двунадесятый праздник. Он ежегодно отмечается правоверными православными христианами 19 января. Сегодня Крещенский сочельник – вечер перед одним из главных православных праздников, который называется Крещение или Богоявление Господне. Крещенский вечер – день строгого поста и покаяния, подготавливающий верующих к великому празднику Крещение Господне, который отличается пышностью и торжественностью. Некоторые православные священники категорично заявляют, что крещенские купания – это не церковная традиция, а народный обычай, к тому же небезопасный.
Как встретить Крещение: приметы, обычаи, традиции
И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение». Святые отцы многократно подчеркивали важность события Крещения. Иоанн Златоуст. Амвросий Медиоланский. Иоанн Дамаскин в каноне Богоявлению выражает глубокие мысли о внутреннем значении празднуемого события в домостроительстве нашего спасения. Господь Иисус Христос как Искупитель мира, принявший на Себя вместе с человеческой плотью все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается пречистой плотию Своею в струи Иордана в знамение того, что Он есть истребитель греха и победитель смерти, и дарует роду человеческому, соединенному с Ним единством природы, высочайшие блага. Сошествие Св. Духа в виде голубя рассматривается евангелистами как знак посвящения помазания Мессии, а Крещение знаменует собой начало публичного служения Иисуса как Мессии и становится отправной точкой изложения Его благой вести. Итак, евангельское повествование представляет факт Крещения Господа как двучастное событие, включающее в себе собственно крещение, совершённое Иоанном Предтечей, и Богоявление глас с небес и сошествие Духа в виде голубя. Происхождение праздника. Празднование в честь события Крещения Господня было установлено Церковью довольно рано.
Впервые праздник Крещения упоминается не как самостоятельный, а в качестве одного из воспоминаемых событий торжества Теофании, или Епифании Богоявления. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, впервые упоминается в «Строматах» Климента Александрийского конец II века , в главе, посвященной рождению и страданиям Иисуса Христа: «Последователи Василида древние гностики также празднуют день крещения Иисуса Христа». В Александрии ко времени Климента этого праздника еще не было. Вероятно, благодаря этому обстоятельству Древняя Церковь установила праздник в честь этого события. В противовес гностическому празднику Церковь установила и у себя праздник в честь Крещения, назвав его Богоявлением и внушая тем самым доктринальную мысль, что в этот день Иисус не стал Богом, а впервые явил себя как Бог. Совершая праздник Богоявления Епифании 6 Января, Церковь посвящала этот день воспоминанию трех священных событий: рождение Господа, поклонение волхвов, крещения на западе также чудо в Кане. Древнейшее указание на объединенное значение Епафинии находится в проповеди св. Филиппа Гераклийского в период гонений имп. Диоклетиана 304. Причем в различных местностях в этот день на первое место выступало празднование разных событий.
Апостольские постановления Сирия и коптский календарь Египет выделяли момент Крещения. Августин говорит о поклонении волхвов. Почти вся Восточная Церковь до конца IV в. В Церкви не существует авторитетного предания о времени Рождества Спасителя. Почему восточная Церковь остановилась именно на 6 Января для Богоявления? В основе этой даты церковные историки видят аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, явившегося в 6-й день мироздания, с Новым Адамом — Христом, источником жизни. Впервые Рождество Христово, как самостоятельный праздник, совершаемый 25 Декабря, появился на Западе. В Римской Церкви он был известен уже в 336 году в списке римских епископов, находящихся при хронографе Филокала от 354 года. В одном римском календаре под 25 декабря, уже показано: «День Рождения Христа в Вифлееме». На Востоке праздник Рождества Христова довольно позднего происхождения.
Проповедь на Крещение Господне 19 января 1979 г. С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе. Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни — ни лично, ни как общество?
И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь — моя жизнь! Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами — Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими… Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Святитель Феофан Затворник. Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого.
Служба в церкви идет и в этот день.
Как говорят священники, вода освящается одинаково и 18, и 19 января, поэтому на ее целебных свойствах время сбора не отражается. При невозможности пойти в церковь можно воспользоваться обыкновенным квартирным водопроводом. Набирать воду из-под крана лучше в ночь с 18 на 19 января между 00. Это время считается наиболее благоприятным. Когда и где купаться в праздник Крещения? Относительно купания церковь отмечает, что оно не является каноном христианства, а просто стало традицией. Окунаться на Крещение можно как в ночь с 18 на 19 января, так и утром 19-го.
В каждом городе к этому празднику организуются специальные места, узнать о них можно в любой церкви. О принятии крещения в православной традиции В Крещение Господне история праздника повествует об этом миру впервые явился Бог в трех ипостасях Богоявление. Мало кто задумывается, что приобщение к Господу — важное событие в жизни каждого православного христианина. В день принятия крещения человек усыновляется Богом и становится частью Христа. Крещение, как уже говорилось выше, следует переводить как погружение или обливание. Оба значения так или иначе связаны с водой, которая является символом православной христианской религии. Она обладает огромной разрушительной и созидательной силой.
Вода — символ обновления, преображения и духовного очищения. Первые христиане проходили обряд принятия крещения в реках, озерах. В последующем, как и в настоящее время, это действо стали совершать в купелях. Православное крещение обязательно для освобождения от негативных сил. После прохождения обряда крещения человек принимается Православной Церковью и перестает быть рабом сатаны, который теперь может искушать его только хитростью. После обретения веры можно посещать храм и молиться, а также пользоваться другими Таинствами православной веры. Принятие Крещения взрослым человеком совершается осознанно, поэтому наличие крестных родителей не обязательно.
Будущий христианин должен обязательно ознакомиться с основами православной веры и, по желанию, выучить молитвы. Когда речь идет о младенцах, то им необходимы крестные родители, которые в последующем должны позаботиться о религиозном развитии ребенка и, конечно, молиться за него. Они должны быть примером нравственности для своих крестников. Перед совершением Таинства всем, кто будет присутствовать в церкви, рекомендовано соблюдать пост и воздерживаться от мирских развлечений.
Когда девушки собрались… ворота отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Михаил Забылин, «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», 1880 год.
Канун Крещения считался особенно «правдивым» c точки зрения предсказаний. С одной стороны, в это время, как во все святочные дни, ходили по земле нечистые силы — главные помощники для гаданий. С другой стороны, последующая церковная служба изгоняла их и закрывала им ворота в земной мир, так что можно было не бояться «осложнений» от общения с потусторонними силами. И все же было принято соблюдать меры безопасности. Для защиты при гадании очерчивали вокруг себя круг. Если гадающих было много, они становились в «хоровод», держа друг друга за мизинцы рук. В Вологодской губернии правила «гадательной безопасности» предписывали надевать на голову глиняный горшок. В Костромской губернии перед гаданием место, где оно проводилось, обскакивали на левой ноге против солнца против часовой стрелки , приговаривая: «Чертово место, черт с тобой! Как и на Рождество, в ночь на Богоявление загадывали желание: считалось, что небо «открывается» и любая просьба доходит до Спасителя. Знаком того, что небеса отверзлись, было колыхание воды в бочке или стакане.
Оно символизировало момент, когда Христос вошел в реку Иордан, чтобы принять крещение. Ночь с 18 на 19 января считалась особенной, «волшебной». В эту ночь сам Дух Святый сходил на землю и поэтому вся вода, где бы она ни находилась, становилась «святой». Ждали полночи — в полночь увидишь, как в посудине святая вода «колыхнется». А еще бегали за околицу — посмотреть, как о полночь небеса открываются и начинают «сиять» — то Божья благодать сходит на землю. Если в этот момент в небо прокричать свои заветные желания, то все они исполнятся. Считали, что святой становилась не только вода, но и снег. В снегу валялись «для здоровья и молодости», его добавляли в пойло скоту и курам в корм - верили, что от этого животные будут более плодовитыми и здоровыми. На крещенском снегу раскладывали тканые холсты - считалось, что он придает льну особую белизну. В колодцы ссыпали несколько ведер снега - чтобы вода не иссякала и не портилась.
В особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане есть традиция купания. Богоявленская, или Крещенская, вода Агиасма издревле считалась святыней. Ее хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают ее в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься. В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на великое освящение воды. Затем шли на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, наваристые борщи, холодцы, колбасы и запеченную свинину. В некоторых местностях угощались «квадратными» блинами - «чтобы водились деньги». В день Крещения Господня начинался зимний мясоед. Традиционным блюдом была свинина, семьи победнее обходились курицей. В день Богоявления главным событием было освящение воды и купание в проруби. В связи с этим праздник получил в народе название Водокрещи.
Как и в наше время, церковнослужители освящали воду дважды: в сочельник на вечерней службе в храме и собственно в праздничный день на реке. Заранее подготовленную прорубь — иордань — украшали елями, рядом устанавливали вырезанный изо льда крест.
Крещение Господне. Обычаи и традиции русского народа
Народные традиции и обычаи на праздник Крещения Господнего Крещенский Сочельник не менее важный день в истории христианства, поскольку именно с него начинается подготовка к самому Богоявлению. В давние времена люди очень серьезно относились к таким делам, поэтому заблаговременно начинали подготовку дома к Крещению Господне. Считалось, что именно в этот день на земле обитает много нечисти. Поэтому жители старались провести тщательную уборку помещений, стирали вещи и готовили праздничный стол. Сочельник Богоявления схож с кануном перед Рождеством Христовым. В этот день также устраивали богатое пиршество в кругу близких людей.
На столе присутствовало не менее 12 блюд и исключительно постные угощения. Во главе была кутья, узвар с ягодами и фруктами, овощи, рыба, блины, постные голубцы, сдобные пироги и сладости. Ужинать начинали после молитвы. Каждый из жителей деревень желал получить в следующем году богатый урожай посева, поэтому по окончанию трапезы столовые приборы помещались в одну посуду и накрывались буханкой хлеба. Согласно народным обычаям, многие молодые и взрослые люди принимались за гадания, чтобы узнать свою судьбу в течение будущего года.
Люди верили, что подобным образом они защищают свой скот от злых сил и привлекают в дом благополучие. Поэтому всю уборку дома и стирку одежды проводили заблаговременно до наступления праздника. Чтобы полностью очистить себя от грешных деяний, следовало погрузиться в священную воду на Сочельник и в день Крещения. Однако самым лучшим временем купания в проруби является ночь с 18 на 19 января. Считается, что именно в этот период реки и озера наполняются сильными исцеляющими свойствами и способны помочь в лечении тяжелых заболеваний.
Каких-то особых правил, касаемо погружения в воду, нет. Следует перекреститься и прочитать молитву. В качестве священного места может выступать любой водоем. Выемки во льду следует делать в виде креста. Также согласно поверьям, опускаясь в воду, необходимо смотреть на восток и избегать сторону запада.
Филиппа Гераклийского в период гонений имп. Диоклетиана 304. Причем в различных местностях в этот день на первое место выступало празднование разных событий. Апостольские постановления Сирия и коптский календарь Египет выделяли момент Крещения. Августин говорит о поклонении волхвов. Почти вся Восточная Церковь до конца IV в. В Церкви не существует авторитетного предания о времени Рождества Спасителя. Почему восточная Церковь остановилась именно на 6 Января для Богоявления? В основе этой даты церковные историки видят аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, явившегося в 6-й день мироздания, с Новым Адамом — Христом, источником жизни.
Впервые Рождество Христово, как самостоятельный праздник, совершаемый 25 Декабря, появился на Западе. В Римской Церкви он был известен уже в 336 году в списке римских епископов, находящихся при хронографе Филокала от 354 года. В одном римском календаре под 25 декабря, уже показано: «День Рождения Христа в Вифлееме». На Востоке праздник Рождества Христова довольно позднего происхождения. В Константинополе Рождество Христово, как самостоятельный праздник 25 Декабря, празднуется впервые в 379 г. Григорий Богослов, Слово, 38. Для Антиохии свидетельством служит проповедь св. Златоуста на Рождество от 388 г. В Иерусалиме он введен был при патриархе Ювеналии в 425 — 458 гг.
Период существования единого праздника Теофании в Кафолической Церкви длился около двух веков. Это время христологических споров. Разделение праздника Теофании на две части шло в ключе выработки догматики Церкви. Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв. Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей. Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. В песнопениях предпразднества показывается тесная связь праздника Крещения с двумя другими великими праздниками — Рождеством Христовым и Пасхой.
Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы.
Альбани 1578-1660. Крещение Христа Согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь, подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю.
Сорок дней он постился, ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол, пытаясь обольстить и соблазнить на грех. Иван Крамской. Христос в пустыне Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако, католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. Теодор Аксентович.
Swieto Jordanu. В это время особое внимание уделяется воде, которая, как считается, в крещенский день приобретает особую, чудотворную силу. Конец ХIХ века Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью».
В проруби много воды — к половодью.
В крещенскую ночь открываются небеса. О чем помолишься Господу, то вскоре и сбудется. Искупаться в проруби иордани на Крещение — очиститься от грехов и болезней на весь год. Если девушка крещенским утром первым встретит молодого мужчину — в этом году выйдет замуж.
Если старого — еще год в девках сидеть. В ночь на Крещение по всей Земле бьют серебряные ключи, и всякая вода, кроме стоячей в лужах и прудах , становится святой. Она имеет чудодейственную силу: ею можно лечить больных, избавлять от порчи и сглаза, брызгать жилище в качестве оберега, и просто пить, чтобы в жизни все было хорошо. Если разбавить вино крещенской водой, полученной из трех источников, то такое вино считается сильным снадобьем.
Креститься на Крещение — к долгой и счастливой жизни. Сватовство в этот день — к счастью в семейной жизни. Напоить скот крещенской водой — к многочисленному приплоду. В этот день стояли самые сильные в году Крещенские морозы.
После них холода шли на убыль, а солнце медленно, но верно поворачивало свой ход к весне. Появился этот запрет от того, что в святую воду, а таковой в этот день является любая вода в открытом водоеме, не стоит окунаться «нечистому» человеку. Этот запрет появился потому, что в старину наши предки верили: тот, кто пожадничает на угощение, проживет весь год в голоде. Поэтому 19 января запрещено ссориться, ругаться, кого-то оскорблять.
Набранная про запас, такая вода может потерять свои исцеляющие качества. Полное окунание дома в чане с водой или обливание в бане запрещено. Такой ритуал считается осквернением, и, по приметам, виновница может быть наказана — на нее нападут такие хвори, которые заберут всю ее красоту. Что можно и обязательно нужно сделать 19 января на Крещение — 19 января обязательно нужно трижды окунуться с головой в водоем, чтобы быть здоровым и крепким, а также ради избавления от накопившихся грехов.
Если один из орехов был перемотан красной нитью, то это считалось знаком, что девушка готова принять сватов. Это было хорошей приметой, ведь сватанье в этот день было благословенно самим небом. Купание в проруби: зачем окунаться на Крещение Крещенские купания — традиция достаточно молодая. По крайней мере, до Революции в нашей стране окунаться в прорубь было не принято, это даже осуждалось церковью.
Сегодня омовение стало неотъемлемой частью праздника. Верующие считают, что всех, кто окунется в крещенскую прорубь, ждет очищение и избавление от грехов. Но на самом деле это утверждение не совсем верно. Ритуал крещенского купания должны предварять долгие молитвы, дни в покаянии и обязательная исповедь.
Только в этом случае омовение 19 января приносит духовные плоды. Если вы решили окунуться на Крещение, трезво оцените свои возможности. Детям и людям с проблемами со здоровьем от этого ритуала лучше отказаться. Праздник Крещение Крещение Господне, или Богоявление, — один из самых главных праздников, который отмечают 19 января 6 января по старому стилю.
Согласно библейской легенде, Иисус в 30 лет встретился с Иоанном Крестителем — пророком, которого сам Господь Бог послал для крещения сына Божьего. Иоанн Предтеча знал о предстоящем крещении Иисуса Христа, но, считая себя недостойным столь важного дела, долго не решался приступить к обряду. Иисус настоял на исполнении и вошел в реку Иордан.
Традиции и обряды Крещения Господнего
Как называется праздник Крещения Обычаи и традиции Как правильно провести Сочельник Как освящают воду Как правильно использовать святую воду Другие способы применения крещенской воды Как подготовиться к купанию в проруби. По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. двунадесятый праздник. Он ежегодно отмечается правоверными православными христианами 19 января. Крещенский вечер – день строгого поста и покаяния, подготавливающий верующих к великому празднику Крещение Господне, который отличается пышностью и торжественностью.
Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции
Крещенская вода портится, и нет смысла хранить ее годами. Воду освящают для использования, а не для хранения. Возникает вопрос: если ты не используешь святую воду по назначению, зачем набирал ее? Чин освящения один и тот же. Каждый сам выбирает быть ему со Христом или зевакой в храме.
Можно набрать крещенской воды и размножить дома с молитвой. И не нужно стараться набрать воды побольше — таскать ее ведрами. И капля море освящает. Народные приметы на Крещение, традиции и ответы на вопросы об этом дне — в нашем материале подробности Гадания на Крещение в январе 2023 С древних времен в январские праздники принято проводить разные ритуалы и обряды с целью узнать будущее.
Девушки пытались предсказать замужество, женщины — рождение детей и семейное счастье, мужчины — успехи на работе и будущий урожай. Крещение 2024: что нельзя делать 19 января На Крещение все старались делать только добрые дела. Верили, что они вернутся сторицей. Так в праздник сложились особые приметы. Они были не только хорошими, но и плохими. Что нельзя делать 19 января и можно? В Крещенскую ночь увидел в небе падающую звезду — заветное желание исполнится. С кем в праздник познакомишься, тот станет верным другом.
Попасть 19 января во вьюгу — впереди большая прибыль ждет. Разбить посуду в Крещение — к удаче, порезаться — к несчастью. Запрещалось в этот день скупиться — самому потом придется ходить с протянутой рукой. Нельзя в праздник делать уборку в доме, стирать, иначе бед не оберешься. Все домашние дела откладывали на следующий день. Не разрешалось 19 января грустить и плакать, потому что в дом несчастье приведешь и будешь год слезы лить. Не оставляли у порога обувь — можно сильно заболеть. Не стоит думать о плохом и желать другим зла — оно непременно к тебе же и вернется.
Лучше не ссориться, не ругаться в Крещение, иначе помириться будет сложно.
Главный акцент этого праздника, как и любого другого, — участие в богослужении. Будет странно и неправильно в этот день отправиться на иордань, но не отправиться в храм. Маленьких детей тем более не стоит нести к открытой воде. Их на Крещение причащают в храме так же, как и крестят. Кстати, богослужение еще и отличный вариант, если у вас водобоязнь. Если вы сделали прививку от коронавируса или планируете поставить вакцину в ближайшее время, откажитесь от крещенских купаний — организм может дать непредсказуемый иммунный ответ. И он может оказаться разным, последствия могут быть непредсказуемыми.
Тут надо учитывать риски. В случае когда скорейшее свидание с Всевышним не входит в ваши планы, не спешите соваться к ледяной воде поздней ночью, особенно в уставшем состоянии. Ночью лучше хорошенько выспитесь, а окунуться можно и утром. На тот момент нужно быть выспавшимся, — рассказывает Матвей Дёмин. Это минимизирует риски и стрессы.
Ее пьют утром, на пустой желудок, после прочтения молитвы.
Кроме того, освященной водой окропляют дома. Замечено, что крещенская вода не портится в течение долгого времени. Ее хранят дома на случай заболевания, искушения или для защиты от темных сил. Священнослужители подчеркивают, что святая вода принесет исцеление только тем людям, кто верит в Бога и осознает свои поступки. Святая вода благотворно влияет только на тех, кто чист помыслами. В купель принято окунаться три раза — во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Впрочем, погружаться в прорубь верующему человеку совсем необязательно. Священнослужители вообще по-разному относятся к крещенским купаниям. Некоторые считают обычай не более чем суеверием. Обычай окунаться в прорубь не предписан церковью. Человек сам решает, как ему поступить. Но в давние времена люди старались обязательно нырнуть в купель после Святок, поскольку считали, что так они очистятся от грехов ряжения и гадания.
Отец Сергий Булгаков говорил так: «…купаться зимой — значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». Такие строки мы находим в созданной им «Настольной книге для священно-церковно-служителей». Он подчеркивал, что в условиях нашего сурового климата нет смысла брать пример с палестинских богомольцев, которые могут купаться в Иордани в любое время без риска замерзнуть. Старались вынести весь мусор, поскольку верили, что в нем скрываются злые духи. В Крещенский сочельник ходили в церковь на службу. Вечером проводили обряды с помощью принесенной из храма освященной воды.
Ею окропляли избу, сараи, скот. Даже крещенский снег считался чудодейственным — его добавляли в корм для животных, чтобы те не болели. А если растопить снег и вылить полученную воду в колодец, ему не будет грозить пересыхание летом. Традиция набирать крещенскую воду в храме на год вперед сохранилась по сей день. В этот день хозяйки готовили сочиво размоченные зерна с медом , кисель, пироги с ягодами, вареники или голубцы.
Традиции и обряды Крещения Господнего
Несмотря на распространенную в народе традицию, священнослужители не рекомендуют гадать в день Крещения и накануне. С праздником Крещения связано уже множество церковных традиций и народных примет. Главная традиция в день Крещения 19 января 2023 года — нырять в крещенскую воду с очищенным телом и добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут. Крещение Господне – христианский праздник, богатый традициям, обычаями и приметами.
Крещение Господне традиции и обычаи праздника
Почему восточная Церковь остановилась именно на 6 Января для Богоявления? В основе этой даты церковные историки видят аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, явившегося в 6-й день мироздания, с Новым Адамом — Христом, источником жизни. Впервые Рождество Христово, как самостоятельный праздник, совершаемый 25 Декабря, появился на Западе. В Римской Церкви он был известен уже в 336 году в списке римских епископов, находящихся при хронографе Филокала от 354 года. В одном римском календаре под 25 декабря, уже показано: «День Рождения Христа в Вифлееме». На Востоке праздник Рождества Христова довольно позднего происхождения. В Константинополе Рождество Христово, как самостоятельный праздник 25 Декабря, празднуется впервые в 379 г. Григорий Богослов, Слово, 38. Для Антиохии свидетельством служит проповедь св. Златоуста на Рождество от 388 г.
В Иерусалиме он введен был при патриархе Ювеналии в 425 — 458 гг. Период существования единого праздника Теофании в Кафолической Церкви длился около двух веков. Это время христологических споров. Разделение праздника Теофании на две части шло в ключе выработки догматики Церкви. Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв. Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей. Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.
В песнопениях предпразднества показывается тесная связь праздника Крещения с двумя другими великими праздниками — Рождеством Христовым и Пасхой. Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, так же имеющие отношение к празднику. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника. В день навечерия Церковь в богослужении «представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения.
Канун праздника Крещения называется сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы.
В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы если совершается литургия св. Василия Великого. А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.
Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы. Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления Пост. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах так называемое «Хождение на Иордань» , ибо Христос крестился вне храма. Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею.
Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды.
Так, в кн. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения паримии , самого события Апостол и Евангелие и его значения ектеньи и молитвы , в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом.
После заамвонной молитвы в конце литургии или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» в конце вечерни настоятель в полном облачении как во время совершения литургии , а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе обычно Крест полагается на воздухе. На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды окрест стола трижды , а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ. По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии из книги пророка Исаии , в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении Кор. В Евангелии Мк.
После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» без возгласа. По завершении ектении священник настоятель громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» трижды и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.
Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник а не аналой с иконой , перед которым духовенство и певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» кондак праздника.
Великое освящение воды. Не стоит в Крещение Господне запасаться водой в больших порциях. Запрещены ссоры и скандалы. Не нужно человеку занимать мысли чем-либо плохим. Лучше не сплетничать. Тяжелый физический труд не желателен на праздник. Рукоделия под запретом.
Традиции Крещения 19 января За день до праздника, 18 января, отмечается Крещенский сочельник, или Навечерие. В храмах проходят службы и совершается первое водосвятие. Второй раз воду освящают на следующий день, 19 января. Считается, что набранная в эти дни вода обладает целительной силой. В Крещенский сочельник принято соблюдать строгий пост — так душа готовится к важному событию. Верующие стараются не есть до завершения водосвятия, и лишь по возвращении из храма накрывают постный стол. Традиционным блюдом является сочиво — вареная пшеница, рис или перловка с медом. Сочиво — традиционное постное блюдо для трапезы в канун Крещения.
Наши предки старались приготовить как можно больше разнообразных блюд, чтобы весь следующий год был благополучным. К столу подавали мясной борщ, голубцы, жаркое, колбасу, рыбу, пироги, калачи, сладости. Один из распространенных крещенских обычаев — купание в проруби. Стоит отметить, что церковь не обязывает верующих окунаться в ледяную воду. Иисус и другие израильтяне крестились в реке Иордан, где всегда тепло. Брать с них пример совсем не обязательно. С другой стороны, крещенская вода действительно является святой — недаром ее называют Великой агиасмой «святыней». Люди верят, что она способна уберечь от темных сил и болезней.
Как правильно праздновать Крещение Господне
В Крещенские дни запрещено работать, в этот день полагается забыть о мирской суете и полностью посвятить день отпущению грехов. В народных традициях в Крещение завершаются Святки. Праздник Крещение Господне тесно связан с одним из важнейших событий земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами — крещением. Традиционно праздник Богоявления пройдет в соответствии с древними обычаями и согласно священным традициям. Главная современная традиция — крещенские купания. Крещение Господне в 2024 году отметят 19 января: история и традиции. Праздник Крещение Господне тесно связан с одним из важнейших событий земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами — крещением.
Крещение Господне в 2024 году: история возникновения, традиции, приметы и запреты
Что за праздник Крещение Господне и какие его традиции нужно знать. Как называется праздник Крещения Обычаи и традиции Как правильно провести Сочельник Как освящают воду Как правильно использовать святую воду Другие способы применения крещенской воды Как подготовиться к купанию в проруби. Редакция расскажет об истории и традициях праздника. 19 января Крещение Иисуса Христа празднуется Православной церковью как один из великих двунадесятых праздников.