Пашинян: Азербайджан пытается генерировать территориальные претензии к Армении, что абсолютно неприемлемо. Территориальные претензии к Армении может предъявить Азербайджан, если Армения будет ставить под сомнение территориальную целостность Азербайджана, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 16 июня на открытии IX Глобального Бакинского форума. Азербайджан имеет территориальные претензии к большинству соседних государств, заявил исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян.
Хроника необъявленной войны Азербайджана против России
Читайте также Москва допускает, что талибы из Афганистана скоро прорвутся к Оренбургу? Несмотря на клятвы исламистов не перешагивать границы «дружественных стран» Россия, Китай и их союзники готовятся к худшему «СП»: — Это не только Алиев говорит. Сегодня в азербайджанском сегменте сети модно рассуждать об «исторической справедливости»: мол, Зангезур большевики «подарили» Армении несправедливо… Насколько всерьез можно принимать эти рассуждения? Что важнее: признанные границы 1991 года или гипотетические рассуждения об исторической справедливости? И в чем она? Зангезур, Карабах, Нахичевань за свою историю были в составе разных государств, за них не раз велись войны, этнический состав населения постоянно менялся. Как найти правду? Это очень модно, потому что республики маленькие, хочется больше территории. Если покопаться в истории, да, конечно, тут есть и исторические обоснования, но я думаю, что лучше руководствоваться международным правом и этими границами, которые сформировались и был признаны в 1991 году. Иначе по такой логике Германия может заявить претензии на империю Карла Великого, включив свой состав Италию и Францию, а Франция, руководствуясь временами Наполеона, может заявить о претензиях на всю Европу.
Это путь в никуда. Сегодня все передовые европейские державы перешли на формат развития экономики, мощь государства — это экономическое, финансовое развитие, инвестиции, торговля, а не расширение территорий. Если думать только этими категориями, далеко не уедешь. Начнёт ли Армения новую войну, еще и при своём нынешнем военном потенциале, — большой вопрос. И потом пока что в регионе господствуют Россия и Турция, и Армения вряд ли рискнет повторять старые ошибки. Учитывая, что под трехсторонним меморандумом стоит подпись Владимира Путина , едва ли Пашинян решится ещё раз раздражать Россию. Ведь если он это сделает, Россия может «слить» остатки Нагорного Карабаха и позволить азербайджанским военным полностью захватить территорию региона.
На заседании высшего Евразийского экономического совета в Москве Пашинян сообщил, что Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности друг друга. Никол Пашинян, Армении: «На этой основе, можно сказать, мы довольно хорошо продвигаемся к урегулированию наших отношений». В свою очередь Алиев заявил, что у Баку нет территориальных претензий к Еревану.
Что говорит Азербайджан? Азербайджан отказывается признавать, что оккупировал территории 31 населенного пункта в Армении, более того он требует передачи ему четырех сел в Тавуше - Баганис-Айрум, Неркин Воскепар Ашагы-Аскипара , Киранц Хейримли и Беркабер Кызыл Гаджилы. При этом через территорию этих сел проходит межгострасса в Грузию. Что говорят власти? Премьер-министр Армении Никол Пашинян посетил в понедельник несколько общин в Тавуше и пообщался с их жителями. Премьер заявил о начале практического этапа делимитации и демаркации государственной границы с Азербайджаном. Он подчеркнул важность проводимой властями политики недопущения войны, в связи с чем вопрос уточнения границ с Азербайджаном в Тавушской области приобретает первостепенное значение. В то же время, как сообщают ТГ-каналы, премьер Армении не исключил возможности войны "до конца недели", в случае если армянская сторона откажется от процесса демаркации и делимитации границы. Примечательно, что еще на пресс-конференции 12 марта Пашинян утверждал, что не было и не может быть и речи о сдаче Азербайджану сел в Тавушской области. А спустя три дня - 15 марта, глава МИД Армении Арарат Мирзоян подтвердил, что никаких переговоров о сдаче сел в Тавушской области не ведется. Никто не может сдать села Тавушской области какой-либо другой стране", - сказал Мирзоян. Что говорит оппозиция, эксперты и правозащитники?
Делимитация представляет собой теоретическое определение государственной границы. Представители стран проводят переговоры, в ходе которых определяют путь, по которому будет проходить граница, и наносят его на карты. Это словесное описание и карты включаются в международный договор и служат основанием для второго этапа — демаркации. Составляется ее подробная топографическая карта, на местности устанавливаются пограничные знаки, их координаты наносятся на карты. Готовится и описание прохождения демаркированной линии границы. Как показывает практика, делимитация и демаркация границы между странами, даже если между ними нет никаких территориальных споров, занимает обычно долгое время — годы и даже десятилетия. В январе 1988 года с изгнания азербайджанцев из Гафана между странами начался армяно-азербайджанский конфликт, в ходе которого Армения оккупировала Карабах и еще семь других районов Азербайджана. Конфликт был урегулирован только в ноябре 2020 года, после победы Азербайджана и капитуляции Армении в Карабахской войне. Постепенно, в ходе послевоенного урегулирования встал вопрос о необходимости делимитации и демаркации границы, без чего стабильный мир на Кавказе был невозможен. В мае 2021 года стало известно о создании совместной комиссии Баку и Еревана о делимитации границы. Первая встреча комиссий прошла через год, в мае 2022 года.
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
В индексе свобод от Freedom House где учитываются не только страны, но и территории непризнанная Нагорно-Карабахская республика считается частично свободной, тогда как Азербайджан несвободной страной. По словам историка, окажись армяне в составе Азербайджана и в безопасности, они могли бы требовать на международном уровне, в том числе в Парламентской ассамблее Совета Европы ПАСЕ , выполнения Азербайджаном своих обязательств по правам национальных меньшинств и правам человека в целом. По мнению эксперта, цель властей Азербайджана — сделать так, чтобы армяне добровольно ушли. Лакмусовая бумажка для демократов В период 44-дневной войны 2020 года оппозиция в Азербайджане поддержала власть, оставив разногласия до окончания боевых действий.
Общество тоже было солидарно с азербайджанскими военными, стремившимися вернуть территории, утраченные в ходе первой войны в Карабахе в начале 1990-х годов. Но впоследствии когда произошли новые столкновения уже на территории Армении некоторые известные критики режима стали осуждать действия азербайджанских властей. В ответ на это власти развернули против них кампанию в соцсетях, распространяя фотографии критиков властей с прифотошопленной печатью: «знай предателя».
Сегодня азербайджанская оппозиция, осуждающая насилие властей в разных регионах страны, блокаду Карабаха не критикует. Азербайджанский политический обозреватель Шахин Рзаев говорит, что связанно это с тем, что оппозиция в стране на деле более националистически настроена, чем нынешняя власть, и армянам Карабаха не сочувствует. Поэтому, предложение официального Баку использовать дорогу Агдам-Ханкенди не может быть отвергнуто без последствий для Лачинской дороги.
А каких именно последствий — это должно решать правительство, за которым в настоящее время свобода действий в вопросе постконфликтного урегулирования. Исходим из того, что азербайджанское правительство привержено использованию всех возможных мирных средств в этом вопросе». Кто заменит Россию?
За обстановкой в регионе следит и Брюссель, а Россия не только часто высказывается по Карабахскому конфликту, но и держит в Карабахе свой контингент миротворцев. Мандат россиян закончится через два года, и пока неясно, что будет потом. Европа занята войной, развязанной Россией в Украине.
В США в следующем году ожидаются президентские выборы, и ситуация в регионе, который американцы и на карте-то не всегда могут найти, вряд ли будет в центре внимания. Тем временем блокада Карабаха не способствует взаимопониманию армян и азербайджанцев. В этой ситуации, по мнению Шахина Рзаева, Турция может заменить в качестве посредника ослабевшую Россию.
И хотя Турция сторонник Азербайджана, у нее единственной, по словам эксперта, есть возможность оказать давление на Баку.
Армянское внешнеполитическое ведомство отмечает, что концентрацию ВС Азербайджана своих сил на границе с Арменией подтверждают и другие источники. Более того, Ереван как в прошлом, так и сейчас предлагает механизмы по исключению подобных рисков, однако его предложения по сей день остаются без ответа. Армянская сторона готова обсудить вопрос применения других эффективных механизмов», — говорится в заявлении.
По итогам реформы системы власти именно глава правительства получает основные полномочия. Тогда как прежние президенты — Роберт Кочарян и Серж Саргсян — свое влияние потеряли. Главное — в том, что Кочарян и Саргсян были из Степанакерта и представляли собой «карабахский клан». С приходом к власти Пашиняна общая политика не менялась, но переговоры об урегулировании продолжались. Июль 2020 года — на границе между республиками причем не в районе Карабаха произошли боевые столкновения, после которых в Баку состоялся митинг с требованием начать «освободительную войну за Карабах». Середина сентября 2020 года — в Армении проходят совместные военные учения с Россией, а в Азербайджане после перестрелки на границе начинается призыв военнослужащих из запаса и отправка их на учения. Началась масштабная война, власти Армении ввели военное положение и объявили всеобщую мобилизацию. С 27 сентября по 9 ноября 2020 года — активная фаза конфликта в Карабахе. В основном это было продвижение армии Азербайджана и взятие под контроль все новых и новых населенных пунктов НКР. На территорию Нагорного Карабаха вводится совместный миротворческий контингент России и Турции. Главное — стороны останавливаются на текущих позициях, но дополнительно еще 3 района переходят под контроль Азербайджана. Взамен он дает гарантии работы Лачинского коридора для связи Армении и остатка Нагорного Карабаха. Май, июнь и июль 2021 года — периодические нарушения режима прекращения огня и провокации на границах. Ноябрь 2021 года — снова начинаются серьезные бои между странами, но они закончились в тот же день, а лидеры стран договорились провести работы по установлению общей границы. Август 2022 года — стороны снова обвинил друг друга в обстрелах и нарушениях режима прекращения огня. Боевые действия продолжались с 1 по 3 августа, потом их остановили при посредничестве российского контингента миротворцев. Но в итоге Армении пришлось эвакуировать свое население из района Лачинского коридора. Сентябрь 2022 года — новые атаки на территорию Армении уже основную, а не НКР со стороны Азербайджана. Вводятся веерные отключения, выдаются продуктовые талоны, за продуктами выстраиваются очереди. По территории непризнанной республики наносятся удары, есть перебои в связи. А по данным источников, речь идет о полноценной капитуляции армии Нагорного Карабаха — вся его территория уходит под контроль Азербайджана. Источник: t. Российские миротворцы, как оказалось, не смогли препятствовать Азербайджану установить блокаду Нагорного Карабаха, из-за чего пострадали также отношения России и Армении. Ситуация по состоянию на 20 сентября 2023 года выглядит как полный проигрыш проармянских сил в НКР — всю территорию, судя по всему, берет под свой контроль Азербайджан которому де-юре она и так принадлежит. Есть ли перспективы для мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в 2023 году О том, что стороны готовят проект мирного соглашения, стало известно еще в ноябре 2021 года — тогда Никол Пашинян заявил, что готов подписать такой договор. В апреле 2023 года он конкретизировал свои предложения. По словам Пашиняна, Армения сможет сохранить мир, если навсегда откажется от территориальных претензий к другим странам. Он заявил, что предложит Азербайджану признать независимость Армении в тех границах, в которых она существовала в рамках Армянской ССР.
Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества.
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
Как заявили 19 апреля в аппарате армянского лидера, между Арменией и Азербайджаном впервые будет демаркированная государственная граница в районе четырех сел в Тавушской области. Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики. — То есть любое решение вопроса между Азербайджаном и Арменией по поводу Карабаха ослабляло наши позиции на Южном Кавказе? Азербайджан имеет территориальные претензии к большинству соседних государств, заявил исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян.
Пашинян подписал декларацию о признании Карабаха частью Азербайджана
Депутат подчеркнул, что политика действующих властей по вопросу четырех сел Тавуша будет во многом обусловлена общественным мнением, а также реакцией на местах. Научный сотрудник Института прикладных политических исследований, кандидат исторических наук Сергей Мелконян напомнил, что сначала власти говорили «отдадим Карабах, заживем». Сейчас говорят «отдадим Тавуш-заживем». Завтра скажут «отдадим Сюник-заживем». Позже дойдут до районов Еревана. Например, выселят всех из района Конд, чтобы открыть азербайджанский культурный центр», - написал Мелконян в своем ТГ-канале. Он также отметил, что линия обороны в Тавуше является одной из «наиболее эффективных и ее можно эффективно защищать». По его словам, с любой страной, которая не только заинтересована в сохранении статус-кво на Южном Кавказе, но и готова вложиться в удержание баланса, Армения может провести военные учения в том самом Тавуше и не только. Глава Фонда "Центр права и справедливости "Татоян", экс-омбудсмен Армении Арман Татоян заявил во вторник, что происходящее в Тавуше не имеет никакого отношения к делимитации или демаркации государственной границы. Азербайджан на этом не остановится", - предупреждает Татоян.
Он также спрогнозировал, что по соседству с общинами Тавуша появятся вооруженные азербайджанские военнослужащие, что приведет к изоляции данных общин, различными участками межгосударственной дороги станет невозможно пользоваться, они окажутся под угрозой, а так называемые альтернативные дороги не восполнят потерь. Что говорят жители находящихся под угрозой сдачи сел?
На заседании президент России Владимир Путин выразил надежду, что в ходе этой встречи удастся обсудить все противоречия. Картина дня.
Не Пашинян же. Честно, мне пофиг, чем все это закончится. И они это заслужили. Юрий Подоляка. Армения-Азербайджан: демаркация границы...
Также и с геноцидом, признания осуждения которого армяне всего мира требуют уже больше ста лет. Но Никол Пашинян, видимо, какой-то другой армянин. Вот несколько цитат из его статьи «Забыть героическое прошлое», опубликованной в газете «Айкакан жаманак» 9 декабря 2005 года: «Давайте прекратим восхвалять наших предков и зададим себе сугубо прагматичный вопрос: а что за наследство вручили нам эти предки, что они оставили после себя? Ничего, более чем ничего… Предки оставили нам в наследство лишь такой запас геноцидов, унижений, предательств и безнравственности, преодолеть который, как выясняется, трудно, чрезвычайно трудно. Я осуждаю наших предков, проклинаю их, потому что они ничего не сделали для того, чтобы мы сегодня жили более достойно и более гордо». Такая постановка вопроса вызвала острейшую реакцию. Например, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, предки которой пережили геноцид, так отреагировала на эскападу Пашиняна в соцсетях: «Позорник и манкурт. Моя прабабушка плюнула бы ему в глаза». Заветам Сороса верны И всё-таки разберёмся, что предлагает Никол Пашинян армянам? Отдав Карабах , сводя на нет авторитет Армянской апостольской церкви и отказавшись от требований признания геноцида армян, Пашинян полагает, что теперь Армения может начать историю с чистого листа. Конечно, потребуется внести изменения в конституцию, удалив положения, относящиеся к Нагорному Карабаху. Придётся изменить и герб республики, на котором изображён Арарат, поскольку он находится на турецкой территории, что не совсем толерантно. Впрочем, конституционный референдум по этому вопросу, как стало известно, уже готовится. Новое видение продемонстрировал премьер и по вопросу армяно-азербайджанских границ. Ещё 12 марта 2024 года он утверждал, что «никогда, ни на каком обсуждении не было и не может быть речи о сдаче Азербайджану сёл в Тавушской области». Однако уже 18 марта отправился на встречу с жителями этих сёл, уговаривал их сдать территории, заявляя, что иначе, дескать, «будет война». Но это мнение вряд ли будет услышано, поскольку Никол Пашинян считает, что признание принадлежности Нагорного Карабаха и ряда других спорных территорий Баку даст ему возможность отстаивать территориальную целостность самой Армении. Само собой разумеется, что Запад полностью на стороне премьера, похоже, делающего всё возможное, чтобы и Армению превратить в очередную «анти-Россию». На западный лад переформатируется внешняя разведка страны, разрабатываются схемы перевооружения армии республики на натовские образцы боевой техники и вооружений. Естественно, возникают вопросы насчёт судьбы российской военной базы в Гюмри и о российских пограничниках, охраняющих армяно-турецкую границу. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров так охарактеризовал ситуацию: «Цель у тех, кто сейчас переманивает армянское руководство на сторону Запада, простая - не допустить стабильности на Южном Кавказе, постараться и этот регион превратить в зону своего доминирования».
Азербайджан нашел способ вынести окончательный приговор Армении
По его словам, "у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, а вопрос Карабаха является не территориальным вопросом, а вопросом права". Армения и Азербайджан идут к миру прямо по селам. Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны. Война между Азербайджаном и Арменией может начаться до конца недели, если Армения не согласится на компромисс по вопросу принадлежности приграничных сел-эксклавов. Азербайджан ранее предложил Армении пять пунктов в качестве условий для мирного соглашения: это взаимное признание границ, отсутствие территориальных претензий, отказ от применения военной силы и силовых угроз.
Дело «Азербайджан против Армении» в Международном суде
Война с Азербайджаном или сдача сел Тавуша: что грозит Армении? | — То есть любое решение вопроса между Азербайджаном и Арменией по поводу Карабаха ослабляло наши позиции на Южном Кавказе? |
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид | «Чтобы это произошло, Армения и Азербайджан должны взаимно признать территориальную целостность и перестать предъявлять друг другу территориальные претензии, — пишет в своем Telegram-канале оппозиционный армянский активист Ишхан Вердян. |
Азербайджан продвигается вглубь территории Армении: что известно на данный момент? | Конфликт Армении и Азербайджана усугубился массовыми протестами в Ереване. |
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября
Азербайджан не могут убедить отказаться от территориальных претензий к Армении, сообщает газета «Грапарак» со ссылкой на источник, близкий к армянским властям. Никол Пашинян, придя к власти в 2018 году, стал первым руководителем Армении, который полностью отрицал территориальные претензии Азербайджана на непризнанную республику. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что у Баку нет территориальных претензий к Армении. "Объявляя, что Азербайджан не имеет территориальных претензий к Армении, президент Азербайджана говорит, что между Арменией и Азербайджаном границы не определены. В парламенте Армении во вторник премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения «полноценно признает» территориальную целостность Азербайджана и ждет, что Баку сделает то же, «признав всю территорию Армянской ССР как Республику Армения».
СЛЕДУЮЩИМИ ПОЙДУТ "АНКЛАВЫ"
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области Армянские военные поддержали протесты из-за делимитации границы с Азербайджаном К акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, где местные жители требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном, присоединились военнослужащие ВС Армении. Об этом в социальных сетях сообщили представители инициативы "Тавуш во имя Родины". Продолжается борьба против лжи и фальши во имя истины и справедливости", — говорится в сообщении.
Азербайджанское население оттуда ушло — и за тридцать лет армяне полностью ассимилировали эти села. Аналогичная история произошла и с армянским анклавом в глубине Азербайджана — Арцвашеном Орлиное село. Армяне ушли оттуда в 1992 году, село переименовали в Башкенд.
Сейчас в Башкенде проживает ориентировочно чуть более ста человек. Это азербайджанцы-переселенцы из анклавных сел в Армении. Тоже своего рода «обмен населением». При этом Арцвашен Башкенд остается международно признанной территорией Армении. Или оставался, поскольку на данный момент, повторим, нет признанной обеими государствами границы по всей территории разделения двух республик.
Граница так и не прошла делимитацию. А эта процедура Армении в данный момент жизненно необходима, причем именно по административным картам позднего СССР. Пашинян оперирует Алма-Атинской декларацией 1991 года, которая устанавливает границы постсоветских государств по советским административным границам, и картами советского Генштаба от 1975 года. В Баку его риторику просто игнорируют. Зато буквально за последние несколько дней в Азербайджане исчезло само упоминание слова «анклавы», а стало употребляться выражение «восемь сел».
Имеется в виду восемь населенных пунктов на территории Армении, ранее населенных азербайджанцами и входивших в состав Азербайджанской ССР. Это может означать, что Азербайджан претендует на эти села, включая Арцвашен и еще одно село в Нахичевани, а Пашинян, озвучив цифры советского периода, фактически эти претензии признал. Более того, Алиев делает весьма однозначные заявления : «восемь сел Азербайджана все еще находятся под оккупацией Армении», подчеркивая «важность их деоккупации». Фактически перед нами рождение новой концепции давления Азербайджана на Армению под условным названием «восемь сел». Напрашивается следующий логичный ход со стороны Баку: занятие территории бывших анклавов азербайджанскими вооруженными силами просто по праву сильного.
Говорить с ними пока бесполезно. Они в большей части несмотря на протесты ослеплены "европейской морковкой", а потому станут более менее вменяемыми только тогда,... А пока этого не случилось, просто наблюдаем за еще одной историей народного суицида... Не Пашинян же. Честно, мне пофиг, чем все это закончится.
Это означало, что, с точки зрения международного права, и Нагорный Карабах, и все прилегающие к нему районы являлись и являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской республики. Окончательный статус Карабаха не урегулирован. Отдельно стоит упомянуть экономические отношения Армении и России. Армения быстро стала главным посредником для поставки санкционных товаров из США: экспорт из США в Армению в прошлом году вырос в 4,5 раза. Поэтому в сентябре 2022 года после очередного обострения армяно-азербайджанского конфликта Пашинян просил у ОДКБ помощи для восстановления территориальной целостности Армении. Азербайджан традиционно сохранял холодное отношения к России. На газовом рынке юга Европы РФ и Азербайджан до конца 2022 года, когда были ужесточены антироссийские санкции, были прямыми конкурентами. Азербайджан уверено шёл в сторону сближения с НАТО. Ещё в 1994 году Гейдар Алиев подписал соглашение «Партнёрство ради мира». После этого Азербайджан направляет своих миротворцев в Афганистан и Ирак. Расстановка приоритетов до недавнего времени была предельно ясна. Но, как обычно, что-то пошло не так. Тогда Никол Пашинян отказался подписывать декларацию по итогам саммита ОДКБ и проект о совместной помощи Еревану из-за того, что остальные участники договора не дали политической оценки действиям Азербайджана. По его мнению , присутствие российских сил будет провоцировать Азербайджан. Заодно Пашинян раскритиковал российских миротворцев в Нагорном Карабахе. А в июле 2023 году Армения отказалась принимать участие в учениях стран ОДКБ «Скала-2023» по ликвидации последствий аварии на ядерном объекте, сославшись на занятость спасательной службы МВД. Один прецедент выступления против России может быть случайностью или проявлением эмоций. Но когда критика и отказ от совместных действий идут подряд — это уже закономерность.