Новости когда и где умер пушкин

О том, где будет могила Пушкина после его смерти, стало заботиться государство.

Когда родился Пушкин и умер? Где?

Ровно 185 лет назад в своей квартире на набережной Мойки скончался самый великий поэт России Александр Пушкин. Александр Пушкин скончался от сильной потери крови, осложненной начавшимся от пулевого ранения некрозом. О том, где будет могила Пушкина после его смерти, стало заботиться государство. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году и прожил 38 лет – он погиб в 1837 году, когда его ранил в дуэли Дантес. Дом Пушкина на Мойке, где прошли последние дни его жизни. Доктор, обследовавший рану, по просьбе Пушкина сказал ему печальную правду: рана смертельна, и он скоро умрет. А потом мы попадаем в комнаты, где жил Пушкин, Гончарова, её сёстры, дети Пушкина, его кабинет, где он и умер.

Выставка к 225-летию со дня рождения Пушкина открылась в Изборске

В Петербурге отмечают 185-ю годовщину со дня гибели Пушкина - Год Литературы 10 февраля (29 января по ) 1837 года, 181 год назад, скончался величайший русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
Пушкин. На берегах Невы В юности Пушкин не бывал в этих краях, и впервые посетил родовое имение своей семьи только в 1817 году.

Александр Пушкин

Двое последних из упомянутых товарищей по учебе стали декабристами и были осуждены. Сам поэт, которого они справедливо считали достоянием России, за эпиграммы в адрес Александра I чудом избежал их участи. Государственная служба В 1817 году Пушкин был выпущен из Лицея, получив в свидетельстве превосходную оценку своих знаний по истории, классической литературе, поэтического искусства, теории художественного перевода, словесности… и весьма скромные баллы по математике, географии и статистике. В чине коллежского секретаря молодой человек поступил на госслужбу в Иностранную коллегию Российской империи.

Александр Пушкин в молодости Но карьера чиновника мало интересовала Александра Пушкина. После долгого пребывания в закрытом учебном заведении со строгими правилами его влекла шумная суета столичной жизни, попойки в компании молодого офицерства, карты, сердечные увлечения. Он посещал театры, светские салоны и литературные кружки, печатался в журналах, писал политические умеренно-либеральные стихи «Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву» , работал над поэмой «Руслан и Людмила».

В тайные общества не вступал. Однако его перу приписывалось множество ходивших среди офицерства эпиграмм против Аракчеева и Александра I. В ссылке он сочинил стихи «Кокетке», «Черная шаль», «Демон», работал над «Бахчисарайским фонтаном», «Гавриилиадой», начал сочинять «Евгения Онегина» и пр.

Пушкин у Чёрного моря В 1824 году из-за разногласий с начальством светоч русской поэзии был уволен со службы и сослан в родовое имение Михайловское. Два последующих года деревенской жизни были временем его усиленного творчества. Восстание 14 декабря 1825 года В январе 1825 года к нему приезжал приятель Пущин, познакомил его с комедией Грибоедова «Горе от ума», рассказал о тайном обществе.

Доподлинно неизвестно, был ли поэт посвящен в планы друзей о готовящемся в декабре восстании. Историки полагают, что Пушкину намеренно не сообщили точной даты, чтобы исключить возможность участия и сохранить его жизнь для России. В их поддержку он написал и передал в Сибирь послание «Во глубине сибирских руд...

Возвращение В 1826 году взошедший на престол Николай I позволил опальному гению вернуться из ссылки. В день прибытия в Москву Александр Сергеевич был удостоен личной аудиенции самодержца, обещавшего ему покровительство и освобождение от цензуры, но с условием, что все сочинения поэта будут публиковаться или читаться только с его императорского разрешения. Александр Пушкин и Николай I В этот период поэт начал писать роман «Арап Петра Великого», продолжил работу над «Евгением Онегиным», написал «Полтаву», читал на собраниях литературных кружков свои произведения, включая главы из «Бориса Годунова».

Публика вначале восторженно встречала поэта, однако вскоре все изменилось. Пушкин получил выговор от властей за то, что осмелился знакомить общество с драмой, не просмотренной государем. Так «Борис Годунов» оказался под запретом.

Затем поэму «Полтава», высоко оцененную Жуковским, Вяземским и Дельвигом, читатели приняли критически.

Александр Сергеевич родился в семье помещиков. Пушкин прожил 37 лет. У поэта была короткая, но необычайно яркая жизнь. В 1837 жизненный путь Пушкина оборвался.

В Кишинёве чуть не случилась дуэль с французом, а после — с офицером Зубовым и румынским аристократом. Как-то раз популярного среди кишинёвских дам Пушкина вызвал стреляться ревнивый супруг — местный помещик застукал свою жену на свидании с поэтом. Помог Инзов: повесу посадили под домашний арест, а ревнивому мужу рекомендовали отправиться за границу. Людмила Инглези стала единственным серьёзным увлечением Пушкина в Кишинёве, и она отвечала поэту взаимностью. Александр Сергеевтч в Бессарабии своими дуэлями и дурачествами оправдывал каламбур Вяземского — Бес-Арабский. При всей кажущейся беспечности и кутежах жизнь поэта на юге с точки зрения творчества была крайне плодотворной. Он написал около сотни стихотворений, четыре поэмы, начал самое крупное своё произведение — «Евгения Онегина». Вяземский стал издателем «Бахчисарайского фонтана» и одним из героев «Евгения Онегина». Весной 1823 году Пушкин уехал в Одессу. Новым управляющим Новороссии и Бессарабии назначили графа Михаила Воронцова, избравшего Одессу своей резиденцией. В штат к графу перевели Пушкина. Воронцов оказался полной противоположностью Инзова и тонкой душевной организации поэта не оценил. Пушкину было назначено скромное жалование, жить — в отеле, а обедать — где придётся. Копились долги, в том числе и карточные. Но вскоре дела наладились — Пушкин получил гонорар от публикации «Бахчисарайского фонтана» и стал первым русским писателем, способным жить на заработки от работы пером. Воронцов видел в поэте в первую очередь подчинённого. Между графом и Пушкиным сложилась открытая неприязнь, а местами даже прямая вражда. Ухудшало положение ещё и то, что жена графа Елизавета Ксаверьевна увлеклась Пушкиным. Воронцов стал писать жалобы в Петербург, поэт же сочинял про графа едкие эпиграммы. Елизавета Воронцова. В мае просьба о переводе была удовлетворена — поэта отправили в Псковскую губернию с лишением чиновничьей должности. Являлся противником революционных движений в Европе и стоял за созданием консервативного Священного союза с Австрией и Пруссией, целью которого было поддержание решений Венского конгресса 1915 года.

К нему приехал лейб-медик царя Николая I, доктор Николай Арендт. Он сообщил Пушкину, что рана его смертельна. Пуля, выпущенная Дантесом , перебила бедренную вену, раздробила крестец и, глубоко войдя в живот, осталась там. Возможно, современные медики спасли бы Пушкина. Но в то время врачам не хватало знаний и медицинского оборудования. Александр Сергеевич скончался 10 февраля, спустя два дня после дуэли. Перед смертью Пушкин писал записки Николаю I. Их передавали два выдающихся человека: поэт Василий Жуковский , который на тот момент был воспитателем будущего императора Александра II, и Николай Арендт. Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли, за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Чтобы исполнить христианскую традицию, Пушкин попросил позвать к нему первого, ближайшего священника. Им оказался отец Петр из Конюшенной церкви. И Вы можете мне не верить, хотя на что мне обманывать, но я скажу, что для себя самого желал бы такой исповеди перед смертью, какую он имел» Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта», — рассказывал Жуковский. Как хоронили Александра Пушкина Известие о смертельном ранении поэта распространилось по городу. Люди толпами шли к дому на Мойке. Экипажи заполнили все пространство до Певческого моста. Народу было так много, что друзья Пушкина не могли протиснуться к нему.

Sorry, your request has been denied.

В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. Последние часы — Пушкин перед смертью «Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным. 180 лет назад в результате смертельного ранения, полученного на дуэли, скончался поэт Александр Пушкин.

«Солнце русской поэзии» в ссылке

В конце 1825 — начале 1826 гг. Пушкин завершает пятую и шестую главы романа «Евгений Онегин», которые в то время ему представляются как окончание первой части произведения. В последние дни Михайловской ссылки поэт пишет стихотворение «Пророк». После ссылки[ ] В ночь с 3 на 4 сентября 1826 в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император, Николай I. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры.

Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкин интерес к личности Петра I, царя-преобразователя. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, и новой поэмы «Полтава». Не заводя собственного дома, Пушкин останавливается в Москве и Петербурге ненадолго, мечется между ними, иногда заезжая в Михайловское, рвётся то на театр военных действий с началом турецкой кампании 1828, то в китайское посольство; самовольно уезжает на Кавказ в 1829. К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведёт к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряжённый интерес к смерти.

В 1827 началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» написанного ещё в Михайловском в 1825 г. Дела эти были по высочайшему повелению прекращены после объяснений Пушкина, но за поэтом был учреждён негласный полицейский надзор. Болдино[ ] Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 повторное его сватание к Наталье Николаевне Гончаровой, 18-летней московской красавице, было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» «Повести Белкина», «Опыт драматических изучений» «Маленькие трагедии» , последние главы « Евгения Онегина », «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.

Файл:Pushkin Goncharova Arbat 2005. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830. Уже в 1821 он сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью.

Гончаровой, весной того же года переселяется с женой в Петербург, сняв на лето дачу в Царском Селе. Здесь Пушкин пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который стал его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни. Новое восприятие действительности, наметившееся в творчестве Пушкин в конце 20-х годов, требовало углублённых занятий историей: в ней следовало найти истоки коренных вопросов современности. В 1831 он получает разрешение работать в архивах и зачисляется вновь на службу в качестве «историографа», получив высочайшее задание написать «Историю Петра». Холерные бунты, ужасные по своей жестокости, и польские события, поставившие Россию на грань войны с Европой, представляются поэту угрозой российской государственности.

Сильная власть в этих условиях кажется ему залогом спасения России — этой идеей вдохновлены его стихотворения «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина»: последние два вместе со стихотворением В.

На выставке можно увидеть копии архивных документов, рассказывающие о предках А. Пушкина, и макет генеалогического древа рода Ганнибалов. Фото: музей-заповедник «Изборск» Также здесь представлены материалы о пребывании поэта в Псковской губернии и его окружении во время его ссылки, императорские указы, формулярные списки, ревизские сказки, метрические книги, письма, а также документы о предании тела А.

Пушкина земле в Святогорском монастыре.

Сумарокова , Д. Фонвизина , Г. Державина, И. Дмитриева, И.

Он хорошо ориентировался в литературном процессе в России с середины 18 в. Шишкова Н. Карамзину, «Арзамаса» «Беседе любителей русского слова» — одна из тем лицейской лирики Пушкина, избравшего амплуа убеждённого последователя Карамзина, которое запечатлено в эпиграмме 1815 г. Основные темы ранней лицейской лирики — любовь, вино, дружба, поэзия. Первое опубликованное стихотворение — «К другу стихотворцу» Вестник Европы.

Во 2-й половине 1810-х гг. Характерны эксперименты с поэтикой русской оды : ориентированные на этот жанр лицейские стихотворения осложнены ассоциациями с элегией «Воспоминания в Царском Селе», 1814, опубликована в 1815 , балладой «Наполеон на Эльбе», 1815 , посланием прямое обращение к адресату в стихотворениях «Принцу Оранскому», 1816, опубликовано в 1841 и в меньшей степени с топикой идиллии тема детства в «Воспоминаниях в Царском Селе» и в оде «На возвращение Государя Императора из Парижа в 1815 году», 1815, опубликована в 1817. Незавершёнными остались лицейские поэмы: «антиклерикальная» вольтерьянская «Монах», 1813, опубликована в 1928—1929 и «богатырская» «Бова», 1814, опубликована с цензурной правкой в 1841, полностью — в 1899. Пушкин поступил в Санкт-Петербурге на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря ; энергично включился в литературную жизнь. Если в лицее он выступал против литераторов архаического направления на стороне последователей Н.

Карамзина, объединившихся в «Арзамасе», то, формально вступив в это общество, стал постоянным посетителем вечеров прежде осмеивавшегося им князя А. Шаховского и проявил интерес к творчеству П. Катенина , чуждых «арзамасцам». Эта явная непоследовательность оказалась плодотворной: в творчестве Пушкина сформировалась система литературных приёмов, основанная на парадоксальном сближении разнородного жизненного материала и принципиально разных литературных традиций. На мировоззрение Пушкина в 1817—1820 гг.

Тургенев и П. Чаадаев : первый старался приобщить его к идеям европейского либерализма, второй разъяснял необходимость интеллектуальной независимости. В Петербурге продолжилось его общение с Н. В феврале 1818 г. Пушкин прочитал первые 8 томов «Истории государства Российского»; в «Отрывках из писем, мыслях и замечаниях» 1828 он называл труд Карамзина «созданием великого писателя» и «подвигом честного человека», а позднее посвятил его «драгоценной для россиян памяти» трагедию «Борис Годунов» 1-я редакция 1824—1825, 2-я редакция 1829, опубликована в 1830, на титульном листе 1831 как «труд, гением его вдохновенный».

Основное произведение Пушкина этого периода — поэма «Руслан и Людмила» 1817—1820, опубликована в 1820; 2-е издание, исправленное, с прозаическим предисловием и стихотворным вступлением «У Лукоморья дуб зелёный…», — в 1828 , в которой лёгкость слога сочеталась со знанием русского фольклора, истории, традиций русской былины и западноевропейских рыцарских романов. Оригинальность построения поэмы состояла в резких переходах от отступлений и описаний к сюжетной динамике, в насыщенности литературно-полемическими подтекстами, имевшими пародийный оттенок. В состав поэмы вошла, в частности, пародия на «Двенадцать спящих дев» 1817 В. Жуковского, который не без скрытой иронии надписал Пушкину свой портрет: «Победителю-ученику от побеждённого учителя…». Особое место в лирике этого времени занимали политические стихотворения, как не противоречившие государственной идеологии и политике «Деревня», 1819, опубликовано в 1826 , так и принципиально несовместимые с ними.

Так, «Сказки Noёl » 1818, опубликованы в 1856 представляют собой сатирическую стилизацию французской рождественской песенки с нарочито легкомысленном упоминанием о Спасителе, а в оде «Вольность» 1817 или начало 1819, опубликована в 1856 рассказывается об истинных обстоятельствах убийства Павла I, что могло восприниматься как обвинение Александра I во лжи официальная версия гласила, что Павел I скончался от апоплексического удара , и в обращении к «царям» разъясняется, что единственной надёжной «стражей трона» являются «народов вольность и покой». В апреле 1820 г. Александр I поручил графу М. Милорадовичу начать следствие о возмутительных стихах. Тот потребовал у поэта предоставить ему рукописи, на что Пушкин заявил, что все они им сожжены, но выразил готовность написать стихи по памяти.

Растроганный его благородством, граф отпустил поэта, объявив прощение от имени государя. Однако Александр I настаивал на наказании поэта: в качестве одного из вариантов решения его судьбы рассматривалось заточение в Соловецкий монастырь. Но благодаря хлопотам П. Чаадаева, Н. Гнедича , Н.

Карамзина император распорядился о переводе в Кишинёв, в канцелярию И. Инзова , приказав «снарядить Пушкина в дорогу, выдать ему прогоны и, с соответствующим чином и с соблюдением возможной благовидности, отправить его на службу на юг» Пушкин в воспоминаниях современников. Итоги петербургской жизни были неутешительны: репутация в обществе и в правительственных кругах была подорвана; даже деятели тайных обществ, живо интересовавших Пушкина, не приняли его к себе, опасаясь его неблагоразумия, «подвижного и пылкого нрава» Пущин И. На Юге России 1820—1824 Поездка к новому месту службы позволила А. Пушкину увидеть Россию в её культурной сложности, протяжённости, насыщенности историческими воспоминаниями.

Затем, с разрешения Инзова, отправился с семейством Н. Впечатления, полученные поэтом в Екатеринославе, на Кавказе и в Крыму, отразились в его поэмах «Кавказский пленник» 1820—1821, начата в Гурзуфе; опубликована в 1822 , «Братья разбойники» 1822, опубликована в 1825 , «Бахчисарайский фонтан» 1821—1823, опубликована в 1824 , в «романе в стихах» «Евгений Онегин» , в лирических стихотворениях «Погасло дневное светило» 1820 , «Чаадаеву» 1824 , «Фонтану Бахчисарайского дворца» 1824 , в «Отрывке из письма к Д. В Кишинёве проводил время в обществе М. Орлова , несколько раз общался с П. Пестелем , установил приятельские отношения с В.

Раевским стихотворения «Ты прав, мой друг, напрасно я презрел... Липранди прототип Сильвио в повести «Выстрел», 1830. Пушкин был принят в масонскую ложу «Овидий» [прекратила работу 9 21 декабря 1821], но не принимал в ней деятельного участия. Его единственное произведение, с уверенностью интерпретируемое как масонское, — послание «Генералу Пущину» 1821, опубликовано в 1874 , подчёркнуто риторическое и патетическое, допускает возможность иронического прочтения: И скоро, скоро смолкнет брань Средь рабского народа, Ты молоток возьмёшь во длань И воззовёшь: свобода! Хвалю тебя, о верный брат!

О каменщик почтенный! О Кишинёв, о тёмный град! Ликуй, им просвещённый! В лирике Пушкина этого времени «высокие» религиозно-мистические темы становятся частью картины мира поэта, опирающейся на «вольтерьянство», эпатаж и культуру светского острословия: «Христос воскрес, моя Ревекка!.. Вигелю , 1823.

Автопортрет в монашеском клобуке. Высшей точкой развития этой тенденции стала кощунственная «Гавриилиада» 1821, опубликована в 1853 частично; в 1861 полностью; впервые в России полностью — в 1918 , в которой осмеиваются Благовещение Пресвятой Бородицы и догматы о Непорочном зачатии и Святой Троице. Примечательно, что в поэме «Бахчисарайский фонтан» 1823, опубликована в 1824 , начатой одновременно с «Гавриилиадой», тема христианства представлена как высокая и значительная. Так обнаружились два полюса в мировидении Пушкина, а вместе с тем наметилось направление духовного развития — от Вольтера и вольтерьянства к примирению с Богом и церковью. Любовная лирика Пушкина южного периода сочетала демонстрацию интимности пылких чувств с умолчаниями и недосказанностями, граничившими с мистификацией: до сих пор в популярной литературе обсуждается не находящий документальных подтверждений миф о «потаённой любви» Пушкина и кандидатуры на роль его главной героини как правило, называются имена Е.

Воронцовой, М. Раевской, А. Ризнич и К. На юге России Пушкин увлёкся творчеством Дж. Байрона , отчасти в подражание ему были созданы поэмы «Кавказский пленник» 1820—1821, опубликована в 1822 , «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы» 1824, отдельное издание 1827 — с их местным колоритом, лаконизмом повествования, отступлениями, намёками, умолчаниями и страстями.

Герои поэм не верили в достижимость счастья, не умели и не хотели примириться с несовершенством мира, не понимали своего предназначения, искали и не находили свободы. Байронизмом отмечены некоторые лирические стихотворения «Погасло дневное светило…»; «К морю», 1824, опубликовано в 1825, частично; в 1858 полностью и в меньшей степени «Евгений Онегин». Южные поэмы Пушкина вызвали волну подражаний подробнее см. Байрон и Пушкин. Ленинград, 1924.

В июле 1823 г. Пушкин был переведён в Одессу в канцелярию М. В духовной биографии Пушкина этот год оказался переломным. Неудачи революций в Греции и Италии он воспринял как предвестие окончательного торжества охранительной идеологии Священного союза , а среда декабристов открылась ему не столько героикой подвига и самопожертвования, сколько претенциозным пустословием и борьбой за лидерство. Пестель, ни генерал М.

Орлов не казались поэту людьми, с которыми можно было бы связать надежды на светлое будущее отечества, как и начальник штаба 2-й армии генерал П. Киселёв , совмещавший демонстрацию либерализма с прагматизмом во всём, что касалось его карьеры, и энергично поддержавший следствие по делу В. В послании «К морю» Пушкин представил революционное «просвещенье» и тиранию как две равно неприемлемые возможности: Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран.

Те же воззрения обнаруживаются в послании Вяземскому 1825, опубликовано в 1874 , в отрывке «Из Пиндемонти» «Не дорого ценю я громкие права…», 1836 : Зависеть от царя, зависеть от народа Не все ли нам равно? В одесском обществе Пушкин имел некоторый успех здесь уже прочли поэму «Кавказский пленник» , но более или менее демонстративно им пренебрегал, не останавливаясь перед эпатажем. В 1823 г. Фабула «романа в стихах» развёртывается в исключительно сложном пространстве отступлений, прямо или косвенно характеризующих современный Пушкину светский, усадебный, частный дворянский быт, а также историю русской и европейских литератур. Летом 1824 г.

Пушкин был отставлен от службы и выслан под надзор в имение своего отца — село Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии ныне Пушкинский заповедник. В числе причин этого решения обычно называются его увлечение женой Воронцова Елизаветой Ксаверьевной 1792—1880 , которой посвящены стихотворения «Сожжённое письмо» 1825, опубликовано в 1826 и «Храни меня, мой талисман... В Михайловском 1824—1826 В Михайловском, куда Пушкин приехал 9 21 августа 1824 г. Встреча с семьёй, обеспокоенной известием о высылке Пушкина из Одессы, оказалась омрачена ссорой с отцом, после которой поэт остался в родовом имении в одиночестве. В числе его немногочисленных знакомых в это время — настоятель Святогорского Успенского монастыря Иона 1759 — около 1827; предположительно, прототип Пимена в «Борисе Годунове» , священник храма Воскресения Христова в селе Воронич Илларион Раевский 1786—1858 , в котором 7 19 апреля 1825 г.

Пушкин заказал «обедню за упокой души» Байрона, а также архиепископ Псковский Евгений Казанцев , упоминание о встрече с которым содержится в рассказе неизвестного лица, зафиксированном П. Бартеневым в 1851—1860 гг. Общался Пушкин и с митрополитом Евгением Болховитиновым , его нелицеприятный отзыв о поэте содержится в письме к И. Снегирёву от 15 февраля 1837 г. Он был хороший стихотворец; но худой сын, родственник и гражданин.

Я его знал во Пскове, где его фамилия» Снегирёв И. Старина Русской земли. Санкт-Петербург, 1871. Михайловское уединение скрашивали частые поездки в соседнее Тригорское, имение семьи Осиповых-Вульф ныне музей-усадьба в составе Пушкинского заповедника. Осиповой 1781—1859 Пушкин посвятил «Подражания Корану» 1824, опубликовано в 1826 и стихотворения «Простите, верные дубравы...

Её дочери, Е. Автопортрет и три женских профиля. Деревенская жизнь пробудила у А. Пушкина интерес к русскому фольклору, однако в большей мере его досуг заполнило чтение Библии, сочинений по русской истории, произведений У. Шекспира и И.

Гёте , с которым поэт вступил в своеобразное творческое состязание в «Подражаниях Корану».

После такого уже Дантес не мог не вызвать свояка на дуэль. Коллективный враг Эксперты уверены, что конфликт искусственно подогревали те, кто давно точил зуб на поэта. Своими острыми эпиграммами он разозлил многих влиятельных людей. Достаточно вспомнить министра народного просвещения Сергея Уварова, вокруг которого собирался кружок обиженных поэтом», — рассказал Сергей Некрасов.

Сергею Уварову действительно было, за что обижаться на Александра Пушкина. Светский Петербург охотно смеялся над эпиграммой про князя Михаила Дондукова-Корсакова, который получил пост вице-президента Академии наук только благодаря сексуальным связям с Уваровым. Это же доказывает и чрезвычайно мягкий приговор, который получил Дантес. Военный суд первой инстанции приговорил его к повешению, однако вскоре приговор был пересмотрен. Дантеса просто лишили всех чинов и выдворили за границу вместе с супругой, и он вернулся во Францию.

В частности, он добился того, чтобы суд учел иностранное происхождение Дантеса. Кроме того, у Пушкина были очень влиятельные враги», — напомнила Наталья Цветова. Судьба Жоржа Шарля Дантеса сложилась весьма благополучно. Первые пять лет после выдворения из России он прожил в доме своего биологического отца в Сульсе. Екатерина Гончарова родила ему трех детей и умерла в 1843 году.

В деньгах семья не нуждалась. После он отправился к Австрийскому двору, однако правительство тогда возглавлял Карл Людвиг Фикельмон, семья которого была очень дружна с Пушкиным, и француза встретили холодно. Тогда Дантес решает строить карьеру на Родине, и у него получается: сменив множество должностей, он умер в статусе пожизненного сенатора.

Главная навигация

  • «Из одной крайности в другую»
  • Как хоронили Пушкина
  • День памяти А.С. Пушкина в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
  • Александр Пушкин
  • Как умер Пушкин? Когда умер Пушкин?
  • Дуэль А. С. Пушкина. Неразгаданная тайна (Александр Бастрыкин) / Проза.ру

Александр Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Многие убеждены, что поэт сам вызвал Дантеса на дуэль, однако это не совсем так. Пушкин и правда первым бросал французу перчатку — причиной стала ревность. Тот якобы начал ухаживать за женой поэта и распространять о Наталье грязные слухи. Но поединок не состоялся благодаря стараниям друзей поэта. Спустя какое-то время Пушкин, затаивший на Дантеса обиду, отправил письмо его приемному отцу, барону Геккерну. В своем послании Александр Сергеевич рассказал о похождениях Жоржа, не поскупившись на оскорбления. Опозоренный француз пришел в ярость и сам вызвал Пушкина на дуэль, ставшую роковой. Неприятели назначили встречу 8 февраля 1837 года у Черной речки, недалеко от Комендантского поселка под Санкт-Петербургом.

Смерть величайшего поэта Есть версия, что Дантес не хотел убивать Пушкина. По словам историков, француз стрелял первым, не дойдя одного шага до барьера, и целился в ногу противнику. Но пуля попала поэту в живот, задев шейку бедра. Раненого Пушкина везли до дома больше двух часов, он потерял много крови. Пулю так и не смогли извлечь, она осталась в позвоночнике, что неминуемо вело к смерти. Врачи два дня боролись за жизнь Александра Сергеевича, но все было тщетно. Пушкина похоронили в Святогорском монастыре, а проститься с ним, по разным данным, пришло от 10 до 50 тысяч человек.

Из года в год поклонники поэта, ценители русской культуры, приходят сюда, чтобы почтить его память. Успенский собор и находящиеся рядом монастырские постройки сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. За это время могила Пушкина пришла в запустение и сильно обветшала. Реставраторам пришлось сильно потрудиться, чтобы восстановить памятник истории. Работы длились восемь лет и были завершены в 1953 году. В таком виде могила Александра Сергеевича сохранилась до наших дней. Традиции в День памяти Пушкина В День памяти Пушкина во многих городах России традиционно проходят мероприятия, выставки, экскурсии, посвященные творчеству поэта.

Поэтому, уже находясь на смертном одре, поэт через Арендта по другим данным — через В. Жуковского передал императору прошение о помиловании для Данзаса. Несмотря на то, что Николай I считал Пушкина «вождем вольнодумцев», его так растрогало предсмертное послание поэта, что он ответил: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Царь сдержал свое обещание: в частности, распорядился выдать Наталье Николаевне и детям из казны единовременно 10 000 рублей, оплатить долги Пушкиных, назначить вдове и дочерям пенсион, а сыновей отдать в пажи, выделив каждому из них по 1500 рублей. Этим дело не ограничилось: монарх приказал издать за казенный счет собрание сочинений Пушкина, а весь доход от продажи отдать семье.

Правда, опять же по инициативе императора, похороны поэта были устроены более чем скромно. Отпевание состоялось в Конюшенной церкви в ночь с 31 января на 1 февраля. Присутствовали на нем лишь близкие, друзья Пушкина и члены иностранных миссий. Панихида проходила под присмотром жандармов. Очевидно, Николай I опасался беспорядков. Что же касается Геккерна и Дантеса, то им было велено в кратчайшие сроки покинуть Петербург, что они и сделали.

В кабинете поэта-собрание из 4 тыс. Пушкин написал знаменитую "Капитанскую дочку" и начал набрасывать заметки к " Истории Петра Великого". На столе по-прежнему стоит чернильница с пером и арапчонком. На камине стоят остановленные в минуту смерти часы, отныне они всегда будут показывать 14ч 45 минут. Здесь же висит обагренный кровью жилет, надетый Пушкиным в роковое утро. В этой комнате находится маска, снятая с лица поэта после кончины, и медальон, хранящий прядь курчавых волос поэта.

Кроме личных вещей, в основном принадлежавших Наталье Николаевне, на полке стоит рисунок, набросанный быстрой рукой поэта: его друзья декабристы, Рылеев и Кюхельбекер, 25 декабря 1825г. Среди прочих портретов семьи Пушкина много рисунков детей.

Пушкин, приятно удивившись, что завхоз не чужд изящной словесности, мигом свел его со Смирдиным, но перевод был очень тяжеловесный, и Смирдин отказался. Но Пушкин всё-таки хотел помочь в том числе - материально небогатому пожилому человеку, - и поэма вышла у другого издателя, без указания имени переводчика, но с указанием на обложке: "Издал А. Сенковский в своей "Библиотеке для чтения" сделал вид, что не понимает разницу между "издать" и "перевести", и разругал перевод как пушкинский, а потом еще делано удивился - ах, зачем же Пушкин "одолжил свое имя"! Одолжил бы лучше денег. А Пушкин со своей стороны сделал вид, что не понимает, как так можно было смешать: "Обвинение несправедливое: печатать чужие произведения, с согласия или по просьбе автора, до сих пор никому не воспрещалось. Это называется издавать; слово ясно; по крайней мере до сих пор другого не придумано", - оправдывался он в первой книге своего "Современника". Можно сказать, что подобно тому, как больше десяти лет назад, подав жалобу на перепечатку "Кавказского пленника" без его ведома, он создал прецедент в области защиты авторского права в России, сейчас он выступил новатором в том, что касается брендирования.

Но выступил вообще-то не очень удачно. Не говоря уж про то, что совершенно бескорыстно! И поэтому заметка в "Современнике" заканчивается так: "Жалеем, что искреннее желание ему [переводчику] услужить могло подать повод к намекам, столь оскорбительным". В общем, если бы Хлюстин всё это знал, он бы, как благовоспитанный человек, конечно, не стал в доме у Пушкина эту тему поднимать и уж тем более пересказывать слова Сенковского об "обмане публики". Для него это была просто еще одна малозначащая светская тема. Не то для Пушкина. Он так завелся, что Хлюстин и его спутник Григорий Небольсин сочли за лучшее немедленно откланяться. И уже в дверях хозяин заявил гостю, что так этого не оставит. Наутро Хлюстин - отставной офицер, между прочим, - послал Пушкину письмо с простым вопросом: "Ну и?

Что он и сделал за три-четыре дня. Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли, хранящийся в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Она-то и дает понимание о причине такой горячности 35-летнего отца троих на тот момент детей. Дело в том, что Репнин-Волконский и Уваров [Сергей Семенович, русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения в 1833-1849 гг. И издевательская "Ода на выздоровление Лукулла", [написанная Пушкиным и] бьющая в Уварова, формально к нему тоже могла относиться. Сам Николай Григорьевич, в отличие от свояка, никаких поводов заподозрить себя в неуместной спешке при дележе наследства еще не умершего богатого родственника жены не давал - но счел сатиру вмешательством в чужие семейные дела, о чем, видимо, несколько раз обмолвился при посторонних.

«ВСЕ МОИ СТИХИ ЧИТАЮТ, НО НИКТО НЕ МОЛИТСЯ ЗА МЕНЯ» ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ ПУШКИНА

По этому проекту у Черной речки был воздвигнут высокий гранитный обелиск, увенчанный овальным бронзовым медальоном с профильным портретом Пушкина работы М. Специалист по изучению памятников Пушкину А. Гдалин в 2001 году утверждал, что «сведений о других участниках этого конкурса разыскать пока не удалось». Пушкин с утра идут приготовления к открытию памятника—обелиска.

К 11 утра на пьедестале обелиска закончена вырезка надписи... Утром с обелиска были сняты леса и надет чехол. Ступени обелиска и площадка вокруг него очищаются от снега.

Открытие намечено на 3 часа дня. В 12 часов к историческому месту явилась экскурсия детей 13-го детского сада». Митинг в честь открытия обелиска на месте дуэли А.

Во время Великой Отечественной войны обелиск был поврежден осколками снарядов и отреставрирован в 1949 году гранитчиками завода «Монументскульптура». В последующие годы реставрационные работы проводились по мере необходимости. В 1963 году оформление мемориального комплекса завершилось установкой двух гранитных стел, возведенных по проекту архитектора А.

Лапирова перед обелиском. На одной из них помещена надпись: «Здесь на Черной речке 27 января 8 февраля 1837 года великий русский поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли». На другой начертаны строки М.

Лермонтова: Погиб поэт! Барельеф работы М. Место дуэли Пушкина на Черной речке.

Пушкина поступила металлическая шкатулка, внутри которой заключена земля, взятая на месте дуэли Пушкина — в бывшей Коломяжской роще близ Черной речки. Даритель шкатулки — П. Юрьевич — рассказал, что земля была взята на глубине 70 см, где в 1837 году, по его расчетам, находился верхний земельный слой.

Шкатулка выполнена из алюминия и с любовью украшена плакетками с изображением А. Пушкина, С. Есенина, А.

Чехова и значками 1960-х годов, на которых представлены памятники Пушкину на площади Искусств, И. На крышке шкатулки прикреплены значки с портретами А. Радищева, Н.

Гоголя, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Т.

Шевченко, М.

Наумов, 1884 г. Фото: ru. Племянник Фёдора Толстого, сосед Гончаровых по имению, Семен Хлюстин, тоже 11-ю годами моложе Пушкина, будучи в первых числах февраля у него в гостях кстати, они виделись не первый раз - а в Полотняном Заводе Хлюстин даже немножко присматривался к Екатерине Гончаровой , имел неосторожность заговорить о литературе. Ну как - неосторожность? Понятно, что Пушкин кого угодно наведет на мысли о литературе. Беда в том, что получивший французское воспитание богач ни черта в русской литературе не смыслил. И представить себе не мог, что, пересказывая отзыв Сенковского о переводе "Вастолы", он совершает чудовищную бестактность.

История такая: в пушкинские времена в Лицее служил в завхозах некто Ефим Люценко. Через двадцать лет он обратился к знаменитому лицеисту, которого помнил мальчишкой, с просьбой посодействовать в публикации своего перевода поэмы Кристофа Виланда "Вастола". Пушкин, приятно удивившись, что завхоз не чужд изящной словесности, мигом свел его со Смирдиным, но перевод был очень тяжеловесный, и Смирдин отказался. Но Пушкин всё-таки хотел помочь в том числе - материально небогатому пожилому человеку, - и поэма вышла у другого издателя, без указания имени переводчика, но с указанием на обложке: "Издал А. Сенковский в своей "Библиотеке для чтения" сделал вид, что не понимает разницу между "издать" и "перевести", и разругал перевод как пушкинский, а потом еще делано удивился - ах, зачем же Пушкин "одолжил свое имя"! Одолжил бы лучше денег. А Пушкин со своей стороны сделал вид, что не понимает, как так можно было смешать: "Обвинение несправедливое: печатать чужие произведения, с согласия или по просьбе автора, до сих пор никому не воспрещалось. Это называется издавать; слово ясно; по крайней мере до сих пор другого не придумано", - оправдывался он в первой книге своего "Современника".

Можно сказать, что подобно тому, как больше десяти лет назад, подав жалобу на перепечатку "Кавказского пленника" без его ведома, он создал прецедент в области защиты авторского права в России, сейчас он выступил новатором в том, что касается брендирования. Но выступил вообще-то не очень удачно. Не говоря уж про то, что совершенно бескорыстно! И поэтому заметка в "Современнике" заканчивается так: "Жалеем, что искреннее желание ему [переводчику] услужить могло подать повод к намекам, столь оскорбительным". В общем, если бы Хлюстин всё это знал, он бы, как благовоспитанный человек, конечно, не стал в доме у Пушкина эту тему поднимать и уж тем более пересказывать слова Сенковского об "обмане публики". Для него это была просто еще одна малозначащая светская тема. Не то для Пушкина.

В очерке критика Бориса Никольского «Последняя дуэль Пушкина» 1901 Дантес представлен как «шумный и блестящий трутень, вносивший всюду большое оживление своим самодовольным жужжанием». В свою очередь князь Александр Трубецкой, чьи воспоминания были опубликованы в одном из номеров журнала «Русская старина» за 1901 год, называет Дантеса «отличным товарищем и образцовым офицером» и добавляет: «Он был очень красив, и постоянный успех в дамском обществе избаловал его — он относился к дамам вообще, как иностранец, смелее, развязнее, чем мы, русские, а как избалованный ими — требовательнее: если хотите, нахальнее, наглее, чем даже было принято в нашем обществе». Блиставшая в петербургском обществе Наталья Николаевна Пушкина, супруга поэта, которая «была так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств», произвела на Дантеса сильнейшее впечатление. С её стороны в отношении к барону, по словам князя Петра Вяземского, «не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечности». Пушкин, свидетельствовал князь Трубецкой, «вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, Дантес был ему противен своею манерою, своим языком, менее воздержанным, чем следовало, как полагал Пушкин». Что касается француза, то, по мнению Бориса Никольского, он хотел «досадить Пушкину, насолить ему, сделать его смешным», и «здесь нельзя не узнать руководительства Геккерена». Это был намёк на неверность его жены, и тогда Пушкин вызвал предполагаемого обидчика Дантеса на дуэль. Письмо попало в руки Геккерена, и он, приняв за Дантеса вызов, попросил его отсрочить. Уже через два дня появился слух о предполагавшейся свадьбе Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Натальи Николаевны. Свадьба состоялась 10 января 1837 года. Пушкин и Дантес фактически стали родственниками. Однако обида поэта не утихала. Но теперь весь гнев поэта был направлен на Геккерена-старшего. В тот же день Дантес вызвал Пушкина на дуэль. Пушкин никак не мог найти секунданта, и только на другой день, 27 января, около 12 часов, им стал Константин Данзас.

В России часто принимались условия «до решительного результата» — то есть до смерти. Впервые закон о запрете дуэлей в России вышел в 1715 году при Петре I. Он предусматривал лишение чинов, конфискацию имущества и смертную казнь. Но тогда дуэли в России были относительно редкими. Расцвет произошел в первой половине XIX века хотя дуэли по-прежнему вне закона. Как раз во время жизни Пушкина. Он и его друзья были воспитаны во время Наполеоновских войн, пропитались той победой, перенимали европейские традиции и трепетно относились к защите чести. Современники называли Пушкина задиристым и вспыльчивым. Его близкий лицейский друг Иван Пущин писал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. В нем была смесь излишней смелости c застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Главное, ему недоставало того, что называется тактом». При этом люди из окружения отмечали доброту и гуманность Пушкина. Подтверждение характера — его дуэльная история. В начале XX века они стали популярным видом спорта во Франции. Использовались обычные пистолеты, но с патронами из воска и без порохового заряда. Участники надевали тяжелую защитную одежду и металлический шлем со стеклянным экраном. По попаданиям в рисунки начислялись очки. На один год этот спорт даже стал олимпийским — на играх в Лондоне в 1908-м. Но потом дуэли посчитали слишком опасным соревнованием и исключили навсегда. Мотивация дуэлянтов: жена, «рогоносец» и мужчина, у которого жил Дантес В 30-е годы Пушкин жил в Петербурге. Он много и нехотя общался с аристократией, часто выходил в свет и сам принимал гостей. В 1834-1835 году источники не сходятся на одном из таких мероприятий Пушкин познакомился с Жоржем Шарлем Дантесом. Современники описывали его как жутко обаятельного, красивого, дерзкого и любящего светскую жизнь человека. Офицер Константин Данзас, друг Пушкина и его секундант на последней дуэли, говорил: «Дантес имеет какую-то врожденную способность нравиться всем с первого взгляда». Дантесу приписывали много романов. Один из них — с Натальей Гончаровой на тот момент Пушкиной. Нет точной информации, что именно было между Натальей и Дантесом — только слухи и догадки. Но почти все источники совпадают, что Дантес флиртовал с Пушкиной и пытался ухаживать. Акварельный портрет от Александра Брюллова Петербург забурлил слухами об их романе. Это раздражало Пушкина. Он перестал контактировать с Дантесом, а в ноябре-1836 получил издевательскую анонимную записку. Оттуда начался прямой конфликт Пушкина и Дантеса. Содержание: «Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена». Записка — явный намек на связь Натальи и Дантеса. Было много расследований и версий. Но написавшего никто не вычислил. По почерку Пушкин решил, что это Луи Геккерн — голландский дипломат, который дружил и жил с Дантесом как они познакомились — неизвестно. Именно Геккерн ввел Дантеса в светское общество. А спустя два года жизни в России усыновил, и тот тоже стал бароном.

Уникальные документы о дуэли Пушкина раскрыл сотрудник Генпрокуратуры

10 февраля в нашей стране отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина. «Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унёс с собой в гроб некоторую великую тайну. И.С. Брейдо считает, что перитонита у Пушкина не было, а умер он от газовой (анаэробной) инфекции в области таза. Пушкин скончался днем 29 января (10 февраля) 1837 года, через два дня после дуэли. Где читал стихи, венчался и танцевал Пушкин: гид по знаковым для поэта местам. Великий русский поэт скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом Прошло 185 лет, но подробности «кровавой развязки» и короткого времени, пока умирающий Пушкин еще был в сознании, волнуют многих его почитателей и сегодня.

10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!

После он отправился к Австрийскому двору, однако правительство тогда возглавлял Карл Людвиг Фикельмон, семья которого была очень дружна с Пушкиным, и француза встретили холодно. Тогда Дантес решает строить карьеру на Родине, и у него получается: сменив множество должностей, он умер в статусе пожизненного сенатора. По воспоминаниям его родственников, Дантес был очень доволен судьбой и часто говорил, что если бы не та роковая дуэль, то старость он встретил бы где-то на окраине России без средств к существованию. А был ли император? Недоброжелатели Пушкина распускали слухи о связи Натальи Гончаровой не только с Дантесом, но и с самим императором. Некоторые даже говорили, что Николай I сделал Александра Пушкина камер-юнкером только для того, чтобы Наталья Гончарова имела право посещать балы, а значит, лично встречаться с императором. Кандидат исторических наук Иван Соболев уверяет, что все это не более чем слухи. Своим вниманием он одаривал не только представительниц дворянского сословия, но даже простолюдинок. Причем главноуправляющий путей сообщения Петр Клейнмихель усыновлял внебрачных детей императора, рожденных от придворных дам. Однако никаких фактов, доказывающих связь Николая I с Гончаровой, нет. А Пушкина он сделал камер-юнкером для того, чтобы у поэта была возможность получать жалование и расплачиваться со своими многочисленными долгами», — заверил он.

Доказательств тому, что Наталья Гончарова изменяла Пушкину с Дантесом, также нет. Самая компрометирующая Наталью Гончарову история произошла в доме светской дамы Идалии Полетики. Она пригласила жену Пушкина в гости, не упомянув о том, что там будет и Дантес. В итоге он грозился застрелиться, если она не ответит ему взаимностью, однако эту жаркую беседу прервала маленькая дочь Полетики, вбежав в комнату. Наталья Гончарова тут же покинула квартиру. Этой истории явно недостаточно для того, чтобы сделать вывод о неверности жены Пушкина», — уверен Сергей Некрасов.

На слова Даля: «Не стыдись боли своей, стонай, тебе будет легче» — Пушкин отвечал: «Смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил! Одно из последних стихотворений поэта оказалось пророческим... Было в его жизни ещё одно предсказание.

В книге Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» приводятся воспоминания князя Петра Вяземского о встрече поэта с известной гадалкой по имени Кирхгоф, которая предсказала ему «преждевременную смерть, предупредивши, что должен ожидать её от руки высокого, белокурого человека». Современники описывают его по-разному. В очерке критика Бориса Никольского «Последняя дуэль Пушкина» 1901 Дантес представлен как «шумный и блестящий трутень, вносивший всюду большое оживление своим самодовольным жужжанием». В свою очередь князь Александр Трубецкой, чьи воспоминания были опубликованы в одном из номеров журнала «Русская старина» за 1901 год, называет Дантеса «отличным товарищем и образцовым офицером» и добавляет: «Он был очень красив, и постоянный успех в дамском обществе избаловал его — он относился к дамам вообще, как иностранец, смелее, развязнее, чем мы, русские, а как избалованный ими — требовательнее: если хотите, нахальнее, наглее, чем даже было принято в нашем обществе». Блиставшая в петербургском обществе Наталья Николаевна Пушкина, супруга поэта, которая «была так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств», произвела на Дантеса сильнейшее впечатление. С её стороны в отношении к барону, по словам князя Петра Вяземского, «не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечности». Пушкин, свидетельствовал князь Трубецкой, «вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, Дантес был ему противен своею манерою, своим языком, менее воздержанным, чем следовало, как полагал Пушкин». Что касается француза, то, по мнению Бориса Никольского, он хотел «досадить Пушкину, насолить ему, сделать его смешным», и «здесь нельзя не узнать руководительства Геккерена». Это был намёк на неверность его жены, и тогда Пушкин вызвал предполагаемого обидчика Дантеса на дуэль.

Письмо попало в руки Геккерена, и он, приняв за Дантеса вызов, попросил его отсрочить. Уже через два дня появился слух о предполагавшейся свадьбе Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Натальи Николаевны. Свадьба состоялась 10 января 1837 года.

Жуковского; в 1923 полностью. Интерес Пушкина к классицизму не означал разрыва с романтизмом, но был симптомом пересмотра его значения: в поэме «Цыганы» тема романтического индивидуализма, неизбежно ассоциировавшаяся с творчеством Байрона, выдвинута как центральная и при этом проблематизирована этически, как и тема свободы «Ты для себя лишь хочешь воли». Вместе с тем проявился скепсис в отношении Ж. Руссо и его последователей: опыт «возвращения» в мир «естественных людей» в «Цыганах» был осмыслен как принципиально невозможный. Трагедия «Борис Годунов» мыслилась Пушкиным как романтическая, поскольку представляла собой результат глубокого переосмысления формы классицистической трагедии демонстративное нарушение требований единства времени и места, чередование стихотворных фрагментов с прозаическими, допущение просторечий и т. В ней Пушкин выступил как единомышленник Н.

Карамзина, всегда стремившегося подчеркнуть ответственность аристократии за судьбу государства: народное мнение предстаёт как объект манипуляций, движущей силой событий оказывается провидение — Божий суд. Вместе с тем в «Борисе Годунове» Пушкин впервые обратился к теме внешней угрозы существованию российского государства; в дальнейшем эта тема в различных её аспектах нашла продолжение в «Полтаве», политических одах 1831 г. Раздумья Пушкина о своей судьбе были связаны с темой выбора между гражданским поприщем и сознательным самоустранением с политической сцены ради творчества; в стихотворении «19 октября» 1825, опубликовано в 1827 эта тема рассматривается в связи с воспоминаниями о лицее и лицейских друзьях, в исторической элегии «Андрей Шенье» 1825, опубликована с цензурными сокращениями, в 1880 полностью — в связи с размышлениями о революционном терроре, жертвой которого стал А. Шенье , чья участь мыслилась Пушкиным как возможный прообраз его собственной в случае победы революции в России. Книга имела успех; тираж разошёлся в течение 2 месяцев; на её читательское восприятие оказало влияние восстание на Сенатской площади 1825 г. Вооружённое выступление декабристов, следствие и суд над ними Пушкин воспринял двойственно. С одной стороны, лично зная многих участников восстания, он относился к ним сочувственно в первую очередь к И. Пущину и В. Кюхельбекеру, которых до конца жизни считал друзьями , участвовал в альманахе «Полярная звезда» , далёком от политики, но издававшемся «государственными преступниками» А.

Бестужевым и К. Рылеевым ; неслучайно в нескольких его позднейших стихотворениях возникала тема «милости к падшим»: «Пир Петра I» 1835, опубликовано в 1836. С другой стороны, Пушкин не верил в революцию в России, а поскольку ни прямо, ни косвенно не участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади, надеялся на освобождение из ссылки. Оно состоялось в ночь с 3 15 на 4 16 сентября 1826 г. В Москве 1826—1827 8 20 сентября 1826 г. Как выяснилось впоследствии, эта милость не в полной мере оградила Пушкина от цензуры: трагедия «Борис Годунов» была разрешена к печати далеко не сразу; «Медный всадник» потребовал поправок и при жизни автора не был напечатан. Страница из журнала «Московский вестник». Государственный музей А. Примирение с властью поэт воспринял с энтузиазмом; он был искренне благодарен императору и посвятил ему стихотворения «Стансы» 1826, опубликовано в 1828 , «Друзьям» 1828, опубликовано в 1857 , «Герой» 1830, опубликовано в 1831.

По поручению Николая I написал «Записку о народном воспитании» 1826, опубликована в 1872 , в которой говорил о необходимости пересмотра всей системы образования дворянства, с тем чтобы оно могло «служить отечеству верою и правдою». Осень 1826 г. Успех, однако, был омрачён: когда в либеральном Английском клубе Пушкин провозгласил тост за нового государя, это было воспринято как конформистское отступничество от прежнего свободолюбия и вызов оппозиционными кругами, воспринимавшими поэта через призму таких его произведений, как «Вольность» и «Кинжал». К маю 1827 г. Сотрудничал с «Московским вестником» с момента его основания; поместил в нём сцену из трагедии «Борис Годунов», оду «Пророк» 1826, опубликована в 1828 и связанное с ней стихотворение «Поэт» 1827 , отрывок из поэмы «Граф Нулин» 1825, опубликовано полностью в 1827 , отрывки из «Евгения Онегина» и др. Однако постепенно дистанцировался от журнала, не испытывая ни почтения к философии немецкого идеализма, ни сочувствия к решению М. Погодина напечатать критический разбор «Истории государства российского» Н. Со 2-й половины 1820-х гг. Пушкин всё чаще обращался к религиозной тематике: ода «Пророк» 1826, опубликована в 1828 , элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829, опубликована в 1830 ; стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» 1829, опубликовано в 1854 ; «Отцы пустынники и жены непорочны» 1836, опубликовано в 1837 , «Мирская власть» 1836, опубликовано в 1856 и др.

Религиозная поэзия Пушкина — опыт создания нового «библейского стиля». Образы представителей духовного сословия в творчестве Пушкина претерпевают существенную эволюцию — от предающегося земным радостям монаха в «Монахе» до строгого священника, требующего почтительного отношения к смерти и напоминающего о жертве Христа в «Пире во время чумы» 1830, опубликовано в 1831. В Санкт-Петербурге 1827—1837 Начиная с 1828 г. Пушкина усиливаются мотивы недовольства жизнью «Воспоминание», 1828 , отчаяния и разуверения в ценности существования, не находящего духовной опоры. Наиболее полно эти настроения отразились в элегии «Дар напрасный, дар случайный» 1828 , на которую митрополит Филарет откликнулся полемическим стихотворением «Не напрасно, не случайно…». Не позднее весны 1828 г. В «Истории пугачёвского бунта» учёл переданную им в рукописи книгу «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с 15 в. В мае — августе 1829 г. Ермолова , Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск приехал во Владикавказ, откуда отправился в Тифлис, где дожидался разрешения отправиться в действующую армию.

Под Карсом представился главнокомандующему генералу И. Паскевичу , 14 26 июня участвовал в стычке с турками и наблюдал взятие Эрзерума. В частности, Пушкин коснулся проблемы миссионерской деятельности на Кавказе, оценив её перспективы скептически: «Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты». Пребывание А. Пушкина в Санкт-Петербурге, куда он вернулся осенью 1829 г. Булгариным , который, пытаясь скомпрометировать «литературных аристократов», писал доносы на поэта, распространял сведения о заискивании Пушкина перед властями и печатал разборы его произведений, констатируя «совершенное падение» пушкинского дарования Северная пчела. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, принимал активное участие в «Литературной газете», которая вела борьбу с «Северной пчелой» Булгарина. Идеологической основой противостояния был вопрос об отношениях правительства со «старой» и «новой» аристократией: первая, получавшая свой статус по праву рождения, была способна сохранять независимость и требовать политических прав с ней связывала себя «Литературная газета» ; вторая, выдвинувшаяся в ходе реформ Петра I , получила свой статус от власти и в силу этого оставалась полностью от неё зависимой.

Острота конфликта засвидетельствована памфлетом Ф. Булгарина «Второе письмо из Карлова на Каменный остров» 1830 с упоминанием о «поэте-мулате», предок которого был «негритянский принц», купленный шкипером «за бутылку рома», и рядом пушкинских произведений, в том числе статьёй «О записках Видока» 1830 , в которой прямо указывалось на «полицейские» связи Булгарина, стихотворением «Моя родословная» 1830, опубликовано в 1846, частично; в 1880 полностью. Кроме того, вопрос о положении «старого» дворянства подробно обсуждался Пушкиным в напечатанной в «Литературной газете» заметке «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии…» 1830 , в которой стратегия Булгарина и его покровителей в политической полиции соотносилась с эпохой революционного террора во Франции , в незаконченной поэме «Езерский» 1833, опубликовано в 1855 и отразился в том числе в романе «Дубровский» 1833 , очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» 1835, опубликовано в 1841, частично; в 1880 полностью и поэме «Медный всадник». В обращённом к Н. Юсупову послании «К вельможе» 1830 набросал идеальный образ аристократической культуры предреволюционной Европы. Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира. Эта точка зрения упрочилась осенью 1831 г. Эти стихи резко осудили П. Вяземский и Н.

Среди немногих, кто открыто выступил на стороне поэта, был П. Толки об «искательстве» Пушкина обобщил польский поэт А. Мицкевич в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Русским друзьям» оба 1832. Пушкин ответил Мицкевичу в стихотворении «Он между нами жил... Первая Болдинская осень: 31 августа 12 сентября — 5 17 декабря 1830 г. Осень 1830 г. Пушкин провёл в родовом имении Большое Болдино Лукояновский уезд, Нижегородская губерния; ныне Большеболдинский район, Нижегородская область , куда выехал 1 13 сентября для вступления во владение частью родового имения — селом Кистенёво там же , которое отец выделил ему накануне женитьбы, и где задержался до конца ноября из-за холерных карантинов. В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт! Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём?

Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина. В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина. В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали.

Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг. Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка». Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов. В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти.

Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора! Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г. Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г.

Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти. Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г. В августе — сентябре 1833 г.

Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности.

Также после смерти поэта Николай I заплатил долги, очистил от долгов заложенное имение отца, установил вдове пенсион, а дочери обеспечил замужество. Сыновья были назначены пажами, а также получили по 1500 рублей на воспитание. Также было издано сочинение в пользу вдовы и детей. Похороны Изначально прощание было запланировано в церкви Адмиралтейства. Однако после стало понятно, что придет огромное количество людей, среди которых может начаться волнение. Николай I распорядился, чтобы отпевание перенесли в Конюшенную церковь, которая была небольшой и поместила бы только самых близких поэта. Служба состоялась с 31 января на 1 февраля. Гроб решено было перенести в подвал церкви. По желанию писателя похороны нужно было перенести в Святогорский монастырь. Именно там должна была быть могила Пушкина. Николай I поручил сопровождать тело поэта к месту погребения его другу Тургеневу. С 3 на 4 февраля сани отправились в Псков. Уже утром 6 февраля Пушкин был похоронен возле церкви в Святогорском монастыре. Одни запреты И вроде на этом можно было бы остановиться, но на деле могила Пушкина может скрывать невероятные события. Начать стоит с того, что поэт был против того, чтобы его хоронили на петербургских кладбищах. Ему не нравились эти места, и пару раз он даже нелестно высказывался о них в своих стихотворениях. Пушкин хотел быть похоронен в Святогорском монастыре, неподалеку от имения. Сразу же почивали его родственники. Но даже это его желание находилось под запретом. Вообще последние годы жизни поэта были очень тяжелыми. Ему не разрешили стать военным. Он не смог поехать за границу. Ему даже не позволили уехать в деревню, писать. Показательно высказался на этот счет князь Вяземский, который, может, и не хотел, но произнес такие слова: «Горько знать, что светское общество по крайней мере, некоторые члены оного не только терзало ему сердце своим недоброжелательством, но и озлобляется против его трупа». В письмах князя часто можно встретить подобные намеки, которые говорят о несправедливом отношении к Пушкину. Он постоянно упоминал какие-то «адские козни», но никогда так и не высказывался начистоту на этот счет. Дела государственной важности О том, где будет могила Пушкина после его смерти, стало заботиться государство. Сейчас, конечно, многое скрыто от посторонних, но в тот момент занимался погребением недруг Александра Сергеевича - Бенкендорф. Причем уже в тот момент шли слухи о том, что он причастен к смерти поэта. И было очень странно, что именно он и занимался его похоронами. Возможно, таким образом он сам хотел убрать тело, ставшее вещественным доказательством. Интересно и то, что в последний момент было перенесено место отпевания. Хотя кто-то и утверждал, что это для безопасности проведения мероприятия, но есть сведения о том, что таким образом Бенкендорф пытался установить полный контроль за телом. Кроме того на отпевании не было никого из родных поэта. Некоторые даже не знали о смерти Пушкина. Странное поведение Где похоронен А. Пушкин, до сих пор мало кто понимает, поскольку это событие находилось под строжайшим контролем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий