Новости рубинштейн с л биография

Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества.

Сергей Рубинштейн - Sergei Rubinstein

Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать. Вы серьезный человек. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем - нибудь.

Предприимчивы ли вы. Вы быстро забываете, если вас кто - либо обидит. Мягкосердечны ли вы.

Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы правой рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников студентов. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой а может, такое чувство бывает и сейчас.

Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств. Любят ли вас ваши знакомые.

Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности. У вас часто несколько подавленное настроение. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв.

Трудно ли вам долго усидеть на одном месте. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы. Можете ли вы зарезать курицу или овцу.

Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и вы сразу же стараетесь поправить их. Вы в детстве боялись оставаться одни дома. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины.

Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым.

Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.

Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью.

Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступили. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.

Общительны ли вы. В школе вы охотно декламировали стихи. Убегали ли вы в детстве из дома.

Кажется ли вам жизнь трудной. Бывает ли после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимо. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора.

Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто - либо обидел. Вы очень любите животных. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.

Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что - то страшное. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво. Трудно ли вам докладывать выступать на сцене перед большим количеством людей.

Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми 54. Вы относитесь к тем, кто при каких - либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

Вам нравиться работа, требующая энергичной организаторской деятельности. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходиться преодолевать массу препятствий. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы.

Часто ли бывает вам трудно уснуть из - за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.

Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте. Бывает ли так, что перед сном будучи в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям.

Бывают ли у вас головные боли. Вы часто смеетесь. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете.

Вы подвижный человек. Вы очень переживаете из - за несправедливости. Вы настолько любите природу, что можете назвать её другом.

Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт газ, погашен свет, заперты ли двери. Вы очень боязливы. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя.

Вы раньше охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности. Часто ли вас тянет путешествовать. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.

Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании. Долго ли вы переживаете обиду. Переживаете ли вы долгое время горести других людей.

Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в своей тетради, если случайно оставили в ней кляксу. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью.

В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 года должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 года — в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве.

Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности.

Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым.

До 19 марта 1942 года Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов , во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. В 1945 году С. Сергей Леонидович Рубинштейн умер 11 января 1960 года. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.

Уникальные работы Рубинштейна — выдающегося ученого, педагога и философа, принадлежат к числу самых весомых в отечественной и зарубежной психологии. Сергей Леонидович обладал аналитическим талантом, интересным научным толкованием идей, способностью вычленять, систематизировать важное. Его исследования принимаются за основу разнообразных научных теорий и в настоящем времени. Ученый прошел нелегкий жизненный путь, полный взлетов и падений. Много трудился, несмотря на слабое здоровье, двигался вперед, навстречу своим идеалам и мечтам.

Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии».

Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны.

А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии. В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности.

В 1949 г.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени 1945. Область научных интересов: теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Госпремию получил за учебное пособие «Основы общей психологии» 1940. Тема докторской диссертации «К проблеме метода» 1914. Читал лекции по философским проблемам психологии. Основные труды: «Бытиё и сознание.

Биография С.Л. Рубинштейна

В 1908 г. Далее поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г. Апрель 1919 г. В 1921 г.

Статья, посвященная Ланге «Принцип творческой самодеятельности». Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике.

Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым. До 19 марта 1942 года Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов , во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго.

В 1945 году С. В 1946 году Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948-1949 годах его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями пяти лет стали годами осуждения всех его трудов. Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 году.

Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 году, в работе «Человек и мир». Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах. Сергей Леонидович Рубинштейн умер 11 января 1960 года. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека.

В 1947 г. Ин-та философии. Обвинения были сняты в 1953 г.

Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд. Научная деятельность Сергея Леонидовича Рубинштейна Науч. Здесь он положил начало крупной науч.

Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А.

Брушлинским, К. Абульхановой-Славской и др. В 1942 за работу «Основы общей психологии» удостоен Сталинской премии.

Основные публикации Сергея Леонидовича Рубинштейна 1. Принцип творческой самодеятельности 1922 2.

Коген и П. В 1914 началась Первая мировая война и Рубинштейну пришлось вернуться в Одессу.

По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн становится преподавателем в гимназии, но продолжает научную деятельность. Благодаря отзывам Н.

Ланге , в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии.

В 1922 г.

Вы точно человек?

В 1913 году окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 году защитил докторскую диссертацию «Eine Studie zum Problem der Methode» «Исследование проблемы метода». В 1937 году без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» М. С 1919 года — доцент, а с 1921 года — профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 года — директор Научной библиотеки г. В 1930—1942 годы — заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. Общее направление научных исследований — психология, гносеология , этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма — «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» — разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте — систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса «Экономическофилософских рукописей 1844 г. Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии Человек и мир. Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др.

Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии. Брушлинский Новая философская энциклопедия. В четырех томах. Степин , А. Гусейнов , Г. Рубинштейн Сергей Леонидович 6 18. Получив высшее философско-психологическое образование в Германии и защитив докторскую диссертацию по философии в Марбурге «Исследование проблемы метода», на нем. В 1921 году был избран проф. В 1930 году стал заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им.

Герцена, с 1942 года - заведующий кафедрой психологии Московского университета и директором Института психологии Академии педагогических наук, а с 1945 года - заведующий сектором психологии и заместитель директора Института философии АН СССР, но в конце 40-х годов лишился этих и всех других постов по обвинению в космополитизме и идейных ошибках в психологической теории. В 1956 году восстановлен в должности заведующего сектором психологии Института философии. Главные принципы психологического исследования, согласно Рубинштейну, исходят из философских оснований теории субъекта; они заключаются в единстве сознания и деятельности, в соответствии с которым человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической , и детерминизме, в соответствии с которым внешние причины действуют через внутренние условия. На основе этих принципов Рубинштейн создал философски-психологическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса. С опорой на нее он трактовал категорию «бытие» как несводимую к категориям объекта и материи, а также исследовал системное и иерархизированное соотношение категорий: бытие; субъект и объект; субъективное и объективное; деятельность, поведение и созерцание; материальное и идеальное; природное и социальное; психическое и физиологическое. Субъект, по Рубинштейну, - это основание связи сознания и деятельности, но, как таковой, он формируется в объективировании, в процессе перехода в объект. При этом диалектика объективирования и субъективирования - это не саморазвертывание сущности субъекта, а его практическая деятельность; сознание же включает в качестве основного момента соотнесение индивида как его носителя с др. Рубинштейн писал: «Всякое психическое явление - это функция, выражение жизни индивида, свидетельство или показание о ней и вместе с тем рефлексия на объективное бытие, отражение его» Основы общей психологии. Согласно Рубинштейну, психические явления развиваются в процессе эволюции органического мира, но г лавное - в ходе исторического развития человечества, выражающегося и в индивидуальной жизни человека.

В учении о человеке Рубинштейн считал, что через личность выявляется не только связь сознания и деятельности, но и организация всех психических процессов, качеств и свойств; она обладает и особым измерением процесса своего развития и саморазвития в форме жизненного пути. При объяснении психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Тем самым, по мысли Рубинштейна, детерминизм предстает как историзм, характеризуя общее, особенное и единичное в развитии личности. Законы внешне обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение проблем развития и обучения, развития и воспитания» Проблемы общей психологии. Для понимания учения Рубинштейна о человеке, об активности как модусе субъекта, о развитии личности большое значение имеет вышедшая уже после его смерти работа «Человек и мир». Тезисы Рубинштейна о том, что человек и его психика формируются и выявляются через практическую деятельность, во взаимосвязи с другими людьми, что их проявления характеризуются особенностями различных видов деятельности - трудовой, игровой, обучающей, - имеют общефилософский смысл. Особо значим анализ им такого качества деятельности, как ее социальность, осуществляемость через субъекта различной степени общности - личности, группы, всего общества. В учение о мышлении вошли многие положения Рубинштейна о предметности деятельности, а не только ее символическом и оперативно-поведенческом характере.

Для социологии важны его идеи о многослойности личности: наличии у нее общих с другими психических свойств или чувств и ощущений; индивидуализированных социопсихических характеристик, например, мотивации; социально-обусловливаемых свойств. Исследуя проблему свободы, Рубинштейн видел ее суть в самоопределении субъекта по отношению к действительности, которое является необходимым звеном я обусловленности действия. Благодаря сознанию человек может предусмотреть последствия своих действий; в силу этого действительность, еще нереализованная, определяет действия, посредством которых она реализуется. Рубинштейн трактовал также свободу как достижение и удержание нравственных позиций в противоречащих этому условиях. Тем самым свобода - вектор жизнедеятельности личности, ориентирующий на ее нравственное совершенствование и одновременно на ее способность изменять соотношение добра и зла в окружающем мире. Такая свобода, по Рубинштейну, достигается не умозрительным путем, не психологической самонастройкой, а организованной субъектом деятельностью. Русская философия. Под общей редакцией М. Апрышко , А.

Сочинения: Основы психологии. Литература: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Философско-психологическая концепция С. Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dadrecht, 1968. Рубинштейн Сергей Леонидович 1889-1960 - советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Окончил Одесский университет, философское и психологическое образование завершил в Марбурге 1913 , где защитил докторскую диссертацию по теме « Eine Studie zum Problem der Method».

Окончив в 1909 г. Сегодня трудно судить, насколько справедливой была эта оценка, однако нежелание интеллигентного юноши вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев вполне понятно причем в наши дни — особенно понятно. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были самыми давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 г. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 г. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 г. Нелишне отметить, что термин «деятельностный подход» в трудах самого Рубинштейна, в том числе и более поздних, не встречается. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. В 1930 г. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Басова, который по некоторым суждениям, в том числе и под влиянием статьи Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» с середины 20-х гг. Другими психологами эта проблема в то время не рассматривалась. Тогдашний директор Московского института психологии К. Корнилов — создатель реактологии учения о реакциях, а не о действиях и поступках — не пожелал сотрудничать с Рубинштейном и отказался принять его в свой институт. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней, отвергнув попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций, он выдвинул в качестве приоритетной категории действующего субъекта как конкретной сознательной личности. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: вначале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. При этом им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером, считавшим, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день.

В 1957 году С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 году был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлёк самых авторитетных специалистов — П. Анохина , Э. Асратяна , Н. Гращенкова , П. Симонова и многих других. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию академического Института философии. В мае 1959 года Учёный совет Института философии представил труды С. Рубинштейна на соискание Ленинской премии [12]. Научная деятельность[ править править код ] Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930 году. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций , темперамента, способностей.

Сергей Леонидович обладал аналитическим талантом, интересным научным толкованием идей, способностью вычленять, систематизировать важное. Его исследования принимаются за основу разнообразных научных теорий и в настоящем времени. Ученый прошел нелегкий жизненный путь, полный взлетов и падений. Много трудился, несмотря на слабое здоровье, двигался вперед, навстречу своим идеалам и мечтам. Детство и юность Рубинштейн родился в Одессе 18 июня 1889 года. Родители будущего ученого относились к кругу русской интеллигенции. Отец, Леонид Осипович, являлся именитым юристом и придерживался демократических взглядов, что повлияло на убеждения и образ мыслей его четырех сыновей. Мать, Полина Петровна, с детства прививала детям нравственные и культурные ценности, воспитав высокообразованных людей. Сергей Рубинштейн слева с отцом и братом Будучи болезненным ребенком, первое образование Сергей получил в домашних условиях, изучая мировую литературу, философию, математику, свободно владел тремя иностранными языками. Одинокое детство, проведенное дома, подорванное от трудной работы здоровье отца, приучили его быть стойким, самостоятельным и решительно преодолевать трудности. Карьера Сергею, как человеку еврейской национальности, пришел отказ от царя на просьбу обучаться в российском университете. Поэтому, достигнув 20 лет, он уехал в Германию для получения образования. В молодости Начало пути В Альма-матер Берлина и Марбурга с 1909 по 1913 годы Рубинштейн освоил социологию, философию, логику психологию. За время обучения, овладел навыком мастерски использовать идеологические конструкты в формате метода научного познания, представив это своей первой диссертацией «К проблеме метода» в 1914 году. Вскоре, 28 июля 1914 года, вспыхнула Первая мировая война.

Рубинштейн, сергей леонидович

тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории. Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой , не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – советский философ и психолог, один из родоначальников так называемой «теории деятельности». Плодотворная деятельность руководимых Рубинштейном научных групп была прервана по идеологическим мотивам в связи с начавшейся «борьбой против космополитизма», кампанией, организованной с целью противопоставления советских ученых ученым Запада. С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР.

Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна

Рубинштейн сергей леонидович В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа тейна.
Реферат: Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна. Скачать бесплатно и без регистрации Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна, Введение, 1. Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна, 2.

Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография

Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого. Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого. это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР.

Статья: Биография С.Л. Рубинштейна

В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю. Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны.

На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности.

Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности.

В 1943 г. В 1945 г. В 1949 г. В 1954 г. В 1953 г.

В 1956 г. В 1957 г. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 г. Его интересовали: теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Рубинштейн положил начало крупной научной философско-психологической школы. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии.

Согласно С.

Рубинштейну: «…творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю всякого творца, но в историю развития науки, искусства и т. Рубинштейн С. Сергей Леонидович Рубинштейн предложил модель мышления, увы, не отличающуюся научной новизной: а Осознанная постановка проблемы; б Разрешение проблемы в форме гипотезы; в Критическая проверка гипотетического решения; г Формирование решения в виде суждения. Рубинштейн, осмысляя жизненный путь личности перед лицом смерти, в некрологе, посвящённом Н. Ланге, если взглянуть на соотношение трёх составляющих жизни личности - на её «деяния», на неё как «деятеля» и на масштабы деяний и деятеля на протяжении жизни, то у разных людей эти соотношения окажутся различны. Лишь некоторые, вкладывая все свои силы в свои творения, тем не менее не исчерпали в них себя, не изжили себя как личности до своей смерти. Но те, другие, которые оказались не способными полностью отдаться своем делу, скупо вложив в него лишь часть своих сил, парадоксальным образом исчерпали себя как личности».

Первое - мотивационно-потребностная модальность, второе - способности человека, третье - его характер. Здесь преодолена и исторически предшествовавшая односторонность понимания личности, которое сводилось, в основном, к характерологии, и последующая ограниченность, состоявшая в сведении личности к потребностно-мотивационной сфере что было свойственно и современным Рубинштейну динамическим теориям личности , в отрыве способностей как раздела общей психологии от личности. Ананьев отметил как самую главную заслугу Рубинштейна интегративность его подхода к личности. Как способность личности сознание, согласно Рубинштейну, осуществляет четыре взаимосвязанные функции - регуляцию психических процессов, регуляцию отношений личности с миром, регуляцию деятельности и, выступая в качестве самосознания, - рефлексию самого способа жизни, поступков и мыслей человека.

На наш взгляд, основным в концепции личности, предложенной Рубинштейном, явилось то, что он, вслед за Шарлоттой Бюлер , рассмотрел личность не как обособленную субстанцию, а в специфическом для неё масштабе жизненного пути, его особом времени и пространстве. Тем самым был намечен поворот в той абсолютизации, которая постепенно происходила на протяжении сороковых годов, категории и проблемы деятельности: личность могла соотноситься не только с деятельностью или её видами, но и с жизненным путём в целом, в котором сама деятельность должна была занять определенное место». Абульханова-Славская К. Рубинштейна, в Сб.

Лекторского, М.

Рубинштейн Сергей Леонидович

Сергея Леонидовича Рубинштейна. Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из. В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. Сергей Леонидович Рубинштейн — обществовед и психолог[1]. Карьера[править]. Сын юриста, один из 4-х детей в семье, брат видного историка. В 1908 году окончил Ришельевскую гимназию, в 1913 году — Новороссийский, и/или, в 1914 году — Марбургский университет. В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889—1960) — российский психолог и философ, методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии.

Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)

В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. Сергея Леонидовича Рубинштейна. Слайд 4: Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. способствовал приглашению тейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. доцентом. Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий