Новости дата рождения достоевского

В этом году 11 ноября весь мир будет отмечать 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Сегодня, 11 ноября все любители литературы и искусства отмечают памятную дату — 200-летие со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского.

Родители Федора Достоевского: сын священника

  • 200-летие со дня рождения Достоевского
  • Федор Достоевский: биография, жизнь и творчество, фото и смерть писателя
  • Федор Достоевский
  • День Достоевского в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
  • 1 июля 2023 года в городах России отметят День Достоевского.

Мария ОСТАПЕНКО. ПРОТЕСТУЮ! ОН БЕСМЕРТЕН! О Дне рождения Достоевского

Писатель, породивший феномен «Петербург Достоевского», не был петербуржцем по месту рождения. Фёдор Михайлович Достоевский День Рождения. В конце 1820 года, после рождения первого сына Михаила, Достоевский уволился с военной службы и с 1821 года перешёл работать в Мариинскую больницу для бедных[33], несмотря на её скромные оклады. 1837 год стал важной датой для Достоевского.

Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском

В ноябре 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского. 11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Достоевского — писателя, без которого немыслимо представить себе сегодня не только русский роман, русскую философскую мысль, русскую идею, но и всю мировую культуру последних полутора веков в целом. 1 июля в Санкт-Петербурге отмечается день Федора Михайловича Достоевского. Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот». Личная жизнь писателя, счастливый брак с Анной Сниткиной, рождение.

Поделитесь статьей с друзьями

  • Всемирная слава
  • Мария ОСТАПЕНКО. ПРОТЕСТУЮ! ОН БЕСМЕРТЕН! О Дне рождения Достоевского - Газета День Литературы
  • Глобус митрополии
  • Гений русской литературы: сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского
  • Достоевский: семья и ранние годы
  • Детство и юность

Почему в Санкт-Петербурге 1 июля отмечают "День Достоевского"

11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Достоевского — писателя, без которого немыслимо представить себе сегодня не только русский роман, русскую философскую мысль, русскую идею, но и всю мировую культуру последних полутора веков в целом. Сегодня 200 лет со дня рождения Федора Достоевского. На западе его считают самым известным русским писателем. 11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Федора Михайловича Достоевского. смотреть на РЕН ТВ.

195 лет со дня рождения Ф.М.Достоевского

В 1880 году В.О. Ключевский и Ф.М. Достоевский приняли участие в торжествах, посвященных открытию памятника А.С. Пушкину в Москве. 200-летие со дня рождения Достоевского,Достоевский, день рождения. 14-й "День Достоевского" состоится 1 июля 2023 года. Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». В этот день в 1821 году родился Федор Достоевский – российский писатель белорусского происхождения.

День рождения Достоевского

Отец, Михаил Андреевич 1787—1839 , с 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии , 15 августа 1812 командирован в Московский Головинский госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекари Бородинского пехотного полка , 29 апреля 1819 переведён ординатором в Московский военный госпиталь, 7 мая перемещён на оклад старшего лекаря. В 1828 г. Был лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки. В 1831 году приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году — и соседнюю деревню Черемошню Чермашню [11] , где в 1839 году был убит собственными крепостными: Пристрастие его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении. Настала весна, мало обещавшая хорошего… Вот в это-то время в деревне Чермашне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян.

Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно, покончили с ним… — Из воспоминаний А. Достоевского Мать Достоевского, Мария Фёдоровна 1800—1837 , была дочерью богатого московского купца 3 гильдии Нечаева Фёдора Тимофеевича ок. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четверых дочерей сын Фёдор был вторым ребёнком.

Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой «Подросток» и Софьи Ивановны Карамазовой «Братья Карамазовы» [12] Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате. Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной 1822—1893 , о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» 28 ноября 1880.

Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну 1844—1888 , которую, согласно воспоминаниям Л. Достоевской , «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет. Вторая жена — Анна Сниткина , из обеспеченной семьи, стала супругой писателя в 20 лет. В это время конец 1866 года Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения и подписал контракт с издателем на кабальных условиях.

Он подружился в Семипалатинске с работавшим там бароном Александром Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения для Достоевского. Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было даровано. Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший за "народную правду". Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х. Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е. В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ. После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал. В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы. Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории. Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции. Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей. Более того, не только богатых, но и праздных. Поскольку требовала массы свободного времени и наличия больших капиталов, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном. Почти все писатели прежних лет — выходцы из богатых аристократических семей или наследники огромных состояний. Достоевский одним из первых превращает ремесло писателя в средство к существованию. Поначалу дела у братьев идут хорошо. Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его, как трясина, затягивает страсть к игре. Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает. Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил. В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде. Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман. Так появляется "Игрок" — один из самых знаменитых романов Достоевского, отчасти биографический. Вероятно, это одна из самых необычных предысторий написания великого романа в истории литературы. Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы. Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией. Игроманские запои продолжались и при новой жене. В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые. Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа. Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке.

К 200-летию писателя складывается ощущение, будто Достоевский и не умирал. Никто из последующих писателей не решился на такое — вести дневник с публикациями ответов на вопросы». Что ни цитата, то стопроцентное попадание в сегодняшний день. Например: «Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать». Мистическая история с бюстом писателя. Скульптор договорился с Достоевским, что тот будет ему позировать, но Фёдор Михайлович через несколько дней скончался.

На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти.

Хронологическая таблица Достоевского

Наборную рукопись романа «Игрок», сделанную стенографисткой Анной Сниткиной и подписанную рукой Достоевского, можно назвать началом нового этапа жизни автора и началом его новой семьи. Став верной супругой Фёдору Михайловичу, Анна Григорьевна продолжала фиксировать на бумаге его мысли и свои впечатления. Борис Тихомиров, Заместитель директора по научной работе Литературно-мемориального музея Ф. Достоевского: "Она издавала 7 посмертных собраний сочинений его.

Она в Москве, в одной из башен исторического музея, открыла комнату памяти Достоевского — первый музей писательский в России. И как она открыла в Старой Руссе школу имени Достоевского. Интерес к этому гениальному автору не угасает на протяжении почти двух столетий.

В очередной раз на ежегодной, 41-й по счету, конференции в Музее Достоевского собрались исследователи творчества писателя. Наталья Ашимбаева, Директор Литературно-мемориального музея Ф. Достоевского: "Конференция не преследует прямой цели пополнять коллекцию, пополнять фонды, но тем не менее, это происходит потому что приезжают исследователи, они выпускают новые книги, кстати, во время конференции у нас всегда бывает презентация новых изданий — это тоже очень привлекательный, очень живой такой момент нашей конференции.

Исследователи дарят книги в наш книжный фонд.

Интерес к писателю не иссякает и по сей день: Достоевский один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. К юбилею Ф. Достоевский и его наследие».

Не думаю. Кстати, такая же безрадостная картина наблюдается и в освещении дней рождений других русских писателей. Но вот какой парадокс: ежегодно в День рождения Федора Михайловича по всей стране сотни библиотек, учебных заведений, музеев и других учреждений устраивают выставки, конференции, семинары: ««Ноябрьские вечера» в Музее-квартире Ф.

Достоевского», квест по местам Достоевского с главным призом — билеты на рок-оперу «Преступление и наказание» , Книжно-иллюстративная выставка «Человек есть тайна…», викторины, виртуальные выставки. Вспоминается флешмоб, посвященный 194 годовщине со дня рождения Федора Михайловича, «Читаем Достоевского — смотрим Достоевского», устроенный в Краснодаре. Это именно тот случай, когда захотели «отличиться» полторы сотни горожан, преимущественно студенты вузов, и пришли с книгами Федора Михайловича, и принялись «читать Достоевского». Да-да, первые пять минут именно читать, но потом еще и пританцовывать под громкую современную музыку, смеяться, веселиться. Нет, читать таким образом можно, но понимать написанное одним из сложных русских классиков, — для меня представляется сложноватым. Очевидно, что большинству из участников флешмоба важнее было делать вид, «казаться», чем на самом деле «быть». Важнее сам процесс, дискотека, чем сам автор и «виновник торжества».

Причем общим произведением для прочтения была выбрана комическая повесть Достоевского «Дядюшкин сон», написанная в 1859 году. Помните, как Мария Александровна Москалева пыталась выгодно выдать замуж свою дочь? Этому выбору можно найти только одно объяснение: «эдакое действо», как молодежный флешмоб, априори не связан с ключевыми проблемами, поднимаемыми Достоевским в его вышеназванных произведениях. За этим краснодарским мероприятием скрывается проблема общероссийского масштаба. В попытках найти возможности донесения классических произведений до молодых людей чиновники и культурные деятели выбирают путь в «страну постмодерна», в которой «жизнь» диктует, что форма может быть важнее содержания. Политики, религиозные "деятели", историки, и даже жилищно-торговый сектор использует имя писателя, называя имя отелей и торговых домов… Ф. Достоевский приобрел мировое признание, и уважение всего мира, за свои гениальные труды, уникальное, неповторимое понимание внутреннего мира человека.

И, казалось бы, он своей цели достиг: его читают и благодарят за его творчество. Разумеется, его читают, и особенно прославляют.

В Омске, где Достоевский отбывал каторгу, подготовили передвижную выставку.

Она отправится по Омской области и будет демонстрироваться в школах, вузах и домах культуры городов и сёл региона. В Астраханском театре оперы и балета накануне открылся цикл вечеров для студентов и школьников «Достоверно о Достоевском». Проект поможет молодёжи узнать больше о жизни и произведениях классика.

Как сообщал «Русский мир», Ханойский филиал Института русского языка имени А. Пушкина ХФИРЯП , где действует Кабинет Русского мира, открыл выставку о Достоевском, на которой представлены 12 томов переводов произведений писателя на вьетнамский язык.

Хронологическая таблица Достоевского

Его род напрямую связан с Брестчиной. Это событие и положило начало роду Достоевских. Данила Ртищев сделал Достоево родовым имением. Он был небогатым дворянином. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в ополчение он должен был представить всего одного коня. Своим гербом Данила Ртищев избрал измененный герб «радван». На красном поле его были изображены полумесяц и шестиугольная звезда, а по бокам — два вооруженных татарина. Это свидетельствует о том, что у рода Достоевских были и татарские корни. Недалеко от имения Семен построил церковь в честь Семена Столпника. Многие исследователи предполагают, что за оградой этой церкви был похоронен и сам Данила Ртищев.

Исаевым переехал в Санкт-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Достоевского. Герой второй из них — лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и в конце концов безрадостного зла» Д. Святополк-Мирский , — один из самых ярких образов, созданных писателем.

Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам.

Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников.

Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему.

Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости.

Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н.

Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания.

В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А.

В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г.

В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи.

Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А.

А в Некрополе мастеров искусств прошли возложение цветов к могиле Федора Михайловича и театрализованные экскурсии. Я не знала. И когда гуляла по Некрополю мастеров искусств, что находится на территории Александро-Невской Лавры, немного удивилась, что напротив надгробия писателя на скамеечке сидят, видимо, поклонницы его творчества с цветочками. В Некрополе очень много памятников выдающимся представителям отечественной науки, культуры и искусства: М. Ломоносов, И. Крылов, М.

Глинка и др.

В общем-то, на этом перечисление можно закончить. Как писал Михаил Лермонтов: «Всё это было бы смешно, когда бы ни было так грустно». Правда, стоит заметить, что многие региональные и федеральные информационно-аналитические интернет-порталы «ФОМА», «Русская народная линия», «Омск Регион», «HistoryTime», Пресс-служба Президентской библиотеки и даже «Дагестан Пост» и др. Да и как такое можно допустить? Ведь он увлек собой, своим творчеством, не только читающую Россию, но и весь мир. Без него немыслима современная русская литература.

И на кого ни посмотришь, то и дело мелькает что-то карамазовское или мышкинское в хорошо знакомых чертах. Проблемы, волновавшие Федора Михайловича, это вечные, древние, как мир и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни. В поиске правды писатель сосредоточил все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли, сознания и души, на трудностях, стоящих на пути человека. Только представители двух крупных федеральных телеканалов, видимо, не «прониклись» творчеством Достоевского, раз в прошлом году прошли мимо этой даты, кроме «России-Культуры», «России-24», «Спаса», «ТВ3» и не исключаю, что ряда других. Забыли или, быть может, как многие неискушенные читатели, не увидели на сайте-календаре юбилея Федора Михайловича? Не думаю. Кстати, такая же безрадостная картина наблюдается и в освещении дней рождений других русских писателей.

Но вот какой парадокс: ежегодно в День рождения Федора Михайловича по всей стране сотни библиотек, учебных заведений, музеев и других учреждений устраивают выставки, конференции, семинары: ««Ноябрьские вечера» в Музее-квартире Ф. Достоевского», квест по местам Достоевского с главным призом — билеты на рок-оперу «Преступление и наказание» , Книжно-иллюстративная выставка «Человек есть тайна…», викторины, виртуальные выставки. Вспоминается флешмоб, посвященный 194 годовщине со дня рождения Федора Михайловича, «Читаем Достоевского — смотрим Достоевского», устроенный в Краснодаре. Это именно тот случай, когда захотели «отличиться» полторы сотни горожан, преимущественно студенты вузов, и пришли с книгами Федора Михайловича, и принялись «читать Достоевского». Да-да, первые пять минут именно читать, но потом еще и пританцовывать под громкую современную музыку, смеяться, веселиться. Нет, читать таким образом можно, но понимать написанное одним из сложных русских классиков, — для меня представляется сложноватым.

Фёдор Достоевский

Она обвинила мужа в том, что он утаил от нее тяжелую болезнь, которая в любое время может завершиться смертью. Эта ситуация отдалила супругов друг от друга. Семилетний брак не принес им счастья. Вскоре Мария переехала в Тверь, а потом вернулась в Петербург, где медленно умирала от чахотки. Писатель в это время вояжировал за границей.

Вернувшись, он поразился изменениям, произошедшим с женой. Желая облегчить ее страдания, он перевозит супругу в Москву. Она мучительно умирала на протяжении года. Характер Марии, ее судьба и смерть воплотились в литературной версии — в образе Катеньки Мармеладовой.

Отец купил себе свободу и переехал в Петербург, где смог дать двум дочерям высшее образование. Апполинария прослушала курс философии, литературы и естественных наук, а Надежда стала медиком. Знакомство с Сусловой у Достоевского состоялось после одного из его выступлений на студенческом вечере. Апполинария была красавицей: стройная, с голубыми глазами, умным и волевым лицом, рыжими волосами.

Она первая призналась писателю в любви. Достоевский нуждался в искреннем отношении. Начался роман. Апполинария сопровождала Достоевского за границей, а он помогал начинающей писательнице в творческом развитии — печатает ее рассказы во «Времени».

Суслова представляла нигилистически настроенную молодежь, она презирала условности и предубеждения старого мира. Поэтому всячески бунтовала против застаревших устоев и морали. Происходила из семьи чиновника, обладала литературным талантом и боготворила Достоевского. С писателем она познакомилась случайно: после смерти отца окончила стенографические курсы и поступила в качестве помощницы на службу к Федору Михайловичу.

Их знакомство произошло через два года после смерти первой жены писателя. Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». Работая над «Преступлением и наказанием», Достоевский рассказал девушке о сюжете нового романа, в котором пожилой художник влюбляется в девушку. Это было своеобразным признанием в любви.

Неточка Сниткина согласилась стать женой писателя. После венчания ей довелось пережить ужас, который познала Мария Исаева: у Достоевского за вечер произошло два эпилептических припадка. Этот факт женщина приняла как искупление за безмерное счастье, которое ей дарил писатель. После свадьбы молодожены отправились в Европу.

Все путешествие и жизнь за границей Сниткина описала в дневнике. Ей пришлось бороться с игровой зависимостью писателя, решать финансовые вопросы и воспитывать четверых детей, рожденных в браке с Достоевским: двух дочерей Соню умерла в младенчестве и Любовь, двух сыновей — Алексея и Федора. Она стала Музой для писателя.

Все заговорили о «новом Гоголе». Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: « «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!.. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского « чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба , близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе-феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова, где познакомился с И. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище , познакомил писателя со своими братьями. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая , в который входили поэт А. Майков, критик В. Майков, А. Плещеев, друг и врач писателя С. Яновский, Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Весной 1846 года А. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Достоевский посещал литературно- музыкальный кружок С. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш , бумага , 1847 , ГЛМ. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н. Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое « Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семёрки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта А. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации. Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников». Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева… копию с преступного письма литератора Белинского — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием. Молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Сочинения первого периода творчества Достоевского принадлежали различным жанрам: юмористического рассказа « Роман в девяти письмах», 1845 , физиологического очерка фельетоны «Петербургской летописи», 1847 , рассказа « Господин Прохарчин» 1846 , «Ползунков» 1847 , « Честный вор» 1848 , святочного рассказа « Ёлка и свадьба », 1848 , повести « Хозяйка » 1847 , «Слабое сердце » 1848 , «Белые ночи» 1848 , романа — эпистолярный роман «Бедные люди » 1845 и незаконченный роман воспитания «Неточка Незванова» 1848—1849. В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ « Маленький герой » 1849.

Филиппов, Н. Григорьев, В. Достоевский предлагает А. Майкову вступить в «особое тайное общество с тайной типографией», во главе которого стоит Н. Спешнев 23 апреля 5 мая Рано утром проходят аресты членов кружка Петрашевского. Достоевского арестовывают в 4 часа утра. Всего в эту ночь арестовано «36 человек разного звания». Приговор рассмотрен генерал-аудиториатом. Утверждение Николаем I приговора, измененного генерал-аудиториатом: Достоевскому — четыре года каторги, потом рядовым. Но помилование должно быть объявлено «лишь в ту минуту, когда все уже будет готово к исполнению казни» 22 декабря 2 января Казнь на Семеновском плацу. Приостановка казни и чтение рескрипта о помиловании 1850 9 21 января Достоевский, С.

По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой «Подросток» и Софьи Ивановны Карамазовой «Братья Карамазовы» [12] Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате. Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной 1822—1893 , о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» 28 ноября 1880. Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну 1844—1888 , которую, согласно воспоминаниям Л. Достоевской , «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет. Вторая жена — Анна Сниткина , из обеспеченной семьи, стала супругой писателя в 20 лет. В это время конец 1866 года Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения и подписал контракт с издателем на кабальных условиях. Роман «Игрок» был сочинён Достоевским и продиктован Сниткиной, работавшей стенографисткой, за 26 дней и сдан в срок. Все финансовые дела семьи Анна Достоевская взяла в свои руки. Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге. Ноговицын в своей работе [13] , Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает то есть для него миром , что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остаётся всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями захвачен текстом , то есть остаётся всецело описательным, всецело включённым в текст, всецело понятным, подчинённым причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольному нежеланию принять текст мир , который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. Дом-музей писателя в Старой Руссе Политические взгляды Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.

Достоевский: биография, фото, личная жизнь

Сегодня 200 лет со дня рождения Федора Достоевского. На западе его считают самым известным русским писателем. Окончив училище, Достоевский все-таки попробовал исполнить указ отца и в 1843 году начал трудиться полевым инженером-подпоручиком в Петербургской инженерной команде, но уже 19 октября 1844 года уволился в чине поручика. 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения русского классика Федора Достоевского. 1 июля в Санкт-Петербурге отмечается день Федора Михайловича Достоевского. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий