Новости соломон царь израиля

Исходя из описания этой вечной книги, отцом Соломона был второй царь Израиля – Давид. Ветхозаветный Царь Соломон, сын Царя Давида, Правитель Объединенного Израильского Царства (начало Х в. до н.э.). сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), третий иудейский царь.

ЦАРЬ СОЛОМОН, ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ

Давид — царь, псалмопевец, основатель династии и отец Соломона Уже при рождении Соломона пророк Натан выделил его среди других сыновей Давида и признал достойным милости Всевышнего; пророк дал ему другое имя — Едидья «любимец Б-га» — Шмуэль I 12, 25. Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» — прозвищем «миротворец». Восшествие Соломона на престол описано в высшей степени драматично Млахим I 1 и далее. Когда царь Давид находился при смерти, его сын Адония, ставший после смерти Амнона и Авшалома старшим из сыновей царя, задумал захватить власть ещё при жизни отца. Адония знал, по-видимому, что царь обещал престол сыну своей любимой жены Бат-Шевы, и захотел опередить своего соперника. Формальное право было на его стороне, и это обеспечило ему поддержку влиятельного военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, а пророк Натан и священник Цадок были на стороне Соломона. Для одних право старшинства было выше воли царя, и ради торжества формальной справедливости они перешли в оппозицию, в лагерь Адонии. Другие считали, что поскольку Адония не был первородным сыном Давида, то царь был вправе отдать престол, кому захочет, хотя бы и своему младшему сыну Соломону. Приближавшаяся кончина царя побудила обе партии к активному выступлению: они хотели осуществить свои планы ещё при жизни царя.

Адония думал привлечь сторонников по-царски пышным образом жизни: он завёл колесницы, всадников, пятьдесят скороходов, окружил себя многочисленной свитой. Когда, по его мнению, настал удобный момент для осуществления замысла, он устроил за городом пиршество для своих приверженцев, где собирался провозгласить себя царём. Но по совету пророка Натана и при его поддержке Бат-Шеве удалось убедить царя поспешить с исполнением данного ей обещания: назначить Соломона своим преемником и помазать его сейчас же на царство. Священник Цадок в сопровождении пророка Натана, Бнаягу и отряда царских телохранителей крети у-плети повезли Соломона на царском муле к источнику Гихон, где Цадок помазал его на царство. Когда раздались звуки рожка, народ закричал: «Да здравствует царь! Народ стихийно пошёл за Соломоном, сопровождая его во дворец с музыкой и ликующими криками. Весть о помазании Соломона испугала Адонию и его сторонников. Адония, боясь мести Соломона, искал спасения в святилище, ухватившись за рога жертвенника.

Соломон обещал ему, что если он будет вести себя безупречно, «волос не упадёт с его головы на землю»; в противном же случае он будет казнён. Вскоре Давид умер, и царь Соломон вступил на престол. Уже первые шаги нового царя оправдали мнение, составленное о нём царём Давидом и пророком Натаном: он оказался бесстрастным и прозорливым правителем. Между тем, Адония попросил царицу-мать добиться царского разрешения на его брак с Авишаг, рассчитывая на народное воззрение о том, что право на престол имеет тот из приближённых царя, которому достаётся его жена или наложница ср. Шмуэль II 3, 7 и далее; 16, 22. Соломон понял замысел Адонии и предал своего брата смертной казни. Так как Адонию поддерживали Йоав и Эвьятар, то последнего устранили от должности первосвященника и сослали в его имение в Анатот. Известие о гневе царя дошло до Йоава, и он укрылся в святилище.

По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. Шмот 21, 14. Впрочем, о других случаях применения царём Соломоном смертной казни нам неизвестно. Кроме того, по отношению к Йоаву и Шими он лишь исполнил завещание отца там же, 2, 1-9. Укрепив свою власть, Соломон принялся за решение стоявших перед ним задач. Царство Давида было одним из значительных государств Азии. Соломону предстояло укрепить и сохранить это положение. Он поспешил вступить в дружественные отношения с могущественным Египтом; предпринятый фараоном поход в Эрец-Исраэль был направлен не против владений Соломона, а против ханаанейского Гезера.

Вскоре Соломон женился на дочери фараона и получил покорённый Гезер в приданое там же, 9, 16; 3, 1. Это было ещё до постройки Храма, т. Обеспечив, таким образом, свою южную границу, царь Соломон возобновляет союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, с которым был в дружественных отношениях ещё царь Давид там же, 5, 15-26. Вероятно, в целях сближения с соседними народами, царь Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые, надо полагать, принадлежали к знатным родам этих народов там же, 11, 1 Цари приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, лошадей, мулов и т. Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» там же, 10, 27. Царь Соломон любил лошадей. Он первый ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию там же, 10, 26. На всех его предприятиях лежит печать широкого размаха, стремление к грандиозности.

Это придавало блеск его царствованию, но, вместе с тем, ложилось тяжёлым бременем на население, главным образом, на колена Эфраима и Менаше. Эти колена, отличаясь по характеру и некоторым особенностям культурного развития от колена Йеуды, к которому принадлежал царский дом, всегда имели сепаратистские стремления.

Историческая аналогия дает возможность представлять дело так.

Народ еще при Соломоне обращается, соблазняясь его примером, «к своим излюбленным высотам и тенистым рощам». Обстоятельства после его смерти заставляют иудеев, с точки зрения которых отпадение десяти колен собственно несчастье и именно наказание Божие за допущенное им в своем царстве служение чужим богам, несколько приостановиться в своем уклонении к язычеству, обратиться к Иегове и таким образом ходить путем Давида и лучшим путем Соломона. Так проходят три года, в течение коих поддерживают их в этом направлении и переселяющиеся из израильского царства благочестивые израильтяне и левиты.

Но впечатление от разделения ослабевает с течением времени, разделение является уже фактом совершившимся и непоправимым, собственное царство Ровоама становится уже окрепшим, — словом, народ приходит опять в спокойное расположение духа и тем скорее возвращается к принятому еще при Соломоне, но прерванному обстоятельствами по смерти его, языческому направлению. Заметим кстати, что следование принятому в царствование Соломона направлению в делах религиозных соглашается с направлением деятельности Ровоама и в других отношениях, — во всем он хочет быть продолжателем и подражателем деятельности своего великого и славного отца. Так подобно своему отцу он укрепляет свое царство многими крепостями 2Пар.

Заявив народу в злополучный день своего предполагавшегося утверждения на царстве всего Израиля, что он не отступит от политики своего отца 3Цар. Взгляд на религиозную реформу Иеровоама I, как на оппозицию деятельности Соломона в области культа вообще, даже в области культа Иеговы, и как на восстановление древнего культа, господствовавшего будто бы среди Израиля до Соломона. Несостоятельность доказательств этого взгляда И успех религиозной реформы, предпринятой Иеровоамом, вскоре по смерти Соломона, в царстве израильском, становится понятен лишь при предположении, что израильтяне, отпавшие от дома Давидова и теперь составляющие царство израильское, еще при Соломоне приняли направление более или менее языческое, или, по крайней мере, более чувственное, ищущее удовлетворения и находящее его в чувственном изображении своего невидимого и неизобразимого Бога.

Здесь мы должны остановиться. Существует мнение, по которому реформа Иеровоама не стоит в соответствии с признаваемым нами понизившимся, благодаря влиянию терпимых и покровительствуемых Соломоном языческих культов, религиозным состоянием Израиля того времени; напротив она стоит в прямой противоположности к этим культам и не только к ним, а и к остальной деятельности Соломона в области культа, — в особенности же к построенному им храму. В таком случае влияние религии на разделение еврейского царства иное, отличное от того, какое мы имеем указать.

По этому взгляду Соломон всею своею деятельностью в области культа, а не покровительством только культам чужих богов возбуждает в народе израильском и, особенно в пророках сильное недовольство против себя. Достаточно было построения храма для того, «чтобы возмутить национальное и религиозное чувство израильтян и пророков Иеговы; для этого не было нужды в том, чтобы Соломон построил еще капища Астарте, Молоху и Хамосу». Религиозная реформа Иеровоама, таким образом, не уклонение, так или иначе объясняемое, от прежнего господствующего среди Израиля культа Иеговы, a восстановление именно этого культа; благодаря ей израильский народ «возвращается только к своему древнему и подлинно еврейскому культу».

Но действительно ли реформа Иеровоама восстановление или «улучшение» 321 древней, подлинно еврейской формы культа? На чем опирается такой на все взгляд? Сущность религиозной реформы Иеровоама состоит, как известно, в следующем.

Он устрояет два золотых тельца, поставляет их на двух противоположных границах своего государства — южной в Вефиле и северной в Дане и предлагает их своим подданным для поклонения, вместо того, чтобы ходить им в Иерусалим. Это в реформе главное. Другие её стороны: введение всеобщего священства, с уничтожением исключительных прав на него Левиина колена, и перенесение праздника вероятно кущей с седьмого месяца на восьмой более или менее второстепенные и, быть может, введены уже позднее 3Цар.

Что эта реформа — восстановление древнего, господствующего среди евреев религиозного культа и именно нормального, для признания этого недостаточно указать на широкое распространение культа тельца в том самом или приблизительно в том виде, как он введен Иеровоамом. Для этого нужно предположить, что до Соломона не было закона, определяющего так или иначе религиозный культ евреев. Только при этом предположении широкое распространение того или другого культа вообще или в частности культа тельца может свидетельствовать об его нормальности среди Израиля.

В противном случае, при существовании закона, определяющего иной вид культа, культ тельца есть уклонение от законного культа. Как уклонение, должна быть рассматриваема и религиозная реформа Иеровоама, восстановляющая этот культ, и как уклонение она может быть объясняема лишь из предположения предшествующего большего или меньшего, так или иначе объясняемого, упадка религиозного состояния израильтян, составивших израильское царство. Таким образом, чтобы иметь возможность от реформы Иеровоама правильно заключать к влиянию религии на разделение еврейского царства, нужно установить наперед правильный взгляд на отношение реформы к предшествующему состоянию религии в израильском народе и ее значение, а для этого решить вопрос о том, существовал ли до Соломона закон, точно определяющий культ, в частности, что Бог Израиля, Иегова, должен быть почитаем без какого-либо чувственного изображения, что на служение Ему при святилище должно быть выделено колено Левиино, что должно быть одно место в стране для жертвоприношений всего народа и пр.

Вопрос о происхождении такого закона от Моисея, или о законе, как он изложен теперь в Пятикнижии, как начальном или конечном пункте истории Израиля, или о том, — закон ли прежде пророков или же пророки прежде закона, или, как ставит вопрос Вельгаузен: «Моисеев закон исходный ли пункт для истории древнего Израиля или для истории иудейства, т. Но понятно само собою, мы не можем входить здесь в принципиальное решение этого и слишком сложного и слишком трудного для точного решения вопроса. Вопрос этот возникает главным образом потому, что в истории Израиля до вавилонского плена встречаются факты, которых, по-видимому, не должно бы быть в ней, если бы с самого ее начала существовал Моисеев закон; потому что «допленная история идет вообще не по нормам Моисеева закона, и только после плена наступает приблизительная сообразность истории и писанной торы».

Возможность широкого распространения культа тельца или, что тоже, культа Иеговы под чувственным символом тельца у Израиля обусловливается принципиально, так сказать, положением, что «форма тельца подлинно семитический символ божества». Так действительно и видят в нем некоторые «древнееврейскую идею», в культе тельца «древнееврейское язычество». Объяснить такое молчание намерением предания или бытописателя представить высокие лица патриархального периода свободными от религиозно-нравственных заблуждений нельзя.

В книге Бытия рассказывается же о том, что в семействе Иакова были боги чужие терафимы, 31:34; 35:4. Но ничего не говорится в ней о культе тельца. В первый раз о служении Израиля золотому тельцу говорится в истории пребывания его при горе Синае, вскоре по выходе из Египта Исх.

Близость по времени этого служения к пребыванию Израиля в Египте, стране поклонения животным, сама собою наводит на мысль о заимствовании этого культа именно у египтян. Но сила указываемого здесь основания видеть в золотом тельце египетское влияние, именно основания враждебности к египтянам ослабляется значительно дальнейшими словами автора: «хотя, несомненно, в самом праздновании в честь тельца были и черты египетского культа, к которому так привык народ во время своего пребывания в Египте». Далее тот же автор видит «некоторое сходство в устройстве и расположении скинии с расположением храмов египетских», склоняется объяснять урим и туммим египетской аналогией.

Почему же нужно исключать это влияние по отношению к символу божества при Синае, особенно когда библейские писатели видят его и здесь Нав. Справедливо говорит Елеонский после разбора мнений относительно происхождения культа золотого тельца у израильтян: «чтобы в вопросах чисто научных, касающихся бытовых сторон древней жизни, каков настоящий предмет, отступать от воззрения библейских писателей, необходимы прочные, несомненные данные; а не таковы, по нашему мнению, приведенные выше основания новейшего мнения о происхождении золотого тельца» 331 из семитического влияния. После факта служения золотому тельцу при Синае в дальнейшей истории Израиля вплоть до религиозной реформы Иеровоама, первого царя израильского, нет прямых указаний, за исключением, быть может, Нав.

Во все это время ничего неизвестно и о каких-либо политических сношениях Израиля с Египтом. С прекращением этих последних стоит, таким образом, в связи, судя до аналогии с прежним, прекращение и религиозного влияния Египта на Израиля, — что может опять доказывать именно египетское происхождение золотого тельца при Синае. Важно и то, что Иеровоам, введший культ тельца в израильском царстве, жил некоторое время пред этим в Египте 3Цар.

Близко предположение видеть египетское влияние и в его религиозной реформе. Указывают, правда, или лучше стараются указывать существование культа тельца у Израиля и во время между пребыванием его при Синае и Иеровоамом. И если верить этим указаниям, то действительно культ этот был общераспространен среди него, был господствующим культом во все время до Иеровоама.

Так статую тельца или статую со смешенным видом тельца и человека устрояют Гедеон Суд. Эти статуи не единственные, а лишь более ценные и предполагают множество других, более простых. Во всех них, за указанным исключением, говорится собственно об ефоде, на ефод обращается внимание и в культе Миха Суд.

Общее основание видеть в ефоде именно статую бога находят в самом имени ефода. Таким образом, и основное место для понимания под ефодом «образа в окладе» не уполномочивает к нему. Остается чистая его возможность, и наряду с нею действительность, по которой последней ефод означает верхнюю наплечную одежду первосвященника с прикрепленными к ней уримом и туммимом, которую он надевал на себя, когда хотел вопросить Бога.

Должны быть сильные и ясные основания для того, чтобы под одним и тем же словом — ефод разуметь в одном месте «образ в окладе», в другом одежду первосвященника. Сам же он сознается, что в одном месте слово — ефод стоит одно без этой прибавки и все-таки означает одежду, которую носит силомский священник, стерегущий ковчег завета 334 т. Большее внимание к предмету показало бы Фатке, что носителем ефода, названного просто, без всякой прибавки, представляется Ахия, во всяком случае, глава силомского священства, что этот священник распорядитель и посредник при вопрошении Бога Саулом 1Цар.

Все это, взятое вместе, показало бы ему, что выражения: льняный ефод и просто ефод указывают не на различие между ефодом, как священнической одеждою, и ефодом, как статуей, а на различие между одеждою простых священников и одеждою первосвященника; а таким образом исчезает, и основание от простого имени ефод заключать к статуе Бога. He более cильны и другие, частные, основания видеть в том или другом ефоде именно статую Бога. Так нет вынуждающих оснований видеть такую статую в ефоде, сделанном Гедеоном Суд.

Масса золота, тысяча семьсот сиклей, весьма велика для того, чтобы всю ее употребить на приготовление одежды; но нужно полагать, что этот ефод был чрезвычайно роскошный, и к тому же ничто не вынуждает думать, что на производство его употреблено все золото, собранное Гедеоном. Ничто не вынуждает и к тому предположению, что он сделан был только из золота. Таким образом Гедеон изготовляет первосвященническую одежду ефод с принадлежащими к ней уримом и туммимом для того, чтобы посредством ее иметь возможность узнавать волю Божию, помимо силомского первосвяшенника.

Как он поступает с нею далее, — сам ли он надевает ефод, когда хочет вопросить Бога, и, быть может, сам приносит и жертвы на построенном в Офре Суд. Во всяком случае, сам ли он священнодействует или приглашает священника левита, он отклоняет народ от законного святилища в Силоме, облегчает чрез это уже уклонение к чужим богам, которое скоро и последовало. И дееписатель имел основание сказать, что ефод «был сетью Гедеону и всему дому его» Суд.

Именно многократное сильное указание на священника, как главное посредством чего Миха и данитяне считали обеспеченною свою связь с Иеговою Суд. Здесь не говорится, что ефод «стоит в доме Божием в Номве и за ним находится меч Голиафа, обернутый в одежду» Фатке , а говорится: «вот меч Голиафа филистимлянина,.. Смысл этих слов вполне исчерпывается предположением, что меч Голиафа, завернутый в одежду, висел на крючке на стене, а поверх него на том же крючке висел и ефод.

Основание видеть статую в ефоде, упоминаемом в 1Цар. Таким образом, ни имя — ефод, ни упоминание о нем в разных местах и в разнообразных отношениях не дают основания видеть в нем статую, а не первосвященническую одежду. He говорим уже о том, что во всех приведенных выше местах нет, да по существу дела и не может быть, ни малейшего указания на то, что эта предполагаемая статуя имела вид тельца или смешанный вид человека и тельца.

Если держаться указанного выше взгляда Фатке на тожество истукана и литого кумира с ефодом в 17 и 18 гл. Судей, то во все рассматриваемое нами время мы не только не находим широкого распространения и даже просто существования культа тельца, а даже и служения Иегове под каким бы то ни было чувственным образом. Тем не менее, мы должны признать среди Израиля этого времени существование служения Иегове под чувственным образом.

Это следует именно из рассказа книги Судей о культе, учрежденном Михою и ставшем потом культом у жителей города Дана. Присутствие в этом культе статуи, именно статуи Иеговы, неоспоримо 17:4,13; 19:5,6. Какой вид имела эта статуя?

Фатке предполагает вид тельца. Кейль находит возможным допустить, что «истукан, как изображение Иеговы, имел вид тельца, подобно золотому тельцу, которого Аарон сделал народу при Синае Исх. Чтобы определить его, стараются поставить этот истукан в связь с золотым тельцом, поставленным в Дане Иеровоамом I.

Некоторую опору для этого думают находить в Суд. При таком понимании дело представляется так. Истукан существует в Дане до ассирийского плена, следовательно, и в то время, когда Иеровоам вводил реформу.

Об Иеровоаме прямо говорится, что он поставил одного из своих тельцов в Дане. Но «легче признать, что тот золотой? О самом истукане, именно о том, как долго имели его у себя сыны Дановы, говорится в ст.

На основании этих обоих мест, а также и других исторических данных можно с Келером представить историю культа в Дане так. Истукан, сделанный Михою, был здесь средоточным пунктом культа во все время существования скинии собрания в Силоме, следовательно, во всяком случае, до пленения ковчега завета филистимлянами, после которого скиния является в другом месте 1Цар. Вследствие реформ Самуила, Саула и Давида истукан Михи был удален, и идолопоклоннический культ в Дане на время прекратился.

Но потомки Ионафана оставались священниками в святилище города и после того, как был удален истукан. Они приносили, вероятно, жертвы от имени жителей Дана Иегове, почитаемому теперь без чувственного образа. Когда позднее Иеровоам поставил в Дане своего золотого тельца, они стали приносить жертвы ему, и только отведение жителей северных и восточных областей Палестины в ассирийский плен положило конец идолопоклонническому культу в Дане и священническому служению там потомков Ионафана.

Нельзя заключать к этому и от самого места того и другого культа. Иеровоам мог, конечно, избрать Дан местом для своего тельца, потому что здесь прежде телец был предметом поклонения, но мог избрать его и потому, что он был центром вообще служения Иегове под чувственным образом, каким бы то ни было, и даже просто, как город на границе своего государства. Существует лишь вообще служение Иегове под чувственным образом.

Широкое распространение и этого культа среди израильского народа не следует необходимо из существования его в Дане. Все попытки видеть в истукане, чтимом в Дане, именно тельца и указать другие следы существования культа тельца среди израильского народа и все предположения о широком распространении первого среди последнего не основываются на фактических данных, а выходят лишь из стремления указать почву для религиозной реформы Иеровоама, из желания представить более или менее понятными и самую мысль Иеровоама о такой именно реформе, и успех этой реформы в народе. Чтобы доказать последнее, Дум обращает внимание на самый храм Соломонов и именно на две стороны в нем: на необыкновенную его роскошь и финикийско-языческий будто бы облик.

Роскошь и великолепие Соломонова храма действительно необыкновенны. Но они вполне отвечали могуществу и величию Бога Израилева, так разительно проявившимся в царствование Давида и самого Соломона. Чтобы эту сторону выставлять, как одну из причин недовольства народа храмом, нужно доказать, что евреи не допускали никакого великолепия в религиозных предметах.

Дум и старается доказать это; но в этом случае расходится не только с данными Библии, но и со своими руководителями. Он не хочет знать ничего о скинии собрания, построенной Моисеем и описанной в кн. Исход гл.

Вопреки описанию книги Исход и ничем не подтверждая себя, он говорит, что «ковчег завета, по всему своему характеру, не допускает никакой пышности, даже исключает ее». Нам же думается, что уже приготовление мышей и болезненных наростов из золота филистимлянами для того, чтобы положить их около ковчега завета, может говорить о том, что и сам этот ковчег был обложен извнутри и снаружи золотом 1Цар. Переправление ковчега завета филистимлянами в израильскую землю на колеснице, запряженной волами 1Цар.

Но из намерения Давида устроить храм, достойный имени Иеговы, можно заключать, что он сделал все возможное для ее украшения. Последнее обстоятельство обращает, впрочем, на себя внимание Дума и вызывает его на объяснение. Можно подумать, что Иеровоам устрояет культ богу солнца и таким образом повинен в том же, в чем Дум упрекает Соломона.

В этом отношении он идет далее своего руководителя. Фатке считает статуи, поставленные Иеровоамом в Beфиле и Дане, великолепнейшими. Они признают, что Иеровоам устроил капища и украшал их по мере сил и возможности.

Все это и подобное должно значительно ослабить представление о том, будто Соломонов храм построен по финикийским образцам. He говорит за это и действительное сходство в некоторых пунктах первого с последними. Из него следует, справедливо говорит Богородский, «только то, что и из некоторого сходства законного еврейского богослужения с богослужением языческим, т.

А так как не может быть доказано и существование до Соломона среди Израиля широко распространенного, и именно как нормального культа, культа тельца, то и религиозная реформа Иеровоама I не может быть признаваема возобновлением или улучшением древнего подлинно еврейского культа Иеговы. Действительный взгляд на реформу Иеровоама лучших людей в иудейском и израильском царствах и в позднее и в начальное время их существования Как именно смотрел Израиль, в лице лучших своих людей, на эту реформу, это довольно ясно видно из исторических и пророческих книг Священного Писания. Один из самых поздних писателей, собственно уже после библейский, но столь авторитетный, что его писание принято с древних времен в священный кодекс, Иисус, сын Сирахов, так отзывается об Иеровоаме I и его религиозной реформе: Иеровоам «ввел в грех Израиля, и Ефрему указал путь греха.

И весьма умножились грехи их, так что они изгнаны были из земли своей» Сир. О каком грехе говорит здесь сын Сирахов, едва ли нужно доказывать. Такой взгляд на культ Иеровоамов существовал и во время происхождения книг Паралипоменон, следовательно, во время Ездры.

Он Иеровоам «поставил у себя, говорится в одном месте, жрецов к высотам и к козлам 356 и к тельцам, которых он сделал» 2Пар. Авия, царь иудейский, упрекает израильтян в том, что у них «золотые тельцы, которых Иеровоам сделал богами», и тут же называет их лжебогами 2Пap. Человек Божий убеждает Амасию, царя иудейского, отослать назад нанятых им израильтян, «потому что нет Господа с израильтянами, со всеми сынами Ефрема» 25:7.

Этот факт относится к тому времени, когда культ Ваала, введенный Ахавом, был уничтожен Ииуем и был восстановлен культ тельцов. Об Ахазе говорится, что он шел путем царей израильских и даже сделал литые статуи Ваалов 28:2 ; последняя прибавка показывает, что здесь разумеются не те только цари израильские, которые вводили культ Ваала, но и все другие, которые, следовательно, делали неугодное Богу, служа тельцам. Такой же взгляд существовал и во время происхождения 3 и 4 книг Царств.

Это следует также из отзывов писателя о культе Иеровоамовом. Так писатель говорит, что Иеровоам вводит культ тельцов золотых для того, чтобы отклонить израильский народ от хождения в Иерусалим 3Цар. И после Иеровоам не сходил со своей худой дороги, и это повело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли 13:33,34.

О последующих царях израильских говорится, что они делали неугодное пред очами Господа, ходили путями и во грехах Иеровоама. Так Нават, сын Иеровоама, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех 15:26. Вааса истребляет весь дом Иеровоама за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввел в грех Израиля, за оскорбление, которым он прогневал Господа, Бога Израилева ст.

И Замврий согрешает, ходя путем Иеровоама, сына Наватова ст. Амврий «во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввел в грех израильтян, чтобы прогневлять Господа, Бога Израилева, идолами своими» ст. Ахаву мало было «впадать в грехи Иеровоама...

Охозия «делал неугодное пред очами Господа, и ходил путем отца своего и путем матери своей и путем Иеровоама,.. Иорам, сын Ахава, делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец и мать его: он снял с места статую Ваала, которую сделал отец его; однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля, он держался, не отставал от них 4Цар. Ииуй истребил Ваала с земли израильской 4Цар.

Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех» ст. Иоахаз, сын Ииуя 13:2 , Иоас ст. Ничего не говорится в этом отношении о Селлуме 3Цар.

Осия, последний царь израильский, также делал неугодное в очах Господних, — «но не так, как цари израильские, которые были прежде него» 17:2. Что значат последние слова, неизвестно. Все приведенные нами суждения писателя 3 и 4 книг Царств о введенном Иеровоамом культе показывают, прежде всего, что таково было мнение о нем самого писателя, а также и его современников; за последнее говорит и вышеуказанный подобный взгляд на тот же предмет книги Паралипоменон, не далекой по времени происхождения от книг Царств.

Но есть данные утверждать, что такой или подобный взгляд на культ тельцов в израильском царстве существовал и до плена вавилонского и даже в самом израильском царстве, что, следовательно, священные писатели приведенных выше книг выражают не свой только и своих современников взгляд на культ тельцов, 358 но древний, прежде них существовавший. Вефиль был надеждою для израильтян в том смысле, что введенное здесь Иеровоамом служение тельцам должно было упрочить политическое существование израильского царства 3Цар. С особенною ясностью взгляд этот выступает в речах пророка Осии.

Почти современник, а может быть и действительный современник, падения израильского царства, Осия указывает причины этого падения и между ними, как главные, уже в самом начале царства лежавшие, отпадение израильтян от дома Давидова и соединенное с ним служение тельцам. В первом отношении пророк говорит от лица Иеговы: «поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома» 8:4 ; или если Иегова и содействовал этому, то Он дал его царя им во гневе, чтобы потом опять в негодовании отнять его 13:9—11. Поэтому «исчезнет в Самарии царь ее, как пена на поверхности воды» 10:7 ; «и соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения ; ибо велик день Израиля» 1:11!

Так по взгляду пророка отпадение израильтян от дома Давидова не было делом строго законным, как думают об этом некоторые теперь. В тесной связи с отпадением от дома Давидова стоит служение тельцам. Израиль ставит себе царя без ведома Бога и из серебра и золота своего делает себе идолов-тельцов 8:4,5.

Он думает чрез это упрочить свое политическое существование, но напрасно: «и сам он телец отнесен будет в Ассирию, в дар царю Иареву» 10:9 , и исчезнет в Самарии царь, как пена на поверхности воды ст.

Искусная орнаментовка была выполнена мастерами-финикийцами, равных которым по этому мастерству не было в Малой Азии. Внутри храма стояли две огромные фигуры херувимов, вырезанные из дерева. Одно крыло херувима было в пять локтей, и другое крыло было в пять локтей. Высота одного херувима была десять локтей». В притворе храма были поставлены столбы.

Но это были не обычные колонны, а столбы-статуи, то есть, - идолы, изображающие богов. Они даже имели свои имена: Иахин и Воаз 3. Оно стояло на двенадцати волах; три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу, и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь его». Подобные скульптурные группы ставились тогда и в египетских храмах. Здесь стояли и другие идолы, которых, по законам Моисея, категорически, под страхом смерти, запрещалось вносить и ставить в Доме Божьем. Но Соломон, пригласив множество иностранных специалистов для строительства того же храма и многочисленных дворцов, должен был и им дать возможность молиться своим богам.

При нём, и впоследствии при многих иудейских и израильских царях, в храмах Господних были установлены идолы, изображающие Астарту, Хамоса, Ваала, а также языческих божеств Солнца и Луны 4. Ведь иудейская религия не допускает изображений Бога Иеговы! Глядя на что, молились иудеи? В том то и дело, что не обходились! И молились, глядя на изображение Бога. Вы помните того медного змея, которого укрепил Моисей на своем знамени?

Так вот, этот змей и символизировал Бога Иегову. Змею молились израильтяне на протяжении многих веков: и при Иисусе Навине, и при судьях, и при Давиде, и при Соломоне, и еще при двенадцати иудейских царях, вплоть до царя Езекии. Только этот правоверный царь, наконец, решился убрать медного идола из храма Божьего. Так выходит, что заповедь Господня и законы Моисея с большим скрипом внедрялись в повседневную жизнь евреев. И только Христос и Его последователи хотя и не все поняли бессмысленность и бесполезность этих запретов. И дали возможность заработать художникам эпохи Возрождения.

Для неё был построен прекрасный дворец, по убранству и великолепию не уступающий Храму. Такое родство обеспечило Израилю мир на южной границе. Дружба с финикийским царём Хирамом гарантировала мир на северо-западе. Сирийцы, живущие на северо-востоке, платили Соломону дань. На пустынных эемлях востока не было ни одного, даже мелкого, царства, и Соломон расширил своё влияние вплоть до Евфрата. Усмиренные филистимляне вынуждены были уступить Соломону некоторые из средиземноморских портов.

Никогда, ни до того, ни после того, Израилю не было так хорошо! Но народу Израиля становилось всё хуже и хуже. Грандиозное строительство, помпезная отделка зданий, бессмысленное, чрезмерное расходование дорогих материалов, - это требовало огромных денег.

Вот здесь у нас Бог есть, мы тут его держим, и вот никуда он отсюда не денется. Нет, так не бывает, Бог неописуем, непредсказуем и нельзя его посадить в какую-то золотую клетку», — Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН. С этого самого момента Иерусалим становится священным городом, духовной столицей всего еврейского народа, становится столицей Востока. Святость Иерусалима, она создана людьми, Давид приносит туда Ковчег Завета и ставит здесь жертвенник, Соломон ставит здесь храм и говорит: «Сюда будут приходить на паломничество». И вдруг Иерусалим за два поколения становится тем, чем он является сегодня — местом, которое все хотят. Он вдруг оказывается духовным центром мира. Тут и евреи, которые приехали с многих стран, и христиане, которые прибыли на свою Пасху.

Они все идут на Голгофу, а есть и мусульмане, которые идут на Храмовую гору. Это потоки, которые сталкиваются друг с другом, чуть не убивают друг друга, но так или иначе, все эти люди со всех концов света, они приехали сюда на молитву», — Марк Зеликман, научный сотрудник Иерусалимского института Храма. Строительство Храма в Иерусалиме — это деяние, адресованное, скорее не еврейскому народу, а всем людям, всему свету. Бог обретает, так сказать, местоположение, определенные координаты, и любой человек теперь знает, куда обращаться. Соломон возводит не только своего рода обиталище Бога, а, можно сказать, Центр Мира», — Ехиэль Фишзон, культуролог, Израиль. Однако со временем Соломон, получивший когда-то божье благословение, забыл слова Бога о том, чтобы не развратил своё сердце материальными благами и женами. Правитель Израильского царства не сумел пройти испытание славой и богатством — великолепие его дома, украшенного изделиями из ценных пород дерева, минералами, самоцветами и золотом, чуть ли не затмевает возведенный до этого Храм. Жены Соломона В конце своих дней Соломон стал слишком развращен: сказано, что у него было 1000 жен и наложниц — это, вообще-то, было вполне обычно для царей того времени. Для восточных властителей тогда большой гарем был лишь одним из способов показать свое богатство. Они собирали предметы искусства, ювелирные драгоценности и точно так же они коллекционировали жен.

И жены Соломона привозили с собой свои верования и традиции. Они не были иудейками и не были монотеистами. Большой гарем — это вопрос престижа, а количество жен — показатель статуса правителя. Постепенно гарем Соломона превращается в целую колонию женщин из разных племен и народов, и они склоняют Соломона к вероотступничеству. Царь приказывает построить в Иерусалиме святилище Астарты, Милхома, Хамоса и других сирийских богов. В угоду своим женам Соломон даже открыто участвует в языческих обрядах. Каждая просит дать ей возможность жить по-своему, у каждой есть свое помещение, и в этом помещении, в этом дворце, есть какая-то своя маленькая комната для молитвы там какие-то, наверное, есть свои идолы и прочие святыни. В результате так возникает пространство все больше, и больше, и больше языческих культов в самом центре Иерусалима, в связи с этими женщинами. В этом есть тоже некоторый намек, к которому в дальнейшем будут возвращаться пророки, многобожие в стране многоженства. Многобожие сродни супружеской неверности, когда ты ходишь к разным женщинам или женщина общается с разными мужчинами — это очень похоже на то, как человек молится разным богам», — Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН.

Возможно, именно в это время и возникает «Песнь песней», цикл свадебных песен, где говорится о юной девушке, которая не желает идти в гарем Соломона, где шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, а предпочитает царю своего возлюбленного пастуха В книге «Песнь песней», в которой упоминается Соломон в качестве то ли некого символа, то ли, может быть, лирического героя, а, может быть, это действительно какая-то романтическая история. Есть предание древних о том, что прекрасная девушка Суламифь понравилась царю Соломону, но он понимал, что если он как царь будет строить с нею отношения, то она будет подчиняться ему, как царю, полюбит его за богатство, за славу.

Соломон, царь Израильский

287 К концу царствования Соломона, когда изменились отношения его к египетскому царю и внутренняя политика, Адер и Разон усиливают без сомнения свои нападения на израильское царство. Царь Давид сделал его наследником престола и по его смерти Соломон стал царем Израильским. Третий царь Израиля, сын Давида, Соломон прославился своей необычайной мудростью. Слабевшему Давиду пришлось собрать израильский народ и перед ним провести миропомазание Соломона, провозгласить его царем. Он вошел в историю как самый мудрый царь Израиля, Соломон продолжил возведение Иерусалимского храма.

Метка: царь Соломон

Сразу же после смерти Соломона вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство Израиль распалось на два царства (Израильское и Иудейское). В израильской пустыне археологи нашли новые доказательства существования развитого общества во времена библейского царя Соломона. Фараон (Соломона) Израиль теперь достиг вершины могущества, что дало возможность Соломону стать влиятельным монархом. В иудаизме и христианстве упадок Израиля после смерти Соломона принято связывать с тем, что царь отступил от веры: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.

Царь Соломон

Соломон считается автором 3000 притчей и нескольких библейских книг «Песнь песней», «Притчей Соломоновых» и «Екклесиаста». Одна из них сама по себе уже в первой строке называет себя притчей Соломона, сына Давидова. Но мы точно не знаем, насколько связана книга «Песнь песней» с личностью Соломона. Есть книга «Екклесиаст», этот человек, лирический герой, от имени которого ведется рассказ очень похож на Соломона. Богатый славный царь, достигший мудрости и в конце несколько подуставший от жизни. Он все изведал, и он понял, что, в общем, это не имеет большого значения все эти удовольствия, все эти — слава, богатство, а вот Господа надо бояться, нужно ему служить и это, в общем-то, единственный вывод, довольно очевидный из всей его жизни. Может быть, это творчество Соломона, может быть, это такой лирический рассказ, как, например, русские былины, они повествуют о Владимире Красном Солнышке, об Илье Муромце. Илья Муромец — это исторический персонаж, у него есть могила в Киево-Печерской лавре, но вряд ли он буквально делал все то, что ему приписывают былины. Есть такая точка зрения, что эти три книги отражают три возраста жизни: в юности Соломон пишет «Песнь песней» о любви к прекрасной девушке, в зрелые годы «Притчи», размышления о том, как надо управлять своим домом и управлять государством одновременно. И в старости — «Екклесиаст», как такое печальное подведение итогов: все суета и суета сует, но вот только в Боге можно надежду какую-то найти», — Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН. Как бы то ни было, Соломон для еврейского народа — это, прежде всего, идеальный царь.

Его почти сорокалетнее правление станет эпохой стабильности и процветания, золотым веком Израиля. Пожалуй, что он был довольно мирным, но в начале своего правления он расправлялся со своими политическими противниками — теми, кто представлял для него угрозу, но гораздо менее, чем его отец Давид, может, еще потому, что и обстановка в царстве была другая. А так это было мирное правление, была эпоха процветания». В отличие от отца, Соломон не ищет новых завоеваний, и при нем народ живет спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своею. Он одну за другой проводит реформы, устанавливает всеобщую воинскую повинность, создает налоговую службу, открывает школу мудрецов. Соломон Соломон обладал сильнейшей армией в регионе, но он никогда не воевал. Царь занимался международной торговлей, и Соломон был богатейшим и знаменитейшим человеком своего времени. Принципиально торговля Соломона строилась на абсолютно уникальном местоположении земли Израиля, в чисто геополитическом отношении. Земля Израиля — это место в самой узкой, самой чувствительной части плодородного полумесяца, пласты плодородных земель, соединяющих Египет и Месопотамию, а с другой стороны, земля Израиля, пока не был прорыт Суэцкий канал, это кратчайший сухопутный путь между бассейном Средиземного моря и бассейном Индийского океана. Этим пользуются и по сей день японские автомобили, в Европу доехать дешевле, чем через Суэцкий канал.

Ровно то же самое было и во времена царя Соломона, и царь, благодаря своим торговым связям, смог наладить торговую империю. Средиземноморскому народу он поставлял специи, золото и прочие товары из Индии и Африки. Взгляните на местоположение Израиля на карте мира — уникальное государство, которое северной своей частью — головой, упирается в Европу, одним боком — в Азию, а другим — в Африку. Израиль лежит на пересечении частей света. Он словно центр, их связующий, точка, от которой лучи расходятся во все стороны. Правление Соломона Соломон извлек выгоду из этой позиции. Он посылал купцов на Север, на Юг, на Восток — по всему миру. Его очень уважали другие цари, даже египетский фараон в то время гораздо более могущественный властитель, отдал Соломону свою дочь в жены.

Имя Соломона было дано ему родителями в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование его мирного царствования, в отличие от царствования его отца. Соломон был прекрасно воспитан и обучен всей премудрости Израильской; кроме этого, ему была дарована премудрость свыше.

Царь Давид сделал его наследником престола и по его смерти Соломон стал царем Израильским. В самом начале царствования Соломона Господь явился ему во сне после принесения всесожжений и сказал: проси, что дать тебе? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного — сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого 3 Цар. Ему была дана от Господа мудрость и, кроме того, богатство и слава, гораздо больше, чем было у его предшественников. При этом Соломону дано и обетование: Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои 3 Цар. Несмотря на обетование, Соломон взял за себя дочь фараона и ввел ее в дом Давидов — событие, хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное с необыкновенной роскошью. Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые еще не освободились от идолопоклонства. Уже в третьей главе Третьей Книги Царств отмечается, что, хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах 3 Цар. Соломон существенно расширил подвластные ему или союзные с ним земли, от которых получал дары или дань.

В этот период середина X в. Тем более, он женился на дочери фараона, и вообще он старался все свои политические союзы скреплять браком: у Соломона было семьсот жен и триста наложниц 3 Цар.

Возможно, именно этим и был обусловлен интерес Иудеи к Эфиопии. Оказывая на нее сильное культурное и политическое влияние в Библии упоминается, что в Иерусалиме была большая эфиопская диаспора , иудейские цари стремились укрепить свои внешнеполитические позиции в регионе. Сейчас на территории современного Израиля ведутся раскопки, в ходе которых все чаще и чаще встречаются артефакты сабейского происхождения. Они указывают на то, что в начале первого тысячелетия до нашей эры иудео-сабейские контакты заметно активизировались.

Как я уже говорил, два государства отделяют друг от друга более двух тысяч километров. Казалось бы, какой был смысл вести торговлю на таком расстоянии, да еще через раскаленную Аравийскую пустыню? Зачем дышать на ладан Ответ на этот вопрос тоже можно найти в Библии. Она, кстати, может служить важным источником знаний о нашей древности, если подходить к ее сведениям с известной осторожностью. Некоторые ученые считают, что доверять ей вообще не нужно, поскольку она целиком основана на легендах или записях более поздних времен. Однако тщательный анализ библейских текстов показывает, что многие из них действительно основаны на реальных событиях и содержат множество достоверных деталей.

Ладан Фото: Reinhard, H. Очевидно, речь идет о смолах миррового и ладанного деревьев, растущих на африканском побережье Красного моря, а также на юге Аравийского полуострова. С глубокой древности и по сей день мирру и ладан раскуривают, а также используют в религиозных целях. По всей видимости, это связано не только с приятным ароматом, но и с их особым свойством — при нагревании эти смолы дают легкий одурманивающий эффект. Например, легендарная правительница Древнего Египта Хатшепсут отправляла несколько экспедиций за этими деревьями в страну Пут Пунт , находящуюся в районе Африканского Рога современные Джибути и Сомали. Как видно на сохранившихся фресках в храме Хатшепсут в Луксоре, саженцы в специальных деревянных кадках поставляли ей прямо во дворец.

Поэтому не следует удивляться тому, что, подобно современным наркотикам, благовония из Сабы и Пута стоили баснословно дорого, а все издержки по их перевозке на большие расстояния с лихвой покрывались огромной прибылью от их продажи. Два маршрута Ладан из Йемена в Иудею перевозили либо на судах по Красному морю, либо караванами через Аравийскую пустыню.

Духовное падение Соломона На вершине могущества Соломон подвергся искушению, которое впоследствии привело его к духовному падению. Слабостью мудрого царя оказались женщины, которых у него было много. И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его 3 Царств 11:1-3 В молодости Соломон противостоял дурному влиянию жен и наложниц, однако к старости поддался ему.

Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его. У него появились враги, восстававшие против царя. Бог также предупредил, что отдаст царство рабу Соломона. Этим рабом стал Иеровоам, который взбунтовался против сына Соломона Ровоама и воцарился над десятью коленами Израиля. Под властью царя Ровоама остались только два — колено Иуды и Вениамина. Конец царствования Закат правления Соломона был отнюдь не таким славным, как его начало.

Постоянная борьба с врагами; духовное падение; наконец, разделение единого царства на Израильское и Иудейское сразу после смерти Соломона. Его история полна уроков — позитивных и негативных. Она учит, что если у нас правильные, угодные Богу приоритеты, остальное приложится. Становясь на царство, Соломон понимал ответственность, которая на него ложится, и хотел править народом Божьим мудро. Поэтому он не просил у Господа ни богатства, ни победы над врагами, а только мудрости.

Царь Соломон

Власти Израиля предполагают, что Международной уголовный суд (МУС) намеревается выдать ордера на арест высокопоставленных чиновников из-за ситуации в секторе Газа. утверждал царь Соломон. И обложил Соломон храм внутри чистым золотом".Это было в X веке до нашей эры. Позднее главную святыню Израиля разрушили и неоднократно перестраивали. «Копи царя Соломона» были собственностью израильтян – выяснили археологи из Израиля.

Навигация по записям

  • СОЛОМОН • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Соломон — третий еврейский царь. Смерть Соломона. Распад Иудейского царства
  • Куда могло деться кольцо Соломона?
  • Археологи опровергли одну из известных библейских историй про царя Соломона

Царь Соломон

Образ царя Соломона нередко можно увидеть на иконах, которые отражают этот сюжет – сошествие во ад. Возьмем, к примеру, время правления царя Соломона, одного из самых знаменитых правителей древнего Израиля. Тогда Соломон предложил разделить его на части, после чего настоящая мать была готова отдать свое чадо сопернице, чтобы сохранить ему жизнь. До сих пор они заинтригованы любовной связью царя Израиля с правительницей Сабы.

Царь соломон

Новости. Знакомства. Да, речь идет о Соломоне, третьем царе Израиля. По легенде, объяснить его не мог даже библейский царь Соломон, известный своей мудростью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий