, кстати, крайне медленно и трудно выводится. Как следствие, появляются головные боли, мышление становится вялым, а память ухудшается. Свой вклад вносят и «стимуляторы» вроде энергетических и тонизирующих напитков. Стимуляция, конечно, дает краткосрочный эффект, но при регулярном употреблении мозг становится «ленивым». Хронические интоксикации К причинам этой группы относятся: а курение.
Оно практически «разлагает» мозг, нарушает способность к рассуждению, обучению, ухудшает память. Причем пагубно влияет не только активное, но и пассивное курение. Специалисты University College London доказали, что употребление более 36 г чистого спирта в день ведет к раннему ухудшению памяти, а вот употребление до 20 г спирта в день такие изменения не провоцирует. Любопытно и то, что для памяти вреден полный отказ от алкоголя. Таким образом, оптимальным «графиком» употребления спиртного являются 2-4 бокала вина в неделю. Даже при однократном приеме наркотики могут нанести непоправимый вред мозгу. Например, после разового приема «безобидного» экстази — самого нейротоксичного синтетического наркотика — серотониновая система мозга повреждается настолько, что уже никогда не сможет восстановиться полностью. Некоторые наркотики действуют и после прекращения их употребления. В любом случае эти вещества нарушают саму систему передачи импульсов, вмешиваются в порядок получения, отправления и обработки информации нервными клетками.
Свинец занимает лидирующую позицию среди причин промышленных отравлений, ведь мест его применения очень много: свинцово-плавильные заводы, производство аккумуляторов, типографии, изготовление свинцовых красок, этилированного бензина, керамических изделий, хрустального стекла и др. Кроме того, угроза поражения свинцом есть и вблизи крупных автодорог.
Начните с четверостишия, потом постепенно добавляйте объем и сложность стиха. Рассказывайте стихи везде: по пути на работу, по пути в магазин, по пути к начальнику в кабинет и так далее. Таким же образом можно учить новую песню. Ее напевать можно везде: на кухне, в ванне, пока делаете уборку, получается веселее и быстрее. Упражнение 9 Теперь посмотрим упражнения сложнее. Посмотрите на картинку здесь написаны слова: желтый синим цветом , черный зеленым цветом. Вам надо запомнить первые две строчки закрыть картинку и написать по памяти слова цветными карандашами или ручками. Проверьте, что у вас получилось.
Теперь прочитайте и запомните вторые две строчки закройте картинку и напишите по памяти. Затем прочитайте и запомните третьи две строчки закройте и напишите по памяти. Теперь запомните все шесть строчек закройте слова и напишите их по памяти. Повторите упражнение. Упражнение 10 В этом упражнении даны цифры, они написаны двумя разными цветами черным и красным. Посмотрите внимательно на эти цифры и запомните их. На запоминание дается одна минута. Закройте цифры и напишите по памяти все, что вы запомнили двумя цветами черным и красным. Проверьте, что вы написали, если много ошибок попробуйте запомнить сначала первые две строчки и затем написать их, затем запомните вторые две строчки и напишите их по памяти. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.
Теперь попробуйте выучить наоборот сначала нижнюю строчку, потом вторую снизу и так далее и напишите их по памяти. Это упражнение хорошая тренировка памяти. Упражнение 11 Посмотрите внимательно и запомните следующую картинку, на этой картинке нарисованы животные, млекопитающие, рыбы. Теперь закройте картинку и напишите на бумаге по памяти всех животных, млекопитающих и рыб в алфавитном порядке. Напишите, в какую сторону смотрят звери. Если запомнили не всех животных или в неправильном порядке повторите упражнение. Упражнение 12 Посмотрите на следующую пирамиду, она состоит из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Запомните сначала первые три строчки, закройте пирамиду и напишите цифры по памяти. Проверьте себя. Теперь запомните еще одну строку и напишите по памяти четыре строки.
Каждый следующий раз добавляйте по одной строке и запоминайте. Запомните и напишите все цифры пирамиды полностью. Упражнение 13 Посмотрите на следующую картинку, она разделена на две части, в верхней части картинки нарисованы кружочки, а в нижней части картинки их нет. Запомните, в каких клетках нарисованы кружочки, закройте первую картинку и по памяти нарисуйте кружочки во второй части картинки. Упражнение 14 В этом упражнении даны три столбика с разными словами, прочитайте и запомните их. Закройте слова, и напишите их на бумаге по памяти в каком же порядке. Посмотрите, что у вас получилось. Если написали неправильно, посмотрите еще раз внимательно и повторите упражнение. Затем посмотрите еще раз на слова и закройте их.
Кроссворды, сканворды, ребусы и прочие головоломки не просто помогут вам расширить кругозор, но и продлить молодость мозга, защищая от «старческого маразма». Современный человек настолько отвык считать в уме, что даже таблицу умножения вспоминает с трудом. Сначала это будет даваться с трудом, но уже через несколько недель вы почувствуете, что память, словно сама собой подсказывает вам необходимые числа.
6 причин, почему у тебя плохая память
Токсическое поражение ртутью, свинцом и другими металлами, относящимися к группе тяжелых. Неконтролируемый прием антигистаминных и седативных лекарственных средств на длительной основе, а также транквилизаторов, барбитуратов, холинолитиков и нейролептиков. Курильщики с большим стажем отмечают ухудшение логического мышления, способности к восприятию новой информации, а также ухудшение памяти, при этом вред наносит даже пассивное кружение. Для вас подарок! В свободном доступе до 28. Умеренное употребление алкоголя вполне приемлемо для головного мозга, скажем больше — полный отказ от этого вещества также плохо влияет на него. Грань дозы, которую принято считать безвредной — до 4 бокалов красного сухого вина за неделю. Нейротоксины и наркотики приводят к разного рода сбоям при воспроизведении и обработке информации. Некоторые вещества способны нанести серьезный урон серотониновой системе головного мозга сразу же, с первой дозы.
Признаки проблем с памятью Человеческая психика — очень сложная система, место одной из сложнейших ее структур занимает память. Если человек испытывает расстройства, связанные с ухудшением памяти, то как правило страдают и другие его навыки — он не может нормально общаться с людьми, его процессы познания затруднены, а решения принимаются с большим трудом. Далее мы приведет основные признаки проблем с памятью: вы легко забываете не только малозначимые события, но и серьезные вещи; страдает способность к концентрации внимания, становится тяжелее улавливать логику разговора, с трудом воспринимаются сюжеты сериалов, книг и фильмов; вам становится тяжелее строить планы на будущее и принимать какие бы то ни было решения; писать и разговаривать становится сложнее, человек с нарушениями памяти путает слова местами и с трудом выражает свои мысли; ваше окружение начинает замечать вашу забывчивость и изменения в повседневном поведении; в голове начинают появляться воспоминания о событиях, которых никогда не было, нарушается хронология в историях, которые вы раньше хорошо помнили. Признаки проблем с памятью Проблемы с памятью обычно приходят постепенно, заметить их на начальных этапах проблематично. С течением времени эти расстройства развиваются и все может кончиться тем, что человек не только потеряет способности к общению, но даже разучится самостоятельно себя обслуживать. Необязательно специально садиться и решать примеры как в школе, просто начните без калькулятора считать проценты по скидкам, чаевые курьерам и т.
Ухудшение функций мозга происходит при недостатке кислорода вследствие сердечно-легочной недостаточности, токсическом поражении при печеночной и почечной недостаточности. Кислородное голодание мозга после резкого подъема или снижения артериального давления часто сопровождается резким ухудшением памяти.
Такое же действие оказывает снижение уровня глюкозы при голодании и сахарном диабете. Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия — поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ. Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при гипотиреозе, что обусловлено недостатком йода в организме. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты также сопровождается нарушением памяти. Витамин В12 необходим для регенерации миелина — вещества, которое покрывает нервные волокна и обеспечивает их функционирование. Разрушение миелинового слоя сопровождается замедлением нервных импульсов и нарушением памяти. Память может страдать у пациентов, принимающих ряд лекарственных препаратов. К ним относятся холинолитики атропин, скополамин, платифиллин, металлизир , антидепрессанты и нейролептики.
Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны например, бодибилдеры , имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом. Опухоли, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингит. Воспаление оболочек и ткани мозга приводит к разрушению нервных структур и в результате к нарушению познавательной деятельности, речи и памяти.
У ртути же есть три основных источника: Амальгама в зубных пломбах. Пломба среднего размера содержит 750 000 мкг ртути, из них 10 мкг высвобождается ежедневно. Плюс ртуть выделяется быстрее, если амальгаму нагреть до температуры горячего чая. Мертиолят — органическое соединение ртути — имеется в вакцинах против гриппа, гепатита В, АКДС и является более опасным, чем ее пары.
