Новости рижский мирный договор 1921

РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 — Между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. ===== В ходе советско-польской войны 1920, развязанной реакц. Фотографии из репортажа РИА Новости 15.03.2021: Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».

Почему проигрыш в польско-советской войне стал бы благом для Польши

За тот же период польские и советские войска, двигаясь навстречу, заняли западные губернии бывшей Российской империи, откуда с окончанием Первой мировой войны отводились оккупационные германские войска. Польша захватила всю Галицию и Волынь. Литовские и белорусские города, включая Вильно ныне — Вильнюс, Литва и Минск, несколько раз переходили из рук в руки. Но уже в июле в условиях успешного контрнаступления РККА Польша запросила англо-французского посредничества. Британский министр иностранных дел лорд Джордж Керзон предложил сторонам развести войска по линии Гродно — Брест, западнее Равы-Русской, восточнее Перемышля "линия Керзона", примерно соответствующая границам расселения этнических поляков и практически совпадающая с современной восточной границей Польши.

Советско-польские мирные переговоры начались в Минске 17 августа 1920 года и продолжились в Риге 21 сентября на фоне польского наступления на Волыни и в Белоруссии. В начале октября польская делегация выдвинула свое требование по установлению границы: линия Дисна — Вилейка — западнее Минска — Лунинец — Сарны — Ровно — по реке Збруч; восточнее этой линии должна быть нейтральная полоса шириной 30-40 километров. Советская делегация, после некоторых протестов, приняла эти условия и 12 октября в Риге был подписан прелиминарный договор между РСФСР и Украиной с одной стороны и Польшей — с другой. С 18 октября прекратились боевые действия РККА на польском фронте, с 19 октября прекратили боевые действия и польские войска.

По условиям Рижского договора граница Польши проходила значительно восточнее "линии Керзона", захватывая около трех тысяч квадратных километров в Полесье и на берегу Западной Двины с населением почти 14 миллионов человек в большинстве, белорусов и украинцев. За вклад в экономику Российской империи Польша потребовала 300 миллионов рублей золотом и две тысячи паровозов.

VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек. После объединения было проведено новое административно-территориальное деление: образованы округа, делившиеся на районы, а районы — на сельские советы. Было создано 10 округов Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий , которые объединили 100 районов и 202 сельсовета. В 1926 г. В результате территория БССР увеличилась до 126 тыс.

Таким образом, восточнобелорусские земли Витебщина, Гомелыцина и Могилевщина были присоединены к Советской Беларуси. Западнобелорусские земли до 1939 г. Процесс формирования территории БССР в границах проживания белорусского этноса еще не завершился. С 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление. С 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская — 14, Могилевская — 21, Минская — 20, Полесская — 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилёвскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановичскую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22, Пинскую — 11 районов. Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство. Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса. Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры.

Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права. Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т. Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выборах в Советы определялись соотношением 5:1; - впервые в качестве столицы официально определён Минск.

Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу. Система высших органов власти по Конституции 1927 г. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов: - союзные по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные ; - союзно-республиканские Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабочее-крестьянской инспекции ; - республиканские земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление. Право БССР в 30-е годы. Конституция БССР 1937г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее.

Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма. Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство — Совет Народных Комиссаров. Работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными.

Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа. Конституцией был утвержден герб, флаг республики, то есть символы белорусской государственности, а также столица. Равноправие белорусского и русского языков. Многие положения Конституции только декларировались например, свобода слова, печати и т. На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства. Законы СССР были обязательны на территории республики. Суверенитет республики был ограничен, т.

В течение второй половины 1920-х гг.

Конечно, можно было бы мечтать о том, чтобы на 800-летие православного князя, в том числе православные Польши, инициировали вопрос о восстановлении храма, но это все-таки мечты. А вот поставить хотя бы памятный крест на месте уничтоженного выдающегося произведения архитектуры было бы достойно.

Я призываю польские власти этот памятный крест установить», — сказал Владимир Мединский. Сергей Нарышкин заявил, что Российское историческое общество поддерживает это предложение. Владимир Мединский также обратил внимание на необходимость изучения всех обстоятельств гибели красноармейцев, взятых в плен в ходе польско-советской войны 1920 года.

Их число до конца не известно, есть максимальная оценка — 75 тысяч красноармейцев не вернулось домой по разным причинам. Минимальная польская оценка — около 20 тысяч погибло в плену от нечеловеческих условий, есть и существенно большие цифры. Надо понимать, что эти события являются не менее острыми для российско-польских отношений, чем катынская проблема, и об этом надо говорить», — сказал Владимир Мединский.

Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых могла быть направлена против другой стороны. Польша также обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и исполнение религиозных обрядов.

Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны. Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления. Россия согласилась возвратить Польской республике военные трофеи, все научные и культурные ценности, вывезенные с территории царства Польского начиная с 1 января 1772 года.

