Коляда: 21/25 декабря — зимнее солнцестояние/солнцеворот — световой день начинает увеличиваться — чествование молодого народившегося Солнца в образе ребенка. С колядами обычно ходят в святочные дни, а особенно много — в ночь перед Рождеством. Когда колядуют, щедруют и посевают в 2022 году, и как это нужно делать itemprop.
Откуда разногласия в определении дня праздника
- Когда можно колядовать на Старый Новый год, 13 или 14 января?
- Когда колядовать, щедровать и посевать?
- Когда колядуют, щедруют и посевают в 2022 году, и как это нужно делать
- Коляда в России — когда появилась традиция
- Когда в России щедруют
- Онлайн-курсы
Колядование на Рождество начнется традиционно вечером 6 января 2024 года
В нашей статье мы расскажем кто должен колядовать на Рождество 2023 и во сколько начинаются колядки. Когда ходят колядовать в 2024 году? Святки (коляды, зимние святки) традиционно стартуют в Рождественский Сочельник (в ночь на 7 января) и длятся до Крещения (19 января). В это время колядующие наряжаются в яркие костюмы, ходят по домам, распевая хозяевам колядки. «Новосибирские новости» поговорили с хранительницей старинных обычаев, руководителем ярмарки праздников «Златица» Еленой Коневой — и узнали, в каких нарядах принято колядовать и что нужно знать о коляде, прежде чем открыть двери ряженым.
Когда можно колядовать девочкам?
Коляда Дети в этот день колядовали и собирали угощения (Фото: fresher, по лицензии ). По канонам колядовать начинают не раньше восхода первой звезды — символа рождения Иисуса, то есть колядовать можно идти как только за окном стемнеет. Ходить колядовать стало принято в Рождество. Когда ходят колядовать в 2024 году: даты и обычаи.
Как одеться на колядки в Старый Новый год?
- Колядки: кто и о чём поёт в Рождество
- Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
- Когда в России щедруют
- Когда можно колядовать девочкам?
Какого числа ходят колядовать
Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать. славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения - занимает первое место в году и продолжается несколько дней. Например, в некоторых белорусских деревнях ходят колядовать 6 января, а в других – только с началом темноты 7 января. В старину колядовать ходили, в основном молодые парни и мальчики: переодевшись в специальные костюмы, ходили от двора ко двору и пели веселые песенки-пожелания — колядки. Период, когда исполняют колядки, называют Колядой. Будут колядовать, песни петь, по дворам ходить и благодать в каждый дом приносить. Этой ночью колядовать и Агнеша пойдёт, вывернет на изнанку одежду свою и с остальными пойдёт по домам соседским.
Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать
— Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря".Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца. Очень часто колядующие ходят по домам с самодельной звездой, закрепленной на шесте, которая символизирует Вифлеемскую звезду, желают хозяевам благополучия, счастья, здоровья и процветания на предстоящий год. Колядовать ходили целыми ватагами, причем только мальчишки и мужчины (а вот щедровать — уже девочки).
Коляда – праздник славян. Какая дата в 2023?
Он должен нести самодельную звезду и озарять ей путь. Это отсылка к Вифлеемской звезде, которая зажглась на небе после рождения Иисуса и осветила дорогу волхвам. За ним идет звонарь. Он бьет в колокол, чтобы люди слышали, что к ним идут и могли подготовить угощения и открыть ворота.
Далее следует мехоноша, обычно это мужчина. Он несет мешок с угощениями и подарками. По традиции, колядовщикам нельзя трогать руками подарки, хозяева дома должны их сами положить в мешок.
Кто отказывался давать угощения или прогонял гостей — счастье и удача обходили их дом стороной. Наряженные могли в шутку пригрозить хозяевам за скупость и сказать: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога». Обычно люди заранее готовились к приходу колядующих и делали вкусности.
В крайнем случае можно было дать денег.
Это просто первозданная стихия жизни. Уже после, набирая силы и взрослея, определяется направление внутренней энергии. У древних славян солнечная энергия всё же трактовалась, как мужская энергия. Кстати, есть один очень немаловажный и интересный факт: на старых новогодних открытках, очень часто художники изображали маленького мальчика, который летел куда-то ввысь. Вот здесь можно проследить дожившее до нас представление о рождении солнца мальчика, который поднимается в небо. Это символ нового года.
На самом деле, таких подсказок очень много, просто нужно уметь их видеть и читать. В старину бытовало верование, двадцать пятого декабря в старину этот месяц называли Студень , рождался Коляда, красивый, солнечный мальчик, которого захватывала ведунья зима, и обращала его в волка. Отсюда следует и название холоднейшего из зимних месяцев, февраля — Лютый. Наши предки верили, что лишь после того, как Коляде удастся снять с себя волчью шкуру, и после того как она сгорит в огне, явится Колядушка людям в полном блеске своём и силе. Так же верили, что во время Святок, солнце, одетое в пёстрый сарафан, да с кокошником на голове, в разрисованной вознице с вороным скакуном, уезжало навстречу весне и лету. Конечно, это немного странно, если учесть, что солнце представляли в виде мальчика, а тут вам и кокошник, и сарафан. Возможно допускалась двойственная природа солнечной энергии: женская и мужская.
Такое убеждение выглядит весьма правдоподобным, хотя автор не может и это утверждать, так, как опять отсутствуют всякого рода исторические аргументы. Во время празднования Коляды, было принято приносить в жертву козу. Вообще с этим животным у древних славян отдельное, особое отношение. Колядующих сопровождала коза, но это было не животное, а его тотемное изображение, в виде переодетого в козью шкуру юноши. Этот юноша должен был быть настоящим заводилой, петь песни, больше всех веселиться и танцевать. Считалось, что именно присутствие козы на дворе могло отпугнуть злые силы, и души умерших. Согласитесь, весьма странно и необычно, ведь в целом мире именно коза и козёл считались животными самого дьявола.
Их приносили в жертву, совершая тёмно магические ритуалы. Изображения этих животных и вовсе нагоняли на всех страх. А у нас козы наоборот, имели самое позитивное значение, и могли принести в дом урожайность и достаток. Сам обряд колядования проходил с большим шумом, все веселились и радовались. Было принято петь, танцевать, одним словом, делать всё, чтобы достойнее отметить столь яркий день. Дарили подарки, не скупясь и не зажимаясь. Всё самое лучшее было принято отдавать колядникам, а уж они после всё собранное съестное добро отправляли на общий стол.
А там уже и водочка шла в обиход, чарки наполнялись до краёв, но это не значило, что празднование перетекало в безумную вакханалию. Нет, пили ровно столько, сколько было нужно чтобы как следует согреться в эту холодную, зимнюю ночь. Затем начинали играть на разных музыкальных инструментах. Любили участники пиршества так же играть в разные игры. Наиболее любимой игрой, которая сумела сохраниться до нашего времени является так называемая «Женитьба Терёшки». Главным условие этой игры было то, что в неё нужно было играть только ночью. Всё действо происходило в самом большом и самом богато убранном доме.
Суть игры заключалась в том, что названые родители несколько дней подряд выбирали жениха и невесту, которых потом и сватали, и женили. Все ритуалы и обряды проводили как настоящие. Все играющие и участники игры должны были уметь хорошо петь и танцевать. Приготовления к такой игре начинались ещё осенью. Вот вам и древний театр. Умели-таки развлекаться наши предки. Христианское Колядование.
Мы столько говорили о языческом обряде колядования, столько пытались отнекиваться от христианских обычаев, что пришло время поговорить именно о последнем. Христианское колядование происходит накануне Рождества. Те, кто исполняет колядные песнопения, обычно собирается под окнами каждого дома. При этом песни оповещают всех о рождении Иисуса Христа, и призывают всех разделить эту радость со всеми. Удаляясь от дома, колядовщики желают жителям дома здоровья и процветания. В христианской традиции так же принято дарить таким людям подарки и подношения в виде еды. В России по сей день существует два обряда колядования.
В Корочун только Ведающие свои обряды тайные свершали, силы темные от мирян отгоняли, да Богу Коляде помогали родиться. Поговаривали, что если в Карачун силы Нави чересчур разгуляются, Солнце может и вовсе не взойти. Коляда — особый праздник славян, дата которого приходится в 2023 году опосля Корочуна — с 21 на 22 декабря. С этого дня и наступает Новолетие, а на новый лад — зимнее солнцестояние. Как встречаем Коляду? Зимой земля силу копит, а летом отдаёт урожаем. Чтобы силами земля наполнилась вдоволь, нужно Коляду как следует встретить. Вот он день для веселья да потехи!
И стар и млад в звериные шубы да в личины страшные рядится, по дворам ходит, песни колядные распевает. Хозяйки домовитые пироги пекут да яства разные готовят, колядовщиков угощают, не скупятся. Ряженые в колядных песнях своих зазывали в каждый дом добро, достаток, да богатый урожай. В том и есть суть Коляды — светлого праздника славян, чтобы Бога молодого встретить и людей на путь Прави обернуть. Доброта в наших истоках живет. А мы напрасно об ней забыли.
По традиции лакомства принято съедать самим, а деньги пожертвовать церкви. Для того чтобы правильно колядовать и щедровать в 2021 году, необходимо следовать определенным правилам.
Хоть это и два схожих обычая, имеющих одинаковое происхождение, различия все же есть. Звездаря носит шест со звездой и является главным запевалой. Мехоноши носит мешок, куда складывает угощения. Выбрав главных персонажей, молодым людям можно отправляться в канун Рождества по домам. При этом, в группе ряженых могут присутствовать девушки и юноши. Щедровать ночь с 13 на 14 января могут только девочки. Они также ходят по домам, но без костюмов, и поют песни-щедровки, прославляя хозяев дома. В награду девочкам дают сладости, фрукты и монетки.
Новости страны Северной
После рождения Христа его связали именно с Рождеством, однако, традиция и значение остались прежними. Колядуют в Святой вечер, 6 января, а уже с утра 7 января поздравляют с Рождеством и поют рождественские песенки. Многие путают щедровки с колядками, а у этих коротеньких забавных песенок есть различие. Щедровать ходят под Старый новый год, 13 января, а колядуют — перед Рождеством, 6 января. Кстати, щедровать можно только мальчикам или молодым парням — считается, что именно мужчина, зашедший в дом, принесёт богатство и достаток. В отличие от щедрования 13 января и посевания на рассвете 14 января , когда при пожелании добра и достатка «сеют-посевают» крупу или зерно, во время колядования исполняют просто песенки-пожелания, а за свои старания колядующие получают угощения в виде конфет, печенья и монет.
К сожалению, на сегодняшний день многие не знают, как правильно колядовать в Святой вечер. В старину колядовать ходили, в основном молодые парни и мальчики: переодевшись в специальные костюмы, ходили от двора ко двору и пели веселые песенки-пожелания — колядки. Однако, взрослым также не возбранялось присоединяться к группе молодых людей. Как колядовать на Рождество 6 января В наше время традиция колядовать на Рождество всё также популярна, особенно в маленьких городках, деревнях и сёлах.
Таким образом этот праздник знаменует собой поворот, уход от всего старого, отжившего, и приход всего сильного, молодого и нового. Коляда — это очередное и вечное возвращение света, возрождение и торжество Солнца над Тьмою. После солнцеворота начинался длительный период празднеств и гуляний, продолжавшийся порядка 2 недель.
Вероятно, в древности каждый день был наполнен собственной обрядовой частью и смыслом, но сейчас эти знания утеряны и сохранилась лишь информация о достаточно продолжительном сроке гуляний колядкИ, святкИ, святочные гадания и проч. Поэтические воззрения славян на природу, Том 3. Максим Кулешов. Коляда Напрашивается вывод, что христианское Рождество не случайно день в день совпало с этой датой. По факту и там и там — это Рождение нового Бога, только раньше им считалось Солнце, а в христианстве образ стал персонифицированным, связанным с конкретным человеком. Именно поэтому католическое Рождество приходится в точности на эту дату, в то время как православное — в силу особенностей юлианского календаря, который в меньшей степени привязан к астрономическим явлениям, сместилось вперед на 7 января. Однако, по так называемому «старому стилю» православное Рождество по-прежнему отмечается 25 декабря.
То есть 7 января общегражданского григорианского календаря в церковной системе юлианский календарь «называется» « 25-м Кстати, в настоящее время 25 декабря православная церковь отмечает день Спиридона Тримифунтского, который в народе именовался Спиридон-солнцеворот. Как встречали канун праздника В преддверии празднования Коляды, славяне погружались в период подготовки, который не сопровождался громкими торжествами. Это было время для завершения всех начатых дел, погашения задолженностей и разрешения конфликтов. В более поздние времена эта идея завершения нашла отражение в дне Николая Чудотворца по народному — Никола зимний, приходившийся на 19 декабря , когда распродавались остатки лишнего хлеба, а старшие представители семей собирались на «никольщину» — своеобразные стариковские пиры-братчины. Эти традиции полностью укладываются в логику жизненного цикла Солнца и приходятся ровно на то время когда Солнце находится в самой «старой» своей ипостаси. Андрей Клименко. Предпраздничная ночь накануне Коляды была одной из самых мистических и страшных в году.
Засевали обычно только дети, которых щедро одаривали всевозможными сладостями. С тех пор этот обряд так сильно полюбился детям. Когда колядуют в России, какого числа? Не нужно путать колядование с рождествованием. Колядуют 6 января, а рождествуют 7. Многие колядуют 7 числа, думая, что это правильно.
Что касается традиции засевания, то её «перенесли» на 14 января, хотя это одна из древнейших традиций обряда колядования. Считается, что первым засевальщиком должен быть мужчина. Если первой в дом зайдет женщина — это не к добру. Как правильно колядовать Что такое колядки? Это песни славянских народов, которые поют в ночь перед Рождеством. Петь их следует с самого утра аж до ночи рождения Бога.
По традиции, для того, чтобы начать обряд колядования, нужно собрать минимум три человека. Песни трёх людей будут звучать громче, а значит, небеса лучше их услышат и одарят людей добром. В ряды колядующих могут входить не только дети, но и взрослые, как мужчины, так и женщины. Предводителем колядующих является звездарь. Звездарём называют человека, идущего впереди всех.
И только 25-го декабря начинается ощутимое прибавление светового дня. Именно эта символическая точка, когда свет как бы начинает возрождаться, т. Скорее всего именно в этот день в древности отмечали и сам Новый год не в марте и не в сентябре — это все уже поздние передвижения точки отсчета, не имеющие такого сакрально смысла. В этот день, когда светило поворачивалось от зимы к лету, и световой день начинал увеличиваться, наши предки восхваляли Коляду — молодого сына Даждьбога в образе младенца или крепкого юноши со светлыми волосами и мечом в руках. Этот божественный ребенок олицетворял молодое Солнце и символизировал начало нового годового цикла жизни.
Таким образом этот праздник знаменует собой поворот, уход от всего старого, отжившего, и приход всего сильного, молодого и нового. Коляда — это очередное и вечное возвращение света, возрождение и торжество Солнца над Тьмою. После солнцеворота начинался длительный период празднеств и гуляний, продолжавшийся порядка 2 недель. Вероятно, в древности каждый день был наполнен собственной обрядовой частью и смыслом, но сейчас эти знания утеряны и сохранилась лишь информация о достаточно продолжительном сроке гуляний колядкИ, святкИ, святочные гадания и проч. Поэтические воззрения славян на природу, Том 3. Максим Кулешов. Коляда Напрашивается вывод, что христианское Рождество не случайно день в день совпало с этой датой. По факту и там и там — это Рождение нового Бога, только раньше им считалось Солнце, а в христианстве образ стал персонифицированным, связанным с конкретным человеком. Именно поэтому католическое Рождество приходится в точности на эту дату, в то время как православное — в силу особенностей юлианского календаря, который в меньшей степени привязан к астрономическим явлениям, сместилось вперед на 7 января. Однако, по так называемому «старому стилю» православное Рождество по-прежнему отмечается 25 декабря.
То есть 7 января общегражданского григорианского календаря в церковной системе юлианский календарь «называется» « 25-м Кстати, в настоящее время 25 декабря православная церковь отмечает день Спиридона Тримифунтского, который в народе именовался Спиридон-солнцеворот. Как встречали канун праздника В преддверии празднования Коляды, славяне погружались в период подготовки, который не сопровождался громкими торжествами.
«Коляда, коляда, отворяй ворота!» — рассказываем, как правильно колядовать и какие колядки петь
Об этом как раз рассказывает мой собрат протоиерей Игорь Фомин. Есть традиция колядовать с вечера 6 до утра 7 января, но проблема в том, что с этим сложно совместить ночное богослужение в честь Праздника Рождества Христова. Рождественский Сочельник, 6 января, — это последний день Рождественского поста, в который мы и не едим до появления первой звезды, это время концентрированной молитвы и ожидания Праздника Рождества Христова. И, на мой взгляд, это совершенного не совместимо с посещением домов и пением песен, иногда сомнительного содержания. Чисто практически ради того, чтобы спокойно помолиться на ночном богослужении, днем и вечером намного полезнее отдохнуть, да и просто выспаться, чтобы были силы. Лично для меня обряд колядования вызывает серьезное неприятие и я не поддерживаю его совершение, тем более, 6 января.
В уникальных нарядах, с песнями-колядками и шестом, на вершине которого величественно располагается основной символ праздника, участники этого обряда направляются в дома. В языческие времена на шесте возводилось солнце, а после принятия христианства — звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду. В наше время встречать колядующих принято сладостями, выпечкой и фруктами.
Обычно перед Колядой праздновали и другой, не менее важный праздник — Карачун. Это был день, который символизировала окончание предыдущего года, после чего следовал новый цикл солнца, то есть новый год. День перед празднованием Коляды, называли первым Святочным вечером. Вообще Святочные вечера были отведены специально для гаданий и ворожбы. После первого вечера, люди праздновали Коляду, которая не относилась к Святкам. После праздника, следовало ещё пять вечером, когда гадания продолжались. В итоге, всего Святочных вечеров было ровно шесть, и они символизировали тёмную половину года, когда солнце теряет свою былую силу. Вслед за такими вечерами, приходили святые дни, которые знаменовали светлую половину года, те шесть месяцев, когда силы и энергия солнца были в самом зените. Самым важным ритуалом во время празднования Коляды — это было зажигание нового огня. Древние славяне гасили в поселении все существующие очаги огня. Это символизировало смерть старого солнца, и его цикла. В этот самый миг, землю окутывал мрак и злые силы как никогда становились сильнее. Необходимо было зажечь новый огонь, для того чтобы изгнать порождения Навьего мира обратно в их измерение. Новый огонь символизировал рождение нового, весеннего солнца, которое начинало набирать силы. В старину и вовсе на вершинах холмов, вокруг поселения разжигали огромные костры, которые должны были кольцом окружить деревню и не позволить тёмным силам проникнуть в неё извне. Существовал также обычай зажигать огромное колесо и поднимать его ввысь. Это было своего рода ритуалом рождения нового солнца. Древние славяне верили, что таким образом они помогают новому светилу подняться на небо. Так для наших предков начинался цикл нового года. Неотъемлемой частью празднования Коляды являлось ритуальное песнопение — Колядование. Оно сопутствовало всем Святочным вечерам, но наиважнейшую роль играло колядование накануне самого празднования Коляды. Сам обряд проходил следующим образом: люди, которые называли себя колядовщиками, выворачивали свою одежду и шубы наизнанку, таким образом они словно принимали образ выходцев из Навьего мира. Это считалось весьма страшным явлением, так, как духи умерших и прочие существа сумеречного мира являлись для живых людей непонятными, а всё что непонятно, то и страшно. Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды. В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти. Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах. Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков. Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор. Они должны были спеть особые, ритуальные песни. В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека. Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново. Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира. Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами. Обычно в роли таких даров выступали разные блюда. Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир». После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил. Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали. Вслед за колядованием, следовал не менее важный ритуал, который назывался сжиганием Бадняка. До восхода солнца, люди находили уже высохшее дерево, привязывали к нему множество пёстрых ленточек и кусков ткани. Затем это дерево срубали и не касаясь голыми руками, в рукавицах, или руками обмотанными рубахами относили это дерево к костру. Перед тем, как сжечь дерево, на нём рисовали рот, через который празднующие якобы кормили его и поили. Это можно расценить, как своего рода задабриванием мёртвых. Затем его сжигали, и ровно до тех пор, пока оно не догорало, было принято стучать по дереву. Считалось, что сколько искр вырвется из пламени, сгорающего Бадняка, столько удачи и радости придёт к празднующим людям в семью.
При этом, в группе ряженых могут присутствовать девушки и юноши. Щедровать ночь с 13 на 14 января могут только девочки. Они также ходят по домам, но без костюмов, и поют песни-щедровки, прославляя хозяев дома. В награду девочкам дают сладости, фрукты и монетки. Посевать 14 января могут только парни и мальчики. Нужно ходить по домам, поздравлять хозяев со Старым Новым годом и обсыпать их зерном. Молодежь ходит по домам вечером и ночью, а самым безопасным временем, когда можно колядовать детям, станет светлое время суток на протяжении двух недель после Сочельника, т. Чем угостить? Раньше хозяйкам нужно было основательно готовиться к Рождеству и Святочной неделе. В Сочельник праздничный стол в любом доме традиционно украшал обрядовый калач. Кроме того, из теста выпекались коврижки, пироги и печенья, имеющие форму домашних животных например, коровы или петуха. Печенья и булки, а также части обрядового калача отдавали в качестве вознаграждения колядующим. Нередко в дар преподносили: колбасы, сало и орехи. Сегодня в России надо встречать колядующих выпечкой, сладостями и фруктами. Можно отблагодарить и мелкими деньгами, главное не отпускать ряженых с пустыми руками, поскольку это считается плохой приметой и сулит семье бедность, неудачи. Во что верили наши предки?
Колядовать, щедровать, посевать: как правильно и когда?
По народным верованиям 14 января первым в дом должен войти мужчина, как ребенок, так и взрослый — это принесет достаток и счастье. Девушки счастья не принесут, поэтому традиционно засевают исключительно парни. Мужчины наполняют тканевые мешочки или рукавицу зерном: пшеницей, ячменем, рожью, рисом. Обычно посевать начинают с собственного дома, за что родители одаривали парней сладостями и деньгами.
Придя в дом, посевальщики должны у хозяев спросить разрешение проводить обряд. Обычно отказов никогда нет, так как посевальщик — всегда желанный гость. Зайдя в дом, они приветствует с Новым годом, засевают зерном квартиру и обсыпают хозяев.
Это действие сопровождается со словами: «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет!
Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи т. Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье. Святки на Руси. О традиции празднования святок Хулиганство, освященное традицией Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник.
Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью ячменную кашу с медом и изюмом , вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами. Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.
По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица. В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города.
Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила.
Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами ». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.
Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа».
Раньше отдельно колядовать могли ходить мужчины, девушки или дети — бывали и смешанные группы. Основные традиции колядования остаются неизменными и на сегодняшний день. Колядующие ходят от двора к двору и поют обрядовые песни, в которых прославляют Христа, желают хозяевам счастья, здоровья и богатства. На Руси и позже у традиции колядования была чёткая схема.
Сначала колядующие собирались в одном месте: определяли, кто будет ответственным за распределение полученных подарков и денег, назначали роли. Затем шумной компанией все отправлялись ходить по домам. Шествие было шумным: колядующие пели, кричали, звонили в колокольчики, танцевали. Подойдя ко двору, колядующие звали хозяина. Когда хозяин выходил, предводитель компании спрашивал, можно ли колядовать и уточнял, дадут ли колядующим подарки. Угощение и деньги могли вручить во дворе или пригласить всех в дом. Если компания получала приглашение к столу, то в обязательном порядке нужно было исполнить колядку для каждого домочадца.
По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии в XIV-XV вв. В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература.
История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день. Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху — коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» — девицу, приносящую счастье от празднования в этот день церковью св.
В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. Все эти слова происходят от одного — усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz — рассветать, auzra, — утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года Даль. Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями. В одной песне на вопрос: «Кому ж, кому ехать по мосточку? При этом песни добавляют, что он т. Овсень поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым золотым поросенком».
Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца сказочная «свинка — золотая щетинка» , то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год. Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники.
Рождество Христово и Святки в 2025 году
Коляда, коляда, Накануне Рождества! Ходить по домам можно после первой звезды в Сочельник, т. е. с 6-го на 7-е января и до Крещения (19.01). Но перед тем как колядовать, надо разобраться когда ходить колядовать, когда щедровать и, вообще, как правильно это делать. 1 Когда начинаются Колядки в 2024 году. В гуляньях или колядках в ночь перед Рождеством участвуют чаще всего молодые люди, которые надевают нарядные красочные костюмы и ходят по домам. Колядующие поют веселые песни под окнами соседей и просят вкусное угощение или пару монеток.