Содержащаяся в ней ртуть уже прореагировала с защитными молекулами, и существенной опасности для здоровья не представляет. Но все-таки переедать тунца не стоит. Кроме того, потенциальными источниками ртути в доме являются термометры, термостаты, ртутные переключатели и барометры. Ухудшение памяти является побочным действием множества препаратов. Если же данными лекарствами злоупотреблять, создастся кумулятивный эффект, что особенно сильно проявляется после приема транквилизаторов, седативных препаратов. В список таких фармгрупп также входят нейролептики, холинолитики, «сердечные» капли, барбитураты, холинолитики, антидепрессанты, антигистаминные препараты. Возрастные изменения организма Основные изменения, влияющие на ухудшение памяти в пожилом возрасте, — склеротические: стенки сосудов мозга, прочих тканей и органов постепенно лишаются эластичности, становятся жесткими. Кроме того, сужается просвет сосуда, развиваются микроинсульты кровоизлияния, хоть и мелкоточечные, в разных долях мозга. Дополнительной причиной является изменение мозга, нарушающие качество сна: префронтальная кора теряет свой объем. Если добавить к этому множество заболеваний мозга, называемых «старческими» болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона , ухудшение памяти с возрастом становится очевидным.
Чтобы остановить или замедлить течение склеротических изменений, врачи зачастую назначают прием ноотропных медикаментов. Оригинальным ноотропным препаратом центрального действия является Глиатилин. Он производится на основе холина альфосцерата, который улучшает состояние центральной нервной системы ЦНС , благодаря фосфатной форме, он быстрее проникает в головной мозг и лучше усваивается. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов, положительно влияет на пластичность мембран нейронов, а также на функции рецепторов. Он помогает замедлить старение и деградацию головного мозга, которые являются причиной развития всевозможных расстройств и нарушений памяти. Также холина альфосцерат оказывает нейропротекторное действие и ускоряет процесс восстановления памяти после повреждений вызванных естественным путем, в результате механических воздействий внутри или снаружи организма.
Врач поделился историей одного пациента, с которой ему пришлось столкнуться. Молодой человек работал в лесу, где его укусил клещ. А он не был привит. В итоге — заражение клещевым энцефалитом и полная потеря памяти. Его голова работает ровно по полчаса — за это время его быстро вводят в курс дела, а через полчаса это снова чистый лист. Это воспаление мозга, если менингит — это воспаление оболочек мозга, то есть тут сам мозг воспаляется. Он бывает гриппозным, после ветрянки. Энцефалиты очень сильно влияют на голову», — пояснил Мясников. Главное, что предупредить такую проблему нередко можно заранее, привившись. Какие еще заболевания могут стать причиной проблем с памятью? Один из вариантов — болезни щитовидной железы.
Россиянам рассказали о причинах плохой памяти
Память, Плохая память, Забывчивость, Рассеянность, Невнимательность, Длиннопост. Почему? Потому что кратковременная память оперирует короткими блоками информации — от пяти до девяти элементов. Причины, подходы к лечению. Провалы в памяти – неспецифический симптом, который возникает при различных состояниях. Провалы в памяти – проблема, которая не только мешает повседневной жизни, но также вызывает беспокойство. Плохая кратковременная память и провалы у пожилых людей: проявления и лечение. Если помимо плохой памяти ты чувствуешь постоянную усталость, сонливость, сухость кожи, набираешь вес, хотя аппетит при этом не растет, стоит проконсультироваться с эндокринологом. Причины ухудшения памяти в молодом возрасте. Нарушение памяти у пожилых людей обычно вызвано возрастными изменениями организма.
Почему возникают проблемы с памятью и как от них избавиться
При заболеваниях печени у пациентов значительно ухудшается память и снижаются умственные способности, предупредил гепатолог Ашвин Дханда. Причины и какие заболевания приводят к потере памяти. О чём говорят краткосрочные, долгосрочные и другие проблемы с памятью у взрослых. Что делать и какое лечение эффективно при потере памяти. «Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью.
Почему плохая память – это хорошо?
Почему ухудшается память Это замечают многие — с возрастом сложнее вспомнить, где вы оставили ключи или телефон. Имена и фамилии, которые раньше буквально всплывали в голове, приходится «вытягивать из памяти». Майкл Яссы, невролог из Университета Джона Хопкинса США выяснил, что ухудшение памяти связано с процессами деградации в гиппокампе — этот отдел височной части мозга осуществляет оперативную обработку и хранение данных. Он чем-то схож с оперативной памятью и жесткими дисками компьютера: при необходимости человек отыскивает в мозговом «архиве» нужную информацию. С возрастом мозгу это делать труднее.
Это связано не с перенасыщением ресурса, а со снижением скорости и эффективности мозговых процессов. Атеросклероз сосудов вызывает ухудшение кровоснабжения тканей головного мозга и гибель мозговых клеток. Нейроны в нервной ткани погибают и не восстанавливаются. Физиологическим причинами Майкл Яссы объясняет и склонность пожилых людей к ностальгии и воспоминаниям молодости.
Мозгу легче выдавать имеющуюся информацию, чем обрабатывать новую, особенно кратковременную. Поэтому при склерозе легче вспомнить стихи Пушкина из школьной программы, чем остановку, на которой надо выйти из автобуса. Причины, ускоряющие ухудшение памяти У некоторых людей мозг «стареет» раньше времени. Ускорение процессов, приводящих к старческой деменции и амнезии, вызывают: Наследственные особенности организма.
Члены одних семей сохраняют память дольше, чем других.
Упражнения для развития памяти и внимания Упражнение 1 Вам надо пойти в магазин и купить определенный перечень продуктов. Вы пишете на бумаге свой перечень и идете с ним в магазин, чтобы ничего не забыть. Попробуйте написать перечень товаров на бумаге и запомнить его. В магазине покупайте товары по памяти. Если список большой, и вы боитесь что-то забыть, вы можете взять с собой этот список, но не пользуйтесь им положите его в сумку и постарайтесь купить по памяти. Упражнение 2 Вы встретили старого знакомого случайно на улице или в магазине.
У вас завязался разговор. Постарайтесь в этом разговоре изучить этого человека подробно и запомнить: какой цвет и разрез глаз, какое лицо у этого человека, какая одежда на нем, что у него в руках, запомните как можно больше. Постарайтесь запомнить дословно ваш разговор. Вечером постарайтесь вспомнить вашу встречу и то, что вы запомнили об этом человеке, о чем говорили, вспомните все до мелочей. Упражнение 3 Постарайтесь приучить себя читать. Выберите интересную книгу и начните читать с одной или двух страниц это не много и попробуйте дойти до тридцати страниц в день. Если вы работаете и заняты целый день, то можно найти время почитать в обеденный перерыв или вечером перед сном.
После чтения попробуйте пересказать то, что вы прочитали. На это тоже можно найти время, например, когда вы идете в магазин, на собрание в школу, по пути домой или по пути на работу. Упражнение 4 По пути на работу вы можете запоминать номера домов, вечером возвращаясь с работы, вы по памяти рассказываете эти номера домов. Можно просто проходя по улице не важно, куда запоминать номера машин, которые проезжают мимо. Вечером попробуйте вспомнить и рассказать эти номера машин. Упражнение 5 Это очень простое упражнение. Когда вы идете в магазин запоминайте цены на товары, которые вы покупаете.
Эти цены вы можете сравнить с ценами других магазинов. Упражнение 6 Вы готовите торт по новому рецепту. Попробуйте его запомнить и приготовить торт по памяти. Не заглядывайте в рецепт старайтесь запоминать. Упражнение 7 Если вы ходите по одному маршруту в магазин или на работу измените его ходите как можно чаще разными маршрутами и запоминайте что-то новое. Вы можете увидеть красивое дерево, прекрасный фонтан, необыкновенное здание, красивые фасады зданий и так далее. Спустя время вспомните свой новый маршрут и пройдите по нему мысленно вспомните все до мелочей.
Упражнение 8 Учите стихи каждый день. Учить надо внимательно не путая слова. Начните с четверостишия, потом постепенно добавляйте объем и сложность стиха. Рассказывайте стихи везде: по пути на работу, по пути в магазин, по пути к начальнику в кабинет и так далее. Таким же образом можно учить новую песню. Ее напевать можно везде: на кухне, в ванне, пока делаете уборку, получается веселее и быстрее. Упражнение 9 Теперь посмотрим упражнения сложнее.
Посмотрите на картинку здесь написаны слова: желтый синим цветом , черный зеленым цветом. Вам надо запомнить первые две строчки закрыть картинку и написать по памяти слова цветными карандашами или ручками. Проверьте, что у вас получилось. Теперь прочитайте и запомните вторые две строчки закройте картинку и напишите по памяти. Затем прочитайте и запомните третьи две строчки закройте и напишите по памяти. Теперь запомните все шесть строчек закройте слова и напишите их по памяти. Повторите упражнение.
Упражнение 10 В этом упражнении даны цифры, они написаны двумя разными цветами черным и красным. Посмотрите внимательно на эти цифры и запомните их. На запоминание дается одна минута. Закройте цифры и напишите по памяти все, что вы запомнили двумя цветами черным и красным. Проверьте, что вы написали, если много ошибок попробуйте запомнить сначала первые две строчки и затем написать их, затем запомните вторые две строчки и напишите их по памяти. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки. Теперь попробуйте выучить наоборот сначала нижнюю строчку, потом вторую снизу и так далее и напишите их по памяти.
Это упражнение хорошая тренировка памяти. Упражнение 11 Посмотрите внимательно и запомните следующую картинку, на этой картинке нарисованы животные, млекопитающие, рыбы. Теперь закройте картинку и напишите на бумаге по памяти всех животных, млекопитающих и рыб в алфавитном порядке. Напишите, в какую сторону смотрят звери. Если запомнили не всех животных или в неправильном порядке повторите упражнение. Упражнение 12 Посмотрите на следующую пирамиду, она состоит из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Запомните сначала первые три строчки, закройте пирамиду и напишите цифры по памяти.
Проверьте себя. Теперь запомните еще одну строку и напишите по памяти четыре строки. Каждый следующий раз добавляйте по одной строке и запоминайте. Запомните и напишите все цифры пирамиды полностью. Упражнение 13 Посмотрите на следующую картинку, она разделена на две части, в верхней части картинки нарисованы кружочки, а в нижней части картинки их нет. Запомните, в каких клетках нарисованы кружочки, закройте первую картинку и по памяти нарисуйте кружочки во второй части картинки. Упражнение 14 В этом упражнении даны три столбика с разными словами, прочитайте и запомните их.
Закройте слова, и напишите их на бумаге по памяти в каком же порядке. Посмотрите, что у вас получилось. Если написали неправильно, посмотрите еще раз внимательно и повторите упражнение. Затем посмотрите еще раз на слова и закройте их. Напишите все слова в алфавитном порядке.
Пациенту зачитывают 10 слов, не связанных друг с другом, а человек старается повторить как можно больше. Затем врач снова читает слова, а пациент — повторяет.
Исследование позволяет оценить опосредованную память. Пациенту называют 10-15 слов, после чего он составляет рисунок, с которым ассоциируются все услышанные понятия. Человек должен вслух повторить сказанное врачом. Через 1 час доктор снова просит назвать слова по рисунку. Для диагностики основного заболевания при снижении памяти могут потребоваться инструментальные и лабораторные исследования: электроэнцефалограмма головного мозга ЭЭГ-мониторинг ; анализы крови: общий и на гормоны; УЗИ внутренних органов по показаниям. Лечение при ухудшении памяти Врач назначит терапию после того, как выяснит, почему произошло угнетение когнитивных функций. Лечение при снижении памяти направлено на устранение основной причины.
Без адекватной терапии болезни невозможно добиться положительного результата от коррекции. Лечиться придется длительно. Иногда терапия назначается пожизненно — об этом подробно расскажет врач. Для лечения плохой памяти могут назначить: Диету, богатую морской рыбой, цельнозерновыми злаками. В рацион включают брокколи, помидоры, орехи, семена тыквы. Важно соблюдать питьевой режим; Медикаментозное лечение. В неврологии используют препараты для улучшения работы головного мозга: ноотропы.
В случае опухолей, болезни Альцгеймера и других патологий лечение должно быть специфическим; Физические нагрузки. Можно заниматься с тренером или самостоятельно. В современных городах много уличных спортивных площадок, работают бассейны, есть парки с прогулочными дорожками. Посильные физические нагрузки способствуют насыщению головного мозга кислородом и питательными веществами, усиливают кровообращение.
На занятиях она использовала успокаивающие виды деятельности, которые снимали психологическое напряжение: работа с глиной, песком, водой, пальчиковое рисование красками. В своей практике Оклендер применяла и работу с деревом строительство, моделирование — это помогало детям активировать кинестетику. Конечно, всё это время Фил принимал ряд лекарственных препаратов , которые позволяли контролировать активность нейромедиаторов мозга.
В итоге освобождение от синдрома дефицита внимания и гиперактивности стало следствием как психотерапевтических воздействий, так и лекарственных. Расстройства обучения Теперь Фил работает в школе: обучает детей с особенностями. И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению. К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей. Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое. Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать.
Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры. Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать. Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее.
Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти.
Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание.
И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся. Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом. Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот. Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше.
В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали. Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться. На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч. Кроме того, у Алекса плохая осанка, а порой он не может сообразить, какой рукой воспользоваться для решения той или иной задачи.