Крестопоклонной неделей, о которой мы говорили накануне, начинается 4-я седмица Великого поста, также именуемая Св. Церковью Крестопоклонной. 19 марта 2023 года в Неделю третью Великого Поста Крестопоклонную в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских были совершены две Божественные литургии. Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя.
Половина Великого поста позади: в тульских храмах началась крестопоклонная неделя
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ | Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига. |
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Отсюда пошло название предстоящей недели – Крестопоклонная, т.е. неделя, в которую все верующие христиане призываются к особому почитанию Честного и Животворящего Креста Господня. |
Неделя Крестопоклонна | Православие в Татарстане | Портал Татарстанской митрополии | Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста. |
Крестопоклонная неделя. | 18 и 19 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения Крестопоклонной Недели Великого поста. |
КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ | 19 марта 2023 года, в Неделю Крестопоклонную, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Никольском кафедральном соборе. |
Третья неделя Великого Поста 2022: Крестопоклонная.
Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Как же исполнить эту заповедь Спасителя? Мне кажется, что мы могли бы начать с чего-то очень простого и доступного каждому из нас. Что, если бы мы услышали Христов голос, говорящий нам — как Он говорит в евангельских рассказах много раз: Без тебя — ничего не могу сделать: будь Моими глазами, видящими ближнего; будь Моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь Моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками Моими, дающими ему то, что нужно... Если мы так услышали бы Христа, то мы знали бы, что делать; мы знали бы, что мы можем одновременно быть самими собой, в глубоком, осмысленном значении этого слова, и вместе с этим не сосредоточивать свое внимание на себе самих. Мы могли бы тогда вместе со Христом посмотреть вокруг себя и поставить себе вопрос: Кому нужен Христос? Кому нужна Его любовь?
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля. Воскресенье, 7 апреля 2024 года, Неделя Крестопоклонная, Благовещение Пресвятой Богородицы Особенности православного богослужения В воскресенье 7 апреля в храмах совершается литургия святителя Василия Великого, хотя обычно в дни Великого поста на Благовещение служат литургию святителя Иоанна Златоуста. Звучат песнопения, посвященные празднику Благовещения. Так, на входе мы услышим три тропаря: воскресный, Кресту и Благовещению. Неделю Крестопоклонную можно считать серединой Великого поста.
Раньше среду седмицы после Крестополконной недели воскресенья называли «средокрестье». Существует обычай во время всенощной, совершаемой вечером в субботу 6 апреля в 2024 году , выносить на середину храма украшенный крест. Обычно еще до начала всенощного бдения в алтаре крест кладется священником на престол и остается там до пения великого славословия. Во время пения славословия предстоятель, облаченный, как на литургии, во все священнические одежды три раза обходит с кадилом престол. Далее с началом пения Трисвятого он поднимает крест на уровень головы и в предшествии свещеносцев выходит боковыми вратами из алтаря, останавливается напротив царских врат и возглашает «Премудрость, прости».
После этого при пении тропаря Кресту священник помещает крест на аналой, стоящий в центре храма и кадит его. Далее исполняется песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» , во время которого священники и прихожане совершают перед крестом три поклона. Это же песнопение звучит на воскресной литургии вместо Трисвятого. Крест будет находиться в центре храма до пятницы, когда его внесут обратно в алтарь. Еще одна особенность вечернего богослужения в этот день состоит в том, что помазание освященным елеем совершается не после чтения Евангелия, а после поклонения кресту.
После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене после выноса Креста , в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов». Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией. Почему христиане поклоняются кресту Поклонение кресту в христианстве имеет глубокий символический и духовный смысл. Крест является центральным символом христианской веры, представляя собой инструмент страданий и распятия Иисуса Христа. Согласно христианскому учению, смерть Христа на кресте и Его воскресение являются основой спасения и прощения грехов для всех верующих.
Таким образом, крест стал символом жертвы, любви, спасения и надежды на вечную жизнь. Поклонение кресту выражает глубокое уважение и благодарность Христу за Его жертву. Это также напоминание верующим о необходимости следовать примеру Христа в самопожертвовании, любви и прощении. Крест служит напоминанием о страданиях Христа и призывает к духовному возрождению и обновлению. В церковных традициях поклонение кресту включает в себя различные ритуалы и обряды, такие как поцелуй креста во время богослужений или склонение перед крестом в молитве. Эти действия являются выражением глубокой веры и признательности за Божью милость и благословения. Таким образом, поклонение кресту в христианстве не просто ритуал или традиция, это выражение основополагающих идей веры, символизирующее искупление, любовь и надежду. Великий Пост 2024: питание в третью неделю 1-7 апреля 1 апреля — понедельник Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты например: изюм, маслины, орехи, инжир — каждый раз что-либо одно из этого. Один раз в день, около 15. Без масла.
Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать
Третья неделя Великого поста: самарцам рассказали, как провести Крестопоклонную седмицу. Крестопоклонная неделя в 2023 году, как и в предыдущие годы, будет праздноваться в последнее воскресенье третьей недели Великого поста. КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ — [греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως; слав. ], 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной после Великого славословия выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим.
Половина Великого поста позади: в тульских храмах началась крестопоклонная неделя
Третья неделя Великого поста: самарцам рассказали, как провести Крестопоклонную седмицу | Сегодняшнее воскресенье – особый день Великого поста, когда мы молимся перед изнесенным из алтаря изображением Креста Господня, взирая на страдающего Спасителя, и стараемся осмыслить все то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, осмыслить. |
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная | Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). |
Неделя Крестопоклонная Великого поста | Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная. |
«Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная». Прот. Дионисий Крюков | О Крестопоклонной неделе. Неделя (т. е. воскресенье) 3-я Великого поста. |
3-я неделя Великого поста
Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. Неделя пятая Великаго поста, прп. Марии Египетской, глас 5. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Крестопоклонная Неделя — это третье воскресенье Великого поста.
Неделя Крестопоклонная
Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать. В субботу на третьей неделе Великого Поста с незапамятных времен выносится на середину церкви Крест, и вся следующая, четвертая неделя, называется Крестопоклонной. Наступила третья седмица Великого поста, во время которой Церковь предлагала нам воспоминание о блудном сыне, а также готовила нас к третьему воскресению поста – Неделе Крестопоклонной (по-гречески: κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως). Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане. © Все новости Новосибирской области. Такое действо совершается каждый Великий пост. Сегодняшнее воскресенье – особый день Великого поста, когда мы молимся перед изнесенным из алтаря изображением Креста Господня, взирая на страдающего Спасителя, и стараемся осмыслить все то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, осмыслить.
Крестопоклонное воскресенье Великого поста
Крест необходим нам как горькое лекарство для исцеления нашего падшего естества, унаследованного от прародителя Адама. Нужно сказать, что крест, то есть лишения, скорби болезни и тому подобное, неизбежен в нашем мире для всех людей, однако одним он может послужить во спасение, а другим — в осуждение и гибель. Во спасение — если мы правильно относимся к нему, то есть несем его с терпением и доверием Богу. В осуждение — если относимся неправильно, то есть несем с ропотом, обидой, озлоблением, без покаяния. В этом случае крест становиться для человека гибельным. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада». Для тех же, кто несет крест с терпением и благодарением Богу, он становиться не только спасительным, но и легким. Приведем еще слова Святителя: «Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: иго Мое благ, и бремя Мое легко есть, сказал Господь».
Как нам преобразить наш крест, в Крест Христов? Святитель Игнатий отвечает: «Крест твой тогда изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, - когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение: благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело». Таким образом, из этих слов мы видим, что неизбежный жизненный крест может быть как спасительным, так и гибельным. И зависит это от того, как мы к нему относимся. Яркий пример того и другого отношения дают два распятых со Христом разбойника: один из них, признав себя злодеем, достойным казни, спася и вошел в Рай, другой же ропотом и хулой оттолкнул свое спасение и погиб. Так побеждали мир апостолы Христовы, которые, чем больше на них обрушивалось бед и скорбей, тем больше они горели любовью к Богу, так что никто и ничто не могло отлучить их от Христа. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашем».
Воспоем же Славу Кресту Христову и помолимся ему. А преподобный Ефрем Сирин 373 оставил настоящий образец размышлений о Кресте и крестных страданиях Христа. Приведу небольшой отрывок: Крест — воскресение мертвых. Крест — упование христиан. Крест — жезл хромых. Крест — утешение бедных. Крест — низложение гордых. Крест — надежда отчаянных. Крест — отец сирот.
Крест — хранитель младенцев. Крест —утешение скорбящих. Крест — слава мужей. Крест — венец старцев. Крест — свет сидящих во тьме. Крест — мудрость невежд.
На место Креста поверх центрального аналоя полагается икона Иисуса в терновом венце , или святцы. Основная статья: Средокрестная неделя В среду этой недели отмечалось окончание половины Великого поста и у деревенской детворы был небольшой праздник [16] , связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем. В воскресенье на четвёртой неделе седмице Великого Поста в храмах совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню , поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду — «средокрестьем». На ночь со среды на четверг приходится середина поста, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «Средопостие», «Средокрестье». Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст [17]. На этой неделе пекли пироги в виде креста, которые так и называли — «кресты», а также в виде сельскохозяйственных орудий — сохи, плуга, бороны, косы. Часть «крестов» селяне хранили до весенних посевов — их клали в сеялку к посевным семенам.
В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года.
Затем под пение стихиры «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» совершалось поклонение Кресту. Вынося крест для поклонения, Церковь напоминает забывшим о предназначении поста, что путь Великого поста — это путь на Голгофу вместе со Христом на крест. А других, взирающих на крестные страдания и изнемогающих от поста, утешает, вдохновляет, взбадривает.
19 марта – Неделя Крестопоклонная
Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года.
Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом. Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян [18]. На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе «переламывается» пост в переднем углу. Няни и бабушки, забавляя детей, садились в передний угол, за стол, и стучали под лавкой.
Они уверяли детей, будто этот стук происходит от «ломанья» поста. Говорили, что с этого дня щука разбивает хвостом лёд [19].
Наши немощи известны Христу лучше, чем нам самим, и Бог лишь просит нас нести крест личный — болезнь ли это, тесные материальные обстоятельства, сложная ли работа, иное ли что. И, утешая, в конце пути обещает каждому «пришедшее в силе» Свое Царство, и вечную Пасху. Слово в Неделю Крестопоклонную. Крест — знамя любви Спасителя к людям. Отрывок из проповеди священника о Кресте Протоиерей Алексий Уминский: «Для христиан понятие креста нераздельно с самой жизнью. Крест не является для Церкви каким-то отдельным элементом ее, символом или воспоминанием Божественной жертвы. Крест — это единое явление, единый смысл. Человек, принимающий Божественную любовь по отношению к себе через крестную смерть Спасителя, должен быть готов чем-то ответить на это Богу. Бог приносит в дар человеку Самого Себя и совершается это через распятие. В ответ человек приносит Богу самого себя. Это мы и называем нашей крестной жизнью, духовным крестом. Это то, о чем говорит Сам Господь в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк. Это отрывок мы читаем как раз в неделю Крестопоклонную. И каждый раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Как Христос предал за нас всю Свою жизнь, так и мы должны быть готовы предать Богу всю свою жизнь. В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста. Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения.
Андреевский собор В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути.
Беседы с батюшкой. Крестопоклонная неделя
Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» Мк.
Но однажды каждый из нас, заглянув внутрь себя, обнаруживает такую бесконечную пустоту, которую невозможно заполнить ни покупками, ни работой, ни даже семейным счастьем. Однажды Господь спросил Своих учеников, не хотят ли они покинуть Его, как это сделали многие, кто слышал Его слова и не принял их.
Апостол Пётр со свойственной ему горячностью и даже некоторой грустью ответил на это Господу: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» Евангелие от Иоанна 6:68. Ученики Христовы, постоянно находясь рядом с единственным Источником истинной жизни, как никто другой, осознали второстепенность любых иных ценностей и обманчивость любого другого пути. Осознали настолько полно и так искренне приняли призыв Учителя взять крест свой и следовать только за Ним, что оставили всё в этом мире и отдали земную жизнь за Господа и Его Евангелие, чтобы вечно радоваться с Ним в Царстве Небесном.
Христианство вообще очень методологично и последовательно. И даже исследователи евангельского текста отмечают, что каждый новый земной год проповеди Спасителя — это как новый круг откровений и более сложных новых сюжетов. Господь готовит Своих апостолов как учитель готовит учеников в школе. И вот эта учительная система полностью воплотилась в систему евангельских чтений по самым главным дням Великого поста, то есть, по воскресеньям. В предыдущую неделю мы вспоминали Григория Паламу и разработанное им учение о Фаворском свете, о Божественных энергиях, об обожении человеческой души. Но как же достигается этот теозис, это преображение, какой путь ведет к нему? Вот именно об этом уже сегодняшнее чтение и название Недели.
Таким образом, крест стал символом жертвы, любви, спасения и надежды на вечную жизнь. Поклонение кресту выражает глубокое уважение и благодарность Христу за Его жертву. Это также напоминание верующим о необходимости следовать примеру Христа в самопожертвовании, любви и прощении. Крест служит напоминанием о страданиях Христа и призывает к духовному возрождению и обновлению. В церковных традициях поклонение кресту включает в себя различные ритуалы и обряды, такие как поцелуй креста во время богослужений или склонение перед крестом в молитве. Эти действия являются выражением глубокой веры и признательности за Божью милость и благословения. Таким образом, поклонение кресту в христианстве не просто ритуал или традиция, это выражение основополагающих идей веры, символизирующее искупление, любовь и надежду. Великий Пост 2024: питание в третью неделю 1-7 апреля 1 апреля — понедельник Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты например: изюм, маслины, орехи, инжир — каждый раз что-либо одно из этого. Один раз в день, около 15. Без масла. С растительным маслом и вином одна чаша 200г дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной. День памяти святителя Григория Паламы. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Печенье в виде крестов на крестопоклонной неделе Была такая интересная русская народная традиция — выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков.
Третья неделя Великого поста Крестопоклонная.
Обучение осуществляется за счет бюджета Русской Православной Церкви. Мобильное приложение «Оптина пустынь» Приложение в удобном и доступном формате предоставляет паломникам всю необходимую и актуальную информацию о нашей обители. С его помощью также можно прослушать аудиотрансляции богослужений, заказать поминовения и отправить пожертвование. Крестопоклонная Неделя. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос истинный Бог наш и мы веруем во Христа, Христа распятого и воскресшего. Много Христов и много Иисусов, но распятый и воскресший один. У третьего воскресенья Великого поста название редкое — Крестопоклонная неделя.
Смысл понятен — речь идет о почитании Креста. Но ведь есть праздники Креста Господня — 14 августа или 27 сентября, когда так же торжественно на середину церкви выносится крест, и ему поклоняются, и его целуют. Но почему тогда то же самое делается еще раз и в Великий пост? А вот для чего! Цель поста — побороться с самим собой, как бы распять свои привычки и пристрастия. Дело это непростое, тут надо себя постоянно понуждать. Давно заметили, что к середине поста энтузиазм ослабевает, человек к нему привыкает и перестает быть требовательным к себе.
Вот тут-то и самое время предложить ему утешение и укрепление. А что может верующее сердце укрепить больше, чем память о крестных страданиях Христа? Так всегда и думали. Вот типичное мнение древнего проповедника: «Если Сам Бог распялся ради нас, то разве не следует и нам сораспяться Ему и облегчить свои скорби воспоминанием о Его страданиях и Животворящем Кресте Его славы? В одном из своих посланий апостол Павел пишет: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» Гал. Когда Павел упоминает о Христе, он использует фразу «Крест Христов». Апостол довольно часто так поступает.
Евангелие у Павла называется «словом о кресте» 1Кор. В других местах проповедник пишет о «соблазне креста» см Гал. Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» 1Кор. Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками Быт. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки крестовидно простираемые и обращающее в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия: змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верою смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавший греха, был пригвожден за грех.
Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами Втор. Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» Ис. О, если бы мы, поклоняющиеся ему то есть Кресту , получили удел во Христе, Который был распят! Крест Христов не только сосредотачивает в себе все главнейшие смыслы христианства, но и само начертание его наделено от Бога непостижимой силой. Эта сила опытно познается всяким христианином, любящим Крест, носящим его на груди, осеняющим себя крестным знамением.
Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался.
Просто отвести глаза и не глядеть никуда, просто оторвать сердце и ни на что его не направить — нельзя. Как же исполнить эту заповедь Спасителя? Мне кажется, что мы могли бы начать с чего-то очень простого и доступного каждому из нас. Что, если бы мы услышали Христов голос, говорящий нам — как Он говорит в евангельских рассказах много раз: Без тебя — ничего не могу сделать: будь Моими глазами, видящими ближнего; будь Моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь Моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками Моими, дающими ему то, что нужно... Если мы так услышали бы Христа, то мы знали бы, что делать; мы знали бы, что мы можем одновременно быть самими собой, в глубоком, осмысленном значении этого слова, и вместе с этим не сосредоточивать свое внимание на себе самих. Мы могли бы тогда вместе со Христом посмотреть вокруг себя и поставить себе вопрос: Кому нужен Христос?
Затем под пение стихиры «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» совершалось поклонение Кресту. Вынося крест для поклонения, Церковь напоминает забывшим о предназначении поста, что путь Великого поста — это путь на Голгофу вместе со Христом на крест. А других, взирающих на крестные страдания и изнемогающих от поста, утешает, вдохновляет, взбадривает.
Третья неделя Великого поста: самарцам рассказали, как провести Крестопоклонную седмицу
Перевод: Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться исповедания. Третье воскресенье Великого поста — Неделя Крестопоклонная — ознаменовано изнесением в православных храмах Честного древа Животворящего Креста Господня для молитвенного поклонения верных и их духовного укрепления в великопостных трудах. Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Третью седмицу называют Крестопоклонной неделей. С начала Великого поста прошло уже 14 дней, поэтому уже может сказываться сила привычки. 19 марта 2023 года, Крестопоклонную неделю Великого поста, Божественную Литургию возглавил протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всехсвятского благочиния г. Москвы, настоятель храма св. вмч. 19 марта 2023 года, в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.