Между тем у Рембрандта могло явиться неудовлетворение версией картины 1636 года и искушение переписать ее. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Когда оригинальное полотно повредил вандал, сибирская копия помогла спасти шедевр. Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта «Даная». Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная".
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная
Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. "Данаю" Тициана и "Данаю" Рембрандта. Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю. Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году.
Тайны «Данаи» Рембрандта
«Даная» картина Рембрандта | Основание: картина ученика Рембрандта Фердинанда Бола «Царь Кандавл, показывающий свою жену Гигесу» со сходной композицией. |
КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ | * * * Работая над картиной, Рембрандт сделал так, что кровать под Данаей прогнулась. |
Многоликая Даная | Картину «Даная» Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. |
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой | Картина "Даная" Рембрандта была написана в период, когда художник находился на пике своей творческой карьеры. |
Оригинал, копия, подделка...
Вошёл в зал Рембрандта и спросил у смотрительниц, какая картина здесь самая ценная. «Даная» (1636–1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна предшественников (название картины стало известно из описи имущества художника 1656 года). * * * Работая над картиной, Рембрандт сделал так, что кровать под Данаей прогнулась.
Даная, Рембрандт, 1636
15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. "Данаю" Тициана и "Данаю" Рембрандта. Картина датируется 1636 годом: Рембрандт начал создавать ее, спустя 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. 15 июня 1985 года человек, которого впоследствии признали безумным, плеснул серной кислотой на полотно Рембрандта «Даная». На картине Рембрандта из собрания Эрмитажа Даная показана как бы ожидающей прихода Зевса и, может быть, даже что-то заметившей в глубине композиции, в том пространстве, которое мы не видим.
Лучшие экскурсии от Юрия Нежинского
Картина привлекает внимание особым «рембрандтовским» колоритом. Сочетание мерцающих тонов занавеса, покрывала и скатерти с вкраплениями золотых бликов поражает своей красотой и изысканностью. Тело нагой женщины, лежащей в постели, выделено ярким льющимся солнечным светом, падающим благодаря сдвинутому служанкой пологу. Даная приподнялась и нерешительно вытянула руку навстречу свету.
Их образы художник и попытался совместить в фигуре древнегреческой царевны. Одной из этих дам действительно была Саския, а второй — служанка и кормилица единственного сына художника Гертье Диркс. Диркс, которая стала любовницей Рембрандта после смерти Саскии, была невероятно ревнива. Она ревновала даже в памяти почившей супруги мэтра.
Но более всего ее ранили черты Саскии, воплощенные в «Данае». Мастер уступил просьбам любовницы и изменил картину. Именно поэтому в образе царевны воплотились черты двух любимых художником женщин. Рентгеновские исследования подтвердили, что холст был изменен. Изначально Даная была абсолютно похожа на Саскию, ее поза была чуть иной: рука не вытянута вперед, а поднята вверх, к льющемуся свету. И Купидон на первоначальном варианте был весел. Печаль на его лице появилась лишь после доработки.
Оно очень индивидуально, его положение — случайно, с его отвисшим животом, прижатой грудью, с прикрытыми покрывалом ногами оно сильно отличается от античного идеала красоты. Кроме того — это мгновенное, неповторимое воздействие света, который гладит тело, окутывает его теплыми прозрачными тенями и создает свое собственное пространство. Оно охраняет тело, не скрывая его. Картина становится таким образом более, чем когда-либо, сценой, диалогом. Каждый жест, каждое выражение лица, каждое движение тела Данаи предполагают невидимого партнера, женщина на ложе предназначена ему, только ему» Рихард Гаманн. Вместо дождя — золотой свет, олицетворение счастья, любви, избавления. Новейшие рентгенологические исследодования доказали, что такое глубокое одухотворение образа и всей сцены является следствием более поздней переработки. Выяснилось, что, наряду с другими существенными изменениями например, усиление неприкрытой чувственности , лицо и волосы в первоначальном варианте принадлежали другой модели.
Бочку прибило к чужому берегу где Персей вырос при дворе, а Даная стала объектом страсти местного царя. Желая избавиться от Персея он отправил его убить саму Медузу Горгону, но полу-бог справился с заданием и вернувшись с головой Горгоны превратил похотливого царя в камень. После этого они вернулись в царство отца Данаи где мирно жили пока однажды, во время спортивных игр, в голову царя случайно попал бронзовый диск запущенный мощной рукой Персея. Так предсказание исполнилось. Даная после этого добровольно вернулась в свою темницу где прожила всю оставшуюся жизнь молясь за отца, а Персей отправился на подвиги и стал известен на весь мир. Источник: ru. Первый вариант был написан в 1544-1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе. Это была первая работа художника для Фарнезе. По слухам, Тициан рисовал Данаю с куртизанка по прозвищу Ангел - любовницы кардинала. Картина оказалась настолько востребованной, что позже Тициан нарисовал еще четыре известных на версии, заменив купидона на старую кормилицу оберегающую девушку от Зевса.
Рембрандт ван Рейн «Даная»
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала | Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. |
Красавица Даная в живописи | В картине «Даная и Юпитер», полной величественной пышности и элегантности, лично мой взгляд прежде всего упирается в бесподобную пятую точку Данаи. |
14 октября 1997 года — В Эрмитаже вновь выставлена картина Рембрандта «Даная» - Русский Исполин | Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. |
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
На другой картине Саския запечатлена в образе римской богини Флоры. Некоторые насмехались над художником, изобразившим супругу в образе богини, которой поклонялись римские проститутки. Но Рембрандта это мало беспокоит. На полотне Саския удивительно хороша, а в украшающий ее голову убор из цветов художник вплетет тюльпан, чтобы подчеркнуть голландское происхождение богини.
Саския в образе Флоры 1634, С. Саския 1635 Лондонская национальная галлерея Не ищет Рембрандт другую модель и в год смерти Саскии, он рисует измученную болезнью супругу — с впалыми щеками, с пустым, почти безжизненным взглядом. Саския умрет совсем молодой, в возрасте тридцати лет,от туберкулеза.
Незадолго до этого у них родится сын Титус. А через несколько месяцев после смерти Саскии он рисует ее портрет вместе со своим, стремясь забыть о потере любимой, оставаясь вместе с ней и после смерти. Нанятая для Титуса кормилица Гертье станет любовницей Рембрандта.
Ей он, кстати, подарит драгоценности Саскии. А затем у художника появится еще одна подруга жизни и модель — юная Хендрикье Стоффельс. И будет он жить одновременно с двумя женщинами — кормилицей сына и Хендрикье, чем приведет в ужас благопристойный Амстердам.
Интересно отметить, что завещание Саскии будет составлено весьма своеобразно. По нему она оставляла сорок тысяч флоринов мужу и сыну. Но, имея право распоряжаться собственностью до совершеннолетия или свадьбы Титуса, Рембрандт это право утрачивает, если вторично женится.
После того,как в 1650г. Гертье Диркс оказывается в тюрьме,единственной спутницей жизни Рембранта становится Хендрикье Стоффельс. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник.
А надгробная плита с могилы Саскии будет продана Рембрандтом могильщикам для того, чтобы похоронить свою последнюю любовь — Хендрикье… Гертье Диркс Женщина в постели ок. Любимая жена или любовница? Ответить на этот вопрос удалось лишь в двадцатом веке.
После того как был проведен рентгенографический анализ картины, оказалось, что в 1646—1647 годах Рембрандт полностью переписал центральную часть картины. На полотне оказались запечатленными две реальные женщины, две Данаи. В ее образе мастер изобразил Саскию.
Мифологический сюжет подан в эффектном оформлении, но сама героиня поражала своей обыкновенностью. Здесь все было так, как того требовал миф: откуда-то с небес струится золотой дождь, и смотрит Даная не прямо перед собой, а вверх. Бедра Данаи стыдливо прикрывала ткань художник оберегал целомудрие жены.
Но спустя пять лет после смерти Саскии ее образ заменит образ Гертье Диркс. Две модели соединятся на одной картине. Какая из них проступает более явственно?
Исследователи утверждают, что Саския.
В 1990 г. В 1977 г. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами.
Наиболее сильно пострадали из-за действия кислоты самые важные и самые тонкие по живописному исполнению части, но благодаря работе специалистов музея "Даная" возвращена к жизни. Работы по спасению шедевра закончились через 12 лет, в 1997 г. В декабре 1956 г. С тех пор у левого локтя "Моны Лизы" — едва заметная отметина.
Она становилась объектом нападения несколько раз. Последнее покушение было совершено в 1974 г. К счастью, защитное стекло спасло шедевр. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла.
Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную "атмосферу" для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят "Джоконду" "в живую", когда осматривают картину. В 1987 г. Маньяк порезал ножом картину "Кто боится красного, желтого и голубого III".
Его поймали, он отсидел, вышел — и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора так понравились террористу, что он решил воплотить их жизнь — и пошел в музей. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.
В 1988 г. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ханс-Йоахим Больманн Hans-Joachim Bohlmann , который совершил этот акт вандализма после своего освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев. Он "прославился" тем, что в 1970-1980 гг.
Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины. Больманн был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 г. Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.
Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.
Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца , где были созданы подходящие для картины климат и освещение. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции.
Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году , с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом. Особенности и методы изучения творческой лаборатории Рембрандта.
Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. Последний отказался, и его обязали выплачивать любовнице отступные.
Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме. Ненастоящий художник? Рембрандт был не в состоянии удачно нарисовать лошадь Подробнее Без сожаления Впрочем, все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, который с трудом окончил четыре класса школы. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. Какое-то время мужчина лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, а потом был отправлен на родину. Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством. О дальнейшей судьбе этого человека мало что известно.
Однако о содеянном он вряд ли сожалел.
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная. Картина датируется 1636 годом: Рембрандт начал создавать ее, спустя 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. 20 лет назад, 15 июня 1985 г., душевнобольной нанес картине Рембрандта “Даная” два ножевых удара и облил ее концентрированной серной кислотой. В картине «Даная и Юпитер», полной величественной пышности и элегантности, лично мой взгляд прежде всего упирается в бесподобную пятую точку Данаи. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. «Даная» — это картина голландского художника Рембрандта, впервые написанная в 1636 году, однако позже не раз подвергавшаяся существенной переработке.
«Даная» картина Рембрандта
Описание картины Даная, выполненой Рембрандтом Харменсем Ван Рейном в 1636 году. "Даная" перенесла покушение вандала в 1985. Картина Рембрандта "Даная" (1636-1647), написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея Искусство, Даная, Живопись, Картина, Рембрандт, Художник, Длиннопост. Гертье Диркс, и он придал своей Данае черты сразу двух любимых женщин. Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой
И эту многослойность «Данаи» восстановить практически невозможно. Да собственно и сейчас на картине можно увидеть следы того, как текла краска. Сейчас «Даная» находится в зале голландской и фламандской живописи на втором этаже главного здания Эрмитажа. Теперь картина защищена бронированным стеклом, что в определенной мире мешает ее рассматривать.
Жаль, что сейчас ее нельзя увидеть в музее из-за эпидемии коронавируса.
Оракул предсказал царю смерть от руки внука. В попытке предотвратить появление ребёнка у своей единственной дочери Данаи Акрисий велел стеречь её в подземном медном замке. Но влюблённый Зевс, обратившись в золотой дождь, проник к Данае, которая впоследствии родила Персея, сына Зевса. Акрисий приказал Данаю с сыном поместить в ящик и сбросить в море. Им удалось спастись и много лет спустя во время соревнований по метанию диска Персей совершенно случайно убил своего деда. История написания картины Начав работу над полотном в 1636 году и используя любимую молодую жену Саскию как модель, Рембрандт внёс изменения в написанное после смерти супруги в 1642-м.
Тогда на работу художника небезуспешно пыталась влиять няня сына Рембрандта Гертье Диркс, ставшая любовницей живописца. Современные исследователи сделали открытия: Художник закрасил жемчужное ожерелье, которое украшало шею Данаи в нём часто позировала мужу Саския ; Изменены черты лица — Рембрандт оставил что-то от Саскии, внеся и особенности Гертье; Стало другим положение правой руки; В первоначальном варианте тело женщины было прикрыто простынёй. Известно, что Рембрандт писал картину для себя, продавать её не собирался. Но это пришлось сделать, когда в 1656 году кредиторы потребовали возврата немалых долгов. К кому попал шедевр, сейчас уже не узнать. Возможно, что семейство Кроза стало первым владельцем «Данаи» после создателя полотна.
Рентгенографические исследования, которые проводились в середине двадцатого века, показали, что изначально золотой дождь все-таки был. А это значит, что картина все же посвящена прекрасной дочери Акрисия, заключенной в подземелье собственным отцом. История создания Первый вариант «Данаи» был написан в 1636 году, через два года после свадьбы голландского художника с его женой Саксией. В обнаженной женщине Рембрандт воплотил черты любимой жены, которую он нередко делал героиней своих работ.
Впрочем, семейное счастье влюбленных было недолгим. Слабое здоровье не позволило Саксии обзавестись здоровым потомством. Все дети умирали в младенчестве, выжить удалось только одному — Титусу. После его рождения Саксия прожила девять месяцев, а затем умерла. Оплакав потерю жены, Рембрандт нашёл новую любовь в лице Гертье Диркс, которая после смерти Саксии стала няней Титуса. Обретя утешение в лице Гертье, в 1642 году Рембрандт возвращается к картине и переписывает её. Именно этот исправленный вариант и дошел до наших дней. Как показала рентгенография, художник изменил черты лица Данаи, и она больше стала напоминать Гертье Диркс, нежели покойную жену живописца. Кроме того, изначально Даная смотрела не в сторону света, а на золотой дождь, льющийся сверху. В первой редакции картины рука обращена ладонью вниз, символизируя прощание, а во второй призывно поднята вверх.
В лице золотого Купидона над постелью женщины тоже произошли изменения. Если в первой версии он был весел, то во второй выглядел страдающим, словно оплакивал счастье, ушедшее со смертью Саксии. Ещё один важный нюанс, который определил рентген, связан с отсутствием во второй версии картины покрывала, прикрывающего бедра Данаи. С его помощью Рембрандт как будто оберегал сокровенность своей жены, но с Диркс этого ему уже делать не хотелось. Изначально Рембрандт не планировал продавать «Данаю», она была дорога ему как память о потерянной любви.
Были бы повреждены и другие ценности, находившиеся поблизости, также могли пострадать посетители и персонал Эрмитажа, ведь в обоих устройствах в общей сложности было более 300 граммов аммонита. На допросе Майгис рассказал, что, отслужив в армии в конце 1960-х годов, он работал подсобником на шахтах Пермской и Кемеровской областей. После взрывных работ собирал частично деформированные, а зачастую и с детонаторами шашки, которые не сработали. Так он набрал трехлитровую банку взрывчатки. А два литра серной кислоты он тоже "на всякий случай" приобрел на дрожжевом заводе в Каунасе, где работал позднее. На территории якобы открыто стояла большая емкость с серной кислотой, откуда все желающие брали ее по мере необходимости. Приехав в Ленинград, в вокзальном туалете мужчина привязал к ногам под брюки две металлические фляжки с серной кислотой по 500 миллиграммов каждая и взрывные устройства, за поясом прикрепил батарейку, в сумочке спрятал литровую банку с кислотой и нож. В таком виде Майгис отправился в Эрмитаж. В случае отсутствия в зале посетителей он планировал подорвать картину своими СВУ. Но, оказавшись в зале, где была выставлена "Даная", он увидел довольно много людей и от замысла отказался. И реализовал свой "запасной" вариант с кислотой и ножом. Так что посетители, можно сказать, спасли картину от полного уничтожения.