Считается, что "Кобальтовая сетка" была навеяна изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским "Собственным" сервизом, в узлах золотой сеточки которого выписаны маленькие розовые цветочки.
Кобальтовая сетка. Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ.
БЛЮДЦЕ КОФЕЙНОЕ из сервиза КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА ЛФЗ экспортное клеймо СССР Люкс! Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург, завод переименован в Императорский Фарфоровый завод, а сервизы с кобальтовой сеткой и сегодня выпускают и они являются украшением коллекции продукции завода. Сегодня «героем» публикации будет посуда линии «КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА» Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Рисунок Кобальтовая сетка очень популярен. Но не всё знают, что придуман он был Анной Адамовной Яцкевич. Эта сетка родилась как воспоминания об окнах в блока.
Надо знать: «кобальтовая сетка» на сервизах появилась в память о блокаде Ленинграда
За создание «Кобальтовой сетки» её наградили орденом Красной звезды. В марте 1946 года Анну Адамовну наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда». Скромная, незаметная Анна Адамовна продолжала трудиться. Расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры.
Она была одним из авторов монументальной вазы «Победа» — к первой годовщине нашей Победы над фашистами. Мастерски выполняла портреты на фарфоре — к примеру, портрет Кирова на чайнике из сервиза «Московское метро». Узор «Кобальтовая сеточка» вышла в широкий тираж в 1950 году. Наносили её уже только кисточкой, на самом фарфоре делали специальные желобки, чтобы линии получались ровными.
Окончательный вариант росписи исполнила ученица Анны Адамовна Ольга Долгушина. У художницы Анны Яцкевич было слабое здоровье — кто из переживших блокаду мог им похвастаться? Каждый год Анна Адамовна ездила на Кавказ, в Новый Афон за здоровьем, за жарким солнцем, за прогретым южным воздухом.
Фарфор Императорского завода. В послереволюционный период предприятие было переименовано в Государственный фарфоровый завод ГФЗ. А в 1925 году ему в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. Ломоносова, которое он с честью носил ровно 80 лет. С 2005 года этот завод вновь стал называться Императорским фарфоровым заводом, и является гордостью северной столицы России - Санкт-Петербурга. Со дня своего основания, порцелиновая мануфактура принадлежала династии Романовых и производила эксклюзивную посуду и иные предметы из фарфора исключительно для русского монаршего двора. Ее продукция была чрезвычайно дорогостоящая и очень редко выставлялась на продажу.
Музей фарфора в Санкт-Петербурге. Так, изделия, выпущенные за период с 1750 по 1820 год, при участии выдающихся мастеров Императорской Академии художеств, занятых в разработке и художественном оформлении фарфора, представляли собой огромную художественную ценность. Однако позже связи между фабрикой и Академией художеств резко сократились, что не лучшим образом отразилось на уникальности изделий и их качестве. Именно в те годы завод претерпел кардинальную реконструкцию и начал производство сложных крупногабаритных изделий из фарфора. По случаю столетия со дня основания мануфактуры указом императора Николая I в Петербурге был открыт музей фарфоровых изделий. А в конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи изготавливались на предприятии в двух экземплярах — второй в обязательном порядке передавался в коллекцию музея. Эта традиция была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху. Хотелось бы отметить, что экспозиция этого музея на сегодняшний день содержит уже более 20000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного производства русского фарфора.
Руководство завода сделало выбор в пользу простого кобальтового карандаша с основой в виде фарфоровой краски. Нововведение не пришлось по душе сотрудникам - А. Яцкевич, единственная, решила поэкспериментировать и расписала карандашом сервиз «Кобальтовая сетка». Ее вера в себя и новаторский дух оправдались - Русский музей до сих пор бережет как зеницу ока эксклюзивный экспонат, созданный руками гениальной женщины-живописца. Благодаря аристократичному узору чайные пары, фарфоровые скульптуры, статуэтки, фигурки, кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры Императорского фарфорового завода приобрели особые художественную ценность и смысл. Кстати, именно Анна подарила ЛФЗ фирменный логотип, с 1936 года символизирующий высокую индивидуальности произведений фарфорового искусства.
А в конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи изготавливались на предприятии в двух экземплярах — второй в обязательном порядке передавался в коллекцию музея. Эта традиция была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху. Хотелось бы отметить, что экспозиция этого музея на сегодняшний день содержит уже более 20000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного производства русского фарфора. Фарфор Ленинградского завода. И еще немного из истории… В 1915 году в связи с Первой Мировой войной, выпуск эксклюзивных изделий резко отошел на второй план. Война во всех сферах жизни диктовала свои условия, и стране нужен был фарфор уже для медицинских, научных и военных целей, так возникла необходимость перейти к производству лабораторных сосудов, жаропрочных фарфоровых трубок, свечей зажигания и других необходимых изделий для военного времени. При Советской власти завод был национализирован, и к 20-м годам весь его технологический процесс был направлен на производство сложных изделий технического назначения и фарфора с агитационной символикой. Фарфор ЛФЗ с агитационной символикой. Да и в наши дни фарфор торговой марки "LFZ" имеет огромный спрос во многих странах мира, куда экспортируется уже много лет. Сегодня для любого коллекционера ленинградский фарфор купить модно и престижно и это вне зависимости от того, в каком году он был выпущен. Фабрика и сейчас производит разнообразный ассортимент посуды, ваз, скульптур и многого другого из фарфора высочайшего качества. До 500 линий одновременно запущены в производство. Все сложные рисунки осуществляются на фарфоре свободной ручной росписью, а простые графические модели переносятся на предметы с помощью разноцветных тканей, а затем прописываются художниками вручную. В то время как все Европейские страны в 19 веке стремились к идеальной белизне и изяществу в производстве фарфора, англичане начали разрабатывать технологии, которые позволили бы приблизить производимые изделия к антиквариату времен античности. И что из этого вышло, читайте в обзоре.
Как появилась знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ
Сегодня «героем» публикации будет посуда линии «КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА» Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. После этого на ЛФЗ и ИФЗ (Императорский фарфоровый завод) «кобальтовой сеткой» стали украшать все приборы и посуду: кофейные сервизы, чашки, вазы и многое другое. Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. Фирменный узор «кобальтовая сетка» Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ).
Императорский фарфор Кобальтовая сетка
Самый известный узор ленинградского фарфора — «кобальтовая сетка». Он появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. В 1958 году в Брюсселе на Всемирной выставке фарфоровых изделий первый приз неожиданно для всех получил сервиз советского Ломоносовского фарфорового завода «кобальтовая сетка». В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. Оригинал взят у sadalskij в Кобальтовая сетка. Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ. Он появился вскоре после снятия блокады в 1944 году.
РАСПАКОВКА ПОСЫЛКИ.ЛФЗ.КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА.
В те годы она ничем не выделялась среди других керамистов Ломоносовского фарфорового завода — старательная, изобретательная, талантливая. Анна приняла решение остаться в Ленинграде и работать на заводе. Страшным годам блокады она принесла великую жертву — от голода умерли ее сестра и мать, а сама она серьезно подорвала здоровье. Некоторое время Анна наносила маскировочную раскраску на боевые корабли Балтийского флота, стоявшие на Неве… Но художник всегда остается художником. Где-то там, в голодающем холодном Ленинграде, среди ужаса и смерти, у этой смелой маленькой женщины родилась идея росписи фарфора. Что вдохновило ее?
Это был не просто геометрический орнамент. Художница Анна Яцкевич, автор знаменитого синего логотипа ЛФЗ, расписала сеточкой сервиз скульптора Серафимы Яковлевой в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. В 1958 году в Брюсселе прошла Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод ЛФЗ представил самые лучшие свои творения.
Сервиз из 5-ти предметов в холодный, но притягательный, северный цвет раскрасила ленинградская художница Анна Яцкевич. В заводском музее сохранились несколько её фотографий. Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «Это снимок 1945 года. Здесь она уже запечатлена с двумя государственными наградами: медалью "За оборону Ленинграда", которую она получила в 1943 году и "Орденом Красного Знамени", который она получила летом 1944 года. Я считаю, что боевой орден Красного Знамени — это очень высокая оценка её труда». Боевой орден хрупкая от природы, интеллигентная женщина получила, конечно, не за новый вид росписи фарфора. Все 900 дней блокады она провела в родном Ленинграде, на заводе. Ехать вместе с коллегами на Урал в эвакуацию отказалась. Приближала Победу. Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «На пристани рядом с заводом находился миноносец "Свирепый". Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь. Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт. Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой».
Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага! От голода, от усталости трещины на льду, золотые снежинки в ярких солнечных лучах — всё в её воображении скрестилось и это навеяло её декор «Кобальтовая сетка»», — рассказывает Наталья Бордей, руководитель пресс-службы Императорского фарфорового завода. Однако, наиболее вероятно, и об этом сохранились воспоминания художницы, что заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов, ставшие одним из символов блокадного Ленинграда, послужили идеей для создания рисунка, впоследствии прославившего художницу. В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод ЛФЗ представил самые лучшие свои творения. Сервиз с «кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился.
Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу
Знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ: oli_da — LiveJournal | Санкт-Петербург, завод переименован в Императорский Фарфоровый завод, а сервизы с кобальтовой сеткой и сегодня выпускают и они являются украшением коллекции продукции завода. |
Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ — Лаванда | Большой каталог товаров бренда Императорский фарфоровый завод. Широкий ассоритмент по официальным ценам производителя, 802 моделей. |
Тайна кобальтовой сетки – Новости Тимашевска | Кофейный сервиз лфз, кобальтовая сетка. новый. |
Блокадная сетка. | Коллекция Кобальтовая сетка Императорский фарфоровый завод. |
Откройте свой Мир! | Кобальтовая сетка всегда рисовалась вручную, но в последнее время завод перешел на декорирование деколью (переводная картинка), чтобы снизить цену на изделия с кобальтовой сеткой и сделать их более доступными. |
Клейма фарфоровых заводов СССР
Не без трофеев! На Всемирной выставке в Париже наши изделия завоевали золотую медаль в 1925 году. Сделать это однако не удалось: спасали вековые традиции и опыт старых мастеров, поэтому орудием пропаганды ленинградский фарфор не стал. Страшную историю этого символа рассказала сама автор узора — Анна Адамовна Яцкевич. Она отказалась эвакуироваться вместе со всеми и чем могла помогала фронту: маскировала корабли красками по фарфору. В те годы все окна в Ленинграде были заклеены крест-накрест — от взрывов. И как-то раз Анна Адамовна обратила внимание на одно такое окно… Так и появилась роспись. Сегодня продукция ЛФЗ экспортируется в 30 стран мира. Другие интересные статьи для вас:.
Это не просто узор ленинградского фарфора и его знаменитый бренд — это символ памяти о Блокаде, символ памяти о героическом подвиге жителей окружённого, голодного, холодного, но не сдавшегося Ленинграда. Этот геометрический орнамент является художественным образом заклеенных крест-накрест оконных стёкол. Бумажными лентами заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. Данный узор — это также аллегория перекрёстного света прожекторов противовоздушной обороны. А золотые «мушки» или «жучки» на нём — это сполохи разрывов зенитных снарядов. Узор, который называется «Кобальтовая сетка», в годы войны придумала ленинградская художница Анна Яцкевич. Она все 900 дней блокады провела в родном городе.
Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать, отказалась уезжать в эвакуацию. Она осталась на заводе и сражалась с врагом по-своему: кисточкой и красками. Анна Яцкевич занималась камуфляжем кораблей. Так, например, при помощи красок по фарфору она создала маскировочную сетку, которой укрыли миноносец «Свирепый», стоявший у набережной Невы недалеко от завода. Это же как надо владеть своим искусством, чтобы с помощью красок и кисточек для фарфора делать огромные корабли малозаметными для врага!
В тридцатых годах Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, начала работать на заводе и отдала этому труду двадцать лет. При жизни она не была известной художницей, однако созданный ею кобальтовый узор имел колоссальный успех уже после смерти Яцкевич. Анна Адамовна так рассказывала о создании «Кобальтовой сетки».
Урождённая Ленинградка, она всю блокаду провела в родном городе Ленинграде, и всю блокаду работала на своём любимом заводе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать отец скончался задолго до войны , она жила на Набережной Фонтанки. До войны Анна окончила 34 Советскую единую трудовую школу, затем техникум. Кроме профессии художника по фарфору Анна имела квалификацию оформителя книг и плакатов. Стажировку Анна проходила в городе Волхове, затем её направили на Ленинградский фарфоровый завод, где в то время организовали художественную лабораторию. Скромная, трудолюбивая, примерная работница, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться и осталась в Ленинграде. Занималась она камуфляжем кораблей — при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода. Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага!
Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли внимание Анны Адамовны.
Это не просто узор ленинградского фарфора и его знаменитый бренд — это символ памяти о Блокаде, символ памяти о героическом подвиге жителей окружённого, голодного, холодного, но не сдавшегося Ленинграда. Этот геометрический орнамент является художественным образом заклеенных крест-накрест оконных стёкол. Бумажными лентами заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. Данный узор — это также аллегория перекрёстного света прожекторов противовоздушной обороны. А золотые «мушки» или «жучки» на нём — это сполохи разрывов зенитных снарядов.
Узор, который называется «Кобальтовая сетка», в годы войны придумала ленинградская художница Анна Яцкевич. Она все 900 дней блокады провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать, отказалась уезжать в эвакуацию. Она осталась на заводе и сражалась с врагом по-своему: кисточкой и красками. Анна Яцкевич занималась камуфляжем кораблей. Так, например, при помощи красок по фарфору она создала маскировочную сетку, которой укрыли миноносец «Свирепый», стоявший у набережной Невы недалеко от завода.
Это же как надо владеть своим искусством, чтобы с помощью красок и кисточек для фарфора делать огромные корабли малозаметными для врага!
[кобальтовая сетка] в категории фарфор, фаянс, керамика
За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил Золотую медаль на Всемирной художественно-промышленной выставке в Брюсселе 1858 года. К сожалению, Анна Адамовна, рано ушедшая из жизни, не смогла порадоваться успеху придуманного ею рисунка. Рисунок Кобальтовая сетка очень популярен. Но не всё знают, что придуман он был Анной Адамовной Яцкевич. Эта сетка родилась как воспоминания об окнах в блока. Кобальтовая сетка. Визитная карточка Императорского Фарфорового Завода. Чашка и блюдце. Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. 1 151 объявление по запросу «сервиз кобальтовая сетка лфз» доступны на Авито во всех регионах. "Кобальтовая сетка" — визитная карточка Ломоносовского фарфорового завода.
Кобальтовая сетка. Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ.
Кобальтовая сетка всегда рисовалась вручную, но в последнее время завод перешел на декорирование деколью (переводная картинка), чтобы снизить цену на изделия с кобальтовой сеткой и сделать их более доступными. Получилось получить недостающую чашку теперь набор весь в год мечты сбываются может кому-то повезёт. Если же нет будем пить ч. Смотрите онлайн видео «РАСПАКОВКА ТОВАЯ СЕТКА. Самое удивительное то, что сервиз из фарфора производства ЛФЗ с рисунком в виде перекрещивающегося узора сине-кобальтового оттенка был награжден главной медалью на Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. «Кобальтовую сетку» придумала художница Анна Яцкевич, автор логотипа Ленинградского фарфорового завода, и расписала этим орнаментом сервиз скульптора Серафимы Яковлевой.
Кобальтовая сетка ЛФЗ
Довольно часто видела, как прожектора в ночное время сходятся вместе, а, может быть, ещё стёкла, заклеенные белой бумагой, натолкнули её на мысль о создании такого рисунка. И именно так появился первый оригинальный узор на фарфоровой посуде. Но уже в современном мире эксперты провели сравнения этих двух рисунков, и выяснили, что сходства здесь практически нет, так как «кобальтовая сетка» была сделана подглазурным кобальтом, а узор был интересным и неповторимым. Также если присмотреться, то пересечения линий на рисунке украшены золотыми звёздочками, а на «Собственном» сервизе располагаются мелкие розовые цветы. Именно её рисунок является символом всего русского фарфора. Есть тут ещё одна особенность — это карандаш для росписи, он, может быть, и был обыкновенным, но вот вместо стержня в нём использовалась фарфоровая краска. Производителем этого карандаша была фабрика «Сакко и Ванцетти». Никому из художников завода этот карандаш не пришёлся по нраву, а Яцкевич выбрала его и раскрасила свой первый сервиз. Этот карандаш был неровным, и рисунок ложился волной, но впоследствии стали использовать краски. А сегодня на посуде выбивают специальные ложбинки и уже по ним наносят краску. И до сих пор именно первый расписанный сервиз сохранился и находится в качестве экспоната в Русском Музее.
После этого на ЛФЗ и ИФЗ Императорский фарфоровый завод «кобальтовой сеткой» стали украшать все приборы и посуду: кофейные сервизы, чашки, вазы и многое другое. Императорский фарфоровый завод Завод Императорский был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге — тогда это был единственный завод, который занимался выпуском фарфора. Именно там выпускалась посуда для Екатерины Великой, а также был изготовлен чайный сервиз, блюдо которого имело монограмму графа Григория Орлова. Производство смогло устоять в трудные послевоенные времена, наравне с ним можно поставить завод Виноградова, который также занимается выпуском фарфоровых изделий.
А вот кобальтовую сетку придумала в 1944 году, вскоре после снятия блокады, художник Анна Яцкевич, признанный мастер тонкого графического рисунка на фарфоре, которая к тому же является автором знаменитого логотипа ЛФЗ введён в 1936 году , Эту роспись часто называют «синей сеткой из блокадного Ленинграда». Сама Анна Адамовна говорила, что в её память навсегда врезалась такая картина: заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов внезапно осветились перекрёстными лучами света ярких прожекторов — предвестников приближающейся бомбёжки. Ослепительные всполохи подчеркнули строгость и красоту перекрещивающихся линий. Так у художника по фарфору появилась идея узора «кобальтовая сеточка» правда, сначала она замысливалась как «золотая». Прежде чем «родился» этот безупречный узор, было предпринято множество попыток «укротить геометрию».
Результат получился блестящий! Яцкевич удалось достичь необычайной ритмики и совершенства синих линий. А поверх этих линий, в местах их пересечения, художник придумала сделать отводку золотом, имитируя яркие лучи, напоминающие о тех самых блокадных прожекторах, которые зажигались во время сирены перед бомбёжкой. Кстати, для золотой отводки применяется 24-каратное золото, ослепительное и долговечное. Как видим, трагические события ленинградской блокады чудесным образом вылились в изысканную, хрупкую красоту. Яцкевич разработала дизайн 5-ти фарфоровых предметов. Это был чайный сервиз модель скульптора Серафимы Яковлевой : чайная пара чашка и блюдце , сливочник, сахарница и заварочный чайник. Позже количество предметов вплоть до напёрстков! В 1958 году на Всемирной выставке фарфоровых изделий в Брюсселе чайный сервиз «Кобальтовая сеточка» получил золотую медаль ЗА УЗОР, который, как отметила судейская коллегия, «превосходно обыгрывает форму, смотрится элегантно, аристократично, ненавязчиво и в то же время торжественно».
Конечно, мастера не знали, что создают шедевр, на многие десятилетия определивший фирменный стиль ЛФЗ. Каким был победный 1945 год для Анны Яцкевич? Город приходил в себя после войны. Люди возвращались к мирной жизни. Хотелось верить, что все страшное, все потери остались в прошлом. Что не вернется уже сковывающий руки зимний холод, что жизнь будет сытая, безбедная, главное — мирная. У каждого за плечами осталось свое кладбище из близких людей. Наверное, и Анна, набрасывая знаменитую «сетку», знала, что не сможет забыть свои потери, близких, умерших во время блокады, окна, заклеенные крест-накрест… Золотые звездочки — это их души, застывшие навсегда в темном морозном небе.
А может быть, надежда на лучшее, ведущая за собой. Научный сотрудник Эрмитажа Н. Щетинина вспоминает: «Сервиз появился в конце 1944 года. Он стал своеобразной квинтэссенцией предыдущих поисков и достижений, новых тенденций в развитии искусства фарфора… Первую пробу автор сделала кобальтовым карандашом. Но так кобальт ложился неровно, не получалось равномерно наполненных цветом линий. Было решено наносить рисунок кистью… В 1950 году ученица А. Яцкевич, О. С Долгушина, под ее руководством исполнила окончательный вариант росписи сервиза, который и внедрили в производство».
Именно этот сервиз и представлен в витрине советского зала отдела Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода». Кто-то усматривал в «Кобальтовой сетке» мотивы знаменитого сервиза «Собственный» времен императрицы Елизаветы Петровны. Золоченая сетка с пурпурными незабудками и правда хороша. Но «Собственный» несет другую энергетику. Праздничный, дворцовый, парадный. Царский пышный двор далек от питерской сдержанности, морозной простоты «Кобальтовой сетки». Там течет в горах непокорная речка Бзыбь. Домой Анна приезжала, дочерна загоревшая, напитавшаяся южным солнцем.
И вновь принималась за работу. Расписывала громадные вазы портретами вождя народов и мотивами Московского метрополитена. Придумывала узоры для сервизов. Именно она, кстати, еще до войны, изобрела легкий и изящный вензель «ЛФЗ », на долгие годы ставший его логотипом. Своей семьи Анна Адамовна так и не создала. Но у нее была любимая племянница — Муза, которая тоже посвятила жизнь работе на заводе. После одного из своих отпусков на речке Бзыбь Анна Яцкевич заболела и в мае 1952 года на 48-м году жизни скончалась. СССР со своими работами занимал там целый павильон.
Были широко представлены и изделия Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени фарфорового завода имени Ломоносова. Сервиз «Кобальтовая сетка» произвел фурор и был удостоен «Золотой медали». Иметь «сеточку» почетно в любом доме и сегодня. Годы идут, а «Кобальтовая сетка» живет. Она появляется все в новых модификациях, на самых разных фарфоровых изделиях. Если долго вглядываться в простой и лаконичный узор, то кажется, будто тебе открываются неведомые геометрические миры — как в калейдоскопе. Они складываются в разные картинки, встречаются и разбегаются, пересекаются вновь… Кажущаяся простота геометрического рисунка скрывает целый мир и целый Космос — для каждого свой. Наверное, в этом и заключается подлинный гений художника.
Эта нежная холодноватая роспись «родилась» на Ломоносовском фарфоровом заводе Ленинграда сегодня он называется Императорским в 1944 году, а сегодня стала его фирменным узором. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. Но теперь вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю. И в 1952 году на сорок восьмом году жизни умерла. И началось его триумфальное шествие по стране. У Анны Адамовны есть и ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка», только иначе. Рисунок блокады: история «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода Своеобразным символом блокадного Ленинграда стала легендарная «Кобальтовая сетка».
Сервизы в бело-синей стилистике впервые появились в 44 году и стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода. Узор придумала ленинградская художница Анна Яцкевич именно в годы блокады. Дмитрий Копытов расскажет, как появилась идея рисунка. Один и тот же незатейливый рисунок на чашки, чайники и блюдца Валентина Семахина наносит уже почти 40 лет. Каждый день вручную расписывает по 80 предметов из фарфора. Монотонная работа женщине совсем не надоела. Живописец с гордостью рассказывает: её сервизы сейчас украшают кухни по всему миру. Визитная карточка Императорского фарфорового завода — синяя «Кобальтовая сетка» на посуде впервые появилась в 1944-м.
Сервиз из 5-ти предметов в холодный, но притягательный, северный цвет раскрасила ленинградская художница Анна Яцкевич. В заводском музее сохранились несколько её фотографий. Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «Это снимок 1945 года. Я считаю, что боевой орден Красного Знамени — это очень высокая оценка её труда». Боевой орден хрупкая от природы, интеллигентная женщина получила, конечно, не за новый вид росписи фарфора. Все 900 дней блокады она провела в родном Ленинграде, на заводе. Ехать вместе с коллегами на Урал в эвакуацию отказалась. Приближала Победу.
Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь. Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт. Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой». Страшные годы удалось пережить лишь благодаря любимой работе. И книгам.
Заводскую библиотеку эвакуировать не успели. Собранная в стопки литература так и осталась лежать в заснеженных железнодорожных вагонах. Каждый день на санках Анна Яцкевич привозила книги обратно. В 43-м, после прорыва блокады, на заводе вновь открыли художественную лабораторию. А ещё спустя год на фарфоровой посуде появилась первая «Кобальтовая сетка». Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «Сказать, что именно легло в основу этого рисунка не может никто. Возможно, это было навеяно и окнами блокадного города, поскольку здесь жила её мама, здесь жила её сестра, которые в 1942 году умерли, она их похоронила. Возможно, это перекрещивание этих бумажных лент».
Бумажными лентами в Ленинграде заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. На кадрах блокадной хроники видно: белые кресты тогда появились почти на всех центральных улицах города на Неве. Есть и другие версии появления «Кобальтовой сетки», тоже связанные с блокадой. Наталья Бордей, руководитель пресс-службы Императорского фарфорового завода: «Существует теория, что художник Анна Яцкевич ходила в блокадные годы на Неву зимой долбить прорубь в реке, чтобы иметь под рукой воду на случай пожара на заводе. Впервые похожая сеточка на чайниках и чашках завода появилась ещё при императрице Елизавете Петровне. Орнамент создан мастером Дмитрием Виноградовым. Но полоски тогда были розовыми. За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил несколько престижных медалей.
Сейчас в бело-синей стилистике здесь изготавливают уже более ста видов посуды. С 70-х годов о необычном русском орнаменте узнал весь мир. В посольстве России в Париже до сих пор гостей угощают именно из сетчатой посуды. Свой привычный синий цвет кобальт приобретает после обжига при температуре больше тысячи градусов. После первого наносят так называемые мушки из золота. Правда, блестеть оно начинает не сразу. Александра Горохова, живописец-штамповщик Императорского фарфорового завода: «Эта лужица черная — это золотосодержащий препарат, 12-процентное золото. После обжига начинает сверкать, до обжига внешний вид неприглядный».
Подделать технологию сложно, хотя умельцы из Китая несколько раз пытались. Секрет в том, что роспись подглазурная, ручной работы. У её автора, Анны Яцкевич, после войны совсем не осталось наследников. Племянница, которая тоже работала на фарфоровом заводе, умерла вскоре после самой художницы. Но их дело живёт до сих пор. И тысячи обладателей легендарных сервизов с кобальтовой сеткой считали и считают эту посуду своеобразным символом ленинградской Победы. Та женщина пережила Блокаду и была из традиционной для Северной Столицы категории добрых людей, которые незнакомому человеку и дорогу покажут, и в свой дом впустят, и накормят, и чаем угостят. Случилось так, что я был тем самым незнакомцем, которого сначала вели за руку, показывая кратчайший путь к достопримечательностям, а потом пригласили к столу.
И вот там-то, на скромной кухне обычной питерской коммуналки, я впервые в жизни увидел необычную чайную пару — чашку и блюдце. Их украшал простенький узор из синей сетки с вкраплениями золотых брызг. Они были изящны, невесомы и полупрозрачны на просвет. Я подносил чашку ко рту и на фоне окна видел, что она вся светится изнутри. Иногда эта аббревиатура истолковывалась советскими гражданами как Ленинградский Фарфоровый Завод. А ведь он далеко не прост, как кажется на первый взгляд. Это не просто узор ленинградского фарфора и его знаменитый бренд — это символ памяти о Блокаде, символ памяти о героическом подвиге жителей окружённого, голодного, холодного, но не сдавшегося Ленинграда. Этот геометрический орнамент является художественным образом заклеенных крест-накрест оконных стёкол.
Бумажными лентами заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. Данный узор — это также аллегория перекрёстного света прожекторов противовоздушной обороны. А золотые «мушки» или «жучки» на нём — это сполохи разрывов зенитных снарядов. Узор, который называется «Кобальтовая сетка», в годы войны придумала ленинградская художница Анна Яцкевич. Она все 900 дней блокады провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать, отказалась уезжать в эвакуацию. Она осталась на заводе и сражалась с врагом по-своему: кисточкой и красками. Анна Яцкевич занималась камуфляжем кораблей.
Так, например, при помощи красок по фарфору она создала маскировочную сетку, которой укрыли миноносец «Свирепый», стоявший у набережной Невы недалеко от завода. Это же как надо владеть своим искусством, чтобы с помощью красок и кисточек для фарфора делать огромные корабли малозаметными для врага! Есть мнение, что мысль об узоре-сетке художнице Яцкевич навеял старинный сервиз, который в середине XVIII века создал для императрицы Елизаветы Петровны сам Дмитрий Виноградов, сподвижник Ломоносова и основатель производства фарфора в России. Был похожий сервиз и у царя Николая I — его изготовили по заказу австрийского императора. Однако сходство в этих родственных росписях несколько отдалённое. Разница не только в общей геометрии орнамента, но и в деталях на перекрестьях линий. Вместо цветочков как на старинных блюдах Анна Яцкевич изобразила золотые «мушки». И потом, во времена Елизаветы Петровны сетчатые орнаменты были других оттенков — розовыми и золотыми, и соответственно, с другим химическим составом красок.
Можно предположить, что Дмитрий Виноградов подсмотрел этот узор в Западной Европе, а тамошние мастера опирались на опыт своих старых гончаров. На самом деле этот рисунок столь древний, что уже и не установить, кто первый его придумал. Перекрестье линий во многих странах мира и во все времена наносили ещё на простую глиняную посуду. Да чего уж там, каждый из нас в детстве рисовал нечто подобное, не подозревая, что повторяет древние рисунки. Художница Анна Яцкевич рассказывала своим сотрудникам о создании «Кобальтовой сетки» так: заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли её внимание, и то ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли отблески вечернего солнца, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. Первый сервиз из 5-ти предметов с нежно-холодным, каким-то немного северным, удивительно притягательным орнаментом появился вскоре после полного снятия Блокады — в 1944 году. Форму чайной посуды нового сервиза для освобождённого города создала ещё одна работница ЛФЗ — скульптор Серафима Яковлева. В 1958 году в Брюсселе прошла Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод представил самые лучшие свои творения.
Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, ведь с момента его создания прошло уже 14 лет, и он просто входил в ассортимент завода. Но неожиданно именно он получил золотую медаль. К сожалению, Анна Адамовна Яцкевич не дожила до международного триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что её рисунок стал символом советского фарфора… В 2005 году детищу основоположника русского порцелана Дмитрия Виноградова — заводу в Невском районе Петербурга — вернули исконное название — «Императорский фарфоровый завод». Он продолжает традиции старых мастеров и по-прежнему выпускает посуду со знаменитой «Кобальтовой сеткой». Она является знаменитой на весь мир визитной карточкой предприятия. Что ещё интересно: вся изящная продукция завода расписывается его мастерами вручную. Ушлые китайцы несколько раз пытались произвести подделки, но у них вышло коряво — ибо повторить ручную подглазурную роспись кобальтом и золотом крайне сложно, времязатратно и трудозатратно.
Эти кропотливые усилия — не для массового производства. Тысячи обладателей легендарных сервизов с кобальтовой сеткой могут гордиться — их посуда является символами стойкости ленинградцев и нашей Великой Победы. Фарфор «Кобальтовая сетка» Узор в виде кобальтовой сетки — не редкость в декоре, но только Императорский фарфоровый завод сумел превратить его из вспомогательного элемента в символ эпохи, приносящий мировую славу. Изящный геометрический рисунок с позолотой сегодня покрывает самые популярные сервизы и отдельные столовые предметы, выпускаемые предприятием. Их ценят не только за красоту и высочайшее качество, но и за тесную связь с историей государства, а также лёгкие ностальгические нотки, неизменно присутствующие в каждом изделии с маркировкой ИФЗ. Рождение легенды «Кобальтовая сетка» представляет собой диагонально пересекающиеся линии, в местах соединения которых прорисованы каплевидные «жучки» с отводкой золотом. Декор выглядит утончённо и празднично, придавая фарфоровой посуде черты дворцового стиля. Однако родился аристократичный орнамент совсем не в «галантном веке», а в один из самых тяжёлых периодов «города на Неве», когда его жители задыхались кольце немецкой блокады.
Художница Ленинградского фарфорового завода Анна Яцкевич с горечью смотрела на окно, крест-накрест перечёркнутое полосками бумаги. Разве в такое время до творческих порывов? Когда в 1941 году часть предприятия эвакуировали за Урал, Анна Адамовна — коренная ленинградка, решила остаться. Сколько боли пережила она за это время. В 1942 году от голода и болезни умерли её мать и сестра. Сама художница походила на тень, как и десятки ленинградцев, героически противостоявших оккупантам. Внезапная вспышка озарила окно, и Анна Адамовна разглядела в скрещенных полосках потрясающей красоты узор, проступивший сквозь печальный лик войны. Как писала позднее художница в своих воспоминаниях, именно тогда у неё возникла идея создания той самой «Кобальтовой сетки»… Согласно другой версии, прототипом узора послужили освещающие небо лучи прожекторов, которые блуждали, пересекаясь друг с другом.
А, возможно, художница вдохновилась суровым очарованием Невы, одетой в ледяной панцирь, который приходилось разбивать, чтобы достать воды. Ослепительно белая река, бегущие от удара ломом синие трещинки и слепящее золотое солнце — этот образ тоже просматривается в удивительном творении Яцкевич.
Всё это вдруг показался Анне красивым и строгим, и она перенесла эту геометрию на роспись фарфора… В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. И вот в тяжёлое военное время появился этот узор-напоминание, узор-мороз, узор-надежда. Сначала художница выполнила его специальным кобальтовым карандашом, стержень в нём представлял собой фарфоровую краску.
Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым, ложился неровно. Взялась за новинку только Анна Адамовна. Правда, впоследствии «Кобальтовую сетку» стали наносить всё-таки обычными красками. Узор получился очень красивым, он понравился всем и был взят на вооружение. За создание «Кобальтовой сетки» её наградили орденом Красной звезды.
В марте 1946 года Анну Адамовну наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда». Скромная, незаметная Анна Адамовна продолжала трудиться. Расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры.