июнь 1907) На карте: , Google-карта (нет точных координат) Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали. МАНИФЕСТ 3 ИЮНЯ 1907 г. содержал закон о роспуске II Государственной думы под сфабрикованным предлогом, что социал-демократическая фракция Думы готовит «антиправительственный заговор». МАНИФЕСТ 3 ИЮНЯ 1907 г. содержал закон о роспуске II Государственной думы под сфабрикованным предлогом, что социал-демократическая фракция Думы готовит «антиправительственный заговор». Статья 109 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации. II Государственная дума провела одну сессию с 20 февраля по 3 июня 1907 года → была распущена (Третьеиюньский переворот) – проработала 102 дня.
Читайте также:
- Комментарии
- Госдума второго созыва завершила свою работу: Россия:
- Содержание
- Последние новости России и мира - РР
- Главные новости
Роспуск II Государственной думы
В дальнейшем были внесены правки в избирательное законодательство, чтобы состав Госдумы подбирался более лояльный к исполнительной власти. В результате процедура выборов усложнилась, что спровоцировало рост недоверия к Думе как институту власти. На заседаниях первого созыва поднимались крайне острые вопросы. В дальнейшем депутаты себе такого радикального поведения не позволяли. Вопросы об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой, наделении крестьян землей — за обсуждением этих тем и коротали время депутаты на заседаниях. Практически на все предложения и требования Думы правительство ответило отказом. Более того, в начале июня Совет министров, обвиняя Думу в нагнетании обстановки и нервировании населения, принял решение о ее роспуске.
А через месяц последовал соответствующий указ Николая II.
Устраивалось много предвыборных собраний; на них шли «диспуты» между к. Правые держались в стороне, устраивая собрания только для своих. Правительство Витте в свое время совершенно пассивно отнеслось к выборам в 1-ю Думу; со стороны кабинета Столыпина были сделаны некоторые попытки воздействовать на выборы во 2-ю.
При помощи сенатских разъяснений был несколько сокращен состав избирателей в городах и на съездах землевладельцев. Партиям левее октябристов было отказано в легализации, и только легализованным партиям было разрешено раздавать печатные избирательные бюллетени. Эта мера никакого значения не получила: и у к. Но избирательная кампания носила новый характер: при выборах в Первую Думу никто не защищал правительство; теперь же борьба шла внутри общества.
Самый этот факт был уже существеннее, чем то, кто получит большинство на выборах. Некоторые слои населения - более состоятельные слои - почти целиком повернулись против революции. Избрание выборщиков происходило в январе. В обеих столицах к.
Они победили и в большинстве крупных городов. Только в Киеве и Кишиневе на этот раз одержали верх правые избраны были епископ Платон и П. Крушеван , а в Казани и Самаре — октябристы. Гораздо более пестрыми были результаты по губерниям.
Там сыграла свою роль аграрная демагогия, и крестьяне выбирали в Думу тех, кто более резко и решительно обещал им землю. С другой стороны, среди землевладельцев проявилось то же резкое поправение, как на земских выборах, и в Западном крае Союз русского народа имел успех среди крестьян. Поэтому одни губернии посылали в Думу с. Бессарабская, Волынская, Тульская, Полтавская губернии дали наиболее правый результат; поволжские губернии - наиболее левый.
Вторая Дума была Думой крайностей; в ней громче всего звучали голоса социалистов и крайних правых. Насколько торжественным было открытие 1-й Думы, настолько буднично прошло 20 февраля 1907 г. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, и избирательный закон будет на этот раз изменен. А население мало интересовалось новой Думой.
По своему личному составу 2-я Дума была беднее первой: больше полуграмотных крестьян, больше полуинтеллигенции; гр. Бобринский назвал ее «Думой народного невежества».
В ряде случаев воинские команды открывали огонь по демонстрантам на Знамеской площади погибло 40 человек и ещё 40 было ранено. С другой стороны, часто солдаты отказывались стрелять народ, а кое-где — переходили на сторону восставших. В частности, огонь по офицерам и полицейским открыли солдаты 4-й роты запасного батальона лейб-гвардии Павловского полка. Правда, в тот же день этот солдатский мятеж был подавлен. На демонстрации выходило всё больше и больше людей, на некоторых улицах появились баррикады. Так как воинские части не препятствовали толпе, а в отдельных случаях даже принимали меры к парализованию начинаний чинов полиции, то массы получили уверенность в своей безнаказанности, и ныне, после двух дней беспрепятственного хождения по улицам, когда революционные круги выдвинули лозунги «долой войну» и «долой правительство», — народ уверился в мысли, что началась революция, что успех за массами, что власть бессильна подавить движение в силу того, что воинские части не сегодня-завтра выступят открыто на стороне революционных сил, что начавшееся движение уже не стихнет, а будет без перерыва расти до конечной победы и государственного переворота».
Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства. Все это побудило Нас Указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего Июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907 года... Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу. Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских. В тех же окраинах Государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть приостановлены.
Этот день в истории: 16 июня 1907 года — последний день Первой русской революции
Николай II также роспустил II Государственную Думу в 1917 году. Брянчанинов, А. Н. Роспуск Государственной Думы: причины – последствия: с приложением официальных документов / А. Н. Брянчанинов. Тронная речь Николая II на открытии Первой Государственной думы, 27 апреля 1906 года. В этой должности ему пришлось пытаться находить компромисс между Верховной властью, либеральной общественностью и революцией в сложнейшей обстановке весны-лета 1906 года до роспуска I Государственной Думы.
16 июня 1907 г. была распущена II Государственная дума Российской Империи
- Первая Госдума Российской империи
- Портал правительства Москвы
- Произошел Третьеиюньский государственный переворот в России
- Третьеиюньский переворот | это... Что такое Третьеиюньский переворот?
- Госдума досрочно лишила мандатов двух депутатов - 1 ноября 2023 - ФОНТАНКА.ру
- Манифест о роспуске Государственной Думы. 3 июня 1907 г.
Дело о Выборгском воззвании: как «лучшие люди страны» стали преступниками
Николай II также роспустил II Государственную Думу в 1917 году. Вторая Государственная дума. Февраля – 3 июня 1907 года. Роспуск II Государственной думы оценивается как государственный переворот, так как была нарушена ст. 86 Основ гражданского законодательства России.
Произошел Третьеиюньский государственный переворот в России
За два года работы Госдуме пришлось трижды принимать бюджет — на 1994, 1995 и 1996 годы. Вторая государственная дума, российский представительный законодательный орган, действовавший с 20 февраля по 2 июня 1907 года в течение одной сессии. Вторая Государственная дума была созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года. 3 июня 1907 г. революционная 2-я Государственная Дума была распущена. Одновременно был изменен избирательный закон (так называемый «третьеиюньский переворот»), который позволил создать умеренное большинство в 3-й Государственной Думе. Причины роспуска 2 госдумы. Роспуск 2 государственной думы России произошел в 2007 году по решению президента Владимира Путина. Роспуск II Государственной думы 3(16) июня 1907 года, который сопровождался изменением избирательного закона. Правительство и Дума.
Хроника семнадцатого года: 11 марта (26 февраля): указ о роспуске Думы.
Роспуск второй государственной Думы. Причины роспуска второй государственной Думы. Причина роспуска 2 гос Думы. Заседание государственной Думы 1917 Февральская. Роспуск государственной Думы 1917.
Роспуск 2 государственной Думы 1917. Роспуск гос Думы 1907. Причины роспуска государственной Думы 1907. Госдума 1905 года.
Таврический дворец в Санкт-Петербурге 1906. Столыпин в Госдуме. Совет министров Столыпин 1907. Третьеиюньский переворот 1906.
Роспуск 2 государственной Думы год. Гос Дума 3 июня 1907 года. Роспуск второй государственной Думы получили название. Роспуск Думы получил название Третьеиюньский переворот.
Роспуск второй Думы следствие. Роспуск 2 государственной Думы называют государственным переворотом. Государственная Дума 3 созыва 1907. Государственная Дума второго созыва 1907 г.
Роспуск 3 государственной Думы. Роспуск 2 Госдумы. Государственная Дума была распущена в июне 1907. Роспуск 2 Думы 1907.
Высочайший Манифест 3 июня 1907. Манифест о роспуске государственной Думы. Манифест о роспуске II государственной Думы. Указ о роспуске государственной Думы.
II государственная Дума февраль — июнь 1907 г,.. Государственная Дума 20 века. Третьеиюньская политическая система кратко. Третьеиюньская политическая система 1907-1914 таблица.
Сущность третьеиюньской политической системы. Роспуск первой государственной Думы 1906. Причины роспуска первой гос Думы. Третьеиюньская революция 1907.
Третьеиюньский переворот. Государственный переворот 1907г. Третьеиюньский переворот Столыпин. Деительность Думм в 1907г.
Конец революции 1907. Окончание революции. Государственная Дума 1907 года. Госдума 2 созыва 1907.
Государственная Дума Российской империи Столыпин. Столыпин в государственной Думе. Роспуск Госдумы 1917 Николай 2. Революция 1905 -1907 Третьеиюньский переворот.
Третьеиюньский политический режим. Общество и власть после революции. Причины роспуска 2 государственной Думы. Деятельность 1 и 2 государственных дум 1905-1907.
Потому что активно выступал, поднимал вопросы бойцов, поднимал вопросы ЧВК «Вагнер» и ветеранских организаций. Видно, кому-то перешел дорогу», — заявил депутат. Василий Власов избрался в Госдуму в 2016 году. Ему 28 лет, он — самый молодой депутат VII созыва. Ранее Власов предложил переименовать Зольную улицу в Петербурге в честь Евгения Пригожина, заявив, что он «был настоящим героем».
А вот это было прямым нарушением «конституции», в которой было записано: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы…» Не согласуется этот шаг и со статьей 87 Основных законов, когда царский указ в период перерыва в работе Думы временно приобретал права закона. Во-первых, в момент подписания указа Дума работала, а во-вторых, этот указ и не вносился на рассмотрение Думы вообще. Следовательно, царь, в нарушение Основных законов РИ, снова выступил как единственный и монопольный законодатель, миновав законодательные органы власти. Зачем был принят новый закон о выборах? Объяснение очевидно: практика показала, что при прежних нормах представительства власть вновь бы получила такую же несговорчивую и бунтарскую Думу, как две первые. Поэтому новый закон откровенно был направлен на формирование более лояльной царю нижней палаты. Он ограничивал представительство выборщиков, а соответственно, и депутатов от народных низов путем повышения имущественного ценза и установления новых квот по куриям. Встаёт вопрос: почему в прежнем законе так щедро отвели большое место крестьянам?
Здесь царедворцы рассчитывали на пресловутый «наивный монархизм», который был свойственен земледельцам. Расчет был отчасти верным: крестьяне и не помышляли о республиканской форме правления, но вот о помещичьей земле они страстно мечтали и готовы были поддерживать самые радикальные проекты аграрной реформы. Пострадали и ненадежные «националы», в три раза сократилось представительство от Польши: вместо 37 осталось 14, от Кавказа вместо 29 осталось 10 мест, сократилось представительство нерусских народов Азиатской России. Избирательных прав не имели женщины, военнослужащие, учащаяся молодежь до 25 лет. Число членов Думы сократилось с 524 до 442 человек.
Полиция, прибыв к этому моменту, задержала 35 человек социал-демократов, включая пятерых депутатов Думы, и произвела обыск, изъяв многие документы. Изучив документы и допросив арестованных солдат — составителей «наказа», — следствие пришло к выводу о наличии противозаконного заговора. На нем представитель прокуратуры зачитал постановление судебного следователя о привлечении к ответственности всей социал-демократической фракции Думы на основании результатов обыска 5 мая. Выступивший после этого Столыпин пояснил требования правительства: Думе предлагалось отстранить 55 депутатов от участия в заседаниях, а с 16 депутатов снять парламентскую неприкосновенность. Затем представитель прокуратуры огласил постановление о предании депутатов суду. Заявление Столыпина выглядело по форме ультиматумом. Он закончил свою речь словами: «Какое бы то ни было промедление в удовлетворении этого требования или удовлетворение его в неполном объёме поставит правительство в невозможность отвечать за безопасность государства». Однако Дума не поторопилась с ответом, а образовала комиссию из 22 депутатов для изучения материалов дела. И тогда 3 июня последовал манифест императора о роспуске Второй Государственной Думы. В указе царя в качестве главной причины прекращения работы Думы не упоминалось дело социал-демократов. В упрек палате ставились медленность рассмотрения и отклонение представленных правительством законопроектов, а также обращение права запросов в метод борьбы с правительством. Однако сам роспуск Думы не был государственным переворотом, поскольку был осуществлён в рамках Основных законов Российской империи РИ. К перевороту относится дальнейшее действие императора: принятие нового избирательного закона.
ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ. По-царски и без крови
ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ. По-царски и без крови | II Государственная дума провела одну сессию с 20 февраля по 3 июня 1907 года → была распущена (Третьеиюньский переворот) – проработала 102 дня. |
Роспуск II Государственной Думы | Роспуск II государственной Думы. Государственная Дума при Николае 2. 1 Гос Дума 1905. |
Манифест о роспуске Государственной Думы. 3 июня 1907 г. | Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. |
Роспуск ii государственной думы год
Сложившаяся ситуация представляла собой конституционный кризис - Основные государственные законы позволяли императору в любой момент распустить Думу, но он был обязан созвать новую Думу и не мог без ее согласия изменить избирательный закон. Но при этом следующая Дума, предположительно, не отличалась бы по оппозиционности от распущенной. Правительство нашло выход из кризиса в одновременном роспуске Думы и изменении избирательного закона для выборов в следующую Думу. Предлогом для роспуска послужило посещение социал-демократических депутатов Думы делегацией солдат петербургского гарнизона, передавших им «солдатский наказ». Столыпин использовал это незначительное событие для того, чтобы 1 июня 1907 года, представляя данный эпизод в виде развернутого заговора против государственного строя, потребовать от Думы отстранения от участия в заседаниях 55 депутатов социал-демократической фракции и снятия депутатской неприкосновенности с шестнадцати из них. Дума, не дав немедленный ответ правительству, учредила особую комиссию, заключение которой должно было быть оглашено 4 июня.
Не дожидаясь ответа Думы, Николай II 3 июня распустил Думу, опубликовал измененный избирательный закон и назначил выборы в новую Думу, которая должна была собраться 1 ноября 1907 года, II Дума просуществовала 103 дня.
Щегловитов выступал за роспуск Думы и новые выборы по старому закону, П. Столыпин и остальные министры выступали за роспуск Думы, новый избирательный закон и немедленный созыв новой Думы. Так как Совет министров не пришёл к единому решению, было предложено просить императора назначить дальнейшие совещания в расширенном составе, с привлечением авторитетных членов Государственного Совета. Щегловитов объявил правительству о нахождении при обыске 5 мая документов, свидетельствующих о групповом участии членов Думы — социал-демократов — в противоправительственном заговоре.
Стало очевидным, что новый закон должен быть принят в наикратчайший срок. К дальнейшему обсуждению ситуации были привлечены члены Государственного Совета, бывшие министры И. Горемыкин , А. Ермолов , А. Булыгин и М.
Три совещания в расширенном составе прошли вяло и привели к малоопределённым выводам [39]. Обсуждение работы социал-демократов в Думе происходило в одиннадцати заседаниях с 5 18 мая по 11 24 мая. Основной доклад о работе фракции делали депутаты Думы А. Алексинский и И. Церетели ; председательствовал на заседаниях преимущественно В.
Съезд уделил много времени и внимания работе думской фракции партии. В резолюциях съезда была указана генеральная линия поведения для депутатов. Им надлежало не забывать, что их цель не полезная законодательная деятельность, а использование Думы в качестве эффективной агитационной площадки. Запрещалось блокироваться с кадетами, даже если позиции партий случайно совпадали; с партиями левее кадетов социалистами-революционерами, трудовиками следовало «размежевываться», если на то была возможность. Деятельность думской фракции должна была носить максимально деструктивный характер по отношению ко всему существующему режиму, включая и само учреждение Думы «выяснение народу полной непригодности Думы».
При этом перед фракцией ставилась сложная задача «ни вызывать несвоевременных конфликтов, ни искусственно предотвращать или отсрочивать конфликт путем принижения своих лозунгов». Партия, как революционная, не должна была присоединяться к требованию «ответственного министерства» [40]. Депутатов даже пожурили за то, что они сблокировались с кадетами при выборах председателя Думы, — если бы председателя вообще не удалось избрать, это ярче бы показало народу «непригодность» Думы. Примечательно, что Военная организация РСДРП , которая в те же дни объявлялась социал-демократами в Думе изобретением полиции, многократно упоминается в материалах съезда как действующая партийная ячейка. На съезде происходили постоянные дискуссии между большевиками и меньшевиками.
Меньшевики в большей степени были настроены на сотрудничество с другими левыми партиями и получение от работы в Думе каких-либо положительных результатов, в то время как большевики настаивали на тотально деструктивной политике. Съезд закончился относительной победой большевиков и декларированием отказа от террористической тактики и экспроприаций. Участники съезда не знали о разворачивающихся в Санкт-Петербурге событиях, во всяком случае, в документах съезда, закончившего работу 19 мая 1 июня , об этом нет упоминаний. Роспуск Думы съезд рассматривал как потенциальную возможность, но не немедленную угрозу. Предположение о том, что депутаты могут быть привлечены к суду, не выдвигалось.
В результате съезд ограничился указаниями общего толка для думской фракции, ничего полезного для планирования конкретных действий в текущей кризисной ситуации в постановлениях съезда не имелось [41]. Кризис: ультиматум правительства и роспуск II Думы Подготовка правительства к роспуску Думы Подготовка к роспуску Думы шла в двух направлениях — прокуратура готовила следственные документы, доказывающие преступления социал-демократов, а правительство разрабатывало новый избирательный закон. Новый закон задерживался, завязнув в совещаниях. Наконец, П. Столыпин вынужден был взять инициативу в свои руки и, не дожидаясь общего решения министров, предложить Николаю II выбор из трёх имевшихся вариантов нового избирательного закона, считая необсуждаемым условием немедленный созыв новой Думы.
Крыжановский называл «бесстыжим». Крыжановский приступил к составлению полного текста закона и сумел написать по эскизным вариантам обширнейший и сложный документ за двое суток [39]. Ультиматум правительства 1 июня, в пятницу, правительство неожиданно выдвинуло Думе ультиматум. Столыпин, присутствовавший на заседании Думы, попросил объявить заседание закрытым то есть удалить публику. Затем представитель прокуратуры зачитал постановление судебного следователя о привлечении к ответственности всей социал-демократической фракции Думы на основании результатов обыска 5 мая.
Выступивший после этого Столыпин пояснил требования правительства: Думе предлагалось отстранить 55 депутатов от участия в заседаниях, а с 16 депутатов снять парламентскую неприкосновенность. Столыпин завершил свою речь словами: «…какое бы то ни было промедление в удовлетворении этого требования или удовлетворение его в неполном объёме поставит правительство в невозможность отвечать за безопасность государства». Это был ультиматум с однозначной угрозой роспуска; но дата роспуска не была названа [42]. После Столыпина выступил представитель прокуратуры, огласивший постановление о предании депутатов суду [43]. События в Думе Теоретически, требования правительства могли быть удовлетворены; большинство голосов образовалось бы, если бы за это выступили все партии, кроме самых левых — социал-демократов, трудовиков и социалистов-революционеров.
Но подобные инициативы даже не обсуждались кадетами, благодаря председательству Ф. Головина и центральному положению в политическом спектре, направлявшем заседания Думы. Вместо этого Дума категорически отказалась ответить на правительственный ультиматум немедленно для этого имелись формальные процедурные предлоги , под председательством кадета А. Кизеветтера была создана специальная комиссия из 22 депутатов, которой следовало разобраться в деталях обвинения социал-демократов и доложить своё суждение Думе. Заседание продолжалось до глубокой ночи.
На следующий день комиссия начала свою работу. В комиссию прибыл представитель прокуратуры, и члены комиссии приступили к внимательному рассмотрению множества документов, изъятых у социал-демократов, и актов следствия. Тем временем Дума собралась на заседание. Социал-демократы предложили использовать последний предположительно день работы Думы для того, чтобы нанести правительству наибольший в юридическом смысле ущерб: отклонить проект бюджета и законодательные акты по аграрной реформе , ранее принятые по статье 87 см. Возобладала позиция кадетов, состоявшая в том, что следовало обсуждать текущие дела, как если бы ничего не происходило.
К вечеру А. Кизеветтер доложил, что комиссия не успевает закончить работу ни сегодня, ни в воскресенье, 3 июня. Дума постановила собраться вновь в понедельник 4 июня [44]. Развязка В ночь с 1 на 2 июня необходимые правительственные акты были отпечатаны в обстановке повышенной секретности и утром 2 июня отправлены в Петергоф на утверждение Николаю II. Министры, собравшиеся в ожидании прибытия подписанных указов, обсуждали, как будет целесообразнее провести их в жизнь — распустить Думу немедленно или же дать ей один день для выполнения требований правительства.
Поздно вечером четыре кадетских депутата В. Маклаков , П. Струве , М. Челноков , С. Булгаков , ранее имевшие неофициальные контакты со Столыпиным, отправились к нему в надежде как-то разрешить кризис.
Столыпин держался доброжелательно, но был непреклонен. Ещё раз предложив принять условия правительства и получив отказ, Столыпин заметил: «…только запомните, что я вам скажу: это вы сейчас распустили Думу» [45]. Этот конструктивный поступок, получивший ироническое название «чашка чая с премьером», послужил затем причиной широкого возмущения против его участников в рядах кадетской партии [46]. Указы прибыли от императора в ночь со 2 на 3 июня с письмом, в котором говорилось: «Я ждал целый день извещений ваших о роспуске проклятой Думы. Но вместе с тем сердце чуяло, что дело выйдет нечисто, а пойдёт в затяжку.
Это недопустимо. Дума должна завтра, в воскресенье утром, быть распущена. Решимость и твёрдость» [47]. После этого указы о роспуске Думы, выборах новой Думы созыв был назначен на 1 ноября 1907 года и новый избирательный закон [48] были обнародованы утром 3 июня. Пришедшие в Таврический дворец депутаты обнаружили, что он закрыт, охраняется полицией, а на дверях прикреплён императорский манифест о роспуске Думы.
Манифест перечислял различные основания роспуска Думы медленность рассмотрения и отклонение представленных правительством законопроектов, обращение права запросов в метод борьбы с правительством , причём составление социал-демократическими депутатами заговора не указывалось в качестве главнейшей причины [39]. Дума просуществовала 103 дня. Конституционный аспект роспуска Думы Изменение избирательного закона без утверждения Государственной Думы и Государственного Совета представляло собой прямое нарушение статьи 87 Основных государственных законов , что дало основания описывать события как «Третьеиюньский переворот». Правительство делало попытки обосновать свою правовую позицию, цепляясь за неоднозначность Основных законов, статья 10 которых допускала издание императором законов единолично «в порядке верховного управления» без всякого объяснения, в чём состоят эти законы и как это увязывается с требованиями статьи 87 [49]. Действия Николая II привели конституционное право России в состояние неопределённости — после третьеиюньских событий невозможно было понять, сохраняет ли император за собой право изменить государственное устройство ещё раз, или же установившийся строй является незыблемым; позиция императора по этому вопросу никогда не была объявлена официально.
Эта неопределённость была одной из причин беспокойства, охватившего большинство Думы в конце 1916 — начале 1917 года: в политической среде циркулировали слухи о том, что Николай II намеревается править без Думы [50]. Новый избирательный закон и его результаты Избирательная система 1907 года Основная статья: Избирательная система 1907 года Избирательный закон «Положение о выборах в Государственную Думу» был практически переписан заново. Все изменения имели твёрдо намеченную цель — уменьшить представительство в Думе тех классов, слоёв населения и национальностей, представители которых в I и II Думах проявили себя оппозиционно. По выражению автора закона С. Крыжановского , система давала «возможность предопределить число представителей от каждого класса населения, установив таким образом состав Думы в соответствии с видами правительственной власти» [51].
Основные изменения были следующими: избиратели-горожане были разделены на две курии, с высшим и низшим имущественным цензом, норма представительства более обеспеченных горожан была выше; резко сократилось количество городов, выбирающих депутатов отдельно от своих губерний; существенно сократилось представительство Кавказа и Привислинских губерний Царства Польского ; полностью лишились представительства в Думе все жители Средней Азии, кочевые киргизы и калмыки, жители Якутской области ; русское население Остзейских губерний и Царства Польского стало выбирать депутатов по отдельной курии, с большей нормой представительства, чем коренное население. Но самая главная новация заключалась в том, что депутаты на квотированные избирательные мандаты крестьянской волостной и рабочей курий теперь избирались не своими куриями, а общим губернским избирательным собранием, большинство в котором всегда составляли совместно землевладельцы крестьяне не считались землевладельцами и горожане первой курии [52]. В новом парламенте необходимое для принятия законов простое большинство 221 голос образовывалось как при блокировке октябристов с умеренно-правыми и националистами эти две фракции затем слились , так и при блокировке октябристов с кадетами и прогрессистами. В то же время, все фракции как левее, так и правее октябристов не были способны набрать большинство голосов без участия октябристов. Благодаря таким результатам выборов сразу же начала складываться устойчивая система с блокировкой двух фракций — ведущей октябристской и дополнительной националистической ведущую роль во фракции играл Всероссийский национальный союз.
При этом фракция октябристов не превращалась в марионеточную, а играла роль независимого партнёра правительства, так как имела возможность в любой момент переблокироваться с кадетами и прогрессистами, составив другое большинство. Лидеры националистической фракции, оказавшейся в менее независимом положении, установили тесные личные связи с П. Политические последствия событий Страна восприняла третьеиюньский переворот с полным спокойствием; многие наблюдатели были удивлены явным безразличием населения [54]. Не было ни забастовок, ни манифестаций. Даже газеты комментировали роспуск Думы в спокойном тоне.
Николай II, редко записывавший в своём дневнике впечатления от политических событий, на следующий день отметил: «Слава Богу, уже второй день после роспуска Думы, всюду полнейшее спокойствие! Террористические акты, совершаемые эсерами, продолжались; но к 1908 году террор также резко пошёл на спад [56]. Стало очевидным, что Первая русская революция закончилась, а роспуск Думы был, по существу, её последним актом. Политические последствия третьеиюньских событий имели огромное значение. Правительству удалось получить такой состав III Думы , который обеспечивал возможность конструктивной совместной работы.
Крайние левые партии потеряли всякое значение при голосовании, влияние кадетов резко уменьшилось, власть в думе принадлежала спокойному и уравновешенному центру. Но в системе имелся очень значимый недостаток. По выражению графа С. Витте , «…переворот этот по существу заключался в том, что новый выборный закон исключил из Думы народный голос, то есть голос масс и их представителей, а дал только голос сильным и послушным: дворянству, чиновничеству и частью послушному купечеству и промышленникам. Таким образом, Государственная Дума перестала быть выразительницей народных желаний, а явилась выразительницей только желаний сильных и богатых, желаний, делаемых притом в такой форме, чтобы не навлечь на себя строгого взгляда сверху» [57].
Широкие массы населения поняли, что новая Дума их не представляет или представляет непропорционально слабо по отношению к имущим классам. Глубокая заинтересованность людей думской политикой, характерная для периода первых двух Дум, сменилась безразличием [58]. Принятая правительством тактика заваливания Думы огромным количеством мелочных и малозначительных законов так называемой «законодательной вермишелью» превратила Думу в место, где нечасто происходило что-либо значимое и интересное. Законодательная система продолжала содержать в себе возможности взаимных блокировок, сторонам надлежало удерживать политический баланс. Ни правительству, ни Думе не был выгоден роспуск Думы, поэтому Думе приходилось обходить все острые темы, чтобы избежать скандалов между правыми и левыми.
Отношения большинства Думы с Государственным Советом наладить не удалось, и многие важные законы отклонялись или задерживались второй палатой. В результате, законодательный процесс в части утверждения бюджета и мелких, малозначимых законов шёл гладко, но все важные законы заметно буксовали; от рассмотрения законов, затрагивающих гражданские права и свободы, сословные преимущества, дискриминацию евреев, Дума предпочитала воздерживаться [59]. Постепенно П. Столыпин в своих реформаторских начинаниях лишился поддержки царя и придворных кругов [60] и так и не получил поддержку Думы. Из обширных планов Столыпина состоялась только одна большая реформа — аграрная , все остальные его широкие начинания были реализованы не полностью или совсем заглохли [61].
После начала Первой мировой войны третьеиюньская политическая система начала давать сбои.
Столыпина в непосредственные отношения к крайним правым партиям. Министр относился к ним вполне искренно, хотя такая искренность категорически отвергалась партийными лидерами: они утверждали, что П. Столыпин вносит в партию раскол, поддерживая то одного, то другого из ее членов. Здесь вина перекладывалась с больной головы на здоровую, и отнюдь не естественное стремление министра привлекать на помощь правительству выдающихся людей, а рознь между ними была основанием раскола. Правые партии могли, пожалуй, поставить П. Столыпину в вину, что он не становился их рабом и не исполнял каждое их желание, раз оно, с его точки зрения, было антигосударственно. Выступления председателя Совета Министров в Государственной Думе были рядом сплошных триумфов. Его речи, несмотря на то что в них звучали иногда горькие истины, встречались громом аплодисментов.
В моей памяти живо сохранилось впечатление от речи П. Столыпина, произнесенной после думского запроса об Азефе. Рыцарски честный, он был чужд подвохов и легко попадался на провокацию, в житейском ее толковании, со стороны не только членов Государственной Думы, но иногда и отдельных лиц. Запрос по делу Азефа не заключал в себе никаких фактических данных о проявленной со стороны правительства незакономерности, и его текст показывал, что никаких материалов в этом направлении не имеется и у авторов запроса. Министр приказал мне тщательно проверить по департаменту полиции все сведения об Азефе, а главное — установить, не окажется ли каких-либо данных об участии Азефа в террористических актах. Я добросовестно этим занялся, нашел небольшие указания, что Азеф состоял в числе секретных сотрудников, но тщетно искал подробностей его агентурной деятельности, так как, очевидно, таковые остались в руках непосредственных его руководителей. Указания на участие Азефа в боевых предприятиях безусловно отсутствовали, и только в виде вывода можно было проникнуться удивлением, как слепы были стоявшие в то время во главе розыска лица. Результат моих исследований я доложил министру, и мы совместно обсуждали позицию, которую должно занять правительство в заседании Государственной Думы при обсуждении порядка принятия запроса. Я высказал мнение, что в этом заседании никаких дополнительных фактов, вероятно, представлено не будет, а потому полагал ограничиться кратким заявлением представителя правительства, что за отсутствием в запросе и в прениях фактических данных о незакономерных действиях власти, она лишена возможности представить какие-либо возражения.
При этом я находил, что такое заявление должно быть сделано не председателем Совета Министров, а второстепенным членом правительства, предлагая взять это на себя. Министр пожелал выслушать мнение А. Макарова, который всецело разделил мой взгляд, и тогда П. Столыпин решил, что я и выступлю с таким заявлением. В думском заседании министр присутствовал, а я ожидал времени для моего выступления. Действительно, ни один из ораторов ничего к содержанию запроса не прибавил, а молчание присутствовавших правительственных лиц вызвало среди левых групп заметное волнение, так что по ходатайству представителя кадетов был сделан перерыв для обсуждения создавшегося положения. Во время перерыва я спросил министра, не изменил ли он своего решения, и получил в ответ распоряжение выступить вслед за первым после перерыва оратором Думы.
За два года работы Госдуме пришлось трижды принимать бюджет - на 1994, 1995 и 1996 годы. Председатель Думы - Иван Рыбкин. В Думу второго созыва 1995-1999 из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре. В связи с чередой правительственных кризисов депутатам пришлось девять раз голосовать по кандидатуре главы правительства. Депутаты этого созыва предприняли попытку начать процедуру импичмента президента России Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение. На время работы палаты пришелся дефолт 1998 года. Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы. Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Было принято почти 1,1 тыс. Председатель - Геннадий Селезнев. В палату третьего созыва 1999-2003 прошли шесть партий и блоков.
Сегодня отмечается День российского парламентаризма
История парламентаризма | В данной статье вы рассмотрите события после роспуска I Государственной думы, узнаете о выборах во II Государственную думу, об аграрном вопросе, а также о роспуске Государственной думы. |
Третьеиюньский переворот: причины и итоги | Роспуск II Государственной Думы 3 июня 1907 г. вошел в советские учебники истории под названием "государственного переворота". |
XII. Роспуск 2-й Государственной Думы | Вторая Государственная дума. Февраля – 3 июня 1907 года. |
7. Роспуск II Государственной Думы и издание нового избирательного закона от 3 июня 1907 г.
Роспуск 2-й Государственной Думы. Запрос в Государственной Думе об Азефе. Роспуск второй государственной Думы. Вторая государственная Дума 1907. В Государственную думу внесен законопроект, который продлевает до 2030 года помощь с погашением ипотеки для многодетных семей.