Главная Новости Лента новостей Эмоциональный интеллект: россиянам объяснили, что это такое и как он поможет найти работу. В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать.
Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить
Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ. В марте Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ начинает предзапись на курс доктора психологии Виктории Шиманской «Эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект помогает сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, стратегически мыслить во время конфликтов и проявлять эмпатию к сотрудникам. Эмоциональный интеллигент. Эмоциональный интеллект – понятие, о котором невозможно говорить в отрыве от других психологических составляющих. Эмоциональная интеллектуальность включает в себя умение распознавать, понимать и реагировать на чувства людей в онлайн-среде.
Не только IQ: как эмоциональный интеллект ведет к успеху
В чём опасность развития эмоционального интеллекта | Термин приобрел известность благодаря американскому психологу и спикеру Дэниелу Гоулману, который опубликовал в 1995 году свою книгу «Эмоциональный интеллект. |
Подкаст «Эмоциональный Интеллигент» | В первую очередь, эмоциональный интеллект влияет на восприятие себя, как человека, который может понять, что с ним происходит и выделить пути развития. |
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Когнитивные искажения». Советская, 11 в рамках лектория «НЕскучный научпоп» состоится презентация книги журналиста, независимого исследователя Ольги Ивановны Гуленок «Хроника Земли». Решаем вместе Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении Написать Включить мобильную версию Отключить мобильную версию Мы в соц.
Понятно, что человек впадает в своего рода ловушку, из которой выбраться сможет с трудом. Это и есть признак отсутствия полноценного навыка управления собой, низкий эмоциональный интеллект. Потом, со временем, когда он выйдет из эмоциональной ямы, он поймет, что действовал не самым адекватным и полезным образом, здесь он этот интеллект сможет проявить, но изменить ничего не сможет, потому что, опять же, у него нет навыка отслеживания и выбора своего эмоционального состояния. Наоборот, люди стабильные, эмоционально здоровые, которых чаще всего очень трудно вывести из себя, вроде по их лицу видно, что их немножечко «бомбит», но при этом они не выплескивают эмоции.
Они, грубо говоря, хотят ругаться и драться, но осознают последствия и не делают этого, ведут себя более адекватно. Таких людей достаточное количество и чаще всего подобных людей воспринимают как лидеров, это те же самые харизматики, которых я упоминал. Кажется, им все равно, что кто-то назовет их странными людьми, потому что они не испытывают эмоций, либо их назовут высокомерными. На самом деле, они все чувствуют и понимают, просто умеют не выплескивать их. Фото автора freestocks. Простота в том, что вам все объяснят и подскажут, создадут условия, единственное — за это нужно платить деньги. Что насчет самостоятельных методов, самое простое — выбрать список ситуаций, в которых человеку сложнее всего, то есть начинаем классифицировать.
Например, конфликт на работе с начальником определяем по десятибалльной шкале, уровень тревожности здесь, потом следующая история — ссора с близким человеком, волнение за здоровье родных и так далее. Выписав все ситуации, где у нас есть эти эмоции, мы их начинаем классифицировать. Самое простое разделение для начала — на страх, радость и агрессию. Если мы эти три эмоции сможем выписать и пометить каждую ситуацию, в какой была какая эмоция, у нас появится некоторая классификация. Далее мы оцениваем ситуации по степени эмоционального реагирования по десятибалльной шкале. У нас получается некоторое ранжирование: первым у нас будет самая сильная эмоциональная ситуация, например, агрессивного характера, затем, к примеру, страхи, и потом радости, и понять, какая ситуация занимает первое место.
Татьяна Валерьевна добавляет, что сейчас у многих детей и взрослых и без развития эмоционального интеллекта все чаще выявляется рассогласованность в работе полушарий мозга. И более того, все больше людей сейчас испытывают психические расстройства и находятся в пограничных состояниях.
А когда человек целенаправленно активно стимулирует правое полушарие, он полностью уходит в эмоции. Соответственно, у него снижаются функции левого полушария, которое у нас отвечает за критическое мышление, анализ и адекватное восприятие себя и окружающей действительности», — говорит Татьяна Валерьевна. И в процессе диагностики выясняется, что проблемы объясняются сниженной активностью левого полушария и высокой рассогласованностью в работе полушарий мозга. А причиной всему эмоции! Поэтому одна из основных целей коррекционных программ Татьяны Гогуадзе — активизировать работу левого полушария мозга, многократно увеличив тем самым его ресурсы. Как показывает опыт работы Центра Татьяны Гогуадзе, когда активизируется работа левого полушария, то многие когнитивные и психоэмоциональные проблемы решаются естественным образом без таблеток, психологов и неврологов. Поэтому, когда мы обеспечиваем доминацию левого полушария мозга, интеллектуальный ресурс человека только возрастает.
Учёные обнаружили, что снижение эмоционального интеллекта усиливалось по мере исключения женщин из выборки. Также был проведён дополнительный анализ, показывающий, что доступ к технологиям в каждой из стран связан с более низким уровнем благосостояния и самоконтроля. Фото Pexels Авторы предполагают, что активное использование социальных сетей молодыми людьми может быть причиной снижения эмоционального интеллекта. Личное социальное взаимодействие предоставляет больше возможностей для эмоциональной близости и связи по сравнению с онлайн-общением. Изменения в обществе за последние два десятилетия также могут быть причиной снижения уровня эмпатии среди поколений и роста числа людей, страдающих от депрессии и тревожности. Хотя текущее исследование не позволяет сделать причинно-следственные выводы, авторы предполагают, что социальные сети всё чаще заменяют личное общение.
Новый уровень осознанности: психолог Роман Едавкин про эмоциональный интеллект и его развитие
Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше умеют регулировать эмоциональное состояние и своё, и других людей. Эмоциональная интеллектуальность включает в себя умение распознавать, понимать и реагировать на чувства людей в онлайн-среде.
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта [8] [9]. Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см. Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами.
В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
Поскольку понимание собственных эмоций и эмоций партнера, детей позволяет пройти эти жизненные потрясения с минимальными потерями. Почему компании конкурируют за стажеров и как от такого взаимодействия выигрывают выпускники Ранее, 11 августа, начальник отдела обучения и развития специализированного центра занятости «Моя карьера» Никита Медведев рассказал в беседе с «Известиями» о способах борьбы со стрессом на работе.
По его словам, поможет отдых, однако он должен быть сбалансирован. Необходимо выписать три сферы на листке бумаги и наполнить каждую из них видами досуга, которые вдохновляют.
Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность: предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния; верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Управление эмоциями.
Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих. Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента. На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации.
Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту. Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями. Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор.
Как определить уровень эмоционального интеллекта Обычно для этого используются тесты и опросники, основанные на самоотчетах.
Особенность в том, что у таких людей нет доминации в работе мозга. Закономерным результатом активизации правого полушария становится рассогласованность в работе полушарий мозга, что затрудняет способность управлять своими эмоциями. Это может приводить к снижению когнитивных способностей. Именно это и приходится сегодня активно разъяснять уже взрослым людям, которые, начав развивать правое полушарие, реально утрачивают наработанные ресурсы, теряют бизнес и сталкиваются с различными неврологическими проявлениями. А суть проблемы в том, что активизация правого полушария снижает функции левого полушария, что приводит к рассогласованности в работе мозга». Что такое рассогласованность полушарий мозга и почему она негативно сказывается на работоспособности, специалист рассказывает в этом материале на проекте РБК Компании. Татьяна Валерьевна добавляет, что сейчас у многих детей и взрослых и без развития эмоционального интеллекта все чаще выявляется рассогласованность в работе полушарий мозга. И более того, все больше людей сейчас испытывают психические расстройства и находятся в пограничных состояниях. А когда человек целенаправленно активно стимулирует правое полушарие, он полностью уходит в эмоции.
Эмоциональный интеллект
- Не просто интеллект
- Онлайн-курсы
- Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект: что это, как и зачем развивать
- Почему это не работает: 5 мифов об эмоциональном интеллекте
Фото по запросу Emotional Intelligence
В первую очередь потому, что человек лучше начинает понимать себя, свои истинные цели, не боится признать, что идет не по тому пути. Или он сразу выбирает именно тот путь, к которому у него призвание. Это позволяет постоянно подогревать интерес, добиваться результата, не сдаваться, стремиться реализовать себя в этом деле. А так и получаются выдающиеся профессионалы. Миф 6: Эмпатия — наше все Откуда происходит миф?
Эмпатия — это способность к сопереживанию, она помогает лучше понять чувства других. Многие, если не все, готовы поставить на этом точку: главное понять, что происходит с другими, тогда вы все поймете об этом мире. Развитие эмоционального интеллекта действительно сложно представить себе без развития эмпатии. Но меня гораздо больше пугают люди с развитой эмпатией и неразвитыми другими базовыми навыками EQ.
Такие люди готовы сопереживать, но они совершенно не понимают, что делать дальше с этими переживаниями и эмоциями. А так как сопереживают у нас обычно грусти или раздражению, то происходит распространение данной эмоции, «заражение» без реального разрешения проблемы. Некоторые даже «подпитываются» этим сопереживанием. Эмпатия очень важна в развитии EQ, но это только один из первых шагов.
А без осознанности, без достаточно развитой стрессоустойчивости и целеполагания эмпатия может принести вам вред, а не пользу. Миф 7: EQ можно развивать только до 20 лет Откуда происходит миф? В первый год жизни вес головного мозга увеличивается вдвое. Постоянно идет образование нервных клеток и их перемещение в соответствующие опыту области мозга.
Почти весь запас нейронов, который у нас есть, уже имеется у семимесячного плода. Кроме того, нельзя не сказать, что мозг новорожденных содержит гораздо больше нейронов, чем мозг взрослого. А до 18—20 лет по некоторым данным, до 27 еще активно происходит процесс миелинизации аксонов в головном мозге. Миелин действует как изоляция вокруг кабеля—аксона и позволяет электрическим импульсам двигаться в несколько раз быстрее.
Поэтому освоение любой информации действительно происходит наиболее быстро в указанные периоды. Убеждена, что каждый человек должен знать правила мозга Джорджа Медины. Нет даже двух человек, у которых одинаковая информация хранилась бы в мозге в одних и тех же местах».
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, искусственный эмоциональный интеллект, эмоциональная способность, множественный интеллект.
Keywords: emotional intelligence, artificial emotional intelligence, emotional ability, multiple intelligences. Феномен эмоционального интеллекта и возможности его развития рассматривался многими исследователями, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Впервые «эмоциональный интеллект» как термин был применен Майклом Белдока в 1964 году, но в то время еще не получил широкого распространения. В 60-х годах ХХ столетия в большей степени была представлена теория множественного интеллекта, на основе которой в последующем Х.
Гарднер, Дж. Майер и П. Сэловей разработали концепцию эмоционального интеллекта. Согласно трактовке Д.
Сэловей «Эмоциональный интеллект» - это: «способность воспринимать, понимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, регулировать свои эмоции и эмоции других» [3, с. Термин «Эмоциональный интеллект» стал популярен с выходом в печать книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект — почему он может иметь большее значение, чем IQ? Многие современные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, делали акцент на необходимости и важности проведения исследований в данном направлении, предлагая рассматривать «эмоциональный интеллект» в контексте когнитивных процессов и способностей личности, отмечая, что: «Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект» [6].
За последние десятилетия, некоторые авторы научных трудов, посвященных исследованию эмоционального интеллекта, подчеркивают роль эмоций в контексте мышления и познания индивида [4]. Так, А. Лурия полагал, что ярко выраженные эмоции придают ситуации, в которой они возникли, эмоциональную окраску, обусловленную процессом познания человека. Рубинштейн отмечал: «Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [4, с.
Эмоциональный мозг существовал задолго до того, как появился рациональный. Неокортекс — средоточие мышления. В нем располагаются центры, где объединяется и осознается информация, поступающая от органов чувств.
Благодаря неокортексу к чувству добавляются размышления, к тому же мы приобретаем способность эмоционально воспринимать идеи, произведения искусства, символы и мысленные образы. Вблизи нижней части лимбического кольца находится миндалевидное тело, которое исполняет функцию хранилища эмоциональной памяти и ,следовательно, играет крайне важную роль. От него зависят все страсти и увлечения, а также эмоциональная привязанность.
Иллюстрация из книги Посмотрите, как сенсорные сигналы от глаза или уха попадают в головной мозг, чтобы понять, почему эмоциональная реакция всегда первична. Сначала сигналы проходят в таламус зрительный бугор , а потом — через одиночный синапс место соединения двух нервных клеток — в миндалевидное тело. Второй сигнал из таламуса направляется в неокортекс, то есть думающий мозг.
Благодаря такому разветвлению миндалевидное тело начинает реагировать раньше неокортекса, который «обмозговывает» информацию на нескольких уровнях мозговых контуров, прежде чем полностью ее воспримет и перейдет наконец к действиям в виде ответной реакции, оптимальной в конкретной ситуации. Прямиком в миндалевидное тело направляются сигналы о наших самых примитивных и сильных чувствах. Эта схема во многом объясняет, почему зачастую эмоции перевешивают здравый смысл.
Почему детские воспоминания влияют на нас во взрослой жизни Характер взаимодействия между ребенком и теми, кто за ним ухаживает в первые годы его жизни, определяет набор эмоциональных реакций ребенка на всю его дальнейшую жизнь. Эти эмоциональные реакции имеют решающее значение, хотя их очень трудно понять с точки зрения взрослой жизни, поскольку они хранятся в миндалевидном теле как необработанные, невербализованные модели эмоционального поведения. Поскольку ранние эмоциональные воспоминания укореняются еще до того, как ребенок находит слова для описания своего опыта, когда уже во взрослой жизни какой-то стимул вызывает проявление его детских эмоциональных воспоминаний, у человека не оказывается четко сформулированного описания для овладевшей им реакции.
Одна из причин, почему мы не можем понять собственные эмоциональные взрывы, заключается в том, что они часто приходят из ранних периодов жизни. Наши взрывные эмоции так и остаются для нас не познанными, и мы продолжаем им поддаваться. Миндалевидное тело может отреагировать, обезумев от ярости или страха, раньше, чем кортекс выяснит, что происходит: необработанная эмоция запускается независимо от мышления и опережает его.
Управляющий эмоциями Главным «выключателем» негативных эмоций, по-видимому, служит левая префронтальная доля. В правых префронтальных долях помещаются негативные чувства вроде страха и агрессивности, тогда как левые доли контролируют эти необработанные эмоции, вероятно, угнетая правую долю. К примеру, в одной группе у больных, перенесших инсульт, повреждения находились в левой префронтальной зоне кортекса.
Эмоциональный интеллект обеспечивает более гибкое взаимодействие с окружающим миром, что позволяет нам адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Майкл Сони и Нандакумар Мекот опубликовали исследование в журнале Journal of Retail and Customer Service в 2012 году, которое связало эмоциональный интеллект с адаптивностью, удовлетворенностью работой и производительностью более пятисот сотрудников в индийской энергетической компании. Эмоциональный интеллект помогает нам справляться с трудными временами на работе, улучшая нашу способность обрабатывать информацию, управлять процессами и даже расти по карьерной лестнице после неудач. Например, в статье журнала Journal of Managerial Psychology за 2003 год сообщалось, что у старших менеджеров с более высоким уровнем ЭИ был более позитивный взгляд на жизнь, они были более альтруистичны по отношению к коллегам и могли лучше сохранять баланс между работой и семьей. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта демонстрируют высокие лидерские качества. И ЭИ способствовал этому успеху больше, чем общий коэффициент интеллекта IQ.
Эмоциональный интеллект способствует эффективной командной работе. В исследовании, опубликованном в журнале Science Анитой Вули и Томасом Мэлоуном , 669 человек были распределены в команды из 2-5 человек и получили задания.
Изучение эмоционального интеллекта: различия и влияние на поведение
Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории, приведенные в таблице 1. Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Развитие эмоционального интеллекта обеспечивает более гармоничные отношения с другими людьми, лучшее управление стрессом и повышение качества жизни. «Опасность развития эмоционального интеллекта состоит в том, что люди начинают его «прокачивать», не зная свою природную доминацию и как это в перспективе повлияет на. PDF | Авторами обосновывается актуальность изучения эмоционального интеллекта, приводятся показатели популярности и востребованности изучения | Find, read and cite all the. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Меня зовут Аня Проворная, я практикующий психолог и голос подкаста Эмоциональный Интеллигент.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Психоаналитик Татьяна Панченко: "Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей. Игнорируется эмоциональный интеллект, набор черт — кто-то может назвать его характером, — имеющий огромное значение для нашей личной судьбы. Главная Новости Лента новостей Эмоциональный интеллект: россиянам объяснили, что это такое и как он поможет найти работу. Мария Терешкова: Эмоциональный интеллект — это умение управлять эмоцией в момент, когда она пришла. Роль эмоционального интеллекта в жизни человека обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях». В его представлении эмоциональная грамотность — это «эмоциональный интеллект, сфокусированный на любви».
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать | Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. |
Не только IQ: как эмоциональный интеллект ведет к успеху | Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше умеют регулировать эмоциональное состояние и своё, и других людей. |
Как злиться правильно. Психолог — об эмоциональном интеллекте | – Эмоциональный интеллект возможно развивать в абсолютно любом возрасте: как у пятилетних детей, так и у людей пятидесятилетнего возраста. |