Новости мейерхольд режиссер

Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. В революционный период Мейерхольд был обласкан большевицкой властью, но когда режиссер перестал вписываться в советскую идеологию, его.

Травля Мейерхольда

В 1905 году Станиславский позвал его руководить Театром-студией — своего рода экспериментальным проектом МХТ. Уже тогда Мейерхольд искал сценические формы, которые выходили бы за рамки реалистичного театра того времени. Устремления режиссёра были по-настоящему смелыми, однако Станиславский остался недоволен тем, что получилось. После генеральных репетиций он так и не дал выйти ни одному спектаклю и закрыл студию.

Позднее Мейерхольд оказался в Драматическом театре Веры Комиссаржевской, где нанёс главный удар по сценическому натурализму. В 1907 году он поставил символистскую драму Александра Блока «Балаганчик», которая высмеивала культ мистики в искусстве. Это был первый в России спектакль условного театра, и он произвёл фурор.

На премьере одни зрители ревели от ярости и готовились разнести театр в щепки, другие аплодировали и скандировали «Браво Блок — Мейерхольд! Источник: Общественное достояние Всеволод Мейерхольд в роли Пьеро в спектакле «Балаганчик» по пьесе Александра Блока Публику шокировала утрированная условность происходящего на сцене. Люди привыкли, что в театре всё как в жизни — просто, понятно и прямолинейно.

А тут вместо живых людей — кукольные маски, вместо реальных событий — символы и впечатления. В «Балаганчике» режиссёр разрушил четвёртую стену и выпустил актёров в просцениум — пространство между зрительным залом и сценой. Так они могли напрямую контактировать с публикой.

Вместе с тем Мейерхольд «обнажил» саму сцену: декорации менялись прямо у всех на глазах. Эта условность нужна была для того, чтобы зритель мог стать сотворцом и с помощью воображения достроить смысл сценического действа. Всеволод Мейерхольд «О театре», 1913 год Несмотря на противоречивые отзывы, билеты на «Балаганчик» раскупались моментально — это была настоящая сенсация.

В театре Веры Комиссаржевской режиссёр проработал всего год и ушёл — снова из-за творческих разногласий. Мейерхольд считал, что в художественных вопросах режиссёр обладает непререкаемым авторитетом как «автор» спектакля. Комиссаржевская с этим не соглашалась.

И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Вместе с К. Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тот уходит в Театр Комиссаржевской.

Работает там какое-то время и вновь терпит неудачу: в разгар сезона Комиссаржевская разрывает контракт с ним. После этого творческий путь Мейерхольда будет связан с двумя театрами: Александринским и Мариинским. Перед самой революцией Мейерхольд ставит спектакли в петроградской Студии на Бородинской. В это же время состоялся первый контакт режиссера с немым кинематографом. К тому времени «серия» переживала полосу неудач, и участие в ней знаменитого театрального режиссера должно было, по мнению ее создателей, вновь привлечь в кинотеатры народ. Мейерхольд снял два фильма: «Портрет Дориана Грея» и «Сильный человек». Однако ни один из этих фильмов успехом у зрителей не пользовался. Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом. Уже через несколько месяцев после нее он вступил в ряды ВКП б.

В 1919 году по доносу недоброжелателей Мейерхольда как большевистского агитатора арестовывают в Крыму белогвардейцы. Без сомнения, его легко могли бы расстрелять, однако не сделали этого, так как Мейерхольд был достаточно известным актером и режиссером. Генерал Кутепов принял увлечение Мейерхольда большевизмом как издержки творческой натуры и приказал выпустить режиссера на свободу. Этот эпизод, да и последующее поведение Мейерхольда, когда он, уже будучи в Москве, надел кожаную тужурку и нацепил на пояс «маузер», большевики не забыли и поспешили отметить: в 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 году стал называться Государственным театром имени В. В том же 1923 году Мейерхольд был удостоен звания народного артиста республики. В отличие от бурной творческой и общественной жизни личная жизнь Мейерхольда внешне выглядела спокойной. Ольга Мунт подарила ему троих детей, причем все — девочки. В этом же доме размещались Высшие театральные мастерские, которыми Мейерхольд руководил. В 1921 году студенткой режиссерского факультета в этих мастерских стала 27-летняя Зинаида Райх, бывшая жена Сергея Есенина.

С Есениным Райх познакомилась в Петрограде в 1917 году. Она тогда работала машинисткой в газете «Дело народа», где Есенин бывал довольно часто. Райх была красивой женщиной, и Есенин, конечно же, не мог не обратить на нее внимания. Впервые они встретились весной, а летом того же года уже вместе уехали путешествовать к Белому морю. Тогда же и обвенчались. Однако их брак, во время которого Райх родила двух детей, длился всего три года. В 1920 году они расстались, и Райх с двумя крошечными детьми приехала в Москву. Здесь устроилась машинисткой в Наркомпрос. Именно там Мейерхольд ее впервые и увидел.

Вскоре она стала студенткой в его мастерских, и даже более того — начала посещать его дом. Сначала просто в качестве гостьи. Жена Мейерхольда приняла ее достаточно тепло, так как знала о бедственном положении Зинаиды. Вскоре Райх стала в их доме своим человеком. Так продолжалось до лета 1922 года. Тем летом жена Мейерхольда уехала вместе с детьми на юг отдыхать. А когда они вернулись назад, хозяйкой в их доме была уже Зинаида Райх. Ольге Михайловне не оставалось ничего другого, как вместе с детьми искать себе иное жилище. По мнению некоторых исследователей, Райх не любила Мейерхольда и замуж за него вышла исключительно по расчету.

В этом утверждении есть доля истины. Ведь на руках у Райх было двое маленьких детей, а Мейерхольд в то время был уже достаточно известным режиссером. К тому же брак с руководителем крупнейшего театра позволял Райх претендовать на роль примадонны в нем. По словам дочери Райх Татьяны, ее мать «…вообще никогда никого не любила. Она была чувствительна, эмоциональна, могла увлечься, но любви она не знала. Для этого она, возможно, была слишком рациональна. А главное, всегда превыше всего ставила себя, свое благополучие и свои интересы. Да, ей нравилось кружить головы мужчинам, но вряд ли она шла на какие-то отношения, более глубокие, чем простое кокетство, со своими поклонниками, которых всегда было более чем достаточно». Это было почти всенародное действо, во всяком случае, именно так его хотели представить.

По тем временам это было еще непривычно, так как юбилеев тогда почти не отмечали. Юбилейный комитет возглавляла Клара Цеткин, одним из ее заместителей был сам нарком просвещения А. В состав комитета вошли С. Буденный, К. Радек, Н. Семашко, О.

Модератором секции «Мейерхольд за рубежом: идеи, приёмы, влияния» стал кандидат искусствоведения В. Щербаков Москва, ГИИ. Секцию «Режиссёрский метод Мейерхольда: эволюция и революция» модерировал доктор искусствоведения, профессор А. Междисциплинарная секция «Археология театра будущего.

Утопические проекты авангарда» совместно с Балтийским федеральным университетом им. Канта объединила искусствоведческий, философский, социологический подходы к анализу театрального авангарда модератор: Е. Кучинов, кандидат философских наук, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего, Балтийский федеральный университет им.

Вот что он рассказывал жене о читке пьесы «Ганнеле» в труппе Станиславского: Я плакал… И мне так хотелось убежать отсюда. Ведь здесь говорят только о форме. Красота, красота, красота! Об идее здесь молчат, а когда говорят, то так, что делается за неё обидно. Вскоре он станет главным режиссёром императорских театров — Александринки и Мариинки и вместе с тем ударится в смелые эксперименты. Даже создаст свой актёрский метод — полностью противоположный системе Станиславского. Она просуществовала всего три года: за это время режиссёр поставил около 200 спектаклей.

В 1905 году Станиславский позвал его руководить Театром-студией — своего рода экспериментальным проектом МХТ. Уже тогда Мейерхольд искал сценические формы, которые выходили бы за рамки реалистичного театра того времени. Устремления режиссёра были по-настоящему смелыми, однако Станиславский остался недоволен тем, что получилось. После генеральных репетиций он так и не дал выйти ни одному спектаклю и закрыл студию. Позднее Мейерхольд оказался в Драматическом театре Веры Комиссаржевской, где нанёс главный удар по сценическому натурализму. В 1907 году он поставил символистскую драму Александра Блока «Балаганчик», которая высмеивала культ мистики в искусстве. Это был первый в России спектакль условного театра, и он произвёл фурор. На премьере одни зрители ревели от ярости и готовились разнести театр в щепки, другие аплодировали и скандировали «Браво Блок — Мейерхольд! Источник: Общественное достояние Всеволод Мейерхольд в роли Пьеро в спектакле «Балаганчик» по пьесе Александра Блока Публику шокировала утрированная условность происходящего на сцене. Люди привыкли, что в театре всё как в жизни — просто, понятно и прямолинейно.

А тут вместо живых людей — кукольные маски, вместо реальных событий — символы и впечатления. В «Балаганчике» режиссёр разрушил четвёртую стену и выпустил актёров в просцениум — пространство между зрительным залом и сценой.

Дача режиссера Мейерхольда сгорела в Балашихе. Видео

В свою очередь, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов отметил, что рад назначению "такого прогрессивного, молодого режиссера, как Дима Волкострелов" в Центр Мейерхольда. Я его знаю не только как режиссера, но и как человека, умеющего организовать вокруг себя людей, организовать экспериментальное, новаторское поле, когда люди вокруг генерируют идеи", - поделился он. Как считает Миронов, Волкострелов давно созрел для руководства. Дима работает лабораторным путем, путем изучения. Это не просто спектакли, это иногда акции, перфомансы", - добавил артист. Ему пора уже заниматься не только самим собой, но и более широкой компанией.

Мне кажется, что он как раз в том возрасте, когда должен завершаться один этап, он должен перетекать во что-то новое.

Открытые декорации без занавеса — опять он. Мейерхольд придумывал оригинальные способы передать свою мысль — например, что люди очень мелкие. И человек рядом с ними становился маленьким для зрителей.

И таких находок было очень много. Он не просто их придумывал — они возникали в связи с тем, что он ставил. Например, чисто мужской коллектив, отсутствие антрактов, кулис… Все это кажется странным для зрителей, которые привыкли к другому театру. Что это — желание как-то обособиться или результат обстоятельств?

И почему театр назван именно так? Взял это из рассказа Гофмана, там был «доктор Везде», который все может. И поскольку театр имени Мейерхольда уже существовал, мы решили взять его псевдоним. Нам показалось, что так скромнее.

В самом начале, когда я придумала «Театр доктора Дапертутто», который бы работал в жанре комедии дель арте, ко мне пришли одни мужики. Их было четверо. И я подумала: «Почему вообще в комедии дель арте должна быть женщина? Да и потом, у нас нет условий — нет раздельных гримерок, мы актеров держим в подвале.

Еще там у нас пошивочный цех, столовая, декорации. Потом появились еще мужчины, и я подумала: «Как хорошо, мы будем прыгать, будем летать, сражаться на саблях. Ни с какими женщинами у нас проблем не будет». И это правильно.

То есть это вовсе не потому, что мы хотели выпендриться, просто у нас так получилось. И из-за того, что жанр - дель арте, это итальянская комедия масок. К слову, Мейерхольд сам очень хотел заняться дель арте, но не успел — не смог, не созрел. И Александринский театр нам подарил полный корпус сценариев фьяб - дель арте, которые Мейерхольд откладывал для себя.

Но, к сожалению, в таких условиях, как сейчас, со сценой шириной в 3,5 метра, мы не можем играть ничего волшебного. Если нам попадается пьеса, где есть отношения, мы берем ростовую куклу. Но если что-то комичное, гротескное, то мужчины за женщин прекрасно работают. Что касается количества актеров… Их всего семь, этого действительно недостаточно для многих спектаклей, которые можно было бы поставить.

Один и тот же человек — помощник режиссера, завтруппой, гладильщик. Я — режиссер, художник по костюмам, завмузеем, завлит и снабженец. Если кто-то один из нас уйдет — что останется? Плохо это.

Антракта у нас нет, потому что и людей некуда вывести, и вообще я перерывы в спектаклях, честно говоря, очень не люблю. Без них как-то живее. Даже если была бы такая возможность, я бы, наверное, их не ввела. Актерам другого театра в этом ритме работать очень трудно, и это нормально.

От коленки зрителя до конца сцены — всего каких-то четыре метра, играть на расстоянии вытянутой руки от публики непросто. Как вы считаете, есть в этом доля правды? Потому что умирают люди. Режиссер Кама Гинкас ставил в университетском театре в Шотландии «Макбета».

Приехал в Москву — инфаркт. Раньше мы здесь часто ночевали, шаги слышали. Один раз сидела в комнате с коллегой, слышали, как кто-то с улицы прошел и по лестнице спустился в подвал. Думали, что кто-то из наших, но не выходит.

Я пошла по подвалу, не побоялась, обошла все — никого.

Режиссера-реформатора запечатлели во дворе новой сцены Александринского театра. Памятник как будто застыл в пути от новой сцены к старой, императорской, где с 1907 по 1917 годы режиссер поставил два десятка спектаклей и прославился как авангардист и экспериментатор, автор собственной актерской техники и режиссерских приемов. За основу для памятника скульптор Алексей Архипов взял знаменитый портрет Всеволода Мейерхольда кисти Бориса Григорьева. Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Вообще, памятников Мейерхольда есть два всего в нашей стране.

Не случайно он уходит из МХАТа и основывает оперную студию. Его никто не выгонял. Он ушел сам. Для него это был законченный этап: «Мне это неинтересно. Я хочу другое». Идеальный театр — тот, в котором самые смелые новации в форме оправданы содержанием, а содержание может быть оправдано только через актерскую игру. И когда это оправдано в разных спектаклях, в разных качествах, в разных жанрах, тогда это идеально. Не случайно Мейерхольд говорил, что «мы с Константином Сергеевичем роем один и тот же туннель, только с разных концов, и мы обязательно встретимся». И они встретились на какое-то время. Мейерхольд не успевает поставить в его театре оперу, потому что Станиславский умирает и больше защитить его некому. Мейерхольд знал его систему, и Станиславский, когда его спрашивали, уверенно отвечал в тридцатые годы на вопросы журналистов: «Единственный режиссер, которого я знаю, — это Мейерхольд». Противопоставление этих фигур происходит от профессионального нежелания жить и работать остро, легче прикрыться кем-нибудь из них. Сейчас у нас возникла манера играть с приклеенными микрофонами, и все так ровненько-ровненько говорят. Я не возражаю: такое тоже может быть. Эмоциональное возбуждение, чем силен театр, в этом случае отсутствует, но это удобно. Но также удобно страдать и рвать страсти и говорить, что это и есть театр. Здесь смешиваются демагогия и ложные традиции. Эта борьба не то чтобы сейчас обострилась, она всегда будет острой. Истина в том, что если форма содержательна, то она имеет право быть. Он искренне хотел войти в «коридор соцреализма» и работать в этом ключе, но у него ничего не получалось. В двадцатые годы Москва представляла собой театральную Мекку: все бурлило: студии, театры-студии, не говоря уже о первачах, к числу которых относился Мейерхольд. Потом все стало сжиматься, потому что режим объявил новые правила, в том числе цензурные, которым надо было следовать. Всеволод Мейерхольд ставит пьесу про колхоз, но у него ничего не получается, потому что это не его тема. Его эстетика, его художественный вкус, его культура, приобретенные в этом городе Санкт-Петербурге. Какая Райх колхозница? Он делает в фойе театра, как мы это сейчас называем, инсталляцию: раскладывает дыни и тыквы. Зритель все это рассматривает, а затем входит в зал, а на сцене ничего не происходит. Дальше он ставит Николая Островского «Как закалялась сталь». Режим требовал романтического спектакля, а у него получается трагедия. В 1978 году я поставил спектакль по пьесе Алексея Казанцева, написанной на основе писем и фрагментов романа Николая Островского. Это был первый спектакль театра-студии Табакова — «Табакерки». В нем тоже звучала трагическая нота. Островский лежит обездвиженный, но мозг у него работает: «Куда все идет? Где те идеалы, за которые мы боролись?

Травля Мейерхольда

Его называли «красный режиссер» — Мейерхольд одним из первых среди театральных деятелей вступил в коммунистическую партию. 365 дней ТВ представляет | Тайное становится явным | Выпуск № 3Почему уничтожили Мейерхольда?#365днейТВ #История #ТайноеСтановитсяЯвным #ИсторияРоссии #Истор. Александринский театр на этой неделе отмечает юбилей Всеволода Мейерхольда — режиссера, педагога, драматурга, реформатора театрального языка, гения и мученика. Всеволод Мейерхольд запечатлён в металле в причудливо изломанной позе, с резко поднятыми руками. Мейерхольда Александр Малич расскажут о присвоении площадке имени режиссера-реформатора, о развитии Новой сцены и междисциплинарном трехдневном.

«Дом Мейерхольда»: тогда и сейчас. Интервью с Наталией Кугель и виртуальная экскурсия

Режиссера-реформатора запечатлели во дворе новой сцены Александринского театра. Памятник как будто застыл в пути от новой сцены к старой, императорской, где с 1907 по 1917 годы режиссер поставил два десятка спектаклей и прославился как авангардист и экспериментатор, автор собственной актерской техники и режиссерских приемов. За основу для памятника скульптор Алексей Архипов взял знаменитый портрет Всеволода Мейерхольда кисти Бориса Григорьева. Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Вообще, памятников Мейерхольда есть два всего в нашей стране.

Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.

Как вспоминал М. Чехов, летом 1930 г. Чехов писал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? Как вспоминал А. Гладков, о И. Сталине Мейерхольд всегда говорил сдержанно: не было ни хулы, ни обычной в то время лести. Только однажды, когда в разговоре зашла речь о процессах 1936—1938 гг. Мейерхольд был дружен со многими людьми, пострадавшими в годы репрессий. Так, близким другом семьи Мейерхольда был герой Гражданской войны, командующий войсками Ленинградского, затем Московского, а с июня 1937 г. Белов, арестованный в январе 1938 г. В дружеских отношениях был Мейерхольд и с маршалом М. Тухачевским, репрессированным в 1937 г. Когда Мейерхольд узнал о смерти Серго Орджоникидзе, с кем его также связывали добрые отношения, он был растерян и подавлен. Постепенно сгущались тучи и над самим В. В статье говорилось о том, что эта постановка есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины». В декабре 1937 г. Керженцев опубликовал в «Правде» статью «Чужой театр», которая с маху перечеркивала весь творческий путь Театра Мейерхольда. Разумеется, он не преминул напомнить о посвящении спектакля «Земля дыбом» Л. Керженцев в своей статье писал о том, что Мейерхольд «ушел от советских тем и советской действительности, он изолировал себя от советской драматургии и советской общественности, он создал у себя антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюбленность». И далее: «В. Мейерхольд и его театр изолировали себя от общей работы по отражению советской действительности в художественных образах. В результате он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства, он стал чужым театром». Статья заканчивалась риторическим вопросом: «Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям? В театре Мейерхольда шли бурные собрания: актеры отмежевывались от своего опального руководителя. А 7 января 1938 г. Последний спектакль в театре был сыгран 8 января 1938 г. В день закрытия театра А. Гладков спросил у Мейерхольда, где бы он теперь предпочел работать — в драме или в опере. На что Мейерхольд ответил: «Я, как Хлестаков, согласен в любое богоугодное заведение, кроме тюрьмы…» На ситуацию с театром Мейерхольда оперативно среагировало военное ведомство. В связи с постановлением Правительства о ликвидации театра имени Мейерхольда, как чуждого советскому искусству, по приказанию Комвойск округа, прошу об исключении народного артиста Мейерхольда В. В этот тяжелый момент на помощь Мейерхольду пришел его учитель К. В январе 1938 г. В мае 1938 г. Мейерхольд был назначен режиссером оперного театра Станиславского, а 7 августа 1938 г. Станиславский умер. Но не только Станиславский тревожился о Мейерхольде. Его позвал в Ленинград Л. Вивьен, художественный руководитель Академического театра драмы имени А. И в декабре 1938 г. Мейерхольд показал там свою третью постановочную редакцию лермонтовского «Маскарада». Он мечтал о многих постановках на ленинградской сцене: «Гроза» А. Островского, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Гамлет» В. Он продолжал работать и в оперном театре в Москве.

Уже через неделю следователи добились весьма ощутимых результатов: Мейерхольда вынудили написать собственноручное заявление самому Берии. Сверхвредительство в этой организации с совершенной очевидностью было в руках Троцкого. Результатом этой преступной связи была моя вредительская работа на театре… Во-вторых. В годы приблизительно 1932—1935 состоял в антисоветской правотроцкистской организации, куда был завербован Милютиной. В этой организации состояли Милютин, Радек, Бухарин, Рыков и его жена. Был привлечен в шпионскую работу неким Фредом Греем английским подданным , с которым я знаком с 1913 года. В принципе следствие можно было заканчивать и дело закрывать, так как Всеволод Эмильевич признался практически во всем, что ему вменялось в вину. Правда, он забыл, что является еще и японским шпионом, но ему об этом очень скоро напомнят. И все же следствие решило выяснить детали, касающиеся вредительской деятельности Мейерхольда в области искусства. Мое антисоветское влияние распространялось не только на таких моих учеников, но и на ряд представителей других искусств. Назовите их! И Мейерхольд назвал. Понимал ли он, что делает? Отдавал ли себе отчет в том, что по каждому названному имени тут же начнется оперативная разработка, что каждый из его друзей может оказаться в соседней камере? Мы еще получим ответы на эти вопросы, а пока что он — воспользуемся тюремным жаргоном — безудержно кололся. Именно этого и добивался следователь: ему нужно было сломать не только физически, но и морально не очень здорового 65-летнего деятеля искусств. Путаясь и сбиваясь, возвращаясь от одних событий к другим, Всеволод Эмильевич причисляет к антисоветски настроенным людям композиторов — Шостаковича, Шебалина, Попова, Книппера, прозаиков и поэтов — Сейфулину, Кирсанова, Брика, Иванова, Федина, а также многих актеров, художников и режиссеров. Но самое удивительное признание Всеволод Эмильевич сделал на допросе, который состоялся 19 июля 1939 года: — Я скрыл от следствия одно важное обстоятельство. Я являюсь еще и агентом японской разведки. А завербовал меня Секи Сано, который работал в моем театре в качестве режиссера-стажера с 1933 по 1937 год. В те времена ни один иностранец не оставался без внимания спецслужб. Под весьма серьезным колпаком находился и Секи Сано. За ним не только наблюдали, но составляли отчеты о его поведении в Стране Советов. На основании этих отчетов была составлена справка, что никаких данных о принадлежности Секи Сано к разведорганам не установлено. Гораздо сложнее обстояло дело с другим японцем — членом японской компартии и режиссером нескольких театров левацкого направления Иошидой Иошимасу. Своим идейным учителем он считал Мейерхольда, мечтал с ним познакомиться и не придумал ничего лучшего, как пересечь советско-японскую границу нелегально. Иошимасу думал, что его как коммуниста встретят с распростертыми объятиями, но его задержали как самого обычного шпиона. Допрашивали его, судя по всему, с пристрастием, потому что Иошимасу оговорил всех, кого знал и кого не знал. О Мейерхольде он, в частности, сказал, что Всеволод Эмильевич давно работает на японскую разведку, что в Токио он известен под псевдонимом Борисов и что совместно с Секи Сано он ведет подготовку к теракту против Сталина.

Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон

В первый день конференции состоялась презентация первого двухчастного тома документального труда «Мейерхольд Вс. После ареста Мейерхольда в 1939 году на даче был спрятан архив режиссера. 28 июля в подмосковной Балашихе на улице Есенина сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда и его жены, актрисы Зинаиды Райх. Мейерхольд, Богомолов, Пиковая дама и Крем: РБК Life делится подборкой будущих премьер и свежих постановок, на которые стоит обратить внимание в 2024 году. Вскоре творческие отношения режиссера и актрисы разладились, и Мейерхольд начал ставить спектакли в Александринском театре. Режиссер присутствовал на сцене, стоял в темноте на кафедре и время от времени читал редкие и скупые ремарки.

Центр им. Мейерхольда

Скоропалительно развелся с женой, с которой прожил без малого тридцать лет и от корой имел трех взрослых дочерей. Ввел Райх, не имеющую ни малейшего актерского опыта, в труппу своего театра, и сразу на первые роли. Больше Мейерхольд ничьего мнения на счет Райх не спрашивал. Просто выстраивал мизансцены таким образом, чтобы зритель волей-неволей смотрел только на нее, слушал только ее, восхищался только ею. У бывшей примы — Марии Барабановой отнималась роль за ролью. И когда один драматург принес пьесу, написанную специально для Бабановой, Мейерхольд переглянулся с Райх: «Вам, конечно, будет приятно узнать, что эту роль согласилась играть Зинаида Николаевна?

Великая Бабанова горько плакала, но Мастер был неумолим… Сцена из спектакля «Горе уму». В роли Софьи Зинаида Райх Актеры созвали общее собрание, постановили: запретить Мейерхольду жениться на этой выскочке! Но он плевать хотел на их решения. После свадьбы Всеволод Эмильевич даже поменял паспорт и записался Мейерхольдом-Райх. Зинаида же ограничилась тем, что отказалась от второй фамилии — Есенина и сделалась просто Райх.

Поначалу она надеялась, что ее второй брак не будет последним, и откровенничала с подружками: «Я очень надеюсь на Севочку — он сделает из меня большую актрису, и тогда я от него уйду. Поступлю в Московский Художественный, закручу головокружительный роман… Да хоть, к примеру, с Качаловым! Ведь какой красавец! Потому что никто, кроме Мейерхольда, не считает ее одаренной актрисой. Театральные рецензии пестрели издевками: «Очень слабо играла Зинаида Райх, и это все заметили, кроме Всеволода Мейерхольда.

Но мужья всегда узнают правду последними», «Ее сценическая беспомощность, физическая неподготовленность и неуклюжесть, слишком очевидны». Всеволод Эмильевич отчего-то решил, что это — происки Бабановой, и той пришлось покинуть театр. Повод — осветитель высвечивал Райх, даже когда она стояла в глубине сцены, а Ильинский, даже стоя у рампы, неизменно оказывался в тени. Когда же Мейерхольд заговорил о своем желании ставить «Гамлета» с Зиночкой в главной роли, актер Охлопков воскликнул: «В таком случае я сыграю Офелию! Впрочем, со временем страсти улеглись.

Простая публика, не разбиравшая, где заслуга режиссера, где — актерское мастерство, к Райх привыкла, и стала-таки аплодировать. В одной берлинской газете даже написали: «Мейерхольд! Учись у Райх! Мужу это казалось трогательным, как и все другие ее «грешки»… Всеволод Эмильевич Зиночка часто заставляла его ревновать. Да что там!

Она и дня не могла прожить без поклонников. Чтобы не допустить ни малейшей конкуренции, запретила мужу звать домой женщин — только мужчин. Гостей принимала роскошно одетая, остроумная, кокетливая — королева! Их квартира в Брюсовском переулке была образцом роскоши по-советски: мебель из карельской березы, ковры, японские вазы, хрусталь баккара. Мейерхольд привнес в это великолепие только одну деталь: пустые рамы без полотен на стенах: «Картину домыслит смотрящий», — объяснял Мастер.

Он сам роскоши не любил, если не сказать: ненавидел. Так уж повелось с самой его юности, когда он не был еще ни Всеволодом, ни Мейерхольдом… Отступник Его отец, Эмилий Федорович Мейергольд, подданный Пруссии, державший на письменном столе портрет Бисмарка, исправно слушавший проповеди лютеранского пастора, был чистокровным немцем и в то же время типичным русским купцом-самодуром. Еще в молодости Эмилий Федорович открыл винокуренный завод в Поволжье и чудовищно обогатился на производстве водки «Углевки». Его дом славился хлебосольством на всю Пензу, там задавались неслыханно роскошные балы, а детей держали впроголодь. О бурных интрижках Эмилия Федоровича говорил весь город и это помимо второй, неофициальной семьи, в которой у старшего Мейергольда было двое незаконнорожденных детей , но когда сын Артур женился на актрисе, Эмилий Федорович изгнал его из дома: «С актрисами развлекаются, на актрисах не женятся».

Можно представить, как трепетал младший сын, 18-летний Карл, задумав жениться без разрешения отца. И хотя, признайся он в своей страсти к Олечке Мунт, Эмилий Федорович был бы только рад невеста богатая, из почтенной семьи, ее отец — член губернской палаты , романтическому юноше все представлялось, что он должен непременно пожертвовать чем-то, пойти наперекор, преодолеть, ослушаться… Просто Карл не умел любить без фанатизма, а фанатизм требовал героических поступков. Вот только Эмилий Федорович так ни о чем и не узнал, потому что скоропостижно умер. Что ж! Карл рассудил, что это еще не повод отменять задуманный бунт.

И, когда весь клан Мейергольдов мать Альвина Даниловна, четыре брата и две сестры собрался в отцовском кабинете, чтобы огласить завещание покойного и обсудить перспективы «Торгового дома Э. Мейергольд и сыновья», торжественно объявил: «На меня не рассчитывайте! Я ненавижу ваши деньги, ваш винокуренный завод. Не хочу даже носить вашу фамилию. Запишусь Мейерхольдом, как рекомендовано русской грамматикой Грота.

Я ухожу от вас и буду жить бедно, но честно. С Олечкой Мунт мы поженимся, а приданого не возьмем. И еще — я перехожу в православие, меняю прусское подданство на российское, а имя Карл на Всеволода». С первой женой Ольгой Мунт Всеволодом звали писателя Гаршина, который был кумиром юного Карла — главным образом потому, что застрелился. Карл-Всеволод и сам много размышлял о самоубийстве, писал в дневнике: «Мне все мерещатся прорубь, яд и петля» и ночами извлекал такие тоскливые звуки из своей скрипки он с детства неплохо музицировал , что у родных мороз пробирал по коже.

К счастью, ни малейшего повода свести счеты с жизнью у мрачного юноши так и не нашлось. Впрочем, он и без того достаточно огорчил свою мать, потому что действительно воплотил в жизнь все, что обещал на том семейном совете. Он отправился в Москву, на юридический факультет университета, который, впрочем, скоро бросил ради курса Немировича Данченко в Филармоническом училище. Дорожку туда проторила Катя Мунт, сестра его невесты, которая все никак не могла сделаться женой — как студент, Мейерхольд не мог вступить в брак без разрешения министра просвещения. Почти год юноша слал в Петербург ходатайство за ходатайством, пока, его, наконец не удовлетворили.

Венчание с Ольгой состоялось 17 апреля 1896 года в Пензе. Мейерхольда взяли в труппу с окладом в 115 рублей в месяц, Екатерине Мунт положили 60 рублей. Нашлось место и для Ольги — в конторе театра, с жалованием в 30 рублей. Решено было жить втроем. Вернее — вчетвером, потому что к этому времени Ольга уже родила дочь Марию.

Сняли квартиру в Божедомском переулке, и, пусть обедали не каждый день, жили превесело! Актерский дар Мейерхольда — резкий, шаржевый. Станиславский говорил про него: «суховат в добродушных местах». А Немирович-Данченко и вовсе разочаровался в своем ученике: «Это черт знает что! Яичница с луком!

Сумятица человека, который каждый день открывает по несколько истин, одна другую толкающих! А, когда на «Мещанах» в зале вдруг стали шикать, отцы-основатели МХТ и вовсе стали воротить от Мейерхольда нос — подозревали, что это он рассадил в зале своих приятелей — мол, озлобился, что не дают главных ролей. В итоге Всеволод, чуть не единственный из труппы, не получил ссуды от Саввы Морозова и не стал пайщиком строящегося нового здания Художественного театра в Камергерском переулке. Не перенеся обиды, Мейерхольд ушел из театра. Так началась чуть не двадцатилетняя полоса скитаний по театрам и городам: Херсон, Тифлис, снова Москва… Верная Ольга, да и Катя тоже — везде и всюду с Мейерхольдом.

Детей у него уже трое, и все — девочки. И их всех нужно прокормить… А характер у Мейерхольда неуживчивый, трудный. Ему все казалось, что кругом враги, что коллеги только и делают, что плетут интриги, устраивают сговоры, пускают сплетни… Он торопился первым нанести удар тем, кого подозревал — и часто несправедливо. Что ж удивляться, что больше нескольких сезонов он ни в одном театре не задерживался. Мейерхольд-актер В спектакле «Акробаты» Со временем он все реже играл на сцене, и все чаще режиссировал.

В Петербурге, в театре у Комиссаржевской поставил«Балаганчик» Александра Блока — необычайный, ни на что ни похожий, символистский спектакль. Публика разделилась: одни бешено аплодировали, другие шикали и обзывали мейерхольдовское творение «Бедламчиком». Режиссеру в очередной раз указали на дверь.

После ареста Мейерхольда в 1939 году на даче был спрятан архив режиссера. Всеволод Мейерхольд был расстрелян в 1940 году. В 1989 году в Москве решили открыть мемориальный музей-квартиру Мейерхольда.

После 1917 года режиссер руководил Инструкторскими курсами, читал лекции по основам режиссуры. После Первого съезда советских писателей в 1934 году, где был провозглашен единственно правильный метод создания художественных произведений — социалистический реализм, началась борьба с формализмом. Ученики Мейерхольда Эраст Гарин, Игорь Ильинский вынуждены были покинуть ГосТиМ, но до конца жизни оставались преданными последователями системы актерского тренинга, которую придумал их мастер и назвал ее биомеханикой.

Во второй половине 1930-х годов искусство Всеволода Мейерхольда было объявлено чуждым советской действительности. Режиссера обвинили в формализме. В 1938 году ГосТиМ был закрыт.

Тогда по приглашению Константина Станиславского Всеволод Мейерхольд поставил оперу «Риголетто» в Государственном оперном театре имени К. Станиславского сейчас — Московский академический Музыкальный театр имени К. Станиславского и Вл.

Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем?

В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх , посмотрел Сталин , и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо, где упрекнула его, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда» опубликован в газете « Правда » 8 января 1938 года [23].

В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Пожарные ликвидировали возгорание на бывшей даче режиссера Мейерхольда и актрисы Райх в Балашихе. Осенью 1906 года аржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром Драматического театра. Всеволод Мейерхольд являлся не только талантливым режиссером, но также пробовал себя как актер и педагог. С 1902 по 1905 год режиссёр поставил около 200 спектаклей / РИА Новости. В 1905-м Мейерхольд возглавлял Театр-студию на Поварской в Москве по приглашению К.С. В Московской области на исторической даче театрального режиссера Всеволода Мейерхольда произошел пожар, сообщают СМИ.

Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда

У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Вместе с К. Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом.

Тот уходит в Театр Комиссаржевской. Работает там какое-то время и вновь терпит неудачу: в разгар сезона Комиссаржевская разрывает контракт с ним. После этого творческий путь Мейерхольда будет связан с двумя театрами: Александринским и Мариинским. Перед самой революцией Мейерхольд ставит спектакли в петроградской Студии на Бородинской. В это же время состоялся первый контакт режиссера с немым кинематографом. К тому времени «серия» переживала полосу неудач, и участие в ней знаменитого театрального режиссера должно было, по мнению ее создателей, вновь привлечь в кинотеатры народ.

Мейерхольд снял два фильма: «Портрет Дориана Грея» и «Сильный человек». Однако ни один из этих фильмов успехом у зрителей не пользовался. Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом. Уже через несколько месяцев после нее он вступил в ряды ВКП б. В 1919 году по доносу недоброжелателей Мейерхольда как большевистского агитатора арестовывают в Крыму белогвардейцы. Без сомнения, его легко могли бы расстрелять, однако не сделали этого, так как Мейерхольд был достаточно известным актером и режиссером.

Генерал Кутепов принял увлечение Мейерхольда большевизмом как издержки творческой натуры и приказал выпустить режиссера на свободу. Этот эпизод, да и последующее поведение Мейерхольда, когда он, уже будучи в Москве, надел кожаную тужурку и нацепил на пояс «маузер», большевики не забыли и поспешили отметить: в 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 году стал называться Государственным театром имени В. В том же 1923 году Мейерхольд был удостоен звания народного артиста республики. В отличие от бурной творческой и общественной жизни личная жизнь Мейерхольда внешне выглядела спокойной. Ольга Мунт подарила ему троих детей, причем все — девочки. В этом же доме размещались Высшие театральные мастерские, которыми Мейерхольд руководил.

В 1921 году студенткой режиссерского факультета в этих мастерских стала 27-летняя Зинаида Райх, бывшая жена Сергея Есенина. С Есениным Райх познакомилась в Петрограде в 1917 году. Она тогда работала машинисткой в газете «Дело народа», где Есенин бывал довольно часто. Райх была красивой женщиной, и Есенин, конечно же, не мог не обратить на нее внимания. Впервые они встретились весной, а летом того же года уже вместе уехали путешествовать к Белому морю. Тогда же и обвенчались.

Однако их брак, во время которого Райх родила двух детей, длился всего три года. В 1920 году они расстались, и Райх с двумя крошечными детьми приехала в Москву. Здесь устроилась машинисткой в Наркомпрос. Именно там Мейерхольд ее впервые и увидел. Вскоре она стала студенткой в его мастерских, и даже более того — начала посещать его дом. Сначала просто в качестве гостьи.

Жена Мейерхольда приняла ее достаточно тепло, так как знала о бедственном положении Зинаиды. Вскоре Райх стала в их доме своим человеком. Так продолжалось до лета 1922 года. Тем летом жена Мейерхольда уехала вместе с детьми на юг отдыхать. А когда они вернулись назад, хозяйкой в их доме была уже Зинаида Райх. Ольге Михайловне не оставалось ничего другого, как вместе с детьми искать себе иное жилище.

По мнению некоторых исследователей, Райх не любила Мейерхольда и замуж за него вышла исключительно по расчету. В этом утверждении есть доля истины. Ведь на руках у Райх было двое маленьких детей, а Мейерхольд в то время был уже достаточно известным режиссером. К тому же брак с руководителем крупнейшего театра позволял Райх претендовать на роль примадонны в нем. По словам дочери Райх Татьяны, ее мать «…вообще никогда никого не любила. Она была чувствительна, эмоциональна, могла увлечься, но любви она не знала.

Для этого она, возможно, была слишком рациональна. А главное, всегда превыше всего ставила себя, свое благополучие и свои интересы. Да, ей нравилось кружить головы мужчинам, но вряд ли она шла на какие-то отношения, более глубокие, чем простое кокетство, со своими поклонниками, которых всегда было более чем достаточно». Это было почти всенародное действо, во всяком случае, именно так его хотели представить. По тем временам это было еще непривычно, так как юбилеев тогда почти не отмечали. Юбилейный комитет возглавляла Клара Цеткин, одним из ее заместителей был сам нарком просвещения А.

В состав комитета вошли С. Буденный, К. Радек, Н. Семашко, О. Каменева и другие деятели партии и государства.

Скажем, проходивший по другому делу известнейший журналист Михаил Кольцов чуть ли не на первом допросе заявил, что одним из осведомителей французского разведчика Вожеля был Мейерхольд. Причислил его к членам антисоветской организации и не менее известный писатель Исаак Бабель. Но если бы только формалист!

Мало кто помнит о таком вопиющем факте, что именно он готовил режиссерский план массового действа к 300-летию дома Романовых. Позже он солидаризировался с Троцким и вместе с ним защищал от критиков Есенина. Пагубно влияет на Мейерхольда его жена актриса Зинаида Райх. Думаю, что настала пора рассказать об этой неординарной женщине и об этом странном, по мнению многих друзей дома, браке. Родилась она двадцатью годами позже Всеволода Эмильевича в солнечной Одессе. Ее отцом был выходец из Силезии Николаус Райх. Будучи матросом, на одном из иностранных судов он попал в Одессу, встретил неотразимо прекрасную одесситку, тут же женился и навсегда остался на новой Родине. От этого брака родилась ненаглядная Зинаида.

Именно там Сергей Есенин смертельно влюбился в волоокую южанку. В конце лета, после совместной поездки к морю, они обвенчались. Как показало время, молодые явно поторопились: слишком разными они были людьми. Не спасло даже рождение двоих детей. В 1920-м Зинаида Райх, одна-одинешенька, с двумя детьми на руках, оказалась в Москве. Есть несколько версий того, как она познакомилась с Мейерхольдом, но одна из них, как мне кажется, наиболее правдоподобна. Всеволод Эмильевич был давным-давно женат, у него трое взрослых дочерей, и вот однажды Екатерина Михайловна Мунт, актриса, ставшая женой Мейерхольда еще тогда, когда они были студентами Филармонического училища, привела в дом Зинаиду Райх — в качестве то ли экономки, то ли компаньонки. Зинаида стала студенткой Высших театральных мастерских, которыми руководил Мейерхольд.

Екатерина Михайловна переложила на нее большую часть забот, в том числе и главную — уход за мужем. Закончилось все это летом 1922-го: Всеволод Эмильевич развелся с матерью своих детей, стал мужем Зинаиды Райх и отчимом детей Есенина. Но скандалы и ссоры в доме не стихали ни на минуту. Зинаида Райх постоянно влезала в театральные дела мужа, всячески обостряя конфликты с актерами. Люди начали уходить из театра. Покинула мастера даже одна из его лучших учениц — Мария Бабанова. Это было началом конца. У Мейерхольда настал период провалов и неудач, завершившийся закрытием театра.

Вокруг Всеволода Эмильевича мгновенно образовалась пустота. С ним перестали здороваться, его обходили стороной.

Фамилию «Майергольд» стал писать по правилам русской грамматики — «Мейерхольд».

Окончив гимназию, будущий режиссер поступил на юридический факультет Московского университета. Но вскоре перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс В. Всеволод выделялся среди молодых актеров и актрис, единственный имея «по истории драмы, литературы и искусства высший балл».

В 1898 году «готового актера» Мейерхольда Немирович-Данченко рекомендовал в состав труппы нарождавшегося Художественного театра. Мейерхольд за чтением «Чайки» Антона Чехова в Царском селе, 1898 год Источник Как всякий молодой актер Мейерхольд представлял себя в главных ролях. Он ожидал перемен, представляя, «будто что-то стоит за дверью и ждет своего часа».

За первые четыре сезона Мейерхольд сыграл восемнадцать ролей. Постепенно в труппе начинается «раскол и брожение». Творческие разногласия привели к разрыву отношений Мейерхольда с наставниками.

Желание реализовать свою творческую программу побудило его покинуть театр. На свой страх и риск Всеволод Эмильевич начал самостоятельную режиссерскую работу, возглавив в Херсоне труппу «Товарищество новой драмы». За три года было поставлено около двухсот спектаклей.

Мейерхольд работал много, спал по пять-шесть часов в сутки, так как управлял театром, был режиссером и актером. В жизни Мейерхольда будет работа в Театре-студии К. Станиславского, постановки спектаклей в петербургском театре В.

Трудно ему пришлось на сценах Александринского и Мариинского театров с «паспортом пензенского мещанина в кармане».

К истории и технике », Мейерхольд не только восстанавливает обстоятельства и ауру дела, но погружается в диалектику театра как искусства, в противоречия, исходно заложенные в природе сцены. Он заявляет себя в этой статье 1907 г. Он презрительно отвергает аналитичность подхода к пьесе и к образам, шире — рационализм сценического прочтения. Из опыта Художественного театра «новый театр», видящийся Мейерхольду, если что и соглашается унаследовать, то лишь музыкальность открытого тут чеховского ритма, способность «подернуть свои творения лунной дымкой».

Автор эссе убежден, однако, что МХТ от спектакля к спектаклю отдаляется от сути своего любимого автора, «не замечает, как Чехов от утонченного реализма перешел к лиризму, мистически углубленному». Вникать в дальнейшее противостояние Мейерхольда и Художественного театра значило бы разбираться в коренных вопросах театра XX века. Пропуская даже такие моменты, как параллельные осуществленные и неосуществленные работы Мейерхольда и МХТ над одними и теми же пьесами «К звездам» и «Жизнь Человека» Л. Андреева, «Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка, «У царских врат» К.

Гамсуна, «Живой труп» Л. Гиппиус — до «Самоубийцы» Н. Эрдмана и взаимодействие Мейерхольда с учениками Станиславского Вахтангов, М. Чехов , — ограничимся пунктиром событий. После нескольких месяцев, когда Мейерхольд возобновлял в провинции спектакли Товарищества новой драмы, В.

Комиссаржевская пригласила его главным режиссером в свой новый театр Театр на Офицерской. Андреева, «Победа смерти» Сологуба. Союз Комиссаржевской и Мейерхольда, однако, завершился разрывом. В 1908 г. Теляковский храбро позвал лидера тогдашнего авангарда в цитадель консерватизма, в Александринку.

Здесь Мейерхольд работал вплоть до Октября 20 постановок. Вражда к современной рутине парадоксально привела его к увлечению глубинными традициями, техникой и идеями старинного театра. Он осуществил грандиозную, стилизующую зрелища времен Короля-солнца постановку «Дон Жуана» Мольера 1910. В 1914 г. В журнале он публикует свою уничтожающую статью о программной работе Первой студии: «Сверчок на печи, или У замочной скважины».

Притом, заслышав об интересе Станиславского к этому изданию, Мейерхольд любезно шлет ему вышедшие номера. Последней предреволюционной премьерой стал «Маскарад» Лермонтова: Мейерхольд ставил его вместе со своим постоянным художником, Александром Головиным, шел от образов Венеции, от ее мрачной избыточной пышности, от грозной зыбкости атмосферы ее игорных домов и празднеств: профиль смерти в венецианской бауте возникал снова и снова среди теней Петербурга. Мейерхольд первым из крупных режиссеров пошел на сближение с советской властью — не только как постановщик «Мистерия-буфф» Маяковского в оформлении К. Малевича, первая редакция — 1918 , но и как функционер несколько месяцев возглавлял ГКО Наркомпроса. Ориентирующаяся на него пресса атаковала академические театры в тоне политического доноса: поставленную Немировичем-Данченко в Музыкальной студии МХАТ «Дочь Анго» связывали с «антоновщиной», с Кронштадтским бунтом, а в ее публике предполагали тех, кто не успел уплыть с Врангелем.

Мейерхольд, В. Бебутов и К.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий