Новости нападение на порт артур

Смотрите видео онлайн «Порт-Артур: История военной базы» на канале «Телеканал «Apиг Уc»» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 мая 2023 года в 9:57, длительностью 00:06:22, на видеохостинге RUTUBE. Но, главным объектом нападения являлась русская военно-морская база-крепость Порт-Артур, которая только отстраивалась и не была готова к длительной обороне. Нападение на Порт-Артур в ночь на 26 января (8 февраля) — 27 января (9 февраля) 1904 года — японская эскадра без предупреждения напала на российский Порт-Артур[2], что стало началом русско-японской войны. В подготовке дополнительного материала ко второму изданию романа «Судный день Порт-Артура» Владимиру Васильеву помог уже упомянутый Валерий Половинкин. В манифесте Николая бой в Чемульпо не упоминался — только нападение на Порт-Артур.

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года японцы напали на русскую эскадру в Порт-Артуре

Одно небольшое судно оставалось на месте происшествия приблизительно около шести часов, а затем ушло за эскадрой, также не сделав попытки оказать помощь... Невозможно превзойти возмущения, которое этим вызвано. Оно еще увеличивается жестокосердием русского командующего, который безусловно знал, перед тем как продолжать свой путь что его эскадра обстреляла и нанесла серьезный урон невинным и беззащитным людям" "British Documents". Не увязав концы с концами, английское правительство не рассчитало, что ни один русский миноносец не мог оставаться на месте происшествия по той простой причине, что - как это можно считать достоверно установленным на основании документов - в балтийской эскадре - в момент инцидента не было ни одного миноносца; все русские миноносцы были впереди эскадры более чем на 200 миль, а поэтому пресловутый миноносец, остававшийся на месте происшествия до утра, и являлся, очевидно, одним из тех японских миноносцев, который атаковал эскадру и, по свидетельству офицеров и матросов, был сильно подбит и, по-видимому, исправлял нанесенные ему повреждения или поджидал помощи со стороны.

Естественно поэтому, что командующий эскадрой в своем донесении от 28 октября 1904 года резко протестовал против "обвинения, брошенного одному из его миноносцев, который будто бы оставался всю ночь на месте происшествия, не оказав помощи жертвам", и заявил, что "русская дивизия не имела миноносцев" и "военный корабль, присутствие которого было замечено в течение всей ночи, был поврежденным японским миноносцем". Заслуживают особого внимания показания английского капитана Лукаса, сделанные им после "гулльского инцидента" в российской миссии в Брюсселе. Этот капитан, плававший в течение 25 лет в Северном море, утверждал, что он лично еще за пять дней до "гулльского инцидента", по пути из Антверпена в Англию, находясь в английском пароходе "Titania", в 61,4 часов утра в 25 милях от плавучего маяка "Newarp", видел два судна странного типа с одной большой мачтой впереди и маленькой - сзади.

Миноносцы держали курс "S. Более того: в подтверждение своих показаний капитан Лукас представил российской миссии сделанную им зарисовку профиля виденных им миноносцев, которые по внешнему езду были похожи на рыбачьи траулеры Архив Внешней политики, яп. N 302.

Эти сведения капитана Лукаса подтверждаются показаниями норвежского лоцмана Христиансена, который прибыл в русскую миссию в Христиании в октябре 1904 года и заявил, что он "ночью во время плавания в Северном море между Доггер-Банком и западным берегом Дакии, 19 и 20 минувшего октября видел два подозрительных судна... Не менее важно также и показание шведского механика Лефштрема Lofstrom , который сообщил следующее: "За двое суток до происшествия он был нанят в Whitley Bay, близ Ньюкастля, неизвестным ему японцем отнести какой-то чемодан в пустынное место на берет моря, где японец сел в ожидавшую его шлюпку и переехал на стоявший вблизи двухтрубный миноносец, тотчас же ушедший в море" там же, д. Одновременно два английских матроса, Вильям Беннет и Джордж Уолш, заявили о том, что накануне происшествия к ни обратился неизвестный японец, который пытался их склонить за крупную сумму денег к участию в каком-то опасном предприятии в Северном море, близ Гулля, для чего матросы должны были переодеться рыбаками.

Это заявление, проникшее в печать, произвело такой переполох в Лондоне, что английская официозная пресса, боясь разоблачений обвинила матросов в подкупе их русскими агентами. Однако оба матроса энергично отстаивали свое полное бескорыстие и согласились подтвердить свои показания под присягой. В ночь происшествия в Доггер-Банке стояло специальное госпитальное судно "Alpha", на котором, по заявлению доктора Кольмера, находился подозрительный японец, который исчез тотчас же после происшествия, забыв впопыхах некоторые свои вещи и бумаги.

Прибывший 28 октября в Гулль в числе других пострадавший рыбак с погибшей паровой рыбачьей лодки "Grane" подтвердил присутствие перед носовой частью их лодки одного военного судна, а за кормовой частью другого, которые перестреливались так, что их лодка находилась между двух огней. Таким образом, факт присутствия миноносца можно считать установленным, однако это был не русский, а японский миноносец. Даже во французской публикации "Documents Diplomatiques Francais" мы находим указание на то, что "английские рыбаки были возмущены присутствием иностранного судна" "Documents Diplomatiques Francais", p.

V, N 396. Весьма знаменательно, что как только строго мотивированное опровержение командования эскадрой появилось в одной из газет, вся английская пресса забила отбой и больше не возвращалась к выдвинутому ею первоначальном у сообщению. Более того: спустя некоторое время на заседании следственной комиссии в Париже английские делегаты заявили, что "рыбаки, несомненно, ошиблись", ибо никакого миноносца не было, а просто утром через это место проходил русский пароход "Камчатка", и они приняли его за миноносец.

Но этот новый аргумент был столь неуклюже состряпан, что с головой выдавал истинных организаторов гулльской провокации, т. В самом деле, можно допустить, что "Камчатка" действительно утром 22 октября 1904 года проходила через место происшествия, но ведь речь шла о миноносце, который "оставался на месте всю ночь до утра". И, наконец, можно ли допустить, чтобы при дневном освещении опытные, старые английские морские волки могли принять такой безобразнейший высокобортный коммерческий пароход, каким была "Камчатка", за вражеский миноносец?

В заключение небезынтересно привести следующий факт, еще лишний раз подтверждающий наличие японских миноносцев в Северном море в октябре 1904 года. Один из участников похода эскадры Рожественского, капитан В. Семенов, в своей трилогии "Расплата", представляющей собой дневник событий русско-японской войны 1904 - 1905 годов, рассказывает о следующем, весьма любопытном эпизоде: "...

Лежа на койке японского госпиталя в Сасебо, я узнал от товарищей, тоже раненых, но уже поправлявшихся и свободно гулявших по госпиталю, что в соседнем бараке лечится от острого ревматизма японский лейтенант, бывший командир миноносца. В это время в Портсмуте в Америке уже начались переговоры, конечным результатом которых должно было явиться заключение мира на тех иди иных условиях. Это всем было ясно, а потому наш сосед, вероятно, не находил нужным особенно секретничать относительно прошлого.

Он открыто заявлял, что нажил свою болезнь за время тяжелого похода из Европы в Японию. Мы, ваш отряд, тронулись в поход в конце этого месяца. Одновременно со второй эскадрой?

Как же мы ничего о вас не знали? Под каким флагом вы были? Когда прошли Суэцкий канал?

Конечно, не под японским! Почему вы не знали? Об этом надо спросить вас...

Следом за отрядом адмирала Фалькерзама! Это уж совсем нескромный вопрос! Тем более, что в европейских газетах около того времени октябрь-ноябрь 1904 г.

Семенов "Расплата". I, стр. Эти факты, записанные Семеновым, заслуживают особого внимания.

Попутно небезынтересно отметить, что дневник Семенова был вскоре же переведен на все европейские языки и им пользовались как авторитетным справочником в английском морском министерстве. Таким образом, совершенно очевидно, что нашумевший "гулльский инцидент" являлся тонко задуманной англо-японской провокацией, цель которой состояла в том, чтобы не допустить русской эскадры на Дальний Восток и тем самым добиться разгрома военно-морских сил России, а стр. В этой связи заслуживают особенного внимания пометки Вильгельма на секретных донесениях германских дипломатических и военных представителей заграницей.

Германский кайзер, несомненно, о многом догадывался, но еще больше звал из весьма конфиденциальных и достоверных источников. Вследствие этого была выдвинута Гулльская рыбачья флотилия и поставлены условия - елико возможно неприемлемые, чтобы иметь основания возможно дольше задержать русских" "Die Grosse Politik". N 6106.

В другом из донесений германского посла в Лондоне Меттерниха указывалось: "Русские в неожиданно проявившемся паническом страхе приняли рыбачьи лодки за японские миноносцы", - Вильгельм заметил о Рожественском: "Он безусловно имея перед собой миноносцы под чужим флатом. По всей вероятности, оставшиеся из проданных англичанами японцам" "Die Grosse Politik". N 6101.

А в беседе с российским полковником Шебеко, состоявшим при Вильгельме II, 15 ноября 1904 года кайзер сказал: "Адмирал Рожественский иначе не мог и не должен был поступить; виденные с его судов миноносцы должны, безусловно, быть японского происхождения... Ведь они затем бесследно исчезли. Может быть, даже они японцами и не были куплены, а только взяты для дробного плаванья и для наведения русского огня на английских рыбаков" Красный архив, т.

N 442. Вследствие этого... Мы надеемся, что российское правительство сделает это без колебаний, потому что мы не можем допустить, чтобы Балтийский флот вышел из пределов досягаемости без того, чтобы была сделана попытка выполнить наши требования.

Это не такой случай, чтобы можно было терпеть дипломатические проволочки" "British Documents". Эти требования, предъявленные с ультимативной форме, были подкреплены Англией угрозой войны. Был отдан приказ по адмиралтейству послать все бронированные крейсеры и эскадренные миноносцы английской средиземноморской эскадры в Гибралтар навстречу русской эскадре и в случае сопротивления преградить ей путь вооруженной силой.

В телеграмме английского адмиралтейства от 27 октября 1904 года командиру Ламаншской эскадры в Гибралтаре были даны следующие инструкции: "Может стать необходимым, чтобы вы задержали Балтийскую эскадру убеждением, если это окажется возможным, силой - если это станет необходимым. Для того чтобы ваши силы были таковы, чтобы не было бесчестием для русских уступить им, мы посылаем вам шесть линейных кораблей, четыре бронированных крейсера и все находящиеся в нашем распоряжении миноносцы из Средиземного моря... В ответ на этот приказ командующий ламаншской эскадрой лорд Чарльз Бересфорд срочно запросил адмиралтейство: "Потопить их или привести в Портсмут?

N 6117. Отношения между Россией и Англией в эти дни были настолько напряженными, что война ожидалась с минуты на минуту.

В результате бой не принес успеха одной из сторон. Ни японцы, ни русские не потопили ни одного корабля, несколько кораблей было повреждено. Того переоценил результаты ночной атаки и повел решительную атаку на русский флот, надеясь его полностью уничтожить. Однако сильно ошибся. Японский флот спасла только нерасторопность русского командования.

Русский флот и береговые батареи не использовали уникальную возможность, чтобы нанести врагу тяжелый урон. В целом японцы после боя оказались в более выигрышном положении, так как у них были лучше развиты судостроительные, ремонтные мощности. Так, в Сасебо имелся сухой док, а ремонтные возможности Порт-Артура были ограничены. Гибель «Варяга» и дальнейшие боевые действия 8 февраля Уриу высадил в Чемульпо десантные силы и предложил русским кораблям выйти из гавани. Во многом гибель этих кораблей на совести наместника Алексеева. Он знал об угрозе японского нападения, но не отозвал эти корабли в Порт-Артур. В результате они были поставлены в гибельное положение.

Адмирал Того, который держался на временной базе около Чемульпо, решил блокировать русскую эскадру. Минирование подходов, затоплением старых судов и бомбардировка с моря должны были привести к поражению русского флота. Русские командование отказалась от активных действий и 10 февраля все корабли были переведены во внутреннюю гавань. Задачи флоты были ограничены разведкой в ближней зоне и поддержкой обороны Квантунского полуострова. На ближних подступах к Порт-Артуру стали ставить минные заграждения. Ставивший мины транспорт «Енисей» подорвался на собственной мине. На берегу посчитали, что он подвергся нападению врага, и отправили на помощь бронепалубный крейсер «Боярин».

Крейсер оказался на собственно минном поле и также подорвался. Капитан В. Сарычев решил покинуть корабль, который казался гибнущим. Однако корабль погиб уже от второго взрыва, когда его снесло на новые мины. Того решил блокировать русский флот путем затопления нескольких судов в узком выходе из внутренний гавани. В ночь на 23 февраля несколько вражеских брандеров при поддержке миноносцев попытались реализовать этот замысел. Однако русские сторожевые корабли, при поддержке «Ретвизана» отбили эту атаку.

Один брандер потопили, другой были сильно поврежден и его выбросило на прибрежные камни. У Порт-Артура был оставлен японский крейсерский отряд. Чтобы корабль не достался врагу, лейтенант М. Подушкин затопил его. Таким образом, в начале войны для Японской империи сложилась самая благоприятная обстановка. Русский флот, который представлял огромную угрозу планам японского командования, находился в бездействии. Адмирал Старк, несмотря на сохранение боеспособности Тихоокеанской эскадры и возможности вести борьбу за господство в акватории Желтого моря, отказался от активных действий.

В корейских портах Цинампо и Чемульпо японцы начали высадку экспедиционных сил. Там высаживался первый эшелон 1-й японской армии генерала Куроки. Транспортный поток из японских портов шёл практически беспрерывно. С кораблей японские войска пересаживались на лодки, сампаны, шлюпки и джонки, и высаживались на берег. Военное положение объявили в Порт-Артуре и Владивостоке. Здесь японцы впервые столкнулись с казаками. Казачья сотня опрокинула японский кавалерийский эскадрон и гнала его до Сеула.

Дальше преследовать врага русский командир не стал. Он должен был наблюдать за противником. Вскоре вся Корея была потеряна. В итоге ни Алексеев, ни Куропаткин, ни Старк, как военные руководители русских вооруженных сил на Дальнем Востоке, не смогли решить главную задачу начального этапа войны — сорвать высадку японских войск в Корее. Война на суше практически не велась. Японцы спокойно вели высадку войск, оружия и материальных средств. Подтягивали войска к пограничной реке Ялу, к границе Южной Маньчжурии.

В то же время японское командование ошиблось со сроками переброски войск. Переброска войск из Японии в Корею проходила более медленными темпами, чем изначально планировали. Японский соединенный флот занимался блокадой Порт-Артура и прикрытием десантных судов. Часть его сил была отвлечена Владивостокским отрядом крейсеров. Источники: Быков П. Кремлев С. Россия и Япония.

Куропаткин А. Русско-японская война, 1904-1905: Итоги войны. Левицкий Н. Мартин Кристофер. Русско-японская война.

Эти корабли сменили легкий крейсер «Боярин» и канонерку «Гиляк», находившихся там в качестве стационеров, и сами остались на дежурстве в этом качестве. Чемульпо считался нейтральным портом, так как еще 3 января корейское правительство заявило, что остнется нейтральным в возможном русско-японском конфликте. Кроме русских военных кораблей и парохода «Сунгари», принадлежавшего КВЖД, в порту находились крейсеры третьих стран: британский крейсер «Талбот», французский — «Паскаль», итальянский — «Эльба» и американский авизо «Виксбург». Задача атаковать русские корабли была возложена японским командованием на контр-адмирала Уриу. В то время как главные силы японского Соединенного флота под руководством вице-адмирала Того устремились к Порт-Артуру, отряд Уриу шел к Чемульпо.

С его транспортов был высажен десант, который в тот же день захватил Сеул, а корабли Уриу ушли в море поджидать «Варяга» и «Корейца». Рано утром 27 января 9 февраля по н. Одновременно Уриу предупредил об этом своем намерении командиров кораблей, принадлежавших третьим странам, рекомендуя им выйти из порта до указанного времени атаки. Получив требование японцев около половины десятого утра, командир «Варяга» В. Руднев обратил внимание старшего на рейде Льюиса Бейли на нарушение японцами норм международного права. Бейли созвал совещание командиров находящихся в Чемульпо военных кораблей, на котором Рудневу было предложено покинуть рейд до 14. В противном случае иностранные моряки оставляли за собой право увести с рейда свои корабли, чтобы не пострадать самим. Двум русским кораблям в этом легендарном бою противостояли шесть японских крейсеров и восемь миноносцев. Морской бой, пожалуй, самый знаменитый в истории российского флота, неоднократно описан в литературе. Так, Ю.

Дискант в книге «Порт-Артур» приводит следующие подробности: «В 11. Однако Руднев отказался и в 11. Повреждения, полученные «Варягом», особенно пробоины ниже ватерлинии, создавшие сильный крен на левый борт, делали продолжение боя бесперспективным, и крейсер, управляясь машинами, повернул в обратно в порт. Заметного урона японцам русские корабли не нанесли. Перед русскими моряками встал непростой выбор: либо, переместив тяжелые орудия «Корейца» на «Варяг», починиться и попытаться еще раз прорваться в Порт-Артур, либо затопить корабль и сойти на берег или безоружными, имея в виду нейтралитет Кореи, или с оружием, ибо в Чемульпо к этому моменту уже находились японские воинские части численностью около 3 000 человек. Осмотр крейсера выявил непригодность «Варяга» к бою, и Руднев принял решение взорвать его тут же на рейде, однако Бейли попросил избрать какой-нибудь другой способ, так как взрыв в относительно тесном пространстве рейда мог повредить иностранные корабли. Вместе с тем он заявил, что иностранные суда покинут его до 16. Экипажи «Варяга», «Корейца» и парохода «Сунгари» решено было переправить на иностранные корабли, как на нейтральную территорию. Совет офицеров «Корейца» согласился с решением командира «Варяга». Экипаж «Корейца» перевезли на французский крейсер «Паскаль», экипаж «Варяга» — на английский «Талбот» и итальянский «Эльбa».

Сеттльментом Чемульпо для оказания первой помощи раненым воюющих держав был сформирован летучий отряд Красного Креста. Паровой катер под флагом этого отряда доставил на «Эльбу» экипаж русского парохода «Сунгари», а в Чемульпо свез 24 тяжелораненых с «Варяга», где двое из них скончались от ран. Японцы согласились считать этих раненых потерпевшими кораблекрушение и поместили в свой госпиталь Красного Креста. На «Варяге» открыли кингстоны, и в 18. Контр-адмирал Уриу потребовал от командиров нейтральных крейсеров выдать русских моряков как военнопленных, однако все они, не без нажима со стороны команд, симпатизировавших нашим соотечественникам, решительно ему отказали. Взрыв «Корейца» Источник: Wikimedia Commons Японцам ничего не оставалось делать, как сообщить миру, что оба корабля потоплены в бою вместе с командами. Тем не менее известно, что от имени адмирала Уриу русских раненых в японском госпитале посещал флагманский врач японской эскадры Ямамото Йей и даже передавал им подарки. Японцы согласились выпустить из Чемульпо экипажи «Варяга» и «Корейца» при условии, что все военнослужащие дадут подписку, где обязуются не принимать более участие в боевых действиях против Японии. Такую подписку русские моряки могли дать только по Высочайшему разрешению, которое и было получено от императора Николая. Лишь старший офицер крейсера «Варяг» В.

Степанов отказался дать подобную подписку. Только 28 января Япония объявила войну официально. Епанчин Николай Епанчин 1857-1941 Источник: Wikimedia Commons «С января 1900 года в Морской Академии начались занятия военно-морской игры с целью проверки нашей боевой подготовки на Дальнем Востоке. Это было сделано по особому желанию Государя; старшим посредником был назначен адмирал Зиновий Петрович Рожественский, я был назначен посредником по сухопутной части. Для участия в этих занятиях я пригласил нашего военного агента в Японии полковника Генерального Штаба Самойлова, находившегося временно в Петербурге; это был весьма знающий свое дело военный агент; он основательно изучил японскую армию и был вполне в курсе японских военно-морских дел. Он считал, что при тех условиях, в которых находятся наши войска и наша эскадра на Дальнем Востоке, при слабой провозоспособности Сибирского пути, трудности сосредоточения достаточных сил и снабжения их, нам крайне трудно будет вести успешно военные действия против японской армии и японского флота, которые он ценил как очень серьезного противника. Об этом он доносил военному министерству, но его донесениям не давали должной оценки. Несмотря на то что дело это было организовано по личному желанию Государя и мы собирались два раза в неделю в течение трех месяцев, наши занятия ни разу не посетили ни военный министр Куропаткин, ни морской министр адмирал Тыртов, ни начальник Главного Штаба генерал Сахаров. Великий князь Александр Михайлович с самого начала заявил, что он намерен увести нашу эскадру из Владивостока и Порт-Артура на юг, навстречу тем подкреплениям, которые должны были направиться в дальневосточные воды из Балтийского моря, а если удастся, и из Черного. Это решение, хотя и обидное для нашего самолюбия, было вполне целесообразным вследствие слабости наших морских сил сравнительно с японскими.

Но такое решение давало японцам полную свободу действий на море и возможность производить высадки на наших берегах беспрепятственно. Уже одно это доказывало, что в морском отношении мы в 1900 году были совершенно не готовы к борьбе с Японией. Руководители игры решили нашу эскадру не уводить, дабы путем тщательной проверки выяснить, насколько мы действительно слабы в морском отношении на Дальнем Востоке. Замечательно, что адмирал Вирениус, командовавший японской стороной, решил начать военные действия без объявления войны, как это и было сделано японцами в январе 1904 года, ровно через четыре года. Вирениус, так же как и японцы, атаковал ночью русские суда, стоявшие на наружном рейде у Порт-Артура. Оказалось, что порт этот был так плохо оборудован, что починка поврежденных судов эскадры была весьма затруднительна. Перевозка войск по Сибирскому пути также оказалась затруднительной и медленной, а переправа через Байкал на ледоходах весьма непрактична; выяснилась безусловная необходимость постройки кругобайкальской железной дороги. После удачного «нападения» на русскую эскадру у Порт-Артура «японцы» высадились у Дальнего и обложили Порт-Артур; вскоре настал период решительных действий, и в один, как почему-то говорится, прекрасный день, адмирал Вирениус объявил посредникам, что он поведет главную атаку на северный фронт крепости, где у нас, отчасти из-за скалистого грунта, почти не было укреплений достаточной силы, а значительный участок длиною около четырех верст совсем не был подготовлен к обороне и занят ничтожными силами. Посредники удалились в свою комнату и, обсудив вопрос, решили атаку эту не производить, ибо она, несомненно, окончится победой японцев и падением Порт-Артура из-за недостатков нашей обороны; с другой стороны, исход предприятия в значительной степени зависел от нравственного настроения наших войск, от их упорства, героизма, но эти условия не могут подлежать определенному расчету на военной игре. Так окончились наши занятия, и они произвели тяжелое, гнетущее впечатление на всех участников.

Весь ход игры был напечатан в довольно объемистой секретной книге, где подробно и документально был дан отчет. Получился несомненный вывод, что мы совершенно не готовы к борьбе с Японией. Отчет был «весьма секретный», вышел он из печати вскоре по окончании игры. Нас он ничему не научил, ибо к началу Японской войны наше положение на Дальнем Востоке в военном и морском отношениях нисколько не улучшилось». Читайте также Отдать концы: 5 величайших кораблекрушений Адмирал Макаров После нападения японского флота на Порт-Артур в ночь с 26 на 27 января 1904 года ночь с 8 на 9 февраля по н. За первые три недели войны эскадра понесла невосполнимые потери: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были уничтожены в заливе Чемульпо. Канонерские лодки «Маньчжур» и «Сивуч» разоружены, первая — в Шанхае, вторая — в Ньючванге, где впоследствии взорвана. Легкий крейсер «Боярин» и минный транспорт «Енисей» погибли в акватории Артура, налетев на собственные мины. В Голубиной бухте японцами был потоплен миноносец «Внушительный». Степан Макаров с семьей Источник: loki11, Public domain, via Wikimedia Commons Общественное мнение требовало назначить командовать флотом популярного и энергичного флотоводца.

Выбор пал на вице-адмирала Степана Макарова. С ним вместе на Дальний Восток отправился прославленный художник Василий Верещагин , в прошлом и сам выпускник Морского кадетского корпуса. Его дружба с Макаровым, равно как и всероссийская слава последнего, началась во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

Ночное нападение японцев на русский флот в Порт-Артуре. Начало войны 1904-1905 гг. Причины Русско-японской войны и оборона Порт-Артура Россия для защиты своих геополитических интересов и границ на Дальнем Востоке, в нараставшем соперничестве с Англией, Францией и Германией в их хищном дележе Китая, нуждалась в приобретении на Тихом океане незамерзающего порта.

В марте 1898 г. Здесь, на флагштоке Золотой горы, под салют эскадры был поднят российский флаг. Началось строительство военно-морской базы и крепости. Усиление военного присутствия России в Маньчжурии и Корее встретило энергичное сопротивление других стран, особенно Японии, где началась пропагандная кампания против России. Японию подталкивали к этому европейские страны, особенно после заключения англо-японского союза в 1902 г. Германия участвовала в обучении японской армии.

Но главная поддержка шла из США, которые заявили, что окажут поддержку Японии в случае ее конфликта с Россией. Нужно признать, что при такой расстановке сил война с Японией могла быть только затяжной и очень трудной для России. Хотя Япония была слабее России в экономическом и военном отношениях, она получила неограниченные кредиты от Шиффа и его партнеров, сумев в короткий срок мобилизовать свои ресурсы и модернизировать армию. За десятилетие с 1894 по 1904 гг. В начале войны она насчитывала 375 тыс. Японский флот состоял из 3 эскадр и 168 боевых кораблей, многие из которых по своим тактико-техническим данным бронирование, скорость хода, скорострельность и дальность стрельбы орудий главного калибра превосходили корабли российского флота.

Россия располагала кадровой армией в 1,1 млн. Кроме того, в пограничной страже — 24 тыс.

Между подвигом и позором. Как китайский Порт-Артур стал русской твердыней

Флот также участвовал в обороне, снимались команды матросов для боев на суше. Многие молодые офицеры, которые в будущем прославились, принимали участие в обороне, тот же А. Колчак, например, воевавший и на миноносцах, и на суше. Опять же следует понимать, что система была такая, что флот не подчинялся сухопутному командованию, и наоборот, что тоже весьма осложняло оборону и взаимодействие между этими видами сил. Наверное, лучше было бы централизовать командование, так как эти ошибки, приходилось искупать массовым героизмом, который действительно проявляли наши солдаты, матросы и их офицеры. И действительно, японцы понесли огромные потери при штурме.

Можно считать, что каждый русский солдат унес с собой минимум 4-х японцев. Конечно, японцы стремятся занизить свои потери, да и есть несколько спорных моментов для специалистов. Однако факт остается фактом, что генерал Ноги, командовавший осадой Порт-Артура с японской стороны, потом совершил самоубийство именно из-за высоких потерь. Это была «Пиррова победа». Он попросил у императора разрешения сделать себе сэпукку, но император Муцухито отказал ему, и только после смерти императора Ноги, с женой!

Ноги так описывал осаду крепости: «…Единственное чувство, — писал он, — которое я в настоящее время испытываю, — это стыд и страдание, что мне пришлось потратить так много человеческих жизней, боевых припасов и времени на недоконченное предприятие». Они медленно, шаг за шагом приближались к нашим укреплениям, копали свои траншеи, неся потери. Русские использовали все возможности, как своих новых укреплений, так и старых китайских. Фактически первые три штурма — три выигранных крупных сражения, с потерями по 15-20 тыс. Для сравнения, при полевом сражении под Мукденом японцы также потеряли 25-28 тыс.

Причем даже четвертый штурм не привел к полному развалу обороны, крепость сдалась сама, так как Стессель посчитал, что возможности к обороне исчерпаны, да и в военном смысле оборонять её смысла уже не было. Заняв высоты, японцы смогли вести точный и убийственный артиллерийский огонь. Провиант и боеприпасы еще были, но в гарнизоне уже свирепствовала цинга, не было овощей и витаминов, большие проблемы с хлебом. Но самым главным был момент с потерей горы Высокая, именно она стала ключом к сдаче крепости. Противник стал расстреливать корабли в порту и поражать все нужные им цели.

Совет принимает решение о сдаче. Были и сторонники обороны до последней возможности, но решение о сдаче поддержало больше высших офицеров. Эти люди были готовы с честью погибнуть, но даже в военном плане уже смысла в этом не было. Касаясь Стесселя, можно сказать, что он был избран «козлом отпущения», причем сначала-то его наградили, встретили как героя, знали по всей стране, а судили уже впоследствии. Его назначили виновным.

Что интересно, судя по воспоминаниям и документам, его любили солдаты, что не вяжется с его книжным образом. Да он был откровенным карьеристом, но никаким предателем или уж там подлым человеком не был. Мне довелось достаточно подробно изучить его биографию, чтобы говорить это. Он никогда не был в Порт-Артуре, не был там мальчиком во время осады и позднее никогда там не служил. Стоит понимать, что книга писалась в определенное время и в определенных условиях, и по другому быть не могло.

Всё то, что значится в предисловии его книги, во многом сфальсифицировано, что, однако, не умаляет его заслуг как автора художественной книги, с которой можно ознакомиться, просто проверяя по ходу чтения информацию. Большую работу провели по этому поводу специалисты, есть уже несколько статей с разбором биографии Степанова, так что на него ориентироваться не стоит. Таким образом, Стессель стал виноватым, а Кондратенко поднят на щит, ведь «мертвые сраму не имут».

Дело в том, что попадание одного из японских снарядов в начале боя вывело на «Варяге» из строя дальномерный пост. Но еще более веской причиной стала плохая боевая подготовка команд кораблей Тихоокеанской эскадры, в том числе и комендоров орудий. Войну ожидали, но должным образом к ней не готовились! Согласно рапортам Руднева и Беляева, удалось добиться попаданий в «Асаму» и некоторые другие японские крейсера. Японцы это отрицают. Кто из них прав — сейчас установить практически невозможно.

Наши корабли вели огонь бронебойными снарядами, не создававшими при попадании броского внешнего эффекта. А японцы на протяжении всей войны стремились скрыть или максимально занизить ущерб, нанесенный им нашим оружием. Так что особо доверять их данным не стоит. Но все же можно уверенно заявить, что упомянутого в рапорте Руднева и растиражированного затем в разных источниках потопления огнем «Варяга» одного из японских миноносцев на самом деле не было. Возможно, наши моряки в него попали и, выдавая желаемое за действительность, решили, что отправили на дно хоть один маленький вражеский корабль. Японцы стреляли фугасами. Их комендоры в этом бою были явно точнее, добившись трех попаданий восьмидюймовыми снарядами и шести или семи — шестидюймовыми. Все — в «Варяг». На крейсере противник сосредоточил почти весь свой огонь.

Попаданий в «Кореец» не было за исключением одного осколочного от взрыва японского фугаса при ударе о воду. Непосредственно во время боя на «Варяге» погиб один офицер и двадцать два матроса. Позднее скончались еще десять наших моряков из числа нескольких десятков раненых. Попытка прорыва не удалась. Русские корабли вернулись в порт. Дабы они не достались врагу, совет офицеров решил затопить «Варяг», а «Кореец» взорвать. Что и было сделано. Цена беспечности Россия не смогла в той войне наказать японцев за их коварное нападение. Нашему народу еще только предстояло пережить героическую оборону и позорную сдачу Порт-Артура, нелепое поражение при Мукдене и страшную катастрофу в Цусимском проливе, первую русскую революцию и поистине роковой для дальнейшей судьбы Российской империи Портсмутский мир.

Почему же, имея намного более сильную армию и в совокупности более многочисленный флот, наша страна проиграла ту войну? Разве русские солдаты и матросы воевали хуже, чем обычно? Разве не совершали они подвигов? И воевали не хуже, да и подвигов было больше, чем достаточно! Только вот не готовилась по-настоящему страна к войне! И эта вопиющая беспечность обошлась России очень и очень дорого! Ярким примером равнодушия к судьбе страны, уклонения от исполнения служебных обязанностей, преступной халатности и казнокрадства служит дядя императора Николая Второго, великий князь Алексей Александрович Романов. Он занимал пост главного начальника русского военно-морского флота, будучи его генерал-адмиралом. Но флот мало интересовал Алексея Александровича.

Гораздо больше его занимали хорошенькие женщины и Париж, без недельных поездок в который он не представлял себе жизни. Под стать ему были и некоторые высокопоставленные подчиненные. Контр-адмирал А. Абаза допустил продажу Японии двух итальянских крейсеров, которые должен был выкупить для России. Сорвали сделку его неуемные «аппетиты». В качестве «комиссии» отката он запросил у продавцов колоссальную по тем временам сумму в миллион рублей. И это случилось перед самой войной, когда на Дальнем Востоке уже сгустились грозовые тучи! Кроме преступной коррупции и казнокрадства, были еще некомпетентность, расхлябанность, волокита в делопроизводстве, бюрократия, косность, надуманные предлоги и неуместное теоретизирование в условиях неизбежно надвигающейся войны и явная недооценка противника. Все это, а также приоритет личной наживы у власть предержащих перед государственными интересами, наносящий стране ущерб, бессовестная торговля кровью будущих жертв, стали важнейшими составляющими позорного поражения!

И главное — в столь сложный период во главе России стоял человек, не вполне способный к той роли, которую должен был играть волею судьбы по праву рождения!

Стрельба с обеих сторон была плохой, но японцы серьезно повредили Новик, Петропавловск, Полтава, Диана и Аскольд. Однако вскоре стало очевидно, что адмирал Дева совершил серьезную ошибку; русские оправились от первоначальной атаки эсминцев, и их линкоры затонули. В 12:20 адмирал Того решил бежать и бежать.

Это был рискованный маневр, в результате которого флот оказался под ударом русских береговых батарей. Несмотря на сильную стрельбу, японские линкоры завершили маневр и быстро покинули зону досягаемости. В Шикишима, Микаса, Fuji, и Hatsuse все получили урон, среди них было 7 попаданий. Камимура Хиконодзё крейсеров, когда они достигли поворотной точки.

Русские взамен получили около 5 попаданий, распределенных по линкорам. Петропавловск, Победа, Полтава, а Севастополь. Все пропустили, хотя Новик получил серьезное попадание снаряда ниже ватерлинии. Последствия Результат Хотя морская битва при Порт-Артуре не привела к серьезным потерям боевых кораблей, IJN был вытеснен с поля боя совместным огнем русских линкоров и береговых батарей, что приписало им незначительную победу.

Хотя ни один корабль не был потоплен с обеих сторон, несколько получили повреждения. Однако у японцев был судоремонт и сухой док объекты в Сасебо для ремонта, в то время как российский флот имел очень ограниченные возможности ремонта в Порт-Артуре. Было очевидно, что адмирал Дева не смог достаточно пристально провести свою разведку, и что, как только истинная ситуация стала очевидной, возражение адмирала Того против нападения на русских под их береговыми батареями было оправдано. Формальный объявление войны между Японией и Россией был выпущен 10 февраля 1904 года, через день после битвы.

Атаку, проведенную против непритязательной и неподготовленной нейтральной державы в мирное время, часто сравнивают с атакой 1941 года. Вторая Гаагская конференция принял положения о правах и обязанностях нейтральных держав на суше и на море, [7] [8] запрещающие странам совершать какие-либо враждебные действия против нейтральных стран или лиц, а также требование объявления войны до начала нападения на целевую сторону. В четверг 11 февраля 1904 г. Одна из мин упала на руль корабля, взорвалась, и корабль затонул, что привело к потере 120 человек из 200 экипажа.

Енисей также затонул с единственной картой, показывающей положение мин. В Боярин , отправленный для расследования аварии, также подорвался на мине и был заброшен, хотя остался на плаву. Она затонула через два дня после попадания на вторую мину. Адмирал Того снова отплыл из Сасебо в воскресенье, 14 февраля 1904 г.

Историк Юрий Иванов, автор блестящего исследования о японской военной психологии «Камикадзе. Пилоты — смертники», так резюмировал итоги боев за крепость: «Каждый портартуровец сражался с четырьмя японцами и двоих из них убил». Вот одно из свидетельств русского офицера — участника обороны: «…Не будучи точно осведомлены о состоянии нашей оборонительной линии и неся в этих пунктах громадные потери, они прекратили свои дальнейшие штурмы и, отступив, решили заняться правильной осадой крепости. Еще днем я слыхал от наших солдатиков, что убитых японцев перед 1-м и 2-м редутом лежат целые тысячи. Хотя в воздухе действительно уже чувствовался запах гниющих тел, я все еще не мог поверить, что потери японцев до такой степени велики. Однако вскоре мне пришлось убедиться в этом собственными глазами.

Ночью, посетив Заредутную батарею и обойдя часть китайского вала, я осмотрел поле битвы. Картина, представившаяся моим глазам, была поистине ужасная. Груды человеческих тел лежали нагроможденные друг на друга в три, а в некоторых местах даже в четыре ряда... Английский корреспондент Эллис Бартлетт, находившийся при армии японского генерала Ноги и наблюдавший гигантскую битву под Порт-Артуром, изо дня в день в продолжение всего периода осады, писал: «История осады Порт-Артура — это, от начала до конца, трагедия японского оружия; только история осады, составленная по официальным документам главной квартиры, может раскрыть все тактические ошибки японцев, но подобная история едва ли появится в свет, пока настоящее поколение не сошло со сцены». Разумеется, потери японской армии под Порт-Артуром вызывали крайне негативную реакцию в японском обществе. Но для борьбы с критиками японское правительство придумало чрезвычайно эффективный и остроумный способ.

Японцы вероломно напали на Порт-Артур

Новость о том, что в спальном районе города целенаправленно расстреляли молодого парня на дорогом авто, взбудоражила население и немного напугала. Также в номере можно найти карту Порт-Артура и изображение поврежденных при атаке кораблей. Новости о «неслыханном разбойничьем нападении Японии» были очень эмоциональны. В августе японская армия под командованием генерала Ноги начала осаду Порт-Артура. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Battle of Port Arthur. Напав на корабли в Порт-Артуре, японцы атаковали находившиеся в корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и канонерку "Кореец".

Оборона Порт-Артура

В ночь с 8 на 9 января 1904 года японская эскадра без предупреждения напала на российские корабли на рейде Порт-Артура. Оборона Порт-Артура — факты о героической защите расположенной на Квантунском полуострове крепости русскими войсками в период войны с Японией. Резня в Порт-Артуре 28–29 апреля 1996 г. была массовым расстрелом, в результате которого были убиты 35 человек и 23 ранены в Порт-Артур, Тасмания.

«Сам нарвался и хотел напасть на врачей»: вечеринка в приморском кафе завершилась перестрелкой

Нападению японцев на Порт-Артур предшествовал довольно длительный период подготовки. Атака на Порт-Артур Главной задачей японской стороны стало обеспечение внезапности нападения. Оборона Порт-Артура — факты о героической защите расположенной на Квантунском полуострове крепости русскими войсками в период войны с Японией.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий