форма правления при которой предусмотрено участие в управлении государством сословных органов, например, земские соборы в России, сейм в Польше, рейхстаг в Германии, Генеральные штаты во Франции и Голландии, а Абсолютная монархия.
§ 20. Формирование абсолютизма — Вопросы к пунктам параграфа — 3 — стр. 158
Важным отличием абсолютной монархии от сословно представительной является отсутствие системы чеков и балансов в правительстве. Абсолютная монархия и сословная монархия представляют собой две различные системы правления, которые существовали в разные периоды истории. власть в абсолютной монархии у одного человека-это царя или короля, в сословно-представительной же власть находится у представителей сословия, и решения они принимают вместе, а не единолично. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века. 6. Чем отличается абсолютная монархия от сословной? При сословной монархии власть короля ограничена собранием представителей сословий.
Абсолютная монархия и сословная: основные отличия
- Отличия абсолютной монархии от сословной
- Определение понятия Монархия — что это за форма правления
- ГДЗ Всеобщая история средних веков 6 класс Агибалова. Вопросы страница 184. Номер №6
- Раздел 1: Определение абсолютной монархии
- Чем отличается абсолютная монархия от сословной — простое объяснение темы
- Абсолютная монархия и сословная: в чем разница?
Что такое монархия — определение, общие понятия, признаки формы правления, виды, примеры монархий
Успех монарха в абсолютной монархии зависит от его способности находить баланс между своими полномочиями и интересами народа. Обычно абсолютная монархия характеризуется наследственной системой передачи власти. Монарх, как правило, наследует власть от своих родителей или ближайших родственников. Наследственная система придает стабильность и непрерывность абсолютной монархии и позволяет избежать борьбы за власть и неопределенности в период смены правителя. Однако есть исключения, например, в Саудовской Аравии, монархию передает король своему сыну, но обычно в таких странах существуют правовые ограничения на возможность передачи власти другим членам семьи.
Эти правовые ограничения помогают предотвратить накопление власти в руках одного семейства. Итак, абсолютная монархия отличается от сословной монархии тем, что в ней монарх обладает неограниченной властью и контролирует все аспекты государственной жизни. Вместо разделения властей и ограничений, в абсолютной монархии монарх имеет полное право принимать решения и управлять страной, основываясь на своих взглядах и интересах государства.! Определение понятия абсолютной монархии Перед тем, как мы погрузимся в детали абсолютной монархии, давайте рассмотрим ситуацию в контексте обычного государства.
В большинстве государств монарх имеет ограничения своей власти, поскольку права на принятие решений и управление государством разделены между различными структурами и институтами власти. Однако в абсолютной монархии монарх является неограниченным правителем. Он контролирует все ключевые области, такие как законодательство, полиция, армия, налогообложение и внешняя политика. Другими словами, в абсолютной монархии монарх имеет полный и безусловный контроль над своей страной и ее гражданами.
Монарх принимает все законы и нормативные акты; Монарх или его представители установляют политику и принимают решения в области внешних дел; Монарх определяет налоговую политику и распоряжается государственным бюджетом; Монарх назначает и управляет армией; Монарх контролирует право на собственность и принимает решения о конфискации или разделе земли и имущества. Важно понимать, что в абсолютной монархии все эти функции выполняются монархом самостоятельно, без какого-либо ограничения со стороны законов или других институтов власти. Монарх может принимать решения на свое усмотрение и не обязан отчитываться перед парламентом или другими органами власти. Подобная концентрация власти и полного контроля над страной может иметь как позитивные, так и негативные последствия.
В зависимости от монарха и его решений, абсолютная монархия может способствовать стабильности и эффективности правления. Особенно если монарх является мудрым и бескорыстным правителем, стремящимся к благополучию своего народа и развитию государства. Однако, неограниченная власть также может привести к злоупотреблениям и нарушению прав и свобод граждан.
Во время войны крупные феодалы обзавелись сильными армиями и включились в борьбу за власть. Они могли на равных бороться с королями. Какими средствами каждый из них добивался этих целей? Король хотел объединить страну под своей властью, справиться с мятежами знати. Карл добивался независимости Бургундии, захвата новых земель. Людовик для этого использовал интриги, натравливая противников друг на друга. Карл постоянно воевал.
Победа Людовика привела к усилению королевской власти и объединению всей Франции. Это привело к развитию промышленности и торговли, объединению французов в единую нацию. Генрих был из рода Ланкастеров, но женился на девушке из семьи Йорков. Поэтому имел право на обе розы. Поместив их на герб, Генрих хотел показать, что два рода объединились. Перечислите признаки централизованного государства.
В этой системе монарх обладает абсолютной властью и принимает все решения по своему усмотрению, без необходимости согласования с другими институтами власти. В отличие от абсолютной монархии, сословная монархия базируется на принципе разделения власти между монархом и другими политическими институтами. В этой системе монарх является символом государства и исполняет церемониальные функции, а полномочия в решении вопросов государственного управления делегированы другим органам — парламенту, судебной системе и т.
Основные принципы абсолютной монархии включают: Наследственность трона — власть передается по наследству в пределах одной семьи. Примат монарха — монарх имеет высшую власть и принимает окончательные решения по вопросам государственного управления. Отсутствие ограничений — монарх имеет полную свободу действий и власть над всеми сферами жизни государства. Принципы сословной монархии включают: Разделение власти — монарх не является единственным правителем, а совместно с другими институтами принимает решения по вопросам управления. Конституционные ограничения — власть монарха ограничена конституционными законами и принципами, устанавливающими равенство перед законом и защиту гражданских прав и свобод. Консультативные органы — монарх может получать советы от назначенных организаций или советов по различным вопросам. Таким образом, абсолютная монархия и сословная монархия имеют существенные различия в своем определении и принципах правления. Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки, а также влияет на политическую, экономическую и социальную систему государства. Отличия от конституционной монархии Главное отличие между этими двумя системами заключается в политической силе монарха.
В абсолютной монархии монарх обладает безусловной властью и полным контролем над государством, не ограниченным конституцией или законами. В конституционной монархии монарх имеет ограниченные полномочия и его власть ограничена конституцией и законами страны.
Различают два вида ограниченной монархии: Дуалистическая.
Несмотря на конституционные ограничения, монарх сохраняет обширные полномочия. Он не может принимать законы, но имеет право вето и право роспуска законодательного органа. Органы исполнительной власти формирует монарх.
Монарх фактически выполняет представительские функции, власть сосредоточена у правительства и парламента. Такой вид монархии схож с парламентской республикой. Законодательная власть в таких государствах принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.
Власть монарха ограничена во всех сферах. По сути, монарх является символом единства нации. Примеры современных парламентарных монархий — Великобритания, Япония, Дания, Бельгия, Испания и проч.
Сословная монархия и абсолютная монархия: разница и особенности
Ограничения власти в сословной монархии Сословная монархия отличается от абсолютной монархии тем, что в ней существуют определенные ограничения на власть монарха. Абсолютный монарх правит один, опирается на армию и бюрократический аппарат, его власть никто и ничто не влияет на его решения, хотя, в отличии от деспота, он считается с правами некоторых сословий. При сословной монархии власть правителя (монарха) сочетается с властью сословия дворян (то есть они представляют собой правительство). когда власть монарха сочетается с властью представителей сословия дворян. При абсолютной монархии власть монарха не ограничена абсолютно ничем, кроме его собственных амбиций.
Монархия как форма государственного правления
Он не ограничен конституцией или парламентом и принимает все решения самостоятельно. В такой системе монарх имеет полную власть над армией, законодательной и исполнительной властью, а также назначает всех должностных лиц. Сословная монархия, в отличие от абсолютной, предполагает наличие ограничений власти монарха. В этой системе монарх разделяет власть с другими институтами, такими как парламент или совет министров.
Монарх принимает все законы и нормативные акты; Монарх или его представители установляют политику и принимают решения в области внешних дел; Монарх определяет налоговую политику и распоряжается государственным бюджетом; Монарх назначает и управляет армией; Монарх контролирует право на собственность и принимает решения о конфискации или разделе земли и имущества. Важно понимать, что в абсолютной монархии все эти функции выполняются монархом самостоятельно, без какого-либо ограничения со стороны законов или других институтов власти. Монарх может принимать решения на свое усмотрение и не обязан отчитываться перед парламентом или другими органами власти. Подобная концентрация власти и полного контроля над страной может иметь как позитивные, так и негативные последствия. В зависимости от монарха и его решений, абсолютная монархия может способствовать стабильности и эффективности правления.
Особенно если монарх является мудрым и бескорыстным правителем, стремящимся к благополучию своего народа и развитию государства. Однако, неограниченная власть также может привести к злоупотреблениям и нарушению прав и свобод граждан. Если монарх склонен к тирании или несправедливости, то общество может страдать от подавления и нарушения своих прав. Таким образом, абсолютная монархия — это система, в которой монарх обладает полной властью над своей страной и гражданами. В противоположность сословной монархии, где распределение власти более равномерное и есть влияние различных групп и классов общества, абсолютная монархия представляет собой форму правления, при которой одна личность контролирует все полномочия и принимает решения самостоятельно, без ограничений со стороны других ветвей власти или общества.
Особенности абсолютной монархии Вот основные особенности абсолютной монархии: Монархическая власть: Главнейшей особенностью абсолютной монархии является неограниченная и непререкаемая власть монарха. Он принимает все решения самостоятельно, не завися от других институтов и органов власти. Это позволяет монарху принимать быстрые и эффективные решения, не тратя время на процедуры и согласования. Наследственность власти: В абсолютной монархии власть передается по наследству от монарха к монарху, обычно между близкими членами семьи. Это основывается на принципе «кровной власти» и избегает нестабильности и споров о наследственности.
Централизация власти: В абсолютной монархии монарх контролирует все аспекты государства, включая законодательную, исполнительную и судебную власть. Это способствует сосредоточению власти и эффективной принятию решений. Отсутствие ограничения силами противовеса: В отличие от сословной монархии, в абсолютной монархии монарх не ограничивается силами парламента, правительства или других институтов. Это позволяет монарху свободно выражать свою волю и принимать решения в интересах своей страны. Абсолютная монархия была распространена в разных странах мира в разные периоды истории.
Это связано с тем, что монарх зависит от поддержки и сотрудничества с сословиями, а его легитимность в глазах народа опирается на соответствие его действий и интересов различных сословий и народа в целом. Сословно-представительная монархия Власть основывается на сотрудничестве монарха с представителями различных сословий Неограниченная власть монарха, все решения принимаются им самостоятельно Сословия имеют определенные привилегии и обязанности перед государством Отсутствие сословий и привилегий, все решения принимаются монархом Все решения принимаются с участием монарха и представителей сословий Односторонние решения монарха Структура и организация Сословно представительная монархия и абсолютная монархия имеют отличия в структуре и организации своего правления. В сословно представительной монархии власть делится между монархом и представительными органами, которые представляют различные слои общества. Обычно это дворянство, духовенство и горожанство.
Представительные органы имеют свои полномочия и регулярно встречаются с монархом для рассмотрения и принятия различных решений. В абсолютной монархии, напротив, вся власть концентрируется в руках монарха. Он является абсолютным правителем и принимает все решения самостоятельно. Представительные органы отсутствуют или имеют чисто консультативный характер.
Монарх может взаимодействовать с советниками или министрами, но их влияние ограничено. Кроме того, в сословно представительной монархии обычно существуют ограничения на власть монарха. Конституция или особые законы регулируют его полномочия и устанавливают границы его власти. В абсолютной монархии монарх не ограничен законами и может принимать решения по своему усмотрению.
Таким образом, структура и организация сословно представительной монархии и абсолютной монархии существенно различаются, определяя особенности их правления и взаимодействия с представительными органами общества.
Правительственная власть осуществляется в кантонах коллегией - Малым, или Правительственным Советом, избранным либо непосредственно народом, либо Большим Советом. Что касается представительных республик - напр. Штатах - конгрессом , состоящим из двух палат - палаты депутатов и сената.
Органом правительственной власти является президент республики, избираемый во Франции Национальным Собранием, то есть общим собранием Палаты Депутатов и Сената, а в Соединенных Штатах - народом, путем двухстепенной подачи голосов. Гораздо сложнее организация конституционных монархий. По своему историческому происхождению конституционная монархия должна быть рассматриваема как переходная форма, как компромисс между старым и новым порядком. Последовательным и полным воплощением начала обособления властей является, конечно, одна только республиканская форма правления.
Однако необходимые предположения, культурные и социальные основы республиканского строя не всегда и не везде имеются налицо. Монархические традиции необыкновенно сильны и живучи. До тех пор пока в сознании народных масс монарх остается живым олицетворением государственной идеи, республика как таковая невозможна; ибо республика будет мыслиться как анархия, до тех пор пока государство мыслится как монарх. Начало обособления властей - рациональное начало; оно необходимо претерпевает более или менее значительные отклонения, преломляясь в исторической среде современных монархий.
Органом законодательной власти в конституционной монархии является "король в парламенте", сложный орган, состоящий из двух простых - короля и парламента. Каждый закон в конституционной монархии является результатом совокупного действия парламента и короны. Воли короны и парламента сливаются в одну волю, которой конституция присваивает правотворческую силу. Закон является актом единой воли "короля в парламенте".
Правительственная власть в конституционной монархии осуществляется "королем в кабинете". Во всех конституционных государствах король является главой исполнительной власти. В государствах парламентарных фактическое значение короны может быть весьма невелико; de jure, однако, и здесь монарх управляет государством чрез посредство назначаемых и сменяемых им министров. Таким образом, и в конституционной монархии обособление властей является несомненным фактом.
Законодательная власть осуществляется сложным органом, "королем в парламенте"; правительственная - простым и единоличным,- монархом. Формальное понятие закона Дифференциация органов законодательной и правительственной власти влечет за собой установление формального различия между законом, как волеизъявлением законодательной, и правительственным актом, как волеизъявлением правительственной власти. Формальное понятие закона возникает впервые в конституционном государстве; во Франции оно санкционируется, на заре конституционной эры, Законом 12 октября - 6 ноября 1789 г. Согласно этому закону, декреты Национального Собрания, санкционированные королем, каково бы ни было их содержание, должны носить имя и обозначение законов.
Ту же мысль повторяет конституция 3 сент. И точно так же в органических законах 1875 г. Само собой понятно, что акты правительственной власти ни в каком случае не являются и не называются законом. Из Франции формальное понятие закона реципируется Германией.
Рецепция этого понятия происходит, однако, не сразу: сначала конституционной доктриной Моль, Вехтер, Цепфль, Цахарие и др. Германские конституции начала XIX века еще не проводят - или, по крайней мере, не проводят отчетливо - формального различия между актами законодательной и правительственной власти. Понятие закона определяется, как в праве предшествующей эпохи, материальным моментом: закон - это общая норма, устанавливаемая верховной властью. Как известно, конституции рассматриваемого типа основаны на так называемом монархическом принципе.
Согласно этому принципу, и в конституционной монархии обладателем всей полноты государственной власти остается монарх; и только в осуществлении некоторых ее полномочий, определяемых исчерпывающим образом конституцией государства, монарх ограничен или связан необходимым соучастием народного представительства. К числу полномочий, осуществляемых с участием представительства, относится, с одной стороны, не только издание законов, а с другой, издание не всех, а только некоторых законов. Так, например, согласно одной из наиболее ранних германских конституций, а именно, Конституции Вальдека 19 апр. Другие конституции той же эпохи - Баварская 1818 г.
И только Вюртембергская конституция 1819 г. Начиная с 30-40-х годов формальное понятие закона реципируется окончательным образом германскими конституциями; в конституциях Саксонской, Прусской и др. Не подлежит никакому сомнению, что во всех без исключения современных конституциях мы встречаемся с тем же формальным понятием закона. Конституционный закон- это закон в формальном значении этого слова.
В конституционных монархиях законом называется всякое волеизъявление "короля в парламенте". Конкретное распоряжение законодателя является таким же законом, как и общая норма, установленная им. Организационные правила, определяющие внутренний распорядок правительственных учреждений, и правовые нормы, регулирующие права и обязанности граждан в их отношениях друг к другу и к государственной власти, одинаково являются законами, если только они исходят от законодательной власти. В отличие от актов законодательной власти волеизъявления власти правительственной никогда не являются законом.
Во многих государствах конституция предоставляет монарху чрезвычайно широкие полномочия в специальных областях управления,- напр. И однако же акты монарха, относящиеся к сфере военного или церковного управления, никогда и нигде не называются законами. Конституции некоторых государств предоставляют главе государства так называемое чрезвычайно-указное право,- то есть право в чрезвычайных обстоятельствах издавать указы, обладающие силой закона, или, другими словами, принимать в порядке управления чрезвычайные и временные меры, приостанавливающие действие законов или вносящие изменения в их содержание. Такие указы, хотя и имеющие силу закона, не являются законами.
Как уже указано выше, публицистике старого режима известно одно только материальное понятие закона. Под законом понимается ею только общая норма, исходящая от верховной власти; наоборот, конкретное веление, исходящее от той же власти, не признается законом и, в противоположность закону, называется декретом, ордонансом, патентом, Verordnung и т. Само собой разумеется, что такое материальное понятие закона является юридически бессодержательным, ибо в абсолютной монархии законы и королевские распоряжения, по своему юридическому значению и юридической силе, ничем не отличаются друг от друга. В противоположность закону в материальном смысле - закон в формальном смысле от правительственного акта отличается не только по своему происхождению, но и по степени своей юридической силы.
Понятие формального закона является юридическим понятием, потому что положительное право из этого понятия делает юридически существенные выводы, характеризующие в своей совокупности природу конституционного строя. Преимущественная сила закона и подзаконность правительственных актов Для того чтобы формальное различие законодательных и правительственных актов имело юридическое значение, необходимо, чтобы различием в форме этих актов обусловливалось различие в их существе, в их юридической природе. Вопрос о формальном понятии закона отнюдь не является вопросом терминологии, более или менее общепринятой в конституционном праве. Значение этого вопроса заключается именно в том, что с разграничением актов государственной власти по формальному признаку современное право, то есть право конституционного государства, категорическим образом связывает различие в степени юридической силы этих актов.
Закон, как волеизъявление законодательной власти, является высшей нормой; он обладает той формальной силой закона, которой, по общему правилу, лишены правительственные акты. Вопрос о преимущественном значении закона Vorrang des Gesetzes , или - что то же - о формальной его силе formelle Gesetzeskraft является наиболее важным вопросом теории конституционного закона. На нем необходимо остановиться подробнее. Господство законодательной власти в конституционном государстве является следствием ее "представительного" характера.
С точки зрения, господствующей со времени французской революции, народное представительство является мандатарием народа: его воля - воля народа. Закон, как выражение общей воли, volonte generale, господствует над "частными волями" отдельных органов государственной власти. Закон и правительственное распоряжение рассматриваются как акты - по самому своему происхождению - неизмеримой величины; различие их источника обусловливает различную степень их значения и силы. Преимущественная сила закона не должна быть, однако, понимаема как квалифицированная его обязательность для подданных.
Закон не более "обязателен", чем судебное решение или правительственный акт, вошедшие в законную силу. Всякое волеизъявление государственной власти, в окончательной и законной его форме, является одинаково обязательным - а именно, обязательным безусловно. Законное распоряжение подчиненного агента исполнительной власти и судебное решение, вошедшее в законную силу, в такой же мере обязательны для подданных, как обязателен для них закон, издаваемый в порядке, установленном конституцией страны. Не в отношении государства к своим подданным, а в отношении законодательной власти к правительственной обнаруживается так называемая преимущественная сила закона.
Преимущественная сила закона является существенным моментом essentiale в понятии конституционного или формального закона. Как уже указано выше, во всех конституциях мы встречаемся с одинаковой формулировкой конституционного принципа; законы издаются не иначе как с согласия народного представительства, а в конституционных монархиях - не иначе как коллективно народным представительством и монархом.
Структура государства
- Что представляет собой абсолютная монархия?
- Чем отличается абсолютная монархия от сословной? кратко
- Формы правления
- Определение понятия Монархия — что это за форма правления
- Монархия как форма государственного правления
Основные формы правления
Развитие страны требовало её объединения, централизации. В противном случае, страна была бы покорена государствами-соседями. Сходство войн можно объяснить общими для региона процессами централизации. Короли стремились усилить свою власть и уничтожить непокорную знать. Для этого они использовали похожую политику - стремились лишить врагов союзников, перетянуть на свою сторону, заручиться поддержкой народа.
Людовика XI называли всемирным пауком, а Карла Смелого - последним рыцарем. За что они получили свои прозвища? Считаете ли вы, что эти прозвища заслужены? Людовик получил своё прозвище за плетение интриг, он использовал обман и жестокость для достижения своих целей.
Карл Смелый был честен, благороден, жил по законам рыцарской чести, презирал интриги. Они заслужено получили свои прозвища. Будут ли пересечения в этих схемах? Одно пересечение в этих схемах стало поводом для Столетней войны.
Победа Людовика привела к усилению королевской власти и объединению всей Франции. Это привело к развитию промышленности и торговли, объединению французов в единую нацию. Генрих был из рода Ланкастеров, но женился на девушке из семьи Йорков. Поэтому имел право на обе розы. Поместив их на герб, Генрих хотел показать, что два рода объединились. Перечислите признаки централизованного государства. Единовластие короля и управление страной с помощью чиновников. Единый закон и суд для всех частей страны.
Общая финансовая система. Единый язык. Чем отличается абсолютная монархия от сословной? При сословной монархии власть короля ограничена собранием представителей сословий. При абсолютной - власть короля не ограничена ничем.
С 1971[15] по 2017 год[16] Дональд Трамп являлся президентом строительного конгломерата Trump Organizati.. Помогите сделать сообщение про Дональда Трампа, заранее спасибо? Botpolikop2018 26 апр. Применение изделий из железа резко повысило производительность труда человека. Особенно это было заметно в земледе.. ДуняшаЗг 26 апр. Наурыз Объяснение : Я читала и у меня есть это в книге вот ответ... DolphinBoy 26 апр. Zalinkagag 26 апр.
Решебник "Вертикаль - Учебник" по предмету История за 7 класс. Aвторы: Амосова И. Задание 1.
Формы правления
Главным отличием сословной монархии от абсолютной является возможность (иногда гипотетическая) третьих лиц вмешиваться в управление государством. Отсюда следует, что ответом на вопрос, чем абсолютная монархия отличается от сословно-представительной, является. В абсолютной монархии монарх обладает полной и неограниченной властью, не зависящей от сословий или представительных органов. форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Абсолютный монарх правит один, опирается на армию и бюрократический аппарат, его власть никто и ничто не влияет на его решения, хотя, в отличии от деспота, он считается с правами некоторых сословий. Одним из основных отличий абсолютной монархии от сословной истории является способ управления.
Чем отличается абсолютная монархия от сословной? Основные различия и принципы управления
Абсолютная монархия. Чем принципиально отличалась абсолютная монархия от сословно-представительной? Во-вторых, абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения и именно потому так воспевалась эпохой Просвещения. Тегипочему московское государство принято называть сословной монархией, ограниченная монархия в каких странах, абсолютная монархия это в истории россии, отличия монарха от президента, переход от сословной монархии к абсолютизму.
В чем отличие абсолютной монархии от сословной?
То, что в рассматриваемой области называется делегацией, правильнее называть поручением со стороны законодательной власти. Такое поручение не только не предоставляет правительству новых, ему не принадлежащих полномочий, но, напротив, ограничивает полномочия, принадлежащие ему. Оно обязывает правительство к изданию указа, который мог бы быть издан по его усмотрению. Оно определяет время издания указа, устанавливает пределы его действия, предписывает его содержание и форму.
Поручение может иметь или не иметь места; во всяком случае, все то, что не должно быть регламентировано законом, может быть регламентировано правовым указом. С этим указом в рассматриваемой области конкурирует закон. Пользуясь правом инициативы, законодательная власть может любое отношение нормировать в законодательном порядке.
По началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , всякое отношение, регламентированное законом, поскольку оно им регламентировано, изъемлется тем самым из сферы компетенции правительственной власти: только законом может быть отменен или изменен закон. Таким образом, в рассматриваемой области все, что регламентировано указом, может быть регламентировано законом; все, что регламентировано законом, регламентации указом не подлежит. После продолжительного существования представительного строя вопрос о разграничении властей законодательной и правительственной не представляет никаких затруднений.
Все хоть сколько-нибудь существенные и важные явления государственной жизни успевают подвергнуться законодательной нормировке; поэтому дальнейшая их регламентация, по необходимости, становится делом закона. Но в начале конституционной эпохи такое разграничение является, в действительности, нелегкой задачей. Конечно, по началу преимущественной силы закона Vorrang des Gesetzes , только законом может быть изменен закон.
В частности, закон дореформенного строя, устанавливаемый волей монарха, не может быть изменяем иначе как конституционным законом. Вопрос заключается в том, какое из волеизъявлений монарха являлось законом в дореформенном строе? Не только у нас в России, но и на Западе, в начале конституционной эры, ни теория, ни практика не дают положительного ответа на этот вопрос.
Действуя на ощупь, с завязанными глазами, государственная власть руководствуется тем весьма неопределенным представлением о законе, в материальном и отчасти формальном значении слова, которое сложилось в доконституционную эпоху. То, что считалось законом в абсолютной монархии, становится законом в монархии конституционной. С точки зрения конституционного права предмет закона определяется следующими тремя началами: началом исключительной компетенции законодательной власти в пределах, отмежеванных ей основными законами Vorbehalt des Gesetzes ; началом конкурирующей деятельности законодательной и правительственной власти по предметам, не входящим в состав так называемой прерогативы монарха; началом преимущественной силы законами Vorrang des Gesetzes во всех областях государственной деятельности, вообще.
Отношение гражданства в конституционном государстве Подзаконность правительственной власти является необходимым условием правового характера отношений между властью и гражданином. В конституционном государстве отношение это является правоотношением - то есть отношением правового субъекта к правовому субъекту, а не властеотношением - то есть не отношением субъекта к объекту. Подзаконная правительственная власть определяется правом.
Законодатель возлагает на нее определенные обязанности, предоставляет ей определенные права. Обязанностям правительственной власти соответствуют права, ее правам - обязанности подвластных. Подвластный в отношении к подзаконной правительственной власти является субъектом обязанностей и прав - правовым субъектом.
В абсолютном государстве индивид - объект власти; в государстве конституционном - субъект прав. Прежде всего так называемые права свободы. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы - сферу, за пределы которой вмешательство государственной власти не имеет и не может иметь места.
Обязанности "невмешательства" государственной власти соответствует право на такое невмешательство индивида; право это, как всякое субъективное право, защищается судебным или судебно-административным иском; наличностью правопритязания фактическая свобода превращается в право свободы. Отдельные проявления этого права бесконечно разнообразны и многочисленны: все, что не запрещено индивиду, ему дозволено; и наоборот, все, что не дозволено власти, ей запрещено. Само собой разумеется, что не всякое проявление индивидуальной свободы нуждается в специальном законодательном признании и защите.
Дело, однако, в том, что в государствах старого режима некоторые из таких проявлений, признаваемые неотъемлемым атрибутом человеческой личности, являлись объектом наиболее энергичных административных воздействий; именно такие проявления берутся современными конституциями под свою защиту, объявляются неотъемлемым правом человека и гражданина. В этом - значение и смысл так называемой декларации прав, составляющей интегральную часть огромного большинства конституций. Постоянное вторжение нетерпимого абсолютизма в область религиозных убеждений влечет за собой признание религиозной свободы; цензурный режим абсолютизма, систематическое противодействие, оказываемое им естественному стремлению людей к объединению, к совместной и организованной деятельности,- влечет за собой признание свободы слова, права союзов и собраний и т.
Таким образом, возникает каталог политических свобод: свобода вероисповедания, печати, свобода личности, союзов и собраний, передвижения, свобода промыслов и занятий и т. Каждая такая "свобода" является частичным проявлением, особо гарантированным конституцией, одного и единого права - права общегражданской свободы. Вторую категорию субъективных публичных прав образуют так называемые положительные публичные права индивида.
К этой категории относятся все вообще права индивида на положительные действия государства в его интересах - права на услуги государственной власти. Типичным примером подобного права является право на судебную защиту - право иска. Административная деятельность государства, в свою очередь, является источником бесконечного множества положительных публичных прав.
Укажем для примера право на общественное призрение, где такое призрение обязательно; право на первоначальное обучение, где обучение всеобще, и т. Наконец, к третьей категории субъективных публичных прав относятся так называемые политические права - права на осуществление государственной власти, на участие в образовании государственной воли. Наиболее важным политическим правом является, конечно, избирательное право - право избирать членов и быть избираемым членом представительных собраний.
Само собой понятно, что в абсолютных монархиях избирательное право признается исключительно в области местного самоуправления. В области законодательства избирательное право - важнейшее право гражданина - впервые создается конституционным режимом. Наряду с избирательным правом существуют, конечно, и другие политические права - напр.
Необходимо заметить, что и в абсолютной монархии возникают и складываются отдельные категории субъективных публичных прав. И в абсолютной монархии судебная власть успевает, до известной степени, обособиться от законодательной и тем самым приобрести подзаконный характер; и здесь, таким образом, признается за индивидом так наз. Некоторые права, по-видимому, принадлежат подвластным и в области административного законодательства.
Независимо, однако, от крайней бедности своего содержания, права эти - уже в силу надзаконного характера правительственной власти - по необходимости лишены и достаточной определенности, и твердых гарантий. Не будучи правопритязаниями, они являются скорее рефлексом объективного права, чем субъективными правами в собственном смысле этого слова. Только в правовом государстве субъективное публичное право аналогично субъективному частному праву, ибо только здесь право это находит свое основание в законе, равно обязательном и для подвластных и для власти.
Правовые гарантии, создаваемые конституционным строем С вопросом о субъективных публичных правах неразрывно связан вопрос о системе правовых гарантий, создаваемых конституционным строем. В числе этих гарантий административная юстиция является наиболее важной. Под административной юстицией современная доктрина государственного права понимает своеобразную и обособленную организацию судебной власти, призванную к защите субъективных публичных прав путем отмены незаконных распоряжений административной власти.
Отожествляя начало обособления властей с началом независимости их друг от друга, теория Монтескье является тем самым необходимым отрицанием административной юстиции, как особой формы суда. Подчинение администрации судебному контролю рассматривается ее последователями как нарушение необходимого равновесия между административной и судебной властью, как установление недопустимой гегемонии второй власти над первой. Именно потому французское право революционного периода Закон 1800 г.
С другой стороны, отрицая начало обособления властей, германская доктрина, равным образом, приходит к отрицанию судебного характера административной юстиции. По мнению Гнейста, административная юстиция отнюдь не является юстицией в собственном смысле этого слова - то есть судебной организацией, охраняющей неприкосновенность субъективных публичных прав правительства и граждан, в их взаимных отношениях друг к другу. Административное право есть совокупность норм, определяющих осуществление государственной власти, исходящих от государства и существующих чрез государство и только в нем.
Административная юстиция призвана к исправлению всякого рода неправильностей, допущенных правительством при осуществлении им своей власти. Она охраняет объективный правопорядок, а не субъективные публичные права; она облекает административные акты в судебную форму, предоставляющую заинтересованным такие же гарантии, какие даются обыкновенным судом. Рассматриваемая с этой точки зрения, административная юстиция является искусственным приспособлением - чем-то вроде регулятора паровой машины,- обеспечивающим правильное и равномерное действие правительственного механизма; судебный характер административной юстиции отнюдь не вытекает из ее сущности и не требуется внутренней ее природой.
Признавая административную юстицию - архимедов рычаг правового государства - судебной, а не административной функцией, мы тем самым необходимо признаем, что ее задачей непосредственно является охрана субъективных прав и лишь посредственно охрана объективного правопорядка. Возникая на почве теории обособления властей, административная юстиция является наиболее существенной и необходимой гарантией правомерного характера правительственной власти. Другой - равным образом существенной и необходимой - гарантией такой правомерности является институт уголовной и, конечно, гражданской ответственности должностных лиц, и, в частности, институт ответственности министров.
До тех пор пока во главе правительственной власти стоит абсолютный монарх, о правильной организации ответственности, хотя бы и подчиненных властей, не может быть речи, ибо всякий подчиненный агент, начиная с министра, рассматривается как исполнитель воли - по существу надзаконной - абсолютного монарха. Само собой понятно, что при таких условиях в абсолютной монархии министры не могут быть привлекаемы к ответственности иначе как усмотрением верховной власти.
Сословная- ограниченнаяучастием сословных представителей в управлении государством. Сословная монархия — форма правления при которой предусмотреноучастие в управлении государством сословных органов, а абсолютнаямонархия — форма правления, при которой вся полнота государственной законодательной, исполнительной, судебной , а иногда и духовной религиозной власти юридически и фактически находится в руках монарха. Не нашел нужный ответ?
В сословной монархии монарх является ограниченным властителем, чья политическая власть разделена между разными сословиями или группами. Вместо того чтобы обладать всемоощущающей властью, монарху приходится сотрудничать и обращаться к различным сословиям для принятия решений и осуществления правления. Например, знать и дворянство могли играть значительную роль в принятии решений и влиять на политику. С другой стороны, абсолютная монархия представляет собой форму правления, где монарх обладает неограниченной политической властью и контролирует все аспекты правления. В абсолютной монархии монарх является единоличным правителем, и его воля считается законом. Он не ограничен сословиями или другими институтами и может принимать решения самостоятельно. Например, Людовик XIV, король Франции, был известен своей абсолютной властью и контролем над всеми аспектами государственного управления. Таким образом, основное различие между сословной монархией и абсолютной монархией заключается в степени власти и ограничений, накладываемых на монарха. В сословной монархии монарх разделяет власть с другими сословиями, а в абсолютной монархии монарх обладает полной и неограниченной властью. Способ получения власти В сословной монархии власть передавалась по наследству и принадлежала определенному сословию или династии. Члены этого сословия могли осуществлять правление или участвовать в принятии решений. Верховным представителем сословной монархии являлся монарх, но его власть была ограничена определенными привилегиями и обязанностями. В абсолютной монархии власть также передавалась по наследству, но монарх обладал абсолютной властью и не был ограничен какими-либо привилегиями или обязанностями перед другими сословиями или институтами.
Абсолютная монархия характеризуется тем, что монарх обладает абсолютной властью и контролирует все аспекты государственной жизни. Он не ограничен конституцией или парламентом и принимает все решения самостоятельно. В такой системе монарх имеет полную власть над армией, законодательной и исполнительной властью, а также назначает всех должностных лиц. Сословная монархия, в отличие от абсолютной, предполагает наличие ограничений власти монарха.