А также в течение года обязалась уплатить 30 миллионов золотых рублей за вклад царства Польского в хозяйственную жизнь Российской империи и передать польской стороне имущества на сумму 18 миллионов золотых рублей, то есть де-факто выплатить репарации. При этом Польская республика освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи. И, кстати, именно тогда Государственная Публичная библиотека в Петрограде вернула Польше библиотеку Залуских.

Напомню, это была одна из первых национальных библиотек мира. Она составляла 400 тысяч томов. А военным трофеем и собственностью российского правительства стала после того, как в 1794 году русские войска подавили восстание под руководством Тадеуша Костюшко и Суворов взял Варшаву.

Книжное собрание перевезли в Петербург, где оно послужило основой Императорской Публичной библиотеки. Со стороны Советской России передача собрания Залуских независимой Польше была жестом доброй воли, рассчитанным на то, чтобы смягчить колоссальное противостояние, недоверие, выработанное за многие десятилетия. Можно было, разумеется, не отдавать библиотеку, ведь такой шаг могли оценить далеко не все: для широкого круга обывателей ее судьба не представляла никакого интереса.

Но это было великодушие сильного государства. В определенном роде история с передачей библиотеки была не столько шагом в сторону Польши, сколько демонстрацией: советская страна начинает все с нуля, она ведет себя совершенно иначе, чем Российская империя. Это было действие, рассчитанное не столько на реакцию мирового или общеевропейского общественного мнения — скорее, на мировых интеллектуалов.

Я думаю, оно было сделано очень грамотно, с расчетом на перспективу, на то, что Советам будут верить и доверять как стране, которая собирает народы под общей идеей равенства и братства. Уверен, что об этом поступке не стоит ни в коей мере сожалеть, хотя в итоге библиотека погибла в 1944 году — во время Варшавского восстания. Оставшись в нашем городе, она бы практически точно уцелела, поскольку коллекция Публички во время войны была полностью сохранена.

Но никто ведь не знал, что может случиться... Кстати, советская сторона, как это ни странно, была заинтересована в судьбе поляков гораздо больше, чем польская. Поясню, что имею в виду.

В содержании пленных была колоссальная разница: в советских лагерях полякам жилось гораздо более вольготно. Их неплохо кормили, я уже не говорю о том, что никто не видел в них врагов, поскольку действовала государственная установка: считать польских военнопленных нашими братьями по рабочему классу и крестьянству. Их надо было, что называется, обратить в правильную, коммунистическую, веру.

Что очень активно и осуществлялось. Расчет был на то, что поляки «перекуются» и, вернувшись на родину, принесут туда «бациллу большевизма», станут исподволь влиять на политику своего государства. Что же касается военнопленных Красной армии, находившихся в Польше, то там ситуация была совершенно иная и отношение к ним было абсолютно другое.

Латвия и Советская Россия на пути к миру. Рижский договор 1920 года

Результатом шовинистской пропаганды стали сожженные деревни. В 1946-м под командованием польского офицера на Белосточине белорусские села уничтожались вместе с жителями. Как минимум 79 человек были зверски убиты. Белорусов уничтожали по этническому и религиозному признаку. Белорус, православный — значит ты будешь убит. Поляки сознательно не допускали промышленного развития Западной Беларуси. Уже к 1939-му году был готов план переселения на территорию Беларуси сотен тысяч поляков с центральной Польши», — рассказал историк, политолог, публицист, декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета Вадим Гигин. Ромуальд Райс для белорусов палач и преступник. В 1949 году был казнен за геноцид.

Полякам удалось невозможное. Заикнувшись про Рижский договор, они заставили множество людей интересоваться этой темой, изучать специальную литературу и выступать с комментариями в средствах массовой информации. В чем заключается суть вопроса? Рижский мирный договор был заключен в 1921 году по итогам Советско-польской войны. Выставив претензии к Советскому Союзу и к России как к правопреемнице СССР, поляки почему-то ни единым словом не упомянули про Украину, хотя она если придерживаться точки зрения поляков как правопреемница Украинской Советской Социалистической Республики тоже должна Варшаве. При этом поляки почему-то игнорируют некоторые важные детали. Прежде всего нужно разобраться, кто были подписанты этого договора. Как известно, Советский Союз был создан только в 1922 году, и зафиксированное во многих учебниках истории наименование Советско-польская война — это большая условность. Надо понимать, что воевал не Советский Союз в том виде, в каком его все сегодня себе представляют, а отдельные республики. Соответственно, эти три республики и подписывали договор с Польшей. Кроме того, нужно учитывать, что Белоруссия в переговорном процессе в принципе не участвовала. Минск делегировал все свои права и полномочия Москве. Договор должен был подвести итог советско-польскому конфликту, причем на достаточно выгодных для Польши условиях. Он фиксировал окончание пребывания Польши в составе России. По этой причине, собственно, и разгорелась полемика в 2017 году. Чего хотела Польша, подписывая договор? Она требовала свою долю за развитие промышленности, культуры и вообще всей русской государственности за тот период, когда она находилась в составе Российской империи. Оценили поляки себя достаточно скромно — «всего лишь» 300 млн золотых рублей. Но этого им показалось мало: они захотели еще 2 тысячи паровозов и несколько десятков тысяч вагонов. Без этого Польша, по их мнению, существовать не могла. Переговорный процесс шел непросто. Но по определенным позициям договоренностей достичь удалось. В частности, в документе есть параграф 13, который гласит, что Россия и Украина обязуются выплатить золотом или слитками, но только не 300, а 30 млн, то есть польские запросы в результате переговоров сократились. Причем выплатить обещали в течение года с момента ратификации документа. Было решено, что Польша получит не 2000 паровозов, а 300, а также 8360 товарных и пассажирских вагонов. И это не репарации по мирному договору. Речь шла о том, что таким образом оценивается и подтверждается вклад Польши в развитие русского государства.

Ленина, Ф. Дзержинского, С. Буденного, также в экспозиции представлены аудиозаписи и кинохроника. Как отмечают организаторы, документы позволяют взглянуть на события исторического прошлого непредвзято и оценить их в контексте конкретной эпохи.

Мраморные плиты из этого собора были использованы для внешнего оформления административных зданий Польши, а знаменитые колонны были перевезены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове. Конечно, можно было бы мечтать о том, чтобы на 800-летие православного князя, в том числе православные Польши, инициировали вопрос о восстановлении храма, но это все-таки мечты. А вот поставить хотя бы памятный крест на месте уничтоженного выдающегося произведения архитектуры было бы достойно. Я призываю польские власти этот памятный крест установить», — сказал Владимир Мединский. Сергей Нарышкин заявил, что Российское историческое общество поддерживает это предложение. Владимир Мединский также обратил внимание на необходимость изучения всех обстоятельств гибели красноармейцев, взятых в плен в ходе польско-советской войны 1920 года. Их число до конца не известно, есть максимальная оценка — 75 тысяч красноармейцев не вернулось домой по разным причинам. Минимальная польская оценка — около 20 тысяч погибло в плену от нечеловеческих условий, есть и существенно большие цифры. Надо понимать, что эти события являются не менее острыми для российско-польских отношений, чем катынская проблема, и об этом надо говорить», — сказал Владимир Мединский.

Рижский мирный договор, 1920

О Рижском мирном договоре 1921 года – разговор с профессором Яном Писулиньским из Жешувского университета. РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 — Между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. ===== В ходе советско-польской войны 1920, развязанной реакц. Рижский мирный договор 1921, между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением. Рижский мирный договор — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921).

III.1921. Рижский мирный договор

Однако правительство буржуазной Польши не соблюдало условий Рижский мирный договор 1921 о прекращении враждебной деятельности против Советского государства и о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польше. При подписании Брестского мирного договора и Рижского договора Беларусь как самостоятельная республика, провозглашенная 1 января 1919, не рассматривалась. На 18 лет белорусский народ разделила граница. После подписания Рижского мирного договора аннексированные белорусские земли были поделены на 4 воеводства: Полесское, Новогрудское, Виленское и Белостокское. Главным культурным и научным центром Западной Беларуси был Вильно, промышленным - Белостокский промышленный район. В экономическом отношении Западная Беларусь была аграрной окраиной Польши и использовалась преимущественно как источник сырья и дешевой рабочей силы. Что касается общественной, культурной, духовной жизни на отошедших к Польше территориях, то, согласно Рижскому договору, белорусам и другим национальным меньшинствам в Польше должны были быть обеспечены равные с поляками права в политической жизни, развитии своей культуры, языка, а также в вероисповедании.

Многочисленные права и свободы национальным меньшинствам обещала Конституция Польши и Закон о языках, принятый в 1924 году. На практике польские власти стали проводить жесткий курс на «ополячивание» населения. Это коснулось всех сторон жизни западных белорусов. С этой целью белорусские земли активно заселялись так называемыми осадниками - поляками, получавшими здесь бесплатно земельные наделы. Органы самоуправления в белорусских воеводствах находились под жестким контролем польского государства.

Покушение на «беларускасць» 18 марта — скорбная дата в нашей отечественной истории, в том числе и по количеству неверных ее оценок, считает доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, кандидат исторических наук Владимир Егорычев.

Однако сегодня в отношении нее историки употребляют другой термин — «польско-советская война». И это не случайно, ведь именно Польша в то время развязала боевые действия. Надо сказать, что эта война прошлась по территории Беларуси, Украины, Литвы и также самой Польши. Белорусы оказывали ожесточенное сопротивление захватчикам, но гарантировать свою безопасность в виду разных обстоятельств не смогли. Много спекулируют и на том, что белорусская делегация официально не присутствовала на переговорах в Риге, но забывают, что у белорусов с Россией был военный договор, — подчеркивает эксперт. По словам Владимира Егорычева, Советский Союз недооценил силы польской армии, к тому же не имел достаточного военного опыта, поэтому под Варшавой советские войска потерпели поражение: — Армия Польши была полностью экипирована западными странами: почти вся польская армия готовилась на территории Франции, американцы давали свои самолеты, танки.

Поскольку Советскому Союзу не хватило сил завершить эту войну в свою пользу, пришлось вступить в переговоры. В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше. Линия границы между двумя государствами проходила недалеко от Минска. Однако они официально и безапелляционно заявили в Лиге Наций, что ни один пункт этого договора выполнять не будут.

Равным образом к Латвийскому государству переходит право требования России на юридических лиц и третьи государства, поскольку эти права касаются Латвийской территории. К Латвийскому государству переходят все требования Российской казны, лежащие на имуществах, находящихся в пределах Латвийского государства, а равно и все требования на Латвийских граждан, но лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями, подлежащими зачету. Право требования с малоземельных крестьян их долгов бывшему Российскому Крестьянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, и недоимок, равно как и право требования долгов бывшему Российскому Дворянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, лежащих на помещичьих землях, при переходе этих земель к малоземельным или безземельным крестьянам, — к Латвийскому правительству не переходит, но считается уничтоженным. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским правительством Латвийскому правительству, поскольку они находятся и фактическом владении первого. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными.

Статья ХI. Вопросы, относящиеся к этому выделу, подлежат разрешению особой смешанной комиссии с равным числом членов от обеих договаривающихся сторон. Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности всякого рода имущественные документы, как-то: купчие и закладные крепости, арендные договоры, всякого рода денежные обязательства и т. В случае невозвращения в течение двух лет со дня ратификации сего договора, таковые документы считаются утерянными. Россия выделяет из деловых архивов и делопроизводств своих центральных и местных учреждений ту часть их, которая имеет прямое отношение к областям, входящим в состав Латвии. Статья XII. Российское правительство возвращает в Латвию эвакуированные в. Россию после 1 августа 1914 года из Латвийских учреждений коммерческого, земельного к мелкого кредита разных наименований, как-то: банков, обществ взаимного кредита, сберегательных и ссудо-сберегательных касс и товариществ, равно городских и общественных касс и ломбардов, действовавших в пределах Латвии, принадлежащие означенным банкам или заложенные в них ценности, за исключением золота, драгоценных камней и бумажных денег, поскольку таковые ценности находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных и общественных учреждений. В отношении оплаты находящихся в обращении в пределах Латвии российских ценных бумаг правительственных, гарантированных правительством, а равно частных, выпущенных обществами и учреждениями, предприятия которых национализированы Российским правительством, а также в отношении удовлетворения требований Латвийских граждан к Российской казне и к национализированным учреждениям, — Россия обязуется признавать за Латвией, Латвийскими гражданами и учреждениями все те льготы, права и преимущества, которые прямо или косвенно предоставлены ею или будут предоставлены какой-либо третьей стране или ее гражданам, обществам и учреждениям.

Если ценные бумаги или имущественные документы не окажутся налицо, то Российское правительство изъявляет согласие при применении сего пункта сей статьи признавать держателями денных бумаг и пр.

А расстояние от Минска до польско-советской границы было всего около 40 км", — добавил он. То есть следили за порядком, наказывали, если это необходимо. То есть фактически это было возвращение к феодальному режиму, только с новыми техническими гаджетами", — пояснил историк. Второй Брестский мир. Почему Рижский договор важен для истории По словам Мягкова, Польша эксплуатировала эту систему и вела жесткую политику полонизации этих территорий: "Не только оккупация, но и экономическое разграбление, ополячивание, которое заключалось в запрете любого делопроизводства на украинском, белорусском языках, постоянное сокращение, а потом и полное уничтожение, например, в западной Белоруссии национальных школ, где обучались на белорусском и украинском языках".

Также проводилась экспансия католической религии, закрывались православные храмы, насаждалось католичество, богослужение на польском языке, ограбление церквей. То есть шла политика ополячивания, но, с другой стороны, для Польши это было экономически как колония", — подчеркнул историк. Концлагерь в Березе-Картузской В качестве еще одного примера жестокости он рассказал про то, что в Белостокском воеводстве в районе города Береза-Картузская был организован концентрационный лагерь, через который с 1934 до 1939 год прошло не менее 10 тысяч человек. По некоторым сведениям, сотни из них там погибли от жестокого обращения, избиения. Людей заставляли убирать помои и туалет руками. Избивали, не кормили.

Столетие Рижского мирного договора: все разделилось на "до" и "после"

18 марта 1921 г. в Риге между Российской и Украинской Советскими Социалистическими Республиками (РСФСР и УССР), с одной стороны, и Польшей с другой, был подписан мирный договор, завершивший советско-польскую войну 1919-1921 гг. Это позволяло местным жителям первыми в округе узнавать от приезжих новости (в основном политические) и активно их обсуждать. В Москве в выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. и Рижский мирный договор», где представлены уникальные документы и предметы, например, подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском.

1.Рижский мир 1921г. И судьба Западной Беларуси.

Эта печать делала вывод, что война велась не ради польских, а ради чужих интересов — интересов держав Антанты и русской контрреволюции в лице Врангеля. Врангель,— указывал В. Левин,— к России причисляет и Польшу. Ведь все русские цари, русские помещики и капиталисты привыкли считать Польшу своей добычей... За мир с Советской Россией стала высказываться верхушка ППС, выступавшая ранее самой рьяной сторонницей антисоветской войны.

Это, конечно, не означало, что правые пепеэсовцы отказывались от захватнических планов в отношении украинских и белорусских земель, но в сложившейся обстановке руководство ППС уже не ратовало за безоговорочное присоединение к Польше «на основе самоопределения» всех территорий, входивших в состав Речи Посполитой до 1772 г. Чем глубже на советские территории проникали польские войска, тем меньше уверенности было у правящих кругов удержать захваченные области. Поэтому все громче раздавались требования о немедленном заключении мира с целью закрепления за Польшей захваченных ею земель. Американские, английские и французские империалисты, видя обострение противоречий между буржуазно-помещичьей Польшей и Врангелем и отдавая себе отчет в нежелательных для себя последствиях заключения мира между Советской Россией и Польшей, привяли все меры, чтобы добиться соглашения между Польшей и Врангелем.

В середине сентября в Варшаву прибыл уполномоченный Врангеля Махров. Он предложил польскому правительству широкие территориальные уступки, включая Минск. Правда, врангелевский представитель поспешил оговориться, что эти границы могли бы быть установлены лишь после уничтожения Советской власти. Однако само польское правительство под напором общественного мнения и в связи с истощением своих сил все более склонялось к тому, чтобы заключить мир с Советской Россией.

Поэтому предложение Врангеля было решено использовать для давления на Советское правительство с целью получения более широких территориальных уступок. Американские и английские империалисты использовали все средства, чтобы заставить польское правительство продолжать антисоветскую вомну. Они прибегали к самым разнообразным способам давления. Разрыв переговоров, предпринятый Англией, Советское правительство квалифицировало как сознательное нежелание допустить установление между Советской Россией и Англией мирных отношений и возложило на английское правительство всю полноту ответственности за последствия этого срыва.

Но между желанием империалистов организовать новый поход и возможностью его осуществления лежала непреодолимая пропасть, созданная как противоречиями в лагере врагов Советского государства, так и прежде всего решимостью трудящихся масс Европы обуздать свои империалистические правительства и не допустить организации такого похода. Усилилось движение «Руки прочь от России! Французская социалистическая партия под давлением левых элементов обратилась к трудящимся Франции с воззванием бороться против войны с Советской Россией. В эти дни Анатоль Франс заявил: «В настоящий момент спасение Европы и всего мира в руках пролетариата».

В ответ на попытку Мильерана провести мобилизацию нескольких французских дивизий для помощи буржуазно-помещичьей Польше Вайян-Кутюрье от имени французского пролетариата предупредил: «Попробуйте открыто провозгласить священный поход банков и несгораемых шкафов против Советской России. Бели вы осмелитесь провозгласить мобилизацию, то се объявление станет вашей могилой». Большой размах революционное движение приняло в Италии. В борьбу против угрозы войны включались все новые и новые отряды мирового пролетариата.

Подготовка Красной Армии к контрнаступлению, истощение Польши, усиление пролетарской блокады Польши, рост революционного движения на Западе и углубление противоречий между Польшей и Врангелем, Польшей и империалистами Антанты — все это вынудило польское правительство пойти па завершение мирных переговоров с Советской Россией. Военные действия прекратились 18 октября 1920 г. Рижский прелиминарный мирный договор был подписан Польшей вопреки позиции Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки. Но он не был прочным до тех пор, пока не было покончено с Врангелем.

Ленин в октябре 1920 г. Если это не будет сделано, то мы не можем быть уверены, что польские помещики и капиталисты, под давлением французских помещиков и капиталистов и с их помощью, еще раз не постараются навязать нам войну». Это ленинское указание подтвердилось последующей политикой польского правительства, которое после подписания прелиминарного договора на деле продолжало военные действия против Советского государства, используя для этих целей Петлюру, отряды Желиговского, банды Савинкова и Булак-Балаховича.

Итак, дети мои, сегодня у нас - урок истории. Которая учит, что некоторых она не учит ничему. Все вы знаете, что "любимейшая восточно-европейская жена США" уже предъявила финансовые требования к Германии, а так же пытается сформулировать их и к нашему Мордору.

Ага - начиная с претензий клиентов туристической фирмы "Иван Сусанин и сыновья". А если серьезно, то нам придется мысленно перенестись в далекий 1919-й год, а именно в 8 декабря, когда Верховный Совет Антанты, с легкой руки тогдашних "акул пера" названный Советом Пяти - по количеству постоянных членов Великобритания, Франция, САСШ, Италия и Япония , нарезала Польше, по итогам Первой мировой войны - восточную границу. Линия Керзона - слыхали? Именно эту границу лорд Керзон, в своей ноте направил как правительству Польши, так и уже в Советскую тогда Россию.

В то же время , для белорусов и украинцев, которые тогда предпринимали первые попытки завоевания независимости, Рижский договор может служить символом краха этих стремлений.

Так что не следует двигаться дальше , не задумавшись над схожестью значения Рижского договора и Андрусовского перемирия 1667 года, Согласно этому договору Украина была разделена на левобережную, которая отошла России, и правобережную, которая осталась в составе Польши. Кроме того , у нас по-прежнему нет ответа на вопрос: предоставила ли бы история хоть немного больше возможностей этим двум народам, если бы польско-советская граница уже в 1920 или 1921 году была проведена иначе? Например, если бы были приняты предложения, представленные 11 июля 1920 года в знаменитой ноте лорда Керзона, или, напротив, если бы граница прошла восточнее и в пределах Второй Речи Посполитой оказался Минск, что в ходе переговоров на тему прелиминарного [предварительного] мирного договора в Риге в октябре 1920 года было достижимо для польской стороны? Трудный путь к самоопределению наций Идея права наций на самоопределение и ее распространение в ходе Первой мировой войны не были капризом великих держав или диверсионной по отношению к Центральным державам концепцией выдающихся аналитических умов Антанты , вроде окружения лондонского еженедельника The New Europe. Напротив, это был плод длительного исторического процесса, уходящего корнями глубоко в эгалитарные лозунги французской революции.

Поэтому Рижский договор также можно интерпретировать как важный элемент адаптации России к новым историческим условиям, ставшим следствием «пробуждения народов Европы», включая и те, что населяли Российскую империю. Подобно тому , как в XIX веке идея гражданского равенства завершила эпоху абсолютной монархии, так следующее столетие принесло победу идее равного права наций на самоопределение, положившую конец концепции «концерта великих держав» и всемогущества империй. В конечном счете, все европейские империи, не исключая Советского Союза, пали не столько вследствие впечатляющих военных неудач, сколько в результате распространения убеждения о том, что установление мира во всем мире невозможно без уважения права народов на свободу. Конечно, как и в случае продвижения идеи свободы личности, это был длительный процесс, охвативший почти целое столетие, полный горячих дебатов на тему диапазона применимости принципа самоопределения наций, случаев регресса и попыток силового противодействия стремлениям народов, оказавшихся в итоге безрезультатными. Конфликты были неотъемлемой частью этого процесса.

Ведь , если границы свободы личности определяла, понятным для целых сообществ образом, свобода другого человека, то установить предел стремлениям наций к самоопределению было значительно труднее. Идеи, в отличие от права собственности, не знают границ. Следовательно, конкуренция между самосознаниями различных наций неуклонно должна была привести к спорам о земле, а значит — о территории и ее границах. Проблему усложнял тот факт , что свободное право индивида находить связь с более широким национальным сообществом проторило себе путь к общественному сознанию раньше, чем принцип самоопределения наций. На пороге ХХ века признавалось , что человек может ощущать себя чехом, хорватом, французом, немцем, словаком, сербом, поляком, венгром, итальянцем или евреем, а также финном, эстонцем, литовцем, латышом или русином либо белорусом, при условии, однако, что его индивидуальное ощущение национальной идентичности не ставит под вопрос его принадлежность к империи.

Другими словами, этой империи не грозила потери части территории, либо, в экстремальном случае, дезинтеграция. Это была первая, наиболее традиционная граница, которая устанавливалась для свободолюбивых устремлений наций. Подписание договора , 1921. Источник: Википедия Вторую границу обозначал системно неразрешимый конфликт двух способов толкования самого понятия нации , что переносилось и на понимание права на самоопределение. Сообщества, обладавшие государственностью или хотя бы ее традицией, располагавшие широко известной, более высокой культурой, рассматривали в качестве своей национальной территории — на которой должно было реализовываться право на самоопределение — также земли этнически чуждые либо полиэтничные, но исторически, политически и культурно связанные с территорией, считающейся исконной например, французской, польской или русской.

Кроме того, у «государствообразующих наций» не было сильных возражений против признания членами своих национальных сообществ лиц иного этнического происхождения, а высказывания Эрнеста Ренана, выдающегося французского публициста, который в 1882 году говорил в Сорбонне, что нация — это ежедневный плебисцит, находили отклик у немалой части их элит. Иначе обстояло дело в случае сообществ, основывавших свое национальное сознание на принципе этнонационализма, отождествляя само понятие нации с этнической группой, а такие сообщества представляли собой, к примеру, украинцы или белорусы. Для них были неприемлемы слова Ренана, а принцип, что этнические границы являются границами национальными и потому должны совпадать с политическими кордонами, становилось неоспоримым. Последний предел для национальных чаяний составляли опасения относительно способности новых государственных организмов к самостоятельному функционированию. В период формирования европейского порядка после Первой мировой войны большинство приведенных замечаний высказывалось в адрес всех вновь созданных государств.

Были ли у Польши поддержка Запада? С ноября 1918 года процесс верификации прав и стремления наций к самоопределению происходил , главным образом, в Париже, где продолжалась работа над мирным договором, конституирующим новый европейский порядок. Хотя его главные архитекторы намеревались распространить эту политическую конструкцию на весь континент , они были не в состоянии полностью осуществить свои планы. В Восточной Европе новый порядок формировался независимо от проходивших в Париже переговоров. В большой степени это произошло в результате создания политического вакуума в этой части континента после большевистского переворота в России.

Среди союзников решающим голосом по вопросам Восточной Европы должна была обладать Россия , враждебно относившаяся к идее самоопределения наций. В Петрограде справедливо полагали это направление мысли опасным для империи. В то же время, когда в 1918-1919 годах приходилось принимать решения о новой политической форме Европы, о границах вновь возникших в Центральной и Восточной Европе государств и способах ослабления германской угрозы, Россия молчала, не в силах заговорить. Ее раздирала гражданская война, в которую включились державы победившей Антанты. С одной стороны, их вооруженная интервенция на стороне защитников старого режима против варварского правления большевиков затрудняла реализацию стремлений России к уважению ее интересов в процессе создания нового порядка.

С другой стороны, опасность «переливания» большевизма в Европу привела к возникновению общности интересов во взаимоотношениях между Лондоном, Парижем и Берлином, что было нечастым явлением на рубеже 1918 и 1919 годов. Общее стремление европейских держав сдержать большевиков на восточных рубежах Европы сильно коррелировало как с амбициями формирования нового европейского порядка таким образом, чтобы обеспечить ему стабильность и безопасность то есть в максимально возможной степени учесть стремления к самоопределению многих малых народов , так и с польскими усилиями по восстановлению своей государственности. С разрешения Германии и даже в соответствии с ее волей , в Варшаву в ноябре 1918 года прибыл Юзеф Пилсудский , сразу же приступивший к организации государственных структур Польши, возрожденной после 123 лет разделов. С точки зрения Берлина, они должны были заменить немецкую военную администрацию, так называемый Обер-Ост, и тем самым дать возможность вывода из Восточной Европы немецких войск, необходимых для стабилизации ситуации в Германии, где могла разразиться революция. В свою очередь, действовавший в Париже Польский национальный комитет добивался от держав Антанты отправки в Польшу сильного экспедиционного корпуса, который должен был бы поддержать еще только формировавшиеся польские вооруженные силы при передаче им антибольшевистского фронта от Обер-Оста.

Таким образом должен был появиться общий барьер для защиты Европы от большевистской экспансии. Державы Антанты не могли выполнить это польское требование, тем более они стремились создать из польского государства щит перед большевистской угрозой.

В августе 1922 года ЦК РКП б создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях независимых республик. В состав комиссии вошли представители всех республик, в том числе и Беларуси. Политбюро ЦК РКП б имело два варианта проекта объединения союзных республик в единый союз: Первый — проект «автономизации» был подготовлен Сталиным, который в то время стал Генеральным секретарем ЦК и был наркомам по делам национальностей. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. В Постановлении отмечалось, что фактически такой Союз уже сложился и требуется законодательно его оформить. Для подписания документов по образованию Союза съезд избрал делегацию.

Декларация открывала свободный доступ в Союз и давала право свободного выхода из него. Несколько позже на заключение экспертам был представлен первый проект общесоюзной Конституции, которая в январе 1924 года на основании Договора и Декларации была одобрена на V Всебелорусском съезде Советов, а 31 января этого же года была утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Она закрепляла права и обязанности республик, определяла основы строительства государственного аппарата. В перечень вопросов компетенции Союза ССР входило: - представительство в международных отношениях; - заключение договоров с другими государствами; - вопросы войны и мира; - право изменения внешних границ и вопросов об изменении границ между республиками; - руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; - установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства и т. Для Белорусской ССР Конституция дала возможность вернуть восточно-белорусские земли, начать осуществлять белоруссизацию. Укрупнение БССР в 1924 и 1926 гг. Для развития экономики и культуры Беларуси, объединения белорусской нации в ее этнографических границах, укрепления национальной государственности требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов, всех белорусских земель. Учитывались также внешнеполитические обстоятельства, особенно положение в Западной Беларуси. В марте 1924 г.

VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек. После объединения было проведено новое административно-территориальное деление: образованы округа, делившиеся на районы, а районы — на сельские советы. Было создано 10 округов Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий , которые объединили 100 районов и 202 сельсовета. В 1926 г. В результате территория БССР увеличилась до 126 тыс. Таким образом, восточнобелорусские земли Витебщина, Гомелыцина и Могилевщина были присоединены к Советской Беларуси. Западнобелорусские земли до 1939 г. Процесс формирования территории БССР в границах проживания белорусского этноса еще не завершился.

С 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление. С 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская — 14, Могилевская — 21, Минская — 20, Полесская — 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилёвскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановичскую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22, Пинскую — 11 районов. Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство. Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса. Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры. Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права.

Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т. Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выборах в Советы определялись соотношением 5:1; - впервые в качестве столицы официально определён Минск. Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу. Система высших органов власти по Конституции 1927 г. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов: - союзные по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные ; - союзно-республиканские Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабочее-крестьянской инспекции ; - республиканские земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление. Право БССР в 30-е годы.

Конституция БССР 1937г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство.

III.1921. Рижский мирный договор

18 марта 1921 г. в Риге между РСФСР в УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, был подписан окончательный мирный договор. 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 94Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты #Мир. РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921, договор между РСФСР (подписала также от имени БССР по полномочию её правительства) и УССР, с одной стороны, и Подписан 18 марта в Риге. Мирный договор между Польшей, Россией и Украиной, подписанный в Риге 18 марта 1921 года, закончил польско-большевистскую войну 1919–1920 годов. Сто лет назад, 18 марта 1921 года, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, который положил конец советско-польской войне. пардон за высокий слог.

Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Онлайн-выставка

Что нам дает повод руководствоваться этим определением, которое показывает сдачу всех политических позиций в этом вопросе? Подписание Рижского договора Подписание Рижского договора В сегодняшней статье я постараюсь привести доводы, которые покажут всю неоднозначность Рижского мирного договора, который отрезал у РСФСР значительные территории. Используя различные исторические факты можно будет более точно понять всю суть этого соглашения, которое было заключено между РСФСР и Польшей. При рассмотрении вопроса, который касается Рижского мира, нужно понимать одну особенность, которая воплотилась в жизнь благодаря этому соглашению: большая часть белорусских земель автоматически отходила под протекторат Польши. Нужно немного напомнить предысторию этого вопроса, который приводит всю Беларусь к повальному процессу полонизации. Как считает большинство белорусских историков советско-польская война, которая продолжалась несколько лет, очень вредила РСФСР, так как молодое государство должно было испытывать различные лишения, что пагубно отражалось на экономическом развитии. Всем политическим деятелям советского государства было понятно, что войну нужно заканчивать любыми способами. Уже в то далекое время этому процессу пытались помешать известные политические деятели Белоруссии, но со стороны советов был принят очень хитрый ход, который полностью исключил присутствие белорусской делегации в Риге. Все было просто: они не знали, что готовится подписание этого важного договора, который в большей степени касался населения Белоруссии. Все прошло и этот исторический момент изменить уже нельзя, но нас интересуют итоги этого мирного процесса, которые остановили войну на Западных рубежах советского государства.

Итоги мирного договора 1.

Все было просто: они не знали, что готовится подписание этого важного договора, который в большей степени касался населения Белоруссии. Все прошло и этот исторический момент изменить уже нельзя, но нас интересуют итоги этого мирного процесса, которые остановили войну на Западных рубежах советского государства. Итоги мирного договора 1. Территориальное деление Под польскую власть попадала вся Западная территория Белоруссии, что составляло примерно 108 тысяч кв. Сразу же около четырех миллионов белорусов, были зачислены в польское население, так как о национальном вопросе речи не могло идти: все автоматически становились поляками. Национальный вопрос По результатам этого договора польское правительство полностью гарантировало признание белорусской нации, нации, которая будет обеспечена всеми правами и свободами, но на практике это было не осуществлено.

Вместо этого был запущен маховик полонизации, который полостью запрещал использование белорусского языка во всех государственных заведениях, повально закрывались белорусские средства массовой информации, православная вера попадала под жесткий контроль. Все эти процессы, которые носили запрещающий характер, очень болезненно сказывались на развитии белорусского народа, так как за польский период был нанесен непоправимый ущерб белорусскому этносу. Карикатура на подписание договора Карикатура на подписание договора И интересен тот факт, который доказывает полную нелепость этого документа для всей советской страны. Польше прощались долги с 1772 года. Это означало, что никто не будет возвращать все займы за этот огромный период времени.

Карикатура на подписание договора Это соглашение до сих пор вызывает споры историков и исследователей этого периода. Самые популярные.

Основное содержание договора. Россия потеряла Западную Украину и Западную Белоруссию и часть территорий других губерний с населением — 15 млн. Стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга. Советская сторона согласилась возвратить Польской Республике военные трофеи, все научные и культурные ценности, вывезенные с территории Царства Польского, начиная с 1 января 1772 года, а также обязалась уплатить Польше в течение года 30 млн золотых рублей за вклад Царства Польского в хозяйственную жизнь Российской империи и передать польской стороне имущества на сумму 18 млн золотых рублей. Польская Республика освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи. Данный договор не случайно называли «вторым Брестом» имея в виду невыгодный Брестский мир 1918 года. Вскоре после вступления договора в силу, в связи с поддержкой польским правительством антисоветских группировок, задержками с возвращением советских военнопленных и неблагоприятной ситуацией в лагерях для советских военнопленных, а также несоблюдением договорённостей о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польской Республике, у советской стороны возникли претензии к польской стороне по вопросам выполнения Польской Республикой условий договора.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий