Ударение: эврика межд. разг. Возглас, выражающий удовлетворение, радость при найденном решении, при возникновении удачной мысли и т.п.
Почему “аврика” а не “эврика”!
Определить лексическое значение слова эврика поможет толковый словарь русского языка. У нас вы найдете сразу несколько определений слова, а также примеры предложений где употребляется это слово. Эврика — проект по развитию кейс-метода обучения. Участвуйте в чемпионатах Эврики и станьте одним из тех молодых специалистов, которые построят карьеру с нами. эврика. межд. с, выражающий удовлетворение, радость при найденном решении, при возникновении удачной мысли и т.п. это выражение, которое используется для выражения радости и удивления в результате нахождения решения задачи или проблемы. ЭВРИКА. Европейское агенство по координации научных исследований (“EURICA” — European Research Coordination Agency) — совместная программа западноевропейских стран в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
Эврика - определение термина
И царь обратился за помощью к Архимеду, чтобы тот помог уличить вора. Архимед долго бился над задачей, пока совершенно случайно, во время купания в общественной бане не открыл один из главных законов физики: на тело, погружённое в воду, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом воды. Едва учёный сел в ванну, как тут же выскочил из неё и с криком «Эврика! Благодаря этому открытию Архимед определил, сколько серебра добавил в корону ювелир.
Термин «экистика» можно считать синонимом районов планировки. Эквивалентные единицы Эквивалентные единицы — термин, означающий меру производственного выпуска за период времени, выраженного в полностью законченных и эквивалентных целым производственных единицах; частично законченная продукция пересчитывается в эквивалентные единицы с помощью коэффициента - "процента завершения"; эквивалентные единицы различным образом рассчитываются по материальным затратам и затратам на обработку так называемым конверсионным затратам в зависимости от способа регистрации этих затрат; материальные затраты учитываются все сразу, как только изделие или заказ поступают в процесс производства, остальные затраты начисляются по ходу производства; расчет эквивалентных единиц является ключевой особенностью пооперационной системы учета затрат на производство. All Rights Reserved. Данный большой экономический словарь содержит не менее 7000 определений, используемых в новейшей экономической теории и практике. Содержание словаря охватывает общеэкономические, маркетинг, налоговые, аудит и другие разделы экономики.
Цель «Э. В работе органов «Э. Высший орган «Э. Председательствует на заседании приглашающая страна. Рабочий орган — Секретариат, подчиненный Конференции министров и не обладающий правом принятия решений. В задачи Секретариата входит организация контактов между партнерами, сбор и распространение информации. Из руководящих чиновников стран-участниц создана специальная группа высоких представителей для подготовки правительственных конференций и отбора проектов кооперации.
Не обязательно ей начинать с «каменного топора» и самостоятельно проходить весь сложный путь становления ума. Можно сразу сделать ее умнее, снабдив всем тем опытом мышления, который накопило человечество — не каждый из нас, а именно все мы за тысячелетия сознательной жизни. Снабженная таким коллективным опытом и творческими навыками, да при ее удивительном быстродействии, машина, по мнению современных кибернетиков, сможет превзойти своего создателя в поединке интеллектов. Но кто даст нам в таком случае гарантию, что, «работая над собой», машина не создаст совершенно новые эвристические приемы, неизвестные нашему мозгу? И не окажемся ли мы когда-нибудь перед необходимостью изучать творчество машины, подобно тому как мы изучаем сейчас творчество людей? Естественно, что сейчас, с появлением на границе кибернетики и психологии новой науки — эвристики, у многих возникло желание признать за ней право на первенство. Англичанин Саймон, первым создавший для машины эвристическую программу, заявил недавно: «Я думаю, мы можем согласиться, что XX век — это век эвристики». Конечно, он по-своему прав, но где гарантия, что через пару лет не будут совершены еще более грандиозные открытия, скажем, в биологии, и тогда станут столь же справедливо связывать нашу эпоху с новым триумфом в науке? Между тем во всех этих определениях XX века есть одна общая черта. В химии ли, в физике или в кибернетике — всегда речь шла о большом количестве открытий, поставивших ту или иную науку впереди других. Невероятное обилие научных открытий — вот характерная особенность нашей эпохи. По данным ЮНЕСКО, девять десятых ученых всех времен и народов, совершивших важные открытия, — жители двадцатого столетия, наши современники. А предшествующие тысячелетия, вся многовековая история человечества — от Аристотеля до Сеченова — дала лишь одну десятую великих первооткрывателей. Количество открытий и изобретений удваивается каждые десять лет. Причем темп развития науки все убыстряется. Подсчитано, что за последние пятнадцать лет сделано столько же научных открытий, сколько за всю предшествующую историю науки! Так не правильнее ли было бы назвать наш век эпохой открытий? В конце XIX века на всем земном шаре научными исследованиями занимались едва пятьдесят тысяч человек. К середине XX столетия их было уже четыреста тысяч. Сейчас во всем мире ученых, активно двигающих науку вперед, свыше двух миллионов. Если теперешние темпы даже не ускорятся, а хотя бы останутся на таком же уровне а наука развивается по геометрической прогрессии! Поистине речь идет о грядущей «промышленности открытий», как ее справедливо называют. И как всякой индустрии, ей нужна соответствующая техника. Такими современными механизмами, способными автоматизировать умственный труд, и служат вычислительные машины, которые могут не просто решать отдельные задачи, большей частью уже давно решенные людьми, а быть настоящими действенными помощниками человека в высокоинтеллектуальной работе. Это по силам машинам, работающим по эвристическим алгоритмам, машинам, созданным, чтобы делать открытия. Известный ученый, директор Киевского института кибернетики Виктор Михайлович Глушков считает, что речь должна идти о комплексной автоматизации таких высокоинтеллектуальных творческих процессов, как развитие науки и техники. Ведутся эксперименты с программами, выводящими сложные логические следствия из имеющихся в распоряжении исследователя фактов. Планируются работы по созданию программ, строящих теорию, которая простейшим образом объединила бы сложный экспериментальный материал. Высказаны первые идеи о путях построения программы, которые формулировали бы новые интересные идеи в математике… Уже сегодня электронная машина в нашем вычислительном центре может вывести любые теоремы алгебры так называемых вещественных полиномов, в том числе и те, которые не выведены человеком». Как скоро настанет пора такой «кибернетизации научного творчества»? Академик Глушков уверен, что очень скоро. Сразу же после «кибернетической десятилетки» в экономике, с которой, по его мнению, надо начинать массовое внедрение кибернетики в нашем народном хозяйстве. На помощь ученым придут электронные ньютоны, умеющие «думать» не только очень быстро и логически стройно, но и пусть несколько приблизительно, с некоторой долей вероятности, зато с помощью так называемых «скачков ума», внезапных откровений, интуитивных догадок, и составляющих суть творческого мышления. Рациональная в своей основе, наука движется вперед не за счет только простого рассуждения, а главным образом благодаря способности ума освобождаться от оков железной логики — мыслить широко, остроумно, порой парадоксально, забегать далеко вперед, воображать иногда то, что еще не получило подтверждения фактами. Мысль человека всегда основана на чувствах, она всегда эмоциональна, хотя эта сторона деятельности ума не бросается в глаза и потому гораздо меньше изучена. Тем более это относится к мыслительной работе ученых и вообще творческих людей. Кто-то остроумно сказал, что эмоции — «закулисный дирижер» творчества. И дирижер этот играет не второстепенную, а главную роль в поисках нового. Когда эмоциями снабдят машины, они смогут «думать» еще более творчески. Не обязательно им впадать в экстаз, вдохновенно «щелкать цифрами». Не знаю, доведется ли им переживать минуты вдохновения, творческого подъема, но без воображения и интуиции их электронных моделей, разумеется им не стать подлинными ньютонами. Тем более что им придется работать на науку XX столетия — науку «безумных идей» и фантастических открытий. Весь XIX век да и начало нашего ушли в значительной степени на собирание фактов — подготовку фундамента колоссального рывка вперед, который знаменовался такими невероятными, с точки зрения здравого смысла, открытиями, как теория относительности или антимир. Сами физики назвали эти теории «безумными» в хорошем смысле. И несмотря на уже обнаруженные парадоксы, по признанию многих ученых, современная наука нуждается в новых «сумасшедших» теориях. Этого не смогут сделать трезво рассуждающие умы. XX веку нужны ученые-фантазеры, ученые-мечтатели, люди гибкой и смелой мысли, способные оторваться от канонов старых теорий, вырваться за пределы прежнего знания. И если вы — будущие ученые, инженеры, художники — хотите стать участниками великих деяний своего времени, учитесь думать широко, эмоционально, творчески. Помните: у вас есть теперь конкурент и ваш ученый друг — машина. Как не дать себя обогнать электронным ньютонам? Видимо, прежде всего иначе учиться и учить, что, пожалуй, даже важнее. Когда у нас появятся автоматические библиографы, переводчики, справочники, не будет необходимости разыскивать немыслимое количество фактов и загружать ими свою память. Нам надо сосредоточить внимание на другом — изучать не летопись науки, а ее принципы, суть составляющих ее открытий, чтобы на примере физики или химии познакомиться с методами познания и затем овладевать новыми, более совершенными способами обобщения и анализа, разнообразными приемами мышления. А для этого еще со школьной скамьи не просто набираться знаний, но и учиться думать. Собственно, первому мы школьников учим, а вот второму — умению думать — предоставляем учиться самим. Кто поспособней, интуитивно доходит до правильной технологии мышления. Менее способные ученики нередко уходят из школы, унося багаж пассивных знаний, а умения активно пользоваться ими так и не приобретают. Как же научить школьников сложному искусству мышления? Ввести в число школьных предметов логику, представляющую собой как раз описание технологии мышления? Но во многих школах преподают логику, а существо дела не меняется. Ученики выучивают, какие формы выражения мыслей правильные, какие неверные, но лучше мыслить от этого не начинают. Не хватает опять того же — умения пользоваться приобретенными навыками. Выходит, надо не просто знакомить школьников с описанием разных форм мышления, а вырабатывать у них способность думать: «делать» рассуждение, строить умозаключение и т. Или, как сказали бы кибернетики, выявить алгоритмы умственной работы и обучить им школьников. Такие опыты обучения науке думания на основе выводов эвристики ставятся. Прежде всего попробовали разложить мысленно процесс решения геометрических задач на отдельные операции — один из очень эффективных алгоритмов, как мы знаем, — и обучать им школьников восьмых классов. Результаты оказались очень хорошими. Школьники, изучавшие геометрию в течение двух с половиной лет и так и не научившиеся решать задачи, после непродолжительного обучения специальным алгоритмам вдруг проявили способности к математике. Теперь они запросто решали большинство задач, которые до этого представляли для них камень преткновения. А тот, кто и раньше хорошо справлялся с этими задачами, применяя вновь разработанные правила, стал соображать еще лучше. Этот первый опыт обучения умению думать был проведен несколько лет назад. Его успешные результаты натолкнули на мысль: а не помогут ли аналогичные алгоритмы овладеть и правильным правописанием, что составляет обычно наибольшую трудность. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что и тут дело сводится к определенным правилам решения «грамматических задач» — описания действий, которые надо совершить, чтобы определить, например, простое предложение или сложное. Такой алгоритм состоит всего из трех частей. Прежде всего надо проверить: есть ли в предложении подлежащее. Если да, необходимо определить, нет ли «лишних» сказуемых, не относящихся к этому подлежащему. Значит, предложение сложное и запятую ставить придется, как, скажем, во фразе: «Поезд ушел, и его огни скоро исчезли». Тогда предложение простое, и разделять его знаками препинания не нужно. Ведь не поставите же вы запятую в выражении: «Взошла луна и бледным сиянием своим осветила море». Другое дело, если первый контрольный вопрос дал отрицательный ответ: подлежащих в предложении не оказалось. Тогда надо проверить его по дополнительным признакам. Посмотреть, не выражены ли все сказуемые глаголами в третьем лице множественного числа. Предположим, это не подтвердилось. К примеру, фраза выглядела так: «Темнело, и начинало холодать». Вывод: предложение сложное, запятая нужна. А если сказуемое стоит в третьем лице множественного числа, скажем: «В саду нашли зарытый клад старинных монет и передали его в музей»? Тут придется установить, производят действие в обоих случаях одни и те же лица или нет. В нашем примере клад нашли люди, которые передали его в музей. Значит, предложение простое. А вот в предложении: «Приемник отнесли в мастерскую, и быстро починили» — запятую придется поставить. Ведь отнесли его владельцы, а починили мастера. Вот и весь набор правил. Вспомните: вы не учили их в школе. Это не сокращенный вариант очередной главы из учебника русского языка, а как бы план размышления на одну из грамматических тем, алгоритм правописания. Попробуйте применить его на практике, и, если вы даже не корректор по профессии, то убедитесь в определенных выгодах такого упрощенно-скоростного метода нацеленного размышления. По аналогичному плану может работать и кибернетическая машина. Исследователи, подготавливавшие программу для машин-переводчиков, как известно, столкнулись с тем, что существующие грамматические правила с трудом воспринимались машиной. Пришлось разрабатывать специальный машинный вариант их. Это и был, по существу, алгоритм обучения машины русскому языку. Машинный и человеческий алгоритмы, разумеется, неодинаковы. Ведь мозг совершеннее машины, и то, что школьнику ясно с полуслова, машине надо тщательно «разжевать». Но в принципе речь идет об одном и том же — о создании правил, так сказать, «грамматического мышления». Когда эти алгоритмы применили на практике, грамотность школьников резко повысилась. Они делали теперь в пять-семь раз меньше ошибок по сравнению с контрольной, кибернетически не обученной группой. Но иногда и среди первых попадались «неисправимые» двоечники. Что же мешало этим ученикам писать грамотно? Ведь они владели секретом правильного мышления. Оказалось, мало составить надежный алгоритм того или иного предмета. Надо разработать алгоритм самого обучения и строго придерживаться его. Иными словами, не просто передавать знания, а активно управлять процессом обучения. В самом деле, сейчас ученик для преподавателя что-то вроде «черного ящика», с которым так любят сравнивать инженеры мозг человека. Учитель знает, что «ввел» какие-то сведения в голову ученика. А как они усвоены, что осталось в его памяти, что проскочило мимо сознания — неизвестно. Виден только результат: ученик стал решать задачи лучше, писать грамотнее или так и не научился ни тому, ни другому. Но почему, что, грубо говоря, «не сработало» в его голове? Об этом можно только догадываться. Ведь все происходящее в сознании школьника во время урока, фигурально выражаясь, закрыто от преподавателя «непроницаемым футляром», подобно тому как скрывает «черный ящик» — черепная коробка — физиологические процессы в мозгу. И все-таки многими физиологическими процессами научились управлять извне. Почему бы не попробовать управлять и психологическими процессами во время обучения? Конечно, это гораздо сложнее, но в принципе ничего невозможного тут нет. Мозг человека, разумеется, самопрограммирующееся устройство. Только надо ли предоставлять ему «становиться на ноги» самостоятельно? Не лучше ли вмешаться в самообучение мозга и направить его психологический рост и развитие. А ведь обучение — частный случай управления, изучаемого кибернетикой. Что необходимо для успешного управления? Хорошая обратная связь. Между тем именно ее и нет в современном процессе обучения. Учитель может детально объяснить задание, а ученик будет «считать ворон» и ничего не усвоит. И тогда усилия преподавателя пропадают зря. Другое дело, если бы в любое мгновение он получал «обратные» сведения об усвоенных знаниях. Но мыслимо ли это? Вычисления показывают: за двадцать минут урока учитель должен получить по крайней мере сто пятьдесят подтверждений, что ученик слушает и понимает его объяснения. А ведь в классе не один школьник — их человек двадцать или тридцать. Разве успеешь принять ответы от каждого? Так родилась мысль — поручить роль контролера обучения кибернетической машине. Пусть к ней ежесекундно стекаются сообщения от каждого школьника.
На что нам ЭВРИКА?
Восклицание, выражающее радость и удовольствие. Впервые его произнёс Архимед при открытии закона гидростатики. А еще «Эврика» — это название нашей любимой школьной команды эрудитов. В очередной раз стала победителем, завоевав первое место. Причем победила «Эврика» с большим отрывом, набрав в общем зачете 12 очков, опередив своих ближайших соперников на пять баллов.
Архимед, во время купания, погрузился в воду и заметил, что его тело, вытеснило соответствующий объем воды. Обрадовавшись новому открытию Архимед и воскликнул "Эврика". Новое открытие помогла разоблачить ювелира. Фраза применяется и в других языках, в том числе и в английском языке — Eureka! Это слово является девизом штата Калифорния в США.
В работе органов «Э. Высший орган «Э. Председательствует на заседании приглашающая страна. Рабочий орган — Секретариат, подчиненный Конференции министров и не обладающий правом принятия решений. В задачи Секретариата входит организация контактов между партнерами, сбор и распространение информации. Из руководящих чиновников стран-участниц создана специальная группа высоких представителей для подготовки правительственных конференций и отбора проектов кооперации. Месторасположение секретариата «Э.
И даже нужно. Экспозиция музея дает возможность ставить физические эксперименты, исследовать тело человека, разбираться в тонкостях строительства и даже создавать самодельные конструкции, которые можно тут же в музее испытывать на прочность или скорость. Что особенно приятно, большинство экспонатов имеет пояснения на русском языке. Ну а если нет пояснений, то можно обратиться к сотрудникам музея, которые говорят, как минимум, на английском языке. В здании музея есть планетарий, научный театр и постоянная экспозиция, а также всегда проходят временные выставки. Например, на момент посещения музея летом 2019 года в «Эврике» можно было попасть в мир динозавров. А еще — прокачать мозг, решая головоломки и выполняя задания разного уровня сложности. Если повезет с погодой, то множество интересных экспериментов ждет посетителей в научном парке, примыкающем к зданию «Эврики».
Каково происхождение и значение слова "эврика"?
Что такое ЭВРИКА? Значение слова | При достижении договоренностей на уровне потенциальных партнеров предложение по проекту направляется на одобрение Группы высоких представителей, где ему присваивается статус ЭВРИКИ, и далее на утверждение Конференцией министров. |
Что такое Эврика? | «Э́врика!» — легендарное восклицание Архимеда, ставшее общеупотребительным для выражения радости в случае разрешения трудной задачи. |
«Эврика» в других словарях:
- Соседние слова
- Россия вышла из научно-технической программы «Эврика»
- Когнитивное обучение у людей и животных. Как работают эврика и инсайт?
- Эврика — Викицитатник
- «Эврика» и удивительный мир открытий | Вести образования
- Новости образования
Что такое «эврика»?
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Восклицание "эврика" употребляется как выражение радости при каком либо открытии, при внезапно появившейся, осеняющей мысли. я нашел) - согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики.
Россия решила выйти из европейской научно-технической программы «Эврика»
Просто слегка искаженное под греческий лад. Вот и получается, что сквозь времена, возвращаясь к источникам, правильно говорить все-таки «Аврика». От автора. Все-таки насколько велик и могуч гугл-транслейт! При вводе слова «аврика» на иврите,через букву «алеф», выходит следующее значение — «все в порядке» Хотя ни один иврита-говорящий человек о нем не знает! Следуем дальше. Если написать avrika — то в переводе на греческий получается выражение «Я понял». Вот и получается, что идею сайта Аvrika.
Историю этого выражения рассказал знаменитый римский… … Словарь крылатых слов и выражений Эврика! Цель этой программы налаживание кооперации,… … Юридическая энциклопедия ЭВРИКА — европейское агентство по координации научных исследований, осуществляющее совместно программу научных исследований и разработок, в которой участвует большинство западноевропейских стран. Восклицание, выражающее радость, удовлетворение по поводу пришедшей в голову удачной мысли, какого нибудь открытия и т.
Драма Режиссер Синдзи Аояма один из заметных деятелей новой волны японского кино.
Эврика, или Кто это придумал? Юные читатели Липецкой областной детской библиотеки смогут приобщиться к этому празднику и принять участие в виртуальном дне информации «Эврика, или Кто это придумал? Маленькие почемучки посмотрят познавательный видеоролик «Нам есть чем гордиться» и узнают, что Нобелевская премия — это достояние шведского учёного, изобретателя и предпринимателя Альфреда Нобеля 1833—1896 гг.
То есть закона Архимеда.
Сегодня, однако, речь пойдет о совсем другой «Эврике». Давайте узнаем, где можно убедиться в действенности многих прочих физических законов. И заодно проверить, что школьные учебники не врут, а описанные в них опыты действительно реальны. Это удивительное место называется «Эврика». Научный музей «Эврика».
Он расположен недалеко от финской столицы, в пригороде Хельсинки в Тиккуриле. Если решитесь прийти в этот рай для любителей-экспериментаторов, то знайте, в этот день вряд ли что-то получиться сделать еще, кроме как провести день в музее.
Что такое Эврика:
- ЭВРИКА - Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка - Русский язык -
- «Эврика» и удивительный мир открытий | Вести образования
- Россия решила выйти из европейской научно-технической программы «Эврика»
- Сообщить об опечатке
- ЭВРИКА что означает? Этимология слова - значение слова - праязык - YouTube
Что такое Эврика? Значение слова Эврика в историческом словаре
Все пространство в этом помещение наклонено относительно уровня горизонта. Из-за этого, когда человек заходит в такую комнату, у него возникает «морская болезнь». Настоящая гордость центра — катушка «Тесла». Прибор австро-венгерский изобретатель создал еще в 19-м веке для передачи электрических импульсов. А сегодня из-за эффектного разряда, получаемого из катушки, ее используют в различных шоу. Помимо световых экспонатов в научно-познавательном центре можно узнать, как образуется водоворот и волны, почему не тонут корабли и многое другое.
Даже можно не ходить на уроки физики, а изучать все новое здесь. Во время посещения центра экскурсию для ребят проводят студенты ВлГУ - в свободное от учебы время.
Они отнеслись к этому предложению без особенного восторга.
Кибернетика уже не была новинкой, и каждый из них не один раз пробовал свои силы в таком необычном соревновании. Первый страх перед электронным противником давно прошел. Теперь шахматисты знали и сильные и слабые стороны автоматического игрока и были уверены в своей победе.
Не таким уж умелым оказался электронный шахматист. Обыграть его не представляло большой трудности. Пока он там прикидывал и обдумывал все варианты, можно было успеть составить превосходную тактику игры и тогда уже не бояться, что машина вас обгонит.
Слишком расчетливым и слишком педантичным был автомат. Он не мог отважиться на риск сделать неожиданный ход — знай себе взвешивает все «за» и «против» прежде, чем сделать самое обычное передвижение фигур. Давно пора было инженерам понять, что шахматы — игра творческая, машинам недоступная.
А они вот опять приглашают на очередную партию. И на что надеются? Тем не менее в назначенный день и час приглашенные прибыли в вычислительный центр.
Отказаться не позволял престиж. Игра началась как обычно. Но уже после третьего-четвертого хода шахматисты почувствовали, что противник на этот раз гораздо сильнее.
Не успели они освоиться в новой обстановке, как игра закончилась — победила машина. Один за другим подходили к шахматному столу чемпионы разных штатов и… терпели поражение. Электронный шахматист оказался на сей раз на высоте.
Но почему? Что с ним произошло? А произошло вот что.
Инженеры решили создать машину, способную играть в шахматы так же творчески, как человек. Ясно, что мы пользуемся тут какими-то приемами, позволяющими сократить варианты ходов. Какими же?
Эти правила во всяком случае, часть из них легко можно найти в любом руководстве для начинающих. Ну, например, там даются такие советы: «Держите под контролем четыре центральных поля», «Прежде чем атаковать, обеспечьте безопасность своего короля», «Не атакуйте противника, пока не укрепили свои позиции». Каждый такой совет и есть, по существу, один из эвристических алгоритмов, которыми человек овладел на опыте за многие десятилетия, что играет в шахматы.
Проанализировав правила шахматной игры, трое американских психологов, Ньюэл, Шоу и Сайгон, разбили их на шесть независимых целей: безопасность короля, материальное равновесие, контроль над центральными полями, развитие фигур, осада короля и продвижение пешек. Этот порядок намеченных целей определяет последовательность действий, которые производит машина. Сначала она постарается всеми доступными ей средствами обеспечить безопасность короля.
Если это не удастся, она будет защищать его по мере возможностей. И только если король в безопасности, машина перейдет к следующей цели — учету возможных обменов фигурами, чтобы обеспечить достаточную защиту своих фигур. Затем электронный шахматист примется бороться за центральные поля и т.
С каждой из этих целей связан набор правил, по которым вырабатываются нужные ходы. Скажем, машина стремится завоевать центральные поля. Тогда она сначала предложит продвинуть ферзевую пешку, затем королевскую.
Потом она постарается помешать противнику сделать то же самое и уже затем начнет делать ходы, подготавливающие достижение следующей по ранжиру цели, например, укрепит защиту ферзя или короля. Предлагаемый ход машина «прикидывает» с точки зрения всех шести целей, чтобы косвенно не навредить самой себе. Мало того.
У машины может быть не один вариант каждого хода, а несколько. И тогда она должна выбрать лучший. Время для выбора ограничено, и, когда оно истекает, машина останавливается на самом приемлемом из всех обдуманных ею к этому моменту.
Работая по такой программе, машина оказалась способной разыгрывать довольно сложные партии и выходить победительницей, даже когда ее партнерами были мастера шахмат. А все потому, что не перебирала все возможные варианты, как первые электронные шахматисты, а действовала по определенному плану, проявляя при этом изобретательность и смекалку. Шахматы вообще — идеальная модель эвристического мышления.
Вот почему эта древняя игра стала сейчас чем-то вроде пробного камня для проверки новых идей эвристического программирования. А сокращать перебор вариантов можно по-разному. Свидетельство тому шахматный матч, начавшийся осенью 1966 года между советской и американской электронными машинами.
Это не спортивное соревнование, а сравнение эвристических программ, составленных советскими и американскими учеными. Помимо чисто научного интереса, машина, успешно играющая в шахматы, сможет выполнять любую сложную деятельность, например плановика, диспетчера и т. Электронный шахматист не был первым механизмом, работающим по эвристической, творческой программе.
Просто тут нагляднее видны преимущества человеческого способа решать сложные проблемы. Да и создать машину, по-настоящему играющую в шахматы, было очень трудно. Вот почему, когда это, наконец, удалось, об успехе инженеров сразу стало широко известно, хотя еще раньше те же трое ученых разработали другую эвристическую программу, более деловую.
Благодаря ей кибернетическая машина приобрела способность доказывать математические теоремы. Не просто логически вывести из некоего данного то, что отсюда следует, как делают школьники, а предложить новое научное доказательство, а это удается уже далеко не каждому математику и само по себе всегда большое событие в науке. За что ее и назвали «Логик-теоретик».
Как же действовал «Логик-теоретик»? Ученые вложили в его память аксиомы, взятые из известной книги англичанина Рассела «Основы математики». Затем машине сообщили несколько теорем из первой части учебника.
Это было, так сказать, «сырье». После чего будущему теоретику на примере одной из теорем продемонстрировали технику доказательства. Обучение закончилось.
Теперь машине стали давать описание исходных данных совершенно новых для нее теорем их брали из второй части той же книги «Основы математики» , и она успешно доказала тридцать восемь из пятидесяти двух теорем. Конечно, никакого открытия в математике машина не сделала и вряд ли удостоится больших почестей за найденные доказательства. Да это и понятно.
Ведь она фактически выполнила уже проделанную раньше человеком работу. Правда, машина сумела предложить несколько оригинальных доказательств. А одно из них было короче и стройнее, чем у автора «Основ математики».
Его даже собирались опубликовать в научном журнале как самостоятельное открытие, но редактор стал оспаривать приоритет машины. Собственно, его возражения сводились к тому, что эту же самую теорему теперь можно доказать более простым способом, используя такие теоретические построения, которые не были в свое время известны ни Расселу, ни вычислительной машине. Так подвиг машины и остался безвестным.
Но что из того, что «Логик-теоретик» заново переоткрыл уже известные теоремы? Для него-то они были новы и неизвестны. А изобретателям тоже случается по незнанию открывать уже открытое.
Важно, что машина способна к таким же творческим деяниям, как и человек, ученый. Когда появились первые сообщения о машине, выполняющей сложную теоретическую работу, многие стали возражать, будто деятельность ее нельзя назвать подлинно творческой. Ведь «Логик-теоретик» только решает задачи, поставленные перед ним человеком, то есть лишь ищет ответ.
Самостоятельно же выбрать проблему, которую нужно решить, машина не может. Но это неверно. Причем он думает «с конца»: не составляет план поиска от первого до последнего пункта, а ищет решение, отталкиваясь от конечной цели — доказательства теоремы.
И, идя от конца к началу, машина выдвигает новые частные теоремы и ставит себе подцели доказать их. И делает это уже по собственному усмотрению. Метод «мышления», который применяла машина, довольно часто пускаем в ход и мы с вами.
Мысленно идти в обратном порядке — один из многих эвристических приемов, используемых человеком при решении самых разных проблем. Он хорошо известен, например, всем, кто любит решать головоломки. Особенно наглядно его преимущества видны, если вспомнить, как легко найти выход из Т-образного лабиринта, проследив путь от места, где размещена цель, к началу, и как трудно это сделать, если идти в прямом направлении.
Стоит, может быть, упомянуть, что авторы детективных историй с «неожиданной» развязкой в самом конце нередко начинают обдумывать сюжет именно с развязки, а потом уже приходят к началу повествования. Так легче строить остросюжетный рассказ или роман. Читателям же предоставляется блуждать в нарочно запутанных сюжетных ходах с начала к концу, то есть он должен идти по лабиринту наиболее трудным путем.
Долгое время вообще считалось, что лабиринт не Т-образный, а более сложный, напоминающий ветвистое дерево превосходно иллюстрирует схему поисков любого сложного решения. В центре такой паутины ходов находится цель — искомый ответ. Решая задачу, человек словно бродит по запутанным коридорам лабиринта: то заходит в тупики, то кружит на одном месте, то возвращается назад, чтобы снова двинуться вперед.
И так, пока, наконец, не достигнет заветной цели — центральной площадки. Теория лабиринта, которая пришла в свое время на смену пресловутым пробам и ошибкам, на первых порах казалась весьма удачной. Опыты с живыми, а потом с механическими мышами, учившимися искать путь в лабиринте, стали классической моделью обучения.
Поведение электронного Тезея Шеннона как шутливо назвал он свою мышь стало основой для решения многих сложных задач, скажем, игры в пять фишек пятнадцать. Да и шахматные задачи — по существу лабиринт, только уж очень запутанный. Но лабиринт, может быть, и помогает понять что-то в механизме мышления, однако характеризует его чисто внешне, не раскрывая внутренних пружин.
Конечно, если искать выход из лабиринта, применяя небезызвестный алгоритм «Британского музея» — простой перебор всех вариантов, это может продолжаться очень долго. Количество маршрутов в этом случае будет достигать астрономической цифры, так что и математик не сможет их пересчитать и выбрать правильный. Вместо лабиринта ходов возникают лабиринты формул, из которых выбраться нисколько не легче.
Нужны какие-то более экономичные приемы. Несомненно, нашему мозгу они известны, и он их успешно применяет. А вот как до них добраться исследователям?
Те же американские психологи — Ньюэл, Шоу, Саймон — попытались отгадать эвристические приемы, которые человек использует для решения самых разных задач: и при поиске математических доказательств, и при решении конструкторских задач, и при анализе физических проблем, и при создании музыки, и при постановке правильного диагноза, и при подборке необходимых красок или единственно нужных слов. Короче говоря, они попытались объять необъятное: создать машину, способную решать самые разные творческие задачи — и научные и стоящие перед людьми искусства. И такая удивительная машина была создана, вернее — разработана программа ее работы.
Назвали ее не очень поэтично — «Универсальный решатель проблем», или сокращенно, по первым буквам английских слов: ДПС. Взявшись за столь сложную задачу, ученые оказались перед запутаннейшим мыслительным лабиринтом. Как найти в нем кратчайшую дорогу к цели?
Психологические эксперименты, проводившиеся раньше, не давали законченного ответа на этот вопрос. Они раскрывали какие-то отдельные детали поиска, не рисуя всей картины. Пришлось засесть за новые опыты, составленные по специальной программе.
Их участниками стали «вечные мученики науки» — студенты колледжа. Им написали несколько выражений, похожих на алгебраические. И попросили преобразовать его в другое, которое выглядело бы так: QVP R.
Для этого давался набор правил. Думать, разумеется, надо было вслух. Те, кто знаком с математической логикой, несомненно, узнают эти выражения.
Студенты же рассматривали их как простой набор каких-то значков и букв. Это было сделано нарочно. Ведь машине в будущем тоже предстояло иметь дело с абстрактными символами.
Чтобы машину и человека по возможности уравнять в правах, условия эксперимента и приблизили к обстановке, в которой должна действовать машина. Кроме того, так можно было избавиться от всего лишнего: второстепенных деталей, ненужных эмоций, вольно или невольно сопровождающих психологический эксперимент, если он проводится в форме игры или заключается в решении разного рода головоломок или даже просто занимательных задач с «аквариумом», весами, свечкой и тому подобным. Здесь задача была предельно суха и абстрактна.
Это была задача вообще. Больше двадцати студентов решали ее. И хотя они думали неодинаково, все же удалось обнаружить общие принципы, которыми руководствуется человек при решении разных проблем.
Наиболее отчетливо выявились два эвристических приема. Один заключается в том, чтобы разложить сложную задачу на несколько частных, более простых и решать их по очереди, постепенно приближаясь к цели. Практически это выглядит так.
Человек анализирует задачу и видит, что у него нет средств превратить данные условия в искомое решение. Тогда он смотрит, нельзя ли уменьшить разрыв между условиями и требованиями. Найдя способ это сделать, снова сравнивает ситуацию, которая получилась в результате его действий, с конечной целью и ищет средства перевести новый вариант задачи в желаемое решение, и так много раз.
По легенде ученый воскликнул «Эврика! То есть закона Архимеда. Сегодня, однако, речь пойдет о совсем другой «Эврике». Давайте узнаем, где можно убедиться в действенности многих прочих физических законов. И заодно проверить, что школьные учебники не врут, а описанные в них опыты действительно реальны. Это удивительное место называется «Эврика». Научный музей «Эврика». Он расположен недалеко от финской столицы, в пригороде Хельсинки в Тиккуриле.
Архимед с Гиероном наполнили чашу водой и погрузили в нее корону.
Часть вылившейся воды они собрали в отдельную емкость. Затем они взяли слиток золота, равный тому, что получил ювелир, и тоже поместили в посуду с водой. Если корона состоит из чистого золота и весит столько же, сколько и слиток, то воды должно было вылиться одинаковое количество. Но кусок драгоценного металла выместил меньшее количество воды. Мудрый Архимед теперь понял, что в корону добавили сплав серебра, плотность которого меньше, чем золота. Чтобы сохранить вес изделия, серебра пришлось добавить больше. Это и объясняло почему корона вытесняет из емкости больше воды, чем слиток золота.
Значение слова ЭВРИКА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка
Что такое теория Эврика? Эврика — Эврика! (греч.) – Я нашел! Восклицание, приписываемое величайшему из математиков древности Архимеду Сиракузскому (ок. ЭВРИКА. [гр. heureka я нашел] – согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики. Уже с 16 февраля в научно-познавательном центре «Эврика» преподаватели «политеха» начнут читать лекции и проводить мастер-классы, касающиеся естественных наук, для всех желающих. Правительство РФ объявило о выходе России из европейской научно-технической программы "Эврика".
Югорский филолог рассказал о значении слова «Эврика!»
Те студенты, которые выполняли необязательную деятельность во время перерыва, выполняли повторные задания на 41 процент лучше. В отличие от них остальные студенты не показали улучшений. Известно, что глубокий сон способствует творческому прозрению, но то, что мечтательность может сделать то же самое, является удивительным открытием. Стоит заметить, что "мечтательные" участники выполняли задания, с которыми они сталкивались впервые, не лучше чем те, кто был в других группах. Это говорит о том, что блуждание ума помогает только с задачами, над которыми мы уже мысленно работали. Почему же мы склонны иногда утрачивать связь с реальностью, и позволять нашему уму блуждать?
Эврика, или Кто это придумал?
Юные читатели Липецкой областной детской библиотеки смогут приобщиться к этому празднику и принять участие в виртуальном дне информации «Эврика, или Кто это придумал? Маленькие почемучки посмотрят познавательный видеоролик «Нам есть чем гордиться» и узнают, что Нобелевская премия — это достояние шведского учёного, изобретателя и предпринимателя Альфреда Нобеля 1833—1896 гг.
Но если смотреть в суть вещей, не стандартно, то тут вовсе и ошибки никакой нет. Наш с вами разговор о слове «avrika» аврика следует начать с того, что идея создания нашего сайта возникла на территории Израиля. Наверно, есть среди нас такие, кто хоть немного увлекается языком иврит.
Не тем ивритом, который мы слышим на улице — современный модерновый иврит. А тем древним языком, на котором была написана Тора. Тогда мы с вами можем догадаться, что в самом слове аврика присутствуют отголоски иврита. Так же, к слову, называется знаменитая радиостанция вещающая на русском языке в Израиле — «Рэка». Отсюда следует, что и само выражение «Эврика» что на греческом означает — идея , не что иное, как ивритское выражение!
Настоящая гордость центра — катушка «Тесла». Прибор австро-венгерский изобретатель создал еще в 19-м веке для передачи электрических импульсов. А сегодня из-за эффектного разряда, получаемого из катушки, ее используют в различных шоу. Помимо световых экспонатов в научно-познавательном центре можно узнать, как образуется водоворот и волны, почему не тонут корабли и многое другое. Даже можно не ходить на уроки физики, а изучать все новое здесь. Во время посещения центра экскурсию для ребят проводят студенты ВлГУ - в свободное от учебы время. Экскурсоводы не только демонстрируют экспонаты, но и объясняют происходящее. Таким образом, ребенок может лучше понять и усвоить теоремы, которые порой звучат для школьников как абракадабра.
Россия выходит из европейской научно-технической программы "Эврика"
Эврика — статья из свободной большой энциклопедии. Следуя общепринятому мнению, после своего открытия он выкрикнул: «Эврика», что стало причиной привязки этого слова к открытию. Смотреть что такое «Эврика» в других словарях. толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание. ЭВРИКА ориентирована на развитие промышленного сектора и поддержку инновационной активности малых и средних предприятий (МСП). Гау до оц «Эврика».