#3/2019 Зураб Церетели фото эксклюзив. В 1997 году Зураб Церетели стал главой Российской Академии художеств. Зураб Церетели сегодня — Зураб Церетели рассказал об учебе у Пикассо и Шагала в Париже. Зураб Церетели – известный грузинский, советский и российский скульптор, художник-монументалист, живописец, скульптор, педагог.
С Днем рождения, Зураб Константинович Церетели!
Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. Тбилиси) в грузинской семье. Зураб Церетели биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах.
Читайте также
- Зураб Церетели отметил 85-летний юбилей
- Зураб Церетели отметил 85-летний юбилей
- Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!
- Семь известнейших работ Зураба Церетели
Харизма Зураба Церетели
Зураб Церетели отмечает юбилей | биография, новости, личная жизнь - |
Зураб Церетели биография кратко и интересные факты - | Зураб Церетели – выдающийся художник и скульптор, который оставил неизгладимый след в мире искусства. |
ЦЕРЕТЕ́ЛИ ЗУРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ | Галерея искусств Церетели О его родителях Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного. |
Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать» | Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. |
Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать» | Зураб Церетели прошёл огромный путь от малоизвестного живописца до президента Российской академии художеств, на эту должность он был избран в 1994 году. |
Зураб Церетели: Я и мама, и папа, и тёща, и свекровь
Жители устраивали пикеты и митинги, писали просьбы Президенту. Акции протеста продолжались и после установки монумента. Также ходили слухи, что изначально на месте Петра была статуя Колумба, однако продать монумент так и не удалось ни в Латинскую Америку, ни в Испанию. После этого Колумб был заменен на статую первого российского императора и благополучно установлен в Москве.
Скандальности изваянию Церетели добавило и присутствие в Рейтинге самых уродливых строений в 2008 г. Противники монтажа памятника с сарказмом прозвали монумент «Петр в юбке». Памятник создан в честь лидера Французского Сопротивления, однако французские власти отказались от презента, после чего монумент установили в России.
Впоследствии и французские, и российские СМИ разнесли в пух и прах внешний вид изваяния. Так, пресса писала, что великий лидер больше похож на мученика или раба, его лицо искажено всеми муками ада, а силуэт вообще выглядит комично. Бытовала мнение, что статуя похожа на Луи де Фюнеса — известного французского актера, который играл главную роль в серии фильмов о жандармах.
Журналисты спорили о том, вызовет ли монумент международный скандал или сведется к дипломатическому инциденту. Скульптурная композиция «Слеза скорби» — подарена американскому народу в знак сочувствия трагедии 11 сентября 2001 г. Сам автор в своем творении символически изобразил башни-близнецы, однако американцы увидели в памятнике совсем другой смысл.
Так, в одном американском издании было написано, что монумент визуально похож на половые органы женщины, и устанавливать его было бы оскорблением для представительниц прекрасного пола. Изначально монтаж изваяния был задуман на месте трагедии, однако после столь критичных комментариев монумент установили в штате Нью-Джерси на пирсе реки Гудзон. Памятник «Трагедия Народов» — символическое изваяние, посвященное жертвам Беслана.
Скульптура представляет собой шествие жертв геноцида, восставших из могил. Эта скульптурная композиция вызвала неоднозначную реакцию у населения и критиков. Так, искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели.
А вот москвичи были категорически против его монтажа, организовывали пикеты и протестные акции. Горожане называли шествующих «зомби» и «гробами» и требовали хотя бы перенести подальше этот «ужас».
Тогда же начался процесс их создания, который завершился представлением работы под названием «Счастье детям всего мира». Спустя время, в 1983 году автор представлял свой второй шедевр — «Дружба навеки», который был приурочен к двухсотлетию подписания Георгиевского трактата между Грузией и Россией. В этот же год открыта «Арка дружбы» в родной Грузии. Работа представляла собой панно из мозаики, которое сохранилось до сегодняшнего дня, и как прежде радует местных жителей и гостей страны проезжающих по Военного-Грузинской дороге у Крестового перевала. Монумент Дружба навеки Есть в биографии мэтра несколько работ посвященных известным деятелям искусства. Все многочисленные бюсты из бронзы были выполнены скульптором Зурабом Церетели.
Были в творческой жизни мастера и скандалы и один из них связан с памятником посвященным великому русскому императору Петру Первому. Общественность и жители столицы к появлению скульптуры отнеслись крайне отрицательно, заявив, что она ортит вид города. Царь был выполнен во весь рост и размещен на палубе огромного парусника. Первое время после установки некоторые даже предлагали снести этот шедевр, однако скульптура по се день находится на искусственном острове, сделанном по середине Москвы-реки. При этом эта работа скульптора является одной из самых масштабных во всем городе при ее весе более 2000 тонн и высоте в девяноста два метра. Так было и с «Адамовым яблоком» после установки которого, Зураба Константиновича обвинили в безвкусице. После появления в открытой Галерее искусств «Дерева сказок» скульптор услышал о гигантомании. Однако на любую критику сам известный мастер реагирует абсолютно спокойно.
Я ведь художник, я знаю, что делаю», — отвечая на вопрос «Собеседнику», сказал мастер. Личная жизнь Инессу Андроникашвили, свою будущую жену, Церетели встретил еще, будучи студентом художественной академии в Тбилиси. К слову сказать, девушка происходила из известного княжеского рода и имела хорошее воспитание.
Петр Первый Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ. На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру. Так появился памятник Петру Первому. Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник.
Однако никто не взял на себя такой ответственности и расходов, и монумент до сих пор стоит в Москве. Знаменитые работы В огромном наследии Церетели трудно выявить самые значительные работы: их перечень получается очень длинным. Однако к наиболее резонансным и масштабным творениям можно отнести следующие: - мемориальный монумент на Поклонной горе в Москве; - торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» в Москве; - монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской дружбе Москва ; - скульптуры на Манежной площади в Москве; - композиция «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке; - две версии скульптуры «Рождение Нового Человека» в Париже и в Севилье; - скульптура «Заяц» в Баден-Бадене; - памятник Зое Космодемьянской в Рузе. Общественное мнение и критика Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов. Так, очень много нареканий получила его работа над храмом Христа Спасителя, в котором скульптор допустил очень серьезные отступления от проекта реконструкции, что нарушило исторический образ восстанавливаемого объекта. По поводу его памятника Петру Первому не высказался только ленивый: Церетели обвинили в нарушении исторической перспективы города, в китче и безвкусии. Известная работа «Слеза скорби», которую мастер хотел подарить США в память о жертвах 11 сентября, вызвала много споров, которые привели к тому, что несколько городов отказались от дара, и скульптору пришлось потратить немало времени, чтобы найти монументу место.
Та же история повторилась с фигурой Иисуса Христа в России. Многие искусствоведы говорят, что художественные способности Церетели не превышают уровня среднего художника-оформителя. А психиатры всерьез размышляют о комплексах художника, глядя на его страсть к гигантским сооружениям. Музей современного искусства Зураб Церетели, работы которого представлены уже во многих странах мира, создал музей для пропаганды собственного творчества. Мэр Лужков выделил под музей Церетели несколько зданий в самом центре Москвы.
Оно стало возможным лишь благодаря упорной многолетней работе, бесконечным технологическим поискам.
Во время перестройки и в современной России творчество Церетели широко известно и распространено уже по всему миру. Монумент, созданный из фрагментов демонтированных американских и советских ракет "Першинг-2" и SS-20 говорил об эпохе разоружения. Также художник откликнулся на трагедию Башен Близнецов, произошедшую 9 сентября 2001 года. Он создал монумент "Слеза скорби" установленный в Нью-Джерси. Церетели — транслятор, он остро реагирует на события в мире, как на современные, так и на исторические. Фото: ktelegraf.
Конечно, как и любой творец, Церетели не избежал критики, например, против московского памятника Петру I даже собирали подписи. Но разве Эйфелева башня сразу полюбилась парижанам, и стала одной из главных достопримечательностей Франции? Широко известен пример — Ги де Мопассан терпеть не мог Эйфелеву башню, но каждый раз обедал именно в ресторане Эйфелевой башни. Писатель объяснял это тем, что в Париже нет другого места, откуда не было бы видно этого сооружения. Монументы Зураба Константиновича Церетели даже те, что поначалу воспринимаются неоднозначно, со временем становятся неотъемлемыми и любимыми символами города. Церетели — мастер памятников, посвящённых личностям.
В Сен-Жиль-Круа-де-Ви во Франции был установлен памятник Марине Цветаевой, куда она эмигрировала: он был приурочен к 120-летию поэтессы в 2012 году. На лавочке, где сидит Цветаева, много свободного места.
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет / РЕН Новости
Зураб Церетели - биография, личная жизнь, фото | Зрителю предоставляются лучшие произведения художника. |
С Днем рождения, Зураб Константинович Церетели! | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» | Зураб Церетели биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. |
Церетели Зураб Константинович by Arseniy Romashov on Prezi | Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (с 20 августа 1936 года — Тбилиси) в грузинской семье. |
Зураб Церетели: Я и мама, и папа, и тёща, и свекровь
ЦЕРЕТЕЛИ ЗУРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Звание грузинского миллионера Зураб Церетели получил уже в 70-е, и есть прелестная легенда о том, что 50-рублевую купюру в это. |
Церетели, Зураб Константинович - ПЕРСОНА ТАСС | ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович (р. 4.1.1934, Тифлис, ныне Тбилиси), рос. скульптор, живописец, график, дизайнер, нар. худ. |
Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!
Зураб Церетели – известный грузинский, советский и российский скульптор, художник-монументалист, живописец, скульптор, педагог. Зураб Церетели — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия. биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве. Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда! Издание, вышедшее в серии «ЖЗЛ: Биография продолжается», — своеобразный подарок к 85-летию Зураба Церетели. Биография скульптора Зураба Церетели: личная жизнь, место проживания, организация свадьбы Владимира Высоцкого, отношения с женой.
"Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства
Поэтому я не обращаю внимания, что говорят, хвалят или ругают. Это на их совести. Самое главное, чтобы у меня было настроение для творчества. Зураб Церетели: Не было. У меня, знаете, и мои родители, и мои педагоги меня так направили, поставили, что я их. Я их всех люблю. Например, Шухаев давал лишние часы, он сидел и наблюдал, как идет работа.
Это было очень мудро. Это его большая заслуга, что я люблю работать. Вы и сейчас обливаетесь каждый день ледяной водой? Зураб Церетели: Да, чередую: горячая, холодная, горячая, холодная. Это очень-очень помогает. И я понимаю, что вы не ждете каких-то наград, новых премий.
В связи с этим, есть ли что-то, что вам будет приятно услышать и получить? Зураб Церетели: На меня хорошо действуют приятные слова, хорошая улыбка, особенно от близких людей. Зураб Церетели: Многие пишут приятные слова. Я стараюсь, многие пишут, но сразу сделать так много скульптур — это невозможно. Я никогда не забуду, как много лет назад я брал у вас интервью, и вы спросили: «Квартира в Москве есть? В итоге квартиру, которую мы получили на «Соколе», это было во многом благодаря вам.
Есть ли такие люди, которые за последнее время вам помог чем-то, при том, что у вас все есть? Зураб Церетели: Не знаю… - Вам ничего не нужно? Вообще, наверно, нужно, но я не замечаю. Вот мой показывает на мольберт. Нужны краски! Чтобы густо наливать и работать.
Больше ничего. Зураб Церетели: Знаете, по пятницам, субботам, воскресеньям — много. А с понедельника по четверг, когда заканчиваю работать в академии, убегаю, потом мастер-классы, дети. Это все движение, это работа.
Зураб Церетели: Смеется. Создание монументальной скульптуры, например, долгий процесс от эскиза до ее воплощения: гипсовая форма, восковая форма, увеличение изогипсами, точечное увеличение… Небольшие вещи скульптор может отлить и обработать самостоятельно, но для многого другого ему нужны помощники, исполнители, специалисты. Это целая наука, особая профессия — художник-исполнитель! А сейчас в России все техникумы, школы фабрично-заводского обучения, которые выпускали таких специалистов, закрыли, комбинат Вучетича Всесоюзный художественно-производственный комбинат им.
Нет в Москве исполнителей! Я так эмоционально говорю, чтобы вы поняли, насколько это трагедия для меня! Я уже говорил, 12 лет проводил эксперименты по исполнительской части эмали. Работали и химики, и специалисты-технологи, и добились результатов! Потом литье скульптуры: я отливаю их в небольшой печке, такой тонкий слой бронзы получается, баааам, звучат! Это целая наука, объяснить не так просто в двух словах. У каждого скульптора свои секреты, вот это видно уже в работах выпускников — Суриковский институт очень сильно отличается от Репинского. Монумент Победы.
Зураб Церетели: Во всем различия! В трактовке формы, пластике, цветовой гамме, в тональных моментах, в рисунке! Профессора и академики объясняют своим ученикам, что все они разные и надо развивать индивидуальность, развивать мышление. Колоритное искусство — это когда из многих оркестров создается общая симфония, в живописи из многих цветов создается колорит. Наша счастливая эпоха дарит художнику свободу. Наша академическая задача как педагогов заключается в том, чтобы разглядеть индивидуальность и ее развивать. Мария Кравцова: У ваших произведений традиционно много критиков, причем тех, кто именно критикует, и тех, кто пытается силовыми методами воздействовать на ваши произведения. Помните, в 2010 году временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин предлагал перенести ваш памятник Петру I в другое место?
Как вы относитесь к критике? Зураб Церетели: Критика на меня абсолютно не действует. Это реклама. Но мне жалко критиков, которые не знают искусство и, ничего не понимая, излагают свои мысли. Посмотрите на историю, хорошим художникам не аплодировали — их ругали! Эйфелева башня... Нельзя жить в Париже без Эйфелевой башни! Кто был против нее?
Известные люди! Новаторство, новая форма всегда тяжело воспринимается. Чтобы судить об искусстве, надо в нем разбираться, знать историю. Памятник, посвященный 300-летию Российского флота, или памятник императору Петру Первому. Courtesy автор Мария Кравцова: Ваши произведения, например «Человек и солнце» на въезде в Тбилиси, периодически разбираются на металлолом. Как вы воспринимаете такие ситуации? Мне кажется, для художника это более неприятно, чем нападки критиков. Вы готовы восстанавливать свои произведения на свои деньги?
Зураб Церетели: По секрету вам скажу, на этом месте будет другая вещь. Хочу переделать работу. Сейчас другая эпоха, хочу создать для нее новую символику. Мария Кравцова: Вы очень щедрый человек и часто предлагаете свои произведения разным городам в качестве подарков. Но известно, что их не всегда принимают, иногда отказываются, так было в Нью-Йорке, когда подаренная вами «Слеза скорби» в результате была установлена не в самом городе, а в Нью-Джерси. Зураб Церетели: Неправильно, дорогая! Я искал место для «Слезы скорби», сел в вертолет, он был черный, и облетел все вокруг места трагедии: вот тут показывает на импровизированной карте. Есть у скульптуры сайт, который американцы создали, там можно узнать всю информацию о памятнике, о том, как люди его воспринимают.
Памятник Казимиру Малевичу. У меня не было задачи ставить «Слезу скорби» в Нью-Йорке! Мария Кравцова: Поняла, спасибо, просто хотелось уточнить. Можно еще один вопрос? Не так давно президент России Владимир Путин восстановил звание «Герой труда», причем в рамках этого жеста, помимо всего прочего, высказался за то, чтобы героям труда на родине возводились бронзовые бюсты. Как вы относитесь к этой инициативе? Зураб Церетели: Хорошая идея! Мария Кравцова: Я бы, наверное, не хотела увидеть свой скульптурный портрет, мне кажется, это жутко, или, представьте, придут какие-нибудь хулиганы, нос ему отобьют.
Зураб Церетели: Нет, нет! Возьмите и пересмотрите историю искусства. Всегда создавались скульптурные портреты живых людей, царей, цариц. Я не забываю о том хорошем, что было в Советском Союзе. Было и плохое, и хорошее, дружба народов, это надо вернуть! Монумент «Дружба навеки», посвященный 200-летию подписания Георгиевского трактата. Тишинская площадь, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: Мне кажется, Союз уже не вернуть.
Кстати, что вы испытывали во время конфликта России с Грузией?
В детстве он проявлял большой интерес к рисованию и живописи, поощряемый своим дядей — художником Георгием Нижарадзе. Следуя этой страсти, после школы, в 1952 году, он поступил на факультет живописи Тбилисской государственной академии искусств, которую окончил в 1958 году, в год своей женитьбы на Инессе Андроникашвили. В 1960-1963 годах Церетели работал штатным художником в Институте истории, этнографии и археологии Академии наук Грузии, путешествуя по всей республике в рамках исследовательских экспедиций, открывая ее древние памятники, традиции народного искусства и богатую материальную культуру. В 1964 году художник совершил свою первую зарубежную поездку во Францию по приглашению дяди и тети своей жены. Он пробыл в Париже три месяца, посещал курсы творческого мышления и посетил Пабло Пикассо в его студии.
Этот опыт был решающим для Церетели, поскольку он изменил его понимание того, что значит быть художником. На него произвели большое впечатление методы работы Пикассо: виртуозное взаимодействие мастерства и воображения, свободный, беспрепятственный переход от живописи и рисунка к керамике и бронзовой скульптуре. Во время последующей поездки в город он также познакомится с Марком Шагалом, черпая вдохновение в детской непосредственности его поэтических пейзажей мечты в живописи и витражах.
Экспозицию дополнят архивные фотографии и редкие документальные фильмы. Гости также увидят витраж, установленный художником в музее к его открытию. Выбор билетов.
Харизма Зураба Церетели
Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд., на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Жириновского отлили из бронзы - прижизненный монумент политику подарили друзья, а изготовил его Зураб Церетели. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. Полномочия Зураба Церетели на посту президента Российской академии художеств (РАХ) продлены на пять лет.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Зураб церетели биография кратко
- Главные новости
- Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь
- Церетели, Зураб Константинович — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография
- Содержание
Зураб Константинович Церетели
К французам - картина соревнований гребцов на байдарках на Куре если бы не абрис горы вдали, реку с мостом над ней вполне можно было бы принять Сену и "Бабушкин дом" с синими утренними тенями под сенью старого дерева. О ярком цвете фовистов - "Сбор урожая". В эти годы пост-ученичества Церетели, очевидно, стремительно проходит школу французов: от барбизонцев и импрессионистов до Сезанна и Матисса. На этом фоне появление сюжетов "сурового стиля" может показаться данью "теме труда", ценимой в советской время. Но, похоже, важнее тут для Церетели была возможность поработать над фронтальной композицией. Он довольно быстро идет к первоисточникам искусства оттепели - художникам ОСТа, более поздним картинам Дейнеки.
Так, почти декоративная пластика "Лыжников" явно цитирует одноименную работу Александра Дейнеки. Этот путь - к монументальным композициям и ярким живописным решениям - в итоге стал для Зураба Церетели магистральным. На этом фоне решение показать карикатуры, которые молодой художник рисовал в 1959-1962 годах для сатирического грузинского журнала "Крокодил" "Нианги" , может показаться неожиданным. Здесь Церетели предстает точным портретистом эпохи оттепели: простодушная интонация бытовых сценок соединена с кинематографической легкостью, тонко обрисованными типажами, и ясно продуманной композицией. Перед нами словно "кадры" легкой комедии, в которой нет обличительной интонации, зато вдоволь - юмора и симпатии к незадачливым героям.
Подборка этих журналов в витрине вроде веселого интермеццо после живописной ковровой развески натюрмортов, букетов, портретов в большом зале музея. Нельзя не заметить, что выставка сделана с изяществом, вкусом и с желанием показать разнообразие творчества мэтра. Большой живописный зал, где ни от импрессионизма, ни от сурового стиля уже не осталось ни следа, отсылает, конечно, к новому повороту в поисках 30-летнего художника. Решающим моментом в его самоопределении стала поездка в Париж в 1964 году и встреча с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Их работа с открытым цветом, приемы обобщения формы словно распахнули окно в новый мир - не столько в Париж и французское искусство, сколько к самому себе.
Ковровая развеска в большом зале - это торжество цвета.
В 1990 г. В 1993-1995 гг.
Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Он является автором расположенного на территории мемориального комплекса Монумента Победы - обелиска высотой 141,8 м самый высокий монумент России; символизирует 1 418 дней Великой Отечественной войны. В 1994-1999 гг.
Зураб Церетели был художественным руководителем интерьерных и экстерьерных работ по воссозданию в Москве храма Христа Спасителя. В 1995 г. Она является первой частью проекта "Как Европа нашла Америку", посвященного плаванию Христофора Колумба.
В 1997 г. В том же году на искусственном острове, расположенном в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала, был размещен 98-метровый памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" более известен как памятник Петру I работы Церетели. В 2006 г.
Нью-Джерси, США воздвигнут 30-метровый монумент "Слеза скорби", посвященный памяти жертв международного терроризма. В 2016 г. Он представляет собой вторую часть проекта "Как Европа нашла Америку".
В 2018 г. Некоторые монументальные работы скульптора критиковались общественностью за своеобразные стилевые особенности, в числе которых гигантизм и непропорциональность элементов. Зураб Церетели также работает в различных жанрах станковой живописи.
Он создал серию портретов политиков, ученых, деятелей литературы и искусства.
Другими специальными пространствами станут графический и скульптурный кабинеты, мастерская-амфитеатр, где в жанре «выставки одной работы» будут демонстрироваться самые новые, только что написанные живописные полотна мастера. Экспозицию дополнят архивные фотографии и редкие документальные фильмы. Гости также увидят витраж, установленный художником в музее к его открытию. Выбор билетов.
Небольшая аллея украшена стелами с бюстами правителей Российского государства от Рюрика до Ельцина. Князья и княгини, цари и царевны, вожди, генсеки и президенты — тысяча лет в портретах. Некоторые упрекают скульптурную композицию в политической ангажированности, другие задаются вопросом — почему на Ельцине все заканчивается? Но поразмыслив, мы понимаем, что Москва как нельзя лучше подходит для такой тематической аллеи, а «бронзоветь» на ней должны те правители, которые уже вошли в наше более или менее далекое прошлое. Мемориал «История Грузии» в Тбилиси Фото v-georgia. Комплекс находится возле Тбилисского водохранилища и малодоступен для туристов, поэтому мало кто представляет настоящее воздействие этих скульптур. По словам очевидцев, масштабы мемориала просто шокируют. Вероятно, этот монумент станет одним из чудес света, над которым будут ломать голову будущие цивилизации через сотни или тысячи лет. Колонна высотой более 40 метров проектировалась Церетели вместе с поэтом и архитектором Андреем Вознесенским. Скульптура представляет собой вертикальное расположение букв русского и грузинского алфавитов, которыми написаны слова «Единство», «Братство», «Мир», «Труд». В основании монумента находятся металлические свитки с текстами Георгиевского Трактата и стихами Руставели, Симонова, Лермонтова, Пушкина, Чавчавадзе, Пастернака. Интересный факт: Пастернак был запрещенным писателем, и его упоминание могло стоить скульпторам карьеры.
Зураб Церетели — биография
- Академия художеств
- Происхождение и детство
- "Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства
- Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество
- Дата рождения
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
Бывая в его доме, маленький Зураб не только учился рисовать, но и проникался аурой разговоров об искусстве, ведь в гости к дяде приходили передовые люди того времени. В 8 лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую окончил «на отлично» в 1958 году. Общественное мнение и критика Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов. Так, очень много нареканий получила его работа над храмом Христа Спасителя, в котором скульптор допустил очень серьезные отступления от проекта реконструкции, что нарушило исторический образ восстанавливаемого объекта. По поводу его памятника Петру Первому не высказался только ленивый: Церетели обвинили в нарушении исторической перспективы города, в китче и безвкусии. Известная работа «Слеза скорби», которую мастер хотел подарить США в память о жертвах 11 сентября, вызвала много споров, которые привели к тому, что несколько городов отказались от дара, и скульптору пришлось потратить немало времени, чтобы найти монументу место. Та же история повторилась с фигурой Иисуса Христа в России. Многие искусствоведы говорят, что художественные способности Церетели не превышают уровня среднего художника-оформителя. А психиатры всерьез размышляют о комплексах художника, глядя на его страсть к гигантским сооружениям.
Музей современного искусства Зураб Церетели, работы которого представлены уже во многих странах мира, создал музей для пропаганды собственного творчества. Мэр Лужков выделил под музей Церетели несколько зданий в самом центре Москвы. Здесь разместились личная коллекция скульптора, состоящая из 2000 произведений искусства, и собрание регулярно пополняется. Сегодня музей обладает обширной коллекцией произведений отечественного искусства, в том числе интересным набором работ советских нонконформистов и современных художников. Отдельное здание занимает постоянно действующая выставка Зураба Церетели, разместившаяся на трех этажах музея-мастерской. Здесь можно проследить тенденции развития дарования мастера. Музей ведет большую образовательную и просветительскую деятельность. Скульптуры Зураба Церетели Биография автора яркая и даже «звездная», такую известность сложно получить, создавая самые обычные типовые работы. Но творчество Церетели уникально, он имеет особенный стиль, который далеко не всеми воспринимается однозначно.
Кроме того деятель искусств очень «плодовит» — он воплотил в жизнь более чем пять тысяч художественных произведений, как живописных, так и скульптурных. Скульптуры Церетели это самая известная часть его творчества. Персонажи обычно очень монументальны, фигуры имеют большой размер и вертикальную направленность, зачастую стоят прямо, что создает ощущение твердости и статичности. Многие детали стилизованы и упрощены именно в пользу этой монументальности. Не зря одними из своих учителей Зураб Считает художников-примитивистов Пиросмани и Руссо. Работы творца чаще всего не лишены интересных отсылок и деталей, которые не сразу получается понять. Стоит отметить, что далеко не все скульптуры Церетели изображают именно людей. В его творческом «портфолио» есть и например огромные металлические сферы, расколотые в центре и являющие миру механические детали внутри себя. Таким образом монументальность и динамика сливаются воедино, выгодно дополняя друг друга.
Механические детали вообще свойственны многим работам скульптора, и тут нельзя не вспомнить о профессии его отца. Например одна из самых известных скульптур, «Добро побеждает зло», которая заняла едва ли не самое почетное место в мире — у здания ООН в Нью-Йорке, тоже не обошлась без механических деталей в композиции. Работы Церетели можно встретить не только на территории бывшего Советского Союза, но и по всему миру. Если же вы хотите увидеть их коллекцию в одном месте, то музей-мастерская мастера располагается по адресу: Большая Грузинская улица, 15. Экспозиция включает коллекцию его произведений — свыше 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры. Галерея искусств Зураба Церетели располагается по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 19. В галерее представлена частная коллекция художника. Дом-музей мастера в Переделкино открыт в 2016 году, располагается в Подмосковье, по адресу: улица Лермонтова, 1, пос.
ДСК «Мичуринец».
Эти качества, очень важные для понимания всего последующего творчества Церетели, постепенно стали получать свое отражение в живописи художника. Он активно участвовал в разнообразных выставках. Одной из первых была Закавказская выставка 1959 , на которой его произведения экспонировались вместе с работами активно входивших в те годы в советское искусство Т. Салахова и Т. Нариманбекова, ставших потом широко известными в стране.
Значительный успех Церетели имел на выставке "На страже мира", состоявшейся в Москве в 1966 году. Здесь он выставил картину, сюжет которой прост, но символичен. На возвышенности работают локаторы, поднявшие к небу свои руки-антенны, а внизу, у их подножия, веселые дети играют в футбол картина называлась "На страже мира". Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. Это было время существенных изменений в духовной жизни общества, переоценки ценностей, оживления во всех областях творческой деятельности. Страна находилась на подъеме, вызванном сравнительно недавней победой над фашизмом и освобождением от тягостных последствий сталинизма.
Все больше внимания стало обращаться на реальные, а не на парадные, идеализированные стороны жизни. Именно в это знаменательное время активно вошел в советское искусство Зураб Церетели, открывший новое направление в монументальном искусстве прежде всего своими мозаичными работами. В начале 60-х годов архитектор Шота Каландаришвили поручил ему расписать детский кинотеатр в Тбилиси. Крупный эскиз роспись не была выполнена в натуре дает возможность судить об этой работе. Художник обратился к детской фантазии, пытаясь запечатлеть в интерьере кинотеатра причудливый мир ребячьих представлений, того удивительного сплава вымысла, сказки и строгой реальности, который так поражает взрослых и так естествен для воображения детей. Этому эскизу было суждено стать своего рода рекомендацией, позволившей Церетели выйти в сферу большого монументального искусства.
Молодым художником заинтересовался приехавший в Тбилиси А. Мндоянц, работавший вместе с М. Посохиным над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. В результате Зураб Церетели был приглашен в качестве главного художника этого огромного и уникального объекта. Трудно переоценить значение этой работы для творчества Церетели. Здесь он впервые выступил как художник-монументалист, что потребовало от него не только владения сложной областью изобразительного искусства, но и умения работать в большом коллективе, соразмеряя свой замысел, темперамент и художественные идеи с общей архитектурно-пространственной концепцией и атмосферой авторской группы.
Работы Зураба Церетели в Пицунде стали новым этапом в развитии монументального искусства в нашей стране. Этот период был крайне важен и для творчества самого художника, именно тогда окончательно пришедшего к монументализму. Успех монументальных и особенно мозаичных работ Церетели в Пицунде во многом предопределил дальнейшую направленность его творческой деятельности. В конце 60-х годов он получает самое почетное для той эпохи предложение - участвовать в создании мемориального комплекса, посвященного столетию со дня рождения Ленина, включавшего и высотную гостиницу. Пицундские мозаики не только не исчерпали, но лишь открыли Церетели эту тему, и в Ульяновске предоставилась возможность для ее развития. Затем последовал целый цикл крупных мозаичных работ художника в Тбилиси и в других районах Грузии.
В числе наиболее значительных работ этого периода можно назвать монументальное мозаичное панно на фасаде Дворца культуры профсоюзов архитектор Г. Метонидзе , выполненное в 1970-1971 годах в Тбилиси. Тема панно - "Человек, труд - смысл и красота бытия". В 1972 году Зураб Церетели выполнил декоративное оформление тбилисского ресторана - "Арагви". Здесь художник осуществил целый комплекс работ, включая организацию примыкающей к ресторану части парка. Он тесно свяал здание с его природным окружением, формируя внешний архитектурно-художественный облик и внутренний интерьер.
Мозаика в ресторане "Арагви" в числе других работ Церетели была отмечена в 1973 году Государственной премией. В оформлении старого и хорошо известного курорта Боржоми Зураб Церетели обращается к теме взаимоотношения животного мира и человека. Его мозаичная композиция "Охота", выполненная на вогнутой стенке около остановки транспорта, представляет сюжетную живописно развернутую сцену. В его трактовке охота перестает быть драмой. Здесь она изображена как танец, как гармония мира и единства человека и природы, которую хотел бы видеть автор и солидарные с ним, зрители. В 70-х годах Церетели обращается к теме Великой Отечественной войны, участвуя в создании парка Победы в Тбилиси.
Его мозаика "Знамена" помещена на высокой облицованной камнем подпорной стенке в том месте, где каскад останавливает свой бег, вливаясь в широкое открытое зеркало бассейна. Еще одно направление мозаичных работ Церетели отчетливо прослеживать в декоративном оформлении тбилисского автовокзала, построенного в 1972 году. Мозаика не доминирует в образе здания, наделенного собственной архитектурной выразительностью. Она помещена на белой каменной стене в качестве украшения или цветового пятна. При этом роль мозаики самостоятельна и значительна. Разработка совершенно новых для советского искусства и для грузинского, в частности, объемно-пластических мозаик шла в творчестве Зураба Церетели постепенно.
Художник как бы примерялся к этому методу, то уходил от него, то возвращался вновь, отрабатывая приемы, постигая возможности. Этапным экспериментом явилось создание декоративной мозаики на стенах мастерской в Богеби. Полностью развил и практически освоил концепцию объемной мозаики Церетели в детском комплексе в Адлере, выполненном в 1970-1973 годах. Он сумел создать здесь комплекс монументальных произведений, несущий не только собственно художественные, но и архитектурные функции, - например, функцию упорядочения и организации пространства. Опять, как и в Пицунде, Зураб Церетели выступил не просто исполнителем отдельных монументально-декоративных работ, но и режиссером большого пространственного зрелища. Однако если в Пицунде он как главный художник объединял и направлял работу многих скульпторов, живописцев и декораторов, то в Адлере он организовал своего рода "театр одного актера", в котором сам был и постановщиком, и исполнителем.
Работа над монументальным комплексом в Адлере явилась важной вехой на творческом пути художника. Можно сказать, что именно в ходе создания этого произведения закончился процесс формирования мастера. Искусство его набрало силу и значительность, окончательно сложился индивидуальный почерк художника, приемы его творчества, которые хотя и будут развиваться и видоизменяться с каждой новой работой, но сохранят черты устойчивой зрелости, определенную систему художественных ценностей и предпочтений. Произведения Церетели заняли свое собственное место в движении монументалистов, завоевавших в 70-х годах заметное положение в советском искусстве. Одновременно пришло и широкое международное признание. Мозаика на долгие годы остается любимой техникой монументального искусства художника.
Разрабатывая другие художественные приемы и материалы, увлечения которыми у него время от времени меняются, как бы очерчивая определенные творческие периоды, он то и дело возвращается к мозаике, сочетая ее с другими техниками. Так, например, было в здании Дома политпросвещения в Тбилиси или Венгерского торгпредства в Москве. Остановимся еще на одной работе художника, которая стоит особняком в его творческой практике. Это единственное панно, вернее, рисунок в технике углубленного линейного рельефа на фасаде фирмы "Мелодия" в Тбилиси. Сравнительно небольшая глубина борозды не создает резких теней, и рисунок выявлен дополнительно особым заполнением фиксированной бронзой. Это придает ему своеобразный световой и цветовой эффект, делает более теплым и нарядным общий вид рельефа, издали похожего на кружево, в котором сплетаются музы в стремительном танце.
Резьба в камне раскрывает еще одну грань творчества Зураба Церетели: его умение овладевать новыми приемами творчества, его способность подчинить образы, опыт мировой классики и дух народного искусства решению определенный художественной задачи. После создания крупной пространственной монументальной композиции в Адлере художник почувствовал в себе силы для творчества на градостроительном уровне, для создания произведений, способных организовывать большие градостроительные пространства, и тем самым становиться важными доминантами в масштабе города. Создание монументов и памятников обычно лежит за пределами таких видов художественного творчества, как монументальная живопись и декоративное искусство, которыми особенно много занимается Зураб Церетели. Это прежде всего задача скульптора. Для достижения своей цели он применил новую технику работы по металлу. Он разработал приемы, позволяющие создавать крупные горельефы, дающие возможность использовать их для монументальной пропаганды.
Выколотка по металлу здесь была недостаточна, так как не обеспечивала необходимой высоты рельефов. Художник нашел особый прием. Нарисованный на листовой меди рельеф выколачивался, а затем все его фигуры вырезались и выдвигались вперед, привариваясь к листовой медной основе с помощью вертикальных стенок. Рельеф становился крупномасштабным и хорошо воспринимался с большого расстояния. Монумент в Абаши явился как бы "пробой пера" в этой новой для художника сфере творческой деятельности. За ним последовала крупная рельефная композиция "Колхида" в селе Хоби.
Дальнейшее развитие этой линии творчества шло по пути создания больших многоплановых монументов. Композиция "Человек и солнце" установлена неподалеку от тбилисского аэропорта. Два следующих монумента в Тбилиси, созданных мастером, посвящены одному и тому же событию - двухсотлетию подписания Георгиевского трактата и очень характерны с точки зрения проявления в них интернационального мировоззрения этого чрезвычайно национального по своему творческому почерку художника. В Тбилиси же установлен монумент, посвященный двухсотлетию присоединения Грузии к России, - "Узы дружбы". Огромный металлический позолоченный узел связывает два кольца, соединивших судьбы грузинского и русского народов. Внутри подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата.
Художник поставил этот монумент у въезда в Тбилиси со стороны Военно-Грузинской дороги, ведущей в Россию. Он виден издалека как цель движения.
Сам он со счета давно сбился. А работает ежедневно по несколько часов. Даже в 90 лет. И твоя концепция — передать все красивые вещи на холсте». Долгий путь в искусстве для Церетели начался с зоопарка. Его туда привел дядя, известный живописец, потомок древнего грузинского княжеского рода. Дал бумагу, карандаши и сказал рисовать этюд. Дядя для маленького Зураба был авторитетом.
Он когда ходил, женщины на улице останавливались и смотрели на него. Я думал, если начну рисовать, буду такой же интересный. Не получилось».
Монумент Победы. Зураб Церетели: Во всем различия! В трактовке формы, пластике, цветовой гамме, в тональных моментах, в рисунке! Профессора и академики объясняют своим ученикам, что все они разные и надо развивать индивидуальность, развивать мышление. Колоритное искусство — это когда из многих оркестров создается общая симфония, в живописи из многих цветов создается колорит. Наша счастливая эпоха дарит художнику свободу. Наша академическая задача как педагогов заключается в том, чтобы разглядеть индивидуальность и ее развивать. Мария Кравцова: У ваших произведений традиционно много критиков, причем тех, кто именно критикует, и тех, кто пытается силовыми методами воздействовать на ваши произведения. Помните, в 2010 году временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин предлагал перенести ваш памятник Петру I в другое место? Как вы относитесь к критике? Зураб Церетели: Критика на меня абсолютно не действует. Это реклама. Но мне жалко критиков, которые не знают искусство и, ничего не понимая, излагают свои мысли. Посмотрите на историю, хорошим художникам не аплодировали — их ругали! Эйфелева башня... Нельзя жить в Париже без Эйфелевой башни! Кто был против нее? Известные люди! Новаторство, новая форма всегда тяжело воспринимается. Чтобы судить об искусстве, надо в нем разбираться, знать историю. Памятник, посвященный 300-летию Российского флота, или памятник императору Петру Первому. Courtesy автор Мария Кравцова: Ваши произведения, например «Человек и солнце» на въезде в Тбилиси, периодически разбираются на металлолом. Как вы воспринимаете такие ситуации? Мне кажется, для художника это более неприятно, чем нападки критиков. Вы готовы восстанавливать свои произведения на свои деньги? Зураб Церетели: По секрету вам скажу, на этом месте будет другая вещь. Хочу переделать работу. Сейчас другая эпоха, хочу создать для нее новую символику. Мария Кравцова: Вы очень щедрый человек и часто предлагаете свои произведения разным городам в качестве подарков. Но известно, что их не всегда принимают, иногда отказываются, так было в Нью-Йорке, когда подаренная вами «Слеза скорби» в результате была установлена не в самом городе, а в Нью-Джерси. Зураб Церетели: Неправильно, дорогая! Я искал место для «Слезы скорби», сел в вертолет, он был черный, и облетел все вокруг места трагедии: вот тут показывает на импровизированной карте. Есть у скульптуры сайт, который американцы создали, там можно узнать всю информацию о памятнике, о том, как люди его воспринимают. Памятник Казимиру Малевичу. У меня не было задачи ставить «Слезу скорби» в Нью-Йорке! Мария Кравцова: Поняла, спасибо, просто хотелось уточнить. Можно еще один вопрос? Не так давно президент России Владимир Путин восстановил звание «Герой труда», причем в рамках этого жеста, помимо всего прочего, высказался за то, чтобы героям труда на родине возводились бронзовые бюсты. Как вы относитесь к этой инициативе? Зураб Церетели: Хорошая идея! Мария Кравцова: Я бы, наверное, не хотела увидеть свой скульптурный портрет, мне кажется, это жутко, или, представьте, придут какие-нибудь хулиганы, нос ему отобьют. Зураб Церетели: Нет, нет! Возьмите и пересмотрите историю искусства. Всегда создавались скульптурные портреты живых людей, царей, цариц. Я не забываю о том хорошем, что было в Советском Союзе. Было и плохое, и хорошее, дружба народов, это надо вернуть! Монумент «Дружба навеки», посвященный 200-летию подписания Георгиевского трактата. Тишинская площадь, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: Мне кажется, Союз уже не вернуть. Кстати, что вы испытывали во время конфликта России с Грузией? Зураб Церетели: Для меня это трагедия. Но я привык надеяться на лучшее. Я всегда говорю: «Вот представьте, у нас сейчас начнется большая любовь, потом мы устанем и сделаем паузу. Муж и жена часто на время делают паузу в отношениях, отдаляются немного друг от друга. Потом начинается новый виток отношений! По истории разные были моменты. Скоро увидите, какой большой роман начнется между Грузией и Россией!!! Мария Кравцова: Основополагающая вещь для скульптора — ощущение материала. У мрамора и у бронзы разные пластические особенности. Я читала в газетах, что, воссоздавая облик храма Христа Спасителя, вы решили не придерживаться изначальных образцов, и вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, золоченая кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана, а медальоны сделаны из полимера. Комментарий из зрительного зала: «Это были временные медальоны, их потом заменили!
Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество
Но, невзирая на жесткую критику, мэтр по-прежнему считает, что «размер имеет значение». Именно этим правилом художник часто руководствуется при создании не только скульптур, но и живописных картин. Так, за последние десятилетия целый ряд известнейших монументов, созданных Церетели, вызвали бурю негодования и у критиков, и у заказчиков, и у горожан - при том не только в России. Москва Этот монумент официально называется «Памятник, посвященный 300-летию Российского флота». Громкий скандал разыгрался вокруг памятника Петру I — еще до его монтажа в 1996 году на Москве-реке.
Жители столицы устраивали пикеты и митинги, обращались с просьбами к Президенту страны. Но добиться своего так и не смогли - грандиознейший монумент был установлен в назначенный срок и в установленном месте. Некоторое время еще кипели страсти, проводились акции протеста, а сама история создания этого памятника обрастала все новыми слухами и кривотолками. Поговаривали, что изначально по - проекту вместо русского царя, на палубе должен был стоять Колумб.
А так как Церетели не удалось протолкнуть свое творение ни в Испанию, ни в страны Латинской Америки, то скульптор, сменив образ главного героя, благополучно определил свое детище в Москве. Памятник Петру I. Спустя десятилетие многострадальное скандальное изваяние было внесено в рейтинг самых уродливых строений. Ярые противники с сарказмом прозвали монумент - «Петр в юбке».
Позже 98-метровую скульптуру весом в две тысячи тонн, безуспешно пытались передать в дар Санкт-Петербургу. Громаднейшее сооружение даже пытались взорвать, но теракт удалось предотвратить по звонку анонима, и с тех пор свободный доступ к Петру закрыт. А когда была названа сумма демонтажа и перебазировки в другое место в один миллиард рублей, ярые противники и вовсе приутихли. К слову, этот монумент занимает восьмое место в рейтинге самых высоких статуй мира.
В Москве вблизи гостиницы «Космос» был водружен еще один «отказник» - 10-метровый монумент «Памятник Жандарму» «Луи». Это изваяние было создано в честь лидера Французского Сопротивления Шарля де Голля и готовилось в качестве презента для народа Франции, однако французские власти наотрез отказались от подарка, после чего памятник был установлен в России.
Скульптура высотой 98 метров поднимается над Москвой-рекой и представляет собой триумфальную фигуру Петра I на колонне из кораблей. Тут-то и начинается критика. Одни говорят, что высота статуи уродует городской вид, и вообще непонятно, для чего такой гигантизм. Другие же строят теории, согласно которым возведение скульптуры было способом «отмыть» деньги. Иными словами, гельмановские протесты мало кто воспринял всерьез, все поняли, что ему просто заказали чинить козни Лужкову. С момента открытия монумента ведутся дискуссии на тему «а не снести ли его? Небольшая аллея украшена стелами с бюстами правителей Российского государства от Рюрика до Ельцина.
Князья и княгини, цари и царевны, вожди, генсеки и президенты — тысяча лет в портретах. Некоторые упрекают скульптурную композицию в политической ангажированности, другие задаются вопросом — почему на Ельцине все заканчивается? Но поразмыслив, мы понимаем, что Москва как нельзя лучше подходит для такой тематической аллеи, а «бронзоветь» на ней должны те правители, которые уже вошли в наше более или менее далекое прошлое. Мемориал «История Грузии» в Тбилиси Фото v-georgia. Комплекс находится возле Тбилисского водохранилища и малодоступен для туристов, поэтому мало кто представляет настоящее воздействие этих скульптур.
У Лики была своя комната, у сестер — своя. Но воспитывал я всех троих абсолютно одинаково.
После школы Лика поступила в МГУ на искусствоведение. Защитила кандидатскую в Санкт-Петербурге. Сейчас мы издаем ее книгу. Люда с Таней окончили институт. Таня вышла замуж за грузина, осела дома. Люда — за русского парня, музыканта. Я приобрел им квартиру.
Вы не думайте, они не лодыри. Просто когда у девочек появились свои семьи, я чувствовал себя перед ними обязанным. У меня какой-то странный характер в этом плане. Я всегда чувствовал ответственность за тех, кто рядом, чувствовал, как будто я виноват перед ними, и начинал опекать. Знаете, вот с Высоцким я дружил. Так вот, с холодильником — это я был. Или взять свадьбу Марины с Высоцким.
Лиля сделала пирог яблочный. Андрей Вознесенский две бутылки шампанского купил... А свадьба — я знаю, какая должна быть. Грузины стихи читают, поют — не дают возможности Высоцкому спеть. Марина — умирает от смеха. А она в центре сидела и случайно задела один из столов. Они вдруг опрокинулись.
И все фамильные андрониковские сервизы — бр-р-ра-м на пол. Эта мысль-заноза все сидела во мне, я все беды ждал, и раз — действительно, жизнь у Марины с Володей не состоялась... Если подумать, у меня много детей оказалось. Люда родила двух девочек. В честь моей жены и дочери назвала их Инессой и Ликой. Люда с мужем все шесть лет помогали моей супруге, когда она болела и лежала в американском госпитале. Там Инессе давали серьезные лекарства и благодаря этому продлили жизнь...
Удивительное наследство Помню, у нас во дворе жила иранская подданная, женщина в летах. Она уже даже ходить не могла. Когда я возвращался из школы, я кушал, потом сверху смотрел на ее окна: если там горел свет — спускался и занимался с ней немецким языком. У меня получалось очень хорошо. Я даже пел на немецком: тогда такая мода была в Грузии. А однажды вижу: возле нашего дома стоит машина — началась ссылка иранских подданных и евреев. Моя учительница только и успела помахать мне.
Я плакал. Я так ее любил! Никто не мог занять ее место. Так постепенно немецкий у меня атрофировался... С супругой мы разговаривали на русском. А с дочкой я говорил и по-русски, и по-грузински. Сейчас я понял, что обязательно надо было выучить иностранный язык.
Хочу, чтобы дети получили то, чего не хватало мне в жизни. Мой старший внук Вася учился в Америке. Сначала он занимался английским в Тбилиси. И я оставил Васю за границей: там можно узнать язык лучше, чем здесь через педагога. Моя супруга осталась там с внуком как раз тогда она параллельно проверяла свое здоровье в американском госпитале. Поскольку Инесса очень хотела, чтобы все дети были с ней, то постепенно мне пришлось перебросить в Америку и младшего внука Зуку, и остальных.
Тогда Церетели за две недели нарисовал другой диплом — "Новый человек", изображавший атлета с теннисной ракеткой, который он защитил с отличием. Умение быстро делать новые проекты в будущем очень поможет творцу. Фото: cruiseinform. Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы. С начала 1960-х годов Церетели быстро занимает высокие позиции среди советских художников и скульпторов, тогда же он заинтересовался монументальным искусством. У них Зураб научился бесконечному творческому мотору. Теперь, как он сам признаётся, ему не нужно ловить вдохновение, ибо у него присутствует постоянная "потребность", присущая тем великим мастерам. Первый большой успех принёс ему курортный комплекс в Пицунде: это был его первый монументальный проект. Успехи, достигнутые в Пицунде, во многом определили дальнейшее направление работы мастера. После этого он создал великолепные мозаики Дворца профсоюзов и ресторана "Арагви" в Тбилиси, прочно вошедшие в историю монументального искусства XX века. В том же "звёздном" 1967 году в Тбилиси состоялась уже его персональная выставка, тогда же он был удостоен звания Заслуженного художника Грузинской ССР. В 70-х годах творческие объекты Церетели появляются по всему Союзу и уже не знают границ. Художник стал применять новую технику работы по металлу. Он разработал приёмы, позволяющие создавать крупные рельефы. Церетели изображал на листовой меди рельеф, после выколачивал его, а затем все фигуры вырезал и выдвигал вперед, так их было лучше видно с большого расстояния.