Павел Николаевич Филонов прожил свою жизнь даже не в бедности — в нищете. Это Павел Николаевич Филонов (1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт. Павел Николаевич Филонов. Год. 1926-1928.
Филонов Павел
Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п. Павел Николаевич Филонов родился в рабочей семье, как сам говорил, «рязанских мещан». 3 января 1941 года: блокадный Ленинград, в ледяной комнате в окружении сотен картин умер от истощения Павел Николаевич Филонов – уникальный художник-исследователь, лидер русского авангарда, создатель. Новости Фотогалереи Видео Совет молодых депутатов СМИ о нас.
Очевидец незримого
Сборник посвящен памяти Евгения Федоровича Ковтуна 1928-1996 , внесшего значительный вклад в изучение современного русского искусства и творческого наследия П. Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова 1883-1941 пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. Знаменательно то, что творчество Филонова высоко ценят в России, а на Западе - меньше. Отчасти это происходит потому, что большинство его картин находится в Русском музее, поскульку сам Филонов считал себя глубоко русским человеком и хотел, чтобы русский народ стал законным владельцем его наследия, а отчасти - из-за философской полифоничности его искусства, которая во многом совпадает с русским менталитетом.
Если современникам Филонова, таким как Василий Кандинский, Каземир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящены многочисленные публикации, выставки и конференции, то Филонову повезло меньше, и все еще есть серьезные пробелы в изучении его биографии и эстетического развития, самыми серьезными из которых являются: так и не выясненные истоки стиля мастера, отсутствие точной хронологии его картин его собственные «удлиненные» даты - особенная проблема для исследователей , интерес художника к анатомии и хирургии и его интерпретация православной традиции. Вопросы большой сложности - происхождение искусства мастера, то есть источники и ресурсы творчества, сформировавшие его тематическое и стилистическое развитие, о которых он почти не упоминает в своих письмах и дневниках. Это особенно досадно, поскольку видимые разнобразные оттенки влияния на его творчество работ Босха, Брейгеля, Кранаха, Микеланджело, Леонардо да Винчи - только предположения, редко поддержанные документальными свидетельствами.
При оценке места Филонова в истории русского авангарда мы должны напоминать общие места, которые, поскольку они общие, часто исключаются из серьезного обсуждения. Филонов был фанатически убежден, что «аналитическое искусство» - единственно законная, революционная система, и он высказывал свои аргументы и мнения, чтобы продвигать и вводить в действие эту систему. Даже в те времена, когда политический конформизм и уравниловка достигли вершины, Филонов рвался спорить со Сталиным и НКВД, а на своих лекциях он даже смел противостоять диктату Карла Маркса, о чем позже вспоминал Григорий Серый: «Маркс говорил...
А Филонов говорит... Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева[3] и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка - «я пишу инком»[4]. Разрешение этих вопросов осложнено молчанием самого Филонова относительно своей личной жизни «я не люблю говорить о жизни своей» [5], но, несмотря на опасность ошибки, один из наших авторов, Александр Лозовой, пробует поднять завесу, предугадывая или, временами, предполагая то, о чем «молчал» Филонов.
Кроме этого, главные теоретические термины Филонова - «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» - все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Даже дневники Филонова и его жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве.
Неффа, П. Шамшина, А. Маркова, П. Басина и Б.
Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих... Был в числе организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ.
Если в 1903 году его не принимают в Академию Художеств из-за плохого знания анатомии, то в 1908 он взят вольнослушателем «исключительно за знание анатомии».
Но академию он так и не закончил — некогда, надо было делать новую живопись. Но потом началась мировая война, мобилизованный Филонов воевал на румынском фронте, а после Февральской революции, став лидером солдатско-матросского движения полка, был выбран председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края. Но зато потом, после того, как Филонов с честью передал знамена Балтийской дивизии председателю ревкома в Петрограде Н.
Животные, 1930. Потом он наконец смог работать в полную силу, создавать свою «аналитическую живопись». Он требовал от своих последователей рисовать не лицо человека, а его мышление и психологию.
Добиваться того, чтобы в рисунке цветка зритель видел «как берут и поглощают усики корней соки почвы, как эти соки бегут по клеточкам древесины вверх, как они распределяются в постоянной реакции на свет и тепло, перерабатываются и превращаются в анатомическую структуру ствола и ветвей, в зеленые листья, в белые с красным цветы». Авангард часто раздражает обывателя своей «повторимостью» - «Эка фигня, так и я нарисую». Ударники, 1935 Про полотна Филонова такого не скажет самый самовлюбленный человек.
Даже самые огромные свои картины он вырисовывал тонкой кисточкой, тщательно выписывая каждую деталюшечку. Сложность его картин потрясает даже полного профана, в каждом полотне — штук десять параллельных сюжетов, спрятанных один в другом. Каждый — со своими героями и тончайшей проработкой деталей.
Тем более что предыдущая "персоналка" классика происходила еще в 1988 году, так что "старожилы" не припомнят, а молодые искусствоведы вообще толком не знают его работы, основной корпус которых томится в запасниках ГРМ, переданных туда по воле автора его сестрой. И тем более что выставку сопровождает 400-страничный академический каталог, в котором "альбомно-сувенирный" размах иллюстраций уравновешен исследовательскими статьями и новой атрибуцией многих вещей. Так что инициатива Русского музея, поддержанная компанией "Proactive PR" генеральным партнером столичных гастролей стала еще группа компаний "Метрополь" , могла бы считаться лучшим проектом года в сфере истории искусства, если бы этой сферой и ограничилась. Но для пущего размаха к экспозиции подключились и дизайнеры, и музыканты, и ученые-технари, и даже представители contemporary art. Получился внушительный синтетический Gesamtkunstwerk - эффектный и пафосный в Петербурге, слегка скукоженный и лаконизированный в Москве, - за которым стала, однако, теряться фигура самого виновника торжества, Павла Николаевича Филонова. Аскета-отшельника, чуждого публичных коммерческих эффектов, углубленного в себя мыслителя, создавшего философию "аналитической живописи", художника-пророка, в самом деле готового если не переделать, то переосмыслить мир средствами искусства. В Петербурге сложнейшие картины-формулы Филонова, в которых реальность жестко и жестоко расщепляется до мельчайших кристаллов, с тем чтобы заново воскреснуть обновленной художник предрекал грядущий "мировой расцвет" на руинах урбанистическо-буржуазной цивилизации и как бы иллюстрировал его в своих работах, к которым относился как к живым существам, развивающимся по органическим законам - так вот эти картины-иконы, картины-лабиринты, картины-криптограммы на выставке в ГРМ вывесили в абсолютно темном зале, подсветив их так, что превратились они в яркие, таинственно мерцающие, но абсолютно декоративные витражи. Другим кураторским ноу-хау стал довесок к экспозиции в виде странного электронного инструмента, синтезатора АНС "Александр Николаевич Скрябин".
Прекрасный и страдальческий Павел Филонов
8 января исполнилось 133 года со дня рождения Павла Николаевича Филонова, художника-исследователя (как он сам себя называл). В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму. «Культура» рада представить читателям главу № 32 «Павел Филонов» из книги художника, философа Максима Кантора «Чертополох и терн», которая выйдет в августе в издательстве АСТ. В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму. Восьмого января 1883 года родился художник и поэт Павел Николаевич Филонов, один из лидеров русского авангарда. 8-го января исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Николаевича Филонова (1883-1941).
Голод: Павел Филонов / М. Колеров
Павел Николаевич обжаловал решение о своём исключении и даже добился успеха, но вскоре, поняв, что в Академии учиться ему больше нечему, оставил учёбу добровольно. Для истории русского искусства Павел Николаевич Филонов не просто оригинальный художник, лидер русского авангарда, но явление гораздо более значительное. «Культура» рада представить читателям главу № 32 «Павел Филонов» из книги художника, философа Максима Кантора «Чертополох и терн», которая выйдет в августе в издательстве АСТ.
Павел Филонов. «Свет и тени» - программа Леонида Млечина
Общие смыслы и настроения выставки характеризуют всего два слова в ее названии: «Мировый расцвет». Художник всегда делал акцент именно на таком — дореволюционном произношении. Один из самых загадочных представителей русского авангарда. Художник-исследователь, как он часто себя называл сам. Его картины впечатляют с первого взгляда. Невероятное сочетание ярких красок и линий.
В них переплетаются мысли о космосе, научные открытия начала ХХ века и библейские сюжеты. Евгения Петрова: «Здесь показаны произведения разных периодов, разных жанров, разных видов, разных типов.
Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года.
Тридцать, а по сути пятьдесят лет продолжалось официальное забвение Филонова в СССР и, следовательно, в мире: его коммунизм был слишком труден для его пропаганды и контрпропаганды. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях. А он — презирал их вместе с их разоблачениями.
В 1929 году состоялась знаменитая персональная выставка Павла Николаевича в Русском музее. К выставке был подготовлен подробный каталог, объясняющий аналитический метод работы художника. Однако перед открытием тираж буклета выставки был уничтожен, искусство Филонова объявилось не подходящим молодому СССР. На закрытый показ были приглашены представители рабочих, ожидалось, что им в первую очередь непонятная живопись Филонова окажется чуждой.
Однако рабочие высказались за открытие выставки. Картина Павла Николаевича «Германская война» произвела особенное впечатление на участников войны. Аналитический метод как нельзя лучше передаёт разруху, бессмысленный и беспросветный ужас военных действий. Среди известных работ Павла Филонова — «Автопортрет» 1911 , «Мужчина и женщина», «Крестьянская семья» 1910 , «Пир королей» 1913 , «Святое семейство», «Цветы мирового расцвета», «Формула весны» и т. В противовес статике супрематизма, цвет и форма у Филонова разложены на отдельные составляющие, картины производят эффект мозаики. Все картины словно являются частью какой-то высшей композиции, предполагая бесконечность за пределами холста. Его работы можно назвать аналитическими, натурфилософскими, сочетающими органическое и неорганическое, живое и мертвое, анализ и индукцию. Оставаясь преданным своим художественным принципам и воззрениям, Филонов редко продавал свои работы.
Окончив школу, Павел перебрался в Петербург к родственникам, где тоже долгое время не мог найти приличное место, работая в живописно-малярных мастерских маляром-уборщиком. Конечно, в его положении это было непросто — долгое время он занимался в частной студии Дмитриева-Кавказского, после - в Рисовальной школе поощрения художников, а в двадцать пять он решает попробовать поступить в Академию художеств. Приняли его туда лишь с четвертой попытки. Как выяснилось впоследствии, старания эти оказались лишними — преподаватели академии упорно не воспринимали его авангардные творческие методы и художественное видение. По словам ректора академии, его картины так и вовсе «развращали других учеников». Неудивительно, что на втором годе обучения его временно исключили из академии, а еще через год он сам принял решение бросить обучение и стал выставляться с другими питерскими авангардистами. Он же сформулировал опорные теоретические пункты этого метода и продвигал «принцип сделанности», лежавший в его основе. Филонов считал, что художественное произведение можно сделать, а картина должна развиваться и обновляться по мере ее создания так же, как живой организм, подчиняясь собственным естественным законом роста от частного к общему.
Сайт Владимира Кудрявцева
Проверить свои знания о стратегических наступательных операциях Великой Отечественной войны -Ленинградско-Новгородской, Белорусской, Крымской участники диктанта должны были за 45 минут в 25 вопросах. Всего на территории города Сочи Диктант Победы написали более 3 тысяч человек. Узнать свои результаты каждый из них сможет на официальном сайте диктантпобеды.
Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Тридцать, а по сути пятьдесят лет продолжалось официальное забвение Филонова в СССР и, следовательно, в мире: его коммунизм был слишком труден для его пропаганды и контрпропаганды. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях.
А он — презирал их вместе с их разоблачениями. Он ведь великий. Он не договаривается и не идёт на сделки.
Павел Николаевич Филонов 1882-1941 - живописец, график. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается самым загадочным и самым непостижимым из мастеров русского авангарда, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века. Филонов не продавал своих картин. В 1931 году Филонов писал, что "все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, он решил отдать Государству". Все произведения Филонова были сохранены его сестрой Евдокией Николаевной Глебовой и впоследствии переданы в Русский музей. В основу фильма легли дневники Павла Филонова периода 1930-1940-х годов - одного из самых сложных десятилетий в жизни и страны и художника. За каждой страницей этих дневников, из атомов букв и фактов предстает трагическая жизнь и творчество художника. В фильме рассказывается о том, что в секторе "рукописи" Русского музея хранятся дневники Павла Филонова, которые были изданы после того, как открылся «железный занавес» и возвратились многие закрытые имена, в том числе, и имя Павла Филонова. В 1988 году состоялась его первая персональная выставка в Русском музее. Затем его выставки прошли в Париже, Дюссельдорфе и других городах Европы. Так мир открыл для себя гениального русского художника-авангардиста Павла Филонова. О его работах сказал В. Шкловский: «Это не провинциал Запада… В Филонове — сила русской не привозной живописи». В целом работы Павла Филонова были тяжелы для восприятия зарубежного зрителя. Его картины состоят из мельчайших атомов-прикосновений.
Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее. Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского. И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей. Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Формула весны. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул».
Очевидец незримого
Павел Филонов вводит принцип двойного действия и ставит в центр время. Именно дление позволяло наблюдать за внутренними процессами, происходящими в художнике, и отражать их в картине, которая писалась годами. В результате она становилась живой, сохранявшей все внутренние сдвиги и внутреннюю эволюцию художника в процессе работы, она начинала жить "Живая голова" , питаясь энергией эволюции художника. Время в этом случае становилось одной из важнейших координат аналитического проникновения «за циферблат», дающее возможность отслеживать эволюцию преображения. Своих учеников Павел Филонов учил никогда не спешить, тщательно и скрупулезно исследовать то, что с ними происходит, как они меняются, как меняются их мысли, чувства, настроение, которые отпечатывались в картинах. Колхозник 69.
Только так художник мог постичь логику собственного движения, познать себя, а глаз, развернутый одновременно в сторону субъекта и объекта, становился уникальным инструментом познания. В этом — суть аналитического искусства Филонова и его утопический пафос, только такое искусство, по его мнению, могло стать инструментом созидания нового человека, преображения жизни и формирования желаемого будущего. В этом пафосе созидания нового человека Павел Николаевич пересекается с идеями Андрея Платонова, в этом — его идеализм и утопия, корни которых уходят в философию Ницше с его сверхчеловеком. Павел Филонов очень скептически относился к Марксу и его экономической теории, не скрывая своего скепсиса. Появилась даже присказка: «Маркс говорил, а Филонов говорит».
Утопическая теория аналитического искусства стала одной из причин трагического одиночества художника, выпавшего из своего времени, позднее обвиненного в буржуазности и формализме, запрещенного и оболганного.
Среди представленных произведений — едва ли не все главные работы Филонова: от «Пира королей», «Крестьянской семьи», знаменитых голов и абстракции, до вполне реалистических картин. Ольга Любимова: «Москва не видела Павла Филонова 20 лет. Такой выставки, возможно, не было никогда. И, конечно, огромные слова благодарности — Русскому музею, который вообще не пожадничал, и вы все становитесь свидетелями, и все, кто приходит и будет приходить в выставочный центр «Зарядье», совершенно потрясающий, который распахнул очень гостеприимно двери совместному проекту РОСИЗО и Русского музея».
Свои произведения Павел Филонов никогда не продавал. Все труды завещал государству. Алла Манилова: «Благодаря Евдокии Николаевне, его сестре, мы имеем эту коллекцию, она бережно ее сохранила, а затем, выполняя волю самого мастера, передала в Русский музей. Сначала — на хранение, а потом коллекция вошла уже полновесно и в наше собрание».
Общественное Телевидение России - ОТР 5 897 подписчиков Подписаться 3 января 1941 года: блокадный Ленинград, в ледяной комнате в окружении сотен картин умер от истощения Павел Николаевич Филонов — уникальный художник-исследователь, лидер русского авангарда, создатель загадочного аналитического искусства. Смутьян холста, очевидец незримого, его интеллектуальные эксперименты были понятны лишь узкому кругу новаторов, а впоследствии оказали мощное влияние на мировую живопись.
В 1914 опубликовал совместно с другими художниками декларацию-манифест «Сделанные картины» с грифом «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», в манифесте провозглашался лозунг «сделанности» в искусстве. В 1914—1915 иллюстрировал футуристические издания. Написал «Идеологию аналитического искусства и принцип сделанности». В 1915 выпустил свою единственную поэму «Пропевень о проросли мировой», которую сам и проиллюстрировал. В 1916—1918 был на фронте в Бессарабии. В 1919 участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в Петрограде. В 1923 экспонировал свои работы на Выставке картин петроградских художников всех направлений. Недолгое время сотрудничал с Инхуком в Петрограде, где руководил отделом общей идеологии 1923. Тогда же опубликовал «Декларацию мирового расцвета». В 1925 основал коллектив Мастеров аналитического искусства МАИ, Школа Филонова , который уже в 1927 насчитывал 40 членов. Среди них: Т. Глебова, Б. Гуревич, П. Кондратьев, А.
Голод: Павел Филонов / М. Колеров
Author of Filonov, Pavel Filonov, Pavel Filonov, Dnevnik, Pavel Nikolaevich Filonov, Pavel Filonov, ochevidets nezrimova, Analiticheskoe iskusstvo, Pawel Filonow und seine Schule (German Edition). 1941 Автопортрет. Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо. Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941) – один из ярких представителей русского авангарда. Ну у Филонова в этом цикле все работы похожи). В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму.
Память дня, Павел Филонов
художник-авангардист, ныне почитается как один из лидеров русского авангардного искусства и основатель аналитического искусства. Похожие. Следующий слайд. Павел Николаевич Филонов. Живопись в моей голове Ridero. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается непостижимой, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века.
В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова
Варвара Я же хочу достичь такого уровня, чтобы было о чем рассказать на выставке. Стать более разносторонним, качественно делать свои проекты. Владислав Какие маэстро прошлого Вас вдохновляют? Наверное, работы Льва Повзнера. Я не могу сказать, что они меня так уж вдохновляют, но мне они действительно нравятся. Рад, что они у нас сегодня представлены в рамках выставки.
Я убеждён, что в каждый этап жизни существуют свои художники, которые могут вдохновлять. Ещё мне в последнее время нравятся работы Юлия Юльевича Клевера-старшего. Владислав Меня же вдохновляет Павел Николаевич Филонов. Я нахожу в его картинах глубокий родной смысл. А из современных мне нравится творчество Елизаветы Палицыной.
Она за гроши стирала чужое белье, а он вышивал скатерти и полотенца крестиком и продавал их на Сухаревской площади. Однако трудная жизнь не помешала с отличием окончить «Каретнорядную» приходскую школу в Москве. В 1897 году мать умерла от туберкулёза. В тот же год Филонов переезжает в Петербург, где поступает в живописно-малярные мастерские и работает «по малярно-живописному делу».
Одновременно учится на рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года — в частной мастерской академика Л. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов трижды пытался поступить в Петербургскую Академию художеств. Сделать это удалось в 1908 году, однако учёба закончилась в 1910 году после довольно неприятного инцидента на занятии. Зато именно тогда он впервые участвовал в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Волдемара Матвея, Елены Гуро и Михаила Матюшина.
Филонов и Хлебников В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова, который впоследствии вывел его в рассказе «Ка»: «… Я встретил одного художника и спросил, пойдёт ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжёл, что и у войск за пространство».
Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишнёвые глаза и бледные скулы. Ка шёл рядом. Лился дождь.
Художник писал пир трупов, пир мести… Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобным лучу месяца бешенством скорби». В свою очередь художник создал портрет писателя, который, к сожалению, не сохранился, и проиллюстрировал его «Изборник» 1914. В 1915 году и вовсе опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями. Следует отметить, что в творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние.
Причём, оно заметно как в изобразительных принципах художника, так и в поэтическом строе поэта. Важный момент: возникшее соавторство было единственным, как и единственным — случай участия Павла Николаевича в литографских изданиях футуристов. Эта была первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества. В ней провозглашается реабилитация живописи в противовес концепции и методу Казимира Малевича, «живописному анекдоту» Владимира Татлина — «сделанных картин и сделанных рисунков»: «Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу.
В дальнейшем у художника получится развивать тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клеточка цветка с цветом». Первая мировая Осенью 1916 года Павел Николаевич отправляется на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Затем принимает активное участие в революции, занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т.
Порой ему удавалось рисовать. Это были рисунки с натуры — «Румынские офицеры», «Мотоциклисты» и другие. Своему другу, поэту Хлебникову, он скажет: «Я воюю не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени».
А потом признает: «Я был на войне 1,5 года, и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня».
Невероятное сочетание ярких красок и линий. В них переплетаются мысли о космосе, научные открытия начала ХХ века и библейские сюжеты. Евгения Петрова: «Здесь показаны произведения разных периодов, разных жанров, разных видов, разных типов. Это будет для тех, кто знаком с Филоновым, интересно. Для тех, кто с ним совсем не знаком, здесь очень много, во-первых, аннотаций к каждому периоду, к картинам некоторым.
Эти аннотации им помогут понять этого потрясающего художника, к сожалению, еще очень мало раскрытого». В «Зарядье» собрали более 80 лучших работ, которые можно изучать часами. Среди представленных произведений — едва ли не все главные работы Филонова: от «Пира королей», «Крестьянской семьи», знаменитых голов и абстракции, до вполне реалистических картин.
Опять же из-за своей одержимости он не мог не отвергать все иные художественные школы и направления. Только свою живопись он считал подлинной, свою манеру считал революционной. Он не щадил своего здоровья, не щадил близких, не замечал никаких лишений; единственное, к чему была устремлена вся его натура, - живопись.
Работать, писать, рисовать, стоять у холста, искать новые приёмы, способы - это, и только это, было способом его существования, это было жизнью... Можно, конечно, уважать и чтить подобную художественную преданность, но человечески симпатичного в ней мало. А вместе с тем живопись Филонова поразительна. Значит, что же - одержимость, фанатичность помогали ему? Великолепные картины его, посвящённые революции, петроградским рабочим, проникнутые энтузиазмом, живописные в каждом малом кусочке полотна, - всё это получалось, несмотря на одержимость? Или благодаря ей?
Одержимость, значит, помогает таланту? Ничего в ней нет плохого?