Денежные средства придётся возвращать банкам, чьи антифрод-системы некачественно сработали и допустили мошенническое хищение. Отмечается, что банки и до закона вели работу по противодействию мошенникам. Для возврата денег банк должен точно знать, что перевод осуществляется в пользу мошенников и это происходит не по желанию клиента. Банку, который не проследил за наличием согласия клиента на перевод, придется возвращать человеку украденные деньги.
Банки вернут украденные мошенниками деньги — новый закон
За последние девять месяцев 2023-го банки отбили свыше 20 млн попыток похитить деньги клиентов и спасли от кражи 3,3 трлн рублей, но вскоре им придется компенсировать средства, которые всё же удалось увести. Кроме того, поправки обязывают банки возвращать клиентам переведенные мошенникам средства. Как банки будут проверять переводы Что будет, если я переведу деньги мошенникам?
Банки обяжут возвращать украденные мошенниками деньги: новая схема заработает в 2024 году
Эти расходы банковский сектор вполне может переложить на плечи других клиентов в виде, например, роста или ввода комиссий. Кроме того, речь идет только об определенных счетах, попавших в базу. Никакой компенсации ждать тем, кто перечислил средства на счет вне списка, не приходится. При этом, по словам Проценко, регулятор не успевает реагировать на действия мошенников, поскольку у них постоянно появляются новые способы забрать деньги у людей. А прогресс не стоит на месте, и злоумышленники явно улучшили свои навыки.
Теперь используются приложения для знакомств, осваиваются нейросети, генерирующие изображения и видеозаписи с голосом родственников. Законодательной базы, которая ограничивала бы использование подобных решений, пока нет, — отметила Гузель Проценко. Есть вопросы у экспертов и к приостановке переводов по мошенническим операциям. По словам замдиректора Банковского института развития Юлии Макаренко, это может привести к тому, что под блокировку смогут попасть и законные переводы а это вызовет недовольство клиентов.
Эксперт также отметила, что сами клиенты могут злоупотреблять системой компенсаций. Это может привести к увеличению нагрузки на банки, требующему дополнительных ресурсов для проверки и рассмотрения таких заявлений, — заключила Юлия Макаренко. В свою очередь, автор законопроекта Анатолий Аксаков считает, что новые нормы не приведут к блокировке счетов «добропорядочных граждан» — по его словам, один из крупных банков за время использования антифрод-системы заблокировал более 100 тысяч счетов, и «ни одной жалобы от их владельцев не поступило». В пресс-службе ВТБ уверены, что новые стандарты помогут защитить от различных случаев проведения операций по картам без согласия клиентов: скимминга кражи данных с карты, когда она вставляется в банкомат , фишинга передача данных с карты мошенникам через фейковый сайт в интернете , а также в случае потери или повреждения самой карты.
А в пресс-службе «Совкомбанк Страхования» отметили, что в случае принятия нововведений потребуется дорабатывать полисы страхования и документации. Возможно, вырастут и минимальные тарифы на страхование банковских карт. По словам директора департамента информационной безопасности Банка России Вадима Уварова, предлагается отключать каналы финансового обслуживания мошенников, если сведения поступили от МВД — когда возбуждено уголовное дело или есть запись в книге учета состава преступлений.
Также сообщается, что банки получат возможность блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов.
За этот период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников. Кроме того, в случае, если в МВД поступила информация о том, что клиенты выводят и обналичивают похищенные средства в банках, последние будут обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию этих клиентов.
Согласно нему, банки будут обязаны проверять переводы россиян на предмет мошенничества, и, если такая проверка была пропущена и клиент стал жертвой мошенничества, банк будет обязан вернуть пострадавшему украденные деньги.
Операторы банков будут обязаны проводить проверку подозрительных переводов и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физических лиц, даже если клиент дал согласие на такие операции.
Они оказались крайними в решении проблемы с мошенничеством и будут исполнять новый закон только в том случае, «если потерпевший не совершал глупость — не передавал мошенникам персональные данные, не устанавливал подозрительные программы, с помощью которых похищались денежные средства». Иллюзий таких быть ни у кого не должно», — сказал ForPost Тосунян. Несмотря на все «но», отметил он, логика в принятии закона всё-таки есть. Ряд механизмов уже отработан. Банки должны их использовать», — сказал Тосунян. Он подчеркнул: клиенту самостоятельно «трудно обеспечить финансовую безопасность», за исключением случаев, когда он передавал коды и пароли неизвестным лицам, а затем все претензии предъявлял банку. В остальных случаях, видимо, придётся судиться», — сказал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. По данным председателя Общественной потребительской инициативы Олега Павлова, судьи «чаще становятся на сторону потерпевших в потребительских спорах». Финансовые проблемы к ним не относятся, считает наш собеседник.
Поэтому исход этого судебного спора во многом будет зависеть от ясности формулировок в законе, разъяснения Центробанка, Роспотребнадзора. От этого и будет складываться судебная практика», — сказал ForPost Павлов. Изучив новый закон, он также пришёл к выводу, что «это очередная фикция», а «не решение проблемы». Эти действия не подпадают под новый закон. Похищенные деньги людям вернуть не удастся. Получается, проблема не решается», — уточнил наш собеседник. Читайте также по теме: Мошенники изобрели новую схему с использованием ключей от домофона Обслуживаться в банке станет дороже? Чтобы исполнить новый закон, банки понесут дополнительные затраты, отметил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Депутат Гаврилов разъяснил, в каких случаях банк вернет деньги жертвам мошенников
За этот период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников. Кроме того, в случае, если в МВД поступила информация о том, что клиенты выводят и обналичивают похищенные средства в банках, последние будут обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию этих клиентов. Ранее в Банке России сообщали, что российские банки в ноябре прошлого года нарастили чистую прибыль до 268 миллиардов рублей.
Банки, которые не будут исполнять новые обязательства, отмечается на сайте Госдумы, должны будут вернуть россиянам украденные мошенниками средства. Ранее Госдума приняла закон о внедрении цифрового рубля.
В документе определены правовой статус и правила использования цифровой валюты. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым!
И в этом случае он освобождается от финансовой ответственности».
Однако, новые правила о возмещении касаются лишь хищения средств без участия клиента, то есть ситуаций, когда он не давал мошенникам доступ к своим деньгам: не сообщал данные карты, коды из смс, логин или пароль. То есть когда мошенники пытаются иным способом «взломать» ваш счет, без попыток получить информацию лично у вас путем уловок и обманов. Большая часть мошеннических схем как раз таки и происходить путем обмана владельца счета, когда он сам сообщает коды и номера, но за них банк не отвечает. Единственная помощь от банка в таких случаях — это заморозка операции на 2 дня, когда человек сможет обмыслить, куда он переводит деньги.
Зампред ЦБ Герман Зубарев отметил, что механизм возмещения банками финансовых потерь клиентам имеет целью мотивировать кредитные организации перестроить и улучшить свою работу таким образом, чтобы успешных хищений практически не было. Последние записи:.
Для возврата денег банк должен точно знать, что перевод осуществляется в пользу мошенников и это происходит не по желанию клиента. Фото: 1MI Как же банк будет предотвращать злоупотребление доверием?
Ведь большинство мошеннических предполагают обман и запугивание людей, чтобы они сами передавали деньги мошенникам. Для этого в законопроекте предусмотрен двухдневный «период охлаждения», в течение которого банк не сделает перевод сомнительному получателю и сообщит об этом клиенту. Два дня дают возможность разуму победить, а операцию можно отменить. Однако, если человек после этого времени настаивает на переводе, банк уже не будет нести ответственность за потерянные деньги», — пишет издание.
Сообщество
- Что получат жертвы мошенников
- В России обязали банки возвращать украденные мошенниками деньги
- Регистрация
- Теперь можно вернуть деньги? Банки обяжут возмещать ущерб тем, кто пострадал от мошенников
- Как это будет работать
Рекомендовано для вас
- Условия возврата денег
- В России обязали банки возвращать украденные мошенниками деньги
- Банки будут возвращать клиентам украденные деньги по новой схеме | Бробанк.ру
- «Зеркальный» сайт на первой строке
Госдума обязала банки возвращать россиянам украденные мошенниками деньги
Банк вернёт клиенту украденные деньги, если системы защиты сработали некачественно и допустили перевод средств мошенникам Все новости и важная по банкротству физических лиц на портале Банкротство Инфо. Банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками деньги по новой схеме. Российские банки в 2024 году будут возвращать украденные мошенниками деньги по новым правилам. Похищенные мошенниками деньги банки возместят клиентам. Фотография из архива
Банки будут возвращать россиянам похищенные мошенниками деньги по новой схеме
Деньги будут возвращены, если злоумышленник действовал по классическим сценариям — представился сотрудником банка, правоохранительных органов, служб безопасности банков и т.д., а хищение произошло вследствие разговора по номеру «Тинькофф Мобайла». Если мошенники списали деньги без согласия клиента, кредитные организации обязаны их вернуть в полном объеме. Банк-отправитель должен будет вернуть клиенту все украденные с его счета средства в течение 30 дней с момента получения заявления от клиента. Деньги вернут в следующих случаях.
Условия возврата денег
- Как будут возвращать деньги
- Похищенные мошенниками деньги банки возместят клиентам
- Ссылки по теме:
- ЦБ хочет, чтобы банки возвращали похищенное мошенниками. Почему эксперты против этой идеи
- В этом году банки начнут возвращать украденные мошенниками деньги
Депутат Гаврилов разъяснил, в каких случаях банк вернет деньги жертвам мошенников
Это станет возможным при условии, что финансовые организации допустят перевод средств на один из мошеннических счетов, который находится в специальной базе Банка России. На возмещение средств у банка будет 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего. В случае трансграничного перевода когда плательщик или получатель находятся за пределами РФ или в операции участвует иностранный банк денежные средства должны быть возвращены в течение 60 дней. Закон вступит в силу через год после официального опубликования, и тогда банки и платёжные системы должны будут отслеживать и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если есть согласие клиента на перевод денег.
Сумма должна быть возвращена в полном объеме. Как говорится в пояснительной записке, для улучшения действующих механизмов "антифрода" anti-fraud, "борьба с мошенничеством" - ИФ предлагается обязать не только банк плательщика, как это установлено сейчас, но и банк получателя средств проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой данных о случаях и попытках переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет Банк России. Кроме того, предлагается предоставить банкам право не принимать к исполнению распоряжения по явно мошенническим операциям в течение двух дней, даже несмотря на согласие клиента.
Эксперты признают, что суммы, которые теряют граждане России, исчисляются миллионами. Именно поэтому со следующего года граждане смогут оформить на себя ограничения по выдаче кредитов. Также ведется работа над дальнейшим совершенствованием информационной системы, чтобы она стала максимально быстрой.
Ранее в Банке России сообщали, что российские банки в ноябре прошлого года нарастили чистую прибыль до 268 миллиардов рублей. Так, по итогам 11 месяцев 2023 года финансовый результат достиг 3,2 триллиона рублей.
ЦБ хочет ввести обязательную компенсацию для жертв мошенников, но не знает, как это будет работать
Центробанк намерен определить фиксированную сумму денежных средств, которую банки должны будут возвращать клиентам в упрощенном порядке в том случае, если. С 25 июля 2024 года вступает в силу закон, по которому банки будут обязаны проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возвращать украденные мошенниками деньги, сообщили в РБК. По закону банки не обязаны возвращать деньги гражданам, которые подвергшись психологической обработке мошенников, собственноручно переводят на их счёта свои средства. Но тем не менее небольшую преграду новый закон устанавливает и здесь. По официальным данным, обманутым мошенниками гражданам удается вернуть меньше 5% средств. Теперь, если мошенники смогут перевести деньги без ведома россиянина, то за это действие нести ответственность будет банк, клиентом которого является потерпевший. Организация должна будет вернуть абсолютно все украденные средства в течение 30 дней. Российские банки с 25 июля 2024 года будут обязаны проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возвращать полученные мошенниками средства. Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя Банка России.
Защита финансов: банки обяжут возвращать украденные мошенниками деньги
Нередки случаи, когда люди переводят злоумышленникам последние средства. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что подобного рода мошенничество является «одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисами, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом». Новый закон направлен как раз на то, чтобы пресечь подобные случаи. Так, банки получили возможность заморозить на два дня операцию, если есть подозрение в мошеннической схеме, и отключить дистанционное обслуживание злоумышленника. Мошенники похитили — банки возместили: как будет работать закон о возврате денег, украденных со счета — Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются аферисту, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Также банк-получатель теперь может приостановить использование клиентом электронного средства платежа, который находится в базе данных о попытках переводов без согласия клиента.
Иногда вина за кражу действительно частично лежит на банке, говорит консультант по стратегическому развитию Григорий Пахомов, но и в этом случае срабатывает скорее человеческий фактор. Эксперт рассказывает — иногда клиентские данные продают недобросовестные сотрудники банков, но чаще это просто некомпетентность. Например, руководитель выгружает из системы банка данные клиентов под своим доступом , чтобы сделать «прозвон» — но кто-то может скопировать файл и передать его злоумышленникам.
Решать проблему мошенничества эксперт советует техническими способами — например, внедрить в приложение банка модуль, который выявлял бы входящие вызовы с подменного номера. Кстати, нечто похожее уже запускают операторы — но пока в весьма ограниченных масштабах. Кто вообще виноват в кражах? Основная вина за украденные в результате мошенничества деньги лежат на собственно мошенниках — с этим не поспорить. Но вот могут ли банки как-то противодействовать атакам злоумышленников? На самом деле, мошенничество может быть разным: мошенники получают базу данных с картами клиентов. Это либо утечка из банка, либо работа программ-троянов, либо сбор через фишинговые сайты. Но чтобы перевести деньги с карт жертв на счета мошенников, обычно нужен доступ к телефону и код из смс — поэтому, имея лишь данные карт, украсть деньги сложно.
Самый сложный вариант — «угнать» сим-карту через перевыпуск у оператора; мошенники «заговаривают» жертву, чтобы выманить из нее данные карты, коды из смс и другую информацию. Иногда — уговаривают еще и отправить сам перевод; мошенники взламывают личный кабинет в онлайн-банке клиента и оформляют на него кредит. В худшем случае кредит успевают вывести на другие счета; новые и нестандартные способы — например, смс-бомберы, которые «забрасывают» клиента сотнями сообщений, и последующий звонок якобы из банка. Жертву просят просто сделать скриншот, но на самом деле на него попадает код из смс на оформление микрозайма. Если мошенничество связано с недостаточной защищенностью банковских систем, то виноват будет только банк — соответственно, он должен будет вернуть клиенту все украденные деньги самостоятельно. Как правило, такие ситуации не доходят и до суда — банки стараются «замять» дело без лишней огласки, и выплачивают компенсации клиентам. Если же деньги были украдены с помощью методов социальной инженерии, то виноват, увы, будет сам клиент. Дело в том, что условия договора запрещают клиенту разглашать конфиденциальные данные — реквизиты карты включая код безопасности или код из смс-сообщения.
Поэтому списание денег в этом случае не является несанкционированным — ведь клиент как раз сам его санкционировал, сообщив код мошеннику. А если человек сам перевел деньги, то тут даже спорить не о чем — никакого нарушения в действиях банка нет. С другой стороны, банк обязан иметь антифрод-систему — она как раз должна выявлять массовые зачисления с разных карт на один счет, и блокировать этот счет хотя бы для проверки.
Об этом говорится в списке поручений президента по итогам январского заседания Совета по правам человека. Согласно этому поручению, компенсации клиентам должны выплачивать сами банки и другие кредитные организации, других подробностей работы механизма в документе нет. До 1 июля свои предложения Путину по этому поводу должны были представить премьер-министр Михаил Мишустин и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. При этом еще в декабре 2021 года Банк России предложил возвращать деньги россиянам, ставшим жертвами мошенничества, в упрощенном порядке в виде фиксированной суммы. Как заявили «Известиям» в регуляторе, эти нововведения должны вступить в силу с 1 октября 2023 года. В механизме установлен минимальный размер возмещения по страхованию банковских карт — в случае несанкционированного списания средств страховщик должен будет возместить клиенту либо всю сумму, либо не менее 100 тысяч рублей если денег похищено больше, чем 100 тысяч.
А в сентябре 2022 года председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внес в нижнюю палату законопроект , в котором прописал условия возврата денег пострадавшим от мошенников находится на стадии второго чтения. В частности, Аксаков предложил расширить антифрод-систему, которую уже используют для проверки счетов получателей. Если этот счет находится в черном списке, то банк блокирует транзакцию. Сейчас такими проверками занимаются только банки — отправители денег, которые присылают клиенту код для подтверждения перевода. В законопроекте предлагают усилить контроль и проверять счета еще и в банках-получателях: речь идет о переводах с карт, со счетов и по Системе быстрых платежей. Кроме того, планируется приостанавливать сомнительные транзакции — в документе указано, что это позволит сократить случаи, когда люди добровольно перечисляют деньги под давлением мошенников. Теперь у людей будет время подумать. Если же банки исполнили перевод на счет мошенников вопреки новым правилам, то должны вернуть клиенту всю сумму в течение 30 дней с момента получения от него заявления по трансграничным переводам — в течение 60 дней. Юрист правовой компании «Довод» Данила Ахметов рассказал, что на сегодняшний день взыскать деньги с банка в случае действий мошенников можно лишь в нескольких случаях: если банк знал о краже данных или карты клиента, но всё равно произвел платеж; если банк не проявил должной осмотрительности; если банк плохо обеспечивал безопасность данных и счетов клиентов; если банк не уведомил клиента об операции.
По словам юриста, эти пункты применимы в случае похищения карты, но сослаться на них не получится, если клиент перевел деньги мошенникам добровольно.
В случае трансграничного перевода когда плательщик или получатель находятся за пределами РФ или в операции участвует иностранный банк денежные средства должны быть возвращены в течение 60 дней. Закон вступит в силу через год после официального опубликования, и тогда банки и платёжные системы должны будут отслеживать и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если есть согласие клиента на перевод денег. Можно будет замораживать на два дня подозрительные операции, а также отключать дистанционное обслуживание мошенников. Как уточнил ТАСС , для улучшения действующих механизмов «антифрода» проверять операции на признаки мошенничества будет не только банк плательщика как это происходит сейчас , но и банк получателя.
Банки вернут украденные мошенниками деньги — новый закон
Тинькофф первым из российских банков начнет возвращать украденные средства клиентам, которые стали жертвами телефонных мошенников: возврат будет совершен независимо от того, в какой банк был осуществлен перевод мошенникам из Тинькофф. По закону банки, которые будут пренебрегать этими обязанностями, будут обязаны самостоятельно возместить потерпевшим их украденные деньги. Деньги будут возвращены, если злоумышленник действовал по классическим сценариям — представился сотрудником банка, правоохранительных органов, служб безопасности банков и т.д., а хищение произошло вследствие разговора по номеру «Тинькофф Мобайла». Деньги должны быть возвращены в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, а в случае трансграничного перевода — в течение 60 дней. Центробанк намерен определить фиксированную сумму денежных средств, которую банки должны будут возвращать клиентам в упрощенном порядке в том случае, если.