Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь. На Соломбальской судоверфи в Архангельске прошли съёмки многосерийного фильма «». 9 и 10 сентября «Челюскин» получил вмятины на обоих бортах, лопнул один из шпангоутов и усилилась течь судна.
Триумфальная катастрофа. Спасение экспедиции "Челюскина"
Успешное плавание длилось до Новой Земли. Там 13 августа из-за серьезной деформации корпуса образовалась течь, однако "Челюскин" продолжил путь. В сентябре судно получило вмятины по правому и левому борту, течь усилилась. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море. Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне.
Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости.
Священник Свято-Данилова монастыря и заодно дайвер отец Иннокентий надеется на божью помощь: «Несмотря на то, что у нас опыт есть и погружения в холодные среды и в плохой видимости, обстоятельства здесь, конечно, особенные. Мы сделаем все, что в наших силах, а Господь поможет сделать это благополучно».
Перед погружением надо уточнить координаты и проверить дно эхолотом, чтобы установить буй ровно над объектом. Исследователи сутки ждали, пока море немного успокоится, погружаться при двухметровых волнах было невозможно. Не сказать, что сейчас полный штиль, но отступать уже некуда.
Удастся ли в прямом смысле прикоснуться к легенде с первого захода? На водолазов давит не только груз ответственности. У каждого за спиной больше центнера!
У поверхности вода почти прозрачная, но с тридцатиметровой глубины начинается непроглядный мрак. Видно вот на таком расстоянии и все. Мы пришли на корабль, видно, что это корабль.
Второе погружение. Вокруг пелена тумана, но солнце каким-то таинственным образом освещает пятачок, где работают водолазы. Светло, однако, лишь наверху.
Даже при помощи сверхмощных фонарей камера выхватывает лишь отдельные детали «Челюскина». Руководитель экспедиции — морской инженер Артем Мельников видит в этом даже некий символизм. Настоящей легенде к лицу недоступность: «Глубина 30 метров, это глубина приближения к "Челюскину".
Это как такой снежный заряд. Как он в пургу погиб, так он там и находится. И можно сказать, что море не должно отдавать это.
И пусть оно там и находится.
На модели хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для аквалангистов. С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку "Челюскина". Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350".
Исследователи получили четкое изображение носа и средней части судна, прямоугольных иллюминаторов. Название корабля на носу и корме не сохранилось. Однако специалисты опознали объект как пароход "Челюскин". Кто искал "Челюскин" Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН — военная государственная организация, занимавшаяся подъемом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший "Челюскин".
Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно. В 1974 году координаты затонувшего "Челюскина" заново определили участники гидрографического судна "Малыгин". В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк". Аквалангисты из Магадана и Мурманска в крайне сложных условиях достигли затонувшего парохода. На поверхность они подняли несколько металлических предметов — спинку кровати, фрагмент леерного ограждения палубы и несколько болтов и гаек.
Их не передавали в музей, не подвергали экспертизе, они хранились в ныне разрушенном помещении Магаданского подводного клуба, а потом просто исчезли. Были ли они действительно с "Челюскина" — неизвестно. В 2004 году состоялась экспедиция "Челюскин-70" на научно-исследовательском судне "Академик Михаил Лаврентьев". Ее участники обследовали все известные точки координат, где ранее велись поиски. Но в 2006 году на траулере "Рогачево" та же команда вновь отправилась в Чукотское море.
Водолазы совершили несколько погружений, используя в числе прочего подводный сонар, бьющий в обе стороны на 400-500 метров.
Работали женщины, впрочем, великолепно", — писал Шмидт в книге "Поход "Челюскина". Из мурманского порта судно вышло в 04. На трудных участках планировалось проводить "Челюскин" ледоколами. На борту были 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. А также 2 995 т угля, 500 т воды, продовольствие на полтора года, объем снабжения для острова Врангеля на три года, 26 коров и 4 поросенка, которые в ходе экспедиции стали взрослыми боровами. Скот взяли, чтобы обеспечить участников свежим мясом. Неожиданный дрейф Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" шел четко по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, славившееся дурным нравом, на судне появились деформация корпуса и пробоина.
В команде стали обсуждать возможность возврата экспедиции, но решено было ее продолжать. Там же, в Карском море, случилось и приятное событие: в семье геодезиста Васильева родилась дочь, названная по месту рождения Кариной. В сентябре, когда "Челюскин" был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло.
Гибель "Челюскина" К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей. Летчики Ляпидевский, Конкин и Петров стали отрабатывать на самолетах спасение людей в ледовой обстановке. Полярный радист Эрнст Кренкель отправил в Москву радиограмму, в которой сообщалось о гибели судна. На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей. Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка.
В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? | В районе мыса Челюскин – самой северной континентальной точки в Арктике – экспедиционная корабельная группировка Северного флота провела комплексное учение по антитеррору. |
Раздавлен льдами: 85 лет назад затонул легендарный «Челюскин» - МИР 24 | Страна и мир - 24 марта 2023 - Новости Архангельска. |
Триумфальная катастрофа. Спасение экспедиции "Челюскина" | За это время участники экспедиции провели важные исследования, получили уникальные кадры легендарного парохода "Челюскин", затонувшего во льдах. |
Борода Шмидта, любовь велосипедистов и другие подробности нового сериала о челюскинцах
На Соломбальской судоверфи в Архангельске прошли съёмки многосерийного фильма «». Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина. Последующие месяцы «Челюскин» дрейфовал вместе со всем экипажем, пока 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия не был раздавлен льдами и не затонул в течение двух. Но всё-таки 112 членов команды «Челюскина» в «ответственный арктический рейс» вышли, зайдя по пути в Копенгаген (Дания), где устранили несколько дефектов корабля.
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»
В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. За 90 лет, что лежит «Челюскин» на дне Чукотского моря, не утихают споры о его судьбе, о его людях. Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина (1700-1764). «Челюскин» должен был пройти из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по СМП, закрепив опыт плавания «Сибирякова».
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея | Когда "Челюскин" был уже у цели и входил в Берингов пролив, тайфун отбросил его назад и льды унесли судно в океан на 150 миль к северу от побережья Чукотки. |
В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин» | Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина. |
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? | Аргументы и Факты | 90 лет назад, 16 июля 1933 года, на пароходе "Челюскин" из Ленинграда вышла Комплексная арктическая экспедиция, которая должна была пройти во Владивосток за одну навигацию. |
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин» | Операция по спасению экспедиции парохода "Челюскин" началась 90 лет назад. |
Морпехи Северного флота высадились на самой северной континентальной точке в Арктике
Ровно 85 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул знаменитый пароход «Челюскин». Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь. К 70-летию памяти "Челюскина" состоялась подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". По рассекреченным свидетельствам лётчиков, спасавших экспедицию Отто Юльевича Шмидта, рядом с дрейфующим «Челюскиным» был ещё один корабль – «неопознанный» Кого везли в.
90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
Одна из них - место, где 86 лет назад затонул советский пароход "Челюскин". С помощью многолучевого эхолота с борта ледокола участники экспедиции провели трёхмерную акустическую съёмку судна. Также им удалось сделать фото и видео кадры объекта с помощью подводного аппарата "Марлин — 350". Это первая качественная съёмка парохода. Но до сих пор никому не удавалось сделать ни одного кадра парохода — район, где затонул корабль, находится недалеко от Берингова пролива, а здесь очень мощное течение и мутная вода», - прокомментировал руководитель медиагруппы РГО Леонид Круглов. На фото и видео хорошо видны носовая и средняя части судна, а также прямоугольные иллюминаторы. Название парохода на носу и на корме не сохранилось.
Более 30 лет транспортное судно выполняло рейсы судов Латвийского [морского пароходства], а с 1983 года — Северного морского пароходства, — рассказал Евгений Тенетов. В конце 1987 года руководством Северного морского пароходства было принято решение отправить «Котлас» на судоремонтный завод «Красная кузница», где его переоборудовали в учебно-тренажерное судно далее — УТС и вывели из состава транспортного флота.
На сайте Korabel. В 2006 году после реорганизации структурный комплекс экспедиционного отряда вошел в состав Морской спасательной службы России. Пришвартован «Котлас» был у причала Мосеева острова в Архангельске. О будущей утилизации стало известно еще в 2022 году Источник: из архива ФГБУ «Морспасслужба» Почему судно решили утилизировать Информация о том, что судно хотят утилизировать, появилась еще в 2022 году: писали об этом и специализированные порталы , и местные СМИ. RU ответили, что решение о списании и утилизации УТС «Котлас» принято Федеральным агентством морского и речного транспорта. Когда именно, в ответе на запрос не уточняется: — По согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта собственника судно было выведено из эксплуатации, списано по всем правилам и подлежит утилизации, в связи с чем и была проведена процедура заключения договора об утилизации. Ответ от Балтийского филиала пришел, но там сообщили, что наши вопросы в их компетенцию не входят. Как ответили в ФГБУ «Морспасслужба», к дальнейшей эксплуатации «Котлас» уже «не предназначен ни при каких обстоятельствах».
RU Мы спросили у специалиста Art Pictures Vision по связям с общественностью, был ли поставлен собственник в известность, что на борту «Котласа» пройдут съемки и действительно ли весь процесс был безопасным? В пресс-службе компании 29. RU ответили так: — В настоящий момент мы находимся в диалоге с ФГБУ «Морспасслужба» и другими заинтересованными лицами, пытаемся разобраться в сложившейся ситуации. Съемки проводились на основании заключенного договора и с проведением инструктажа по технике безопасности. Эффектные кадры со съемок на судне «Котлас» Источник: 29. RU Отметим, что в январе 2023 года в правительстве Архангельской области прошло установочное совещание по съемкам сериала в Поморье. В официальном пресс-релизе сообщалось, что «в рамках всестороннего обсуждения, в котором приняли участие представители различных ведомств региона, были рассмотрены возможные площадки для съемок, определено взаимодействие по организации и обеспечению безопасности процесса и сохранению природного ландшафта». Редакция направила официальный запрос в Министерство культуры Архангельской области с просьбой рассказать, как в итоге осуществлялось взаимодействие и обеспечивалась безопасность при съемках.
Реально ли сохранить «Котлас»? Мнения и мечты У многих горожан после того, как съемки сериала прошли в Архангельске, возникли мысли, почему нельзя сохранить его для истории, сделать музеем или арт-объектом и использовать если не целиком, то его части. Такие рассуждения стали не редкостью в местных пабликах. Один из архангелогородцев пожелал высказаться об этом анонимно: — Сейчас идут съемки сериала «Челюскин», все об этом говорят, хвалят ценность и важность, восхищаются, как так киношники и реквизиторы умудрились сделать шикарные натурные декорации. К слову, съемки проходят на судне «Котлас», ставшем легендарной и неотъемлемой частью визуального ряда набережной Архангельска, одно из последних сохранившихся судов такого класса, построенных в пятидесятых. Но можно ведь порассуждать над сохранением его как музейного экспоната? Срезать квадратную надстройку, которая была построена для учебных целей, восстановить интерьеры.
Первым решил эту задачу шведский географ Адольф Эрик Норденшёльд, которому в 1878—1879 годах удалось доплыть на парусно-паровой барке «Вега» от Скандинавии до Японии. Путь занял два года, и повторить его тогдашние коммерческие караваны ещё не могли. Следующая удачная попытка северного плавания вокруг Евразии состоялась только в 1932 году, когда советский арктический исследователь Отто Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» добрался от Архангельска до Петропавловска-Камчатского. Путешествие оказалось сложным. Во льдах Чукотского моря корабль потерял винт, и до чистой воды ему удалось доплыть лишь под самодельными парусами. От Берингова пролива до Петропавловска «Сибирякова» довёл буксир. Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год. Отто Шмидт. Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года. Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек. Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола. Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю. Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд.
Чудо спасения После катастрофы "Челюскина" на льду оказалось 104 человека несколько человек по разным причинам сошли с парохода около острова Колючин в Карском море. Первым к лагерю челюскинцев пробился летчик Анатолий Ляпидевский. В составе первой спасательной команды помимо Ляпидевского были штурман Петров, второй пилот Конкин и бортмеханик Руковский. Первыми со льдины эвакуировали 10 женщин и двоих детей. Следующий рейс удалось совершить только 7 апреля. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем. За спасением челюскинцев следил весь мир. Все западные газеты того времени писали, что челюскинцы обречены на гибель. В успех спасательной операции не верили. После всего этого было триумфальный переезд через всю страну на литерном поезде в Москву и чествование героев. Летописец событий Воспоминаний о челюскинской эпопее осталось достаточно много. На мой взгляд, самые непредвзятые, беспафосные из них принадлежат нашему земляку Александру Миронову. На "Челюскине" он был матросом 2-го класса. Он был профессиональным моряком, а после службы стал писателем. Его школьным учителем был классик белорусской детской литературы Янка Мавр. В Минске его квартира находилась в знаменитом доме напротив цирка, хотя мемориальной доски в его честь там нет. В 1950 году Миронов купил дачу в Коктебеле. На деньги Янки Мавра к даче была пристроена веранда и многочисленные семейства Янки Мавра и породнившегося с ним Якуба Коласа они были сватами всегда были желанными гостями у Миронова.