По общему мнению, мощное миссионерское поветрие, столь характерное для христианского Запада последних столетий, как-то обошло стороной «статичное» христианство Востока.
Новое на сайте
В «Концепции» сделан особый акцент на необходимости церковной рецепции культуры народа, среди к-рого действуют миссионеры, проповеди на национальных, а в особых случаях на искусственных языках, в частности на языке глухонемых, на подготовке миссионеров из местного населения, на вовлечении неофитов в полноценную жизнь прихода. Там, где миссия обращена к народу с «давними, но ослабленными православными традициями, необходимо использовать все проявления культуры, имеющие православное содержание» Там же. В «Концепции» выделено 5 основных форм миссионерской деятельности: 1. Воспитательная миссия воцерковление. Это М. Апологетическая миссия, направленная на противостояние прозелитической деятельности неправосл. Информационная миссия - свидетельство о православии широким слоям населения через средства массовой информации и коммуникации, через издание миссионерской лит-ры. Внешняя миссия, обращенная к народам, лишенным христ. Миссия примирения, к-рая ставит своей задачей проповедь мира между народами, между людьми различных национальностей и социальных групп.
В документе сформулированы специфические миссионерские задачи, возлагаемые на епископов, священников и мирян, и выделены различные организационные формы миссионерского служения, осуществляемые синодальными миссионерами, к-рые совершают свое служение по поручению Свящ. Синода и Миссионерского отдела и по приглашению правящих архиереев, и епархиальными миссионерами, несущими миссионерское служение по благословению епархиальных архиереев. Проповедь преемников апостолов,- говорится в «Концепции»,- обязана соответствовать «здравому учению» Тит 2, 1 , которое имеет авторитет правила веры» Концепция миссионерской деятельности РПЦ. В «Концепции» подчеркивается необходимость включения миссионерского аспекта в учебные программы и учебный процесс начального, среднего и высшего духовного образования, в особенности в специализированных миссионерских учебных заведениях, учебные планы которых должны включать такие дисциплины, как история миссии, этнография, социальная психология, конфликтология. Студенты должны приобретать практический опыт через участие в миссионерских экспедициях, через служение в миссионерских станах и миссионерских приходах. В «Концепции» дается определение такому учреждению, как миссионерский стан. Это «региональный центр православной миссии», в его функции входят: координация, методологические обеспечение и обобщение опыта миссии, осуществляемой на определенной территории; организация работы по созданию переводов на языки народов, проживающих на территории данного региона, Свящ. Писания и богослужебных текстов; обеспечение деятельности миссионерских приходов специальной лит-рой и др.
Миссионерские станы при этом состоят в канонической юрисдикции правящих архиереев, и в них совершают служение как епархиальные, так и синодальные миссионеры. Миссионерские станы призваны уделять особое внимание христ. Для ее успешного осуществления требуются бесплатная раздача миссионерской литературы на авто-, авиа-, водном и железнодорожном транспорте на маршрутах дальнего следования ; строительство часовен и храмов на вокзалах, в аэропортах, в морских и речных портах» Там же. В «Концепции» дана характеристика и такого учреждения, как миссионерский приход. Главная цель такого прихода - миссионерское служение «на территории его пастырской ответственности» Там же. Клирики миссионерского прихода по возможности должны иметь познания в богословии миссии и иметь практический опыт миссионерской деятельности. Приходское собрание такого прихода должно в основном состоять из прихожан, участвующих в миссионерском служении. В обязанности миссионерского прихода входит социальное служение.
В нем должен быть сформирован институт миссионерских катехизаторов см. Богослужения, совершаемые в таком приходе, должны иметь миссионерскую направленность. В «Концепции» целый раздел посвящен миссии в молодежной среде. Для ее осуществления, говорится в этом документе, могут использоваться детские лагеря, паломнические поездки, а также группы помощи, содействия немощным членам прихода. Основные направления деятельности миссии, обращенной к молодежи, определены следующим образом: «... Выбирая максимально эффективные приемы М. При этом в «Концепции» выделяются следующие группы: 1 воцерковленная молодежь; 2 неофиты, мало осведомленные в основах православия и склонные переоценивать свою компетентность; 3 невоцерковленная молодежь, позитивно относящаяся к правосл. Церкви; 4 молодежь, выбравшая иные христ.
Церкви Там же. Тема завершающего раздела «Концепции» - миссионерское служение мирян. Их, согласно документу, целесообразно привлекать к такой деятельности через выполнение различных миссионерских поручений: так, миряне могут участвовать в комплектовании б-к книгами миссионерского содержания, содействовать созданию в публичных б-ках миссионерских центров и проведению тематических выставок, посвященных событиям церковной жизни. Желательно ориентировать компетентных мирян на содействие церковному присутствию в интернет-пространстве; «поощрять общение мирян во внебогослужебное время, в частности через проведение собраний и совместных трапез... В «Концепции» подчеркнута роль женщин в миссионерском служении. Наиболее перспективными направлениями миссионерского служения женщин в «Концепции» названы участие в деятельности благотворительных учреждений по примеру Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия , созданной прмц.
Русская Церковь превратилась в Церковь за решеткой, в Церковь молчания.
Но противостояние Русской Церкви атеистическому тоталитаризму всегда имело миссионерский аспект. Молчание ее в советский период временами в лице лучших своих членов время от времени бывало весьма громким. В семидесятые годы идеологическое давление в России начало ослабевать, поскольку высшие партий ные круги занялись более понятным делом - стяжательством. Крушение советского тоталитарного строя произошло мирным путем, но под теми же лозунгами "свободы, равенства и братства". Советская номенкла тура, вписывающая себя в систему западного мира, причем в качестве его богатейших людей, предложила народу вместо коммунистической идеологии идеи потребительского общества: стяжательство и разврат. В результате глубокий духовно-нравственный кризис охватил все сферы нашего общества. Духовная опу стошенность стала заполняться псевдодуховными подменами, которым служат десятки тысяч российских и приезжих сектантов и проповедников.
В молодежи идет разделение - одни отдаются разврату, культу насилия, стяжательству, вплоть до открытого служения сатане ради жизни по страстям. Другие ищут духовности, сути, которой они не в состоянии определить в силу абсолютной неискушенности в этом вопросе и попадают на удочки всевозможных сектантских подмен. И лишь малая часть приходит к Православию и в Церковь. Характерно, что волна антихристианского тоталитаризма прокатилась по всему миру. Попытки установ ления антихристианских тоталитарных режимов были как в Европе, так и в Америке, и в Азии. Крушение Российской империи стало катастрофой для всего православия и привело к крушению других "малых" право славных миров в Болгарии, Румынии и др. В шестидесятые годы большинство православных христиан во всем мире оказались в атмосфере притеснений или гонений.
Всюду они стал кивались с вызовом духовно враждебной им культуры. В результате разрушения монастырей и духовных школ были подорваны основания ис точников благочестия и духовного преемства. Эта ситуация была осмыслена, как православие в "постхристианском мире". Противостояние современному миру бесконечных подмен, явно или неявно "постхристианскому" происходили и в католическом мире. Провозглашенная Вторым Ватиканским Собором 1962-1965гг открытость католичества секулярному миру и секулярной культуре привела к катастрофе - отпа дению от Церкви многих мирян и духовенства в различных странах Запада. Этот опыт католи чества и попытки аналогичных отношений с современным миром в основном более консервативного правосла вия также были осмыслены как самоубийственные. В то же время, XX век - век духовной миссии русской эмиграции.
В результате крушения России около трех миллионов человек оказались вне Родины. Беженцы, вынужденные бороться за выживание, были носителями православной русской культуры и православной веры. Если складывались благоприятные обстоятельства например, в г. Харбине, в Париже в тридцатые годы , то быстро возника ли православные общины, строились храмы, организовывались русские школы, училища и др. Одновременно русские несли по всему миру "даже до конца земли" великую русскую православную культуру. В Европе, в Америке, в Азии, встречаясь с язычеством, католичеством или протестантизмом, русские свидетельствовали о высоте и глубине православной веры. Одновременно благодаря диаспоре, разросшейся по всему миру, было покончено с замкнутостью "православных миров", и православные общины были поставле ны на виду всего мира.
Так осуществлялась великая духовная миссия русской эмиграции. Весь постхристианский Запад "даже до концов Земли" знаком сегодня с Православием, но можно ли надеяться, что хоть один из народов готов был бы принять хрис тианство и войти в Православную Церковь, как это было еще в XIX веке? Здесь крайне важен опыт Православия в Америке. В результате возникновения многочисленных новых православных приходов и объединения их вокруг православной епархии Русской Церкви, окрепшей в начале ХХ века при епископе Тихоне Беллавине впоследствии Патриархе Московском и всея Руси , появилась новая автокефальная церковь - Американская 1970. По явление Американской церкви, как и Японской 1970 , явилось качественно новым этапом в миссио нерской жизни всего Православия. Одной из центральных, главных проблем жизни Американской церкви является проблема взаимоотношения православия и секулярной американской псевдохристианской культу ры. Дело в том, что эклектичная, "синтетическая" современная культура, в значительной мере ориентирован ная на язычество, претендует на всего человека, не оставляя ему реальной свободы выбора - сегодня западный образ жизни и западное видение мира слишком далеко ушли от христианского.
В России внешне ситуация значительно более безнадежная. По мере того как в XX в. Америка, Азия, Европа обогатились сотнями православных приходов, Россия превратилась в духовную пус тыню. Во всей Сибири оставалось несколько действующих храмов. Духовные школы то полностью запрещались, то разрешались, а затем снова подвергались разгрому во время "хрущевских" гонений, надолго пе реживших правление Хрущева. В чем же отличие жизни Православной Церкви в России и на свободном Западе? Главным отличием является то обстоятельство, что к середине ХХ в.
Запад в основном сам отказался от веры и жизни по вере, жизни в Церкви. У нас же только часть народа соблазнилась и отступила от Христа. Другая же часть не отказалась от веры и Церкви в эпоху невиданных гонений и пострадала за Христа. Сейчас непросто описать по дробности этой героической истории гонений, хотя известно очень многое и множество свидетелей еще живы.
Обычно, бывает достаточно одной фразы в разговоре, чтобы закинуть «якорь», который через какое-то время пробудит в душе человека в интерес к Православию. Например, при беседе в очереди к врачу, можно упомянуть о чудесной помощи освященного масла или помощи от чудотворной иконы, чтобы некоторые люди захотели узнать об этом больше. Самое главное, рассказывать о том, что действительно поразило самого миссионера, что зацепило его за душу, запомнилось навсегда. Тогда это ощущение чуда передастся и слушающим людям. И наконец, самая действенная и безотказная проповедь — пример собственной жизни. Можно быть уверенным, что поступок человека, который вызвал скорую замерзающему в лютый мороз пьяному человеку, а пока машина ехала, не побрезговал растирать ему руки и ноги своими руками, останется навсегда в сознании досужих зевак как пример истинного христианства.
Особенно, если этот христианин перекрестится хотя бы один раз, чтобы засвидетельствовать свою веру. Однако чисто рассудочный подход к делу миссии не приводит к успеху. Хочу привести пример неудачного миссионерства. Один подкованный в догматике человек присутствовал при умирании от рака молодого кришнаита. Кришнаит был сыном его друга. Парень этот был очень неплохих душевных качеств, искренне религиозный, терпеливый, умный, добрый. К тому же, он был крещеный еще в детстве. Но в своих религиозных поисках он заблудился, промахнулся мимо Церкви и попал в общину кришнаитов. И вот он умирал от рака. До его смерти оставалось еще сколько дней.
И его отец пригласил своего богословски подкованного друга беседовать с ним, чтобы обратить сына к Церкви. С умирающим начались долгие беседы о догматических тонкостях двух учений, о спасении в Церкви, о религиозных традициях вообще. Но как ни бился этот богослов, молодой кришнаит не считал убедительными его слова. Тогда, как последний свой аргумент, богослов привел такой довод: «Ты же русский, а русские все православные. Это индусы могут быть кришнаитами, а ты будь как твои предки». Однако для этого молодого сектанта искренние религиозные убеждения оказались важнее, чем приверженность национальной или семейной традиции. И вот буквально на следующий день кришнаит умер, перед смертью категорически сделав выбор в пользу своих кришнаитских убеждений. После его смерти в дом пришли кришнаиты из его общины и провели над телом свой предпохоронный обряд. Почему такое могло произойти, какая же ошибка была сделана проповедником? И я склоняюсь к выводу о том, что эта ошибка — отсутствие любви к тому человеку, которому проповедуешь.
Основная ошибка в том, что мы, миссионерствуя, пытаемся «сражаться» с тем человеком, с которым дискутируем. Мы пытаемся победить его своими богословскими доводами, «запинать» его в дальний угол своими знаниями, наивно надеясь, что человек после этого радостно примет христианство и станет нашим единомышленником. Однако все наши богословские победы приводят только к тому, что человек, чувствуя себя униженным, только еще дальше отходит от Церкви, уже не на уровне сознания, а на уровне подсознания связывая ощущение собственной униженности и проигрыша с православным христианством. Мы всегда должны помнить, что в каждом человеке живет гордость, а особенно в тех, кто далек от Христова учения. Поэтому, одерживая над таким человеком интеллектуальную победу, мы ущемляем его гордость и самолюбие, и он инстинктивно отталкивает то, что принесло ему боль, а именно, как он считает, христианство и Православие. После этого при слове «Церковь» у человека появляется реакция отторжения, потому что он имел опыт унизительного проигрыша в споре с верующим. В интернете, вступая в словесные перепалки с троллями, нападающими на Церковь, мне приходилось слышать такие упреки: «Все они — верующие — считают себя лучше нас. Они такие заносчивые, агрессивные, с ними общаться невозможно. Они белоручки, считают себя святыми, а мы, типа, грязные, грешные, плохие.
Вопрос: предусмотрена ли ответственность за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства? Ответ: Да, за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповеданий и о религиозных объединениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 5 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 тысяч до 1 миллиона рублей ч.
Православная миссия сегодня
Вскоре, также на Западе , миссиями стали называть и политические, дипломатические посольства. В России это понятие стало распространяться в XVIII веке, в эпоху бурного заимствования с Запада, и для различия двух родов миссии стали говорить о " духовных миссиях " Церкви и "дипломатических миссиях" государства. Первой нарочито учрежденной русской духовной миссией стала Китайская Пекинская в 1713 году, хотя подобные учреждения как Даурская духовная миссия , существовали в Русской Православной Церкви и ранее. С этого времени понятие "миссии" развивалось в русском языке в фарватере западноевропейского употребления.
Эта работа не требует каких-то сверх усилий, эти люди уже приходят в храмы, им просто нужно немного помочь. Здесь немалую роль играет также приходская община, задача которой поддержать таких людей. Вторая группа — это люди, которые либо называют себя православными, либо не могут сформулировать свое вероисповедание, а просто верят в абстрактного Бога. При этом они мало знают о Церкви либо знают какие-то отрицательные вещи, придерживаются расхожих стереотипов, которые не позволяют им ходить в храм. И это тоже значительная часть людей, которая требует особого миссионерского внимания.
В деле внутренней миссии, на мой взгляд, это две наиболее значимые категории людей. Также хотелось бы отметить, что сейчас достаточно активно развивается зарубежная миссия в странах Юго-Восточной Азии, Африки. Это тоже большая группа людей. Но такое служение имеет свои особенности, которые напрямую зависят от культуры, традиций той или иной страны. Поэтому данное направление требует особой подготовки миссионеров, готовых трудиться в такой среде. Здесь немаловажно привлечение местных жителей в качестве миссионеров или духовенства. Мы знаем примеры православной миссии в исторически нехристианских народах, где из среды местных жителей готовили и рукополагали священников, и они дальше развивали миссию в своем народе. Зарубежная миссия — это также нелегкая работа по окормлению общин, перешедших под управление Русской Православной Церкви из раскольнических юрисдикций.
Много ли священнослужителей Русской Православной Церкви занимается зарубежной миссией? Сказать, что много в количественном смысле, наверное, нельзя. Это энтузиасты, - люди, которые готовы ехать в неизвестность, общаться с незнакомыми народами. Далеко не каждый способен на такое служение. Отец Димитрий, какое направление работы в Синодальном Миссионерском отделе возглавляете вы? В настоящее время я отвечаю за сектор по взаимодействию с епархиями. И соответственно, моей задачей является налаживание взаимодействия епархиальных отделов как с Синодальным отделом, так и между собой. То есть я пытаюсь в первую очередь выстроить пространство коммуникаций.
Сейчас созданы группа и канал в Telegram для того, чтобы руководители отделов могли общаться между собой, обмениваться опытом, а также иметь прямой контакт с Синодальным отделом, задавать вопросы, присылать предложения и тому подобное. Кроме этого, мы уже начали создание базы миссионерских проектов, которые епархии могли бы использовать в своей деятельности. На сегодняшний день есть ряд успешных миссионерских проектов, которые вполне возможно реализовать, не «изобретая велосипед». Также будет возможно присоединиться к действующим интернет-проектам. Подобный обмен опытом значительно облегчает труд миссионеров в епархиях. Также будут активно рассматриваться вопросы методики преподавания Миссиологии в семинариях и на курсах для приходских помощников. Налаживая взаимодействие с епархиальными отделами, вы уже познакомились с миссионерской работой в каких-то епархиях, может быть состоялись рабочие визиты? Да, конечно.
Во-первых, в рамках Международных Рождественских образовательных чтений проходила встреча с руководителями епархиальных миссионерских отделов. Здесь мы смогли познакомиться и предметно обсудить некоторые возникшие вопросы. Также в Гатчинской епархии не так давно проходил Миссионерский съезд с участием миссионерских обществ и сотрудников миссионерских отделов, где мы также смогли обменяться опытом. То есть вы так или иначе уже оценили миссионерскую работу в отдельных епархиях. Поделитесь размышлениями, чего не хватает для более активного развития миссионерской деятельности в регионах, может быть есть какие-то трудности?
Так как другого Бога не существует, то не существует и другого Спасителя и другого пути спасения, как только через Иисуса Христа. Именно поэтому на христиан возложена особая миссия — свидетельствовать об одном истинном Боге и о спасении, которое Он дарует человечеству через смерть и воскресение Господа Иисуса Христа. Тысячи и десятки тысяч людей во всём мире их Библия называет «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» - Откровение 7:9 , откликнулись на призыв о спасении, на приглашение Бога в Небесное Царство.
Каким образом миссионеру вести себя в этой ситуации? Вы миссионер задаете вопрос: — А ваш духовный наставник гуру, пресвитер, старейшина разрешил посетить православный храм? Тот отвечает: — Да нет, вот — родители настояли. Тогда вы ему: — Как же так: вы сюда без согласия духовного руководителя притащились?! Это вы неправильно поступили, так не делается. У нас в Православии, к примеру, послушание — прежде всего, оно выше поста и молитвы. А вообще, нам было бы интересно побеседовать с каким-нибудь авторитетным лицом из вашей общины. Про вашу организацию разное пишут, — журналисты эти чего только не напишут, — но нам хотелось бы узнать из первых уст. Пусть бы ваш лидер зашел как-нибудь, да литературу свою принес. Что происходит дальше? Как только сектант выходит с родителями из Центра реабилитации, он сразу говорит им: — Ну, все — я вашу просьбу выполнил, теперь мне надо ехать по делам. И сразу едет в свою секту или звонит туда по телефону. Он им сообщает: — Я только что был в православном храме — меня родители затащили. Ему там кричат: — Ты что, с ума сошел?! Зачем ты туда поехал, это ведь языческое капище, тебе там делать нечего! Ты же христианин, который читает Библию, как ты можешь идти на такие компромиссы с вавилонской блудницей? Это недопустимо! Сказали, что это неправильно, что, какое бы ни было вероучение, везде должен быть порядок, дисциплина. Там у них сидит священник, толстый такой, — он сказал, что интересуется нашей верой и хочет литературу почитать, так как не доверяет тому, что о нас журналисты пишут: они и на православных всякое пишут, и на сектантов пишут, на всех пишут. И он очень хотел бы пообщаться с духовным лидером лично. У рядовых сектантов завышенная оценка по отношению к своим лидерам, а у лидеров сектантских — завышенная оценка самих себя, и происходит следующее: они всегда очень высоко оценивают тот факт, что православный священник или мирянин-миссионер желает встретиться и поговорить с ними об их вероучении. И осуществляется встреча с сектантом в формате номер два — он прибывает в Центр реабилитации с авторитетным для него лицом. Здесь ваша задача — в присутствии сектанта разговаривать исключительно только с этим авторитетным лицом, его лидером. Однажды был такой случай: с одним молодым человеком, рядовым сектантом, в Центр реабилитации явилось сразу 14 человек поддержки. Юношу этого звали Илья, он посещал собрания харизматиков. Потом родители привели его к нам в Центр, и он заинтересовался Православием, жутко напугав этим поступком все свое собрание. Поэтому в очередной раз вместе с ним прибыла группа из 14 человек, серьезных таких мужчин, очень хорошо и стильных одетых, но немного агрессивных на вид. Потом, впрочем, они оказались вполне нормальными и добрыми людьми. Но сколько бы их ни было, общаться нужно только с одним — это очень важная деталь. Причем иноверцы любят прыгать с одной темы на другую, поэтому сразу необходимо сказать: — Давайте выберем одну-две темы и по ним будем беседовать. Такой формат общения называется диспутом, и неважно, три человека участвуют или 150 — вы разговариваете только с одним из них в присутствии всех остальных рядовых адептов. Далее последует встреча с сектантом в формате номер три. Почему «свидетели Иеговы» норовят попасть именно в квартиру? Потому что они умные люди и понимают: квартира или дом, где живет человек, — это интимная среда обитания, и чужие здесь не ходят. Пусть не допустят в 99 квартир, но в сотую допустят — и это уже будет их победа. Как нам организовать посещение сектанта по его месту жительства? С помощью родителей, ведь они ваши союзники. Родители приглашают вас на чаепитие, вы приходите в то время, когда он тоже дома, и здесь вы должны говорить о чем угодно, но только не о спорных вопросах, не о религии. Потому что сектант не должен видеть в вашем лице источник постоянного несогласия. Он должен понять, что интересен вам как человек, как личность. Сектант должен понять, что интересен вам как человек, как личность Но к тому времени, когда чай будет допит и встреча приблизится к концу, вы должны успеть обозначить в двух-трех словах, чем он мог бы заниматься, перейдя в Православие. Дело в том, что многих людей в секте удерживает человеческий фактор. Когда человек, как правило, в каком-то смысле одинокий, приходит в секту, с чем он там сталкивается? Он подвергается «бомбардировке любовью» — вот как это называется. Все мальчики и девочки хотят с ним дружить: все просят его номер телефона, все дают ему свой номер телефона, его приглашают на разнообразные молодежные программы.
Диакон Антоний Данилов: Миссионерское богослужение
Что такое миссионерская деятельность? От имени религиозной организации миссионерскую деятельность вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Первый вопрос, с которым сталкивается миссионер — нужна ли миссионерская проповедь в России, «ведь мы и так православная страна». те кто занимаются Миссионерством (от лат. missio — посылка, поручение) — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий. Кто такие миссионеры которые позу такую придумали? Статья автора «Сретенский монастырь» в Дзене: Что такое миссионерское служение в Церкви? Что такое миссионерство? И другие вопросы в беседе с о. Сергием Тимошенковым.
Миссионерская деятельность РПЦ и католической церкви. История миссионерства
В конференции приняли участие представители Санкт-Петербургской духовной академии, Сретенской духовной академии, Минской духовной академии, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Екатеринодарской духовной семинарии, Костромской духовной семинарии, Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена, Костромского государственного университета. Институт реализует программы высшего профессионального образования по теологии бакалавриат, магистратура и истории магистратура , а также дополнительного профессионального образования по теологии, религиоведению, истории и социальной работе. Учредитель: РОО «Сретение».
Мы храним евангельские истины, Церковное Предание и культуру и в идеале должны их передать следующим поколениям в неповрежденном виде. Почему я говорю «в идеале»?
Потому что мы далеко не всегда понимаем и осмысливаем то, что храним. И уж тем более — не всегда живем этим. Если пастырство — внутри церковной ограды, то миссионерство можно представить как дорожные знаки, которые указывают на точку входа в эту ограду. Такой точкой может быть наша помощь человеку, доброе слово, отношение. Социальная работа, которую мы, верующие, делаем сообща, или же — никому не заметные добрые дела, которые мы делаем ежедневно. То, как мы относимся к своей семье, коллегам по работе, продавцу в магазине или старушке, которая сидит на паперти.
Наш «свет», наша миссия состоит из небольших ежедневных усилий, которыми мы порой пренебрегаем. И совершенно зря. Говорить с каждым Даже для священника язык пастырства и язык миссионерства существенно различаются. Поэтому благочестивые прихожане порой удивляются, почему батюшка, обычно такой серьезный и строгий, вдруг шутит в инстаграм-канале или при общении с молодежью. Зачем это? Ответ дает апостол Павел: «…будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных… для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных.
Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» 1 Кор.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации - только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии вышеуказанного документа. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. Не допускается осуществление миссионерской деятельности следующими физическими лицами: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания проживания в Российской Федерации; лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г.
От имени религиозной организации миссионерскую деятельность вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и или священнослужитель религиозной организации.
Иные лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа на осуществление миссионерской деятельности, выданного руководящим органом религиозной организации. При этом следует учитывать, что для осуществления миссионерской деятельности от имени религиозной группы граждане обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности религиозной группы, выданного органами Минюста России.
Честный разговор о миссионерском служении церкви сегодня
Миссионе́рство — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий. От имени религиозной организации миссионерскую деятельность вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член её коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Материалы будут полезны практикующим миссионерам, руководителям миссионерских отделов и обществ, а также всем интересующимся вопросами миссионерского служения. Новости.
Что такое миссионерская Литургия?
Они были настоящие, не «диванные» миссионеры, проповедовали не в социальных сетях, а шли в народ, умирали за свою веру, потому что вера была для них дороже жизни. Из апостолов только Иоанн Богослов умер своей смертью. В их память в День Петра и Павла, 12 июля, мы отмечаем праздник всех миссионеров. Хотя есть еще места на земле, где миссия бывает сопряжена с серьезными опасностями. В частности, в нашем регионе важным является направление антисектантское. На слух звучит, может быть, грубовато и страшновато, но за этим стоит последовательное информирование граждан о существующих сектах и о том, какую опасность они несут. При этом мы разделяем секты на тоталитарные и нетоталитарные. Что это значит?
Есть ряд сект, с которыми мы не согласны в вероучительном отношении, но ничего плохого о них сказать не можем, потому что они не нарушают закон. А есть такие, как свидетели Иеговы, мормоны, ваххабиты, сатанисты, о которых обязательно нужно рассказывать. Потому что, попадая туда, человек рискует не только своим спасением, но и здоровьем, а иногда и жизнью. И примеров тому на Кавказе и в целом по России хватает. Наша задача - предупреждение людей. Вас приглашают или это происходит как-то иначе? И мы что-то предлагаем, в социальных сетях раз в полгода даем информацию о том, что миссионерский отдел готов на бесплатной основе прочитать цикл лекций на обозначенные темы.
В прошлом году владыка Кирилл создал в епархии лекторскую группу, в нее входят священнослужители, имеющие светское и богословское образование. Мы определили круг тем: от суицида или преступности до религиозных течений и истории церкви. В 2017 году была актуальна тема, посвященная 100-летию революции 1917 года. Есть актуальные темы и в 2018-м, например, Гражданская война. Причем стараемся охватить вопрос шире, так, в теме «Церковь и революция» затрагивались и вынужденная эмиграция, и поругание церкви, и движение обновленчества… В течение минувшей осени мы прочли более 120 лекций. Какие-то случаи из жизни подталкивают? Допустим, общество озабочено увеличением случаев суицида, и разные ведомства обращаются в епархию с просьбой разъяснить ее с точки зрения духовности, показать греховную сущность этого явления.
В другом случает просят совета в ответ на те или иные действия какой-либо секты… В основном приглашают целенаправленно, узнав о наших циклах лекций и посчитав, что им это будет интересно и полезно. Со своей стороны, мы просим, чтобы посещение лекций было добровольным: мне, поверьте, неинтересно общаться с людьми, которых заставили прийти. Да и им это не нужно. Аудитории у нас разные: школы, вузы, воинские части, тюрьмы, правоохранительные органы, детские дома. Отчасти в этом видится возрождение традиций разъездных миссионеров. Когда-то миссионеры ездили по всей огромной Российской империи. Наша география скромнее, и задача, скорее, просветительская, но ездить приходится много.
Я сам объездил все школы Кочубеевского района. Тем более что богословскими вопросами больше занимаются священники непосредственно в храмах.
При этом мы разделяем секты на тоталитарные и нетоталитарные. Что это значит? Есть ряд сект, с которыми мы не согласны в вероучительном отношении, но ничего плохого о них сказать не можем, потому что они не нарушают закон.
А есть такие, как свидетели Иеговы, мормоны, ваххабиты, сатанисты, о которых обязательно нужно рассказывать. Потому что, попадая туда, человек рискует не только своим спасением, но и здоровьем, а иногда и жизнью. И примеров тому на Кавказе и в целом по России хватает. Наша задача - предупреждение людей. Вас приглашают или это происходит как-то иначе?
И мы что-то предлагаем, в социальных сетях раз в полгода даем информацию о том, что миссионерский отдел готов на бесплатной основе прочитать цикл лекций на обозначенные темы. В прошлом году владыка Кирилл создал в епархии лекторскую группу, в нее входят священнослужители, имеющие светское и богословское образование. Мы определили круг тем: от суицида или преступности до религиозных течений и истории церкви. В 2017 году была актуальна тема, посвященная 100-летию революции 1917 года. Есть актуальные темы и в 2018-м, например, Гражданская война.
Причем стараемся охватить вопрос шире, так, в теме «Церковь и революция» затрагивались и вынужденная эмиграция, и поругание церкви, и движение обновленчества… В течение минувшей осени мы прочли более 120 лекций. Какие-то случаи из жизни подталкивают? Допустим, общество озабочено увеличением случаев суицида, и разные ведомства обращаются в епархию с просьбой разъяснить ее с точки зрения духовности, показать греховную сущность этого явления. В другом случает просят совета в ответ на те или иные действия какой-либо секты… В основном приглашают целенаправленно, узнав о наших циклах лекций и посчитав, что им это будет интересно и полезно. Со своей стороны, мы просим, чтобы посещение лекций было добровольным: мне, поверьте, неинтересно общаться с людьми, которых заставили прийти.
Да и им это не нужно. Аудитории у нас разные: школы, вузы, воинские части, тюрьмы, правоохранительные органы, детские дома. Отчасти в этом видится возрождение традиций разъездных миссионеров. Когда-то миссионеры ездили по всей огромной Российской империи. Наша география скромнее, и задача, скорее, просветительская, но ездить приходится много.
Я сам объездил все школы Кочубеевского района. Тем более что богословскими вопросами больше занимаются священники непосредственно в храмах. Это может быть встреча с читателями в библиотеке. А в образовательных учреждениях больше затрагиваются исторические, хотя есть темы, тесно переплетающиеся между собой. Так, уже несколько лет читаю цикл «Лев Толстой и его религиозные взгляды» - тут и литература, и история, и богословие… И тема революции также многогранна.
Что это такое и для чего? Поначалу люди отнеслись несколько настороженно, дескать, никогда этого не было - и вдруг… Для чего нужны такие беседы? Жизнь показывает, что кто-то искренне захотел покреститься, а для кого-то это просто ритуал.
Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.
Благочиннический уровень На уровне благочиния общая организация, координация и контроль миссионерской работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за миссионерскую работу в благочинии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем миссионерского отдела епархии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию.
Ответственный за миссионерскую работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела профильным ответственным епархиальным сотрудником. Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии. В обязанности ответственного за миссионерскую работу в благочинии входит: исследование миссионерского поля благочиния, выработка главных направлений миссионерского служения; содействие межприходскому сотрудничеству в миссионерской работе; планирование, координация и контроль миссионерской деятельности приходов; изучение и анализ приходских отчетов в части, отражающей миссионерскую деятельность; составление проекта отчета благочиния по миссионерской работе, который утверждается благочинным и направляется правящему архиерею; регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации. Приходской уровень На приходском уровне общая организация, координация и контроль миссионерской работы находятся в компетенции настоятеля.
В храм входил архиерей — с самого начала я написал прошение Патриарху, тогда еще Алексию, чтобы для большей церковной торжественности Чин присоединения совершал архиерей. В течение многих лет Чин совершал митрополит Истринский Арсений Епифанов , а продолжил митрополит Иларион Алфеев , то есть традиция, созданная в середине 1990-х, сохраняется до сих пор, хотя я в этом храме давно уже не служу, служит там сейчас отец Евгений Тремаскин, который сам имеет опыт возвращения в Церковь. Архиерей восходит на кафедру, при этом он сразу смотрит влево: ему интересно, сколько людей в этот раз собралось. А их там обычно бывает много: и мужчины, и женщины, и целые семьи с детьми, и пожилые люди. Архиерей облачается, восходит на амвон, — миссионер встает справа от него. У архиерея в руках текст древнего Чина присоединения, и у миссионера тоже.
Архиерей по тексту спрашивает: — Почто пришли еси? А они все стоят уже по центру храма рядами, чтобы владыка, в соответствии с обрядом, мог свободно между ними проходить, и повторяют за миссионером ответ: — Пришли присоединитися… И так зачитывается весь текст Чина присоединения, во время которого происходит и такое действо: архиерей подходит к каждому из них и возвращает ему христианское имя, потому что, попадая в секты, люди часто утрачивают свои имена. Архиерей подходит к каждому из них и возвращает ему христианское имя, потому что, попадая в секты, люди часто утрачивают свои имена Я заметил, что человек, всего несколько месяцев находящийся в какой-нибудь неопротестантской секте, начинает вдруг говорить с легким американским акцентом — обычный русский человек! Это у них привычный стиль — они и проповеди говорят с этим акцентом. И если человек носит имя Михаил, его в неопротестантской общине никогда не будут называть Мишей — он станет Майклом. Бориса непременно переименуют в Боба.
Человек, по сути, оказывается в состоянии внутренней эмиграции. Особенно ярко такое заметно в неоиндуистских сектах, где люди одеваются в индийскую одежду, изучают индийскую кухню, увлекаются индийской культурой — то есть меняют образ жизни белого человека на образ жизни индуса. Поэтому возвращение христианских имен — это очень трогательное событие: — Знаменуется раб Божий Михаил, знаменуется раб Божий Борис… Затем выносится аналой, на который кладут Евангелие и крест. Когда присоединяется большая группа, — а у нас собирались группы до 200 человек, — то выносятся три аналоя. Был случай, когда по благословению Патриарха Чин присоединения совершали три архиерея — владыка Иоанн Белгородский и Старооскольский, возглавляющий Миссионерский отдел, владыка Арсений и владыка из Новосибирска, теперь уже покойный. Три группы окружили тогда три аналоя, люди положили правую руку на крест и Евангелие кто не смог дотянуться, положили руки на плечи впереди стоящих , и все произнесли присягу: — Аз имя пред Лицом Всевидящего Бога клятвою знаменую, что не по принуждению от единоверных ми или за какие-либо иные утаенные мною вины, но точию спасения ищай, присоединяюсь к Православной Церкви...
Чин окончен, они возвращаются в левую часть храма и ждут Причастия. На Херувимской, после молитвы о Патриархе, иподиакон подает архиерею список, и владыка зачитывает имя каждого: — Днесь присоединившихся к Церкви… — и с очень большой радостью называет все-все имена, а у жертвенника, вынимая частицы на проскомидии, он тоже все их зачитывал. Потом они идут к Причастию — и это миг окончательного соединения с Церковью. Они идут к Причастию — и это миг окончательного соединения с Церковью Архиерей обязательно говорит слово, и я, после окончания литургии, тоже произносил проповедь примерно такого содержания: — В Евангелии сказано, что об одном кающемся грешнике ангелы на небесах радуются более, чем о 99 праведных. Сегодня присоединяется к Церкви Божией не один, не два, а целое множество людей, и в эти минуты пространство нашего храма незримо наполнено множеством ликующих ангелов, которые радуются, глядя на тех, кто отныне будет находиться в ограде Христовой Церкви Православной… Всем присоединенным мы дарили памятные молитвословы с печатью, где была указана дата этого памятного дня и имя архиерея, совершившего Чин, дарили также полные Библии, поскольку в сектах используется неполная Библия — протестанты и неопротестанты убирают из нее 11 книг. Делалось на память общее фото — с владыкой и миссионерами.
Чувствуется такая радость, такое облегчение, словно всех нас только что крестили. Я человек не мистичный, никаких голосов никогда не слышал — отношу себя более к деятельному типу христианина, но однажды произошел случай, очень меня поразивший. Как-то присоединяли мы особенно большую группу людей, и после окончания службы я пошел в свою келлию отдохнуть — это было там же, в храме Всех Скорбящих Радость на Ордынке. Только прилег на кровать и начал уходить в дремоту, вдруг — удар по животу и голос, полный ненависти: — Ну, тебя, толстый, я не прощу. Глаза открываю: что такое?? На сон не похоже — я словно резко куда-то провалился на мгновение, отключился от действительности.
А злобная интонация голоса все звучит в памяти, и звон какой-то в ушах стоит. Конечно, миссионер всегда подвергается разного рода гонениям. Отец Димитрий говорил: — Если решишь стать миссионером, поставь большой крест на своей репутации. Любой миссионер, каким бы он ни был — святым или грешным, — неизбежно будет подвергаться мощнейшему давлению. В Библии сказано: «Немногие делайтесь учителями, ибо подвергнетесь нареканию» ср. Поэтому я тоже всегда говорю своим единомышленникам: никогда не принимайте на веру наветов на миссионера, пусть пройдет какое-то время, прежде чем принимать решение.
По миссионерам эти бесовские снайперы бьют прежде всего, потому что дьявол такие вещи не прощает. По миссионерам эти бесовские снайперы бьют прежде всего, потому что дьявол такие вещи не прощает Миссионерское служение — непростое служение. Всегда окажутся рядом люди, которые будут уверены, что ты слишком мягко относишься к заблудшим. Но миссионер, совершая свое служение, в каких-то ситуациях вправе не считаться с интересами критикующих его нормальных, в общем-то, православных людей. Потому что Господь сказал: «Оставь ради одной заблудшей овцы 99 незаблудших, и иди, ищи ее. А найдешь — покроешь множество грехов своих».
За те годы, когда я возглавлял в храме на Ордынке Центр реабилитации, мы присоединили к Православию около двух тысяч человек, — это по официальным спискам, которые мы составляли для патриархии. Эти списки анонимные, они никуда дальше не идут, и патриархия тоже соблюдает анонимность этих людей. Теперь мне уже 60 лет, я давно служу в другом храме, и хотя по-прежнему занимаюсь миссионерством, но чувствую, что надо понемногу сбавлять темпы.
Стоит ли бояться православных миссионеров?
Среда, которая воспитывает миссионеров, в которой есть миссионерский дух, она способствует тому, что молодые люди, не закосневшие еще в каком-то привычном хождении на воскресные собрания, начинают работать в качестве миссионеров. Фото ка — Что такое миссионерская деятельность при нашем храме? миссионерство, миссионерства, мн. нет, ср. Деятельность миссионера. А есть одна новость, не устаревающая более 2 тысяч лет: о том, что Христос воскрес. В Викиданных есть лексема миссионер (L128464). Состоялась встреча председателя Синодального миссионерского отдела с миссионерами Белорусской Православной Церкви и духовенством Минской епархии.
Честный разговор о миссионерском служении церкви сегодня
Куратор миссионерского служения Союза евангельских христиан баптистов России Дмитрий Андрейчев считает, что предрасположенность человека к миссионерству можно увидеть по его характеру. О роли классической музыки в миссионерской проповеди рассказал Сергей Бурлака на конференции в Костромской духовной семинарии. Что такое миссионерство?