Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана. 12 января 1943 года с целью прорыва блокады Ленинграда началась стратегическая наступательная операция «Искра». Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Именно поэтому прорыв блокады 18 января 1943 года стал такой важной вехой в истории Великой Победы и каждый год отмечается как праздник мужества и стойкости, надежды и героизма. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Они первыми прорвали блокаду Ленинграда
18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда – этот момент стал переломным в битве за город на Неве. Ленинградская блокада, длившаяся с сентября 1941 по январь 1944 годов, стала значимой страницей в истории города и страны. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции «Искра» бойцы Ленинградского фронта соединились с красноармейцами Волховского фронта, прорвав блокаду северной столицы. Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра». В 2023 году Северная столица и Ленобласть отмечают 80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда и 79-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков. Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года.
Новости и события Российского исторического общества
В Волховский фронт под началом генерал армии Кирилла Мерецкого к началу 1943 года входили: 2-я ударная армия, 4-я, 8-я, 52-я, 54-я, 59-я армии и 14-я воздушная армия. Но непосредственное участие в операции приняли: 2-я ударная армия — под командованием генерал-лейтенанта Владимира Романовского, 54-я армия — генерал-лейтенанта Александра Сухомлина, 8-я армия — генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, 14-я воздушная армия — генерал-лейтенанта авиации Ивана Журавлёв. Они действовали в 300 км полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом фланге от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались части 2-й ударной и 8-й армий. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Германия Немецкое верховное командование после провала попыток взять город, было вынуждено остановить бесплодное наступление и отдать войскам приказ о переходе к обороне. Всё внимание было приковано к истекающему кровью, обращённому в руины, но не сдающемуся Сталинграду. Осенью 1942 г. В район Сталинграда перебросили 8-й авиакорпус.
Со своим штабом уехал Манштейн, который до этого должен был взять Ленинград. Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий. Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии. Формирования авиаполевых дивизий, из-за больших потерь в сухопутных войсках, началось по инициативе Геринга в сентябре 1942 года. Авиаполевые дивизии не имели полкового звена и состояли 4 стрелковых батальонов и артиллерийского дивизиона, комплектовались личным составом наземных служб ВВС и зенитной артиллерии, не имевших опыта общевойскового боя. Вооружение они имели различное, включая советское трофейное. Таким образом, германская группировка под Ленинградом уменьшилась не только количественно, но и ухудшилась в плане качества. Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдемана Линдеманна , которая входила в состав группы армий «Север». В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий.
Немецкие войска поддерживал 1-й воздушный флот генерал-полковника авиации Альфреда Келлера. Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее мощную оборону и плотную группировку войск немцы имели на самом опасном направлении — шлиссельбургско-синявинском выступе его глубина не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий — основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов. В их составе было около 60 тыс. В оперативном резерве находились 4 дивизии. Танк Pz. III Ausf. N, тактический номер 116 из состава 1-й роты 502-го отдельного батальона тяжелых танков вермахта, подбитый в районе Синявина в период с 12 января по 5 февраля 1943 года Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами.
Со стороны Ленинграда оборону держали Этим 328-й пехотный полк 227-й пехотной дивизии генерала фон Скотти, 170-я пехотная дивизия генерала Зандера в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии, имевшие до 30 танков, около 400 минометов и орудий. Оборонительный рубеж немцев проходил по левому берегу Невы, высота которого достигает 12 метров. Берег был искусственно обледенен, густо минирован, почти не имел удобных естественных выходов. Немцы имели два мощных узла сопротивления. Один — сооружения 8-й ГЭС, кирпичные дома 1-го и 2-го городков; второй — многочисленные каменные постройки Шлиссельбурга и его окраин. На каждый километр фронта приходилось 10—12 дзотов и до 30 орудий и минометов, а вдоль всего берега Невы протянулись траншеи полного профиля. Здесь имелись две линии траншей, синявинский узел сопротивления, отсечные позиции, а также опорные пункты. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки. Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую.
Этот рубеж являлся позицией дивизионных резервов до одного полка немецкой группировки. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В результате весь выступ напоминал один укреплённый район. Против двух армий Волховского фронта оборонялись 227-я пехотная дивизия без одного полка , 1-я пехотная, 374-й полк 207-й охранной дивизии и 425-й полк 223-й пехотной. По переднему краю обороны шла сплошная траншея, прикрытая минными полями, надолбами и проволочными заграждениями, на некоторых участках была отрыта и вторая траншея. Там, где болотистая местность не позволяла углубиться в землю, немцы возвели ледяные и насыпные валы, поставили двухрядные бревенчатые заборы. Ситуация для атакующей стороны усугублялась лесисто-болотистой местностью в этом районе. К тому же здесь располагалась большая территория синявинских торфоразработок, которые были изрезаны глубокими канавами и дополнительно укреплены деревоземляными, торфяными и ледяными валами. Территория была малопроходимой для бронетехники и тяжёлой артиллерии, а они были нужны для разрушения вражеских укреплений.
Для преодоления такой обороны требовались мощные средства подавления и разрушения, огромное напряжение сил и средств наступающей стороны. Советские офицеры осматривают тяжелые немецкие орудия, обстреливавшие Ленинград.
На Волховском фронте к началу наступления имелось 3551 орудие и миномёт, а кроме того, 21 дивизион полевой реактивной артиллерии. Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут. Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах. Артиллерийская поддержка серьёзно упростила для красноармейцев выполнение боевых задач: из 251 цели огнём были поражены 169, а батареи противника отмалчивались более получаса. Однако вскоре руководство войсками 3-го танкового корпуса СС было восстановлено, и началась борьба, особенно ожесточённая в районе опорного пункта Гостилицы.
Роль танков, самоходок и другой техники Войска 48, 90 и 131-й стрелковых дивизий 2-й ударной армии в наступлении поддерживали артиллеристы и танкисты: армии было придано 169 танков и два десятка самоходок. После занятия передовой траншеи противника пехотой свой ход сделали танкисты. К концу дня войска Красной Армии углубились в неё на направлении главного удара — почти на 4 километра, а общая протяжённость фронта наступления 2-й ударной армии составила 10 км. Бой на северо-западе Гостилиц был особенно ожесточённым, противоборствующие войска неоднократно выбивали друг друга с этой полосы земли. Тем не менее, на исходе первого дня наступления верх в этой борьбе одержала советская армия. Итог дня — продвижение в районе Лиговского канала на 4,5 километра в центре и до полутора километров на флангах; ещё день спустя — прорыв на 8 км. Симоняка достиг второй полосы вражеской обороны.
Под Новгородом, на Волховском фронте, 14 января части 59-й армии незаметно достигли по льду западного берега озера Ильмень и закрепились на нём. Снегопады и метели не позволяли авиации 14-й воздушной армии поддержать войска, артиллерии же не удалось подавить все вражеские опорные пункты. Прорвать основную полосу немецкой обороны здесь удалось только на второй день. Бойцы 16-й танковой бригады, наступая в сложнейших условиях, достигли шоссейной дороги Новгород — Чудово, а после перерезания ещё одной дороги вражеские войска в Новгороде оказались под угрозой окружения. День за днём советские войска продвигались вперёд. Продвигались трудно, ломая прочную немецкую оборону, шли через снега и завалы, форсируя реки танками по льду, а то и вброд. Опорные пункты приходилось штурмовать, как высоту 172,3 Воронья гора — самую высокую точку Ленинградской области.
В ходе ночной атаки 19 января 1944 года гвардейские стрелки 63-й дивизии вместе с танкистами и бойцами 17-й штурмовой инженерно-саперной бригады с боем заняли её. На исходе тех же суток авангарды 2-й ударной и 42-й армий сомкнулись близ Ропши; на следующий день петергофско-стрельнинская группировка противника была разгромлена, а в 11 часов 25 минут 20 января красное знамя было поднято над Кремлём в освобождённом Новгороде. Чтобы избежать окружения, противник начал отходить из Мги, освобождённой тем же днём. Салют над Ленинградом У командования Ленфронта уже не было сомнений в предстоящем снятии блокады Ленинграда: тогда же, 21 января, оно обратилось к И. Степанов подписал приказ о проведении салюта: 224 орудия из общего числа — артиллерия Ленинградского фронта, еще сотня пушек — корабельно-зенитная артиллерия с кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Предварительным сигналом должен был послужить вертикальный луч прожектора с крейсера «Киров», исполнительный сигнал следовало передать по радио, а затем — 24 залпа с промежутками в полминуты между ними. Салют должны были сопровождать 40 прожекторов, Ленинградские радиокомитет и студия кинохроники обязались обеспечить его трансляцию и киносъемку.
Начальник пожарной охраны города полковник М. Сериков обеспечивал противопожарные меры на время проведения салюта — Ленинград слишком сильно пострадал за минувшие годы, чтобы допускать даже малейшие его повреждения из-за торжества.
Утром 7 февраля первый прямой поезд с Большой земли подошел к перрону Финляндского вокзала, заполненному толпами ликующих людей.
Паровоз был украшен хвойными ветками и плакатами: «Боевой привет шлёт Родина героическому Ленинграду! Навстречу неслись восторженное «ура», играл военный оркестр. Часы показывали 10 часов 9 минут, когда паровоз разорвал красную ленточку.
В записной книжке Матвея Фролова сохранилась часть текста из репортажа, сделанного им в тот исторический день: «Поезд уже близко, виден дымок... Послушайте, друзья: настоящий поезд! И, наверное, в эту минуту улыбнется кассир и сердечно поздравит пассажира.
Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград». Пассажирские поезда пошли только после полного снятия блокады. Вагоны же первого поезда, прибывшего в осажденный город — все сорок, — были до отказа загружены ящиками со сливочным маслом.
Но первый поезд привез не только 800 тонн ценнейшего продукта для умиравших от голода жителей Ленинграда, для раненых и больных. Он привез надежду на жизнь и веру в победу. Нужно было подвозить продовольствие, боеприпасы, топливо.
К марту 1943 года на фронтовую дорогу вступила 48-я паровозная колонна особого резерва. Поезда пошли и днем. Гибли люди, вместо них вставали другие — магистраль действовала… Все, кто был на паровозе, чувствовали себя боевым подразделением.
Нашим девчатам-кочегарам приходилось перекидывать в топку по 140—150 кубометров дров. Тяжело было, а справлялись. И снарядов фашистских не боялись… Так мы работали в течение всего 1943 года, до полного снятия вражеской блокады».
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с уникальным документом — рукописными воспоминаниями о службе в 48-й паровозной колонне особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР кочегара паровоза ЭМ 732-32 Андрея Ивановича Проскурина. Первый поезд, отправившийся из блокадного города на Большую землю, был загружен отливками орудийных стволов.
Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги. Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов. Ежегодно в память о героическом подвиге ленинградцев-блокадников в университете проводятся мероприятия с участием руководства, студентов и сотрудников вуза, волонтеров и школьников, районных активистов и ветеранов. Проходят тематические выставки, лекции и встречи с участниками тех событий, а также традиционный торжественно-траурный митинг у Памятника погибшим политехникам и у Колодца жизни. И хотя в этом году с учетом ограничительных мер, связанных с COVID-19, мероприятия, посвященные 78-й годовщине прорыва блокады, идут с учетом ограничительных мер, мы восхищаемся беспримерным подвигом наших отцов и дедов, выстоявших в огненном кольце, и говорим им слова величайшей благодарности за свободу, возможность трудиться на благо любимого города и страны.
Операция "Искра": основные события
- 18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда - Российское историческое общество
- Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
- Пятая попытка
- Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков»
Этот день в истории: 1943 год — прорыв блокады Ленинграда
76 лет назад Советские войска сняли блокаду Ленинграда. Да, прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда – этот момент стал переломным в битве за город на Неве. Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года. Приезд Жукова и принятые им меры укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось.
2. Попытки прорыва блокады
Прорыв блокады Ленинграда 18 января: как проходила операция В течение 872 дней осады сообщение с городом поддерживались только по Ладожскому озеру и по воздуху. Блокадное кольцо было прервано 18 января 1943 года, а сам город освободили 27 января 1944 года. Прорывную операцию назвали «Искра», знаменуя крылатую фразу: «Из искры возгорится пламя... Начало перелома в ходе Великой Отечественной В 1942 году Красная армия предпринимала две попытки деблокировать город, но вермахт удержал свои позиции. Красноармейцы вновь должны были отступать от Синявинских высот и занимать оборону. Войска Ленинградского фронта и Балтийский флот оставались отрезанными от других частей Красной армии. Генерал-полковник Леонид Говоров разработал методы и принципы применения артиллерии в предстоящей операции.
По решению командующего, было образовано несколько артиллерийских групп: дальнего действия, особого назначения и контрминометная. Координацией ударных действий руководили представители Ставки — маршал Климент Ворошилов и генерал армии Георгий Жуков. В Доме кино представят документальный фильм «Приравнены к хлебу» Важной задачей сопротивления было выдавить противников с выступа шириной 12—16 км, который упирался в Ладожское озеро и замыкал звено блокады.
На портале Президентской библиотеки доступны его радиорепортажи, записанные в том числе в сороковую годовщину прорыва блокады Ленинграда, 18 января 1983 года, в ходе торжественных мероприятий в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. Кирова Мариинский театр. Именно в этом театре в победном 1945 году городу вручили высшую государственную награду СССР — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги трудящихся Ленинграда перед Родиной, за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады». Январь 1943 года.
Улицы пустынны, зенитки смотрят вверх. Город продолжал фронтовую вахту. В цехах шли митинги. Десятки людей шли ночью к нам в Дом Радио: дайте сказать хоть несколько слов. Звонок из Москвы: привет, друзья, москвичи обнимают вас. Ещё звонок по телефону, девочка: мой папа скоро вернется домой с войны? Скоро, Людочка, теперь уже скорее, чем прежде.
С Лиговского проспекта из дома номер 202 пришла гражданка Журавлёва: не могу быть одна, а в квартире никого, вот к вам и пришла, поцелуйте от меня наших героев... Где они, наши герои, были в ту январскую ночь? Они шли вперед, расширяя прорыв. Ранее утро 19 января. На улицах вывешивают алые флаги, флаги победы. Один из них укреплён на развалинах дома, что разрушен фашистской бомбой. Ночь на 19 января 1943 года — историческая ночь позади.
С добрым утром, земляки, говорили мы друг другу… А на Невских берегах, только что освобождённых от врага, уже начиналась жизнь — наша, советская. Николай Тихонов писал тогда, что на пристани освобождённого Шлиссельбурга уже снуют моряки, железнодорожники осматривают пути… На противоположном берегу, где раньше нельзя было показаться человеку, открыто дымят паровозы и двигаются поезда. Первый день после прорыва блокады.
В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За следующие семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная «Дороги победы». Через этот коридор началась поставка продовольствия, эвакуация детей и пожилых людей.
Вопросы, возникшие в наше время Переосмысливая историю во времена перестройки, исследователи стали задавать вопросы: а можно ли было прорвать блокаду раньше или вовремя эвакуировать мирное население из Ленинграда? Эти вопросы «Эксперт» задал современным военным экспертам и историкам. Но прежде, чем предоставить им слово, обратимся к документальным фактам, не вызывающим ни у кого сомнений. Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции для восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», который в итоге и был освобожден в 1943 году. Но в 1941 году обе попытки закончились неудачей. В их ходе погибли более 50 тысяч бойцов Красной армии.
Затем все силы были брошены уже на битву под Москвой. Очередная попытка прорыва блокады Ленинграда в январе 1942 года привела к неудаче: окружению и разгрому войск Волховского фронта. Следующая атака блокадного кольца состоялась в августе-сентябре 1942 года и вновь завершилась поражением. А еще раньше, в приказе от 22 сентября, прямо предписывалось уничтожить всех жителей Петербурга так город называли в рейхе и стереть город с лица земли. Эвакуироваться хотели не все «Людей пытались эвакуировать, равно как и завозить продукты в Ленинград. Но возможности были очень ограничены, — рассказал «Эксперту» военный аналитик Игорь Коротченко. Из города вывозили детей, стариков, раненых, но невозможно было вывезти всех.
Вопрос эвакуации — это вопрос возможностей.
Духанов нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. Романовского и Ф. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.